Научная статья на тему 'Технология нравственного воспитания курсантов Кузбасского института ФСИН России'

Технология нравственного воспитания курсантов Кузбасского института ФСИН России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
56
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / МОРАЛЬ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / MORAL EDUCATION / MORALITY / LAW ENFORCEMENT AGENCIES / FEDERAL PENITENTIARY SERVICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Звягинцев Максим Валерьевич, Студеникина Светлана Александровна

Одной из главнейших задач, стоящих перед современной системой образования, является воспитание ответственного человека, гражданина, который может качественно выполнять свою трудовую деятельность, не смотря ни на какие трудности. Особенно это актуально для человека, который выполняет свои служебные задачи в такой сложной сфере как исполнение наказаний. Работа в любых правоохранительных органах требует честности и порядочности, а обеспечить это может только высокий уровень развития нравственности и морали у сотрудников. Обучение в специализированном институте, даёт возможность осуществлять нравственное воспитание в течение длительного времени, и попытка создать такую технологию отражена в данной работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY OF MORAL EDUCATION OF CADETS OF THE KUZBASS INSTITUTE OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA

One of the main tasks facing the modern education system is the education of a responsible person, a citizen, who can qualitatively carry out his work activity, regardless of any difficulties. This is especially true for a person who performs his official tasks in such a complex area as the execution of sentences. Work in any law enforcement agencies requires honesty and decency, and this can only be ensured by a high level of moral and moral development among employees. Education in a specialized institute provides an opportunity to carry out moral education for a long time, and an attempt to create such a technology is reflected in this work.

Текст научной работы на тему «Технология нравственного воспитания курсантов Кузбасского института ФСИН России»

Выводы. Все деятельностные компоненты общекультурных компетенций могут быть успешно освоены в процессе выполнения творческого проекта «Долганка». В процессе выполнения данного проекта появляется возможность научиться наблюдать связь человека с природой и предметным миром, сравнивать конструктивные и декоративные особенности изделия и осознавать их связь с культурой долганов, понимать особенности декоративно-прикладных изделий и материалов для осмысления духовно-материального мира народа. Именно в изделиях, выполненных на основе традиций, можно обнаружить гармоничный сплав утилитарности и декоративности, пользы и красоты. В процессе создания куклы в национальной одежде, обучающиеся развивают: умение анализировать предлагаемое задание понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного, прогнозировать получение практических результатов в зависимости от характера выполняемых действий. На основе практического освоения творческих принципов народного искусства - повтора, вариации и импровизации, научатся исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности изделия.

По сравнению с кружками других учебных дисциплин, кружок декоративно-прикладного творчества по технологии имеет свои специфические особенности. Само содержание работы воспитывает внутренние мотивы к трудовой деятельности, ответственность, аккуратность, дисциплинированность, коллективизм, бережливость, культуру труда, эстетический вкус.

Различные виды деятельности на кружковых занятиях по технологии требуют разностороннего и гибкого использования всех имеющихся в арсенале современного учителя форм, методов и приемов обучения, связи технологического образования с другими дисциплинами, которые, не оказывая решающего влияния на конечные результаты образования, обогащают используемые методы и содействуют эффективности обучения.

Литература:

1. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания // Педагогика.

- 1995. — № 4. — С. 29—36.

2. Замуруева Н.А., Бондарева Н.А., Щербакова С.П. Общекультурные компетенции в образовательных организациях: классификация и структура // Образование и наука без границ: фундаментальные и прикладные исследования. 2016. № 3. С. 153-156

3. Кузнецова Е.М. Формирование общекультурных компетенций у студентов во внеучебной деятельности // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XXVHI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(28). URL: http://sibac.info/archive/guman/1(28).pdf (дата обращения: 31.10.2018)

4. Кулюткин Ю.Н., Бездухов В.П. Ценностные ориентиры и когнитивные структуры в деятельности учителя. - Самара: СамГПУ, 2002. - 400 с.

5. Попов А. А. Долганы: Собрание трудов по этнографии //Т. I / сост. АА Барболина. - Санкт-Петербург: Дрофа. - 2003.

6. Троянская С.Л. Общекультурная компетентность: опыт определения и структурирования // Культурно-историческая психология. 2008. №2. С. 19-23.

7. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос».

- 2002. 23 апреля. [Электронный ресурс1 — Режим доступа. — URL: http://eidos.ru/journal/2002/0423.htm

8. Шевченко Г. П. Духовно-нравственное воспитание учащейся молодежи //Педагогика. - 2008. - №. 9.

- С. 11-25.

Педагогика

УДК 371.48

кандидат педагогических наук Звягинцев Максим Валерьевич

Кузбасский институт Федеральной Службы Исполнения Наказаний России (г. Новокузнецк); старший преподаватель Студеникина Светлана Александровна

Новокузнецкий Филиал-Институт Кемеровского Государственного Университета (г. Новокузнецк)

ТЕХНОЛОГИЯ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ КУЗБАССКОГО ИНСТИТУТА

ФСИН РОССИИ

Аннотация. Одной из главнейших задач, стоящих перед современной системой образования, является воспитание ответственного человека, гражданина, который может качественно выполнять свою трудовую деятельность, не смотря ни на какие трудности. Особенно это актуально для человека, который выполняет свои служебные задачи в такой сложной сфере как исполнение наказаний. Работа в любых правоохранительных органах требует честности и порядочности, а обеспечить это может только высокий уровень развития нравственности и морали у сотрудников. Обучение в специализированном институте, даёт возможность осуществлять нравственное воспитание в течение длительного времени, и попытка создать такую технологию отражена в данной работе.

Ключевые слова: педагогические технологии, нравственное воспитание, мораль, воспитательные технологии, правоохранительные органы, Федеральная Служба Исполнения Наказаний.

Annotation. One of the main tasks facing the modern education system is the education of a responsible person, a citizen, who can qualitatively carry out his work activity, regardless of any difficulties. This is especially true for a person who performs his official tasks in such a complex area as the execution of sentences. Work in any law enforcement agencies requires honesty and decency, and this can only be ensured by a high level of moral and moral development among employees. Education in a specialized institute provides an opportunity to carry out moral education for a long time, and an attempt to create such a technology is reflected in this work.

Keywords: educational technology, moral education, morality, law enforcement agencies, Federal Penitentiary Service.

Введение. В современной действительности остро стоит проблема нравственного воспитания. То тут, то там, появляются сообщения о различных неблаговидных поступках, которые совершают люди различных слоёв населения, которые можно соотнести с недостаточным уровнем нравственности конкретного человека.

Проблема это возникла не сейчас, она вызревала последние лет 20 - 25, т.е. практически весь период существования России после распада СССР. В СССР была мощная идеологическая платформа воспитания в которой воспитание нравственности человека соответствовала определённому канону и было достаточно серьёзным. В основе нравственного воспитания в СССР лежал «Кодекс строителя коммунизма» который включал в себя свод моральных принципов советского человека. В данном кодексе содержались основные положения, такие как: идеологические, отношение к труду, коллективизм, нетерпимость к нарушению общественных интересов, тунеядству, гуманное отношение к человеку, братские отношения между народами, сохранению и преумножению народного достояния, воспитанию детей, отношение к семье и т.д. Данный кодекс был достаточно хорош именно в деле воспитания человека. Но в одночасье, отказавшись от СССР и её коммунистического наследия почил в бозе и «Моральный кодекс строителя коммунизма». На протяжении всех лет современной России в замен утраченного не было найдено достойной замены, вследствие чего мы получили общество, в котором процветают: воровство, коррупция, «местечковые» интересы, псевдо «элиты» которые считают себя «солью земли Русской» и на этом основании считающие себя достойными вершить судьбы страны и учить людей жизни. В настоящее время мы получили в России гигантское расслоение общества, которое стало возможным отчасти из-за отсутствия чётко сформулированной «правильной» идеологии.

Попытки создать нечто замещающие «Моральный кодекс строителя коммунизма» и какие-либо организации которые бы воспитывали молодёжь, как это делали октябрятская, пионерская, комсомольская организации не привели к значительным успехам. Можно перечислить основные молодёжные организации, которые существуют в нашей стране, как правило они располагаются под «крылом» какой-либо партии: движение бойскаутов, РСМ (Российский Союз Молодёжи), молодёжное Единство (партийная организация партии Единство), «Наши», «Молодая Гвардия», «Россия молодая», «Евразийский Союз Молодёжи», «Оборона», «НБП», «АКМ», «Юнармия» и др. Все эти организации, не решая проблем молодёжи стали трамплинами для продвижения отдельных личностей в бизнесе, политике и другие структуры в том числе и государственные. Однако, действия, вызванные многими активными членами этих организаций, привели к отторжению этих молодёжных движений обычными людьми в том числе и молодыми. К тому же никакой идеологии эти организации практически не предлагают, а в любой идеологии краеугольным камнем будет мораль и отношение общества к ней.

Для сотрудника уголовно-исполнительной системы нравственные качества личности являются одними из важнейших для осуществления своих полномочий. Моральная устойчивость будет способствовать неукоснительному следованию «букве закона», должностной инструкции, не допущению отступления от кодекса морально-этического поведения сотрудника УИС. Сотрудник УИС, как и любой сотрудник правоохранительных органов, вооружённых сил и др., должен быть примером для гражданского населения, нетерпимо относится к любым нарушениям законности, и таким образом возникает необходимость повышения уровня нравственного воспитания сотрудников УИС.

Формулировка цели статьи. Таким образом, целью нашей работы является повышение уровня нравственности, создание предпосылок повышения моральной устойчивости курсантов Кузбасского Института, как будущих полноправных сотрудников УИС.

Задачи:

1. Определить понятия морали, нравственности и нравственного воспитания с использование специфики уголовно-исполнительной системы;

2. Разработать мероприятия, которые помогут в повышении уровня нравственного воспитания курсантов;

3. Создать программу этих мероприятий, т.е. разработать воспитательную технологию, направленную на повышение уровня нравственного воспитания курсантов Кузбасского Института ФСИН России.

Изложение основного материала статьи. В современной науке на понятия «мораль» и «нравственность» имеются две диаметрально противоположные точки зрения. Первая точка зрения говорит о том, что «мораль» и «нравственность», это понятия, синонимы, которые дополняют друг друга. «Мораль» более широкое понятие обозначающее допустимые рамки поведения, а «нравственность» более детальная регламентация поведения, распространяющаяся на всё поведение конкретного человека. Вторая точка зрения гласит о том, что «мораль» и «нравственность» это два разных понятия, которые трактуются следующим образом. «Мораль» система норм поведения которая характерна для общности людей, которая может быть объединена по-семейному, общественному, профессиональному либо религиозному принципу. Под «нравственностью» понимается неукоснительное следование человеком своим неким принципам, заложенным в нём, согласно его представлениям о том, что такое хорошо и что такое плохо. Исходя из этого можно сделать вывод, что в любой трактовке эти два термина соотносятся друг с другом, как дополняющие друг друга в плане регулирования поведения личности. Одно — это внешние требования общества к поведению человека, другое это его внутренняя убеждённость в необходимости следования определённым стандартам поведения.

Мораль для курсанта, да и для сотрудника УИС определена прежде всего общечеловеческими ценностями и правилами, выраженными в культурной традиции народа, а более конкретно определена Приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 11 января 2012 г. № 5 «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных служащих уголовно-исполнительной системы» [1]. Приказ утверждает кодекс, а кодекс регламентирует нормы поведения в общении между сотрудниками, в общении с гражданским населением. Кодекс объясняет, чем должен руководствоваться сотрудник в своих действиях в тех или иных ситуациях, а также требования к внешнему виду, поведению и т.д.

Нравственность, как одно из важнейших качеств личности должна присутствовать у любого курсанта и тем более сотрудника УИС. Любой служащий должен обладать этим качеством, а формировать его необходимо с детских лет и на протяжении всей жизни. И если раньше во времена СССР нравственность советского человека формировалась в коллективе с воздействием коммунистической идеологии, то после распада СССР вместо идеологии возник вакуум. И этот идеологический вакуум заполняется различными идеями не всегда конструктивными. Для уголовно-исполнительной системы «внутреннее» наполнение человека, его идеология должна отвечать следующим требованиям. Сотрудник должен любить свою Родину, быть ей предан, иметь внутренний «стержень», желать бороться с нарушением Закона, хотеть защищать свою

Родину, свой народ. Естественно это воспитывается в младенчества, в течении длительного времени, на ярких примерах и поступках, особенно поступках тех людей, которые осуществляют процесс воспитания. И эта нравственная сформированность у курсантов имеется, но в разной степени сформированности и завершённости. Для успешности нравственного воспитания в стенах института, необходимо это учитывать и использовать. Таким образом, можно сделать вывод о том, что мы смогли определить специфику морали и нравственности в отношении курсантов и сотрудников УИС.

Исходя из вышеизложенного можно перейти к построению технологии нравственного воспитания курсантов Кузбасского Института ФСИН России. Педагогические условия необходимые для создания такой технологии мы описывали ранее [2]. Мы так же будем использовать тот же логический подход, которому мы следовали в предыдущей работе.

Педагогические требования, предъявляемые со стороны педагогического коллектива к курсантам определены Приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 11 января 2012 г. № 5 «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных служащих уголовно-исполнительной системы». Они дополняются общечеловеческими требованиями: вежливостью, взаимовыручкой, уважением старших, уважением труда и др. Эти требования едины для всех курсантов и применяются ко всем одинаково, через определённые требования.

Работа с коллективом, предполагает обозначение чётко определённых целей, которых следует добиться, а также определить «поощрение» если эти цели будут достигнуты или «наказание» если они достигнуты не будут. Необходимо понимать, что уровень нравственности у каждого курсанта будет индивидуален, так же, как и представления о том, что такое хорошо, а что такое плохо могут значительно различаться. Поэтому изучая этот вопрос, мы решили использовать религиозный фактор, в качестве отправной точки начала технологии нравственного воспитания. Религиозный фактор является тем самым фундаментом, на котором можно строить весь процесс нравственного воспитания с высокой долей эффективности. Это связано с тем, что 95 - 97% курсантов относят себя к верующим в той или иной мере. Причём курсантам КИФСИНа присуща многоконфессиональность. Курсанты, обучающиеся в институте, представляют различные уголки нашей страны где доминируют те или иные религиозные течения. Среди курсантов конечно же подавляющее большинство относят себя к христианам православным, но есть и католики, лютеране, мусульмане, буддисты. Этот фактор необходимо так же учитывать и использовать в технологии нравственного воспитания.

Воспитательные мероприятия. Для удобства конструирования воспитательной технологии можно разделить все мероприятия на индивидуальные, малые, средние и большие. Так же мы отмечали ранее [2], что они могут быть «пассивные», «частично активные» и «активные».

Индивидуальные формы, это такие формы в котором участвует один курсант, который подготавливает какое-либо сообщение, доклад, выступление и т.д. В данной форме мы и использовали религиозный фактор, в рамках учебного предмета «Религиоведение» курсанты, представляющие различные религиозные конфессии и течения, делали доклады о своих религиях и культурных традициях. Также всем курсантам предлагались темы, для докладов, которые затрагивали те или иные вопросы религиозных верований. Это позволяет рассматривать все религии более детально. Акцент в докладах делают на историю возникновения религии, либо её течения, а также моральные принципы поведения. После докладов идёт обсуждение, которым руководит преподаватель, в течение обсуждения сравниваются морально-этические вопросы и делается акцент на принципиальную схожесть основных моментов. Также в рамках этого и других предметов изучаются различные вопросы нравственности и морали. В качестве ещё одного действенного средства можно использовать различные индивидуальные дневники или тетради в которых можно делать записи от «установочных» до «констатирующих».

Малые формы, это такие формы в которых участвует личный состав всего взвода. Мы использовали: беседы (с преподавателями, священнослужителями, различными деятелями), дискуссии, просмотры кинофильмов и театральных постановок. Использовалась технология из монессори-педагогики «Рефлексивный круг».

Средние формы, это такие формы в которых участвует личный состав всего курса. Нами использовались средства арт-терапии, а точнее технология Заочного Института Позитивного Поведения (ЗИПоПо). Использовались различные сюжетные постановки, затрагивающие нравственные темы, после чего согласно технологии происходила остановка спектакля и начиналось обсуждение, в котором курсанты сами моделировали возможные варианты развития событий. Предлагаемые мысли которые в ходе обсуждения появлялись, и с которыми соглашались курсанты заносились в «Скрижаль». После чего доигрывалась сцена, как она должна была быть по замыслу автора. Данная технология позволяет курсантам активно участвовать в получении опыта поведения в тех или иных ситуациях, что способствует повышению уровня нравственности. Так же использовалась технология коллективного творческого дела (КТД) целью которой было в том числе и нравственное воспитание курсантов. Курсанты участвовали в таких КТД, как: «Праздник посвящённый дню пожилого человека», «Курсантский бал», «Дары осени», «КВН», «Литературные вечера» и многие другие. В основной части эти мероприятия решали свои задачи, но через них так же решались задачи нравственного воспитания.

Большие формы, это такие формы в которых участвует личный состав всего института. Это могут быть беседы с приглашёнными людьми, творческие встречи, посещение музеев, театров, культурных мероприятий, научных мероприятий, с последующим общим обсуждением или обсуждением в группах. Так же использовались технологии КТД которые были направлены на формирование положительного отношения граждан к деятельности правоохранительных органов и формировании у них опыта правовой грамотности. В рамках этих форм были осуществлены неоднократные посещения детского дома, в котором силами курсантов были проведены спортивные соревнования, участие в параде 9 мая, поиске пропавших людей и др.

Таким образом была разработана содержательная часть технологии нравственного воспитания, которая позволяла осуществлять его на разных уровнях от личностного и до институтского, что позволяло создать комплексность и постоянство воздействия на курсантов для выработки необходимых качеств.

Для создания программы нравственного воспитания мы использовали планы воспитательной работы отдела по работе с личным составом. Мы «привязывали» разработанные нами мероприятия к различным праздникам и памятным датам, при этом учитывали временные затраты на подготовку к мероприятиям и их сочетаемость дабы обеспечить оптимальное влияние по времени этих мероприятий на курсантов. Таким образом, в зависимости от месяца нам удавалось осуществлять 1 - 2 мероприятия из разряда больших форм, 1

- 2 из средних форм, 3 - 5 малых и 10 - 12 из индивидуальных форм. Это позволило обеспечить оптимальное по времени влияния, воздействие данной технологии на цель, стоящую перед нами. Также мы использовали, дисциплинарные моменты, на построениях, разводах начальник курса, либо его заместители актуализировали воспитательное воздействие на курсантов. Таким образом созданная нами программа, в которую были включены мероприятия была реализована в ходе педагогического эксперимента.

Преобразующий педагогический эксперимент проводился в течении 6 месяцев, в нём участвовало 430 курсантов. Для оценки эффективности влияния разработанной нами воспитательной технологии было использовано тестирование курсантов до начала педагогического эксперимента и по его завершению. Использовались следующие методики: «Диагностика нравственной мотивации», позволяет оценить реакцию курсантов на различные события имеющих межличностную взаимосвязь; методика «Выбор» которая позволяет выявить отношение курсантов к нравственным нормам и нравственным качествам [3]. В ходе обработки полученных результатов были получены следующие данные:

Таблица 1

Результаты, полученные до и после проведения педагогического эксперимента с использованием методики «Диагностика нравственного воспитания»

Уровни

низкий средний высокий

До эксперимента 26% 53% 21%

После эксперимента 12% 49% 39%

Полученные данные свидетельствуют о том, что у курсантов произошло снижение самого низкого показателя, за счёт перехода в более высокие категории, и высокие показатели после эксперимента почти в два раза превышают исходный показатель.

Таблица 2

Результаты, полученные до и после проведения педагогического эксперимента с использованием

методики «Выбор»

Уровни

низкий средний высокий

До эксперимента 18% 70% 12%

После эксперимента 9% 69% 24%

Полученные данные говорят о том, что количество курсантов, делающих выбор и поступающих нравственно увеличилось, превосходство в высоком уровне после эксперимента в два раза выше чем до начала эксперимента. Всё это может свидетельствовать о том, что разработанная нами технология имеет положительное влияние на уровень нравственного воспитания курсантов.

Выводы. Исходя из поставленных задач, нам удалось реализовать заявленную цель. Мы разработали технологию нравственного воспитания для курсантов Кузбасского Института ФСИН России потом что:

1. Определены понятия «мораль» и «нравственность» с учётом специфики уголовно-исполнительной системы;

2. Разработана содержательная часть технологии. Были выбраны самые эффективные на наш взгляд мероприятия, которые были упорядочены и приведены к единой системе;

3. Мероприятия были разнесены по времени, чтобы обеспечить необходимую концентрацию воспитательных воздействий на курсантов. Мероприятия были интегрированы в план воспитательной работы института;

4. Полученные в ходе педагогического эксперимента данные говорят о том, что разработанная нами воспитательная технология доказала свою эффективность и может применяться в ведомственных учебных заведениях.

Литература:

1. Приказ Федеральной службы исполнения наказаний от 11 января 2012 г. № 5 «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных служащих уголовно-исполнительной системы».

2. Звягинцев М.В., Звягинцева Е.Н. Воспитательная технология миф или реальность? / М.В. Звягинцев, Е.Н. Звягинцева // Проблемы современного педагогического образования. Сер. Педагогика и психология. -Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2018. - Вып. 60. - Ч.4. - С. 169 - 172.

3. Слепухина, Г.В. Нравственное развитие старшеклассников в социально-педагогическом процессе: учебно-методическое пособие / Г.В. Слепухина. - Москва: МПСИ, 2006. - 188 с.

Педагогика

УДК: 373.21

кандидат педагогических наук, доцент Зебзеева Валентина Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

ОЦЕНКА ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДОШКОЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Статья посвящена изучению различных подходов к оценке планируемых результатов освоения содержания дошкольного образования. Введение стандартов дошкольного образования, изменения ценностей дошкольного образования, обращение к личности дошкольника требует уточнения оценочного компонента образования детей дошкольного возраста. В статье рассматриваются способы оценки планируемых результатов освоения содержания дошкольного образования: педагогическая диагностики, оценка достижений детей, самооценка.

Ключевые слова: оценка, педагогическая диагностика, самооценка, дошкольное образование, дети дошкольного возраста, целевые ориентиры, содержание дошкольного образования, способы оценки.

Annotation. The article is devoted to the study of different approaches to the evaluation of the planned results of the development of the content of preschool education. The introduction of pre-school education standards, changes in the values of pre-school education, appeal to the personality of the preschooler requires clarification of the estimated component of education of preschool children. The article discusses ways to assess the planned results of the development of the content of pre-school education: pedagogical diagnostics, assessment of children's achievements, self-assessment.

Keywords: assessment, pedagogical diagnostics, self-assessment, preschool education, children of preschool age, target reference points, the maintenance of preschool education, ways of an assessment.

Введение. В современном мире образование выступает как важнейший фактор экономического роста и социальной стабильности общества, поэтому к этой сфере предъявляются особые требования: высокое качество, доступность и эффективность, непрерывность, инновационный характер, соответствие социальным запросам и потребностям граждан.

Современное дошкольное образование характеризуется смещением приоритетов в оценке образования с процесса на результат, усилением субъектной позиции ребенка в образовательном процессе, предпочтением деятельностно-практического способа обучения, обращением к индивидуализации, учету интересов детей. Образовательную ценность приобретает не только система знаний ребенка, но и способы их получения, стремление учиться, исследовать, познавать, нести ответственность за принятые решения. Содержание дошкольного образования становится многогранным и разнообразным. В связи с этим возникает проблема оценки результатов освоения содержания дошкольного образования.

Цель статьи заключается в выявлении способов оценки планируемых результатов освоения содержания дошкольного образования.

Данная цель предполагает решение следующих задач:

- выделить основные показатели результативности обучения детей дошкольного возраста;

- исследовать особенности самооценки дошкольников, проверить эффективность системы работы по формированию у дошкольников адекватной самооценки;

- подготовить рекомендации по оценке деятельности дошкольников.

Изложение основного материала статьи. Утвержденный Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО) определяет результат дошкольного образования через качество освоения всеми детьми содержания основной образовательной программы. В этом документе требования к результатам освоения Программы обозначены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, социальных и психологических характеристик личности, которыми ребенок должен овладеть на этапе завершения дошкольного образования, такими как: любознательность, инициативность и самостоятельность, способность выбирать себе занятия, участников совместной деятельности, воплощать свои замыслы; способность взаимодействовать со сверстниками и взрослым, договариваться, сопереживать, разрешать конфликты; развитое воображение и способность к фантазии, творчеству; умение подчиняться разным правилам и социальным нормам и т.д.

Однако, как отмечается в ФГОС ДО, целевые ориентиры не должны подвергаться непосредственной оценке и не являются основанием для сравнения с реальными достижениями детей [41.

В рамках личностно-ориентированной парадигмы дошкольного образования личностные изменения, индивидуальность и потребность в дальнейшем развитии становятся основными результатами обучения и воспитания, а знания и умения становятся средством, обеспечивающими это развитие. Такая позиция является центральной в современной парадигме образования. Показателем результативности обучения становятся изменения, происходящие в личности ребенка, в его творческом и отношенческом опыте. При этом значение имеет тот результат, который достигается усилиями самого ребенка. Способность детей использовать полученный в обучении опыт является еще одним показателем успешности обучения [1].

Как отмечают Ш.А. Амонашвили, Ю.К. Бабанский, В.М. Полонский, С.Л. Рубинштейн, И.С. Якиманская и др. оценка является одним из компонентов любой деятельности. Каждый человек постоянно включается в процесс оценивания окружающего мира, себя и других, и испытывает влияние оценок. На основе оценки окружающих, ребенок учится ориентироваться в мире, изучает свои возможности. Отсутствие оценки замедляет социализацию детей, лишает ребенка возможности корректировать свое поведение [2].

Ю.К. Бабанский, Ш.А. Амонашвили под оценкой понимают процесс установления соответствия хода или результата деятельности с намеченным эталоном. Процедура оценивания сложна и требует умения создавать оценочное высказывание, которое у детей дошкольного возраста находится в стадии формирования [7].

Оценка имеет различные психологические характеристики: отношения превосходства и предпочтения (Н.А. Батурин), потребность в познании своего Я глазами других (К.А. Альбуханова-Славская), установление правильности, адекватности применяемой человеком информации (Дж. Гилфорд), проверка адекватности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.