Научная статья на тему 'ФРАНЧАЙЗИНГ В СФЕРЕ ДЕТСКИХ УСЛУГ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ БИЗНЕСА'

ФРАНЧАЙЗИНГ В СФЕРЕ ДЕТСКИХ УСЛУГ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ БИЗНЕСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
79
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
ФРАНЧАЙЗИНГ / ФРАНЧАЙЗИ / ФРАНШИЗА / ФРАНЧАЙЗЕР / ДОГОВОР ФРАНЧАЙЗИНГА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чиназирова С.К., Тлехурай-Берзегова Л.Т., Бюллер Е.А., Ешугова С.К.

Одним из наиболее перспективных направлений развития малого бизнеса является рынок детских услуг. Франчайзинг в сфере детского обучения становится все популярнее и набирает обороты. В статье обоснована необходимость осуществления мероприятий по решению развития франчайзинговой сети и разработке механизмов, реализация которых позволит максимально использовать потенциал в сфере детского обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FRANCHISING IN THE SPHERE OF CHILDREN'S SERVICES AS AN EFFECTIVE DIRECTION OF BUSINESS ORGANIZATION

One of the most promising areas of small business development is the children's services market. Franchising in the field of children's education is becoming more and more popular and gaining momentum. The article substantiates the need to implement measures to address the development of a franchise network and develop mechanisms, the implementation of which will maximize the potential in the field of children's education.

Текст научной работы на тему «ФРАНЧАЙЗИНГ В СФЕРЕ ДЕТСКИХ УСЛУГ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ БИЗНЕСА»

ECONOMIC SCIENCES

ФРАНЧАЙЗИНГ В СФЕРЕ ДЕТСКИХ УСЛУГ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

ОРГАНИЗАЦИИ БИЗНЕСА

Чиназирова С.К.

доцент, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления ФГБОУ ВО

«Адыгейский государственный университет»,

Тлехурай-Берзегова Л.Т.

доцент, доктор экономических наук, профессор кафедры экономической теории и управления персоналом ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет»

Бюллер Е.А.

доцент, кандидат экономических наук, доцент кафедры управления персоналом ФГБОУ ВО

«Адыгейский государственный университет»,

Ешугова С.К.

доцент, кандидат экономических наук, профессор кафедры финансов и кредита ФГБОУ ВО

«Майкопский государственный технологический университет»

FRANCHISING IN THE SPHERE OF CHILDREN'S SERVICES AS AN EFFECTIVE DIRECTION OF

BUSINESS ORGANIZATION

Chinazirova S.,

Associate Professor, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economics and

Management FGBOU VO «Adyghe State University»

Tlekhurai-Berzegova L.,

Associate Professor, doctor of Economics, Professor of the Department of economic theory and personnel management FGBOU VO «Adyghe State University»

Buller E,

Associate Professor, candidate of economic Sciences, associate Professor of the Department ofpersonnel management FGBOU VO «Adyghe State University»

Yeshugova S.

Associate Professor, Candidate of Economic Sciences, Professor of the Department of Finance and Credit

FGBOU VО «Maykop State Technological University»

Аннотация

Одним из наиболее перспективных направлений развития малого бизнеса является рынок детских услуг. Франчайзинг в сфере детского обучения становится все популярнее и набирает обороты. В статье обоснована необходимость осуществления мероприятий по решению развития франчайзинговой сети и разработке механизмов, реализация которых позволит максимально использовать потенциал в сфере детского обучения.

Abstract

One of the most promising areas of small business development is the children's services market. Franchising in the field of children's education is becoming more and more popular and gaining momentum. The article substantiates the need to implement measures to address the development of a franchise network and develop mechanisms, the implementation of which will maximize the potential in the field of children's education. Ключевые слова: Франчайзинг, франчайзи, франшиза, франчайзер, договор франчайзинга. Keywords: Franchising, franchisee, franchise, franchisor, franchise agreement.

Актуальность исследования заключается в том, в последнее время многие предприниматели сталкиваются со сложностями при организации собственного дела традиционным путем, и поэтому, идет активный поиск новых моделей предпринимательской деятельности.

Современные условия ведения бизнеса характеризуются высокой степенью сложности и нестабильности. В качестве одного из наиболее серьезных последствий можно отметить возникновение входных барьеров для новых игроков рынка, что

обуславливает необходимость поиска новых путей развития своего дела.

Безусловно, франчайзингу присущи как положительные, так и отрицательные стороны, описание которых представлено в таблице 1. Тем не менее, отношения франчайзи-франчайзер (рис.1) способны достичь многократного синергетического эффекта, удовлетворяя интересы обеих сторон. Успех в данном контексте, прежде всего, зависит от правильного выбора отрасли, следом возникает необходимость определения подходящего партнера в лице франчайзера.

Торговая марка, набор

-► 1

Франчайзер * Договор франшизы *- Франчайзи

1 1 Соблюдение стандартов, вознаграждение, ь

Рисунок 1 - Схема взаимодействия участников франчайзинга

Таблица 1

Сравнительный анализ положительных и отрицательных сторон взаимодействия для участников франчайзинга

Франчайзер Франчайзи

Преим -ва 1) увеличение количества торговых точек; 2) увеличение доходов за счет усилий франчайзи; 3) прогнозируемый денежный поток за счет поступлений от франчайзи; 4) снижение уровня издержек, т.к. франчайзи покрывает их самостоятельно; 5) расширение сети сбыта за счет обязательства франчайзи приобретать оборудование или товар у франчайзера 1) собственное дело под признанным брендом; 2) использование проверенной бизнес-модели; 3) обучение и помощь со стороны франчайзера; совместные рекламные компании.

Недост-ки 1) сложность контроля за деятельностью франчайзи; 2) возможность нанесения урона имиджу по причине ошибок франчайзи; 3) субсидиарная ответственность франчайзера. 1) отсутствие полной свободы в бизнесе; 2) опасность быть скомпрометированным по причине неудач франчайзера; 3) опасность изменения политики сети в худшую для франчайзи сторону; 4) большие затраты на услуги франчайзера.

Одним из наиболее перспективных направлений развития малого бизнеса является рынок детских услуг. По информации Минпромторга России в 2018 г. объем мирового рынка детских услуг составил 430 млрд. долларов, а российский превысил 700 млрд. руб. и продолжает стабильно расти. По данным АИД, отечественный рынок в предыдущем году вырос на 16,9%, тем самым войдя в перечень наиболее динамично развивающихся секторов экономики.

Основным двигателем спроса на детские услуги является положительный тренд в рождаемости, который имеет место вот уже пару лет. Согласно данным Федеральной службы государственной статистики, показатель рождаемости за 2018 год вырос по отношению к уровню предыдущего года на 6,74%. Некоторые эксперты считают, что рост рождаемости на 1% приводит на рынок около 300 млн. руб. Кроме того, сила данного фактора растет под влиянием положительной динамики уровня доходов населения. К сожалению, рассматриваемый показатель имел тенденцию к снижению в течение 2019 года, но устойчивый рост доходов населения в целом в последнем десятилетии сформировал благоприятную рыночную конъюнктуру, в

том числе с устойчивыми потребительскими привычками. К примеру, величина среднедушевых доходов в 2018 году выросла на 10,44% по сравнению с уровнем предыдущего года, что является достаточно высоким темпом роста.

Франчайзинг в направлении детских услуг следует основным тенденциям рынка. В настоящее время основные игроки уже имеют более 500 партнеров, что только упрочняет их положение в отрасли. Но не все лидеры рынка предпочитают использовать систему франчайзинга в качестве основополагающей бизнес-модели.

Рынок детских услуг предоставляет большой спектр выбора направлений вложения капитала по причине высокого уровня диверсификации по видам деятельности и типам конечного продукта.

Внушительный список франчайзеров позволит выбрать наиболее привлекательные условия выстраивания партнерских отношений. Кроме того, устойчивый характер спроса на продукцию вносит свой вклад в создание стабильного внешнего окружения организации, что в контексте усложнения макроэкономической ситуации отнюдь немаловажно.

Частные клубы и центры для детей все больше получают свое развитие. Количество их с каждым годом растет благодаря постепенно выравнивающейся демографической ситуации и поддержке госРождаемость населения в РФ_

ударства. В таблице 2 приведены данные о рождаемости детей в Российской Федерации за последние 10 лет.

Таблица 2

Показатель Годы

2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019

Рождаемость на 1000 чел. населения 12,6 13,3 13,2 13,3 13,3 12,9 11,5 10,9 11,0

Анализируя данные таблицы, можно сделать вывод, что за рассматриваемый период рождаемость увеличивается. В таблице 3 проанализируем обеспеченность детей дошкольного возраста местами в дошкольных образовательных учреждениях в РФ. Таблица 3

Обеспеченность детей дошкольного возраста местами в дошкольных образовательных учреждениях - количество мест на 1000 детей_

Показатель Годы

2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019

Российская Федерация 570 592 600 612 626 635 633 нд нд

По данным Федеральной службы государственной статистики, представленным в таблице 3 видно, что на 1000 детей дошкольного возраста приходится 633 мест в дошкольных образовательных учреждениях.

Бизнес, связанный с дошкольным образованием, в настоящее время очень востребован, потому что в раннем возрасте в ребенка стараются заложить все навыки для жизни с помощью развития креативных качеств и обучения в форме познавательной игры. Принцип чаще всего строится на смене видов деятельности, которые поочередно работают на развитие эрудиции, внимания, слуха, мелкой моторики, эмоционального интеллекта и т.д.

Бизнес в дошкольном образовании удобнее всего открывать с помощью франшизы, так как есть уже готовая модель бизнеса, с помощью которой предпринимателю не придется нести убытки. Мировая статистика показывает, что покупка франшизы практически гарантирует малому предпринимателю 90% успеха, так как из десяти малых предприятий, открытых по методу франчайзинга, девять успешно развиваются. Успех франчайзинговых предприятий обусловлен тем, что все они - часть отлаженной системы. Поэтому в условиях финансово - экономического кризиса именно франчайзинг с его уникальным механизмом построения бизнеса является реальной возможностью не только сохранения, но и приумножения капитала.

Наиболее известными франшизами в дошкольном образовании являются такие центры, как «Сема», «Крошка Ру», «Бэби-клуб», «Точка роста», ДК «Буракова», эко-клуб «Умничка», «^007», Школа скорочтения Рамиля Ахмадуллина 'Тох&ЮйБ".

Открывая бизнес в сфере детского образования, предприниматель может столкнуться с рядом проблем:

A. Подбор квалифицированного персонала, любящего детей и четко выполняющего свои должностные обязанности по отношению к ним.

B. Выбор аренды помещения, которое подходит под все санитарно- эпидемиологические

нормы.

С Ценообразование, которое будет и окупать затраты, и устраивать родителей.

Но, несмотря на все указанные трудности, с которыми может столкнуться предприниматель, открывать бизнес в сфере дошкольного образования выгодно, если франчайзер гарантирует поддержку. Франчайзер предоставляет франчайзи:

1. Уже опробованные учебные технологии, планы и методические рекомендации для педагогов.

2. Обучающие курсы для педагогов, где они знакомятся

с методиками обучения.

3. Описание всех бизнес-процессов, включая бухгалтерскую отчетность и документооборот.

Франчайзинг в сфере детского обучения становится все популярнее и набирает обороты. Предприниматель может пытаться строить свою модель бизнеса, а может приобрести готовый бизнес по франшизе. Бизнес по франшизе позволяет сформировать команду профессионалов, так как франчайзер регулярно проводит обучение сотрудников, осуществляет контроль над деятельностью фран-чайзи и его команды.

В детских развивающих услугах есть некоторые нюансы, на которые обязательно следует обратить внимание при выборе стратегии масштабирования:

1. Это актуальный бизнес, поэтому необходимо продвигать его по радио, телевидение, реклама на щитах. Создание качественного сайта и его продвижение. Аккаунты в соцсетях обязательны, поскольку отсюда удобно сообщать клиентам об акциях и новинках. Поэтому, говоря о масштабируемости нужно четко определить границы местных филиалов и региональные информационные подразделения. Будет ли страница всоцсетях привязана конкретно к одному городу, либо общая на все филиалы, но, если информация об акциях и новинках будет единая, значит необходимо координировать действия всех филиалов единовременно.

2. Помещение под центр должно быть большим, безопасным, иметь запоминающийся интерьер. Для разных возрастных групп помещение делится на зоны. Обязателен санузел для посетителей и персонала. Все эти критерии делают поиск нужного помещения очень трудоемкими.

3. Необходимо нанять персонал: администратор, воспитатели, методисты, педагоги дополнительного образования. На каждый центр необходим очень большой объем персонала, который постоянно нужно нанимать, увольнять и контролировать. Конечно, из данной ситуации есть очень простой выход - это четко отлаженная иерархическая система, при которой все будет работать как часы. Но опять же это крайне трудоемкий процесс.

Таким образом, можно прийти к выводу, что стратегию открытия своих новых филиалов лучше избежать, так как это крайне трудоемкий процесс, связанный с рисками в ведении бизнеса.

Исходя из проведенного анализа, можно сделать вывод, что наиболее успешной стратегией масштабирования будет франшиза, так как компания фактически продает свою бизнес модель, которая уже принесла свои плоды, но при этом компания не занимается вложением большого, поисками каналов продвижения, поиском помещения и постоянным контролем персонала.

Список литературы

1. Ашинова М.К., Тлехурай - Берзегова Л.Т., Бюллер Е.А., Кадакоева Г.В., Чиназирова С.К. Особенности развития франчайзинга на российском рынке // Colloquium-journal №2 (54), 2020 Cz^sc 11 (Warszawa, Polska), РР - 138-143

2. Ашинова М.К., Доргушаова А.К., Калаша-ова М.К., Чиназирова С.К. Развитие механизма франчайзинга в зарубежных странах // Colloquium-journal №22 (46), 2019 Cz^sc 7 PP.50-57 (Warszawa, Polska).

3. Материалы сайта Международная ассоциация франчайзинга [Электронный доступ] - Режим доступа: http://www.franchise.org/, свободный

4. Материалы сайта Российская Ассоциация Франчайзинга - [Электронный доступ] - Режим доступа: http://ru.rusfranch.ru/, свободный

5. Материалы сайта Каталог франшиз России - [Электронный доступ] Режим доступа: http://www.franch.biz/, свободный

6. Чиназирова С.К. Франчайзинг как эффективная форма ведения бизнеса Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Экономика». - Майкоп: Изд-во АГУ. - Вып. 4 (210). -2017. - 156 с.

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ТЕКУЧЕСТЬЮ КАДРОВ

4uHa3upoea С.К.,

доцент, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления ФГБОУ ВО

«Адыгейский государственный университет», Тлeхуpaй - Бepзeговa Л. Т.,

доцент, доктор экономических наук, профессор кафедры экономической теории и управления персоналом ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет»

Бюллер Е.А.,

доцент, кандидат экономических наук, доцент кафедры управления персоналом ФГБОУ ВО

«Адыгейский государственный университет»,

KadaKoeea Г.В.

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет»

BASIC METHODS OF PERSONNEL CURRENT MANAGEMENT

Chinazirova S.,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Associate Professor, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economics

and Management FGBOU VO «Adyghe State University»

Tlekhurai-Berzegova L.,

Associate Professor, doctor of Economics, Professor of the Department of economic theory and personnel

management FGBOU VO «Adyghe State University»

Buller E.,

Associate Professor, candidate of economic Sciences, associate Professor of the Department ofpersonnel

management FGBOU VO «Adyghe State University»

Kadakoeva G.

Candidate of economic sciences, Associate Professor of the Department of Finance and Credit FGBOU VО

«Maykop State Technological University»

Аннотация

Текучесть кадров является одним из важнейших факторов ослабления трудовой дисциплины на предприятии, влекущее за собой экономические потери. В статье отмечено, что высокий уровень текучести кадров почти всегда указывает на серьезные недостатки в управлении персоналом предприятия, это своего

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.