УДК 355.233.22
В. И. Силенков, В. В. Варинов
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ В КУЗБАССКОМ ИНСТИТУТЕ
ФСИН РОССИИ]
В статье описывается система физической подготовки курсантов федерального казенного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кузбасский институт Федеральной службы исполнения наказаний». Созданная в институте система физической подготовки курсантов призвана разрешить противоречие между недостаточным количеством учебных часов, определенных рабочим учебным планом для занятий по дисциплине «Физическая подготовка», и задачей по подготовке высококвалифицированных специалистов, обладающих профессиональными компетенциями, в структуре которых физические качества, способствующие успешному решению служебно-прикладных задач, занимают важное место. В статье представлены цель, задачи, принцип системы, ее компоненты, связь между ними, дана оценка ее эффективности. Помимо традиционных компонентов системы физической подготовки в образовательных учреждениях ФСИН России, авторы предлагают проводить еще и тренировку в процессе служебной деятельности, которая представляет собой специально подобранный комплекс физических упражнений для курсантов, имеющих недостаточно высокий уровень умений и навыков по какому-либо разделу.
Ключевые слова: профессиональные компетенции; физическая подготовка; утренняя физическая зарядка; учебные занятия; тренировка в процессе служебной деятельности; группы спортивного совершенствования; массовые физкультурно-спортивные мероприятия.
V. I. Silenkov, V. V. Varinov
SYSTEM APPROACH IN THE ORGANIZATION OF PHYSICAL TRAINING OF CADETS IN THE KUZBASS INSTITUTE OF THE FPS OF RUSSIA
The article describes a system of physical training of cadets of the treasury of the Federal educational institution of higher professional education Kuzbass Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia. Established in institutes ofphysical training of cadets is intended to solve the contradiction between insufficient number of hours of training specific working curriculum for lessons on discipline "Physical training" and preparation of highly qualified specialists with professional competence, in the structure where the physical qualities that contribute to the successful solution of the service and applications occupy an important place. The article presents the purpose, objectives, the principle of the system, its components, the connection between them, an assessment of its effectiveness. Besides the traditional components of the system of physical training in educational institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia, the authors propose to carry out more training and in the process of performance management, which is a specially selected set of physical exercises for students with insufficient level of skills on any list.
© Силенков В. И., Варинов В. В., 2015.
Keywords: professional competences; physical preparation; morning physical exercises; studies; training in the course of office activity; group of sports improvement mass sports sporting events.
Необходимость формирования профессиональных компетенций у будущих специалистов органов и учреждений уголовно-исполнительной системы определена федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ФГОС), в соответствии с которым ком-петентностный подход рассматривается как концептуальная основа современного профессионального образования.
Профессиональные компетенции выпускников вузов ФСИН России обучающихся по специальности 42.05.02 «Правоохранительная деятельность» многообразны. В области оперативно-служебной деятельности они должны обладать такими компетенциями, как способность осуществлять действия по силовому пресечению правонарушений, задержанию и сопровождению правонарушителей, правомерно и эффективно применять и использовать табельное оружие, специальные средства (ПК-23). Достаточно близко по смысловому содержанию к вышеобозначенной компетенции находятся и другие компетенции, предполагающие физическую подготовленность выпускника. Без соответствующей физической подготовленности невозможно овладение такой компетенцией, как способностью выполнять должностные обязанности по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества и государства, защите жизни и здоровья граждан, охране общественного порядка (ПК-10) или способностью выявлять, пресекать уголовные преступления и административные правонарушения (ПК-12) и многих других. Вот почему физической подготовке курсантов в ведомственных образовательных учреждениях уделяется достаточно много внимания.
ФГОС предполагает, что все абитуриенты, поступающие на очную форму
обучения, должны обладать определенной физической подготовленностью, т. е. могли выполнять специально подобранные общефизические упражнения (нормативы), утвержденные приказом Минюста России от 12.11.2001 № 301 «Об утверждении Наставления по физической подготовке сотрудников уголовно-исполнительной системы Минюста России» (с изменениями от 19.05.2008).
В этой связи задачей образовательного учреждения, с одной стороны, является постоянное совершенствование физических качеств курсантов, а с другой стороны — обучение специальным прикладным физическим навыкам, необходимым для приобретения профессиональных компетенций.
Приобретение прикладных умений и навыков как слагаемых профессиональных компетенций, необходимых для успешного выполнения оперативно-служебных задач, осуществляется в процессе освоения дисциплины «Физическая подготовка» в форме учебных (практических) занятий. Рабочий учебный план подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием отводит на освоение дисциплины «Физическая подготовка» 400 учебных часов на весь период обучения. В этот объем включены 10 часов теоретической подготовки и 28 часов самостоятельной работы. Таким образом, средняя трудоемкость дисциплины составляет около 80 часов в год, или 2 часа в неделю, что, с нашей точки зрения, явно недостаточно для совершенствования физических качеств и формирования прикладных двигательных навыков у курсантов.
Возникшее противоречие может быть разрешено путем создания в институте системы физической подготовки курсантов (СФПК). Говоря о системе, авторы опираются на исследование Э. Г. Винограй и рассматривает ее как
некий целостный объект, «разрешающий актуальные противоречия в заданных условиях среды за счет функциональной ориентированности своей динамики и конструкции, формируемой организационными процессами»
[1, с. 46]. Главной чертой в изложенном понимании системы является зафиксированная в нем сущностная связь — «система-противоречие». Как подчеркивал Ст. Л. Оптнер, «нет системы без противоречия», «система — это средство разрешения противоречия» [2, с. 112].
Созданная в институте система физической подготовки курсантов призвана разрешить противоречие между недостаточным количеством учебных часов определенных рабочим учебным планом для занятий по дисциплине «Физическая подготовка» и подготовкой высококвалифицированных специалистов обладающих профессиональными компетенциями, в структуре которых физические качества, способствующие успешному решению служебно-прикладных задач, занимают важное место.
Целью создания СФПК является закрепление ранее приобретенных и приобретение новых умений и навыков, физических и психических качеств, способствующих успешному выполнению оперативно-служебных задач, сохранение высокой работоспособности обучающихся.
Задачами СФПК являются:
- развитие индивидуальных физических качеств;
- формирование устойчивой мотивации к занятиям физическими упражнениями и спортом;
- развитие функциональных систем организма, обеспечивающих высокую профессиональную работоспособность и здоровье;
- развитие профессионально важных качеств.
Функциональным принципом
СФПК является систематичность занятий физической подготовкой предполагающая регулярность и определенную
последовательность в использовании различных средств, форм, методов обучения.
Применительно к Кузбасскому институту ФСИН России в структуре СФПК можно выделить пять взаимосвязанных элементов выступающих в качестве ее организационных форм.
Утренняя физическая зарядка. Она представляет собой комплекс разнообразных физических упражнений небольшой сложности. Проводится ежедневно в соответствии с распорядком дня командирами учебно-строевых подразделений, под контролем и методическим сопровождением специалистов кафедры боевой, тактико-специальной и физической подготовки. Утренняя физическая зарядка предназначена для оказания положительного воздействия на функциональные системы организма, кровообращение, нормализацию обмена веществ, повышение тонуса и упругости мышц и т. п., и самое главное, формирует у курсантов физический стереотип необходимости регулярности физических тренировок, ориентирует на самостоятельную работу по своему физическому совершенствованию. Утренняя физическая зарядка — наиболее массовая форма СФПК, в которой принимает участие весь личный состав курсантов.
Учебные занятия. Это система практических занятий, проводимых в соответствии с учебной программой по дисциплине «Физическая подготовка» и расписанием занятий. Проводятся преподавателями специализированной кафедры. Данная форма СФПК является обязательной для всех курсантов и направлена на обеспечение физической готовности сотрудников ФСИН России к овладению необходимыми служебно-прикладными навыками, их эффективному использованию в профессиональной деятельности, стойкому перенесению физических нагрузок, нервно-психических напряжений и неблагоприятных факторов служебной деятельности [3, с. 3].
Тренировка в процессе служебной деятельности. Представляет собой специально подобранный комплекс физических упражнений для курсантов, имеющих недостаточно высокий уровень умений и навыков в какой-либо области физической подготовки. Направлениями физической тренировки определены разделы легкой атлетики (проводимые с курсантами, имеющими недостаточно высокие показатели в беге на средние дистанции), отдельные разделы приемов рукопашного боя (для курсантов испытывающих трудности в усвоении специальных упражнений), лыжной подготовки и др. Она призвана повысить тренированность курсантов, поддержать ранее приобретенные физические навыки, закрепить прикладные умения. Физическая тренировка в процессе служебной деятельности организуется три раза в неделю, включая воскресенье, по утвержденному начальником факультета графику. Занятия проводятся командирами учебно-строевых подразделений под контролем и методическим сопровождением преподавателей специализированной кафедры института. В этой организационной форме СФПК задействованы не только курсанты, имеющие недостаточно высокий уровень умений и навыков в какой-либо области физической подготовки, но и весь остальной личный состав. Если для первой группы тренировки направлены на формирование и развитие определенных недостающих или слабо развитых умений и навыков в какой-либо области физической подготовки, доведение их до уровня установленных требований, то для второй группы проводимые тренировки позволяют совершенствовать и закреплять тренировочный эффект.
Работа групп спортивного совершенствования. Представляет собой систематизированный комплекс тренировочных занятий, проводимых во внеучебное время в соответствии с утвержденным графиком. В группах задействованы курсанты, показавшие до-
стижения в том или ином виде спорта. В институте под руководством специалистов-преподавателей осуществляется тренировочный процесс по таким видам спорта, как легкая атлетика, лыжные гонки, борьба самбо, борьба дзюдо, рукопашный бой, стрельба из боевого оружия, служебный биатлон, мини-футбол, волейбол, плавание. В этой форме физической подготовки задействовано 26 % списочного состава курсантов.
Массовые физкультурно-
спортивные мероприятия. В отечественной теории физической культуры и спорта к этой группе относят: соревнования, спартакиады, походы, физкультурно-спортивные праздники, эстафеты, многоборья, кроссы, пробеги, турниры и др. Все эти виды спортивно-массовой работы занимают важное место в системе физической подготовки курсантов, поскольку в процессе соперничества реализуются физические возможности соревнующихся, стимулируется повышение уровня физической подготовленности личности. В Кузбасском институте ФСИН России данный элемент СФПК представлен двумя крупными мероприятиями. Первое мероприятие — ежегодный турнир на приз генерал-майора Н. П. Качаева, в рамках которого проводятся такие виды состязаний как стрельба из ПМ, борьба самбо, футбол, волейбол, подтягивание на перекладине, комплексно-силовое
упражнение, комбинированная эстафета 5х400, кросс (мужчины) 2000 м, кросс (девушки) 800 м, разборка-сборка пистолета Макарова, перетягивание каната. В турнире принимает участие около 40 % личного состава курсантов. Второе мероприятие — внутренняя спартакиада института, проводящаяся в течение всего учебного года. В нее включены состязания по 13 видам спорта с 100 %-ным охватом курсантов.
Показателем эффективности работы любой системы являются конкретные результаты ее деятельности в сравнении с ранее достигнутыми за определенный
промежуток времени. В области физической подготовки такими показателями могут служить результаты достижений в спортивных соревнованиях, результаты сдачи нормативов по физической подготовке, результаты промежуточной и итоговой аттестации и др. Для оценки эффективности работ СФПК авторами проводился анализ протоколов командного первенства территориальных органов и образовательных учреждений ФСИН России в Спартакиаде ФСИН России по служебно-прикладным видам спорта. По результатам 2015 г. команда института заняла четыре призовых места, в то время как в 2014 г. — всего одно. Анализ итогов сдачи экзаменов по дисциплине «Физическая подготовка», проводимых на выпускном курсе, выявил увеличение среднего балла. Так, выпускники 20132014 учебного года имели средний бал
3,92, выпускники 2014-2015 г. — 4,07. Увеличение среднего бала на 0,15 для двухгодичной выборке не может считаться статистически достоверным, однако в сочетании с другими показателями свидетельствует об общем положительном тренде формирования профессиональных компетенций и жизнеспособности системы физической подготовки курсантов.
Приведенная система физической подготовки курсантов показала свою результативность в формировании специальных профессиональных компетенций. Вместе с тем, как и всякая сложная социальная система, она не может оставаться неизменной, что требует ее совершенствования, поиска и разработки других элементов, повышающих ее устойчивость улучшающих работоспособность и функционирование.
Литература
1. Винограй Э. Г. Основы общей теории систем. — Кемерово, 1993. — 339 с.
2. Оптер Ст. Л. Системный анализ для решения деловых и промышленных проблем. — М., 1969. — 216 с.
3. Примерная программа учебной дисциплины «Физическая подготовка» / УК ФСИН России. М., 2011. — 31 с.
Сведения об авторах
Силенков Виктор Иванович: ФКОУ ВПО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк), доцент кафедры боевой тактико-специальной и физической подготовки, кандидат педагогических наук, доцент. E-mail: [email protected]
Варинов Владислав Владимирович: ФКОУ ВПО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк), начальник кафедры боевой тактико-специальной и физической подготовки, кандидат педагогических наук, доцент. E-mail: [email protected]
Information about the authors
Silenkov Viktor Ivanovich: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk), assistant professor of the chair of combat tactical and special and physical training, candidate of pedagogical sciences. E-mail: [email protected]
Varinov Vladislav Vladimirovich: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk), chief of the chair of combat tactical and special and physical training, candidate of pedagogical sciences. E-mail: [email protected]