Научная статья на тему 'Системный подход к работе с командой резерва руководителей на технических предприятиях'

Системный подход к работе с командой резерва руководителей на технических предприятиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Софьина Вера Николаевна

В работе проведен анализ профессиональных, деловых и личных качеств руководителей. Рассмотрены возможности использования автоматизированной системы акмеологической диагностики для подбора и формирования команды резерва руководителей для предприятий и обучения их эффективным моделям деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Софьина Вера Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM APPROACH TO THE WORK WITH THE MANAGERS RESERVE TEAM IN AN INDUSTRIAL INTERPOSES

Professional and individual qualities of managers was analyzed. It was considered the possibility to use the automatic system of complex acmeological diagnostics for selecting and forming the managers reserve team in enterprises and teaching them efficient model of activity.

Текст научной работы на тему «Системный подход к работе с командой резерва руководителей на технических предприятиях»

необходимо учитывать творческий потенциал менеджеров, который способствует развитию инновационного мышления и «чувствительности к проблеме», снижая процент сопротивления в период внедрения новшества любого типа. Инновационное мышление способствует развитию способности прогнозировать исход решения задачи, тем самым вырабатывая различные варианты ее разрешения.

© Дергачева Е.В., Ладзина Н.А., 2004

В.Н. Софьина

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К РАБОТЕ С КОМАНДОЙ РЕЗЕРВА РУКОВОДИТЕЛЕЙ НА ТЕХНИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

адровый состав во многом определяет конкурентоспособность предприятия на мировом рынке, так как от высокого профессионализма и творческого потенциала руководителей и производственных коллективов существенно зависит успешность работы всего предприятия. В этом контексте особую актуальность приобретает акмеологический подход к данной проблеме, позволяющий обнаружить и проанализировать творческий потенциал, закономерности развития профессионализма руководителя в процессе производственной деятельности и выделить критерии качества мастерства [1—4].

Сущность деятельности руководителя состоит в организаторской работе. Это особый вид творческой деятельности, причем по мере роста должности требования к творчеству увеличиваются. Творческая сторона в труде руководителя развивается также и под воздействием научно-технического прогресса.

Руководитель не только организует, но и направляет работу сотрудников, способствует их развитию, а при необходимости оказывает влияние на их поведение, в том числе и внеслужебное. Поэтому он должен быть достаточно хорошо подготовлен не только профессионально, но и психологически.

По мнению Дж. Адера, руководители осуществляют восемь практических функций: постановку заданий, планирование, инструктаж, контроль, оценку, мотивацию, организацию, демонстрацию личного примера. Для обеспечения эффективной работы руководитель должен в максимальной степени согласовывать интересы индивидов и групп в решении управленческих задач так, чтобы они не противоречили друг другу, иначе он не справится со своими обязанностями.

Качества, необходимые руководителям, большинство специалистов разделяет на три группы: профессиональные, личные и деловые [2, 5, 7].

К профессиональным качествам относят те, которые характеризуют любого квалифицированного специалиста и обладание которыми является лишь необходимой предпосылкой выполнения им обязанностей руководителя. К ним относятся:

- высокий уровень образования, производственного опыта, компетентности в соответствующей профессии;

- широта взглядов, эрудиция, глубокое знание как своей, так и смежных сфер деятельности;

- стремление к постоянному самосовершенствованию, критическому восприятию и переосмыслению окружающей действительности;

- поиск новых форм и методов работы, помощь окружающим, их обучение;

- умение планировать свою работу.

Личные качества руководителя в принципе мало чем должны отличаться от личных качеств других работников, желающих, чтобы их уважали и с ними считались, поэто-

му обладание положительными качествами тоже всего лишь предпосылка успешного руководства. Здесь можно упомянуть высокие моральные стандарты; физическое и психологическое здоровье; высокий уровень внутренней культуры; отзывчивость, заботливость, благожелательное отношение к людям; оптимизм, уверенность в себе.

Однако руководителем делают человека не профессиональные или личные, а деловые качества, к которым необходимо отнести:

- умение создать организацию, обеспечить ее деятельность всем необходимым, ставить и распределять среди исполнителей задачи, координировать и контролировать их осуществление, побуждать к труду;

- энергичность, доминантность, стремление к лидерству, смелость, решительность, воля, требовательность;

- контактность, коммуникабельность, умение расположить к себе людей, убедить в правильности своей точки зрения, повести за собой;

- целеустремленность, инициативность, оперативность в решении проблем, умение быстро выбрать главное и сконцентрироваться на нем, но при необходимости легко перестроиться;

- стремление к преобразованиям, нововведениям, готовность идти на риск самому и увлекать за собой подчиненных.

Требования к руководителям в отношении этих качеств неодинаковы на различных уровнях управления. На низших, например, в большей степени ценятся решительность, коммуникабельность, организованность и целеустремленность; на высших — на первое место выдвигаются: умение стратегически мыслить, оценивать ситуацию, ставить новые цели, осуществлять преобразования, организовывать творческий процесс подчиненных.

Как считает А. Морита, о качествах менеджера можно судить по тому, как хорошо он умеет организовать большое число людей и насколько эффективно он может добиваться наилучших результатов от каждого из них, сливая в единое целое. Работники компании — это не инструмент для достижения цели, а коллеги и помощники. Если не удается создать дух «единой» команды, никакие цели, особенно долгосрочные, не будут достигнуты. Долг людей, возглавляющих компанию,

- честно руководить семьей работников и заботиться о ее членах. Главное в людях — их способности, а в руководителях — способность использовать способности. Управлять

- значит приводить к успеху других [6]. На наш взгляд, это утверждение кратко и емко отражает качества эффективного руководителя.

В наше время фактор управленческой компетентности руководителя, включая ее психологическую и акмеологическую сторону, становится главным гарантом его профессиональной состоятельности.

При формировании команды резерва и выборе персонала для любого из подразделений предприятия, как правило, учитываются соответствие специалиста квалификационным требованиям, его профессиональные и личностные качества. Наши исследования показали, что для успешной профессиональной деятельности зачастую важны не сами профессиональные качества работника или его психологические свойства, а их сочетание, способствующее достижению наилучших результатов. Такой анализ наиболее полно и качественно выполняет разработанная нами автоматизированная система акмеологической диагностики (АСАД), которая состоит из комплекса методик, условно разделенных на пять блоков.

• Блок «Модели поведения» включает в себя методики для анализа типа, формы личности и стиля мышления, которые выполняют как диагностическую, так и обучающую функции, и способствует формированию эффективных моделей деятельности.

• Блок «Психологические характеристики» содержит методики для анализа основных психологических характеристик личности.

• Блок «Управленческие способности» содержит методики для определения стиля руководства, управленческих способностей, которые обучают эффективным моделям

руководства производственным коллективом.

• Блок «Творческие способности» содержит комплекс методик для оценки творческого потенциала и творческих способностей, профессиональных и личностных качеств, профессиональных умений специалистов.

• Блок «Анализ результатов» позволяет производить статистическую обработку и графический вывод результатов тестирования.

Автоматизированная система имеет открытую структуру, благодаря чему комплекс методик может быть модифицирован в соответствии с требованиями заказчика. Информационная база и программная оболочка автоматизированной системы позволяют использовать ее для дистанционного обучения и диагностики в локальной сети предприятия (Интранет) и в глобальной сети (Интернет).

В исследованиях, проведенных нами на энергетических предприятиях и в телекоммуникационных компаниях с использованием автоматизированной системы ак-меологической диагностики, были получены следующие результаты:

1. Выявлены личностные особенности специалиста, способствующие и мешающие продуктивной деятельности, построены профили личностей для различных специальностей, выделена система профессиональных умений.

2. Исследована динамика изменения в процессе производственной деятельности моделей поведения, оказывающих наибольшее влияние на формирование индивидуального стиля профессиональной деятельности. Установлено, что производственная деятельность оказывает влияние и на формирование доминирующего стиля мышления и формы личности специалиста.

3. Исследована динамика личностно-профессионального роста специалиста на производстве: особенности изменения его психологических характеристик; динамика развития творческих способностей, творческих потенциалов, профессиональных умений, деловых и личностных качеств и управленческих способностей.

4. Разработана система заданий для творческой самостоятельной работы специалистов с использованием АСАД, способствующая формированию эффективных моделей профессиональной деятельности, позволяющая достичь желаемого образа результата, обеспечивающего творческую готовность специалиста к самодвижению к вершинам профессионализма и к самостоятельной разработке на основе самоанализа программы самосовершенствования.

Использование автоматизированной системы на предприятиях позволило решить широкий круг кадровых задач, в число которых входят:

- подбор и расстановка персонала;

- формирование команды резерва руководителей;

- управление профессиональным продвижением персонала на основе анализа изменения психологических характеристик, профессиональных умений, творческих и управленческих способностей специалиста по годам;

- сравнительный анализ моделей поведения, профессиональных и личностных качеств, творческих потенциалов сотрудников при выборе кандидата на вакантную должность;

- формирование эффективных рабочих групп из взаимодополняющих по личностным и профессиональным качествам специалистов.

Полученные данные позволили кадровым службам более объективно подойти к подбору персонала и формированию команды резерва руководителей всех уровней. Использование автоматизированной системы комплексной акмеологической диагностики дало возможность каждому специалисту, находящемуся в команде резерва руководителей, на основе анализа результатов тестирования разработать собственную программу самосовершенствования и саморазвития, скорректировать свою профессиональную деятельность в направлении моделирования высших уровней продуктивности в условиях производства.

Применение акмеологического подхода к решению основных кадровых задач

предоставило возможность не только на качественно более высоком уровне подойти к подбору персонала и формированию команды резерва руководителей, но и разработать программу управления карьерой каждого сотрудника, учитывающую развитие его творческого потенциала на производстве.

Литература_

1. Деркач А.А. Акмеология управления М., 2001.

2. Деркач А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Кн. 1—5. М., 2000.

3. Кузьмина Н.В. Творческий потенциал специалиста. Акмеологические проблемы развития // Гуманизация образования. Психолого-педагогический международный журнал. 1995. № 1.

4. Кузьмина Н.В. Предмет акмеологии. СПб., 2002.

5. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента.: Пер. с англ. М.: Дело, 2000.

6. Морита А. Сделано в Японии: История фирмы «Сони»: Пер. с англ. М., 1993.

7. Практикум по психологии профессиональной деятельности и менеджмента: Учебное пособие. 2-е изд. / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. СПб., 2001.

© Софьина В.Н., 2004

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.