Литература:
1. Ruiz Gomez, E.M. Landscape painting in fine arts education. В сборнике: Городской пейзаж в мировом искусстве и в системе художественного образования материалы научной конференции с международным участием. 2016. С. 7-12.
2. Болысбаев, Д.С., Аханов Б.Ф., Айтбаева А.С. Развитие образного мышления в процессе обучения портретной живописи студентов художественно-графических факуьтетов // Успехи современного естествознания . - 2013. - № 5. - С. 56-58
3. Горина, Н.А. Создание художественного образа в образовательном процессе на занятиях по специальной живописи. В сборнике: Компетентностный подход в образовании: опыт и инновации Материалы Всероссийской (заочной) научно-практической конференции. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Курганский государственный университет», Педагогический факультет, Кафедра профессионального обучения технологии и дизайна . 2014. С. 41-42.
4. Демин, Г.С. Художественный образ в живописи. Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2011. № 10. С. 179-185.
5. Ивахнова, Л. А. Профессиональная деятельность учителя изобразительного искусства: учеб,пособие, Омск: Изд-во ОмГПУ, 2003.130 с.
6. Капуа, М. Сальвадор Дали. - М.: Спика, 1997. - 272 с.
7. Колчанова, Е. А. Голландский натюрморт как взаимодействие человека с окружающим миром // Эстетико-антропологическое бытие социума. -Тюмень: Вектор Бук , 2010. С. 149 - 163.
8. Колчанова Е.А.Современная система подготовки будущего художника-педагога в тюменском регионе. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук . 2014. № 12-2. С. 82-85
9. Малинина, Н.Л. Реалистический художественный образ в живописи: прошлое и настоящее. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук . 2010. № 9. С. 175-181.
10. Медведев, Л.Г. Академический рисунок в процессе художественно-образного образования. Омск: Издат, дом «Наука», 2008, 290 с.
11. Рейтерсверд, О. Импрессионисты перед публикой и критикой. - М.: Искусство, 1974. - 300 с.
12. Скатерщиков, В.К. Художественный образ в искусстве / В.К. Скатерщиков. - М.: Музгиз, 1991. - 117 с.
13. Шорохов, Е.В. Композиция. Учеб. для студентов худож.- грф. фак. пед. ин-тов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1986. — 207 с.: ил.
14. Шохов, К. О. Эстетико-антропологическая эволюция пейзажа в европейском искусстве (размышления по поводу эссе Х. Ортеги-и-Гассета «О точке зрения в искусстве») // Эстетическая антропология в системе экологического воспитания. - Тюмень: Изд-во ТюмГУ1, 2011. - С. 138 - 144.
15. Эзиева, С.Т. Особенности художественного образа в портрете средствами живописи. Мир науки, культуры, образования. 2013. № 1 (38). С. 118-120.
16. Эзиева, С.Т. Художественный образ в живописи портрета как единство индивидуального и типического, объективного и субъективного Вестник Университета (Государственный университет управления). 2013. № 3. С. 298-302.
Педагогика
УДК 796.035
преподаватель кафедры боевой, тактико-специальной и физической подготовки Долгин Дмитрий Сергеевич
Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования
«Кузбасский институт федеральной службы исполнения наказаний России» (г. Новокузнецк)
ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ КУРСАНТОВ КУЗБАССКОГО ИНСТИТУТА ФСИН РОССИИ
Аннотация. Интенсификация учебного процесса, увеличение объёма знаний, которыми необходимо овладеть накладывает негативный отпечаток на работоспособность обучающихся. Эти процессы справедливы и в отношении курсантов, не смотря на распорядок дня, который призван создать оптимальные условия для обучения. К концу учебной недели усталость накапливается, что негативно сказывается на эффективности работы. В данной работе предпринята попытка задействовать потенциал рекреационной физической культуры для активного отдыха курсантов. Полученные результаты проанализированы и сделаны соответствующие выводы, которые могут быть интересны всем, кто стремится повысить эффективность учебной работы.
Ключевые слова: физическая работоспособность, физическая подготовленность, физическое воспитание, рекреационная физическая культура, активный отдых, курсанты.
Annotation. Intensification of the educational process, increasing the amount of knowledge that must be mastered imposes a negative imprint on the performance of students. These processes are also valid for cadets, despite the daily routine that is designed to create optimal conditions for training. By the end of the school week, fatigue accumulates, which negatively affects the effectiveness of the work. In this paper, an attempt is made to use the potential of recreational physical culture for active recreation of cadets. The results obtained are analyzed and conclusions drawn, which may be of interest to all who strive to improve the effectiveness of the educational work.
Keywords: physical working capacity, physical fitness, physical education, recreational physical culture, leisure, cadets.
Введение. Как показывают исследования Звягинцева М.В. и Пичугина М.Б., у курсантов приходящих на I курс для обучения в Кузбасском Институте Федеральной Службы Исполнения Наказаний уровень физической подготовленности оставляет желать лучшего [1]. При этом в институте создаются условия для повышения уровня физической подготовленности курсантов [2]. Однако, в силу ряда особенностей построения учебного процесса, не всегда можно в полной мере задействовать потенциал системного подхода
в деле повышения физической подготовленности курсантов. Все это в полной мере можно отнести и к физической работоспособности.
Формулировка цели статьи. Не смотря на комплексность системы физического воспитания в Кузбасском Институте ФСИН России, остаётся слабо задействованной рекреационная физическая культура, у которой есть большой потенциал для влияния на уровень физической подготовленности и работоспособности курсантов.
Изложение основного материала статьи. Под термином рекреационная физическая культура понимается широкий спектр средств физического воспитания, который направлен на восстановление, отдых организма от повседневной нагрузки. Данный спектр включает в себя: утреннюю гигиеническую гимнастику, физкультурные паузы, подвижные перемены, участие в походах выходного дня, прогулки, игры для развлечения, для переключения с одного вида деятельности на другой. Исходя из этого, сущностью рекреационной физической культуры можно обозначить как активный отдых с использованием средств физической культуры направленной на развлечение, отдых от выполнения трудовых обязанностей. Особо ценна рекреационная физическая культура осуществляемая на «открытом» воздухе, т.к. помогает задействовать оздоровительные силы природы (солнце, воздух, вода).
В контексте физического воспитания курсантов Кузбасского Института ФСИН России, рекреационная физическая культура будет иметь следующую направленность, на активный отдых. Ещё в 1903 году российский физиолог И.М. Сеченов экспериментально доказал, что активный отдых ускоряет процессы восстановления, способствует более качественному отдыху. В дальнейшем И.П. Павлов описал физиологический механизм активного отдыха. Ведущей деятельностью у курсантов является учение. Большую часть дня курсанты находятся на учебных занятиях или готовятся к ним, поэтому к концу учебного дня у них наблюдается выраженная умственная усталость, а так же и физическая усталость обусловленная сохранением определённой позы. Всё это приводит к нарастанию утомления к концу учебного дня и далее к концу учебной недели. Для решения этой проблемы можно использовать рекреационную физическую культуру. Однако, необходимо помнить, что у курсантов в расписании имеются занятия по физической подготовке, которые физически нагружают организм и в этот день рекреационную физическую культуру можно и не использовать, дабы не получить отрицательный кумулятивный эффект.
Исходя из этого, к средствам применяемым для физической рекреации курсантов, предъявляются следующие требования.
1. Средства должны быть по задействованию мышечной системы региональными, т.е. должны быть задействовано не более 50% всех мышечных групп, возможно и больше, но с соблюдением требования 2.
2. Интенсивность физических упражнений должна быть средней или низкой.
3. Средства должны быть хорошо знакомы курсантам, если это спортивные игры, то осуществляться они должны по упрощённым правилам.
4. Средства должны носить эмоциональную окраску, дабы отключаться с монотонности.
Отвечают этим требованиям и реалиям организации учебного процесса, следующие средства.
1. Игра в дартс по разным правилам.
2. Игра в настольный теннис.
3. Игра в бадминтон по упрощённым «пляжным» правилам.
4. Занятия в спортивном городке (на гимнастических снарядах).
5. Армрестлинг (по упрощённым правилам).
6. Броски мяча в баскетбольной кольцо. Игры типа «минус 5», «33» и др.
7. Отработка боевых приёмов борьбы на «технику» в медленном темпе.
Для выявления влияния занятий рекреационной физической культурой на физическую работоспособность и физическую подготовленность курсантов КИФСИН России, был проведён педагогический эксперимент.
В ходе педагогического эксперимента изучались:
1. Работоспособность;
2. Силовые способности курсантов.
Под работоспособностью понимается способность выполнять определённую работу длительное время с небольшим изменением качества её выполнения. Для оценки работоспособности использовались следующие тесты:
1. Продуктивность внимания. Оценивалась по корректурной пробе с таблицами Анфимова.
2. Реакция на движущийся объект (РДО). Проводилась с помощью секундомера. Задача была остановить секундомер на определённой отметке.
3. Теппинг-тест. Позволяет оценить силу нервных процессов, выявить периоды спада и восстановления до исходного уровня, а возможно и выявления фазы суперкомпенсации.
Под силовыми способностями понимается способность противостоять внешнему сопротивлению за счёт мышечных усилий. Для оценки силовых способностей использовался тест:
1. Сгибание-разгибание рук в висе на перекладине.
До проведения педагогического эксперимента курсанты были ознакомлены с процедурой тестирования. Они несколько раз выполняли тесты для ознакомления и тренировки. Так же в «идеальных» условиях были зафиксированы исходные данные по каждому участнику педагогического эксперимента. Всего в эксперименте приняло участие 15 человек У-го курса, все мужского пола.
Организация педагогического эксперимента была построена следующим образом.
После отдыха курсантов было проведено 1-е тестирование и получены «исходные» данные. В будние дни согласно распорядку дня у курсантов проходит 3 пары учебных занятий, затем обед, после которого, через непродолжительный отдых, учебные занятия и самоподготовка продолжаются. Замеры работоспособности и силовых способностей проходили в период между 2 и 3 парами. Была проведена оценка до применения средств рекреационной физической культуры. После этого в течении недели применялись средства рекреационной физической культуры, и в конце недели была проведена заключительная оценка работоспособности и силовых способностей. Таким образом, эксперимент продлился всего 2 недели. В первую неделю в понедельник получение исходных («идеальных») данных, в пятницу оценка и получение промежуточных данных. На второй неделе внедрение средств рекреационной физической культуры и в пятницу получение окончательных данных. После этого данные подвергались математической обработке,
вычислялись средние арифметические значения и среднеквадратичное отклонение. Так же изучалась достоверность полученных результатов. Эксперимент проходил на базе Кузбасского Института ФСИН России в период с 5 по 16 февраля 2018 года. В ходе эксперимента учебная нагрузка на I неделе составила 34 часа на II неделе 36 часов, при этом на физическое воспитание было затрачено по 4 часа на каждой неделе.
За время проведения педагогического эксперимента были получены следующие результаты.
Таблица 1
Показатели физической работоспособности и физической подготовленности курсантов в процессе проведения педагогического эксперимента
Параметр Обследование Достоверность
исходное I II
Коэффициент внимания (ед.) 1.13 + 0.24 0.98 + 0.36 1.07 + 0.18 н.д.
РДО (сек.) 4.84 + 0.26 5.02 + 0.28 4.92 + 0.14 н.д.
Теппинг-тест (точек) 48.6 + 12.2 45.4 + 6.8 49.2 + 7.6 н.д.
Сгибание-разгибание рук в висе на перекладине (раз) 14.6 + 3.8 14.3 + 4.1 15.2 + 2.6 н.д.
Коэффициент внимания определялся по таблицам Анфимова. Курсантам необходимо было выделять определённые буквосочетания различными способами. Исходным был результат 1.13, что является достаточно высоким. После недели учебных занятий к пятнице он значительно снизился и составил 0.98 единиц. После недели учебных занятий с применением средств рекреационной физической культуры показатель снизился до 1.07 единиц. Это свидетельствует о том, что применяя средства рекреационной физической культуры можно эффективно «убирать» утомление, повышая работоспособность. Однако, данные не достоверны.
Реакция на движущийся объект (РДО). Данная реакция показывает насколько уравновешены нервные процессы возбуждение - торможение. Если имеет место реакция опережения, то это значит, что нервная система человека находится в состоянии возбуждения и это, излишнее возбуждение необходимо снять для качественного осуществления образовательного процесса. В то же время, если преобладает реакция запаздывания, то это говорит об утомлении нервной системы, приводящему к росту торможения нервных процессов. Исходное обследование показало, что после отдыха у курсантов преобладали процессы возбуждения (результат составил 4.84). В конце учебной недели на первом обследовании были выявлены преобладания процессов торможения, что косвенно подтверждает рост утомления у курсантов, средний результат составил 5.02. После применения средств рекреационной физической культуры на втором обследовании средний результат составил 4.92, это свидетельствует о том, что у курсантов преобладали процессы возбуждения, хотя они были ближе к уравновешенности, чем при исходном обследовании. Полученные данные свидетельствуют о том, что средствами рекреационной физической культуры можно успешно влиять на утомление, снижая его уровень, однако необходимо заметить, что статистические данные не достоверны.
Анализ данных по теппинг-тесту говорит о следующем. В исходном обследовании был получен средний результат 48.6 точек, после первой недели на I обследовании результат теста несколько снизился и составил 45.4 точек, а на II обследовании вырос и составил 49.2 точек. Полученные данные коррелируются с полученными данными по РДО. Данные исходного обследования показывают состояние нервной системы после отдыха. Данные !-го обследования показывают рост утомления, это выражается в некотором снижении результатов, данные П-го обследования свидетельствуют о восстановлении до исходного ровня и небольшом превышении его. Это подтверждает то, что применение средств рекреационной физической культуры способствуют снятию утомления. Хотя эти данные статистически и не достоверны.
Анализ данных полученных в тесте сгибание-разгибание рук в висе на перекладине отражает состояние физической подготовки и позволяет оценить такое физическое качество как сила. В исходном обследовании курсанты показали результат в среднем 14.6 раз, после учебной недели результат несколько снизился и составил 14.3 раза. После второй недели учебных занятий, на которой применялись средства рекреационной физической культуры, средний результат показанный курсантами превзошёл исходный уровень и составил 15.2 раза. Эти данные статистически не достоверны, однако они позволяют оценить динамику изменений. Применяя средства рекреационной физической культуры, мы помогаем организму более качественно восстанавливаться физически, что в данном случае способствовало эффекту суперкомпенсации.
Выводы. Проведённый педагогический эксперимент позволяет сделать выводы о влиянии рекреационной физической культуры на физическую работоспособность и физическую подготовленность курсантов Кузбасского Института ФСИН России. Полученные данные говорят о следующем, потенциал рекреационной физической культуры практически не задействован для повышения уровня работоспособности и физической подготовленности курсантов. Как показали экспериментальные данные, к концу учебной недели при примерно одинаковой нагрузке коэффициент внимания был выше на той неделе, где применялись средства рекреационной физической культуры, даже не смотря на то, что на этой неделе сумма учебной нагрузки оказалась выше на 2 часа. В тестах РДО и Теппинг-тесте результат оказался даже выше исходного обследования. В тесте на физическую подготовленность результат так же оказался несколько выше, чем при исходном обследовании. Хотя, конечно можно согласиться, что исследовались только силовые способности курсантов в одном упражнении, и экстраполировать данные на все физические качества не представляется возможным. Такие физические качества как выносливость, быстрота, гибкость нами не изучались, так как в процессе эксперимента не было возможности применять средства для их развития.
Мы не отвергаем возможности других объяснений полученных результатов т.к. часть параметров могла быть, и не включена в анализ нашего исследования. Мы делали выводы только на основании тех данных, которые фиксировались нашими исследованиями.
Литература:
1. Звягинцев М.В., Пичугин М.Б. К вопросу о физической подготовленности курсантов 1-го курса Кузбасского института ФСИН России / М.В. Звягинцев, М.Б. Пичугин // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2017. - Вып. 57. - Ч. 5 - С. 103 - 107.
2. Силенков В.И., Варинов В.В. Системный подход в организации физической подготовки курсантов в Кузбасском институте ФСИН России. / В.И. Силенков, В.В. Варинов // Вестник Кузбасского института. 2015. № 4. - С. 177 - 181.
Педагогика
УДК:378.2
кандидат педагогических наук, доцент Долинский Николай Иванович
Белгородский государственный национальный исследовательский университет (г. Белгород)
ИССЛЕДОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ЭТАПОВ РАЗРЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ В ВОСПИТАНИИ ЛИЧНОСТИ
Аннотация. В данной статье исследованы исторические этапы научных представлений о сущности категорий «воспитание», «нравственность». Названные категории рассмотрены как базовые для современного научно- педагогического понимания проблемы формирования нравственных качеств в воспитании личности.
Ключевые слова: воспитание, нравственность, личность, нравственное воспитание, нравственные качества, формирование нравственных качеств.
Annotation. In this article explores the historical stages of the scientific notions about the nature of the categories of "education," "morality". The mentioned category are considered as basic for modern scientific and pedagogical understanding of the problem of formation of moral education of the individual.
Keywords: education, morality, personality, moral education, moral qualities, the formation of moral qualities.
Введение. В жизни нашего общества и на протяжении всех периодов его развития, проблемы формирования нравственных качеств в воспитании личности, духовного становления личности были и остаются предметом рассмотрения в философии, социологии и педагогике. Чтобы рассуждать об особенностях духовно-нравственного воспитания личности, надо отметить такие понятия, как нравственность, воспитание, нравственные качества, нравственное воспитание.
Нравственные качества в воспитании являются важнейшей стороной формирования и развития личности человека. В настоящее время стало очевидной необходимость духовного оздоровления человека, без чего Отечество не только не способно прогрессивно развиваться, но и исторически обречено. Цель нашего исследования - провести теоретико-методологический анализ исторического и современного состояния разрешения проблемы формирования нравственных качеств в воспитании личности, выявить сущностно -содержательные характеристики нравственных качеств личности.
Изложение основного материала статьи. Научный анализ любой проблемы основывается на важнейших методологических принципах: историчности, развития, целостности и комплексности, всеобщей связи, всесторонности, единства деятельности и личности, обусловленности формирования личности объективными и субъективными факторами. Рассмотрение исследуемой проблемы требует синтеза основных этапов ее становления и широкого привлечения разнообразных научных методов и подходов.
Воспитание возникло вместе с человеческим обществом и всегда составляло немаловажную сферу человеческой деятельности, понемногу усложняясь с развитием реального течения жизни людей. Вместе с разделением общества на социальные классы и группы, разделялось и воспитание на определенные уровни, формы и виды.
Проблемами формирования нравственных качеств занимались многие видные ученые, философы, педагоги и психологи Аристотель, Т. В. Анохина, Ю. К. Бабанский, В. П. Беспалько, Е. В. Бондаревской, Н.А. Бердяева, Г. Гегель, И. А. Ильин, Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, И. А. Макаренко, П. И. Пидкасистый, И. П. Подласый, К.Д. Ушинский.
Рассуждения о воспитании нравственных качеств личности занимали основополагающее место в сочинениях Аристотеля, Демокрита, Платона. Эти рассуждения не были самостоятельными научными педагогическими теориями, а являлись элементами философских систем и планов организации общества.
Знаменитый древнегреческий философ Демокрит изрек мысль о том, что истинное воспитание по глубине воздействия на человека аналогично природе; оно преобразовывает человека и, преобразование, создает вторую природу. Демокрит писал: «Нравственность - это такая сфера культуры, где слово - не просто «изреченная мысль», самоценная в своем языковом бытии, а как бы «тень дела» человеческого поведения, поступка» [16, с. 7]. Эти мысли становится якобы гуманистическим символом широких возможностей совершенствования личности на пути от естественного, животного состояния к идеалу всесторонне сформированной личности.
Аристотель и Платон соглашались с тем суждением, что целью воспитания по всей вероятности должно быть воспитание добродетелей. Однако что в данном случае считать добродетелью - по данному вопросу их суждения расходились. Аристотель заявлял о воспитании мужества и закаленности, возвышенной моральной чистоты, справедливости и умеренности: «Совершенно невозможно действовать в общественной жизни, не будучи человеком определенных этических качеств, а именно человеком достойным» [2, с. 317].
В то же время Платон отдавал предпочтение прежде всего воспитанию ума, чувств и воли, которые начинается с самых ранних лет существования и длятся до конца жизни: «Мы понимаем под воспитанием то, что с детства ведет к добродетели, заставляя человека страстно желать и стремиться стать совершенным гражданином, умеющим справедливо подчиняться или же справедливо властвовать» [18, с. 87].
Для последующего формирования педагогической мысли немаловажное значение имели мудрые высказывания древнегреческих философов об опоре воспитания на принципы этики, о единстве нравственного, умственного и физического воспитания. Для того, чтобы хорошо прожить жизнь, надо