ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Theory and technique of professional education
УДК 355.233.22
В. В. Варинов
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ СРЕДЫ ВУЗОВ ФСИН РОССИИ
В статье представлены данные эмпирического исследования состояния физкультурно-спортивной среды одного из вузов ФСИН России. Интегративным критерием реализации педагогического потенциала этой среды в данном исследовании является соответствие созданных в ней условий и возможностей физкультурно-спортивным потребностям обучающихся и задачам физического воспитания. В результате исследования были определены направления работы по развитию потенциала физкультурно-спортивной среды института: на занятиях включать блок развития отстающих качеств, использовать индивидуальную форму организации физическими упражнениями; внедрять в образовательный процесс индивидуальную форму обучения; активнее привлекать педагогов и курсантов к проведению спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий; сформировать группы курсантов с общими физкультурно-спортивными интересами и предоставить им условия для занятий; стимулировать педагогов, не преподающих физическую подготовку, подчеркивать значимость физической культуры для развития личности; разработать концепцию здоровьесбережения, на реализацию которой были бы замотивированы все субъекты образовательного процесса.
Ключевые слова: физкультурно-спортивная среда; педагогический потенциал; модальность; физическая подготовленность; физкультурно-спортивный стиль жизни; курсанты; вуз Федеральной службы исполнения наказаний.
V. V. Varinov
PEDAGOGICAL POTENTIAL SPORT AND SPORTS ENVIRONMENT FO THE HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE FPS OF RUSSIA
The article presents the empirical study of the state of sports and sports environment of one of the universities of the Federal Penitentiary Service of Russia. Integrative criterion implementing pedagogical potential of this medium in this study is a line created by her conditions and possibilities of sports and sports needs of students and tasks ofphysical education. As a result of a research the areas of work have been determined by development of potential of the sports environment the institute.
Keywords: self-employment physical training of employees of the correctional system; software-oriented approach in the planning of the training process; agility and endurance.
© Варинов В. В., 2016.
Актуальность. Современной парадигмой профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) является не формирование отдельных профессионально-важных качеств и навыков будущего профессионала, а становление его профессиональной физической культуры [6]. Этот вид культуры следует рассматривать как социально и производственно обусловленные способности выполнять свои производственные обязанности и активную деятельность по обеспечению этих способностей средствами физической культуры. В этом определении акцентируется внимание на активной позиции профессионала в отношении формирования собственной физической культуры.
Важным этапом становления профессиональной физической культуры будущего специалиста является его нахождение в физкультурно-спортивной среде образовательного учреждения. От того, насколько благоприятны условия среды и насколько ее возможности соответствуют потребностям обучающихся, во многом будет зависеть уровень сформированности их профессиональной физической культуры.
Типология и диагностика физкультурно-спортивной среды образовательных учреждений широко освещена в трудах И. В. Манжелей [2, 3]. Типологизация образовательных сред позволяет установить причинно-следственные связи между ее свойствами и направленностью личности обучающегося, а диагностика предоставляет возможность ее руководителям объективно оценить процесс управления образовательными ресурсами, позволяет ясно увидеть потенциал ее организационного развития.
В научной и методической литературе работ, посвященных исследованию физкультурно-спортивной среды, — как совокупности условий и возможностей для развития и саморазвития профессиональной физической культуры профессионала, в вузах ФСИН России нами
обнаружено не было. Это определило цель нашего исследования.
Цель исследования — определить педагогический потенциал физкультурно-спортивной среды в вузе ФСИН России.
Организация, задачи и методы исследования.
Чтобы в описании исследования прослеживалась логика, необходимо уточнить его понятийный аппарат.
Под физкультурно-спортивной средой образовательного учреждения (ФССОУ) мы вслед за Ясвиным и Манжелей, понимаем совокупность различных условий и возможностей физического и духовного формирования и саморазвития личности по заданному образцу, содержащихся пространственно-предметном и социальном окружении [2, 3, 7].
Под системой условий ФССОУ понимается совокупность требований к организации ее содержательно-технологического, социально-
коммуникативного и пространственно-предметного компонентов, обеспечивающих решение комплекса оздоровительных, образовательных и воспитательных задач [2, 3, 8].
Система возможностей — это то, что среда предоставляет субъекту, чем его обеспечивает и что ему предлагает, а возможность — это единство свойств среды и активности субъекта. В отличие от условий, принадлежащих только среде, возможность является и фактором среды, и поведенческим фактором субъекта. Лишь в том случае, если возможность среды соответствует потребностям обучающегося, он становится субъектом своего собственного развития, а не объектом влияния среды.
Физкультурно-спортивную среду образовательного учреждения традиционно рассматривают с двух аспектов: структурно-содержательного и структурно-функционального.
Структурно-содержательный аспект ФССОУ составляют ценностно-целевые приоритеты, условия, возможности, критерии реализации. Этот аспект
характеризует образовательную среду с количественной стороны.
Под структурно-функциональным аспектом понимается качественно-содержательная характеристика среды, ее модальность. Это аспект характеризует образовательную среду с качественной стороны.
В зависимости от таких параметров ФССОУ, как ценностно-целевые приоритеты, условия среды, возможности
среды для удовлетворения физкультурно-спортивных потребностей, критерии реализации педагогического потенциала среды, ученые выделяют 4 типа модальности: адаптирующая, формирующая, развивающая, творческая. Краткое описание всех четырех типов модальности описано в работе И. В. Манжелей [2] и представлено в таблице 1.
Таблица 1.
Краткая характеристика модальностей физкультурно-спортивных сред образовательного учреждения
Параметры Модальность
Адаптирующая Формирующая Развивающая Творческая
Ценностно- целевые приоритеты Адаптация (преимущ. биологическая) Социализация Самореализация Инкультурация
К о м п о н е н т ы с р е д ы Пространственно-предметные акцент на сани-тарно- гигиеническое состояние спортивных сооружений акцент на гибкость и управляемость спортивных сооружений акцент на гетерогенность и сложность различных функциональных зон акцент на гетерогенность, сложность, связность и символичность функциональных зон
Содержательно- технологические унифицированное содержание, дифференцированные средства, методы стандартизированное содержание, дифференцированные средства, методы вариативное содержание, дифференцированные средства, методы поливариативное содержание, персонифицирован-ные средства, методы
Социально-коммуникативные социальные контакты узкие, директивные и конструктивные методы пед. руководства социальные контакты, заданные директивные методы пед. руководства социальные контакты широкие, конструктивные методы пед. взаимодействия социальные контакты широкие, гуманные и конструктивные методы пед. взаимодействия
Возможности среды для удовлетворения ф-с потребностей преимущественно витальных и социальных преимущественно витальных и социальных витальных, социальных и духовных всего спектра потребностей
Критерии реализации педагогического потенциала ФССОУ физическое состояние, ЗУНы ЗУНы, физические кондиции мотивация, физ. состояние, Ф-С активность, мотивация, ф-С активность, физ. состояние качества личности
Интегративным критерием реализации педагогического потенциала ФССОУ следует считать соответствие созданных в ней условий и возможностей физкультурно-спортивным потребностям обучающихся и задачам физического воспитания.
Основными задачами учебной дисциплины «Физическая подготовка» в вузах ФСИН России являются:
- формирование специальных знаний, профессиональных умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение задач в процессе оперативно-служебной деятельности;
- всестороннее развитие и совершенствование физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости;
- сохранение и укрепление здоровья курсантов, воспитание у них сознательного отношения к систематическим занятиям физическими упражнениями и спортом, поддержание высокой работоспособности на протяжении всего периода обучения [1].
Опираясь на данные выше определения понятий и цель исследования, были сформулированы следующие задачи:
1. исследовать состояние физкультурно-спортивной среды в Кузбасском институте ФСИН России;
2. оценить, насколько существующая в Кузбасском институте ФСИН России физкультурно-спортивная среда позволяет достигать целей физического воспитания, поставленных для образовательных учреждений подобного типа;
3. разработать рекомендации для развития физкультурно-спортивной среды в Кузбасском институте ФСИН России.
Исследование проводилось на базе ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России в 2016 г.
Для исследования физических качеств использовались контрольные упражнения, представленные в Наставлении по физической подготовке для сотрудников уголовно-исполнительной
системы: челночный бег — 10 отрезков по 10 м, сгибание-разгибание рук в висе на высокой перекладине для мужчин и комплексное силовое упражнение № 1 для женщин, бег на 3 000 м и на 1 000 м для женщин, оценка навыков выполнения боевых приемов борьбы [4].
Для исследования состояния ФССОУ было использовано анкетирование (анкета № 1 и анкета № 2) и методы математической статистики.
Анкета № 1 предназначена для исследования ФССОУ по объективным формальным параметрам. Первый блок этой анкеты направлен на изучение состояния пространственно-предметного компонента (наличие и характеристики спортсооружений, оборудования, инвентаря, символов и др.), второй — на изучение содержания и организации воспитательно-образовательного процесса (программы, технологии, методы), третьей — на оценку особенностей социального компонента (потребности, возможности и характер взаимоотношений субъектов) среды. Эту анкету заполняли пять преподавателей физической подготовки, проходящих службу в ФКОУ ВО Кузбасском институте ФСИН России.
Анкета № 2 предназначена для изучения ФССОУ по субъективным параметрам. В числе этих параметров — широта, интенсивность, степень осозна-ваемости, обобщенность, эмоциональность, доминантность, когерентность, социальная активность, мобильность среды. Эту анкету заполняли пять преподавателей физической подготовки Кузбасского института ФСИН России и тридцать курсантов старших курсов факультета правоохранительной деятельности того же образовательного учреждения.
Результаты опроса по этим анкетам обрабатывались на основе индексной системы оценки с применением метода Руппа [5].
Чтобы оценить, насколько существующая в Кузбасском институте ФСИН России физкультурно-
спортивная среда позволяет сформировать физкультурно-спортивный стиль жизни у ее выпускников, была использована структурированная анкета, разработанная И. В. Манжелей. Анкета включает в себя следующий блоков вопросов: самооценка здоровья и его место в системе жизненных ценностей, отношение курсантов к здоровьеформи-рованию и компетентность в вопросах
здоровьеформирования, физкультурно-оздоровительные потребности и реальная активность курсантов, мотивы посещения академических занятий по физической подготовке, самосохранитель-ное поведение.
Результаты исследования.
Результаты исследования физической подготовленности курсантов 5 курса представлены в таблице 2.
Таблица 2.
Результаты исследования физической подготовленности курсантов 5 курса
Физические качества и двигательные навыки Оценки
«2» «3» «4» «5»
Быстрота 37,38 32,71 26,17 3,74
Сила 23,85 21,10 23,85 31,19
Выносливость 41,8 26,6 14,6 17,00
боевых приемов борьбы 12,12 41,41 33,33 13,13
Общая оценка 20,95 46,67 29,52 2,86
Примечание. Отметка подразделению по физической подготовке слагается из итоговых отметок за индивидуальную физическую подготовленность сотрудников и определяется следующим образом. Отметка «отлично» выставляется в том случае, если у его сотрудников 90 % положительных итоговых отметок, при этом более половины получили отметку «отлично». Отметка подразделению «хорошо» выставляется в том случае, если у его сотрудников 80 % положительных отметок, при этом более половины сотрудников должны получить отметку не ниже «хорошо». Отметка подразделению «удовлетворительно» выставляется в случае, если его сотрудниками получено более 70 % положительных итоговых отметок.
Из данных, представленных в таблице 2, видно, что уровень физической подготовки выпускного курса соответствует отметке «удовлетворительно». Самое большое количество неудовлетворительных отметок курсанты получают за бег на средние дистанции и челночный бег. Следует также отме-
тить, что всего 12,12 % курсантов неудовлетворительно владеют навыками боевых приемов борьбы.
Результаты экспертной оценки ФССОУ по объективным и субъективным параметрам субъектами образовательного процесса представлены в таблице 3.
Таблица 3.
Результаты экспертной оценки модальности ФССОУ_
Группы обследованных По объективным параметрам По субъективным параметрам
Результат Оценка Результат Оценка
Преподаватели 38,75 развивающая 43,75 Формирующая
Курсанты - - 56,83 Развивающая
Примечание. В случае, если общая сумма составляет 15 баллов, то исследуемую среду по объективным параметрам относят к адаптирующей; 16-30 баллов — формирующей; 31-45 баллов — развивающей, 46-60 баллов — творческой. При оценке ФССОУ по субъективным параметрам используют следующую шкалу: 20-30 баллов — тренирующая; 31-50 баллов — формирующая; 51-70 баллов — развивающая, 71-80 баллов — творческая среда образовательного учреждения в контексте здоровьесбережения.
Из данных, представленных в таблице 3, видно, что оценка ФССОУ зависит от того, по каким параметрам и кто ее оценивает. Если ФССОУ оценивать по объективным параметрам, то преподаватели ее относят к развивающей, а если по субъективным — то к формирующей. Курсанты по субъективным параметрам оценивают ФССОУ как развивающую.
Из представленных выше описаний (см. табл. 3) следует, что из формирующей и развивающей сред более благоприятной для целостного развития и саморазвития личности обучающихся является последняя.
Тот факт, что оценка образовательной среды преподавателей по объективным параметрам выше, чем по субъективным, позволяет судить о том, что даже имеющиеся условия и возможности ФССОУ не реализуются в полном объеме.
Различия в субъективной оценке преподавателей и курсантов можно объяснить следующими причинами. Во-первых, преподаватели являются более включенными субъектами ФССОУ, чем курсанты. Они практически ежедневно проводят учебные и тренировочные занятия с курсантами, еженедельно организовывают и проводят спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия. Такая включенность в процесс вызывает у преподавателей эффект пресыщения. Кроме того, имея профессиональное физкультурное образование, насыщенное спортивное прошлое, высокие тренерские амбиции и будучи воспитанным в более либеральной образовательной среде, чем вузы правоохранительных органов, преподавателям физической подготовки заметнее, чем курсантам, несовершенство ФССОУ, в которой они функционируют.
Результаты экспертной оценки модальности ФССОУ (по субъективным параметрам)
Таблица 4.
Группа обследованных Свойства среды
■ чР
Широта, % Интенсивность, % степень осознаваемо сти, % Устойчивость, % Эмоциональность, % Обобщенность, % Доминантность, % Когерентность, % социальная активность, % Мобильность, %
Преподаватели 25,00 65,63 59,38 50 75 28,13 59,38 56,25 62,5 65,63
Курсанты 57,92 64,17 76,25 76,25 77,08 69,17 74,17 67,50 72,08 75,83
Примечание. ШИРОТА отражает количество субъектов, объектов, процессов, явлений, включенных в данную среду; ИНТЕНСИВНОСТЬ показывает степень насыщенности среды условиями, влияниями и возможностями, а также концентри-рованность их проявления; СТЕПЕНЬ ОСОЗНАВАЕМОСТИ отражает показатель
сознательной включенности в среду субъектов образовательного процесса; УСТОЙЧИВОСТЬ отражает стабильность среды во времени и в пространстве; ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ характеризует соотношение в среде эмоционального и рационального компонентов; ОБОБЩЕННОСТЬ отражает степень координации и корпоративности деятельности всех субъектов данного образовательного учреждения, наличие четкой концепции его деятельности; ДОМИНАНТНОСТЬ отражает значимость среды в системе ценностей субъектов образовательного процесса и описывает физкультурную среду по критерию «значимое — незначимое; КОГЕРЕНТНОСТЬ показывает степень согласованности влияния на личность данной локальной среды с влиянием других факторов среды обитания; СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ служит показателем социально-ориентированного созидательного потенциала среды и ее экспансии в среду обитания; МОБИЛЬНОСТЬ служит показателем способности среды к органичным эволюционным изменениям, в контексте взаимоотношений со средой обитания [2].
Из данных, представленных в таблице 4 видно, что выраженность различных свойств среды не одинакова и зависит от того, кто их оценивает. Наименее выраженными свойствами ФСС исследуемого ОУ по субъективным оценкам преподавателей физической подготовки является широта и обобщенность. По этим показателям возможности ФСС используются всего лишь на 25 и 28,13 % соответственно. Такие свойства среды, как степень осо-
знаваемости, устойчивость, доминантность, когерентность, выражены на 50-60%. Наиболее выраженным свойством ФСС исследуемого ОУ по субъективным суждениям преподавателей является эмоциональность.
По мнению курсантов, большинство исследуемых свойств среды выражены на 65-75 %.
Самооценка здоровья и его место в системе жизненных ценностей выпускников представлены в таблицах 5 и 6.
Таблица 5.
Результаты исследования самооценки здоровья у курсантов последнего года обучения
Состояния здоровья Удельный вес курсантов, % от всех обследованных
Отличное 33
Хорошее 44
Удовлетворительное 23
Плохое 0
Очень плохое 0
Из данных, представленных в таб- их оценке — хорошее и отличное состо-лице 5, следует, что у подавляющего яние здоровья. большинства опрошенных курсантов по
Таблица 6.
_Место здоровья в системе жизненных ценностей курсантов_
Жизненные ценности человека Ранг, Хср Место в системе жизненных ценностей
Здоровье 2,19 1
Семейное счастье 3,61 2
Любовь 5,33 3
Физическое совершенство 5,36 4
Материальное благополучие 7,18 5
Интересная работа 7,68 6
Духовное богатство 8,19 7
Высокие достижения (успех) 8,22 8
Интеллектуальное совершенство 8,43 9
Наличие верных надежных друзей 8,54 10
Моральная чистота 9,52 11
Независимость в поступках, суждениях 9,89 12
Общественное признание 10,04 13
Возможность получения удовольствия 10,19 14
Профессиональное мастерство 10,30 15
Высокая общая культура 12,22 16
Обладание властью 12,31 17
Возможность творчества 13,11 18
Данные, представленные в таблице и физическое совершенствование для 6, позволяют судить о том, что здоровье выпускников имеют большое значение.
Таблица 7.
Отношение студентов к здоровьеформированию_
Варианты ответов на вопрос анкеты: «Какие средства укрепления здоровья ВЫ чаще всего используете?» Ранг, Хср Место в системе жизненных ценностей
Занимаюсь спортом 1,82 1
Соблюдаю режим труда и отдыха 4,88 2
Отказываюсь от курения 5,38 3
Применяю лекарственные препараты 6,23 4
Хожу в баню 6,23 5
Отказываюсь от алкоголя 6,30 6
Делаю массаж 6,42 7
Совершаю прогулки на свежем воздухе 7,21 8
Придерживаюсь диеты 7,78 9
Делаю по утрам гимнастику 8,04 10
Хожу в бассейн 8,27 11
Закаливаюсь 8,35 12
Пью минеральную воду в лечебных целях 9,75 13
Применяю терапевтические препараты (травы) 10,17 14
Выполняю дыхательные упражнения 10,48 15
Хожу на физиопроцедуры 11,32 16
При выборе варианта ответа на вопрос «Какие средства укрепления здоровья ВЫ чаще всего используете?» курсанты отвечали, что они занимаются спортом, соблюдают режим труда и от-
дыха, отказываются от курения. Привычки делать утреннюю физическую зарядку и применять закаливание у большинства курсантов не выработано.
Компетентность в вопросах здоровьеформирования
Таблица 8.
Варианты ответов на вопрос «Смогли бы Вы в данный момент самостоятельно и компетентно выполнить следующие задания?» Нет, я не смогу Хотелось бы научиться Да, я смогу
1 Организовать самоконтроль за психофизическим состоянием во время занятий физическими упражнениями 3,45 10,34 86,21
2 Сделать самомассаж или массаж другому 0,00 13,79 86,21
3 Провести учебно-тренировочное занятие 24,14 6,90 68,97
4 Составить комплекс упражнений утренней гигиенической гимнастики 17,24 17,24 65,52
5 Дать рекомендации по восстановлению работоспособности 17,24 31,03 51,72
6 Дать рекомендации по рациональному режиму труда и отдыха 37,93 10,34 51,72
7 Дать рекомендации по коррекции телосложения 31,03 20,69 48,28
8 Провести сеанс саморегуляции психоэмоционального состояния 37,93 31,03 31,03
9 Составить сбалансированную диету 37,93 24,14 34,48
10 Дать рекомендации по коррекции осанки 51,72 6,90 41,38
11 Дать рекомендации по снятию утомления зрительного анализатора 62,07 13,79 24,14
12 Дать рекомендации по закаливанию 58,62 27,59 20,69
При исследовании компетентности в вопросах здоровьеформирования, по субъективному мнению курсантов, большинство из них могут осуществлять самоконтроль за психическим состоянием во время занятий физическими упражнениями, сделать самомассаж или массаж другому человеку, провести учебно-тренировочное занятие, составить комплекс упражнений утренней гигиенической гимнастики, дать реко-
Таблица 9.
Физкультурно-оздоровительные потребности и реальная активность студентов
мендации по восстановлению работоспособности и рациональному режиму труда и отдыха. Почти половина обследуемых курсантов, по их мнению, могут дать рекомендации по коррекции телосложения. Следует также отметить, что большинство курсантов не могут дать рекомендации по закаливанию, по снятию утомления зрительного анализатора, по коррекции осанки.
Вопрос Варианты ответов Доля полученных ответов по каждому варианту
Каковы Ваши затраты времени в неделю на занятия ФКиС дополнительно к академическим занятиям? 0,5-1 час 14,29
2-3 часа 32,14
4-5 часа 17,86
6-7 часа 14,29
8 и более часов 21,43
Из данных, представленных в таб- упражнениями, примерно столько же лице 9, видно, что около 30 % курсантов человек занимаются по 4-6 часов, а есть 2-3 часа в неделю затрачивают на до- и такие, которые уделяют этому по 8 и полнительные занятия физическими более часов.
Таблица 10.
Результаты исследования мотивации курсантов к посещению учебных занятий
по физической подготовке
Что побуждает Вас посещать академические Варианты ответов, % от всех опрошенных
занятия по дисциплине физическая подготовка? о н е ч ка т о т э 5 £ Й Е? н к [2 о о н
2 е я 5 из ^ аж о С н а н ш
л к с сИ о т Э ал е аж н о оП е В Соверш верно
Желание поднять жизненный тонус 6,90 10,34 6,90 34,48 34,48 6,90
Это модно — заниматься ФК 10,34 27,59 13,79 31,03 17,24 0,00
Желание добиться высоких спортивных результатов 6,90 24,14 10,34 21,14 13,79 20,69
Желание укрепить здоровье 6,90 3,45 3,45 20,69 21,72 13,79
Стремление совершенствовать свое телосложение 6,90 3,45 3,45 17,24 41,38 27,59
Общение с товарищами 3,45 20,69 17,24 27,59 20,69 10,34
Необходимость аттестации 13,79 20,69 20,69 3,45 31,03 10,34
Познание нового, неизвестного ранее 6,90 17,24 20,69 27,59 20,69 6,90
Желание самоутвердиться, воспитать характер 3,45 10,34 13,79 34,48 31,03 6,90
Желание снять усталость и повысить работоспособность 3,45 3,45 34,48 20,69 27,59 6,00
Желание получить эмоциональную разрядку 6,90 3,45 17,24 20,69 31,03 20,69
Данные, представленные в таблице 10, свидетельствуют о том, что более 2/3 курсантов посещают учебные занятия по физической подготовке для того, чтобы поднять свой жизненный тонус, самоутвердиться, воспитать характер, получить эмоциональную разрядку. Более чем у половины курсантов мотивом посещения занятий по физической подготовке является желание добиться высоких спортивных результатов, стремление совершенствовать свое телосложение, общение с товарищами, познание нового, снятие усталости и повышение работоспособности, потому что заниматься физической культурой — это модно. Необходимость аттестации является мотивом посещения занятий менее чем для половины (44,8 %) курсантов.
На основании полученных эмпирических данных нами были определены направления работы по развитию потенциала физкультурно-спортивной среды ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России.
Исходя из того, что по каждому из показателей физической подготовленности среди курсантов имеются неуспевающие, то на занятиях необходимо включать блок развития отстающих качеств и использовать индивидуальную форму организации физическими упражнениями. Кроме того, должностные лица, осуществляющие воспитательный процесс с курсантами, в своей работе должны доносить до своих под-
чиненных мысль о том, что здоровье, умения и качества каждого из курсантов являются ценностью и достоянием целого подразделения, а не только их личным делом. Дополнительное внимание следует обратить методическому обеспечению самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Для расширения ФСС в ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России следует активнее привлекать педагогов и курсантов к проведению спортивно-массовых и физкультурно-
оздоровительных мероприятий. Особое внимание следует обратить на расширение перечня соревнований, в которых принимают участие сборные команды института. В настоящий момент в этом отношении малоактивными остаются сборные команды по лыжным гонкам, легкой атлетике, стрельбе из боевого оружия, служебному биатлону, плаванию [5]. Для создания благоприятных условий подготовки сборных команд института к соревнованиям в образовательный процесс необходимо внедрять индивидуальную форму обучения.
Для повышения степени насыщенности среды условиями, влияниями и возможностями, а также концентриро-ванностью их проявления следует ввести элективные курсы по физической подготовке, организовать секционную работу со всеми желающими, а не только с квалифицированными спортсменами, входящими в сборные команды института. Большие нереализованные
возможности для привлечения курсантов к регулярным занятиям физическими упражнениями кроются в физической рекреации. С этой целью необходимо сформировать группы курсантов с общими физкультурно-спортивными интересами и предоставить им условия для занятий. В этих группах следует выявить лидеров и посредством неформального общения доносить до них мысль, что их главной миссией является приобщение молодежи (особенно тех, у кого имеется недостаточная физическая подготовленность) к ценностям здорового образа жизни.
Для повышения степени сознательной включенности в ФССОУ субъектов образовательного процесса и когерентности необходимо стимулировать педагогов, не преподающих физическую подготовку, интересоваться состоянием здоровья курсантов и их спортивными достижениями, подчеркивать значимость физической культуры для целостного развития личности.
Не в полной мере используется такой ресурс, как эмоциональность среды. В общении с курсантами педагогам следует обратить внимание на свой тон. Он должен быть одобрительно-доверительным.
Большие скрытые возможности для развития ФСС Института кроются в развитии обобщенности. Для этого необходимо разработать концепцию здоровьесбережения, на реализацию которой были бы замотивированы все субъекты образовательного процесса. Дополнительные усилия следует приложить к координации работы по вопросам спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы между администрацией, педагогами, медицинской и психологической службами.
Не разработанным остается вопрос с организацией физического воспитания с курсантами, перенесшими те или иные заболевания, и по показаниям врача какое-то время не имеющие возможность заниматься с основной медицинской группой.
Литература
1. Власов А. В. Физическая подготовка как основная составляющая физической культуры сотрудников уголовно-исполнительной системы : учебное пособие / А. В. Власов, Д. Г. Логвинов, Ю. М. Рекша и др. — Рязань: Академия ФСИН России, 2012. — 284 с.
2. Манжелей И. В. Выявление педагогического потенциала физкультурно-спортивной среды образовательного учреждения // Вестник Тюменского государственного университета. — 2011. — № 9.
3. Манжелей И. В. Актуализация педагогического потенциала физкультурно-спортивной среды : дис. ... д-ра пед. наук. — Тюмень, 2005.
4. Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы: приказ Минюста России от 27.08.2012 № 169.
5. Психологические исследования на педагогической практике : методические указания. — Л: ГИФК им. Лесгафта, 1990.
6. Раевский Р. Т. Методология и теория ППФП / Р. Т. Раевский, С. М. Канишевский // Актуальные проблемы профессионально-прикладной физической подготовки. — 2011. — № 2.
7. Силенков В. И. Системный подход в организации физической подготовки курсантов в Кузбасском институте ФСИН России / В. И. Силенков, В. В. Варинов // Вестник Кузбасского института. — 2015. — № 4.
8. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. — М.: Смысл, 2001.
Сведения об авторе
Варинов Владислав Владимирович: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк), начальник кафедры боевой тактико-специальной и физической подготовки, кандидат педагогических наук, доцент. E-mail: [email protected]
Information about the author
Varinov Vladislav Vladimirovich: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk), the chief of department of combat, tactical and special and physical training, candidate of pedagogical sciences, assistant professor. E-mail: [email protected]
УДК 372.881.111.1, 372.881.161.1 О. А. Реймер
ДОСТИЖЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ВУЗАХ ФСИН РОССИИ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ (на примере дисциплины «Русский язык в деловой документации»)
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО реализация компетентностно-го подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных и общекультурных компетенций обучающихся. В статье представлен обобщенный анализ опыта работы по достижению результатов освоения по дисциплине «Русский язык в деловой документации» с использованием активных и интерактивных методов обучения. Исходя из опыта организации учебного процесса специализировнных вузов, рассматривается применение методики работы в парах, малыми группами, «эвристический метод», методика деловой игры. Рассматриваются педагогические технологии, применяемые при изучении основных дидактических единиц по дисциплине в соответствии с освоением ООП и реализацией компетентностного подхода. Приводится анализ основных этапов реализации компетентностного подхода при изучении дисциплины. В рамках практико-ориентированного обучения обосновывается привлечение к участию в учебном процессе действующих сотрудников уголовно-исполнительной системы.
Ключевые слова: компетентность; компетентностный подход; результат обучения; контроль; оценка обучения; эвристический метод; технологии обучения.
O. A. Reymer
ACHIEVING RESULTS IN THE DEVELOPMENT
OF THE DISCIPLINE RUSSIAN LANGUAGE IN BUSINESS DOCUMENTS THROUGH INTERACTIVE TEACHING METHODS
In accordance with the requirements of the Federal State Educational Standards of the Higher Professional Education implementation of competence-based approach involves the widespread use in the educational process of active and interactive forms of em-
© Реймер О. А., 2016.