ИНТЕГРАЦИЯ ПО ПРОФИЛЯМ И ПРЕДМЕТАМ
ОБРАЗОВАНИЯ
Л. В. АБРАМОВА, ди-
ПР УТЛП І-ЇІЛ1/1 п/лпа«/
ректор
ни
Н. П. Огарева, профессор
В. В. ЛИТЮШКИН, генеральный директор АО „Лисма“, президент корпорации „Российский свет“, доктор электротехники АЭН РФ
СВЕТОТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ІТИЯМИ КОРПОРАЦИИ „РОССИЙСКИЙ
44
Ведущая роль в подготовке специалистов для многопрофильных предприятий корпорации „Российский свет“ принадлежит Институту электронику и светотехники Мордовского госуниверситета. Институт готовит кадры инженеров по специальностям: промышленная электроника; микроэлектроника и полупроводниковые приборы; автоматизированные системы обработки информации и управления; электронное машиностроение; светотехника и источники света; метрология и метрологическое обеспечение.
Не касаясь всех направлений и особенностей светотехнического образования, мы остановимся лишь на интеграции его с вузовской наукой с целью оптимального решения отраслевых задач фундаментального и прикладного характера.
Следует заметить, что специфика Республики Мордовия состоит в том, что она — единственный в России крупный
учебно-научно-производственный центр светотехники, ще сконцентрированы учебный институт электроники и светотехники университета, Всероссийский научно-исследовательский институт источников света и крупное акционерное общество по производству источников света и светотехнической продукции „Лисма“ Университет к тому же имеет в своем составе НИИ по изучению воз-
действия излучения на организм человека (НИИ „Человек и свет“), главным
направлением деятельности которого является повышение эффективности светоизлучающих систем.
Основная задача светотехнического образования заключается в обеспечении российской светотехники специалистами, способными решать весь комплекс задач, стоящих перед ней в условиях развивающихся рыночных отношений. Подготовка кадров включает в себя обучение специалистов широкого профиля, а также по специальным (индивидуальным) программам, переподготовку инженерно-тех-нических работников предприятий и
ение их квалификации. Светотехника — многогранная область прикладной науки и техники, поэтому при подготовке специалистов широкого профиля важна целенаправленная ориентация на специализации по соответствующим направлениям (материаловедение, расчет и конструирование источников света или осветительных приборов, технология производства и его оборудование, проектирование освещения и т. д.).
Известно, что основной структурной единицей вуза служит кафедра, главная задача которой состоит в организации учебно-методической работы и проведении научных исследований. Кафедра све-
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
световых
тотехники и источников света готовит специалистов для производственно-тех-нологической, проектно-конструкторской и исследовательской деятельности в области конструирования и технологии производства источников света, приборов, а также проектирования осветительных и облучательных установок. Качеств енная подготовка специалистов, знающих современное светотехническое дроизво^ство, как известно, требует тесной интеграции вуза с соответствующими предприятиями. Чтобы сблизить систему такой подготовки специалистов с потребностями отрасли в рамках специальности
в
„Светотехника и источники света“, университете выделены три направления специализации: конструирование и технология производства источников света; световые приборы и осветительные установки; технология и оборудование светотехнического производства. Подготовка специалистов-св етотехников ведется по дневной и заочной формам обучения с приемом на первый курс по 50 человек на каждую. Для предприятий корпорации „Российский свет“ осуществляется подготовка специалистов целевым назначением и по индивидуальным заказам. Также готовились специалисты для электроламповых и светотехнических заводов г. Бреста, Полтавы, Майли-Сая, Исфары, Владикавказа, но в силу сложившихся экономйческих трудностей сотрудничест-
во временно прекращено. Многолетние тесные связ
в области
учебно-методической и научной деятельности установились между светотехнической кафедрой и предприятиями АО „Лисма“, на которых студенты проходят производственные практики, выполняют курсовые и дипломные проекты. Опытные специалисты привлекаются к учебному процессу, ведут практические занятия, руководят проектами, участвуют в работе государственных аттестационных комиссий. Совместно со специалистами производства преподаватели и студенты занимаются исследованиями и конструкторско-техноло-гическими разработками по проблемам повышения эффективности источников света, осветительных приборов и установок, проводят совместные научно-технические конференции. Многие разработки
приятиях светотехнической отрасли.
Нельзя йе отметить, что современный уровень подготовки специалистов-све-тотехников значительно усложнен экономическим состоянием производства и снижением потребностей предприятий в кадрах светотехников разного профиля. Тем не менее эта работа постепенно стабилизируется. Для более полного удовлетворения специалистами предприятий, входящих в состав корпорации „Российский свет“, мы должны располагать точными заявками предприятий, оперативно обновлять и уточнять их договоры с институтом университета. Для этого необходимо:
— изучение кадрового предприятий и его использование в соответствии с насущными задачами производства;
— определение основных нагцэавлений подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров ;
— развитие учебной и научной базы кафедр, обеспечивающей перспективные направления работы;
— привлечение работников вуза и специалистов предприятий к выполнению научных и опытно-конструкторских работ;
— разработка и обеспечение финан-
потенциала
сированием совместных научно-технических программ.
Практика работы вуза показывает, что решение поставленных задач в области подготовки светотехников следует осуществлять по многоуровневой системе. Хотя ее внедрение требует изменения соотношения традиционного и нового преподавания в пользу последнего, на такое решение следует идти, особенно для завершающего этапа подготовки, где нужен переход к развитию творческой самодеятельности студентов. Важную роль в этом играют наличие в учебных курсах новаций образования, научные открытия и перспективы их практического применения. К сожалению, пока в учебных курсах специальности „Светотехника и источники света“ новые научные направления, служащие основой перспективных технологических процессов, представлены недостаточно полно.
ученых
Следует отметить также, что тради-кафедры внедрены на пред- ционные формы преподавания, базирую-
Щиеся на изложении основных учебных ДИСЦИПЛИН и курсов без постоянной взаимосвязи с достижениями науки и производства, сковывают творческий простор образования, способствуют выработке у молодых специалистов стереотипного мышления, затрудняющего в дальнейшем быстрое приспособление к задачам новейшей техники. Для преодоления этих просчетов в образовании необходимо, чтобы будущий специалист был подготовлен к решению сложных задач на производстве. Уже в стенах вуза нужно постоянно ориентировать его на принятие неординарных решений, чему в значительной степени и служит внедряемая в настоящее время многоуровневая система подготовки кадров. Надо стремиться, чтобы и на последующих стадиях обучения будущий специалист был более похож на ученого, чем на школьника, и эта трансформация мышления, как показывает практика, даст положительные результаты при его дальнейшем использовании на производстве.
В настоящее время, к сожалению, вследствие перекосов в технической политике эффективность использования потенциала вузовских ученых значительно снизилась. Многие плодотворные идеи по повышению эффективности источников света и светоизлучающих систем остаются невостребованными для научно-технического обеспечения и внедрения в практику. В этих условиях целесообразно объединение усилий научно-технических работников производственного профиля и профессорско-преподавательского состава университета по усилению потенциала и дальнейшему развитию светотехнического образования, науки и техники. Такое объединение возможно в рамках разработанной совместно с корпорацией научно-технической программы „Экономическая и экологическая эффективность энерго- и ресурсосберегающих источников света и светоизлучающих систем“ являющейся составной частью федеральной программы „Российский свет“ Сотрудничество в соответствии с интег-
рацией образования, науки и производства в рамках данной программы проводится по семи основным направлениям.
1. Теоретические и экспериментальные исследования воздействия искусственных источников оптического излучения на жизнедеятельность человека и эффективность технологических процессов в сельском хозяйстве, промышленности и медицине.
2. Фундаментальные исследования, разработка и освоение производства новых материалов для ресурсосберегающих источников излучения с повышенной экологичностью, а также световых и об-лучательных приборов.
3. Создание и освоение производства энергосберегающих экологически чистых источников излучения различного принципа действия.
4. Разработка и освоение производства осветительных и облучательных приборов с энергоэкономичными источниками излучения различных типов и назначений.
5. Исследование, разработка и внедрение энергосберегающей технологии производства источников света.
6. Разработка методов оценки экономической эффективности энергосберегающих экологически чистых источников излучения и светоизлучающих систем.
7. Разработка и осуществление научно-технических и организационных ме-
*
роприятий по сохранению и совершенствованию подготовки в регионе интеллектуального кадрового потенциала в области источников света и светотехники.
Реализация данной программы направлена на экономию электроэнергии и материальных ресурсов, улучшение экологической безопасности населения на основе разработки и промышленного освоения эффективных и экологически чистых источников света. В комплексе она обеспечивает также сохранение и совершенствование подготовки интеллектуального потенциала светотехнической промышленности, его дальнейшее участие в возрождении экономики Республики Мордовия.