МАРКЕТИНГ MARKETING
УДК 334.012.42
ББК 65.290.333
4 63
С.К. Чиназирова,
кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики и
управления Адыгейского государственного университета, г. Майкоп. Тел.
+7 (928) 461-81-41, e-mail: Svetlana.9992015@yandex.ru
ФРАНЧАЙЗИНГ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА
( Рецензирована )
Аннотация. В статье рассматриваются современные виды франчайзинга и анализируется его развитие в Российской Федерации. Раскрыты преимущества и недостатки франчайзинговых отношений для субъектов, определены наиболее привлекательные регионы деятельности для франчайзинговых компаний. Выделены проблемные области в институциональной среде, тормозящие продвижение франчайзинга в России. Определены векторы дальнейшего развития и роста популярности франчайзинга в деловой среде в современных условиях.
Ключевые слова: франчайзинг, франчайзинговые компании, товарный франчайзинг, производственный франчайзинг, деловой франчайзинг.
S.K. Chinazirova,
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of
Economics and Management Department, Adyghe State University, Maikop.
Ph.: +7 (928) 461-81-41, e-mail: svetlana.9992015@yandex.ru
FRANCHISING AS AN EFFECTIVE FORM OF BUSINESS
Abstract. The article considers modern types and analyzes the development of franchising. The advantages and disadvantages of franchising relationships are revealed, the most attractive regions of activity of franchising companies are reflected. The main difficulties that hamper the promotion of franchising in our country are highlighted. The key directions of the further development and growth of the popularity of franchising in the business environment in modern conditions are determined.
Keywords: franchising, franchising companies, commodity franchising, production franchising, business franchising.
В современных условиях изучение франчайзинга является одним из актуальных вопросов в силу его нарастающей популярности в деловой
среде, наличия обширного наработанного опыта, позволяющего его систематизировать и сформулировать основные проблемные вопросы.
Изучение представленных в литературе подходов к определению франчайзинга позволяет рассматривать его с двух точек зрения: с одной - как процесс, с другой - как документ, имеющий правовую основу. Франчайзинг как процесс рассматривается в качестве способа доставки продукции или услуг потребителю, способа развития бизнеса и завоевания рынка на основе кооперации материальных и финансовых средств и усилий различных предприятий. Франчайзинг как документ, имеющий правовую основу, - это соглашение, согласно которому юридическое лицо или индивидуальный распространитель товаров или предоставляемых услуг, защищенные в свою очередь торговой маркой, предоставляет исключительные права на реализацию, в масштабах ограниченной территории, продукции или услуг предпринимателем взамен на предоставление от них платежей с условием выполнения прописанных в контракте пунктов, таких как не нарушение технологических и обслуживающих процессов [1].
В современной литературе выделяют следующие виды франчайзинга:
- товарный франчайзинг;
- производственный франчайзинг;
- деловой франчайзинг или франчайзинг бизнес-формата.
Суть товарного франчайзинга заключается в том, что франчайзер выставляет на продажу товар, произведенный им с регистрацией товарного знака. После совершения сделки франчайзи осуществляет послепродажное обслуживание продукции. Продемонстрированная разновидность франчайзинга в некоторых источниках упоминается как «франчайзинг продукта (торгового имени)». Это франчайзинг в сфере торговли на продажу готового товара. В товарном франчайзинге франчайзером представляется производитель, реализующий готовую продукцию или полуфабрикат
дилеру-франчайзи. Дилер-франчайзи занимается предпродажным и послепродажным обслуживанием клиентов, приобретающих продукцию франчайзера, и отказывается от реализации продукции, произведенной конкурентами. Выполнение данного требования (правила) является основополагающим содержанием взаимодействия партнеров
- франчайзера и франчайзи-дилера.
Производственный франчайзинг
- это франчайзинг на производство товаров. Данный вид франчайзинга предполагает, что фирма, обладающая определенной технологией изготовления некоего продукта, продает местным или региональным производителям необходимое сырье для изготовления (например, завод по разливу безалкогольных напитков).
Местный или региональный производитель не только производит продукцию под торговой маркой франчайзера и продает его продукцию или услуги, но и интегрируется в полный цикл хозяйственной деятельности крупной организации, тем самым соглашаясь с реализацией равных с ней условий технического процесса в части качества продукции, квалификации персонала, стандартов производства, выполнения плана продаж и так далее. Данная форма взаимодействия подразумевает тесный контакт франчайзера и франчайзи, более структурную регламентацию деятельности и высокий уровень ответственности местного (регионального) производителя. Такая разновидность франчайзинга наиболее широко представлена в производстве безалкогольных напитков.
Деловой франчайзинг чаще всего называют «франчайзинг бизнес-формата». При этом способе взаимодействия франчайзер продает лицензию частным лицам или другим юридическим лицам на право открытия магазинов или ряда магазинов, сетей быстрого питания, ресторанов для реализации продукции и услуг торговой марки франчайзера.
Следовательно, это франчайзинг на определенный вид деятельности, который предполагает интеграцию сравнительно небольшого предприятия в полный производственно-хозяйственной цикл крупной организации. В условиях делового франчайзинга франчайзи компенсирует постоянные взносы и производит отчисления в рекламный фонд, принадлежащий непосредственно
франчайзеру. Примерами взаимодействия франчайзера и франчази могут быть: сдача франчайзером в аренду основных средств, инвестирование в бизнес франчайзи, поставка франчайзером материальных ресурсов [2].
Наиболее ярким примером делового франчайзинга является открытие первого ресторана быстрого обслуживания McDonald's. Еще одним примером компании,
Таблица 1
Преимущества и недостатки франчайзинга
Участник франчайзинга Преимущества Недостатки
Франчайзер 1) возможность расширения бизнеса за счет увеличения числа торговых точек (производств) без необходимости привлечения значительных собственных капиталов; 2) расширение источников доходов (прибыли) за счет усилий франчайзиата; 3) снижение уровня издержек производства и обращения на единицу товара, за счет того, что франчайзиат сам покрывает расходы на содержание предприятия; 4) право франчайзиата использовать торговую марку защищено патентованием торговой марки 1) франчайзеру бывает трудно контролировать франчайзиат, поскольку он не может непосредственно управлять его сотрудниками; 2) возможность нанести ущерб своей репутации из-за плохой работы франчайзиата; 3) отсутствие уверенности в достоверности отчетов о деятельности, предоставляемых франчайзиатом; 4) при возникновении разногласий между участниками, франчайзер не может заменить его другим
Франчайзиат 1) имеет возможность стать самостоятельным предпринимателем; 2) имеет возможность вести бизнес под признанным торговым знаком; 3) имеет возможность продавать продукт и предоставлять услуги на рынках, которые без франшизы недоступны для данной фирмы; 4) имеет возможность получать помощь от франчайзера по благоустройству торговых точек, подготовке торгового персонала к работе, совместной рекламы и т.д. 1) как и любой предприниматель, франчайзиат подвержен предпринимательским рискам; 2) стандартизированность процессов со стороны франчайзера не оставляет возможности франчайзиату для самовыражения; 3) риск франчайзиата понести убытки при ухудшении репутации фирмы франчайзера.
занимающейся деловым франчайзингом, является Российско-Венесуэльское предприятие «Росинтер». Данная компания занимается продажей франшиз таких ресторанов, как Комбис, Ростик'с, Патио Пицца, Артистико, Санта Фе, Американ Бар & Гриль. В настоящее время популярны совместные франшизы ресторанов Ростик'с и Патио Пицца.
Мировой деловой франчайзинг является перспективной стратегией инвестирования, но, как любому экономическому процессу, ему свойственны преимущества и недостатки (табл. 1).
В развитых странах объективные потребности экономического развития обусловили прочное становление франчайзинга как формы ведения бизнеса. Эта форма взаимоотношений между бизнес-партнерами считается не только полезной, но и престижной. Об этом свидетельствуют приведенные ниже статистические данные.
В США на долю франчайзинго-вых компаний приходится 18 млн рабочих мест и 2,1 трлн долл. в общем объеме национальной экономики. В Китае на сектор франчайзинга приходится 47,83 млрд долл. в общем объеме продаж и 825 тыс. рабочих мест. Национальная ассоциация франчайзинга Китая ожидает, что распространение национальных и иностранных брендов произойдет на 10-20% в течение ближайших пяти лет.
В Соединённом Королевстве годовой оборот компаний, занятых в сфере франчайзинга, в 2016 году достиг 11,8 млрд фунтов стерлингов, занятых в данном секторе - 465 тыс. человек. Во Франции их оборот достиг 48 млрд евро, в Германии - 55 млрд евро, франшизы дают работу 463 тыс. немцам.
С точки зрения Международной Ассоциации Франчайзинга, Европейский рынок признан наиболее привлекательным для иностранного франчайзинга. На мировом рынке франчайзинга лидирующее
положение занимают американские бренды BurgerKing и McDonald's, но европейские франшизы так же популярны. Франшизы Европы выдаются в различных отраслях - от образования и химчистки до аренды жилья, но подавляющее большинство относятся к пищевой индустрии - это торговля продовольственными товарами и ресторанный бизнес.
Статистическое исследование оборота франчайзинговых сетей в России показывает, что в рассматриваемом секторе занято 14 миллионов человек, оборот всех предприятий, созданных на условиях договоров франчайзинга, составляет 500 млрд долл., по данным Союза франчайзинга, в стране представлено 3500 брендов, практикующих франчайзинг, из них 1300 отечественных франшиз, в доле предпринимательства франчайзинг занимает 15,7%, и наблюдается стремительный темп развития франчайзинговых отношений. Российский рынок франшиз составляют франшизы более чем из 60 видов деятельности, которые не подвергаются сравнению друг с другом. По данным журнала «Франчайзи», в 2016 году больше 50 процентов современных франшиз задействовано в сфере торговли [3]. Так же в топ представленного рейтинга входят: общепит, бытовое обслуживание, сфера услуг, авто, медицина и здоровье (рис. 1).
Абсолютным лидером рынка франчайзинга в России является представитель сферы розничной торговли «Пятерочка». Второе место на 2017 г. занимает компания Tele 2, а в конце списка оказываются франшизы сферы товаров для дома и одежды.
Анализируя данные сводного рейтинга в 2016-2017 гг., можно наблюдать лидерство и устойчивость на рынке франчайзинга сферы розничной торговли и общепита. Сравнивая особенности развития франчайзинга за 2016-2017 гг., можно сказать, что наряду с торговлей, сферой услуг, общепитом и бытовым
20%
■ Торговля
■ Общепит Бытовое обслуживание
■ Сфера услуг
■ Авто Медицина н здоровье
Рис. 1. Доля франчайзинговых компаний по отраслям на российском рынке
обслуживанием активно развивались такие сегменты, как информация, производство и финансы.
В России на сегодняшний день наиболее популярными франшизами являются франшизы «Лукойл», «Планета Фитнес», «Ароматный мир», «Пятерочка», «Инвитро», «Шоколадница» и ряд других. Согласно данным, предоставленным РАФ, на территории РФ задействовано более 20 ООО франчайзинговых точек и около 485 франчайзеров, а согласно сведениям исследовательской компании NeoAnalyti.cs за 2015 год, локомотивом франчайзинга в России является розничная торговля, которая составляет не более половины предложений франшизы. Следующая позиция после розничной торговли приходится на общественное питание - около 24%, на третьем месте с показателем 11% - сфера бытовых услуг. В секторе развлечений, спорта и путешествий задействовано 8% франшиз. Представленность франчайзинга в других отраслях составляет 4% и менее.
Исследование территориального распределения франчайзинга показало, что наиболее привлекательными регионами деятельности франчайзинговых компаний являются Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Самара, Тольятти, Пермь, Екатеринбург, Новосибирск, Владивосток, Иркутск, черноморское побережье, Краснодарский край [4].
Сдерживающими факторами развития франчайзинга в России являются:
- недостаточная развитость российского законодательства в этой области;
- недостаточность мер государственной поддержки;
- низкая заинтересованность банков в работе с системами франчайзинга;
- низкая осведомленность деловых кругов о преимуществах франчайзинга в нашей стране.
В то же время при наличии целого ряда причин, сдерживающих развитие франчайзинга, он остается самым надежным вариантом организации бизнеса в рыночной системе хозяйствования.
Потенциальными франчайзи-атами являются начинающие бизнесмены и другие категории лиц, желающие и способные заниматься предпринимательской деятельностью. Движущим фактором развития предпринимательства может стать законодательство, обеспечивающее правовую защиту при заключении внутренних и международных договоров, позволяющих с использованием системы франчайзинга продвигать состоявшиеся торговые марки и технологии ведения бизнеса на территории нашей страны и за ее пределами [5].
Подводя итог проведенному анализу можно сделать вывод, что современные условия российской
экономики, несмотря на присущие ей кризисные явления, не являются препятствием для развития рынка франчайзинга, а напротив его развитие может стать движущим фактором для выхода из кризиса. Так как имеется доступ к разработанным и апробированным методам ведения бизнеса, наработанная клиентура, что сводит рыночные риски к минимуму и определяет достаточно продолжительный жизненный цикл организаций, работающих на условиях франчайзинга. Дальнейшему
развитию и росту популярности франчайзинга в деловой среде могут способствовать и ряд других мероприятий, среди которых особо следует выделить: программы поддержки франчайзинга со стороны государственных органов на федеральном и региональном уровнях; разработка и научное обоснование концепций развития франчайзинга; льготное кредитование малого и среднего бизнеса, использующего такую форму организации, как франчайзинг.
Примечания:
1. Ахатов А.И., Моджина Н.В. Франчайзинг в России в наше время // Молодой ученый. 2016. № 12. С. 1107-1109.
2. Савенкова И.В., Коваленко С.Н., Бутенко JI.H., Цыгулева А.А. Развитие рынка франчайзинга в России в современных условиях // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). СПб, 2016. С. 6-9.
3. Дынжанская М.В., Лукша И.М. Современная ситуация на рынке франчайзинга в России: тенденции и перспективы // Фундаментальные исследования. 2017. № 10-1. С. 96-101.
4. Ашинова М.К., Чиназирова С.К. Институциональная среда в региональной системе стратегического планирования // Компьютерные технологии и телекоммуникации. КТиТК - 2014: сборник материалов Всероссийской молодежной научно-практической конференции: материалы конференции (18-20 июня 2014 г.). Грозный: АЛЕФ, 2014. С. 342-348.
5. Ашинова М.К., Чиназирова С.К. Модель рынка совершенной конкуренции // Экономическая безопасность: правовые, экономические экологические аспекты. Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. Курск, 2017. Т. 2. С. 39-43.
References:
1. Akhatov A.I., Mozhina N.V. Franchising in Russia in our time // Young Scientist. 2016. No. 12. Pp. 1107-1109.
2. Savenkova I.V., Kovalenko S.N., Butenko L.N., Tsygulyova A.A. Development of the franchising market in Russia in modern conditions // Problems and prospects of economics and management: materials V Intern. Scien. Conf. (St. Petersburg, December 2016). SPb., 2016. Pp. 6-9.
3. Dinzhanskaya M.V., Luksha I.M. The current situation in the market of franchising in Russia: trends and prospects // Fundamental research. 2017. No. 10-1. Pp. 96-101.
4. Ashinova M.K., Chinazirova S.K. Institutional environment in the regional strategic planning system // Computer technologies and telecommunications: collection of materials of the Russian Youth Scientific and Practical Conference: materials of the conference (June 18-20, 2014). Grozny: ALEF, 2014. Pp. 342-348.
5. Ashinova M.K., Chinazirova S.K. The model of the market of perfect competition // Economic safety: legal, economic ecological aspects. Collection of scientific papers of the International Scientific and Practical Conference. Kursk, 2017. Vol. 2. Pp. 39-43.