Научная статья на тему 'Франчайзинг: мировой опыт и Российская практика'

Франчайзинг: мировой опыт и Российская практика Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
10196
632
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Хроноэкономика
Область наук
Ключевые слова
ФРАНЧАЙЗИНГ / ФРАНЧАЙЗИ / ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ / РАЗВИТИЕ ФРАНЧАЙЗИНГА / FRANCHISING / FRANCHISEE / DOMESTIC EXPERIENCE / FOREIGN EXPERIENCE / FRANCHISING DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карякина Е.П.

Автором данной статьи рассматривались основные аспекты франчайзинга, с целью оценки современной сложившейся ситуации в России и за рубежом. Для составления данной оценки было проведено небольшое исследование основных аспектов составляющих франчайзинг с помощью таких методов как анализ ситуации, классификация полученной информации, систематизация и обобщение данных, а также была дана сравнительная характеристика полученных при анализе результатов. К непосредственному анализу были подвержены такие аспекты как преимущества и недостатки франчайзинга для его субъектов и отечественный и зарубежный опыт реализации франчайзинга. На основе последнего анализа были определены основные проблемы широкого применения франчайзинга в России, среди которых ключевой была выдвинута проблема низкого государственного регулирования и поддержки франчайзинга в Российской Федерации. Для решения данной проблемы автором данной статьи был предложен ряд рекомендаций включающий в себя следующие методы решения: 1 совершенствование законодательства Российской Федерации в области франчайзинга; 2 развитие инструмента поддержки франчайзинговых компаний; 3 введение так называемой «франчайзинговой грамотности». В заключение были подведены итоги проделанной работы с точки зрения её возможного продолжения к изучению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FRANCHISING: INTERNATIONAL EXPERIENCE AND RUSSIAN PRACTICE

The Author of this article considered the main aspects of franchising in order to assess the current situation in Russia and abroad. To compile this assessment, a small study of the main aspects of the components of franchising was conducted using such methods as situation analysis, classification of the information received, systematization and generalization of data, and a comparative characteristic of the results obtained in the analysis was given. Such aspects as advantages and disadvantages of franchising for its subjects and domestic and foreign experience of franchising implementation were subject to direct analysis. On the basis of the latest analysis, the main problems of the wide application of franchising in Russia were identified, among which the key problem was the low state regulation and support of franchising in the Russian Federation. To solve this problem, the author of this article has proposed a number of recommendations including the following methods: 1 improvement of the legislation of the Russian Federation in the field of franchising; 2 development of tools to support franchising companies; 3 the introduction of the so-called "franchise literacy". In conclusion, the results of the work done in terms of its possible continuation to the study were summarized.

Текст научной работы на тему «Франчайзинг: мировой опыт и Российская практика»

УДК: 334.72

ФРАНЧАЙЗИНГ: МИРОВОЙ ОПЫТ И РОССИЙСКАЯ ПРАКТИКА

Карякина Е.П.

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия

E-mail: liza-krasa@yandex.ru

Аннотация: Автором данной статьи рассматривались основные аспекты франчайзинга, с целью оценки современной сложившейся ситуации в России и за рубежом. Для составления данной оценки было проведено небольшое исследование основных аспектов составляющих франчайзинг с помощью таких методов как анализ ситуации, классификация полученной информации, систематизация и обобщение данных, а также была дана сравнительная характеристика полученных при анализе результатов. К непосредственному анализу были подвержены такие аспекты как преимущества и недостатки франчайзинга для его субъектов и отечественный и зарубежный опыт реализации франчайзинга. На основе последнего анализа были определены основные проблемы широкого применения франчайзинга в России, среди которых ключевой была выдвинута проблема низкого государственного регулирования и поддержки франчайзинга в Российской Федерации. Для решения данной проблемы автором данной статьи был предложен ряд рекомендаций включающий в себя следующие методы решения: 1 - совершенствование законодательства Российской Федерации в области франчайзинга; 2 - развитие инструмента поддержки франчайзинговых компаний; 3 -введение так называемой «франчайзинговой грамотности». В заключение были подведены итоги проделанной работы с точки зрения её возможного продолжения к изучению.

Ключевые слова: франчайзинг, франчайзи, отечественный опыт, зарубежный опыт, развитие франчайзинга

FRANCHISING: INTERNATIONAL EXPERIENCE AND RUSSIAN

PRACTICE

Karyakina E.P.

Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia

E-mail: liza-krasa@yandex.ru

Abstract: The Author of this article considered the main aspects of franchising in order to assess the current situation in Russia and abroad. To compile this assessment, a small study of the main aspects of the components of franchising was conducted using such methods as situation analysis, classification of the information received, systematization and generalization of data, and a comparative characteristic of the results obtained in the analysis was given. Such aspects as advantages and disadvantages offranchising for its subjects and domestic and foreign experience of franchising implementation were subject to direct analysis. On the basis of the latest analysis, the main problems of the wide application of franchising in Russia were identified, among which the key problem was the low state regulation and support of franchising in the Russian Federation. To solve this problem, the author of this article has proposed a number of recommendations including the following methods: 1 - improvement of the legislation of the Russian Federation in the field of franchising; 2 - development of tools to support franchising companies; 3 - the introduction of the so-called "franchise literacy". In conclusion, the results of the work done in terms of its possible continuation to the study were summarized.

Key words: franchising, franchisee, domestic experience, foreign experience, franchising development

1. ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний день в мировой практике активно применяется такой способ ведения бизнеса как франчайзинг. С помощью данного механизма возможно более активное развитие экономики государства за счёт развития малого и среднего предпринимательства, активно реализующегося в Российской Федерации. Так почему бы не использовать зарубежный опыт с целью совершенствования российской политики в области экономики и предпринимательства? Грамотное заимствование зарубежного опыта не раз положительным образом сказывалось на развитии государства, в связи с чем актуальным является анализ современного и зарубежного опыта применения франчайзинга с целью улучшения экономики страны.

2. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для непосредственного изучения

отечественного и зарубежного опыта франчайзинга необходимо использовать следующие методы для исследования: теоретические и эмпирические. К теоретическим будет относиться анализ современного состояния франчайзинга в отечественном и мировом опыте, классификация полученных данных, их систематизация и обобщение. Эмпирический метод, применяемый для изучения, включает в себя сравнение полученных показателей и иной информации с помощью теоретических методов.

3. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФРАНЧАЙЗИНГА

Изучая вопросы франчайзинга необходимо владеть базовой терминологией для понимания сути вопроса. В первую очередь необходимо разобрать, что такое, непосредственно «франчайзинг». В литературе его рассматривают с двух точек зрения: 1 - как процесс; 2 - как документ [8, С.87]. Франчайзинг как процесс рассматривается в качестве способа доставки продукции или услуг потребителю, способа развития бизнеса и завоевания рынка на основе кооперации материальных и финансовых средств Таблица 1. Преимущества и недостат

и усилий различных предприятий. Франчайзинг как документ, имеющий правовую основу - это соглашение, согласно которому юридическое лицо или индивидуальный распространитель товаров или предоставляемых услуг, защищённые в свою очередь торговой маркой, предоставляет права на реализацию, в масштабах ограниченной территории, продукции или услуг предпринимателей взамен на предоставление от них платежей с условием выполнения прописанных в контракте пунктов, таки как не нарушение технологических и обслуживающих процессов [8, с.87]. Простыми словами, франчайзинг — это лицензия, позволяющая открыть свое дело на основе уже существующего бренда, предприятия или компании [1, с.1107].

Субъекты, которые участвуют в процессе франчайзинга - это собственник (франчайзер) и лицо, приобретающее право на франшизу (франчайзи). Франшиза - это вид лицензии, дающий ее приобретателю доступ к ноу-хау, процессам, бизнес-модели и товарным знакам для продажи товаров или оказания услуг [9].

4. ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ФРАНЧАЙЗИНГА

Реализация франчайзинга имеет как положительные, так и отрицательный аспекты для обеих сторон: собственника и покупателя (см. табл.1).

5. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАРУБЕЖНОГО И ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОПЫТА ФРАНЧАЙЗИНГА

Зарубежная практика использования франшиз для развития предпринимательства и подъёма экономики государства реализовывается гораздо дольше, чем отечественный опыт франчайзинга. В связи с этим наблюдается ряд особенностей, которые присущи Российской Федерации и иностранным государствам (см. табл.2).

франчайзинга для его субъектов [7, 8]

Преимущества

Недостатки

Франчайзер

1.Возможность расширения бизнеса за счёт увеличения числа торговых точек, без необходимости привлекать значительную сумму из собственного капитала

2.Увеличение числа источников дохода

3.Право использовать франчайзи торговую марку, защищённую патентом

4.Получает компенсацию за различные формы поддержки франчайзи_

1.Усложнён контроль за франчайзи

2.Риск получить ущерб своей репутации за счёт некачественной работы франчайзи

3.Нельзя заменить франчайзи при появлении разногласий с ними

4.Невозможен выход из сети успешно работающих франчайзи и стать обособленными предприятиями

Франчайзи

1.Возможность стать самостоятельным предпринимателем

2.Возможность вести бизнес под готовым брендом

3.Возможность получать помощь от франчайзер для развития торговых точек

4.Высокая надёжность устойчивости бизнеса

1.Проявление предпринимательских рисков

2.Стандартизированность деятельности не позволяет самовыражаться и креативить вне установленных рамок

3.Риск понести убытки при ухудшении репутации фирмы франчайзера

4.Существенные затраты в виде паушального взноса и регулярных выплат роялти

5.Банкротство франчайзера может привести к продаже франшизы или её аннулированию_

Таблица 2. Особенности реализации франчайзинга в

5, 6, 10]

оссийской Федерации и за рубежом [2, З, 4,

Зарубежная практика Отечественная практика

• Активное развитие и использование, распространение франшиз; • Оказывается активная поддержка франчайзи как со стороны государства, так и со стороны франчайзеров; • Франчайзинг регулируется специальным законодательством и международными организациями. • Широкое распространение использования франшиз только в крупных городах страны; • Риск того, что франчайзи аннулирует франшизу и начнёт подобный бизнес, создавая конкуренцию; • Низкая государственная поддержка со стороны государства и порой низкая франшиза; • Плохо развито законодательство в сфере франчайзинга.

На основе вышеизложенного сравнительного анализа можно выявить главную проблему реализации франчайзинга в России из-за которого возникают другие взаимосвязанные проблемы - это низкое государственное регулирование и поддержка в данной сфере.

6. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ

РОССИЙСКОГО ФРАНЧАЙЗИНГА

Как ранее было выделено, главная проблема развития франчайзинга в Российской Федерации - это низкое государственное регулирование и поддержка франчайзинга в России. В связи с этим автором работы были разработаны

некоторые рекомендации по устранению данной проблемы:

1. Совершенствование законодательства Российской Федерации (Необходимо на законодательном уровне закрепить термин «франчайзинг», ведь на данный момент подобный процесс регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации в виде договора коммерческой концессии, что несколько отличается от того, что реализуется в мировой практике);

2. Развитие инструмента поддержки (Возможна реализация поддержки франчайзинга на основе зарубежного опыта: льготное

кредитование, предоставление субсидий, реализация государственных программ);

3. «Франчайзинговая грамота» (На сегодняшний момент в Российской Федерации есть острая необходимость в

информированности населения не только в вопросах франчайзинга, но и простых вопросах ведения бизнеса. В связи с этим «франчайзинговая грамотность» необходима для повышения уровня информированности населения об этом вопросе с целью продвижения данного вида реализации предпринимательства на территории Российской Федерации).

7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основе всего вышесказанного можно сделать вывод, что франчайзинг в России ещё не достаточно развит, чем за рубежом. Ряд проблем существуют из-за сравнительно недавнего введения франчайзинга в России. Прошло ещё не достаточно времени для развития данного направления в отечественной экономике. В связи с этим остаётся актуальным исследовать данную тему впоследствии.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

[1] Ахматов А.И., Моджина Н.В. Франчайзинг в России в наше время // Молодой учёный. -2016. - №12. - С. 1107-1109.

[2] Бурчакова М.А., Николенко А.С. Анализ состояния и эволюции франчайзинга в РФ и развитых зарубежных странах // Проблемы науки. - 2017. - №2 (15). - С. 48-51.

[3] Джибабов М.Р. Особенности и динамика франчайзинга в России // Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия сборник статей по материалам XV международной научно -практической конференции. - М.: Международный центр науки и образования. -2018.- С. 54-60.

[4] Пак М.В. Проблемы развития франчайзинга на российском рынке // Наука и образование: новое время. - 2018. - №3 (26). - С. 189-191.

[5] Панявина М.Л., Писанова Е.А. Особенности развития франчайзинга в России и зарубежных странах // Аллея науки. - 2018. -№6 (22). - С. 605-608.

[6] Рябичева О.И., Ибрагимова К.А. Франчайзинг как перспективный вид бизнеса // Advanced science сборник статей III Международной научно-практической конференции: в 2 частях. - Пенза: Наука и Просвещение. - 2018. - С. 167-169.

[7] Степанчук А.А. Франчайзер и франчайзи: гармония или конфликт интересов // Научно -технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. - 2016. - №3(245). -С.202-213.

[8] Чиназирова С.К. Франчайзинг как эффективная форма ведения бизнеса // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: экономика. - 2017. -№4 (210). - С. 86-91.

[9] Что такое франшиза простыми словами // Финансовый директор. Практический журнал по управлению финансами компании URL: https://fd.ru/articles/158910-franshiza-chto-eto-takoe-17-m10 (дата обращения: 12.03.2019).

[10] Франшиза: российская специфика в разных видах бизнеса. URL: http://www.msur-info.ru/press/130514/ (дата обращения:

12.03.2019).

[11] Ильин И.В., Лось В.А., Урсул А.Д. СТРАТЕГИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ / Вестник Московского университета. Серия 27: Глобалистика и геополитика. [1] 2015. № 1-2. С. 49-65

V V

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.