Научная статья на тему 'Полоролевое развитие подростков с умственной отсталостью'

Полоролевое развитие подростков с умственной отсталостью Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
8368
565
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ / ПОЛ / РОЛЬ / ИДЕНТИФИКАЦИЯ / MENTAL RETARDATION / SEX / GENDER / IDENTIFI CATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мачильская Анастасия Петровна

В статье рассматривается проблема психосексуального развития подростков с умственной отсталостью. Выбор данной категории лиц обусловлен изучением особенностей их перехода к взрослой жизни и возможности психолого-педагогического сопровождения в условиях поддерживаемого проживания. Особое внимание уделено аспектам половой идентификации и дифференциации отношения к своему и противоположному полу, а также освоение половых ролей подростками c умственной отсталостью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мачильская Анастасия Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Полоролевое развитие подростков с умственной отсталостью»

А. П. Мачильская

ПОЛОРОЛЕВОЕ РАЗВИТИЕ ПОДРОСТКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Половое воспитание — одна из наиболее трудных проблем в воспитательном процессе. В лучшем случае половое воспитание сводится к вопросам гигиены. Такое отношение к теме сексуальности объясняется многими причинами, в первую очередь культурными и религиозными традициями общества. В семейном воспитании часто стремятся обходить данную тему, полагая, что ответы на вопросы, связанные с полом, дети и подростки получат в жизни. Сложнее дело обстоит, когда речь идет о людях с интеллектуальными нарушениями, которые развиваются особым путем вследствие разных причин и отличаются от так называемого «нормального» большинства.

Умственная отсталость характеризуется нарушением когнитивных, речевых, двигательных функций. При этом наблюдается весь диапазон психических расстройств. Адаптивное поведение нарушено всегда, но в защищенных социальных условиях, когда обеспечена поддержка, это нарушение у лиц с легкой степенью умственной отсталости может не иметь явно выраженного характера [1]. У детей и подростков с умственной отсталостью отмечаются различные нарушения в развитии личности, обусловливающие значительные сложности при формировании социальных связей и отношений. На нарушение социальной адаптации умственно отсталых подростков могут влиять и отклонения в психосексуальном развитии [2].

В детстве у большинства детей с легкой степенью умственной отсталости можно наблюдать те же любопытство и переживания, что и у других детей и подростков. При этом они недостаточно осознают, что их волнует, плохо вербализируют свои проблемы [3]. Подростки с психическим недоразвитием имеют значительно меньше, чем у здоровых, знаний о половых особенностях и отношениях между людьми, у них недостаточно развита половая идентификация. Способы выражения сексуальных чувств для умственно отсталых подростков характерны в той же степени, что и для здоровых. Обнаружено, что у умственно отсталых хронологически задерживается не только физическое половое созревание, но и освоение соответствующей половой роли [4].

Подростки с умственной отсталостью представляют собой группу риска по сексуальным злоупотреблениям в связи с недостаточными способностями к полноценному пониманию и усвоению социальных норм и эталонов взаимоотношений, в том числе и полоролевых. Потребность в изучении полоролевых представлений подростков определяется недостаточной готовностью к будущей жизни.

По мнению С. В. Андреевой [2], в работе с детьми и подростками с нарушением в развитии необходимо учитывать степень их готовности к изучению той или иной темы. Дети одного возраста могут существенно отличаться по уровню физического и психического развития, поэтому без индивидуального подхода работа по половому воспитанию невозможна. Некоторые темы нужно изучать на классных занятиях, та-

© А. П. Мачильская, 2011

кие, например, как общие вопросы гигиены, изучение частей тела и их функций, умение проявлять свои чувства и понимать чувства других. Изучение других тем, таких как защита от насилия, пользование косметикой, проявления любви, требует индивидуального подхода.

В связи с актуальностью проблемы и ее недостаточной изученностью представляется важным исследовать аспекты половой идентификации и дифференциации отношения к своему и противоположному полу, а также освоение половых ролей подростков с умственной отсталостью. Выбор данной категории лиц обусловлен изучением особенностей их перехода к взрослой жизни и возможности психолого-педагогическо-го сопровождения в условиях поддерживаемого проживания. Эта проблема становится все более актуальной для нашей страны в связи с социальной интеграцией людей с ограниченными возможностями здоровья в общество.

Большие сложности исследования связаны с отсутствием соответствующих формализованных методик, которые позволяли бы дифференцированно оценивать достигнутый уровень психосексуального развития, осведомленности в вопросах пола, полоролевой идентификации. Кроме того, существует явный дефицит методик, специально созданных или адаптированных для детей и подростков с нарушением психического развития.

Для изучения степени психосексуального развития нами были использованы различные методы: изучение анамнеза, наблюдение, беседа, проективные методики: рисуночный тест К. Маховер [5], модифицированный опросник для изучения осведомленности в вопросах пола Н. В. Александровой [4], «Опросник для выяснения уровня психосексуального развития» С. В. Андреевой [2]. Достоверность полученных результатов определялась по критерию Манна—Уитни и с помощью корреляционного анализа по критерию Пирсона.

В исследовании участвовали 52 учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида в возрасте от 14 до 16 лет с легкой степенью умственной отсталости, а также 50 учащихся общеобразовательной школы в возрасте от 14 до 16 лет с нормальным интеллектуальным развитием.

При наблюдении за подростками удалось определить особенности общения в кругу сверстников и взрослых, их пристрастия, полоролевые проявления, реакции на замечания по поводу внешнего облика.

Наблюдения за подростками показали, что по внешнему виду девушки мало отличались от юношей: они имели короткие стрижки, носили брюки, рубашки, избегая характерной женской одежды (юбки, платья). Только некоторые девушки имели длинные волосы, меняли прически, украшения для волос. Почти у всех подростков наблюдались реакции проявления внимания к противоположному полу, совместные игры, обсуждение всего, что касается взаимоотношений полов, иногда отмечалась влюбленность с попытками ухаживания.

Беседа как метод получения информации на основе вербальной коммуникации позволяет изучить уровень психосексуального развития, но трудна для данного контингента из-за речевых нарушений, а также в силу того, что некоторые из подростков понимают обращенную к ним речь ограниченно. Тем не менее в целом беседа оказалась результативной. Подростки охотно рассказывали, какими должны быть мужчина и женщина, какая одежда им нравится, что они обычно любят делать. Некоторые из них говорили о будущем, другие рассказывали о своих симпатиях. Беседа проводи-

лась индивидуально и включала следующие вопросы: внешний вид мужчин и женщин (одежда, прическа, опрятность, аккуратность), умение пользоваться косметическими средствами, признаки взросления мужчин и женщин, психологические характеристики мужчин и женщин.

Приведем примеры беседы с подростками, которая подразумевала ответы на вопросы:

Беседа с Татьяной, 15 лет:

1) Половая принадлежность — «Девочка».

2) Одежда мужчин и женщин, прическа — «Юбки, платья, бусы, заколки должны быть у девушки, даже сумка. Мужчина должен штаны чистые носить, иногда галстук по праздникам. Девушка на бигудях должна спать, чтоб красиво было. А мужчина должен стричься в парикмахерской».

3) Умение пользоваться парфюмированными и косметическими средствам — «Губной помадой пользуюсь, дезиками всякими. Шампунь, лак для волос, бывает еще для ногтей — нужны, чтобы красоту наводить. Зубы часто надо чистить, руки мыть».

4) Признаки взросления мужчин и женщин — «Все высокие становятся и толстые. Я худая была, а теперь много ем».

5) Характер мужчин и женщин — «Женщина должна быть доброй, красивой и симпатичной. Мужчина — высокий, красивый, сильный».

Беседа с Кириллом, 16 лет:

1) Половая принадлежность — «Мужчина».

2) Одежда мужчин и женщин, прическа — «Одежду девушки должны носить красивую: платье, юбки, каблуки. Мужчины должны носить штаны, рубашки, свитера. Прически можно разные носить. Мужчинам лучше коротко стричься, а у женщины могут и длинные и короткие волосы».

3) Умение пользоваться парфюмированными и косметическими средствами — «Дома пользуюсь шампунем, зубной пастой, дезодорантом (мама купила), чтобы быть чистым и не болеть».

4) Признаки взросления мужчин и женщин — «Тело вырастает, борода растет у мужчины, плечи широкие. Женщины высокими становятся, деловыми (работают за компьютером)».

5) Характер мужчин и женщин — «Женщины — улыбающиеся, добрые, красивые. Мужчины — сильные, заботливые».

Результаты беседы показали, что в целом обследуемая группа воспитанников имеет достаточную информированность в вопросах половой принадлежности, гигиены, внешнего вида, одежды, прически. Между тем ответы по возрастным изменениям мужчин и женщин показали недостаточную осведомленность в этих вопросах.

При использовании рисуночного теста испытуемым предъявляли две инструкции (с дополнительной инструкцией нарисовать мужчину и женщину в одежде и без одежды): «Нарисуй человека своего пола» и «Нарисуй человека противоположного пола». Обязательно уточняли понимание инструкции. Время рисования не ограничивали. При оценке учитывалось изображение половых признаков человека своего и противоположного пола на двух рисунках (в одежде и без нее). Оценивали изображение фигуры по особенностям внешнего вида, одежды, прически, первичных и вторичных половых признаков, а также по дополнительным признакам половой идентификации: лица, глаз, губ.

Результаты исследования показали, что половая идентификация мужчин и женщин в рисунках подростков с умственной отсталостью проявляется во внешней атрибутике (фигуре, одежде, прическе). В рисунках подростков (как юношей, так и девушек) преобладает подчинение власти женщины, придается большое значение так называемым женским идентификациям (женский персонаж более отчетливо прорисовывают как юноши, так и девушки). Это может свидетельствовать о влиянии «женского воспитания». Дома, как правило, воспитанием детей занимаются мамы и бабушки, и в образовательном учреждении персонал в основном состоит из женщин.

В отличие от рисунков подростков с умственной отсталостью, в контрольной группе с заданием нарисовать мужчину и женщину справлялись все обследуемые. Практически на всех рисунках были полно отражены не только признаки внешнего вида, одежды и прически, но и первичные признаки идентификации обоих полов. В нескольких рисунках не были прорисованы первичные половые признаки (при рисовании «без одежды»). Подростки рисовали фигуры либо в профиль, либо прикрывали половые органы кленовым листом, объясняя это своим стеснением и религиозным воспитанием.

Анализ результатов, полученных с помощью опросника осведомленности в вопросах пола подростков с легкой умственной отсталостью, показал, что отличительные признаки мужчин и женщин были перечислены и касались они в основном внешнего вида. Мало кто из подростков в этой группе отметил первичные половые признаки. Представление о беременности у умственно отсталых подростков было примитивным. Они дали ответы, что женщина носит ребенка в животе, но в каком органе, сколько месяцев и как наступает беременность, не смог ответить ни один из обследуемых.

На вопрос «Как рождается ребенок?» умственно отсталые подростки давали следующие ответы: «Ребенок выходит из живота», «Женщине режут живот», «Ребенка рожают в поликлинике или больнице», «После рождения ребенку обрубают пупок и моют». На вопрос «Какую роль играет в рождении ребенка отец?» были даны ответы, что «отец покупает памперсы», «пеленает и мусор выносит», «он должен быть добрый». На вопрос «Как может женщина предохраняться от беременности?» были получены ответы: «Не знаю», «Сидеть дома», «Не целоваться». На вопрос «Что такое изнасилование?» подростки с умственной отсталостью отвечали: «Не знаю», — пожимали плечами либо указывали на физическое насилие: «Когда бьют, пытают», «Закрывают дома и требуют деньги».

Подростки с нормальным интеллектуальным развитием продемонстрировали достаточную осведомленность в данных вопросах.

Опросник для выяснения уровня психосексуального развития представляет собой семь вопросов и семь комплектов картинок, на которых изображены девочки и мальчики, мужчины и женщины, бабушки и дедушки, то есть мужчины и женщины в разных возрастах. С помощью опросника, необходимо было выяснить: знают ли подростки с умственной отсталостью, какого они пола; различают ли мальчиков и девочек; если различают, то по каким признакам: внешности (волосы, губы, глаза и т. д.), одежде (платье, брюки, туфли, др.), первичным (половые органы) и вторичным половым признакам (грудь, волосяной покров); различают ли возрастные изменения в половом развитии: мальчиков/юношей/мужчин и девочек/девушек/женщин, происходит ли процесс половозрастной идентификации «маленький/молодой/взрослый», изменение с возрастом полоролевых стереотипов (девочка играет с куклой, мама варит суп, бабушка вяжет носки и т. п.).

При обработке результатов опросника психосексуального развития подтвердились данные о половой идентификации умственно отсталых подростков в основном по внешним признакам одежды и прически и почти полное отсутствие ее по первичным и вторичным половым признакам. Понятия возрастных изменений пола и половых ролей были выражены, но очень примитивно.

По результатам исследования можно сделать вывод, что психосексуальное развитие подростков с умственной отсталостью происходит с отставанием от нормального под влиянием интеллектуального недоразвития, а также связано не только с биологическим фактором, но и, что самое главное, с факторами социальными — воспитанием, позицией матери, ближайшего окружения.

Низкая осведомленность в вопросах пола свидетельствует о недостаточной работе с подростками с умственной отсталостью по половому воспитанию в семье и школе. Данная группа подростков нуждается в особой помощи в плане психосексуального развития: подросткам необходимо помочь скорректировать полоролевое поведение, половозрастную идентификацию, дать информацию по различным вопросам полов. Поэтому в целях профилактики и коррекции психосексуального развития, для предотвращения рискованного полового поведения необходимо проводить половое воспитание в условиях интерната, специальных (коррекционных) школ (классов), в семье. На актуальность данной проблемы указывает необходимость адекватного решения полового воспитания умственно отсталых людей, поскольку оно способно смягчить возникающие у них серьезные переживания, ослабить трудности, появляющиеся в процессе общения с лицами противоположного пола. Половое воспитание перестанет быть проблемой, если станет неотъемлемой частью воспитания ребенка в целом.

Литература

1. Исаев Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков. СПб.: Речь, 2003. 391 с.

2. Андреева С. В. Половое воспитание детей и подростков с особыми потребностями. Псков: ПО-ИПКРО, 2004. 75 с.

3. Исаев Д. Н., Каган В. Е. Половое воспитание детей: медико-психологические аспекты. 2-е изд., перераб. и доп. Л.: Медицина, 1988. 160 с.

4. Шипицына Л. М. Необучаемый ребенок в семье и обществе. СПб: Дидактика плюс, 2002. 484 с.

5. Маховер К. Проективный рисунок человека. М.: Смысл, 2003. 154 с.

Статья поступила в редакцию 28 декабря 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.