Научная статья на тему 'Грани международного сотрудничества'

Грани международного сотрудничества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
64
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Грани международного сотрудничества»

ГРАНИ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

Л. В. АБРАМОВА, декан с в ет о т ех ни ч ее к о г о факультета; В. А. ЛЕВАКИН, генеральный директор СПО «Лисма»4

Светотехническому факультету Мордовского университета принадлежит ведущая роль в подготовке специалистов для светотехнической подотрасли промышленности. Не вызывает сомнений, что подготовка инженеров, знающих современное производство, ' возможна только в процессе интеграции вуза с наукой и производством. Поэтому деятельность факультета и его подразделений строится на основе тесных контактов с отраслевыми НИИ и пред-приятиями и направлена на непрерывное обеспечение отечественной светотехники квалифицированными кадрами путем введения гибкой технологии специализаций на контрактной основе, пе-

\

р е п о д гото в ки и н ж ен е р н о-т ех н и ч ее к и х кадров и повышения их квалификации.

Задача эта весьма велика и сложна. Разработка концепции системы непрерывной подготовки специалистов требует углубленного знания кадрового состояния отрасли, ее конкретных потребностей в кадрах разного профИг-ля и соответственно более гибкой технологии подготовки и переподготовки специалистов в рамках специализации'. Фактическое использование выпускников на предприятиях отрасли показало возрастающую роль самих предприятий и в подготовке кадров, и в использовании их потенциала.

Переходя на контрактную систему подготовки специалистов по прямым договорам с производством, мы считаем, что предприятия должны обосновать свою заинтересованность в кадрах определенного профиля, обеспечить их работу в техническом, материальном и социальном отношении, чему в последнее время не уделяется необходимого внимания.

На факультете разработаны основные положения концепции подготовки

современного инженера-светотехника, обладающего необходимым уровнем гуманитарной, фундаментальной и профессиональной подготовки и владеющего необходимыми навыкаки' для применения полученных знаний при решении конкретных задач. Эти направления нашли отражение в новых учебных планах, где был важен принцип гибкой технологии во всех видах учебных занятий, определении специализации, дисциплин, соотношения часов лекционных, лабораторных, практических и других видов работы.

Совместно с ведущими в отрасли фирмами СПО «Лисма» и ВНИИИС им. А. Н. Лодыгина был пересмотрен и согласован профиль специализаций, по которым в последующем предполагается подготовка специалистов на контрактной основе. В рамках специальности «Светотехника и источники света» предусмотрено чфгь|ре специализации: 1 — конструирование и технология производства источников света, 2 — технология и оборудование' светотехнического производства, 3 ;— конструирование электровакуумного оборудования, 4 — светотехнические установки и световые приборы. Специали-

стов-светотехников факультет готовит

/

для производственно-технологической, проектно-конструкторской и исследовательской деятельности в облает создания, эксплуатации осветительных-приборов, различных источников оптического излучения и конструирования оборудования для их производства.

Чтобы приблизить систему подготовки специалистов к потребностям отрасли, был создан учебно-научно-производственный комплекс (УНПК) «Свет», включающий всесоюзный отраслевой институт по источникам ере-та—ВНИИИС и крупное производствен-

ное объединение «Лисма». Использование современного научного и производственного потенциала СПО и ВНИИИС и привлечение к обучению студентов ведущих специалистов этих фирм позволили организовать непосредственно на производстве учебный процесс по отдельным дисциплинам и проведение всех видов , технологических практик студентов.

Этот процесс взаимного сотрудничества начался давно, сейчас же речь лдет о воздействии отрасли на организацию 'учебно-научного процесса и качество подготовки специалистов.

В настоящее время расширяются международные экономические связи предприятий подотрасли. Так, например, на СПО «Лисма» созданы межторговая фирма и совместное предприятие с Бельгийской международной компанией «Лохус интернейшенел». Намерения президента состоят в создании и других совместных фирм с предприятиями, входящими в состав Всесоюзной ассоциации «Электротехника». Фирма «Лохус интернейшенел» занимается производством современных источников света и имеет филиалы в 23 странах мира.

К светотехническому факультету президент фирмы проявил профессиональный интерес, поскольку за рубежом нет ни одного вуза, где бы велась подготовка специалистов непосредственно по светотехническому профилю промышленности. Им учрежден ежегодный приз в 1 ООО долларов лучшему студенту факультета.

Международное экономическое сотрудничество предприятий, для которых ведется подготовка специалистов, ставит задачу перед университетом и рядом факультетов о пересмотре системы обучения для групп студентф, ориентированных на работу в совместных предприятиях и межторговых фирмах. Для решения поставленной задачи при университете будет создана школа подготовки кадров для международного сотрудничества из числа наиболее способных студентов светотехнического, экономического и других факультетов, отобранных с учетом их

профессиональных наклонностей и языж>вой подготовки. Отдельно пред-, полагается создать две группы слушателей из специалистов СПО «Лисма» и из числа преподавателей университета численностью не более 12 человек каждая, которые будут сформированы из инженеров, экономистов, юристов.

Основная цель создания школы в том, чтобы познакомить слушателей с положением дел в современном производстве, подготовить их для работы в условиях рыночных отношений, с учетом развивающихся международных связей, организовывать в республике международные конференции, симпозиумы и семинары по проблемам подготовки, повышения квалификации кадров, а также по соответствующим областям научных интересов профессорско-преподавательского состава ? вуза.

Слушателям школы предстоит пройти подготовку по английскому языку и национальной культура европейских стран, международному праву, внешним экономическим отношениям, маркетингу, современным компьютерным, информационным технологиям, организации производства и т. д. К занятиям в школе будут привлечены преподаватели, прошедшие специальную подготовку, ведущие специалисты республики. Предполагается и приглашение специалистов из стран Европы для чтения спецкурсов, проведения консультаций и других видов занятий. Набор студентов соответствующих факультетов будет осуществляться после окончания третьего курса. Продолжительность обучения в школе составит 2 года, а обучение групп на базе высшего образования — 9 месяцев. Подготовка слушателей будет производиться на контрактной основе по заказам предприятий.

По окончании школы слушателям будут выдаваться дипломы о втором высшем образовании. После прохож- ; дения курса обучения в университете предусматриваются обязательные стажировки на предприятиях и в учебных заведениях Западной Европы.

Для содействия созданию школы лтодготовки кадров для международного сотрудничества, а в дальнейшем для ¿помощи в организации ее сотрудничества с производственными предприятиями и учебнымй*заведениями Евро-шы составлен Совместный протокол намерений Мордовского университета, производственного объединения

«Лисма» и международной фирмы «Лохус интернёйшенел», в котором:

1. Мордовский университет предполагает:

— в течение года осуществить специальную подготовку профессорско-преподавательского состава с ориентацией на решение современных вопросов экономики, управления и технологий в условиях создания совместных лредприятий, выхода объединений ^предприятий) на международный ры-чнок, вступления в Европейское сообщество;

— модернизировать материальную базу для подготовки специалистов;

— организовать отбор на подготовку и переподготовку слушателей (студентов и специалистов);

— осуществить учебный процесс в тесном взаимодействии с проведением ¡исследовательских работ;

— привлечь лучших, высококвалифицированных специалистов и преподавателей из СССР и стран Европы для организации учебного процесса;

— подготовить учебную литературу, программы учебных курсов.

2. Производственное объединение «Лисма» предполагает:

— провести отбор специалистов для обучения в школе;

— выдешть материальные и финансовые ресурсы для модернизации материальной базы и реализации согласованных программ в договорных объемах;

— оказать помощь в организации практик, стажировок, подготовке специалистов в СССР и за рубежом.

3. Фирма «Лохус интернейшенел» предполагает:

— выделить финансирование для реализации согласованной программы сотрудничества;

— определить и обеспечить места для обучения и стажировок слушателей школы;

— оказать помощь в модернизации материально-технической базы светотехнического факультета и других подразделений университета.

ВЫДАЮЩЕЕСЯ ИЗОБРЕТЕНИЕ РУССКОГО ЭЛЕКТРОТЕХНИКА

Ю. А. ВАНТЮСОВ, профессор; Ю. С. ИГОЛЬНИКОВ, кандидат технических наук

На рубеже 90-х годов вся электротехническая общественность мира отмечает вековой юбилей победоносного шествия трехфазного тока. Прошедшие годы подтвердили слова выдающегося электротехника, изобретателя трехфазного переменного тока Михаила Осиповича Доливо-Добровольско-го (1862 — 1919 гг.) о том, что «трехфазный ток стал современным культурным фактором; благотворное влия-

ние, которое оказывает электротехника на жизнь западных народов, не за-медлит обнаружиться и у нас на Руси».

Талантливый русский инженер М. О. Доливо-Добровольский не только теоретически предсказал преимущества трехфазного тока, но и в кратчайший срСк сконструировал и изготовил главные элементы трехфазной цепи, генератор, линию электропередачи, электродвигатель. Как известно, в 1891 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.