Научная статья на тему 'Формирование здоровье сберегающего поведения среди курсантов Кузбасского Института ФСИН России и студентов Новокузнецкого Филиал-Института Кем ГУ'

Формирование здоровье сберегающего поведения среди курсантов Кузбасского Института ФСИН России и студентов Новокузнецкого Филиал-Института Кем ГУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
84
25
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ / ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / СТУДЕНТЫ / КУРСАНТЫ / HEALTH / HEALTH SAVING BEHAVIOR / HEALTH SAVING TECHNOLOGY / STUDENTS / CADETS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Звягинцева Елена Николаевна, Шишкина Татьяна Иосифовна

Здоровье человека всегда было, есть и будет основной ценностью. Любое развитие общества невозможно без здоровья людей, только здоровые люди могут эффективно развивать общество, экономику и другие сферы жизни. Здоровье сберегающее поведение должно быть нормой жизни каждого молодого человека, вне зависимости от того где он учится. Данная статья демонстрирует опыт по формированию здоровье сберегающего поведения в ведомственном вузе и классическом университете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Звягинцева Елена Николаевна, Шишкина Татьяна Иосифовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF HEALTH-SAVING BEHAVIOR AMONG CADETS OF THE KUZBASS INSTITUTE OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA AND STUDENTS OF THE NOVOKUZNETSK BRANCH-INSTITUTE OF KEM STATE UNIVERSITY

Human health has always been, is and will be the main value. Any development of society is impossible without the health of people, only healthy people can effectively develop society, the economy and other areas of life. Health-saving behavior should be the norm for every young person, no matter where he learns. This article demonstrates the experience in shaping health-saving behavior in a departmental university and a classical university.

Текст научной работы на тему «Формирование здоровье сберегающего поведения среди курсантов Кузбасского Института ФСИН России и студентов Новокузнецкого Филиал-Института Кем ГУ»

2. Развивать внешние аспекты физической культуры: строительство плоскостных сооружений, разработку различных программ, проектов, запускать различные комплексы проверок физической подготовленности населения, прилагать усилия к мотивации людей заниматься физической культурой, конечно же необходимо, но надо акцентировать внимание на методологическую составляющую процесса физического воспитания.

3. В школах необходимо пересмотреть подходы к физическому воспитанию и сделать акцент не только на игровых занятиях, но и на освоении классических видов физической активности, которые были в программе всегда: лёгкая атлетика, лыжная подготовка, силовые упражнения, как с собственным весом, так и с внешним сопротивлением. Активно включать школьников в секционные занятия различными видами спорта.

4. Не жертвовать уроками физической культуры в пользу подготовки к единому государственному экзамену в X - XI классах. Организовывать групповые занятия умеренной интенсивности в данных классах: игры, походы, участие в различных флэш-мобах (велопробеги, танцы и др.), участие в различных благотворительных мероприятиях.

Педагогика

УДК 378.017

кандидат экономических наук Звягинцева Елена Николаевна

Кузбасский институт Федеральной Службы Исполнения Наказаний России (г. Новокузнецк); старший преподаватель Шишкина Татьяна Иосифовна

Новокузнецкий Филиал-Институт Кемеровского Государственного Университета (г. Новокузнецк)

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ СРЕДИ КУРСАНТОВ КУЗБАССКОГО ИНСТИТУТА ФСИН РОССИИ И СТУДЕНТОВ НОВОКУЗНЕЦКОГО ФИЛИАЛ-

ИНСТИТУТА КЕМ ГУ

Аннотация. Здоровье человека всегда было, есть и будет основной ценностью. Любое развитие общества невозможно без здоровья людей, только здоровые люди могут эффективно развивать общество, экономику и другие сферы жизни. Здоровье сберегающее поведение должно быть нормой жизни каждого молодого человека, вне зависимости от того где он учится. Данная статья демонстрирует опыт по формированию здоровье сберегающего поведения в ведомственном вузе и классическом университете.

Ключевые слова: здоровье, здоровье сберегающее поведение, здоровье сберегающие технологии, студенты, курсанты.

Annotation. Human health has always been, is and will be the main value. Any development of society is impossible without the health of people, only healthy people can effectively develop society, the economy and other areas of life. Health-saving behavior should be the norm for every young person, no matter where he learns. This article demonstrates the experience in shaping health-saving behavior in a departmental university and a classical university.

Keywords: health, health saving behavior, health saving technology, students, cadets.

Введение. Здоровье человека является непреходящей ценностью. Данный тезис не ставится под сомнение, а уровень здоровья является острейшей проблемой для любого государства. Для повышения уровня здоровья, его укрепления принимается множество мер: организация диспансеризации населения, реформирование системы здравоохранения, увеличение доли социальной рекламы в средствах массовой информации, популяризация комплекса ГТО, изменение в структуре финансирования ОМС и др. Все эти меры призваны улучшить здоровье людей. Вместе с тем в последние десятилетия наблюдается негативный тренд в состоянии здоровья наших людей: снижение эффективности системы здравоохранения, изменение экологической обстановки, изменение пищевого поведения, рост числа самоубийств, экономическая нестабильность и т.д.

Здоровье молодого поколения вызывает особую озабоченность, ведь это им жить в этой стране, поддерживать государственный строй, им влиять на экономику и политику, им строить будущее, им отвечать современным вызовам. Чтобы решить эти глобальные задачи, молодым людям надо быть здоровыми и физически и морально. Но это является очень большой проблемой, и это обусловлено следующими факторами: снижение уровня двигательной активности, изменение пищевого поведения, нерациональное планирование режима труда и отдыха, большие психологические нагрузки, высокие нагрузки на анализаторы (зрительный, слуховой, вкусовой и др.). Данные факторы имеют значительное влияние на здоровье молодых людей и их влияние необходимо свести к минимуму.

Здоровье человека, наряду с уровнем его образованности, является важнейшим составляющим «человеческого капитала» и преумножение этого «капитала» является важнейшей задачей. Приступать к её решению необходимо, как можно раньше и студенческий возраст для этого является одним из наиболее благоприятных. Целью данной статьи является разработка методических подходов к технологии воспитания для формирования здоровье сберегающего поведения среди курсантов Кузбасского Института ФСИН России и студентов Новокузнецкого Филиала-Института Кем ГУ.

Задачами исследования являются: 1. Определение наиболее негативных факторов влияющих на здоровье курсантов и студентов. 2. Выбрать средства противодействия негативным факторам. 3. Привести выбранные средства к единой технологии и создать предпосылки к формированию здоровье сберегающего поведения курсантов и студентов.

Изложение основного материала статьи. Широко известно, что состояние здоровья человека зависит на 15 - 20% от состояния окружающей среды (экологии), 10 - 15% от состояния медицины, 15 - 20% от генетических факторов, 5 % от случая и 50 % это образ жизни конкретного человека. Таким образом, нам представляется возможным повлиять на человека, на его образ жизни для того, чтобы сформировать у него здоровье сберегающее поведение. Именно работа над изменением образа жизни, должна быть первоочередной и направлена она должна быть, на то чтобы с одной стороны минимизировать воздействие

негативных факторов, а с другой помочь личности реализоваться в своей профессиональной деятельности, добиться успеха в социуме и личной жизни.

Кузбасский Институт ФСИН России и Новокузнецкий Филиал-Институт Кем ГУ территориально находятся в одном городе, и таким образом влияние отрицательных факторов на здоровье курсантов и студентов будет примерно одинаковое, хотя и с некоторыми отличиями.

Для нашего исследования, представляется интересным определить наиболее негативные факторы, отрицательно влияющие на здоровье, как курсантов, так и студентов. Рассматривать мы их будем с общих позиций, т.е. таких позиций, которые оказывают одинаковое влияние и на курсантов, и на студентов, и с частных позиций, т.е. с таких позиций, которые будут актуальны только для курсантов или только для студентов.

Общие позиции, которые негативно сказываются на здоровье обеих групп. Город Новокузнецк находится на юге Кемеровской области и в его агломерации находится большое количество промышленных предприятий. Это предприятия чёрной и цветной металлургии, угледобычи, углепереработки, сельскохозяйственные предприятия, предприятия химической промышленности, строительства, а также всевозможные сопутствующие производства от ремонта крупногабаритных шин, до изделий из пластика и пластмасс. Причём большинство предприятий построено в середине XX века в то время, когда экологическому урону, наносимому окружающей среде, уделялось не очень значительное внимание. Показательный пример: угледобыча, которая осуществляется открытым способом, уголь перевозится машинами по городским дорогам, карьерная техника выезжает на дороги общего пользования, а пыль осаждается в десятках километров от места угледобычи.

Вторым отрицательным фактором является температурный режим, летом бывает очень жарко до + 40 °С, зимой наоборот «стрелка» термометра может опускаться ниже - 40 °С. Такие перепады температуры являются практически экстремальными и так же оказывают негативное влияние на здоровье человека.

Пищевое поведение современной молодёжи так же отрицательно сказывается на здоровье. Очень много молодых людей имеют диагнозы, гастрит, ожирение и др. Здесь имеется и парадокс: у курсантов питание специально организованное, у студентов есть возможность готовить и питаться дома, однако и одни и другие отдают предпочтение «фаст-фуду» и «полуфабрикатам», а также спортивным добавкам и заменителям пищи и очень мало употребляют в пищу фрукты и овощи кроме некоторых категорий.

Не рациональный режим труда и отдыха. Эта проблема связана с процессом интенсификации обучения. Зачастую в день, как у курсантов, так и у студентов проходит 3 - 4 учебных занятия, а к ним ещё надо подготовиться, выполнить письменные работы, прочитать, выучить и т.д. Так же молодёжь любит общаться в социальных сетях, посещать кофейные и т.д., это всё занимает определённое время. Некоторая часть посещает спортивные сооружения, но большинство этого не делают из-за дороговизны занятий. Многие пытаются заниматься самостоятельно, однако, как правило такие занятия не систематичны и быстро заканчиваются.

Недостаточная забота о своём здоровье. Она проявляется, например, в том, как одеваются студенты. Зачастую можно видеть такую картину, что в мороз они ходят без шапок, в коротких джинсах и т.д. У курсантов также присутствует эта проблема, хотя её масштабы гораздо меньше. Они не надевают тёплое бельё, в мороз выходят на улицу легко одетыми и т.д. Также молодые люди не предают особого значения болезненным состояниям, слабо участвуют в профилактике, пытаются переносит заболевание «на ногах» и т.д.

Кроме этих общих факторов есть и частные факторы, отрицательно влияющие на уровень здоровья.

Студентам НФИ Кем ГУ присущи такие факторы как: курение, некачественная медицинская помощь, психологические перегрузки, преодоление значительных расстояний до учебных корпусов, отсутствие учебных предметов по основам здоровья (кроме элективных дисциплин по физической культуре и спорту) и др.

Курение и другие вредные привычки, являются бичом нашего времени, причём по наблюдениям специалистов сейчас курящих девушек больше чем юношей, в совокупности с загрязнением воздуха это наносит ощутимый вред респираторной системе студентов.

Некачественная медицинская помощь, связана с доступностью этой помощи. Сейчас можно записаться на приём к врачу через специализированные сайты, однако ожидание приёма особенно у «узких» специалистов может затянуться на несколько месяцев.

Психологические перегрузки являются неотъемлемой частью нашего времени. Учебная работа за компьютером, использование смартфонов, общение с разным контингентом людей и прочее.

Преодоление значительных расстояний, как правило, происходит в «часы пик», что накладывает свой отпечаток на психологическое состояние студентов.

Отсутствие предметов валеологического цикла, которые бы целостно формировали знания о здоровье, о способах его сохранения и укрепления. Физическая культура и её разновидности при всей своей полезности для здоровья, формирует здоровье фрагментарно и многое упрощает.

Курсантам Кузбасского Института ФСИН России присущи следующие негативные факторы, влияющие на здоровье: нервное напряжение, значительные физические нагрузки, неудачное расположение курсантов во время воспитательных мероприятий.

Нервное напряжение возникает в процессе несения службы и связано с межличностными отношениями, с условиями несения службы и др.

Значительные физические нагрузки, сопровождают курсантов во время всей службы. Это учебная нагрузка, трудовая и парко-хозяйственная деятельность, все эти виды деятельности сопровождаются значительными физическими нагрузками и очень энергозатратны.

Неудачное расположение курсантов во время режимных мероприятий — это построение на улице в неподходящей форме в плохую погоду, дождь, холод и т.д., что может приводить к простудам, также большая скученность способствует быстрому распространению эпидемий.

Определив основные негативные факторы, влияющие на здоровье, как курсантов, так и студентов можно выработать механизмы противодействия неблагоприятным факторам, влияющим на их здоровье. Необходимо понимать, что общие факторы, негативно влияющие на здоровье трудно нивелировать. Например, трудно противостоять загрязнению воздуха, некачественной пище. Однако, правильно подобранные упражнения могут способствовать снижению пагубного влияния на здоровье. Пищевое

поведение, необходимо регулировать с помощью снижения доступности фаст-фуда (что не всегда возможно) данной пищи и проведением разъяснительной работы во время учебных занятий, либо во внеучебной деятельности.

Рациональный режим труда и отдыха, ему также необходимо учить, объяснять, приводить примеры.

Заботе о своём здоровье так же необходимо уделять значительное внимание, это делать так же целесообразно с помощью учебных мероприятий, а также внеучебных, например, организуя встречи с медицинскими работниками.

Частные факторы, влияющие на здоровье, могут быть сведены к минимуму с помощью следующих средств.

Профилактику курения и других вредных привычек необходимо постоянно осуществлять с помощью следующих средств: запрет на курение согласно Федеральному Закону от 23 февраля 2013 года № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», организацией различных массовых мероприятий, праздников и дней здоровья, лекций с различными презентациями, бесед с медицинскими работниками, психологами.

Медицинская помощь конечно необходимо, и нужность её никто не будет отрицать, но каждому курсанту, студенту необходимо ответственно относиться к своему здоровью. Следить необходимо за своим самочувствием, артериальным давлением, частотой сердечных сокращений, проводить профилактику различных заболеваний. Данные мероприятия можно проводить в форме занятий: лекционных, семинарских, практик, либо в неурочной форме: лекции, беседы, консультации.

Нервные или психологические перегрузки, оказывают негативное влияние, как на соматическое, так и на психологическое здоровье. Снижать их можно за счёт «активного» отдыха. Включение физических упражнений в режим учебного дня, может способствовать переключения с одного вида деятельности на другой, что в итоге будет способствовать отдыху нервной системы.

Как курсантам, так и студентам, необходимо постоянно напоминать о форме одежды, вернее о том, что одежда должна соответствовать погодным условиям. Это необходимо делать по возможности чаще, во время бесед с кураторами групп, курсовыми офицерами и другими должностными лицами.

Значительные физические нагрузки могут оказывать негативное влияние на здоровье, но в данном возрасте это не так критично. Влияние физических нагрузок можно снизить усиленным питанием, рациональным режимом труда и отдыха, выделением времени для дополнительного отдыха и т.д.

Таким образом, можно выделить средства, которые могут способствовать минимизации вреда для здоровья, оказываемого негативными факторами.

Для приведения выделенных средств обучения к единой технологии мы воспользуемся логикой построения учебного процесса и режима дня. В обоих институтах мы не смогли ввести образовательный предмет, посвящённый охране здоровья, однако мы смогли сделать факультативные предметы в рамках еженедельной учебной нагрузки. Один раз в неделю проводили занятия, посвящённые проблеме охраны здоровья, тип занятия: лекции, практические и др. На эти занятия приглашались работники системы здравоохранения, преподавателей кафедр, которые преподают предметы из медико-биологического цикла.

Для повышения уровня двигательной активности, снятия напряжения, «переключения» с одного вида деятельности на другой были отобраны следующие виды деятельности.

Утренняя зарядка, позволяет быстрее проснуться, если во время проведения зарядки проветривать помещение можно использовать и закаливающий эффект.

Закаливающие процедуры, предлагали на выбор, местное закаливание (закаливание стоп), и полное закаливание (воздушные ванны, обтирания, обливания, контрастный душ). Процедуры были отданы на выбор курсантам и студентам.

Дыхательные упражнения или дыхательные гимнастики, были предложены и курсантам, и студентам для обучения и дальнейшего выполнения в режиме учебного дня.

Подвижные перемены. Для снятия утомления в перерывах между занятиями использовались различные двигательные задания. Студентам были предложены: настольный теннис, дартс, ходьба, курсантам: занятия в гимнастическом городке, бег, ходьба, волейбол. Эти занятия проводились ежедневно в режиме учебного дня.

На занятиях по Элективным Дисциплинам по Физической Культуре и Спорту уделялось внимание аэробной работе, а также предлагались к изучению упражнения из хатха-йоги и другие, которые имели ярко выраженный оздоровительный характер.

Таким образом, система формирования здоровье сберегающей технологии для формирования здоровье сберегающего поведения курсантов и студентов состояла из теоретических и практических занятий. Практические занятия были организованы ежедневно, занятия по физической подготовке были согласно расписанию, теоретические занятия были организованы один раз в неделю.

Для оценки работы, которая была нами организована и проведена, мы использовали метод педагогического эксперимента (констатирующий и формирующий). Констатирующий эксперимент позволил оценить исходный уровень перед началом преобразующего эксперимента. Формирующий эксперимент состоял из нескольких этапов. На первоначальном этапе нами были сформированы по две группы из числа курсантов и студентов. Группы формировались по желанию, это были мужчины и женщины одна экспериментальная, вторая контрольная. Экспериментальные группы курсантов состояли из 52 мужчин и 36 женщин, контрольные 32 мужчины, 25 женщины. Экспериментальные группы студентов состояли из 55 мужчин и 42 женщина, а контрольные из 43 мужчин и 56 женщин. Все участники эксперимента были представителями 2 и 3 курсов. На втором этапе в экспериментальных группах отрабатывались здоровье сберегающие технологии для формирования здоровье сберегающего поведения, контрольные группы занимались как обычно. На третьем этапе проводилась оценка получаемых нами результатов. Для оценки эффективности технологий здоровье сбережения мы оценивали следующие параметры: индекс здоровья (количество дней, пропущенных по болезни за 4 месяца), утомление в течении учебного дня и учебной недели (оценивалось теппинг-тестом), работоспособность (оценивалась с помощью корректурной пробы). Все полученные данные обрабатывались с помощью методов математической статистики (среднее арифметическое, квадратичное отклонение, достоверность по ^критерию Стьюдента).

В таблице 1 и 2 отражены данные полученные в ходе педагогического эксперимента сентябрь - декабрь 2018 года.

Таблица 1

Показатели курсантов Кузбасского Института ФСИН России и Новокузнецкого Филиал-Института Кем ГУ мужчин полученные в ходе эксперимента

Показатель ВУЗ гРУп па Обследование Разница Достовернос ть

Исходное Конечное

Индекс Здоровья КИФСИН Э 23,4+4.2 16,5+3,1 - 6,9 р< 0,05

К 22,4+5,1 23,6+4,2 1,2 н.д.

НФИ Кем ГУ Э 19,6+8,4 18,3+4,2 - 1,3 н.д.

К 16,6+9,2 19,1+4.4 2,5 н.д.

Утомление (за первую и последнюю недели эксперимента) КИФСИН Э 54,6+12,2 52,3+8,2 - 2,3 н.д.

К 52,8+14,5 48,1+9,4 - 4,7 р< 0,05

НФИ Кем ГУ Э 58,7+6,2 54,6+13,6 - 4,1 н.д.

К 53,5+6,3 49,8+6,6 - 3,7 н.д.

Работоспособность КИФСИН Э 1,06+0,21 1,04+0,07 - 0,02 н.д.

К 1,1+0,15 0,94+0,24 - 0,16 н.д.

НФИ Кем ГУ Э 1,23+0,15 1,18+0,17 - 0,05 н.д.

К 1,25+0,18 1,18+0,22 - 0,07 н.д.

Таблица 2

Показатели курсантов Кузбасского Института ФСИН России и Новокузнецкого Филиал-Института Кем ГУ женщин полученные в ходе эксперимента

Показатель ВУЗ Груп па Обследование Разница Достовернос ть

Исходное Конечное

Индекс Здоровья КИФСИН Э 25,4+5.2 20,8+5,1 - 4,6 р< 0,05

К 27,4+6,4 25,3+6,4 - 2,1 н.д.

НФИ Кем ГУ Э 25,5+6,3 21,7+3,8 - 3,8 н.д.

К 26,7+8,1 27,4+7.5 0,7 н.д.

Утомление (за первую и последнюю недели эксперимента) КИФСИН Э 51,6+9,3 49,3+6,2 - 2,3 н.д.

К 52,5+8,6 47,3+9,5 - 5,2 р< 0,05

НФИ Кем ГУ Э 55,2+5,8 51,1+7,8 - 4,1 н.д.

К 54,5+8,2 49,6+3,8 - 4,9 н.д.

Работоспособность КИФСИН Э 1,12+0,18 1,10+0,08 - 0,02 н.д.

К 1,13+0,26 1,09+0,25 - 0,04 н.д.

НФИ Кем ГУ Э 1,28+0,22 1,26+0,18 - 0,02 н.д.

К 1,27+0,18 1,22+0,12 - 0,05 н.д.

Индекс здоровья, который суммарно показывает количество дней, пропущенных по болезни за 4 месяца показывает следующее. Исходный уровень заболеваемости был определён по медицинским карточкам, за аналогичный период (сентябрь - декабрь) прошлого года, а конечный для сравнения был определён по текущему году. Изначально студенты обоих полов болели меньше, чем курсанты. Это связано с особенностями несения службы курсантами (построение на открытом воздухе до глубокой осени, недостаточный температурный режим в спальных помещениях и т.д.). Проведённый педагогический эксперимент показал снижение уровня заболеваемости в экспериментальных группах, как мужчин, так и женщин в обоих институтах. В контрольной группе курсантов мужского пола уровень заболеваемости увеличился, в контрольной группе студентов он также снизился. Полученные данные свидетельствуют о действенности нашей технологии особенно для курсантов мужского пола, т.к. там получены достоверные (р< 0,05) изменения.

Уровень утомления определялся с помощью недельного мониторинга. Результаты показывают рост утомляемости во всех группах, а в контрольных группах курсантов это снижение достоверно (р< 0,05), что можно связать с особенностями несения службы. Полученные данные свидетельствуют о том, что утомление накапливается и достигает своего максимума к концу декабря месяца, однако в экспериментальных группах и курсантов и студентов среднегрупповое снижение довольно незначительно. Это свидетельствует о том, что разработанная нами технология для активного отдыха позволяет снизить уровень утомления за счёт переключения с одного вида деятельности на другой, что и привело к таким результатам. Хотя, полученные данные и не достоверны.

Показатели уровня работоспособности, как и предыдущий показатель снижаются в период от сентября к декабрю. Это косвенно отражает рост утомления, так же, как и предыдущий тест. Однако, экспериментальные группы демонстрируют более низкий уровень снижения работоспособности. Это свидетельствует о том, разработанная нами технология позволяет влиять на работоспособность, позволяя её удерживать на одном уровне, хотя эти данные и не достоверны.

Мы не отвергаем возможность другого объяснения полученным результатам, т.к. уровень здоровья достаточно многоплановый процесс и часть факторов, влияющих на него, могла быть и не учтена в ходе нашего исследования.

Выводы:

1. Факторы, влияющие на здоровье можно классифицировать на две группы. Первая группа факторов это те, на которые мы можем повлиять: образ жизни, привычки. Вторая группа факторов это те, на которые мы повлиять не можем, но можем минимизировать их отрицательное влияние на здоровье: экологические, социальные, средовые и др.

2. Анализируя экспериментальные данные, можно заметить повышение уровня здоровья в экспериментальных группах обоих вызов. Это свидетельствует о том, что нами выбрано правильное направление движения.

3. Конечно, говорить о том, что мы смогли сформировать здоровье сберегающего поведение, ещё рано, т.к. мы не изучали поведение как таковое. Мы согласимся со Звягинцевым М.В., что человека, вернее его личность в том числе и поведение надо исследовать, применяя комплексный подход [1]. Но мы можем уверенно говорить о том, что нащупали педагогические подходы, которые при постоянном использовании в педагогической технологии будут способствовать формированию именно здоровье сберегающего поведения.

Литература:

1. Звягинцев М.В. Педагогическая теория личности, как инструмент педагогики [Текст] / М.В. Звягинцев // Проблемы современного педагогического образования. Сер. Педагогика и психология. -Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2017. - Вып. 56. - Ч.4. - С. 118 - 123.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Педагогика

УДК: 373.21

кандидат педагогических наук, доцент Иванова Мария Кимовна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (г. Якутск); студентка 4 курса Попова Туйаара Васильевна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (г. Якутск)

ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ФОТОТЕРАПИИ

Аннотация. В данной статье раскрываются особенности формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста посредством фототерапии. Раскрыта проблема формирования детского коллектива и положительных взаимоотношений между детьми дошкольного возраста, раскрываются понятия «коллектив дошкольников», «фототерапия». Рассмотрена возможность использования фототерапии как средство формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: положительные взаимоотношения, межличностные взаимоотношения, коллектив, коллектив дошкольников, фототерапия.

Annotation. In this article features of formation of the interpersonal relations of children of the advanced preschool age by means of phototherapy are revealed. The problem of formation of children's collective and positive relationship between children of preschool age is opened, the concepts "group of preschool children", "phototherapy" reveal. The possibility of use of phototherapy as means of formation of the interpersonal relations of children of the advanced preschool age is considered.

Keywords: positive relationship, interpersonal relationship, collective, group of preschool children, phototherapy.

Введение. Общение и совместная деятельность детей дошкольного возраста в группе сверстников -важнейшие источники формирования их положительного эмоционального отношения друг к другу. Направленность переживаний ребенка на себя или на другого определяет характер его отношения к сверстнику, вносит в него отчуждение, доброжелательность, гуманность. Воспитание у детей дошкольного возраста положительных взаимоотношений к сверстникам является одной из главных задач воспитания. В детском саду, где дети имеют равные права и близкие интересы, ребенок учится ориентироваться на огорчения, затруднения сверстников, приобретает практический опыт, оказывая действенную помощь другому ребенку, сочувствуя, разделяя радость, печаль и др. Умения общаться, строить, поддерживать дружеские взаимоотношения и взаимодействовать друг с другом, сотрудничать и сосуществовать с людьми, в целом, это необходимые составляющие полноценно развитой и самореализованной личности.

По определению В.Н. Куницыной, «межличностные отношения - это субъективно переживаемое, личностно-значимое, эмоционально-когнитивное отражение людьми друг друга в процессе межличностного взаимодействия» [3, С. 22].

Дошкольный возраст - это период, когда у ребенка в детскому саду начинают складываться первые отношения со сверстниками, формируется детский коллектив. Коллектив дошкольников - это группа детей, объединенная и организованная под руководством воспитателя на основе коллективного образа жизни в детском саду, совместной деятельности, общих близких целей, интересов и переживаний [5, С. 30]. Особенность данного коллектива заключается в том, что ведущую роль в нём играет взрослый - воспитатель, и воспитание коллективизма является центральной задачей нравственного воспитания дошкольников в детском саду [5, C. 31].

Проблема формирования детского коллектива и положительных взаимоотношений между детьми дошкольного возраста рассмотрена многими учеными-исследователями (Л.С. Выготским, Т.А. Репиной, О.А. Богдановой, М.И. Лисиной, Р.А. Смирновой, Я.Л. Коломинским и др.)

Изложение основного материала статьи. В нашем исследовании мы раскрываем возможности использования фототерапии как эффективного средства формирования межличностных отношений между детьми старшего дошкольного возраста. Мы предполагаем что, фототерапия будет эффективным средством формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста, если придерживаться таких принципов работы, как принцип свободы выбора, открытости и деятельности; в детском саду организовать Зхэтапную работу: 1 этап - знакомство детей с эмоциями, 2 этап - развитие сопереживания, сочувствия и 3 этап - закрепление. Также необходимо организовать взаимодействие с родителями (создание коллажа, портфолио совместно с родителями лучших фотографий, фотовыставка, совместное фотографирование и т.д.).

Фототерапией называют лечебно-коррекционное применение фотографии, ее использование для решения психологических проблем, а также развития и гармонизации личности. Она может предполагать как

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.