ЭКОНОМИЧЕСКОЕ
И ОРГАНИЗАЦИОННОЕ СОДЕРЖАНИЕ ФРАНЧАЙЗИНГА
ECONOMICAL AND ORGANIZATIONAL NATURE OF FRANCHISING
ТИМОФЕЕВА Елена Григорьевна УДК 334 7
аспирантка Санкт-Петербургского института гуманитарного образования, elena_narkevich@ yahoo.com
TIMOFEEVA, Elena Grigorievna
Post-graduate student of the Saint-Petersburg Institute of Education in the Sphere of Humanities and Social Sciences, elena_narkevich@yahoo.com
О
Аннотация.
В статье выполнен анализ существующих подходов к определению франчайзинга. Показано, что эти определения не отражают в полном объеме специфику отношений франчайзинга. Предложено новое определение франчайзинга. Доказано, что в отношениях франчайзинга присутствуют экономическая, организационная и институциональная составляющие. Обосновано, что из сущности франчайзинговых отношений естественным образом следуют требования, предъявляемые франчайзером к потенциальным франчайзи.
Ключевые слова: франчайзинг, франчайзер, франчайзи. Abstracts.
The present paper contains an analysis of existing approaches towards definition of franchising. It is demonstrated that these definitions do not reflect the nature of franchising. A new definition of franchising is proposed. It is demonstrated that franchising includes economic, organizational and institutional aspects. It is demonstrated that the nature of franchising relations generates franchisor's requirements towards potential franchisees.
Key words: franchising, franchisor, franchisee.
Франчайзинг представляет собой эффективный инструмент развития бизнеса как для собственника торговой марки и связанной с ней бизнес-модели, так и для начинающих предпринимателей. Первый получает возможность использовать на льготных условиях чужой капитал для развития собственной сбытовой сети, а также привлекать для управления новы-
ми предприятиями менеджеров с высокой мотивацией, а вторые получают доступ к известному бренду и отработанным коммерческим технологиям франчайзера. Однако, несмотря на свою популярность, обусловленную этими преимуществами, франчайзинг пока не получил общепринятого определения. В данной статье попытаемся отчасти закрыть этот пробел.
Поставленная задача имеет не только теоретическое, но и важное прикладное значение. Понимание природы франчайзинга позволит лучше понять преимущества и риски обоих участников франчайзингового сотрудничества и, как следствие, те критерии, по которым следует отбирать потенциального партнера (путем подбора такого кандидата, который позволяет максимизировать преимущества или минимизировать риски). Кроме того, хотя в настоящее время в отечественном законодательстве понятие «франчайзинг» отсутствует (для регулирования отношений между франчайзером и франчайзи в нашей стране применяется договор коммерческой концессии), не исключено, что в будущем будет сделана попытка создать для франчайзинга отдельную нормативно-правовую базу, для чего необходимо ясное понимание сущности отношений франчайзинга.
Проблема разработки определения франчайзинга как организационно-экономического механизма развития предпринимательской деятельности существенно осложняется его многогранностью и многообразием решаемых при его помощи задач. Различные авторы рассматривают франчайзинг как инструмент, служащий для:
• привлечения капитала собственником торговой марки [1; 2] (важно отметить, что в российском законодательстве отсутствует понятие «торговая марка», для его замены используются понятия «товарный знак» и «знак обслуживания», однако термин «торговая марка» широко используется в маркетинге, и поэтому в дальнейшем будем применять именно его);
• построения гибридных предприятий [3] и виртуализации бизнеса [4];
• трансфера бренда [5];
• выстраивания договорной маркетинговой системы [6];
• организации взаимовыгодного сотрудничества между крупными и мелкими предприятиями [7];
• аутсорсинга сбытовой деятельности (для франчайзера) и управления брендом (для франчайзи) [1; 8], при этом отношения аутсорсинга сбытовой деятельности являются нере-
гламентированными и не предполагающими оплаты в явной форме со стороны франчайзера [9];
• отказа от отчуждения средств производства от работника [2];
• минимизации рисков франчайзи [10];
• формирования вертикально интегрированной структуры [11].
Легко убедиться в том, что последнее понимание франчайзинга противоречит доминирующей в современной экономической теории трактовки франчайзинговых отношений как гибридных [3], а само франчайзинговое партнерство по самой своей природе (как взаимодействие двух юридически независимых предприятий) не соответствует критериям вертикальной интеграции. Более того, его нельзя рассматривать как силовой гибрид (при котором обладающее большей переговорной силой предприятие принуждает другую фирму к невыгодному для нее долгосрочному сотрудничеству) [12], поскольку кооперация франчайзера и франчайзи носит добровольный характер. Корректнее, по мнению автора, будет рассматривать франчайзинг как инструмент формирования вертикальных квази-интегри-рованных структур [13]. Этот пример наглядно показывает, насколько сложны отношения франчайзинга, и как легко, сосредоточившись на их видимой стороне, упустить из внимания их сущность.
В силу представленного выше многообразия задач, для решения которых может быть использован франчайзинг, большинство авторов, в зависимости от целей своего исследования, сосредоточиваются на каком-либо одном аспекте франчайзинга и предлагают определение, основанное исключительно на этом аспекте (сравнительный анализ отдельных определений представлен в таблице). Такие определения, очевидно, носят частный характер и не позволяют описать все богатство отношений, возникающих между участниками договора франчайзинга.
Интересная деталь: хотя специалисты сходятся в том, что франчайзинг предполагает долгосрочные партнерские отношения франчайзера и франчайзи, анализ таблицы показывает, что в ряде определений (в том числе и
Сравнительный анализ подходов к определению франчайзинга
Определение Комментарии
«Франчайзинг - смешанная форма крупного и мелкого предпринимательства, при которой крупные корпорации, «родительские» компании (франчайзеры), заключают договор с мелкими фирмами, «дочерними» компаниями, бизнесменами (франчайзи) на право, привилегию действовать от имени франчайзера. При этом мелкая фирма обязана осуществлять свой бизнес только в форме, предписанной большой фирмой, в течение определенного времени и в определенном месте. В свою очередь, франчайзер обязуется снабжать франчайзи товарами, технологией, оказывать всяческое содействие в бизнесе» [14, с. 366] Достоинство: указывается на то, что франчайзи должен вести свой бизнес по модели, предписанной франчайзером; присутствует указание на временные и географические ограничения; из определения следует (хотя и неявно), что отношения франчайзинга носят долгосрочный, партнерский характер. Недостатки: франчайзер не обязательно является крупной компанией (нередко масштаб его бизнеса сопоставим с масштабом бизнеса отдельных франчайзи); неясен перечень предпринимателей, которые могут выступать в качестве франчайзи; нежелательно использование терминов «головной» и «дочерний», которые могут привести к пониманию франчайзинга как разновидности вертикальной интеграции
«Франчайзинг - это рыночно ориентированный метод продажи деловых услуг, часто - независимым инвесторам, владеющим оборотным капиталом, но не обладающим или обладающим лишь в малой степени опытом ведения бизнеса» [15, с. 336] Достоинство: наличие, хотя и в неявной форме, указания на то, что франчайзер является для франчайзи поставщиком деловых услуг. Недостаток: чрезмерная размытость
«...франчайзинговое соглашение чаще всего понимается как договор между двумя юридически независимыми фирмами, по которому одна фирма (франчайзи) платит другой фирме (франчайзеру) за право продавать продукт франчайзера и/или за право использовать его торговую марку и формат ведения бизнеса на определенной территории в течение установленного периода времени» [16, p. 3-4] Достоинство: описание ограничений, налагаемых на франчайзи. Недостаток: чрезмерная размытость, не позволяющая разграничить франчайзинг и уполномоченных дилеров
«Франчайзинг (англ. franchising) - форма соглашения, при которой крупная корпорация предоставляет право использования своих сбытовой сети, марки, ноу-хау и т. д. другой фирме, которая в свою очередь передает определенный процент от выручки» [17, с. 387] Достоинство: присутствует указание (к сожалению, сформулированное слишком в частном виде, и к тому же некорректно), что франчайзер может предоставлять франчайзи право пользоваться своей товаропроводящей инфраструктурой (но не сбытовой сетью). Недостатки: в качестве франчайзера не обязательно выступает крупная фирма; выплаты франчайзеру не обязательно рассчитываются в виде процента от выручки франчайзи [18]; отсутствует указание на партнерский характер отношений франчайзинга
«.франчайзинг - это особая форма организации «бизнес-среды», которая позволяет фирме-лидеру поддерживать и создавать свои господствующие позиции на рынке товаров и услуг» [8] Достоинство: в определении присутствует понимание того, что одной из важных характеристик франчайзинга является организация среды бизнеса в интересах франчайзера (т. е. неявно предполагается долгосрочный характер франчайзинговых отношений). Недостаток: никак не перечислены отличия франчайзинга от других форм взаимодействия независимых предприятий
Определение Комментарии
«Франчайзинг (от англ. franchise - привилегия) -1) передача права (на определенный срок и на определенных условиях) на использование торговой марки, товарного знака и фирменного наименования и связанных с ними технологий и ноу-хау; 2) создание сети представительств компании-собственника торговой марки и технологий путем передачи независимым предприятиям права на использование торговой марки, товарного знака и фирменного наименования и связанных с ними технологий и ноу-хау» [9] Достоинство: попытка указать на то, что франчайзинг представляет собой не только инструмент передачи интеллектуальной собственности, но и способ формирования сбытовой сети под торговой маркой франчайзера (т. е. в неявной форме говорится о долгосрочном и партнерском характере франчайзинговых отношений). Недостаток: по сути дела, речь идет о двух отдельных определениях для двух различных аспектов франчайзинга
«Франчайзинг... - продажа лицензии на технологию или товарный знак фирмы, имеющей высокий имидж на рынке, при условии соблюдения покупателем (франчайзиатом) предписанных продавцом лицензии (франчайзером) стандартов качества производства продукции и услуг в процессе ее реализации» [19, с. 710] Достоинство: указание на необходимость соблюдения франчайзи стандартов качества франчайзера. Недостатки: объектом продажи при франчайзинге являются не технология или товарный знак как таковые (в противном случае франчайзинг был бы равнозначен лицензированию - не случайно в данном определении использован термин «лицензия»), а модель ведения бизнеса, разработанная франчайзером; фактически в данном определении франчайзинг приравнен к лицензированию, что недопустимо [20]; отсутствует указание на долгосрочный, партнерский характер франчайзинговых отношений
«Франчайзинг - это такая форма организации и ведения бизнеса, в соответствии с которой один из предпринимателей (франчайзер) разрабатывает модель бизнес-процесса и передает права на ведение бизнеса в соответствии с этой моделью другому предпринимателю (франчайзи)» [21, с. 25] Достоинство: указание на то, что франчайзер предоставляет франчайзи готовую модель ведения бизнеса. Недостатки: ничего не говорится о схеме передачи права использования этой модели (в общем случае модель ведения бизнеса может передаваться на бесплатной основе и не сопровождаться требованием работать исключительно под торговой маркой франчайзера); отсутствует указание на долгосрочный, партнерский характер франчайзинговых отношений
«Под франчайзингом понимается способ распространения продуктов и услуг, при котором независимый предприниматель (франчайзи) приобретает у головной компании (франчайзера, осуществляющего управление сетью подразделений) право предлагать рынку продукты или услуги под ее торговой маркой и с использованием ее бизнес-практик» [22, с. 26] Достоинства: указание на то, что франчайзер осуществляет управление сетью; констатация того, что франчайзи использует бизнес-практики франчайзера. Недостаток: франчайзинг не сводится к организации распространения продуктов и услуг
«.франчайзинг рассматривается как форма организации и развития бизнеса, при которой одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау)» [23, с. 10] Достоинства: достаточно полно перечислен комплекс нематериальных активов, право на использование которых передается от франчайзера к франчайзи; указывается, что франчайзинг представляет собой способ организации и развития бизнеса. Недостатки: ничего не говорится об обязательствах франчайзи по отношению к франчайзеру (прежде всего, о его обязанности работать только под торговой маркой и по технологиям франчайзера); отсутствует указание на долгосрочный, партнерский характер франчайзинговых отношений
Определение Комментарии
«Франчайзинг представляет собой форму кооперации между фирмами, при которой владелец интеллектуальной собственности (ИС) (торговой марки и связанных с ней производственных и коммерческих технологий; этот комплекс ИС называется франшизой, а ее владелец - франчайзером) предоставляет право на ее использование другому предпринимателю (франчайзи), который обязуется вести коммерческую деятельность исключительно на основе предоставленной ему ИС. При этом в течение срока действия договора франчайзинга франчайзер оказывает франчайзи консультационные и управленческие услуги» [10, с. 84] Достоинства: указано обязательство франчайзи вести свою деятельность исключительно под торговой маркой франчайзера, что, по мнению специалистов, считается важной отличительной чертой франчайзинга, однако в ряде существующих определениях не отражается; утверждается, что франчайзинг является формой кооперации, т. е. констатируется (хотя и в неявной форме) долгосрочный и партнерский характер франчайзинго-вых отношений. Недостаток: нет указаний на платный характер передачи интеллектуальной собственности от франчайзера к франчайзи, а также на ограничения (по территории и сроку), налагаемым на франчайзи
«Франчайзинговая организация - договорная вертикальная маркетинговая система, участники которой объединяют несколько звеньев в производственно-распределительной системе» [6, с. 662] Достоинство: указание на договорной и системный (т. е., по сути дела, долгосрочный и партнерский характер) франчайзинговых отношений. Недостаток: определение чрезмерно размыто и сосредоточивается только на сбытовой составляющей франчайзинга
словарных) указание на это отсутствует. При этом очевидно, что долгосрочность и партнерство являются неотъемлемыми характеристиками франчайзинга. Потребность в долгосроч-ности связана с тем, что франчайзеру нужна гарантия использования франчайзи для сбыта товаров и услуг под своей торговой маркой, а франчайзи заинтересован в окупаемости инвестиций, которые он сделал в бизнес под торговой маркой франчайзера. Партнерский характер необходим для минимизации затрат франчайзера на контроль франчайзинговой сети и для обеспечения франчайзером консультационной поддержки франчайзи.
Еще одной распространенной ошибкой является указание на то, что франчайзинг является формой сотрудничества крупного и малого бизнеса [14, с. 366; 17, с. 387] (в этом смысле характерны названия работ [7]). Хотя такое сотрудничество, безусловно, может иметь место (хорошо известна, например, практика развития нефтяными компаниями сетей заправочных станций под своей торговой маркой на основе франчайзинга), однако в качестве отличительной черты франчайзинга использовать разницу в масштабах бизнеса франчайзера и франчайзи некорректно (нередко этот масштаб может быть сопоставим).
Дополнительная сложность состоит в том, что термин «франчайзинг» в практике ведения бизнеса зачастую используется расширительно, вследствие чего франчайзингом могут называть формы сотрудничества, обладающие не всеми чертами классического франчайзинга [24, с. 20]. Для описания этих форм в отдельных работах предлагаются специальные термины, такие, например, как «квази-франчайзинг» [24, с. 20]. В этой связи можно сформулировать научную проблему (решение которой остается за рамками данного исследования) о классификации форм франчайзинга по степени наличия в них элементов классического франчайзинга. Следует, однако, помнить, что отдельные черты франчайзинга могут присутствовать в явной или неявной форме. Например, роялти могут как выплачиваться в денежной форме в виде отдельного платежа, так и включаться в стоимость товара, который франчайзер продает франчайзи. Во втором случае может показаться, что роялти отсутствуют, и что соответствующие отношения между партнерами нужно рассматривать не как франчайзинг, а как псевдофранчайзинг. Но этот вывод будет неверным: роялти присутствуют, только в неявной форме, и поэтому речь идет о традиционном франчайзинге.
петербургский экономический журнал • № 4 • 2015
149
В завершение укажем, что нередко франчайзинг смешивается с лицензированием (поскольку в обоих случаях речь идет о временном праве использования чужой торговой марки на определенной территории в течение оговоренного срока). Анализ отличий этих форм сотрудничества предложен в работах [8; 15].
Это означает, что наиболее логичным способом построения определения франчайзинга должно стать перечисление его отличительных признаков.
По мнению автора, этот перечень может иметь следующий вид:
1. С экономической точки зрения, франчайзинг является способом предоставления на платной основе доступа к тому ресурсу, который у одного из партнеров наличествует в избытке, тогда как у другого партнера наблюдается его недостаток. В случае франчайзи речь идет о получении доступа к интеллектуальной собственности франчайзера, тогда как франчайзер получает возможность пользоваться капиталом франчайзи. Хотя традиционно говорится о том, что плата за пользование взимается только с франчайзи (в виде первоначального взноса и роялти), фактически в неявной и не-регламентированной форме плату за пользование капиталом делает и франчайзер, так как он оставляет весь доход от ведения сбытовой деятельности под своей маркой франчайзи (за исключением роялти) [6].
2. С организационной точки зрения, франчайзинг целесообразно рассматривать как аутсорсинг управления интеллектуальным капиталом (для франчайзера) и аутсорсинг управления текущей хозяйственной деятельностью франчайзингового подразделения (для франчайзи; хотя в отдельных источниках говорится о передаче на внешнее управление только сбытовой деятельностью; считаем, что правильнее воспринимать франчайзинг как передачу внешнему оператору - франчайзи - управления всей хозяйственной деятельностью).
3. С институциональной точки зрения, франчайзинг выступает в качестве инструмента квазиинтернализации (для франчайзи, поскольку он вовлекается во внутреннюю среду франчайзера) и квазиэкстернализации (для франчайзера, который строит свою сбытовую сеть не только на иерархических, но и на рыночных началах). Иначе можно говорить о квазиинтеграции [13, с. 65] и о формировании метафирмы [25].
Следовательно, можно говорить, что во франчайзинге присутствуют экономическая, организационная и институциональная составляющие (рисунок).
Таким образом, можно сформулировать следующее определение: франчайзинг представляет собой форму долгосрочного добровольного взаимовыгодного сотрудничества двух независимых фирм, при которой одна
ФРАНЧАЙЗИНГ
Экономическая составляющая Организационная составляющая Институциональная составляющая
Взаимообмен (на платной основе) избыточными ресурсами Взаимный аутсорсинг управления недостающими ресурсами Инструмент квазиинтеграции
Состав отношений франчайзинга
фирма (франчайзер) предоставляет другой фирме (франчайзи) право использовать (в течение определенного срока, на установленной территории и за оговоренную плату) свою торговую марку, формат ведения бизнеса и коммерческие и иные технологии (необходимые для использования торговой марки и формата ведения бизнеса), а также консультационную поддержку по их использованию, а франчайзи обязуется за свой счет вести хозяйственную деятельность только под торговой маркой франчайзера и в строгом соответствии с предоставленным ему форматом бизнеса и коммерческими и иными технологиями.
Легко убедиться в том, что это определение учитывает все упомянутые выше экономические, организационные и институциональные аспекты франчайзинга. Особо хотелось бы подчеркнуть такие аспекты франчайзинга, как добровольность и взаимовыгодность (отсутствовавшие в более раннем варианте предложенного автором определения [26]; других отличий между ранним и сформулированным выше вариантами предлагаемого нами определения франчайзинга нет). Вступление во франчайзинговую сеть осуществляется на основе взаимного согласия франчайзи и франчайзера, элементы принуждения к сотрудничеству отсутствуют (как это нередко имеет место при формировании сетевых структур [27]; О. Уильямсон говорит о «силовых» гибридах [12], И. Д. Котляров применяет термин «псевдосетевые структуры» [28]) . Сотрудничество франчайзи и франчайзера носит взаимовыгодный характер (иначе говоря, максимизации выгоды франчайзера за счет франчайзи, лишения франчайзи ресурсов для долгосрочного развития [28] не происходит).
В работе [19, с. 45] сказано, что раннему варианту нашего определения [26] присущ такой недостаток, как утверждение, что франчайзинг представляет собой отношения двух фирм (франчайзера и франчайзи), тогда как на самом деле речь идет об отношениях одной фирмы (франчайзера) со множеством других (франчайзи). Автор считает возможным отклонить это возражение. Дело в том, что франчайзинговый контракт заключается
между двумя фирмами - франчайзером и франчайзи, а не между франчайзером и множеством франчайзи, т. е. договор франчайзинга является двусторонним, и каждая сторона представляет собой отдельное юридическое лицо, а не группу лиц. При этом франчайзи сотрудничают только с франчайзером, а не друг с другом. Таким образом, франчайзинговая сеть представляет собой не многосторонние отношения, а совокупность двусторонних отношений, что говорит о правильности предложенного автором определения франчайзинга как отношений двух фирм.
Из предложенного автором определения логично вытекают критерии отбора франчайзи:
1. Наличие достаточного капитала, соответствующего по своим характеристикам требованиям франчайзера, для учреждения предприятия под торговой маркой и в бизнес-формате франчайзера.
2. Способность эффективно вести хозяйственную деятельность в соответствующей отрасли и в соответствующем регионе.
3. Готовность строго соблюдать договорные предписания по правилам использования торговой марки, формата ведения бизнеса и связанным с ними коммерческим и иным технологиям.
4. Соответствие ценностям и нормам фран-чайзинговой сети (т. е. фактически наличие у франчайзи внутренней мотивации к работе в соответствии не только с документально зафиксированными стандартами деятельности франчайзера, но и согласно неявным ценностям франчайзера и сети в целом).
Таким образом, предложенное автором определение позволяет не только внутренне непротиворечиво и достаточно полно описать природу франчайзинга, но и может служить основой для разработки критериев отбора партнеров. Как представляется, именно в этом может состоять польза от полученных нами результатов как для практиков, так и для специалистов, ведущих теоретические исследования в области франчайзинга (а также, как было показано выше, для возможного создания в будущем отдельной нормативно-правовой базы для регулирования франчайзинга в нашей стране).
Подводя итог, можно утверждать нижеследующее:
Франчайзинг характеризуется долгосрочным, добровольным и взаимовыгодным характером отношений между франчайзером и франчайзи, а сами эти отношения направлены на развитие бизнеса франчайзера и франчайзи за счет предоставления ими доступа к ресурсам друг друга.
Франчайзинг представляет собой сложный феномен, включающий в себя экономическую,
организационную и институциональную составляющие.
Природа франчайзинговых отношений обусловливает состав тех требований, которые франчайзер предъявляет к потенциальным франчайзи (обеспеченность капиталом, наличие навыков или способности самостоятельного ведения бизнеса, контрактная дисциплина, соответствие ценностным установкам франчайзинговой сети).
Список литературы
1. Котляров И. Д. Современные формы аутсорсинга управления брендом и сбытом // Практический маркетинг. 2010. № 8. С. 12-16.
2. Котляров И. Д. Управление формированием продуктивных ресурсов предприятия городского автомобильного пассажирского транспорта // Известия Петербургского университета путей сообщения. 2011. № 3. С. 239-248.
3. Menard C. The Economics of Hybrid Organizations // Journal of Institutional and Theoretical Economics. 2004. V. 160. Р. 345-376.
4. Котляров И. Д. Шкала оценки степени виртуализации предприятия // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2011. № 4. С. 34-38.
5. Краснослободцев А. А. Формы коммерческого трансфера бренда // Социально-экономические явления и процессы. 2011. № 1-2. С. 116-123.
6. Котлер Ф., Армстронг Г., Вонг В., Сондерс Дж. Основы маркетинга. 5-е европейское издание. М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2012. 752 с.
7. Качканов В. П. Франчайзинг как форма связи крупного и малого бизнеса в сфере торговли: Автореф. дис. ... канд. экон. наук. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 2006.
8. Котляров И. Д. Опыт формального описания франчайзинга // Вестник ИНЖЭ-КОНа. Серия: Экономика. 2007. № 5. С. 129-138.
9. Котляров И. Д. Формы аутсорсинга в современной международной торговле // Мировая экономика и международные отношения. 2011. № 6. С. 65-72.
10. Котляров И. Д. Принятие решения о приобретении франшизы: вероятностный подход // Труды Института системного анализа РАН. 2011. № 3. С. 84-91.
11. Панюкова В. В., Комаров В. М. Франчайзинг как разновидность вертикальной интеграции на рынке модной одежды // Научные труды Вольного экономического общества России. Т. 179. 2013. С. 69-78.
12. Уильямсон О. И. Аутсорсинг: трансакционные издержки управление цепями поставок // Российский журнал менеджмента. Т. 8. 2010. № 1. С. 71-92.
13. Шерешева М. Ю. Формы сетевого взаимодействия компаний. М.: Издат. дом Гос. ун-та Высшая школа экономики, 2010. 339 с.
14. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 1997. 496 с.
15. Холленсен С. Глобальный маркетинг. Минск: Новое знание, 2004. 832 с.
16. Blair Roger D. Lafontaine Francine. The Economics of Franchising. N. Y.: Cambridge University Press, 2005. 338 p.
17. Военная экономика и тыловое обеспечение войск (сил). Словарь. М.: МО РФ, 2006. 416 с.
18. Котляров И. Д. Описание финансовых отношений франчайзера и франчайзи // Культурологический подход в экономико-правовом развитии региона: Материалы Международной научно-практической конференции XIV Макаркинские научные чтения / отв. ред. Л.А. Коханец; Мордов гуманитар. ин-т. Саранск, 2014. С. 516-523.
19. Нерсисян Т. Я. Предпринимательство: словарь-справочник. М.: Анкил, 2007. 792 с.
20. Котляров И. Д. Финансовая составляющая отношений франчайзинга: проблема расчета ставки роялти // Корпоративные финансы (электронный журнал). 2011. № 1. С. 32-39.
21. Спинелли-мл. С., Розенберг Р. М., Берли С. Франчайзинг - путь к богатству. М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2007. 384 с.
22. Никулин Е. Д., Шаталов А. И. Стратегия роста бизнеса с использованием франчайзинга: баланс между числом собственных предприятий и числом предприятий-партнеров // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия: Менеджмент. 2012. № 3. С. 25-47.
23. Федорова В. В. Управление стратегическим развитием предприятия на основе франчайзинга: Автореф. дис. ... канд. экон. наук. СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов, 2010.
24. Куренков К. А. Франчайзинг как инструмент развития сферы услуг дальней связи в условиях реформирования отрасли: Автореф. дис. ... канд. экон. наук. М.: Всероссийская государственная налоговая академия Министерства финансов Российской Федерации, 2009.
25. Котляров И. Д. Внутренняя и внешняя среда фирмы: уточнение понятий // Известия высших учебных заведений. Серия: Экономика, финансы и управление производством. 2012. № 1. С. 56-60.
26. Наркевич Е. Г. Франчайзинг как форма кооперации: попытка анализа // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. 2012. № 4. С. 22-25.
27. Большаков А. В. Генезис и структура деловых сетей в контексте теории постиндустриальной экономики // Экономический анализ: теория и практика. 2012. № 10. С. 35-40.
28. Котляров И. Д. Псевдосетевые структуры // Известия высших учебных заведений. Серия: Экономика, финансы и управление производством. 2014. № 2. С. 100-104.
29. Пахомов В. И., Плотников В. А., Усов Д. Ю. Управление сетевыми предприятиями (на примере франчайзинговых сетей). СПб.: ООО «Р-КОПИ», 2014. 176 с.