Научная статья на тему 'Технология физического воспитания курсантов Кузбасского института ФСИН как средство улучшения показателей двигательной подготовки и здоровья'

Технология физического воспитания курсантов Кузбасского института ФСИН как средство улучшения показателей двигательной подготовки и здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
39
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ТЕХНОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / КУРСАНТЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ЗДОРОВЬЕ / PHYSICAL CULTURE / TECHNOLOGY OF PHYSICAL EDUCATION / CADETS / PHYSICAL FITNESS / HEALTH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Долгин Дмитрий Сергеевич

Высокий уровень физических качеств, крепкое здоровье являются одними из слагаемых успешности несения службы в любых службах. В данной статье рассматривается технология физического воспитания курсантов Федеральной Службы Исполнения Наказаний, разработанная в Кузбасском институте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Долгин Дмитрий Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TECHNOLOGY OF PHYSICAL EDUCATION OF CADETS OF THE KUZBASS INSTITUTE OF THE FPS AS A MEANS OF IMPROVING THE PERFORMANCE OF PHYSICAL TRAINING AND HEALTH

A high level of physical qualities, good health are among the components of the success of service in any services. This article discusses the technology of physical education cadets of the Federal Service for the Execution of Punishments, developed at the Kuzbass Institute.

Текст научной работы на тему «Технология физического воспитания курсантов Кузбасского института ФСИН как средство улучшения показателей двигательной подготовки и здоровья»

Каждое из видео можно снимать как по отдельности, так и большей продолжительностью (при монтаже большой фильм можно «разбить» на отдельные части). Комментирование видео лучше делать через программу видеомонтажа.

По каждой теме видео дополнительно можно составить список необходимых материалов для работы. Это нужно для того, чтобы в дальнейшем (при разработке ЭУК) в компонентах ЭОР (типа «задание») указывать те самые необходимые материалы, которые понадобятся обучающемуся при изучении темы.

После съемки и импорта видео наступает самый трудоемкий этап создания обучающего видеоматериала: его обработка в компьютерной программе видеомонтажа. Для начала все видеоматериалы необходимо «обеззвучить». Это можно сделать в данной программе.

Видеоредакторов много: здесь необходимо подобрать свой вариант программы, удобный по интерфейсу и функционалу. При необходимости в Интернете можно найти обучающие ролики по работе с программой.

Важно максимально полно и полезно предоставить видеоматериал зрителю. Особенность здесь еще будет заключаться на акценте деталей процесса работы посредством замедления видео процесса. Функционал программы позволяет сократить или удлинить нужный момент видеозаписи. Преподаватель сам варьирует «этот момент» в зависимости от своих целей и задач.

При озвучке видео в программе важно подготовить хорошую гарнитуру с шумоподавлением. Озвучивание лучше проводить в тихом месте, чтобы ничто не мешало. Это важно для качества контента. Кто-то из обучающихся может и не заметить возникающие шумы, а кому-то они будут дико мешать при изучении материала. Так что здесь важно ответственно отнестись к этой задаче. При озвучке видео можно прослушивать и перезаписывать свой голос то количество раз, сколько необходимо (если вдруг качество записи не очень понравилось).

Также для видеоматериала «фоном» можно поставить легкую музыкальную композицию, акцент здесь именно делается на «легкости». Музыка не должна отвлекать зрителя от работы, она должна быть мелодичной, без резких звуков, нейтральной для прослушивания. При необходимости, мелодию в некоторых местах видео можно подавлять, акцентируя внимание на голосе автора (озвучке), а в других местах, наоборот, усилить громкость музыки, где нет закадрового голоса преподавателя. Важно еще учесть фактор авторского права на мелодию, чтобы в дальнейшем на сторонних ресурсах созданное видео не было заблокировано. Для этого можно найти музыку в Интернете без авторского права, в Сети ее достаточное количество.

Озвучивание каждой видеозаписи и монтировки занимает, пожалуй, самое длительное время. Но оно того стоит.

По окончанию работы все авторские видео важно сохранить и произвести загрузку на обучающий ресурс (в дальнейшем, при работе в СДО, ссылка на ресурс помещается в один из используемых компонентов ЭОР).

Выводы. Таким образом, создав качественный, ценный, авторский контент в дополнительном художественном образовании- ЭУК представит собой эффективный инструмент для приобретения новых знаний, повышения квалификации, организации досуговой деятельности не только детей, но и взрослых. Важно учитывать особенности разработки контента художественного направления при организации ЭУК и его большие возможности для обучения!

Литература:

1. Вайндорф-Сысоева М.Е. Грязнова Т.С. Шитова В.А. Методика дистанционного обучения. М.: Юрайт, 2017.

2. Денисенко В.И. Электронное учебное пособие как эффективное средство интерактивного обучения теории изобразительной деятельности // Теория и практика общественного развития. 2010. № 2. С 301-308

Педагогика

УДК 372.879.6

преподаватель Долгин Дмитрий Сергеевич

Кузбасский институт Федеральной Службы Исполнения Наказаний России (г. Новокузнецк)

ТЕХНОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ КУЗБАССКОГО ИНСТИТУТА ФСИН КАК СРЕДСТВО УЛУЧШЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ И

ЗДОРОВЬЯ

Аннотация. Высокий уровень физических качеств, крепкое здоровье являются одними из слагаемых успешности несения службы в любых службах. В данной статье рассматривается технология физического воспитания курсантов Федеральной Службы Исполнения Наказаний, разработанная в Кузбасском институте.

Annotation. A high level of physical qualities, good health are among the components of the success of service in any services. This article discusses the technology of physical education cadets of the Federal Service for the Execution of Punishments, developed at the Kuzbass Institute.

Ключевые слова: физическая культура, технология физического воспитания, курсанты, физическая подготовленность, здоровье.

Keywords: physical culture, technology of physical education, cadets, physical fitness, health.

Введение. Несение службы сотрудниками УИС предъявляет высокие требования к уровню их физической подготовленности и здоровью. Только добившись высоких показателей в уровне физической подготовленности и уровне здоровья можно ожидать и высоких показателей в трудовой деятельности. Понятно, что высокая производительность и высокое качество труда зависит и от мотивации к трудовой деятельности, и от режима труда и отдыха, и от денежного довольствия, и от условий несения службы, а не только от уровня здоровья и уровня развития физических качеств, но без них осуществление трудовой деятельности невозможно. Поэтому, актуальность укрепления здоровья и развития физических качеств является весьма важной и необходимой.

Формулировка цели статьи. Для улучшения развития физических качеств и укрепления здоровья необходимо разработать технологию физического воспитания для курсантов Кузбасского института ФСИН России и проверить её на практике.

Задачи исследования.

1. Определить необходимость технологии физического воспитания для курсантов Кузбасского института ФСИН России;

2. Разработать технологию физического воспитания для курсантов Кузбасского института ФСИН России;

3. Экспериментально проверить разработанную технологию.

Изложение основного материала статьи. Физическое воспитание курсантов представляет собой целенаправленный процесс, в который включено очень много составляющих частей. Курсант большую часть учебного дня занят в институте и поэтому организовать процесс физического воспитания представляется достаточно несложным делом. Вместе с тем, курсант испытывает обширный спектр неблагоприятных факторов, которые могут оказывать отрицательное воздействие на его здоровье и физическую подготовленность. Это такие факторы как: гиподинамия за счёт нахождения на учебных занятиях и в часы самоподготовки в учебных аудиториях, не всегда адекватная форма одежды которая может не соответствовать погодным условиям, не всегда сбалансированное питание по разным причинам, нервное напряжение, связанное с особенностями несения службы и т.д. Учебные занятия по прикладной физической подготовке или элективным дисциплинам по физической культуре и спорту содержат широкий спектр средств и методов и являются достаточными для решения задач стоящих перед этими учебными дисциплинами. На занятиях используются средства: легкой атлетики, гимнастики, лыжной подготовки, спортивных игр, единоборств. Но данные занятия осуществляются не каждый день, а согласно учебному расписанию и перерывы между занятиями могут достигать от 1 до 10 дней. Используются и другие формы физического воспитания: занятия в спортивных секциях, спортивные дни, спартакиады и другие соревнования. Так же используются так называемые «малые формы» физического воспитания с использованием естественных сил природы. Всё это является факторами, которые позволяют определить необходимость их упорядочивания в следствии создания технологии физического воспитания для курсантов, как одну из первейших задач исследования. Это связано с несколькими второстепенными задачами:

1. Оптимизация двигательного режима.

2. Периодичность проведения занятий, мероприятий для достижения и поддержания на приемлемом уровне развития основных физических качеств.

3. Подчинению технологии физического воспитания единому плану воспитательной работы, принятому в институте.

Рассмотрим их более подробно. Оптимизация двигательного режима, должна соответствовать нормативной части суточной нормы двигательной активности. Необходимо добиваться того, чтобы уровень двигательной активности в течении учебной недели был сбалансирован с другими видами активности, для избежания перегрузок, перетренированности и травм. Спорт дни и участие в спортивных мероприятиях необходимо осуществлять в дни, когда нет учебных занятий по физической подготовке. И наоборот если в первой части учебного дня были лекционные и семинарские занятия, то во второй части дня необходимо включать двигательную активность. Это могут быть дополнительные занятия по физической подготовке или строевой подготовке. Периодичность проведения занятий так же должна быть сбалансирована, как по срокам проведения, так и по направленности. Сбалансированность по срокам нужна для поддержания уровня физической подготовленности на одном уровне, чтобы не допустить его падения. Сбалансированность по направленности необходима чтобы не допустить разнонаправленного воздействия на развиваемые физические качества. Например, в одном занятии развивать общую выносливость и силу и др. Подчинение технологии физического воспитания единому плану воспитательной работы. Это необходимо делать для повышения эффективности всего воспитательного процесса. Таким образом можно сделать вывод о том, что технология физического воспитания жизненно необходима для института. Она поможет повысить эффективность физического воспитания и благотворно скажется на здоровье курсантов. Технология физического воспитания для курсантов должна включать в себя как основные формы физического воспитания, так и дополнительные внеурочные мероприятия и так называемые «малые формы» физического воспитания.

Для разработки технологии физического воспитания для курсантов Кузбасского института ФСИН России использовалась концепция интегрированной личностно-ориентированной физической культуры разработанная Звягинцевым М.В. [1]. Данная концепция включает в себя широкий спектр средств физической культуры, включающей все виды физической активности и разнообразные формы реализации. Анализируя данную концепцию, были отобраны средства физической культуры, которые можно максимально быстро и эффективно интегрировать в образовательную среду Кузбасского института ФСИН.

Исходя из вышеизложенного нами была разработана технология физического воспитания для курсантов Кузбасского института ФСИН. Она включает в себя основные формы и «малые формы» физического воспитания. Основные формы это: учебные занятия по прикладной физической подготовке и элективным дисциплинам по физической культуре и спорту, занятия в группах спортивного совершенствования, спорт час в дни, когда нет учебных занятий по физической подготовке и элективным дисциплинам, спорт день. Малые формы это: утренняя зарядка, подвижные перемены, физкультминутки направленные на профилактику близорукости и дальнозоркости, участие в спартакиаде и соревнованиях различного ранга, занятия физической подготовкой на личном времени.

Учебные занятия организовывались согласно расписанию учебных занятий и программы, могут быть два раза в неделю по одной паре, либо один раз в неделю две пары. Вариант два раза в неделю предусматривает занятия на территории института и включает в себя занятия лёгкой атлетикой, гимнастикой, спортивными играми и боевыми приёмами борьбы. Вариант совмещенные две пары один раз в неделю связана с выездом на Загородную учебную базу, где проводятся занятия на полосе препятствий, лыжной подготовке и марш-броскам. Занятия в группах спортивного совершенствования проводятся с курсантами, которые ранее занимались спортом по тем видам, которые есть в программе спартакиады ФСИН. Занятия проводятся от 3 до 5 раз в неделю и направлены на повышение спортивного мастерства. Спорт-час, организовывается в дни, когда нет занятий по физической подготовке в нём принимает участие 100% личного состава. Направленность занятия как правило на развитие общей выносливости, средства бег, бег на лыжах в зависимости от сезона на дистанцию от 5 до 10 километров. Спорт-день проводится в выходной день и

включает в себя бег, бег на лыжах, ускоренное передвижение, участие в спортивных играх, проводится за территорией института в специально отведённых местах.

Утренняя зарядка проводится каждый день на территории института, основной задачей является переход от состояния сна к бодрствованию. Проводится на открытом воздухе, чтобы максимально задействовать естественные силы природы, в благоприятное время года осуществляется закаливание путём принятия воздушных ванн.

Подвижные перемены необходимы для снятия утомления возникающего в результате учебных занятий. Проводятся между занятиями во время проветривания аудиторий. Включают в себя аэробные упражнения (ускоренное передвижение) выполняющееся на открытом воздухе в составе подразделения, могут дополнятся гимнастическими упражнениями.

Физкультминутки, проводятся во время перерыва на учебном занятии. Включают в себя упражнения для глаз (глазная гимнастика по У. Бейтсу), отдых для глаз (пальминг) и упражнения для шейно-воротниковой зоны направленные на снятие утомления (повороты, наклоны, круговые повороты).

Участие в Спартакиаде института. Цель Спартакиады института по мимо главной, определение лучших спортсменов в тех или иных дисциплинах, содержит и второстепенную: задействование как можно большего числа курсантов в физкультурно-спортивной деятельности. Участвует 100% личного состава института за исключением больных и освобождённых. Предлагаются различные виды спорта от личных до командных в которых курсанты могут себя проявить. Естественно, что курсанты к ним готовятся: проводятся тренировки, прикидки, отборочные соревнования.

Участие в соревнованиях различного ранга. Курсанты-спортсмены допускаются до участия в соревнованиях городского масштаба, как правило это соревнования по игровым видам спорта и различным видам борьбы. Участие в них предполагает подготовку, которую курсанты осуществляют на личном времени или на тренировках в группах спортивного совершенствования.

Занятия физической подготовкой на личном времени. Осуществляется после учебных занятий в спортивном зале института или в спортивном городке. Организуются для тех курсантов, которые не попали в группы спортивного совершенствования, но хотели бы продолжить заниматься тем видом спорта, которым занимались ранее. Как правило это единоборства: бокс, рукопашный бой, кикбоксинг, лёгкая атлетика, воркаут.

Данные виды физической активности были структурированы и внедрены в план воспитательных мероприятий исходя из принципа целесообразности, для получения технологии физического воспитания.

Данная технология была внедрена в 2017 - 2018 учебном году на I курсе Кузбасского института ФСИН России. Для оценки эффективности использовались стандартные нормативы для оценки уровня физической подготовленности сотрудников и учащихся специальных учебных заведений УИС. Для сравнения были использованы данные полученные на II курсе у курсантов института. В экспериментальной группе (Э) курсантов I курса было 48 человек (30 мужчин и 18 женщин), в контрольной группе (К) курсантов II курса было 54 человека (40 мужчин и 14 женщин). Эксперимент проводился с сентября 2017 года по июнь 2018 года на I курсе использовалась разработанная технология физического воспитания, на II курсе система физического воспитания была стандартной и включала в себя: зарядку, учебные занятия, участие в группах спортивного совершенствования и участие в Спартакиаде института.

Во время оценки уровня физической подготовленности после получения результата его соотносили со стандартной шкалой и распределяли в одну из трёх групп с соответствующей отметкой: удовлетворительно, хорошо, отлично. Отдельно оценивались данные полученные у мужчин и женщин. Для объективности исследования был определён индекс здоровья (И.З.), который оценивался по среднему количеству дне пропущенных курсантами по болезни.

Были получены следующие результаты.

Таблица 1

Результаты полученные у курсантов мужского пола в экспериментальной (Э) и контрольной (К) группах после окончания педагогического эксперимента

Норматив Группы Удовл. (%) Хорошо (%) Отлично (%)

Бег 100 метров Э 20 30 50

К 25 35 40

Сгибание-разгибание рук в висе на перекладине Э 15 35 50

К 10 25 65

Бег 3000 метров Э 20 28 52

К 54 35 11

Индекс Здоровья (И.З.) Э В среднем 16 дней.

К В среднем 24 дня.

Анализируя полученные результаты можно сделать вывод, что в беге на 100 метров наблюдается небольшое превосходство экспериментальной группы над контрольной в сегменте хорошо и отлично на 5% (80% у экспериментальной, против 75% у контрольной). Это можно объяснить благотворным влиянием разработанной технологии физического воспитания на физическое качество быстроту.

Результаты в сгибании-разгибании рук в висе на перекладине в контрольной группе несколько выше в сегменте хорошо и отлично чем в экспериментальной группе (90% против 85%) это связано с тем, что данное упражнение является одним из самых популярных у курсантов и курсанты II курса выполняют его дольше и имеют средний результат выше, что и выразилось в конечном результате.

Результаты в беге на 3000 метров показывают полное превосходство экспериментальной группы над контрольной, что можно объяснить более высоким уровне развития выносливости у экспериментальной группы, что произошло благодаря разработанной технологии физического воспитания.

Индекс Здоровья. Количество пропущенных дней по болезни в контрольной группе оказалось несколько выше чем в экспериментальной. Это можно объяснить положительным влиянием технологии физического воспитания на здоровье курсантов в связи с широким использованием естественных сил природы.

Таблица 2

Результаты полученные у курсантов женского пола в экспериментальной (Э) и контрольной (К) группах после окончания педагогического эксперимента

Норматив Группы Удовл. (%) Хорошо (%) Отлично (%)

Бег 100 метров Э 38 34 28

К 29 35 36

Комплексно силовое Э 2 42 56

упражнение (КСУ) К 7 39 54

Бег 1000 метров Э 13 48 39

К 35 47 18

Индекс Здоровья (И.З.) Э В среднем 25 дней.

К В среднем 32 дня.

Анализируя полученные результаты можно сделать вывод, что в беге на 100 метров, результаты, показанные контрольной группой несколько выше чем результаты экспериментальной группы по сегменты хорошо и отлично (71% против 62%), это связано с тем, что в технологии физического воспитания разработанной нами, мало времени уделялось технике спринтерского бега, в основном была работа на общую выносливость и силу.

Результаты в комплексно силовом упражнении говорят о небольшом превосходстве экспериментальной группы над контрольной (98% против 93%) в сегменте хорошо и отлично. Хотя данные примерно одинаковые. Это говорит о благотворном влиянии технологии физического воспитания на силовые способности курсантов женского пола.

Результаты в беге на 1000 метров, говорят о следующем. Превосходство экспериментальной группы в сегменте хорошо и отлично над контрольной составило 22% (87% против 67%). Это можно объяснить так же положительным влиянием данной технологии на развитие общей выносливости, особенно это видно в сегменте отлично, где превосходство экспериментальной группы более чем в 2 раза.

Показатели в Индексе Здоровья так же свидетельствуют, о том, что курсанты женского пола экспериментальной группы, проболели в среднем за год на неделю меньше, чем курсанты женского пола в контрольной группе. Это свидетельствует о благоприятном влиянии разработанной технологии на кардио-респираторную систему, плюс внесение в технологию естественных сил природы, также дало свои результаты.

Выводы:

1. Повышение эффективности физического воспитания курсантов возможно, через создания технологий физического воспитания.

2. Для эффективности всего воспитательного процесса института данные технологии должны быть гармонично включены в план воспитательной деятельности.

3. Для работы в данной технологии необходима гибкость при планировании, чтобы не совмещать дни, когда есть физическое воспитание с тренировками, спорт-часами и другими активными занятиями.

4. Для повышения уровня здоровья необходимо шире использовать аэробные упражнения, и так же шире использовать благотворный эффект, оказываемый естественными силами природы.

5. Разработанная технология доказала свою эффективность, т.к. не было получено результатов, которые бы говорили о вреде для здоровья полученному в ходе реализации данной технологии. Кроме того, полученные данные о развитии физических качеств говорят, что данная технология повлияла на них, но с разной степень эффективности. Наибольший эффект был достигнут при развитии выносливости, как у курсантов мужского, так и женского полов.

Не отвергаем других объяснений полученных результатов, т.к. физическая подготовленность и уровень здоровья чрезвычайно многоплановые показатели и часть этих показателей не была включена в анализ нашего исследования. Анализировались только те показатели, которые были зафиксированы в результате исследования.

Литература:

1. Звягинцев М.В. Построение концепции, интегрированной личностно-ориентированной физической культуры [Текст] / М.В. Звягинцев // Научно-теоретический журнал «Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта», № 2 (156) - 2018. - С. 58 - 63.

Педагогика

УДК:371.72

кандидат медицинских наук, доцент Долгушина Наталья Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск); кандидат педагогических наук, доцент Мицан Елена Леонидовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск); кандидат педагогических наук, доцент Кувшинова Ирина Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск)

ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ В

ГОРОДЕ МАГНИТОГОРСКЕ

Аннотация. В статье проводится анализ химического загрязнения атмосферного воздуха в различных районах города Магнитогорска. Выявлено, что наиболее загрязнённой является 1-я зона города, в ней загрязнение атмосферы бенз(а)пиреном, формальдегидом, взвешенными веществами и диоксидом азота в 1,5, 1,81, 1,73 и 1,36 раз выше, чем в менее загрязнённой 4-й зоне. Суммарное загрязнение атмосферного воздуха в 1-й зоне было10,Н0,89, что в 1,6 раза выше, чем в 4-й зоне.

Анализ заболеваемости дошкольников показал, что первое ранговое место занимают болезни ЛОР органов, второе - заболевания опорно-двигательного аппарата, третье - нарушения речи.

При оценке физического развития дошкольников было выявлено, что основная масса детей имеет нормальное физическое развитие. Однако сравнение отдельных параметров физического развития обнаружило более частую частоту встречаемости избыточной массы тела и высокого роста среди детей, проживающих в наименее загрязнённой зоне города.

Ключевые слова: загрязнение атмосферного воздуха, состояние здоровья, заболеваемость, физическое развитие, дошкольники.

Annоtation. In article the analysis of chemical pollution of atmospheric air in various districts of the city of Magnitogorsk is carried out. It is shown that the 1st zone of the city, in it air pollution бенз (and) the pyrene, formaldehyde weighed by substances and dioxide of nitrogen in 1,5, 1,81, 1,73 and 1,36 times above than in less polluted 4th zone is the most polluted. Total pollution of atmospheric air in the 1st zone was 10,1^0,89 that is 1,6 times higher, than in the 4th zone.

The analysis of incidence of preschool children has shown that the first rank place is taken by diseases of ENT organs, the second - diseases of the musculoskeletal device, the third - violations of the speech.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

At assessment of physical development of preschool children it has been revealed that the bulk of children has normal physical development. However, comparison of separate parameters of physical development has found more frequent frequency of occurrence of excess body weight and high growth among the children living in the least polluted city zone.

Keywords: pollution of atmospheric air, state of health, incidence, physical development, preschool children.

Введение. В настоящее время исследования по изучению влияния различных факторов, связанных с процессами урбанизации на состояние здоровье населения, относятся к числу наиболее актуальных направлений профилактической медицины. При этом одним из проявлений влияния процессов урбанизации является увеличение дисгармоничности физического развития, снижение функциональных возможностей организма, рост показателей заболеваемости детей [3, 6].

Выявлено, чтоежегодно в Российской Федерации регистрируется около 40 миллионов случаев впервые установленных заболеваний детей в возрасте 0-14 лет, также по данным официальной статистики, отмечается неуклонный рост заболеваемости детей до 14 лет включительно [4].

Особую важность приобретают исследования, посвящённые изучению влияния химического загрязнения именно на детей, так как они являются одной из лучших моделей, объективно отражающей влияние неблагоприятных экологических факторов: у них отсутствуют вредные привычки, нет профессиональных вредностей, но вместе с тем происходит активный рост и развитие, формирование функциональных систем организма.

В условиях проживания детей в городе с развитой отраслью чёрной металлургии проведение процедуры оценки загрязнения атмосферного воздуха с выделением приоритетных веществ и неблагоприятных воздействий изучаемого фактора среды обитания на показатели здоровья детского населения представляется актуальной и эффективной. Также выдвинута взаимосвязь здоровья детей и результаты их обучения [10], поэтому важно вовремя осуществлять мониторинг здоровья детей и проводить профилактические мероприятия по снижению рисков заболеваемости. В связи с этим нами была выдвинута цель работы.

Цель работы - оценка состояния здоровья детей дошкольного возраста, проживающих в городе Магнитогорске.

Материалы и методы. Выбор методических приёмов определялся в соответствии с целью исследования. Качественная и количественная оценка загрязнения атмосферного воздуха города Магнитогорска проведена на основе анализа архивной документации Магнитогорской лаборатории мониторинга загрязнения атмосферного воздуха (Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды) за 2011 -2015 годы.

Пробы воздуха отобраны в соответствии с ГОСТом 17.2.3.01-86.0тбор проб воздуха проводился на 4 стационарных постах города: пост № 34 - ул. Пушкина д. 13 - 1-я зона; пост № 31 - пр. К. Маркса, стадион МГТУ - 2-я зона; пост № 33 - ул. Советская д. 160 - 3-я зона; пост № 35 - ул. Мичурина д. 136 - 4-я зона. По данным постов стационарного наблюдения оценивалось содержание в воздухе взвешенных веществ, диоксида азота, оксида углерода, формальдегида и бенз(а)пирена. Рассчитывались среднегодовые концентрации названных веществ и их ошибки, средне квадратическоеотклонение. Определялась кратность превышения фактической среднегодовой концентрации над предельно допустимой концентрацией (ПДКс.г.). Значения ПДКс.г. определялись в соответствии с «Гигиеническими нормативами ГН 2.1.6. 1338-03.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.