Научная статья на тему 'Функции и качества руководителя'

Функции и качества руководителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1217
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Функции и качества руководителя»

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ФУНКЦИИ И КАЧЕСТВА РУКОВОДИТЕЛЯ

А.А.КОЗЛОВ, зам. декана факультета экономики и права ИПКПК

МГУ им. Н.П. Огарева, доцент

В соответствии с

современными представлениями суть работы руководителя сводится к выполнению ряда функций, среди которых нужно выделить прежде всего стратегическую, заключающуюся в постановке целей организации на основе анализа ситуации и прогнозирования, координации процесса разработки стратегии и составления планов. В обычных условиях она считается главной.

На новом этапе НТР все большее значение приобретает экспертно-инновационная функция, тесно связанная с предыдущей. В процессе ее реализации руко-

Постоянно растущее значение человеческого фактора в жизни организации выводит на одно из первых по значению мест социальную функцию, выполняя которую руководитель создает в организации благоприятный морально-психологический климат, атмосферу комфорта, поддерживает существующие традиции и стандарты поведения и формирует новые, помогает подчиненным в трудную минуту.

В различных ситуациях и на разных уровнях управления те или иные функции и качества руководителя имеют неодинаковое значение. Так, в период создания

водитель направляет разработку и внедре- или перестройки организации прежде все-

ние новых видов продукции и услуг, соз-

го нужны руководители-предприниматели,

дает условия для соответствующей пере- создающие концепцию развития, прини-

стройки организации и системы управления ею, постоянно знакомится с новинками и проводит необходимые консультации с подчиненными.

Одной из основных функций руководителя является административная, включающая целый ряд подфункций. Это контрольная, заключающаяся в оценке промежуточных и конечных результатов деятельности организации, проведении ее необходимой корректировки; организационная, связанная с созданием необходимых условий деятельности: распределением

среди исполнителей полномочий, задач, ресурсов, инструктированием и пр.; направляющая, с помощью которой происходит координация непосредственной работы людей; кадровая, заключающаяся в организации подбора, ориентации, обучения, развития персонала; стимулирующая, которая предполагает действия, направленные на убеждение и воодушевление исполнителей, их поощрение за успешно выполненную работу, наказание за провинности.

В век информации все большую роль играет коммуникационная функция, сводящаяся к проведению совещаний, приему посетителей, ответам на письма и телефонные звонки, распространению информации, проведению переговоров, деловому

представительству.

мающие ответственные решения и смело берущие на себя риск последствий, и руководители-лидеры, увлекающие людей новыми перспективами, раскрывающие их способности и направляющие на решение поставленных задач.

В период стабильного развития на первый план выдвигаются руководители-плановики, создающие, исходя из текущих

реалии, планы и программы развития с «дозированным» риском, а также руководители-администраторы, осуществляющие в соответствии с плановыми заданиями организаторскую, координирующую, контролирующую деятельность с помощью приказов, поощрений и наказаний.

В управленческой иерархии выделяются три уровня руководителей: высшего, среднего и низшего звена.

Основные задачи высших руководителей организации состоят в формулировке ее миссии, ценностей, политики, основных стандартов деятельности, формировании структуры и системы управления, представительстве на переговорах с государственными органами и главными контрагентами.

Функции высших руководителей чрезвычайно сложны, разноплановы, требуют глубоких и всесторонних знаний, аналитических способностей, задатков по-

№ 1, 2000

литика, дипломата, публициста, оратора. ром, управляющим персоналом только при

Поскольку сегодня каждый человек в отдельности таким критериям отвечать не в состоянии, высшее руководство реализует их в составе команды, где первое лицо является уже не «боссом», а первым среди равных. Последнее обстоятельство ослабляет борьбу за власть и тем самым облегчает смену поколений менеджеров.

В работе руководителя много привлекательного. Она предоставляет широкие возможности для развития личности, престижна, придает человеку достоинство, приносит уважение окружающих, наконец, просто захватывающа и увлекательна, так как предполагает решение сложных проблем, часто в неопределенных или критических ситуациях и в самые сжатые сроки. Для этого руководителю, особенно крупной организации, приходится выполнять в течение рабочего дня до двухсот различных видов деятельности, часто бывать в других городах и странах, общаться с са-

мыми разными людьми

подчиненными,

коллегами, партнерами, политиками, общественными деятелями, акционерами и т.п., к каждому из которых, чтобы добиться успеха, необходимо подобрать свой «ключ».

помощи голого принуждения.

С ростом образовательного и культурного уровня работников, осознанием ими себя как личностей роль диктатора перестала отвечать реальным потребностям практики управления. У руководителя появилась новая роль — отца семейства, не только отдающего распоряжения, наказывающего или вознаграждающего, но и создающего благоприятный моральнопсихологический климат, разрешающего межличностные конфликты, поддерживающего своих подчиненных на работе, а порой и в повседневной жизни.

Современная научно-техническая революция кардинально изменила условия и характер производства. Технологические и социальные процессы стали чрезвычайно сложными, а знания и квалификация исполнителей, их независимость настолько возросли, что руководитель уже не в состоянии единолично управлять всем. При таких обстоятельствах вновь меняется его роль: он становится организатором самостоятельной работы подчиненных, объединенных в команды. Диктаторские замашки и патернализм в данной ситуации практически исключены, их место зани-

Основная задача руководителя состо- мают деловое сотрудничество и консуль-

ит не в том, чтобы сделать ту или иную работу самому, а в том, чтобы, изучив ситуацию и наметив план действий, организовать ее выполнение силами подчиненных, проконтролировать и оценить их действия, вознаградить отличившихся. Понятно, что попытка совместить все это с исполнительской деятельностью большей

''/

тирование.

По мнению известного американского специалиста в области менеджмента Г. Минцберга, современный руководитель выполняет в рамках своей повседневной деятельности следующие управленческие функции: межличностную («символ власти», лидер, увлекающий сотрудников на достижение целей, связник в команде управленцев), информационную («нервный центр», концентрирующий информацию и распространяющий ее среди подчиненных, «представитель», передающий информацию во внешний мир), решающую («предприниматель», планирующий и на-

частью обречена на провал.

Выполняя свои обязанности, руководитель выступает в определенной социальной роли, характер которой в процессе развития общества меняется. В период, когда работники в большинстве своем представляли серую безликую массу, обладали низким уровнем образования и чинающий изменения в организации, «ли-

универсальными навыками, постоянно на- квидатор нарушений», корректирующий ее

деятельность в нестандартных ситуациях, «распределитель ресурсов» и «посредник»).

По своей ориентированности на определенный характер действий руководители любого звена делятся на активных и

ходились под страхом увольнения и в то же время пребывали в постоянной готовности взбунтоваться из-за невыносимых условий жизни и труда, от руководителя требовалось быть беспощадным диктато-

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

пассивных. Основная цель пассивных состоит в сохранении любой ценой своих позиций, в организации традиций, дополнительно гарантирующих стабильность. В противоположность им активные руководители стремятся к расширению сферы своего влияния как для получения еще большей власти, так и ради совершенствования организации и достижения общего блага.

По способам действия пассивных руководителей можно условно разделить на две группы. Одни, получившие в западной управленческой литературе название мастеров, пытаются сохранить свое положение путем тотального контроля за подчиненными, требования от исполнителей безраздельного подчинения, пресечения критики в свой адрес, препятствия коммуникациям, отказа от нововведений и любого риска, от всего того, что может это положение поколебать и вскрыть их некомпетентность.

Другие, именуемые людьми компании, создают впечатление бурной деятельности и занятости проблемами организации и стараются убедить окружающих в своей незаменимости. На самом деле они лишь «скользят по поверхности», давая советы общего плана и не вмешиваясь в реальные процессы.

Пассивные руководители обоих типов ставят на первое место свои собственные интересы, безразличны к нуждам организации в целом и каждого ее члена в отдельности, иными словами, оказываются ориентированными на себя. Так же на себя ориентированы представители двух из трех основных типов активных руководителей.

Первый тип получил условное название «борцов с джунглями». Эти люди стремятся к безраздельной власти, воюют против всех, считая их если не реальными, то потенциальными врагами, и используют в этой войне своих подчиненных, «устилая» ими путь к своему торжеству. В зависимости от применяемых при этом методов они делятся на две разновидности: «львов», действующих в открытую, и

должность как таковая, сколько процесс ее получения. Поэтому они активно участвуют в различных кампаниях, довольствуются сиюминутными победами, добиваясь их любой ценой, а с реальными делами справляются плохо и на практике больше разрушают, чем создают.

К третьему, ориентированному на организацию, типу активных руководителей относятся так называемые открытые, стремящиеся к власти ради преобразований в интересах общего блага. Обычно это высоконравственные люди, зрелые профессионалы. Они строят свое видение будущего и ставят перед собой цели в соответствии с реальными потребностями организации и ее членов, используют власть в интересах других, считаются с критикой, стимулируют у подчиненных творческий подход к делу и своим обязанностям, поощряют всесторонние контакты.

Качества, присущие открытым руководителям, большинство специалистов разделяет на три группы: профессиональные, личные и деловые.

К профессиональным качествам относятся те, которые характеризуют любого грамотного специалиста и обладание которыми служит необходимой предпосылкой выполнения им обязанностей руководителя. Такими качествами являются:

- компетентность в соответствующей профессии, формирующаяся на основе образования и производственного опыта;

- широта взглядов, базирующаяся на общей эрудиции и глубоком знании как своей сферы деятельности, так и смежных с ней;

- стремление к приобретению новых знаний, постоянному самосовершенствованию, критическому восприятию и переосмыслению окружающей действительности;

- поиск новых форм и методов работы, помощь окружающим, их обучение;

- умение планировать свою работу.

Личные качества руководителя также

мало чем должны отличаться от качеств других работников, желающих, чтобы их

«лис», в основном занимающихся интри- уважали и с ними считались, поэтому об-

гами.

Второй тип ориентированных на себя активных руководителей — «игроки». Для них интерес представляет не столько сама

ладание ими - тоже всего лишь предпосылка успешного руководства. Здесь можно упомянуть:

- высокие моральные стандарты;

№ 1, 2000

вье;

- высокий уровень внутренней куль-

физическое и психическое здоро- убедить в правильности своей точки зрения, повести за собой;

- инициативность, оперативность в решении проблем, умение быстро выбрать главное и сконцентрироваться на нем, но при необходимости так же быстро и легко перестроиться;

- способность управлять собой, своим поведением, рабочим временем, взаимоотношениями с окружающими;

- стремление к преобразованиям, нововведениям, готовность идти на риск самому и увлекать за собой подчиненных.

Требования к руководителям в отношении этих качеств неодинаковы на различных уровнях управления. На низших, например, в большей степени ценятся ре-

шительность, коммуникабельность, некоторая агрессивность; на высших на первое место выдвигаются организаторские способности, стремление к преобразованиям, к новому, умение организовать коллектив-

туры;

- отзывчивость, заботливость, благожелательное отношение к людям;

- оптимизм, уверенность в себе.

Однако руководителем человека делают не профессиональные или личные, а деловые качества, к которым относятся:

- умение создать организацию, поставить и распределить среди исполнителей задачи, обеспечить их деятельность всем необходимым, координировать и контролировать ее осуществление;

- доминантность,

честолюбие, стремление к власти, личной независимости, к лидерству в любых обстоятельствах, а порой и любой ценой, завышенный уровень притязаний, смелость, решительность, напористость, воля, бескомпромиссность в отстаивании своих прав;

- контактность, ность, умение расположить к себе людей,

коммуникабель- ное творчество.

ЗАДАЧИ И ПРОБЛЕМЫ ИНЖЕНЕРНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

А.А.АШРЯТОВ, доцент кафедры источников света МГУ им.Н.П.Огарева А.С.ФЕДОРЕНКО, профессор кафедры источников света МГУ им.Н.П.Огарева,

А.В.ХАРИТОНОВ, зав. кафедрой источников света МГУ им.Н.П.Огарева

В настоящее время является обще- ком, чтобы выступать действительно движущей силой технического и социального прогресса. А именно такая функция свойственна, по нашему мнению, настоящим

признанным, что, поскольку инженерно-технические кадры занимаются различными аспектами научно-исследовательской, организационной и производственной деятельности, их профессиональная подготовка должна быть многоплановой. Инженер должен иметь хорошую подготовку по фундаментальным, точным, естественным дисциплинам - физике, математике, химии, а также по информатике, иностранным языкам, обладать достаточными сведениями по экологии, экономике, психологии, глубоко усвоенными общечеловеческими ценностями гуманитарных наук. Другими словами, он должен быть всесторонне и глубоко образованны^ челове-

инженерам.

Техническая мысль человека развивалась с момента зарождения цивилизации и была изначально ее двигателем, так как любое изобретение, даже самое простое приспособление, давало определенные преимущества его обладателям перед другими. Многовековое накопление знаний, их интеграция в общее мировое информационное пространство сформировали естественные науки, их последующая дифференциация привела к появлению самостоятельных технических дисциплин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.