ISSN 2311-8768 (Online) ISSN 2073-4484 (Print)
ФИНАНСОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ ФРАНЧАЙЗЕРА И ФРАНЧАЙЗИ* Анна Валерьевна ПАТРУШЕВА
Мониторинг экономических процессов
аспирантка кафедры менеджмента и маркетинга,
Санкт-Петербургский институт гуманитарного образования, Санкт-Петербург, Российская Федерация anna1980.p@yandex.ru
История статьи:
Принята 29.04.2016 Принята в доработанном виде 04.05.2016 Одобрена 11.05.2016
УДК 334.7 JEL: F40, G30
Ключевые слова: франчайзер, франчайзи, финансовые отношения, выплата, договор
Аннотация
Предмет. Активное развитие франчайзинга в России сделало актуальным вопрос финансовых отношений, возникающих между франчайзи и франчайзером. Эти связи характеризуются большим разнообразием видов платежей и способов расчета. Для систематизации информации о франчайзинговых платежах необходима классификация, учитывающая особенности финансового взаимодействия сторон.
Цели. Раскрыть экономическую природу финансовых отношений франчайзера и франчайзи. Методология. Методом синтеза получена группировка выплат, которые франчайзи проводит франчайзеру в рамках договорных отношений. Анализ ипользован для изучения финансовых отношений, возникающих в случае возвратного франчайзинга, а также преимуществ, обусловленных франчайзинговыми платежами, их влияния на стоимость бизнеса. Результаты. В работе рассмотрены природа финансовых отношений в рамках франчайзингового договора, общие и специфические источники дохода франчайзера, подходы к их классификации, а также модели разовых и периодических платежей. Предложена классификация источников денежных поступлений для франчайзера. Выявлено наличие специфических для франчайзинга видов платежей.
Выводы. Сделаны заключения о целесообразности применяемых подходов к классификации платежей франчайзеру, осуществляемых франчайзи; о целесообразности выделения некоторых платежей в отдельные виды; о влиянии франчайзинговых платежей на стоимость бизнеса франчайзи и франчайзера. Обоснована необходимость разделения этих платежей на специфические и общие.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2016
Финансовая составляющая франчайзинговых отношений определяется возникающими между франчайзи и франчайзером денежными потоками. В настоящее время существует широкое разнообразие как видов платежей франчайзи франчайзеру, так и способов их расчета [1, 2]1. Целью данной статьи является анализ видов этих денежных потоков и способов определения величины соответствующих платежей.
Прежде всего опишем, как разные аспекты природы франчайзинга проявляются в финансовых отношениях между франчайзером и франчайзи (табл. 1).
В работах различных авторов можно встретить различную классификацию источников денежных поступлений франчайзера, генерируемых
* Автор выражает глубокую признательность кандидату экономических наук, доценту департамента финансов Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (Санкт-Петербург) И.Д. КОТЛЯРОВУ за советы и ценные замечания во время работы над статьей.
1 Dnes Anthony W. Franchise contracts // Encyclopedia of Law & Economics. General Editors Boudewijn Bouckaert, Gerrit de Geest, 1999, 807 p.
франчайзи (табл. 2). На наш взгляд, представленное деление обладает рядом серьезных недостатков. В частности, таковыми являются несоблюдение принципа разбиения на группы, однородные по какому-либо признаку, а также не всегда корректное и целесообразное выделение некоторых видов платежей в отдельную группу.
По нашему мнению, предложенные группировки -это, по сути дела, не классификации, а простые перечисления разных видов франчайзинговых платежей. Мы полагаем, что платежи, совершаемые в рамках таких отношений, могут быть разбиты на общие и специфические.
Под вторыми мы понимаем присущие только франчайзинговым отношениям, тогда как общие платежи могут встречаться и в других формах сотрудничества между участниками рыночной деятельности (табл. 3).
В каждой из названных групп можно в свою очередь выделить первоначальные платежи (осуществляемые при заключении
франчайзингового договора или как минимум
предшествующие началу работы франчайзи) и текущие платежи (их франчайзи регулярно проводит в течение срока действия франчайзингового договора, и основанием для этих выплат служит деятельность в качестве участника франчайзинговой сети).
Можно возразить, что паушальные платежи и роялти присущи не только франчайзингу, но и лицензионным отношениям и поэтому не могут быть отнесены к специфическим. Однако, на наш взгляд, это возражение опровергается тем, что франчайзинговые отношения по своей природе близки к лицензионным, соответственно, и в видах платежей при франчайзинге и лицензировании существует определенное сходство, связанное со сходством экономической природы
соответствующих отношений. Общие же платежи не присущи каким-либо специфическим формам сотрудничества.
В статье мы рассмотрим как специфические, так и общие выплаты, однако основное внимание уделим специфическим платежам. К ним, как показано в табл. 3, относятся:
• паушальные платежи;
• роялти;
• рекламные платежи.
Паушальный взнос (от нем. pauschal - единая ставка) - единовременный взнос, уплачиваемый франчайзи при вступлении во франчайзинговую сеть. Величина этого взноса зависит от затрат франчайзера на запуск бизнеса. К таковым могут относится разработка дизайн-решения бизнес-объекта, сопровождение специалистами франчайзера открытия предприятия, расходы на обучение персонала, разработка рекламной политики, затраты на продвижение торговой марки в сети Интернет и т.д.
Данный перечень остается открытым, и величина паушального взноса будет прямо пропорциональна величине затрат франчайзера в связи с тем, что для выполнения данных работ требуются услуги соответствующих специалистов, подлежащие оплате [10].
Следует отметить, что не всегда паушальный взнос является обязательным, и некоторые франчайзеры
не требуют его уплаты, ограничиваясь взиманием текущих платежей. Такая политика оправданна: надо сделать франшизу более доступной для потенциальных франчайзи, создать у них ощущение оправданности и справедливости совершаемых ими выплат франчайзеру. Поскольку паушальный взнос выплачивается до начала сотрудничества, у франчайзи могут быть сомнения в его целесообразности.
А роялти представляют собой отчисления от дохода франчайзи, полученного благодаря сотрудничеству с франчайзером. В этом случае у покупателя бизнеса есть наглядное обоснование справедливости этих выплат.
Отметим, что отсутствие паушального взноса не следует путать с отсутствием его выплаты в явном виде. Иногда паушальный взнос, как и роялти, может не выплачиваться отдельно, а включаться в другие виды платежей франчайзи.
Как правило, паушальный платеж является единовременным взносом, но иногда в соответствии с условиями договора его могут уплачивать в несколько приемов, чтобы облегчить финансовое положение франчайзи.
В некоторых случаях франчайзер отказывается от взимания текущих платежей и ограничивается только паушальным взносом. Это целесообразно, когда:
• затруднен контроль бухгалтерской и финансовой отчетности франчайзи со стороны франчайзера (например, при международном франчайзинге или в условиях теневой бухгалтерии);
• расходы по операциям подсчета и контроля непропорционально велики в сравнении с ожидаемыми результатами.
Различают следующие модели выплаты первоначального взноса:
• в явном виде - франчайзи перечисляет франчайзеру соответствующую сумму денег;
• в неявном виде - в начале сотрудничества франчайзи закупает у франчайзера комплект сертифицированного оборудования по определенной стоимости или первую партию товара (общая стоимость которой должна быть
не меньше определенной величины). Эта модель применима только тогда, когда сотрудничество предполагает закупку у франчайзера оборудования или товаров;
• комбинированная форма выплаты - как закупка товаров (оборудования), так и перечисление денежных средств.
Роялти, в отличие от паушального взноса, всегда является периодическим платежом. Чаще всего его величина зависит от результатов использования франчайзи интеллектуальной собственности франчайзера. При этом вознаграждение, как и паушальный взнос, может выплачиваться франчайзеру в явном и неявном виде.
В явном виде франчайзи регулярно (как правило, не реже раза в год) выплачивает франчайзеру роялти в денежной форме, в неявном виде роялти в денежной форме не выплачиваются, а их величина включается в стоимость товаров, приобретаемых франчайзи у франчайзера.
Есть и комбинированная форма - франчайзер устанавливает на товар, поставляемый франчайзи, дополнительную наценку, и при этом также взимает с роялти в явном виде. Эта модель также может быть применена только в том случае, если предполагается закупка товаров у франчайзера [11, с. 92].
Сегодня специалисты не придерживаются какой-либо единой методики расчета ставки роялти, как и методики выбора способа начисления текущих платежей. Различные авторы в работах на данную тему рекомендуют выбирать ставку роялти из предложенных средних значений по отраслям, которые рассчитаны с учетом различных ценообразующих факторов. Что же касается выбора способа начисления текущих платежей, то авторы также рекомендуют отталкиваться от того варианта, который доминирует в соответствующей отрасли.
Иногда на практике встречаются ситуации, когда для одной из сторон франчайзинговых отношений или для обеих сторон неприемлемо использовать в качестве вознаграждения только паушальный платеж или только роялти. В этом случае применяют смешанную форму вознаграждения.
Следует сказать: поскольку роялти выплачивается франчайзеру практически всегда (хотя и не обязательно в явном виде), то именно они и составляют основной финансовый поток от его деятельности.
Также одним из основных специфических платежей являются отчисления в рекламный фонд. За счет средств, отчисляемых франчайзи в рекламный фонд, формируется маркетинговый бюджет франчайзинговой сети. Средства фонда затем расходуются на использование маркетинговых инструментов для повышения общей узнаваемости бренда.
Уплата взносов в рекламный фонд может производиться также в явном и неявном виде.
В явном виде - посредством перечисления франчайзеру денежной суммы, установленной договором (рекламные выплаты выделены в договоре франчайзинга в качестве самостоятельного платежа).
В неявном виде платежи рекламных и маркетинговых взносов могут взиматься в составе роялти. Их величина изначально включена в текущие платежи франчайзи и выплачивается в конце каждого отчетного периода, но в договоре при этом нет указания на данную составляющую. Франчайзи в этом случае все равно частично участвует в расходах на продвижение бренда франчайзинговой сети [12, с. 31].
Наконец, рекламные выплаты могут включаться в стоимость товаров, приобретаемых франчайзи, в виде повышенной наценки на них.
Может показаться, что разделение роялти и рекламных отчислений носит искусственный характер, поскольку в обоих случаях речь идет о плате за право пользования интеллектуальной собственностью франчайзера. Однако, по нашему мнению, эти выплаты имеют принципиально разную природу.
Роялти представляют собой участие франчайзера в дополнительном доходе франчайзи, полученном благодаря использованию интеллектуальной собственности франчайзера (для франчайзи они выступают в качестве платы за предоставленную франчайзером интеллектуальную собственность) [10, 11].
Рекламные выплаты, напротив, представляют собой вклад франчайзи в развитие (или как минимум поддержку) бренда сети, то есть направлены на обеспечение будущих результатов.
Таким образом, оба вида выплат связаны с брендом франчайзеров. И поэтому нередко последние не выделяют рекламные выплаты в качестве отдельного платежа, а включают в состав роялти. Это удобно и практично, чтобы не усложнять чрезмерно финансовые отношения между франчайзи и франчайзером.
Все остальные расходы франчайзи, за исключением рассмотренных, можно отнести к общим платежам.
Перечислим общие источники дохода франчайзера, генерируемые франчайзи.
1. Плата за поставляемое оборудование. Такая статья расходов возникает, если оборудование для франчайзинговой деятельности является уникальным или его поставка предусмотрена договором.
2. Плата за поставку первоначального ассортимента товаров, которые могут быть произведены как самим франчайзером, так и другими фирмами.
Франчайзер обязуется продавать данные товары в соответствии с коммерческими технологиями франчайзера под его торговой маркой.
В товарном франчайзинге данный вид платежей может включать в себя паушальный взнос.
3. Плата за поставку товаров. Этот платеж может проводиться, если снабжение осуществляется через центр закупок, являющийся частью франчайзинговой сети, или через независимую компанию, которая покупает партии товаров по сниженной цене для поставки филиалам или партнерам по сети [10, с. 157].
4. Выплаты в счет погашения кредита. На старте бизнеса главным источником инвестиций для франчайзи являются кредитные средства. Они могут быть предоставлены банком, частным инвестором или самим франчайзером.
Данные отчисления направляются на погашение самого кредита и процентов по нему. А в
случае, если кредит был предоставлен третьим лицом, франчайзеры могут нести дополнительную ответственность перед кредитором в виде поручительства либо выкупа бизнеса франчайзи через определенный срок.
5. Арендные платежи. Сдаваемое в аренду имущество находится в собственности франчайзера. Таким имуществом могут быть земля, здания, оборудование.
Арендные платежи могут использоваться для того, чтобы снизить первоначальные затраты франчайзи, который избавляется от необходимости инвестировать в приобретение торговой точки, арендуя ее у франчайзера.
Привлечение франчайзи по арендной франшизе не подразумевает для франчайзера именно предпринимательскую деятельность по сдаче имущества в аренду, а является скорее формой предоставления имущества франчайзи в случае, если он не имеет возможности сразу приобрести арендуемое имущество.
6. Лизинговые платежи. Они могут проводиться франчайзи за аренду зданий и оборудования, переходящих впоследствии в его собственность.
7. Выплаты в счет выкупа торговой точки. Наличие такого вида выплат возможно в очень крупных франчайзинговых сетях, например McDonald's. Точки франчайзера, которые выкупает франчайзи, становятся базой развития.
Франчайзи получает готовый бизнес с обученным персоналом и отлаженными поставками, что минимизирует его риски [11]. Франчайзеру продажа части точек позволяет уменьшить расходы компании и получить капитал для развития.
Отличие этой схемы от лизинговой заключается в том, что при лизинге в собственность франчайзи переходят только основные фонды, а при выкупе торговой точки объектом сделки выступает сама эта точка как отлаженный бизнес.
8. Выплаты за дополнительные услуги франчайзера (содействие в подборе персонала, консалтинговые услуги и т.д.).
Эти платежи не являются обязательными и проводятся по соглашению в двух случаях: если франчайзи желает получить дополнительные услуги, предоставление которых выходит за рамки помощи, оказываемой при уплате паушального взноса и роялти, а также если по вине франчайзи трудозатраты франчайзера на его поддержку значительно выше предусмотренных.
Отдельное внимание следует уделить финансовым отношениям, возникающим в случае возвратного франчайзинга. При этом франчайзеру также уплачивается паушальный взнос за присоединение к сети. Однако в отличие от прямого франчайзинга франчайзи не уплачивает роялти, а получает агентское вознаграждение по итогам продаж, величина которого определяется установленным в договоре процентом.
Франчайзер передает своим партнерам права на ведение бизнеса под своим брендом и обеспечивает франчайзи полным ассортиментом товаров согласно агентскому договору.
Франчайзинговые выплаты позволяют отобрать франчайзи с высокими предпринимательскими способностями [13, с. 220]. Фактически чем выше размер платежей, тем более эффективных и мотивированных франчайзи отберет франчайзер.
Присоединяясь к франчайзинговой сети и уплачивая предусмотренные платежи, покупатель бизнеса получает следующие преимущества [14, 15]2:
• готовые технологии, позволяющие предприятию сэкономить значительные средства на получение опыта ведения бизнеса в выбранной отрасли;
• право пользоваться известной торговой маркой, что значительно сокращает маркетинговые затраты и риски франчайзи (который фактически сразу получает доступ к сложившейся клиентской аудитории франчайзинговой сети, а не вынужден формировать собственную клиентскую базу самостоятельно);
• более масштабную рекламную поддержку, чем обычные малые предприятия, за счет
2 Котляров И.Д. Опыт формального описания франчайзинга // Вестник ИНЖЭКОНа. Серия: Экономика. 2007. № 5. С. 129-133.
аккумулирования рекламных выплат,
осуществляемых франчайзи [1];
• облегчение доступа к кредитным ресурсам, связанное с меньшими рисками деятельности франчайзи, что повышает готовность банка предоставлять кредиты [16, 17];
• преимущества при получении помещений для ведения бизнеса. Хорошо известно, что именно размещение является ключевым фактором в торговле и в сфере услуг, то есть в тех отраслях, для которых франчайзинг наиболее типичен. Начинающему предпринимателю может быть затруднительно получить помещение в известном торговом центре, поскольку оператор такого центра заинтересован в наполнении помещений известными и привлекательными для целевой аудитории арендаторами [18]. Франчайзинг, делая франчайзи представителем известного бренда, открывает доступ в такие центры, что увеличивает клиентский поток и, как следствие, выручку.
Перечисленные преимущества, обусловленные франчайзинговыми платежами, оказывают положительное влияние на стоимость бизнеса как франчайзи, так и франчайзера.
В заключение отметим, что рассмотренный в данной статье перечень франчайзинговых платежей является открытым. Каждая модель имеет свои особенности, поэтому при продаже конкретной франшизы всякий франчайзер составляет план своих доходов и периодичность их получения [1]. Этот план обусловлен тем, какие услуги и преимущества франчайзер предоставляет франчайзи, поскольку его платежи представляют собой плату за эти услуги и преимущества.
Подводя итог, сформулируем выводы.
1. Наиболее целесообразным подходом к классификации платежей франчайзи франчайзеру представляется, на наш взгляд, разделение на специфические (присущие только франчайзингу) и общие (встречающиеся в других разновидностях межфирменного сотрудничества). Именно наличие
специфических платежей обусловливает особенности финансового взаимодействия сторон при франчайзинге.
2. Хотя рекламные отчисления нередко включаются в роялти, представляется оправданным с экономической точки зрения выделять их в качестве самостоятельного платежа, поскольку их функция отлична от функции роялти.
3. Платежи франчайзи франчайзеру служат источником доходов последнего и, таким образом, определяют рост стоимости его бизнеса.
4. Хотя указанные выплаты уменьшают доход франчайзи, они по своей природе представляют собой плату франчайзеру за преимущества, которые покупатель получает благодаря использованию интеллектуального капитала франчайзера. Итак, франчайзи, несмотря на наличие выплат, отсутствующих при самостоятельном ведении предпринимательской деятельности, все равно увеличивает стоимость своего бизнеса.
Таблица 1
Анализ природы финансовых отношений франчайзи и франчайзера
Аспект природы франчайзинга Содержание аспекта для франчайзи Проявление в финансовых отношениях
Экономический Предоставление франчайзи отсутствующего у него ресурса Плата за право пользования интеллектуальной собственностью франчайзера
Организационный Аутсорсинг управления интеллектуальной собственностью Плата за услуги франчайзера по развитию и управлению интеллектуальной собственностью в интересах франчайзинговой сети
Предпринимательский Снижение рисков предпринимательской деятельности Плата за снижение рисков предпринимательской деятельности
Финансовый Повышение стоимости бизнеса франчайзи Участие франчайзера в дополнительных денежных потоках, получаемых франчайзи благодаря использованию интеллектуальной собственности франчайзера
Источник: составлено автором
Таблица 2
Анализ подходов к классификации источников денежных поступлений для франчайзера, генерируемых франчайзи
Виды платежей Комментарий
«Франчайзи осуществляют в пользу франчайзера два вида платежей: - обязательные взносы (платежи, зафиксированные в договоре франчайзинга); - договорные взносы (это платежи, производимые при оказании дополнительных, оговоренных франшизой, услуг)» [3, с. 118] Состав классификационных групп очень размыт. Принадлежность платежа к определенной группе по данной классификации определяется не природой франчайзинговых отношений, а политикой конкретной сети и особенностями договора, заключенного между определенным франчайзером и определенным франчайзи, поскольку известны франчайзинговые сети, в которых, например, выплата роялти или паушального платежа обязательной не является
«Платежами за франшизу могут быть: - паушальный (разовый, первоначальный) платеж - твердо зафиксированная в соглашении между франчайзером и франчайзи цена покупки франшизы; - роялти - периодические платежи, исчисляемые от стоимости продаж; - расчеты за предоставленные франшизодателем продукцию и услуги; - другие отчисления франшизополучателя» [4, с. 31] Достоинством данной классификации является то, что она представляет собой достаточно полный перечень платежей, которые франчайзи может осуществлять франчайзеру. Недостатки: - не соблюден принцип разбиения на группы, однородные по какому-либо признаку. По сути дела, это не классификация в строгом смысле слова, а перечень; - указан конкретный способ исчисления периодических платежей, который, однако, не является единственно возможным; - состав группы «Другие отчисления» размыт
«Основные платежи во франчайзинге можно разделить на три группы: - первоначальные выплаты; - отчисления на рекламу и маркетинговые услуги; - текущие платежи» [5, с. 132] Недостатки: - состав классификационных групп очень размыт; - не соблюден принцип разбиения на группы, однородные по какому-либо признаку; - группы выделяются не по их экономическому или иному содержанию, а исключительно по внешним признакам; - группы не охватывают всех видов платежей, которые франчайзи может осуществлять франчайзеру
«Основными видами платежей являются: 1. Паушальный взнос - единовременный платеж по покупке франшизы. 2. Роялти - регулярные платежи на фиксированной основе либо в процентном соотношении к объему выручки. 3. Взносы - в данную категорию попадают все отчисления в рекламный и маркетинговый бюджеты головной компании» [6, с. 117] Недостатки: - состав классификационных групп очень размыт; - франшиза не приобретается, а предоставляется во временное пользование; - не соблюден принцип разбиения на группы, однородные по какому-либо признаку; - группы выделяются не по экономическому или иному содержанию, а исключительно по внешним признакам; - ограничен состав третьей группы, который на практике может быть значительно шире; - перечень методов определения роялти неполон [1, 2]
«В классическом варианте держатель франшизы платит единовременный франчайзинговый взнос за вход в сеть -паушальный платеж (в типичных случаях он составляет от 5 до 50 тыс. долл.) и делает периодические отчисления в виде доли от прибыли или выручки (роялти) [7, с. 81] Классификация предусматривает только два вида платежей и заведомо не полна. При этом периодические платежи не всегда исчисляются в виде доли от прибыли
«.. .допускаются различные формы вознаграждения правообладателю, а именно: - фиксированные разовые или периодические платежи; - отчисления от выручки; - наценка на оптовую цену товаров, передаваемых правообладателю для перепродажи; - иная форма вознаграждения, предусмотренная договором, не противоречащая действующему законодательству и методам ценообразования, применяемым в деловом обороте» [8, с. 102] Достоинство: предложенный перечень охватывает фактически все виды текущих платежей, осуществляемых франчайзи за право пользования франшизой. Недостатки: - отсутствует какая-либо информация об остальных видах платежей франчайзи. Иными словами, это не классификация, а перечень способов осуществления выплат за право пользования франшизой; - отсутствуют примеры иных форм вознаграждения
Паушальный взнос. Роялти. Регулярные обязательные платежи франчайзеру на покрытие его расходов, связанных с поддержанием и развитием франчайзинговой системы. Отчисление в централизованный рекламный фонд. Дополнительные платежи, направленные на покрытие стоимости дополнительных услуг [9, с. 361] Недостатки: - не соблюден принцип разбиения на группы, однородные по какому-либо признаку; - остаются неясными признаки, в соответствии с которыми выделяются классификационные группы; - перечень видов выплат неполон
Источник: составлено автором
Финансовая аналитика: проблемы и решения 21 (2016) 29-41 Financial Analytics: Science and Experience
Таблица 3
Платежи, совершаемые франчайзи франчайзеру в рамках франчайзинговых отношений
Периодичность платежей Специфические платежи Общие платежи
Первоначальные Паушальные Плата за поставляемое оборудование. Плата за поставку первоначального ассортимента товаров
Текущие Роялти. Рекламные Арендные. Лизинговые. Плата за поставку товаров. Выплаты в счет погашения кредита. Выплаты в счет выкупа торговой точки
Источник: составлено автором
Список литературы
1. Blair Roger D., Lafontaine Francine. The Economics of Franchising. N.Y.: Cambridge University Press, 2005, 338 p.
2. Котляров И.Д. Описание финансовых отношений франчайзера и франчайзи / Культурологический подход в экономико-правовом развитии региона: м-лы науч.-практ. конф. Отв. ред. Л.А. Коханец. Саранск: Мордов. гуманит. ин-т. 2014. С. 516-523.
3. Алгазина Д.Г. Исследование управляющих параметров экономического взаимодействия участников договора франчайзинга // Сибирская финансовая школа. 2008. № 5. С. 118-120.
4. Иванов В.А., Пузырёв М.Е. Франчайзинг как организационная форма привлечения капитала // Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. 2012. № 3. С.30-34.
5. Кабак М.Л. Экономический механизм установления величины ставки роялти во франчайзинговых отношениях // Вестник Томского государственного университета. 2006. № 292-1. С. 131-135.
6. Краснослободцев А.А. Формы коммерческого трансфера бренда // Социально-экономические явления и процессы. 2011. № 1-2. С. 116-123.
7. Малькова И.В. Франчайзинговые соглашения и их роль в обеспечении конкурентоспособности участников // Современная конкуренция. 2007. № 4. С. 80-90.
8. Симаева Н.П. Франчайзинг как форма развития предпринимательской деятельности в России: финансово-экономические и правовые аспекты // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 9: Исследования молодых ученых. 2010. № 8-2. С.102-108.
9. Хабарова Н.Е. Франчайзинг в России как инструмент ускорения инновационного развития // Научные труды: Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН. 2008. Т. 6. С. 361-374.
10. Vázquez L. The Use of Up-Front Fees, Royalties and Franchisor Sales to Franchisees in Business Format Franchising // Economics and Management of Franchising Networks. J. Windsperger et al. (Eds). Heidelberg: Physica-Verlag, 2004, pp. 145-159.
11. Котляров И.Д. Финансовая составляющая отношений франчайзинга: проблема расчета ставки роялти // Корпоративные финансы. 2011. № 1. С. 32-39.
12. Leibowitz Martin L., Kogelman Stanley. The Franchise Factor for Leveraged Firms // Financial Analysts Journal. 1991. Vol. 47. No. 6. P. 29-43.
13. Windsperger J. The Fee Structure in Franchising: A Property Rights View // Economics Letters, 2001. Vol. 73. Iss. 2. P. 219-226.
14. Комаров В.М., Панюкова В.В. Франчайзинг как разновидность вертикальной интеграции на рынке модной одежды / Научные труды Вольного экономического общества России. 2013. Т. 179. С. 69-78.
15. Наркевич Е.Г. Франчайзинг как форма кооперации: попытка анализа // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. 2012. № 4. С. 22-25.
16. Архангельская К.А. Кредитование франчайзи: анализ рынка и оценка эффективности // Банковское дело. 2015. № 11. С. 58-62.
17. Панюкова В.В. Преимущества и недостатки применения франчайзинга для российских предпринимателей // Маркетинг в России и за рубежом. 2004. № 2. С. 75-80.
18. Котляров И.Д. Торговые центры как сетевые структуры // Многоуровневое общественное воспроизводство: вопросы теории и практики. 2014. № 7. С. 114-121.
Финансовая аналитика: Financial Analytics:
проблемы и решения 21 (2016) 29-41 Science and Experience
ISSN 2311-8768 (Online) Monitoring of Economic Processes
ISSN 2073-4484 (Print)
FINANCIAL RELATIONSHIPS BETWEEN THE FRANCHISOR AND THE FRANCHISEE Anna V. PATRUSHEVA
Saint Petersburg Institute for Education in Humanities, St. Petersburg, Russian Federation anna1980.p@yandex.ru
Article history:
Received 29 April 2016 Received in revised form 4 May 2016 Accepted 11 May 2016
JEL classification: F40, G30
Keywords: franchisor, franchisee, financial relationships, payment, contract
Abstract
Importance As franchising practices actively progress in Russia, it is reasonable to analyze financial relationships between the franchisee and franchisor. The relationships imply various payment and settlement formats. To systematize information on franchising payments, there should be classification in line with the specifics of the parties' financial relationships.
Objectives The research reveals the economic substance of financial relationships between the franchisee and the franchisor.
Methods Applying the synthesis method, I found a group of payments, which the franchisee made to the franchisor as part of their contractual relations. I resorted to an analysis to study the financial relationships arising from sale and franchise back, and advantages of franchise payments, their effect on business value.
Results The research reviews the nature of financial relationships as part of the franchising contract, common and specific sources of the franchisor's income, their classification approaches, and models of one-off and regular payments. The article sets out the classification of financial sources for the franchisor and identifies the specific payments for the franchisor.
Conclusions and Relevance I conclude on the reasonableness of the existing approaches to classifying payments to the franchisee makes to the franchisor; grouping of some payments into separate types, and the effect of franchising payments on the franchisee and franchisor's business value. The article provides the rationale for dividing those payments into specific and general ones.
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2016
Acknowledgments
I express my gratitude and deep appreciation to Ivan D. KOTLYAROV, PhD in Economics, Associate Professor of the Finance Department of the Higher School of Economics - National Research University, St. Petersburg, for the valuable advice and comments on my article.
References
1. Blair R.D., Lafontaine F. The Economics of Franchising. New York, CambridgeUniversityPress, 2005, 338 p.
2. Kotlyarov I.D. [Description of financial relationships between the franchisee and franchisor]. Kul'turologicheskii podkhod v ekonomiko-pravovom razvitii regiona: materialy nauchnoi konferentsii [Proc. Sci. Conf. The Culturological Approach to the Region's Economic and Legislative Development]. Saransk, Mordovia Institute for Humanities Publ., 2014, pp. 516-523.
3. Algazina D.G. [Research into governing parameters of economic relationships between parties to franchising agreements]. Sibirskaya fmansovaya shkola = Siberian Financial School, 2008, no. 5, pp. 118-120. (In Russ.)
4. Ivanov VA., Puzyrev M.E. [Franchising as an organizational form of fund raising]. Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriya Ekonomika i pravo = Bulletin of Udmurt University. Series: Economics and Law, 2012, no. 3, pp. 30-34. (In Russ.)
5. Kabak M.L. [The economic mechanism for setting the royalty rate as part of franchising relationships].
Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta = Tomsk State University Journal, 2006, no. 292-1, pp. 131-135. (In Russ.)
6. Krasnoslobodtsev A.A. [Forms for commercial transfer of the brand]. Sotsial'no-ekonomicheskie yavleniya i protsessy = Social and Economic Phenomena and Processes, 2011, no. 1-2, pp. 116-123. (In Russ.)
7. Mal'kova I.V. [Franchise agreements and their role in ensuring the parties' competitiveness]. Sovremennaya konkurentsiya = Journal of Modern Competition, 2007, no. 4, pp. 80-90. (In Russ.)
8. Simaeva N.P. [Franchising as a form of business development in Russia: financial, economic and legal aspects]. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 9: Issledovaniya molodykh uchenykh = Science Journal of Volgograd State University. Series 9: Young Researchers' Work, 2010, no. 8-2, pp. 102-108. (In Russ.)
9. Khabarova N.E. [Franchising in Russia as a tool to accelerate the innovative development]. Nauchnye trudy: Institut narodnokhozyaistvennogo prognozirovaniya RAN = Scientific Articles: Institute of Economic Forecasting of Russian Academy of Sciences, 2008, no. 6, pp. 361-374. (In Russ.)
10. Vázquez L. The Use of Up-Front Fees, Royalties and Franchisor Sales to Franchisees in Business Format Franchising. In: Economics and Management of Franchising Networks. Heidelberg, Physica-Verlag, 2004, pp.145-159.
11. Kotlyarov I.D. [The financial component of franchising relationship: the royalty rate assessment].
Korporativnye finansy = Journal of Corporate Finance Research, 2011, no. 1, pp. 32-39. (In Russ.)
12. Leibowitz M.L., Kogelman S. The Franchise Factor for Leveraged Firms. Financial Analysts Journal, 1991, vol. 47, no. 6, pp. 29-43.
13. Windsperger J. The Fee Structure in Franchising: A Property Rights View. Economics Letters, 2001, vol. 73, iss. 2, pp. 219-226.
14. Komarov V.M., Panyukova V.V. Franchaizing kak raznovidnost' vertikal'noi integratsii na rynke modnoi odezhdy. V kn.: Nauchnye trudy Vol'nogo ekonomicheskogo obshchestva Rossii [Franchising as a type of vertical integration in the fashion market. In: Proceedings of the Free Economic Society of Russia]. Moscow, Free Economic Society Publ., 2013, vol. 179, pp. 69-78.
15. Narkevich E.G. [Franchising as a cooperation format: an attempt to analyze]. Sovremennaya nauka: aktual'nye problemy teorii i praktiki = Modern Science: Actual Problems of Theory and Practice, 2012, no. 4, pp. 22-25. (In Russ.)
16. Arkhangel'skaya K.A. [Lending to franchisees: the market analysis and effectiveness]. Bankovskoe delo = Banking, 2015, no. 11, pp. 58-62. (In Russ.)
17. Panyukova V.V. [Advantages and disadvantages of franchising for the Russian entrepreneurs]. Marketing v Rossii i za rubezhom = Journal of Marketing in Russia and Abroad, 2004, no. 2, pp. 75-80. (In Russ.)
18. Kotlyarov I.D. [Shopping centers such as network structures]. Mnogourovnevoe obshchestvennoe vosproizvodstvo: voprosy teorii i praktiki = Multi-level Social Reproduction: Theory and Practice, 2014, no. 7, pp. 114-121. (In Russ.)