— увеличив площадь контейнерной площадки или построив новый терминал. Но если это невозможно, то можно решить вопрос, за счет уменьшения административных единиц, в т. ч. сократив сервисные центры, отдав их под терминал;
— приобрести спецтехнику, в том числе разного вида крановое оборудование и внутрипортовый технологический транспорт, который может быть задействован на новых площадях, обустроенных под перевалку контейнерных грузов;
— осуществлять оперативный вывоз контейнеров с причальной зоны в тыловую («сухой» порт) и прохождение там ими таможенного контроля, который позволяет сократить срок их пребывания с 8 суток до 3 -5, что соответственно увеличивает перерабатывающую способность контейнерного терминала.
— внедрение новых инструментов оптимизации взаимодействия элементов контейнерного терминала (применение агентного подхода) и т.п.
Таким образом, задача логистики заключается в комплексной оптимизации управленческих решений по поставкам, сбыту, производственному процессу, закупкам и транспортировке для обеспечения обслуживания клиентов на требуемом уровне при меньших затратах.
Я.А. Гриневич - бакалавриат направления «Экономика» Филиал ФГБОУ ВО «КубГУ» в г. Новороссийске, [email protected],
Ya.A. Grinevich - bachelor in Economics Branch of FSBEI HE "KubSU" in Novorossiysk;
О.С. Хлусова - к.э.н., доцент кафедры информатики и информатики Филиал ФГБОУ ВО «КубГУ» в г. Новороссийске, [email protected],
0.5. Khlusova - Ph.D., Associate Professor, Department of Informatics and Informatics Branch of FSBEI HE "KubSU" in Novorossiysk;
И.Г. Рзун - к.физ-мат.н., доцент кафедры информатики и информатики Филиал ФГБОУ ВО «КубГУ» в г. Новороссийске, [email protected],
1.G. Rzun - k. physical-mathematical sciences, associate professor of the Department of Informatics and Informatics, Branch of FSBEI HE "KubSU" in Novorossiysk.
РОСТ ОТ БЕЗЫСХОДНОСТИ: ФРАНЧАЙЗИНГ В РОССИИ GROWTH FROM HAPPINESS: FRANCHISING IN RUSSIA
Аннотация: В статье раскрыта сущность франчайзинга как формы бизнес сотрудничества, а также рассмотрены его основные формы. Изучены отношения участников франчайзинга, что помогло сформировать совокупность преимуществ и недостатков данного вида предпринимательской деятельности. Проведен анализ особенностей спроса на франшизы в Краснодарском крае. Авторы проводят оценку преимуществ и недостатков продажи франшизы в современных условиях, уделяя особое внимание рискам и возможности организации продаж франшизы. Работа подтверждает, что приобретение любой франшизы сопряжено с существенными рисками, которые необходимо учесть при выборе франчайзингового предложения.
Annotation: The article reveals the essence of franchise as a form of business cooperation, as well as its main forms. The relations of the franchise participants were studied, which helped to form a set of advantages and disadvantages of this type of business activity. An analysis of the peculiarities of demand for franchises in Krasnodar Territory was carried out. The authors assess the advantages and disadvantages of selling a franchise in co-temporary conditions, focusing on risks and opportunities to organize franchise sales. The work confirmed that the acquisition of any franchise involved significant risks that needed to be taken into account when choosing a franchise proposal.
Ключевые слова: франчайзинг, бизнес, эффективность, инвестиции, компания.
Keywords: franchising, business, efficiency, investment, companies.
В современных условиях одновременно на рынке присутствует значительное число крупных российских и иностранных предприятий, в связи с чем возникает вопрос по расширению своей сети, при чем с меньшими затратами и рисками, без потери качества обслуживания. Поэтому одним из наиболее эффективных способов в сфере развития бизнеса является франчайзинг, который применяется как успешными компаниями, так и начинающими бизнесменами.
Употребление самого термина «франчайзинг» широко распространено во многих странах мира, включая Россию. Под данным термином в нашей стране понимается разновидность договора, а также определенные отношения между предпринимателями (таблица 1).
Таблица 1 - Определение франчайзинга ученых-экономистов
Автор Определение
Григорьев М. Н Франчайзинг - это контрактное партнерство между владельцем прав, которого называют франчайзером и независимым участником канала, который, приобретая франшизу получает право продавать товар или услугу, указанную в ней [5].
Райзберг Б.А Смешанная форма крупного и мелкого предпринимательства, при которой крупные корпорации, материнские компании (франчайзеры) заключают договоры с мелкими фирмами, «дочерними» компаниями, бизнесменами (франчайзи) на право, привилегию действовать от имени франчайзера.
Российская Ассоциация Франчайзинга Франчайзинг - способ организации бизнес-отношений между независимыми компаниями и/или физическими лицами, в рамках которой одна из сторон (франчайзи) получает от другой (франчайзера) официальное разрешение на использование знака обслуживания, фирменного стиля, деловой репутации, ноу-хау и готовой бизнес-модели за определенную плату - роялти [3].
Одной из важнейших особенностей франчайзинга является снижение рисков предпринимателей. В соответствии со статистикой по данным Российской ассоциации франчайзинга в течение первых пяти лет ведение своей деятельности прекращает около 85% вновь образованных организаций, а среди фирм открытых по франшизе - всего 14%.
Безусловно, открытие бизнеса по франшизе имеет свои преимущества и недостатки (таблица 2).
На сегодняшний день основной фактор, препятствующий развитию на российском рынке франчайзинга - слабо разработанная законодательная база. Регулируется деятельность только Гражданским кодексом, где в 54 главе даны лишь общие положения по коммерческой концессии [6].
Таблица 2 - Сравнительная характеристика преимуществ и недостатков франшизы
Преимущества Недостатки
Узнаваемый бренд. Чем более узнаваем, тем большее количество людей он привлечет. Стоимость франшизы. Чем бренд более перспективен, тем выше будет паушальный взнос.
Возможность обучения франчайзи ведению бизнеса. Жесткие рамки. Необходимо соблюдать все требования, которые указаны в соглашении. Вести бизнес так, как видит его франчайзер.
Консультации и информационная поддержка франчайзи. Требование к бизнесу. Выполнение стартовых условий, наличие помещения определенной площади.
Продвижение торговой марки и реклама. Риски при смене собственника и банкротства франчайзера.
Низкая конкуренция. Партнеры владельца не находятся на одной территории. Невозможность выбора контрагентов. Закупки у конкретных поставщиков, что не всегда выгодно.
В последнее время развитие франчайзинга в России опережает значительно экономику страны. Так в 2018 году ВВП вырос на 2,3%, а рынок франчайзинга по данным Franshiza.ru - практически на 20% [1]. Произошло увеличение количества франчайзинговых точек за год с 20 000 и до 70 000. Работает более 2 000 франшиз, что почти на 500 больше в сравнение с 2018 годом. Данный рост характеризуется кризисным периодом (2008г., 2014г.), когда предприниматели уходили от собственного убыточного бизнеса в пользу партнерского.
С развитием франчайзинга происходит рост числа занятых, ведь в среднем в одной такой точке работает около 15 человек, что позволяет предоставить работу более 1 млн. россиян.
С точки зрения инвестиционной активности в России по отношению к франчайзингу после Москвы и Санкт-Петербурга третье место занимает Краснодарский край. Регион опережает даже такие субъекты РФ как Свердловскую и Нижегородскую области, а также Республику Татарстан. В Южном Федеральном округе, он является лидером, проявляющим наибольший интерес к франчайзингу, хотя этот интерес распределен неравномерно. В Краснодаре, Сочи и Новороссийске наиболее активно приобретают франшизу. Также в последнее время интересуются и предприниматели из небольших станиц, городов, таких как Лабинск, Тихорецк, Крымск (рисунок 2). Количество компаний в крае, которые открыты по франшизе приближается к 1000, большая часть из них относится к малому бизнесу.
Интерес к франчайзингу внутри Краснодарского края
11%
□ Краснодар
□ Новороссийск
□ Анапа
□ Армавир
□ Туапсе
□ Сочи
□ Другие города
Рисунок 2 - Интерес к франчайзингу внутри Краснодарского края [3]
Можно провести анализ особенностей спроса на франшизы на примере г. Новороссийска. Так как сам город с точки зрения инвестиций достаточно привлекателен. Его уникальность заключается в том, что он сочетает в себе важнейший транспортный узел, являющийся крупнейшим портом на черноморском побережье и в России, а также курортно-туристический комплекс и сельскохозяйственный центр.
Стоит отметить, что в Новороссийске среди предпочтений предпринимателей относительно франшиз лидируют сфера услуг населению и бизнесу, сфера общественного питания. Здесь работают следующие наиболее известные сетевые бренды: ресторан быстрого питания «McDonald's», «KFC», кафе «Baskin Robbins»; магазин одежды «Bershka», «Stradivarius», «LC Waikiki»; туристическое агентство «Pegas Touristik», «ANEX Tour», компания «Единый визовый центр»; мужская парикмахерская «Chop-Chop»; лабораторные офисы «Хеликс», «Гемотест»; электронный справочник «2GIS» и др. Особый интерес представляют образовательные организации: развивающие студии, образовательные центры, дополнительное образование для детей - детская школа балета «Lil Ballerine», школа скорочтения и развития интеллекта «^ОО7», языковая школа «iSpeak», учебный центр «Годограф».
В отличие от других регионов РФ, в Краснодарском крае, где непосредственно и находится г. Новороссийск, наблюдается довольно небольшой спрос на франшизы связанные с продовольственной розницей. Тем не менее, на франшизы непродовольственной розницы у инвесторов имеется спрос, это различные магазины одежды и белья и он выше по сравнению с другими регионами России. Особенно популярны франшизы магазинов парфюмерии и косметики. В Новороссийске есть собственный пример по продажам франшизы -ателье вина «Абрау-Дюрсо», сеть таких магазинов открыта не только в Москве, но и в других крупных городах РФ [7].
В данный момент расширяется линейка форматов: компании предлагают наиболее бюджетные и компактные варианты по открытию точек франшизы своим партнерам. К примеру, Burger Club предоставляет на выбор два вида франшизы: полноценный ресторан или точка фуд-корта в торговом центре, причем последний обойдется дешевле на 1 млн. руб. А мебельные компании «Аскона», «Мария» и Mr.Doors смогли уменьшить объем инвестиций на открытие партнерского магазина, тем самым позволив существенно увеличить свои сети.
Необходимо отметить, что крупнейшим сегментом, который представлен сегодня во франчайзинге, является общепит. На его долю приходится примерно 33% франшиз. Согласно рейтингу Forbes по франшизам рестораны и кафе имеют инвестиции от 5 млн. до 25 млн. руб [2]. Экономика российских компаний таких как «Шоколадница», «IL Патио» достаточно схожа с зарубежными вроде Cofix, их средняя рентабельность находится в пределах 1О-15%, а срок окупаемости - от двух лет. Хорошим примером будет пиццерия «Додо Пицца», открывшая за год только 152 новых заведения, а с момента запуска франшизы - 46О точек.
Достаточно выгодной франшизой в 2О19 году является развивающая и образовательная. Лидерами в этой группе стали проекты, аудитория которых рассчитана на детей и подростков. Это связано с ростом рождаемости в РФ (в 2О13г. родилось больше на 11О ООО человек, чем в 2О12г.), повлекшим за собой увеличение интереса предпринимателей по отношению к образовательным проектам, таким как частные школы, детские сады и спортивные секции различной направленности. По данным Forbes дороже всего в этом бизнесе обойдется открытие Sun School - билингвальный детский сад с авторскими методиками преподавания, где вложения на старте - 8-1О млн. рублей, ежегодная прибыль в районе 5 млн.руб. Приобрести франшизу школы скорочтения и развития интеллекта QЮ07 возможно, если инвестировать до 3 млн. рублей, сегодня свою деятельность
осуществляют 511 франчайзинговых школ. Одна из самых бюджетных франшиз - детские спортивные школы, на открытие которых потребуется порядка 500 000 руб. со сроком окупаемости - полгода. В целом по оценки Российской ассоциации франчайзинга серьезную долю на рынке занимает «детский» франчайзинг - около 3%, и он будет продолжать расти в дальнейшем [3].
Активно такой вид франшизы развивается в регионах - это обусловлено меньшим наличием конкурентов и более низкими затратами на открытие школ по сравнению Санкт-Петербургом или Москвой, к тому же данный сегмент наименее рискованный, чем общепит или товарный франчайзинг. Однако, не смотря на успешность и тенденцию «детских» франшиз все же сохраняется одна из серьезных проблем при развитии образовательной франшизы - сезонность. Частные школы в летний период пустеют.
Франчайзинг - эффективный инструмент по развитию регионального бизнеса. Хорошо известные бренды, имеющие свою аудиторию, расширяют собственные франчайзинговые сети в регионах. Наиболее рентабельными направлениями для малых населенных пунктов являются, например: продуктовые магазины, магазины одежды, детских товаров, ремонтные мастерские, доставка еды, медицинские услуги, развивающие центры для детей. Для небольших региональных городов компании запустили специальные программы, к примеру, франшиза медицинской компании «Инвитро» - «Инвитро.Городок». По этому пакету открыто более 1000 медицинских офисов этой компании в различных регионах России [4]. Лучшей медицинской франшизой по версии Forbes является лабораторная служба HELIX. «Хеликс» имеет по всей России более 340 центров, годовая прибыль - 6,7 млн. руб [2]. В связи с тем, что во многих регионах затраты низкие, то отсюда идет хорошая рентабельность. На рисунке видно, что динамика продажи франшиз за последние десять лет увеличилась именно в регионах (рисунок 3).
Статистика франчайзинга
90 80 70 60 50 40 30 20 10 0
2008 г. 2019 г.
80%
72%
20% 28%
Москва 1 Другие города i i Москва i Другие города
Рисунок 3 - Динамика спроса на франшизы
Если проанализировать рейтинг самых выгодных франшиз России составленный Forbes, то можно выделить следующее, что при открытии бизнеса по франшизе со стартовыми вложениями от 5 до 25 млн.руб. -срок окупаемости проекта составит 1-4 года, от 1 до 5 млн. руб. - срок окупаемости будет 1-2 года, при инвестициях до 1 млн.руб. срок окупаемости - до года [2]. Инвестиции в образование требуют меньших вложений, при этом обладают быстрой окупаемостью. Наибольшие вложения потребуются в общепит, который имеет один из самый больших сроков окупаемости. Практически все магазины приносят средний доход и имеют среднюю окупаемость. Лидируют по объему годовой прибыли сеть итальянских ресторанов «IL Патио» (9,7 млн.руб.), агентство недвижимости «Этажи» (10,9 млн.руб.), детские школы «QI007» (11,4 млн.руб.) и «Полиглотики» (7,7 млн.руб.), а также карты «2GIS» (6,8 млн.руб.) и т.д.
В заключении хотелось бы отметить, что франшиза - наиболее перспективное направление бизнеса, играющее важную роль в современной экономике. И связано это с тем, что франчайзинг является достаточно выгодным способом предпринимательства, которое позволяет открыть успешное предприятие и получить высокий доход, что в свою очередь дает возможность создать на рынке целую сеть конкурентно способных компаний. Но в то же время такой бизнес требует довольно серьезных вложений.
Источники:
1. Каталог франшиз - Franshiza.ru - [Электронный ресурс] - URL: https://franshiza.ru/
2. Рейтинг Forbes «30 самых выгодных франшиз 2019 г.» - [Электронный ресурс] - URL: https://www.forbes.ru/rating/378213-30-samyh-vygodnyh-franshiz-2019-reyting-forbes
3. Российская ассоциация франчайзинга - [Электронный ресурс] - URL: https://rusfranch.ru/
4. Многопрофильный медицинский центр «Инвитро» - [Электронный ресурс] - URL: https://www.invitro.ru/franchize/
5. Григорьев, М. Н. Маркетинг: учебник для прикладного бакалавриата / М. Н. Григорьев. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 559 с. - [Электронный ресурс] - URL: https://biblio-online.ru/bcode/431782
6. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) - [Электронный ресурс] - URL: http ://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/
7. Сеть магазинов Ателье вина «Абрау-Дюрсо» - [Электронный ресурс] - URL: https://www.abraudurso.ru/franchising/
Sources:
1. Franchise catalog - Franshiza.ru - [Electronic resource] - URL: https://franshiza.ru/
2. Forbes rating "30 most profitable franchises of 2019" - [Electronic resource] - URL: https://www.forbes.ru/rating/378213-30-samyh-vygodnyh-franshiz-2019-reyting-forbes
3. Russian Franchising Association - [Electronic resource] - URL: https://rusfranch.ru/
4. The multidisciplinary medical center "Invitro" - [Electronic resource] - URL: https://www.invitro.ru/franchize/
5. Grigoriev, MN Marketing: a textbook for applied undergraduate / MN Grigoriev. - 5th ed., Revised. and add. - Moscow: Yurayt Publishing House, 2019 .-- 559 p. - [Electronic resource] - URL: https://biblio-online.ru/bcode/431782
6. Civil Code of the Russian Federation (Civil Code) - [Electronic resource] - URL: http ://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/
7. Chain of stores Atelier wine "Abrau-Durso" - [Electronic resource] - URL: https ://www.abraudurso.ru/franchising/
М.А. Довлетмурзаева - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Государственное и муниципальное управление» ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет»,
M.A. Dovletmurzaeva - Ph.D. in Economics, associate professor of the Department of State and Municipal Management of the Chechen State University;
З.Р. Канкулова - студентка 2 курса факультета «Экономика и управление» ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет им. В.М. Кокова»,
Z.R. Kankulova - 2nd year student of the faculty of "Economics and Management" FSBEI HE "Kabardino-Balkarian State Agrarian University named after V.M. Kokova.
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ ИННОВАЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
SOME ASPECTS OF ANALYSIS OF MACROECONOMIC FACTORS OF INNOVATIVE ACTIVITY
Аннотация. В декабре 2016 г. Президент РФ В.В. Путин заявил о необходимости задействования масштабной системной программы развития экономики нового технологического уклада - цифровой экономики. Надо отметить, что это заявление было вызвано объективными обстоятельствами кризисных явлений 2008-2009 гг. и 2013-2015 гг. В этих условиях появилась острая необходимость изменить структуру и пропорции экономики национального хозяйства как единственного пути наполнения ее высококонкурентными наукоемкими производствами.
Очевидно, что в сегодняшних реалиях остро стоит проблема построения новой экономической архитектуры, опирающейся на высокотехнологичную промышленность, широко использующей технологии нового технологического уклада.
В числе предпосылок перехода экономики национального хозяйства на экономику знаний, ее цифровизацию надо, в первую очередь, указать на наличие:
- значимых структурных диспропорций отраслевого производства, преобладание сырьевой
направленности российской экономики;
- высокой концентрации капитала в добывающих отраслях, электроэнергетике;
- крайне низкой доли инновационной продукции в промышленных отраслях;
- устойчивого снижения инвестиций в наиболее технологичных секторах промышленности.
Надо также отметить озабоченность экспертов сокращением доли углеводородов и сырья в структуре мирового экспорта. Это говорит об утрате в ближайшей перспективе значимости российской национальной экономики в мировом разделении труда.
Annotation. In December 2016, President of the Russian Federation V.V. Putin announced the need to engage in a large-scale systemic program for economic development of a new technological structure - the digital economy. It should be noted that this statement was caused by objective circumstances of the crisis of 2008-2009. and 2013-2015