Научная статья на тему 'Задачи и проблемы инженерного образования'

Задачи и проблемы инженерного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
362
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Задачи и проблемы инженерного образования»

№ 1, 2000

вье;

- высокий уровень внутренней куль-

физическое и психическое здоро- убедить в правильности своей точки зрения, повести за собой;

- инициативность, оперативность в решении проблем, умение быстро выбрать главное и сконцентрироваться на нем, но при необходимости так же быстро и легко перестроиться;

- способность управлять собой, своим поведением, рабочим временем, взаимоотношениями с окружающими;

- стремление к преобразованиям, нововведениям, готовность идти на риск самому и увлекать за собой подчиненных.

Требования к руководителям в отношении этих качеств неодинаковы на различных уровнях управления. На низших, например, в большей степени ценятся ре-

шительность, коммуникабельность, некоторая агрессивность; на высших на первое место выдвигаются организаторские способности, стремление к преобразованиям, к новому, умение организовать коллектив-

туры;

- отзывчивость, заботливость, благожелательное отношение к людям;

- оптимизм, уверенность в себе.

Однако руководителем человека делают не профессиональные или личные, а деловые качества, к которым относятся:

- умение создать организацию, поставить и распределить среди исполнителей задачи, обеспечить их деятельность всем необходимым, координировать и контролировать ее осуществление;

- доминантность,

честолюбие, стремление к власти, личной независимости, к лидерству в любых обстоятельствах, а порой и любой ценой, завышенный уровень притязаний, смелость, решительность, напористость, воля, бескомпромиссность в отстаивании своих прав;

- контактность, ность, умение расположить к себе людей,

коммуникабель- ное творчество.

ЗАДАЧИ И ПРОБЛЕМЫ ИНЖЕНЕРНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

А.А.АШРЯТОВ, доцент кафедры источников света МГУ им.Н.П.Огарева А.С.ФЕДОРЕНКО, профессор кафедры источников света МГУ им.Н.П.Огарева,

А.В.ХАРИТОНОВ, зав. кафедрой источников света МГУ им.Н.П.Огарева

В настоящее время является обще- ком, чтобы выступать действительно движущей силой технического и социального прогресса. А именно такая функция свойственна, по нашему мнению, настоящим

признанным, что, поскольку инженерно-технические кадры занимаются различными аспектами научно-исследовательской, организационной и производственной деятельности, их профессиональная подготовка должна быть многоплановой. Инженер должен иметь хорошую подготовку по фундаментальным, точным, естественным дисциплинам - физике, математике, химии, а также по информатике, иностранным языкам, обладать достаточными сведениями по экологии, экономике, психологии, глубоко усвоенными общечеловеческими ценностями гуманитарных наук. Другими словами, он должен быть всесторонне и глубоко образованны^ челове-

инженерам.

Техническая мысль человека развивалась с момента зарождения цивилизации и была изначально ее двигателем, так как любое изобретение, даже самое простое приспособление, давало определенные преимущества его обладателям перед другими. Многовековое накопление знаний, их интеграция в общее мировое информационное пространство сформировали естественные науки, их последующая дифференциация привела к появлению самостоятельных технических дисциплин

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

й способствовала выделению отдельных специальностей. Безусловно, формирование этих специальностей происходило значительно раньше и определялось развитием той или иной отрасли науки.

Известно, что первые университеты в Европе появились в XII в. В России первый университет был открыт только в 1755 г., хотя до этого существовала известная всем Славяно-греко-латинская академия, преобразованная в 1687 г. из открытого при Московской типографии (1553) Греческого училища, и еще несколько высших учебных заведений. Так, в 1649 г. в Москве было организовано Анд-

1666 г. - Иоанно-

а в

реевское,

Богословское братство, в 1663 г. открылось Патриаршее Чудовское училище. Еще раньше, в 1632 г., на юго-западе Руси была

Киево-Могилянская

в России насчитыва-

открыта

(коллегия) - первое русско-украинское высшее учебное заведение на Руси, давшее толчок развитию народного просвещения. Начало подготовки инженеров в России, по-видимому, следует связывать с образованием в 1779 г. Московской землемерной школы, преобразованной затем в Межевой институт.

К началу XX лось 9 университетов. Среди них - Тартуский (1802), Казанский (1804), Харьковский (1805), Санкт-Петербургский (1819), Одесский (1865), Черновицкий (1875), Томский (1880). Специальное высшее образование осуществлялось Санкт-Петербургским горным (1773), Львовским (1844), Харьковским (1885), Томским (1896) политехническими, Московским институтом инженеров железнодорожного транспорта (1896), Киевским политехническим (1898), Днепропетровским горным (1899), Санкт-Петербургским политехническим институтом (1899).

Уже в конце XIX в. были сформулированы основные принципы подготовки инженеров: глубокие фундаментальные

знания, практические навыки, широкая образованность. Реализация указанных принципов в системе инженерного образования России способствовала получению высококвалифицированных специалистов, созданию российской инженерной школы, закрепила международный авторитет российских инженеров.

В дальнейшем развитие инженерного образования в России во многом было связано с экстенсивным развитием промышленности в стране. Этим фактором определялась и подготовка инженерных кадров. В 1992 г. в России насчитывалось более 500 вузов, в которых работало около 60 % всех ученых страны. Советский период, при сохранении многих традиций российской инженерной школы, характеризуется и многими негативными моментами, приведшими к нивелировке инженерного труда, снижению социальной значимости и престижности инженерного образования.

Начавшаяся одновременно с перестройкой стагнация производства губительно сказывается на уровне инженерного образования. Промышленные предприятия, отраслевые институты, после акцио-

академия нирования попав в тяжелое экономическое

положение, практически не проявляют интереса к выпускникам. Другими словами, уже почти десятилетие отсутствует социальный заказ на инженеров. Положение начало меняться с 1997 г. Сегодня в Мордовии ОАО «Лисма» и другие заводы снова испытывают потребность в молодых специалистах.

В Московском энергетическом институте предложили ступенчатую подготовку инженеров: инженер-техник (бакалавр), инженер-исследователь (магистр). По нашему мнению, и тех и других можно было бы готовить строго по заказу заинтересованных фирм. Государственным образовательным стандартом высшего профессионального обучения регламентируется подготовка «унифицированных» инженеров, что, как нам кажется, более верно и отвечает запросам промышленности. Подготовка инженеров с узкой специализацией остается в ведении регионального компонента образовательного стандарта.

Согласно решениям (рекомендациям) Международной конференции по окружающей среде и развитию, проходившей в Рио-де-Жанейро в 1992 г., экологическое образование и воспитание приобретает приоритетное значение. На федеральном уровне развитие экологического образования и воспитания предусмотрено в качестве одного из важнейших направлений государственной стратегии. Госкомвуз России по рекомендации совета по экологиче-

скому образованию УМО университетов экологического образования», выполняе-

принял решение о включении в государственные образовательные стандарты всех направлений и специальностей курсов по экологии и охране природы объемом до 120 ч. Кроме того, в блоки элективных

дисциплин

рекомендовано

одить

предметы природоохранного и экологического содержания.

Наиболее сильное влияние на окружающую среду оказывают техногенные воздействия промышленного производства. Это связано прежде всего с внесением в экосистемы загрязняющих веществ, являющихся неизбежными, пока неутилизи-руемыми побочными продуктами технологий. Кроме того, в процессе производственной деятельности экосистемы радикально меняются, вплоть до деградации.

Если первая проблема решается при помощи специальных приемов и методов, то втооая - исключительно

вторая -экологически

путем

корректного природопользования. В связи с этим нам представляется, что инженер должен быть знаком с основами экологически корректного природопользования,

фундаментальными основами экологии -со структурой и законами функционирования экосистем всех уровней иерархии. Такой курс, безусловно, должен читаться студентам профессионалом-эколсМан. же касается вопросов о техногенном воздействии промышленного производства, то, на наш взгляд, предпочтительным было бы их изучение студентами технических специальностей под руководством специалиста, в совершенстве владеющего технологией производства, знающего наиболее слабые с точки зрения экологии стороны техпроцессов и соответственно способного обратить внимание на все нюансы экологии и методологически четко сформулировать инженерную задачу.

Необходимо отметить, что кафедра светотехники и источников света (СИС) участвовала в научно-исследовательской работе по направлению «Производство экологически чистых и энергосберегающих источников оптического излучения» темы «Производство экологически чистых и энергосберегающих товаров средствами

мой Мордовским госуниверситетом (руководитель доктор технических наук В.Ф.Белов) в консорциуме с Шведским и Финским университетами по Транс-Европейской схеме сотрудничества в высшем образовании ТЕМПУС-ТАСИС. По указанному направлению на кафедре СИС был разработан перспективный учебный план подготовки инженеров по специализации «Экология светотехнического производства» специальности «Светотехника и источники света» (экологические дисциплины составляют 25 % от общего объема учебной нагрузки), а также (совместно со специалистами ОАО «Лисма») бизнес-план по созданию баз практик по экологически чистым и энергосберегающим источникам света на ОАО «Лисма».

Анализ учебных планов, изученных мобильной группой при поездке в Швецию в Йончепингский университет по каналам Интернет, показал, что учебный план специализации «Экология светотехнического производства» специальности СИС на 80 % совпадает с учебными планами европейских и американских вузов, изучающих аналогичные проблемы.

Сформулируем основные задачи, стоящие в настоящий момент перед инженерным образованием.

1. Усиление связи выпускающих кафедр с промышленными предприятиями и научно-исследовательскими институтами.

2. Определение потребности в инженерно-технических кадрах с учетом требуемых специализаций.

3. Разработка учебных планов специальностей с учетом регионального компонента (единое информационное образовательное пространство, создание баз данных, усиление компьютерной подготовки, включающей в себя изучение языков программирования и специальных прикладных программ, используемых в учебном процессе при изучении дисциплин, при разработке новых поколений технических устройств и технологических процессов изготовления изделий).

4. Создание совместных исследовательских центров, проектных, конструкторских и технологических лабораторий

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

для решения актуальных задач (вопросов) заключаться и со школьниками старших

в области науки и производства.

5. Разработка совместной программы профориентационной работы, направленной на селекцию и отбор наиболее подготовленных и талантливых абитуриентов. В частности, предприятия могут заключать с ними договоры, оплачивая расходы, связанные с подготовкой специалистов требуемого профиля. Такие договоры могут

классов, накладывая на них определенные экономические обязательства обучения в вузе по требующейся предприятию специальности.

6. Обеспечение предприятиями выпускающих кафедр самым современным оборудованием. Использование кафедрами самых современных технологий обучения для целевой подготовки специалистов.

*

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.