Научная статья на тему 'Физкультурно-спортивная среда образовательного учреждения'

Физкультурно-спортивная среда образовательного учреждения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3443
371
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ СРЕДА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ / ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / СТРУКТУРА И МОДАЛЬНОСТЬ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ СРЕДЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Манжелей Ирина Владимировна

В статье рассматривается проблема опосредованного формирования физкультурно-спортивных потребностей детей и молодежи и предоставления спектра возможностей для их удовлетворения через построение физкультурно-спортивной среды образовательного учреждения, которая может обладать различной модальностью в зависимости от внутренних и внешних условий протекания воспитательно-образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Физкультурно-спортивная среда образовательного учреждения»

4. Создаются варианты распределения учебной нагрузки.

5. Производится анализ, оценка, оптимизация и корректировка полученного базового варианта с помощью аналитических таблиц по соответствующим учебным показателям с учетом выбранного варианта распределения учебной нагрузки.

6. Аналогичным образом создаются базовые варианты обучения по другим дисциплинам. Для удобства нумерации вариантов можно использовать серийно-порядковую систему кодирования номеров (по одной серии для вариантов одной дисциплины).

7. На основе базовых или других уже существующих вариантов (как отмечалось выше) формируются индивидуальные варианты обучения с соответствующим обеспечением.

8. Из сформированных вариантов обучения составляется учебный план.

Предлагаемая система была разработана и применена при создании

адаптивной методической системы формирования компетентности (АМСФК) специалистов в области разработки компьютерных приложений для специальности «Прикладная информатика (по областям)». Эксплуатация системы показала, что время на формирование и оценку индивидуального варианта обучения и соответствующего обеспечения на основе существующего варианта измеряется минутами вместо нескольких дней при традиционном подходе. Это позволило практически реализовать технологию индивидуально ориентированного обучения и контроля знаний для отдельных студентов.

Литература

1. Долинер Л. И. Структура и основные принципы построения адаптивных методических систем для профессионального образования // Профессиональное образование. Приложение II. 2003 - № 1 (Альманах «Новые педагогические исследования». М.: Академия профессионального образования, 2003). - С. 58-66.

2. Плещев В. В. Методология проектирования информационного обеспечения адаптивной методической системы / / Образование и наука. Известия УрО РАО. - 2004. - № 1 (25). - С. 11-22.

УДК 37.037.1+796.01:316 ББК 74.20

ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ СРЕДА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

И. В. Манжелей

Ключевые слова: физкультурно-спортивная среда образовательного учреждения; физкультурно-спортивные потребности; структура и модальность физкультурно-спортивной среды.

Резюме: В статье рассматривается проблема опосредованного формирования физкультурно-спортивных потребностей детей и молодежи и предоставления спектра возможностей для их удовлетворения через построение физкультурно-спортивной среды образовательного учреждения, которая может обладать различной модальностью в зависимости от внутренних и внешних условий протекания воспитательно-образовательного процесса.

Говоря о качестве современного физического воспитания, мы должны учитывать, что управляющее воздействие непосредственно на ученика (студента, физкультурника) оказывается не всегда продуктивным, а реакцией на довольно распространенные в физкультурно-педагогической деятельности директивные методы формирования физической культуры и управления личностью и группой может быть как ожидаемое «образцовое», так и нежелательное девиантное поведение молодых людей.

В связи с этим ряд исследователей (А. Г. Асмолов, В. М. Дрофа, Н. Б. Крылова, В. В. Рубцов, В. А. Ясвин и др.) ставят вопрос о создании таких условий и возможностей, которые бы способствовали становлению особых качеств в психофизиологической системе человека, позволяющих ему ориентироваться в новых задачах, результативнее решать старые и самообразовываться в течение всей жизни.

В зарубежной дидактике принято понятие «средо-ориентированного подхода» в обучении, позволяющего перенести акцент в деятельности преподавателя с активного педагогического воздействия на личность ученика в область формирования «обучающей среды» как совокупности системных формирующих влияний предметной, социальной, информационной сред, в которых происходит его самообучение и саморазвитие. При такой организации образования включаются механизмы внутренней активности обучаемого в его взаимодействиях со средой [2].

В методологическом плане при рассмотрении данной проблемы представляются чрезвычайно перспективными идеи экологической психологии, а точнее эко-бихевиоральные исследования Р. Баркера и Виллемса, доказавшие существование «поведенческих сеттингов» и привязанных к ним устойчивых паттернов человеческого поведения в зависимости от физического и социального окружения (спортивный зал - тренер, классная комната - педагог, столовая - кассир и др.) [6], а также теория возможностей Дж. Гибсона, в которой подчеркивается активное начало субъекта, осваивающего свою жизненную среду («экологический мир»), где возможность - мостик между субъектом и средой [1].

По мнению сторонников экологической психологии, изменив поведение человека и его индивидуальности, но оставив без изменения среду, которая вызвала проблему, мы добиваемся временных успехов, что не решает проблемы в корне, поэтому при воспитании следует рассматривать взаимодействие человека и окружающей его среды.

Подтверждение тому мы находим у П. Ф. Лесгафта: «Весь облик человека, изменение его наследственных черт, развитие его “индивидуальных и социальных” свойств, развитие физическое, умственное, нравственное, эстетическое... проявляется не наследственностью, а влиянием окружающей среды: условиями жизни, питания, местности, жилища, работы, обычаями, обрядами, привычками, “различиями в звуках языка, на котором мы привыкли передавать все наши мысли и ощущения”, педагогически целенаправленными упражнениями - воспитанием» [3].

Понятие среды тесно связано с проблемами так называемой социальной экологии. По мнению югославского ученого Д. Марковича, социальная экология есть составная часть «экологии человека», изучающей «влияние среды на человека и человека на среду...» [4].

Понятие образовательной среды разрабатывается на протяжении последних десятилетий рядом ученых как в нашей стране, так и за рубежом. Коллективом педагогов и психологов-практиков института педагогических инноваций РАО (В. И. Слободчиков, В. А. Петровский, Н. Б. Крылова, М. М. Князева и др.) рассматривались философские аспекты понятия «образовательная среда», приемы и технологии ее проектирования. В применении к практике обучения и воспитания вопросы конструирования образовательной среды отражены в работах О. С. Газмана, В. М. Дрофы, М. В. Кларина, И. Д. Фрумина, В. А. Ясвина и др.

Согласно Н. Б. Крыловой, под «образовательной средой» следует понимать «часть социокультурного пространства, зону взаимодействия образовательных систем, их элементов, образовательного материала и субъектов образовательных процессов» [1]. Образовательная среда обладает большой мерой сложности, поскольку имеет несколько уровней: от федерального и регионального до основного своего первоэлемента - образовательной среды конкретного учебного заведения и класса.

В. А. Ясвин определяет образовательную среду как систему влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении [5].

Под физкультурно- спортивной средой образовательного учреждения мы понимаем совокупность различных условий и возможностей физического и духовного формирования и саморазвития личности, содержащихся в пространственно-предметном и социальном окружении.

Характер влияния физкультурно-спортивной среды образовательного учреждения на личность зависит от активности субъекта и богатства физкультурно-спортивного пространства мирового человеческого сообщества, государства, региона, округа, города и т. д., от той конкретной атмосферы, которая способствует развитию локальных физкультурно-спортивных сред (государственная политика в сфере образования и физической культуры и спорта, социальный заказ и др.) или сдерживает их. Поскольку в каждом регионе склады-

ваются определенные условия жизни сообщества, формируется его отношение к потребностям сферы физической культуры и спорта и сами физкультурноспортивные потребности населения, это сказывается на деятельности учреждений основного и дополнительного образования, культуры и искусства, работающих с детьми и молодежью.

В то же время управляющее воздействие на основные параметры физкультурно-спортивной среды образовательного учреждения позволит опосредованно формировать (через включение в поведенческие сеттинги) и удовлетворять (через предоставление возможностей) физкультурно-спортивные потребности обучающихся, совмещая их с требованиями государственного образовательного стандарта.

Определение основных параметров физкультурно-спортивной среды требует рассмотрения ее структуры, которая, судя по всему, имеет много общего с образовательной и социокультурной средами.

В настоящее время многими отечественными психологами подчеркивается перспективность эко-психологического подхода к исследованию образовательной среды (А. А. Бодалев, С. Д. Дерябо, В. И. Панов, И. В. Равич-Щербо, В. В. Рубцов, В. А. Ясвин и др.).

Наш дальнейший анализ взаимодействия личности и физкультурноспортивной среды образовательного учреждения будет проводиться с позиций эко-психологического подхода [5], на основе четырехкомпонентной модели:

1) субъекты образовательного процесса;

2) социальный компонент физкультурно-спортивной среды;

3) пространственно-предметный компонент физкультурно-спортивной среды;

4) технологический компонент физкультурно-спортивной среды.

Поскольку физкультурно-спортивная среда образовательного учреждения создается субъектами физического воспитания и составляет диалектическое единство своих взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов, где каждый субъект осуществляет свою деятельность, используя пространственно-предметные элементы в контексте сложившихся социальных отношений, то качество локальной физкультурно-спортивной среды образовательного учреждения определяется качеством пространственно-предметного содержания данной среды (архитектура и дизайн спортивных залов, столовой, здравпункта; наличие душевых, рекреаций и спортсооружений, оснащенность спортинвентарем и техническими средствами обучения; санитарно-гигиенические условия образовательного учреждения и др.); качеством социальных отношений в ней (взаимоотношения между педагогами и учащимися; внутригрупповые отношения в педагогическом и ученическом коллективах и др.) и, что особенно важно, качеством связей между пространственно-предметными и социальными компонентами этой среды, обеспечивающих тот или иной результат воспитательно-образовательного процесса как ее технологического

компонента (уровень методического обеспечения; эффективность использования образовательных ресурсов; ее направленность на раскрытие личностного потенциала каждого учащегося; способность среды удовлетворить весь комплекс физкультурно-спортивных потребностей обучающегося и сформировать у него систему физкультурных ценностей, обеспечивающих ему успешную адаптацию, социализацию, индивидуализацию и инкультурацию).

Следовательно, интегративным критерием качества физкультурноспортивной среды образовательного учреждения будет соответствие созданных в ней педагогами условий и возможностей потребностям личностного саморазвития учащихся и требованиям государственного образовательного стандарта.

Согласно Дж. Гибсону, система возможностей физкультурно-спортивной среды состоит из ответов на вопросы: что эта среда предоставляет субъекту, чем его обеспечивает и что ему предлагает [1]. При этом принципиально важно, что, в отличие от «условий», «влияний» и «факторов», принадлежащих самой среде, но не субъекту, который в ней находится, и односторонне воздействующих на этого субъекта, возможность, по Гибсону, представляет особое единство свойств среды и самого субъекта, является в равной мере как фактором физкультурно-спортивной среды, так и поведенческим фактором субъекта. Предоставление средой той или иной возможности, соответствующей потребностям, «провоцирует» субъекта проявить ответную активность, присоединить к факту наличия этой возможности в среде факт своего поведения.

Однако если естественная потребность в движении и иные физкультурноспортивные потребности в силу определенных причин (образа жизни семьи, болезни ребенка, условий школы и др.) не развиты, то сформировать позитивную мотивацию занятий физической культурой и спортом (или установку) можно двумя известными в психологии способами: «сверху» и «снизу» (А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов, Д. Н. Узнадзе и др.).

Способ, обозначенный как «сверху», предполагает когнитивные стратегии через разъяснение и убеждение, что довольно эффективно в процессе обмена смыслами или их перестройки (по А. Д. Леонтьеву). Способ «снизу» связан с изменением мотивации или установки на основе изменения поведения человека через включение его в специально организованную двигательную деятельность. Обе стратегии целесообразно использовать одновременно, учитывая возрастные и личностные особенности занимающихся, для чего необходимо создать систему условий.

Под системой условий физкультурно-спортивной среды мы понимаем ряд обстоятельств, от которых зависит функционирование поведенческих сет-тингов, способствующих опосредованному формированию физкультурно-спортивных потребностей и регламентирующих поведение физическим окружением (спортзал и т. д.), правилами, этикой взаимоотношений.

Поведенческий сеттинг включает следующие характеристики: а) содержит устойчивые паттерны поведения, имеющие иерархию позиций и ролей (например, «сверху», «снизу», «рядом», «вместе» и тренер, судья, игрок, игрок-соратник, игрок-противник); б) позволяет замену одного участника другим; в) имеет место в специфической зоне и задан в определенном средовом контексте; г) состоит из поведения и среды, находящихся в синоморфных (тождественных) отношениях; д) имеет схемы управления, обеспечивающие достижение цели функционирования сеттинга [6].

В психологии существуют различные подходы к типологии потребностей. Однако в целостной системе традиционно выделяется четыре взаимосвязанных класса потребностей: органические, или витальные (потребности в движении, здоровье, работоспособности, безопасности, в повышении уровня физических кондиций и др.); материальные (потребности в вознаграждении за спортивные достижения; улучшении условий занятий, быта и др.); социальные (потребность в общении, в причастности к группе, в признании, в эмоциональной поддержке, в рациональном использовании свободного времени и др.) и духовные (потребность в познании мира физической культуры и себя, в творческом самосозидании и самосовершенствовании, потребность в развитии воли и нравственных качеств, эстетические потребности, связанные с восхищением телом и пластикой и др.).

Именно физкультурно-спортивная среда образовательного учреждения через создание в ней условий и предоставление спектра возможностей будет способствовать актуализации разнообразных физкультурно-спортивных потребностей учащихся, поскольку в силу объективных причин в рамках одной дисциплины «физическая культура» сделать это весьма трудно и практически невозможно.

Кроме того, именно среда, создаваемая педагогами, может и должна обеспечивать «органичный процесс онтогенетической трансформации первичных потребностей человека в социогенные потребности - жизненные ценности, которые начинают играть в его развитии все большую роль в качестве источников мотивации» [6].

Физкультурно-спортивная среда конкретного образовательного учреждения представляет собой локальную среду как совокупность материальных факторов воспитательно-образовательного процесса и межличностных отношений, которые устанавливаются субъектами образования в процессе своего взаимодействия.

Люди организуют физкультурно-спортивную среду, оказывают на нее постоянное воздействие в процессе функционирования, но и среда в целом и отдельными своими элементами влияет на каждого субъекта физического воспитания. Следовательно, при описании среды ключевым понятием будет модальность, отражающая характер ее воздействия на человека.

Модальность физкультурно-спортивной среды - качественно-содержательная характеристика, характеризующая ее с типологической точки зрения,

представлена нами с помощью методики векторного моделирования, где в качестве критериальных показателей рассматриваются соотношение естественно-природных и социокультурных компонентов в физкультурно-спортивной среде и наличие или отсутствие в той или иной среде условий и возможностей для развития активности (свобода), пассивности (принуждение) учащегося.

Активность

Модальность физкультурно-спортивной среды образовательного учреждения

Таким образом, физкультурно-спортивная среда образовательного учреждения по своей модальности может быть отнесена к одному из четырех типов (или уровней развития): тренирующая, формирующая, развивающая, творческая.

В «тренирующей» физкультурно-спортивной среде создаются условия для повышения адаптационных возможностей организма учащихся и развития их физических кондиций в процессе обучения и воспитания в стенах конкретного образовательного учреждения. Причем основной акцент в ней делается на формальное соответствие санитарно-гигиенических условий функционирования образовательного учреждения нормативным требованиям, соблюдение режима труда и отдыха и физическую подготовку учащихся через управляющие директивные воздействия администрации образовательного учреждения и учителей (субъектная активность учащихся в ней невелика).

В «тренирующей» среде используют преимущественно тренирующие эффекты через биологическую адаптацию к параметрам среды и формирование паттернов адекватного поведения в стандартных условиях поведенческого сет-тинга после многоразового повторения однородных форм деятельности.

В «формирующей» среде создаются условия для формирования у обучающихся физкультурных знаний, здоровьесберегающих, жизненно важных, спортивных и профессионально-прикладных двигательных умений и навыков и соответствующих нормативным требованиям физических кондиций. Данная среда способствует в основном формированию мотивационного (мотив «дол-

женствования») и операционального компонента физкультурно-спортивной деятельности через организованную систему управляющих директивных педагогических воздействий в процессе урочной и внеурочной спортивно-массовой работы, которая построена в соответствии с положениями и инструкциями органов управления образованием.

«Формирующая» среда ориентирована на получение обучающего эффекта в форме широких, не привязанных к конкретным видам профессиональной деятельности устойчивых адаптивных изменений в двигательной сфере обучаемого (например, формирование двигательных и координационных способностей, скоростно-силовых качеств, гибкости, выносливости и т. п.) и паттернов социально значимого поведения. Данная среда предполагает включение обучаемого в мир задач, элем.енты которого присущи в той и или иной степени многим близким по содержанию профессиональным средам, иногда с акцентом на их конкретное профессиональное содержание.

Главная проблема формирующей среды связана с невысокой субъектной активностью обучающихся, которая обеспечивается включением в поведенческий сеттинг и стимулируется педагогом через систему поощрений и наказаний.

В «развивающей» физкультурно-спортивной среде предоставляется комплекс возможностей для целостного физкультурного развития и саморазвития личности, что проявляется как в плане удовлетворения и развития субъектом своих физкультурно-спортивных потребностей (от витального до духовного компонента), так и в плане усвоения личностью социальных ценностей физической культуры и спорта и частичной трансформации их во внутренние ценности.

Педагогическая организация развивающей среды характеризуется оптимальной системой связей между всеми элементами образовательной среды, постоянным обогащением и рациональным использованием образовательных ресурсов, конструктивностью педагогического взаимодействия и творческой активностью учащихся. В данной среде эффективно используются обучающие и воспитывающие возможности урочной и внеурочной физкультурно-спортивной работы, широк спектр дополнительных физкультурно-образовательных услуг (секции, кружки и др.) и физкультурно-спортивных связей с другими образовательными учреждениями (соревнования по видам спорта, Дни здоровья, турслеты и др.).

Развивающая среда ориентирована на получение обучающего и воспитывающего эффекта в форме субъектной физкультурно-спортивной активности и готовности учащегося (мотивационной, операциональной, рефлексивной) к физкультурному самосовершенствованию. Данная среда предполагают предоставление обучаемому альтернативных возможностей самоопределения в мире задач, элементы которого присущи в той и или иной степени многим социокультурным средам.

Главные проблемы развивающих сред связаны с поддержанием осознанной, значимой и действенной мотивации занятий физической культурой,

что в условиях директивного педагогического взаимодействия в тренирующей и формирующей средах осуществляется за счет мотивации «долженствования» через организованную систему поощрений и наказаний за результат.

В «творческой» физкультурно-спортивной среде предоставляется спектр разнообразных возможностей для физкультурно-спортивного самосовершенствования личности, что проявляется в удовлетворении комплекса физкультурно-спортивных потребностей обучающихся через интеграцию содержания и форм аудиторных и внеаудиторных (клубных, студийных, секционных и др.) занятий физической культурой.

Педагогическая организация творческой среды характеризуется системностью связей между ее элементами, обогащением среды за счет ресурсов дополнительного образования, конструктивностью педагогического взаимодействия и личностно значимой активностью учащихся, поддерживающейся на основе спортивно-игровой деятельности, создания спортивно-регламентированных отношений между обучаемыми и ответной реакцией среды на их активность.

Кроме того, творческая физкультурно-спортивная среда образовательного учреждения - это тип среды, максимально приближенный по содержанию, методам и формам организации к добровольным занятиям физической культурой (вне образовательного учреждения), что позволяет осуществлять подготовку постепенного перехода процесса обязательного физического воспитания в добровольный процесс физкультурного самообразования, самосовершенствования в течение последующей жизни.

Данная среда обладает очень высоким мотивирующим, хотя и сложным влиянием, поскольку позволяет длительное время поддерживать интерес и сохранять активность обучаемого на основе игровой деятельности за счет взаимодействия и взаимопроникновения внешней (обучающая среда) и внутренней (организм) по отношению к субъекту сред (чувство легкости и свободы, мышечной радости и т. д. в комплексе с чувством азарта, наслаждения от преодоления себя, борьбы, победы, гордости за команду и др.).

Творческая среда ориентирована на получение обучающего, воспитывающего и восстанавливающего эффекта в форме устойчивой потребности в физкультурно-спортивной деятельности и физкультурном самосовершенствовании. Данная среда предполагает предоставление обучаемому возможностей самоопределения в мире задач, элементы которого присущи социокультурным средам.

Основные проблемы при создании подобной среды связаны с трудоемкостью ее конструирования, недостаточностью ресурсного обеспечения и неразработанностью нормативно-правовой базы для осуществления интеграции основного и дополнительного образования.

Однако идеальная физкультурно-спортивная среда образовательного учреждения, в силу довольно широкого диапазона индивидуальных различий учащихся и многообразия воспитательно-образовательных задач, должна быть

интегративно-динамической, т. е. сложной, многоуровневой средой, меняющей свои свойства и модальность в процессе обучения и воспитания в соответствии с логикой, присущей развитию среды и активности субъектов.

По акценту на естественно-природные и социокультурные составляющие и способу организации взаимодействия (активность - пассивность) в обучающей ситуации в интегративно-динамической среде в разной мере присутствуют тренирующие, формирующие, развивающие и творческие микросреды.

В контексте вышеизложенных положений интегративно-динамическая физкультурно-спортивная среда образовательного учреждения понимается нами как такая среда, которая способна обеспечить комплекс условий и возможностей для саморазвития всех субъектов образовательного процесса, исходя из их индивидуальных особенностей и требований государственного образовательного стандарта.

Основными при построении интегративно-динамической физкультурной среды образовательного учреждения являются следующие принципы:

• открытости и когерентности физкультурно-спортивной среды по отношению к потребностям субъектов воспитательно-образовательного процесса, требованиям госстандарта, а также к иным физкультурно-спортивным и социокультурным средам города, региона, страны и т. д.;

• прогностичности и опережающего развития физкультурно-спортивной среды в актуальной воспитательно-образовательной и социокультурной ситуации;

• комплексности и гетерогенности физкультурно-спортивной среды, обеспечивающей субъектам воспитательно-образовательного процесса разнообразные условия и возможности для развития в зависимости от их индивидуальных потребностей и способностей;

• взаимообогащения пространственно-предметного, социального и технологического компонентов и микросред физкультурно-спортивной среды.

Анализ деятельности 32 образовательных учреждений Тюменской области показал, что в системе общего среднего образования преобладают формирующие (58%) и тренирующие (21%) по модальности локальные физкультурноспортивные среды; в системе среднего и высшего профессионального образования - формирующие (38%), развивающие (24%) и творческие (24%) физкультурно-спортивные среды; в системе дополнительного образования - творческие (35%), развивающие (27%) и тренирующие (27%).

В то же время физкультурно-спортивная среда образовательного учреждения в соответствии с закономерностям биосоциокультурного развития человека на этапе первоначального вхождения ребенка в мир физической культуры должна быть по ведущей модальности тренирующей, а по сопутствующей -формирующей; на этапе средней школы - формирующей и развивающей; на этапе старшей школы и в системе профессионального образования - развивающей и творческой.

Однако в зависимости от концепции функционирования образовательного учреждения его физкультурно-спортивная среда может быть и на первом

этапе (начальная школа) по ведущей модальности - развивающей, а по сопутствующей - тренирующей, главное, чтобы модальность физкультурно-спортивной среды соответствовала общей логике обучения и воспитания в конкретном образовательном учреждении, не противоречила закономерностям биосоцио-культурного развития человека и предоставляла новые возможности для его индивидуального развития.

Кроме того, и это особенно важно, согласно теории индивидуальных различий человека (Б. М. Теплов), учитывая довольно широкие диапазоны нормы в развитии детей и гетерохронность детского развития, идеальная физкультурно-спортивная среда образовательного учреждения на каждом этапе обучения и воспитания должна быть интегративно-динамической и состоять из множества микросред различной модальности (тренирующей, формирующей, развивающей, творческой), чтобы предвосхищать «зону ближайшего развития» учащегося.

Построение интегративно-динамической физкультурной среды осуществлено нами в Тюменском государственном колледже связи информатики и управления - ТГКСИУ.

Структура интегративно-динамической физкультурно-спортивной

среды ТГКСИУ

Группы студентов Курсы / иерархический порядок микросред

1 курс 2 курс 3 курс 4 курс

Продвинутая ТР-ФР-РЗ-ТВ ФР-РЗ-ТВ РЗ-ТВ ТВ

Базовая ТР-ФР-РЗ ФР-РЗ-ТР-ТВ РЗ-ТВ-ФР ТВ-РЗ-ФР

Коррекционная ТР-ФР ФР-ТР-РЗ ФР-РЗ-ТР-ТВ РЗ-ТВ-ФР-ТР

Примечание. ТР - тренирующая; ФР - формирующая; РЗ - развивающая и ТВ -творческая микросреды.

Как видно из таблицы, логика преемственности ведущей и сопутствующей модальности в интегративно-динамической физкультурно-спортивной среде, построенной педагогами ТГКСИУ, следующая: первый курс - тренирующая и формирующая микросреды, второй - формирующая и развивающая, третий - развивающая и творческая, четвертый - творческая.

В тренирующей микросреде педагогами создавались условия для решения следующих задач: обеспечение оптимального двигательного режима, повышение адаптационных возможностей организма, развитие физических кондиций студентов, выполнение студентами репродуктивных, воспроизводящих самостоятельных работ по образцу (укрепление здоровья, кондиционная тренировка).

Условия формирующей микросреды способствовали решению задач, связанных с освоением студентами базовых физкультурных знаний и методи-ко-практических умений, развитием общих кондиционных и двигательных способностей, выполнением реконструктивно-вариативных самостоятельных

работ (формирование оздоровительных методико-практических и жизненно важных двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, освоение техники видов спорта, участие в соревнованиях и конкурсах).

В развивающей микросреде студентам предоставлялись возможности для освоения вариативных физкультурных знаний и методико-практических умений, развития специальных кондиционных и двигательных способностей, выполнения частично поисковых или эвристически самостоятельных работ (разработка индивидуальных программ (проектов) оздоровления, коррекции телосложения, развития двигательных способностей, участие в соревнованиях и конкурсах).

В творческой микросреде студентам предоставлялись возможности для самостоятельного выбора содержания, средств и форм физического воспитания (элективные курсы, группы по видам спорта, участие в соревнованиях), выполнения проектных исследовательских работ по собственной инициативе.

Все это позволило реально повысить эффективность физического воспитания в плане добровольной физкультурно-спортивной активности, улучшения соматического здоровья и оптимизации психофизического состояния студентов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, сегодня наиболее эффективным путем повышения качества физического воспитания является опосредованное формирование физической культуры и физкультурно-спортивного стиля жизни подрастающего поколения через построение и постоянное обогащение физкультурно-спортивной среды образовательного учреждения, обеспечивающей всем его субъектам условия и возможности для эффективного физкультурно-спортивного самосовершенствования.

При построении физкультурно-спортивной среды образовательного учреждения необходимо учитывать, что в различных по модальности средах (тренирующей, формирующей и др.) в той или иной мере присутствуют элементы иных модальностей при определяющем значении ведущей, что расширяет диапазон ее воспитательно-образовательных возможностей.

Развитие физкультурно-спортивной среды образовательного учреждения осуществляется, во-первых, в соответствии с логикой преобразования среды жизнедеятельности человека (от природной к социокультурной и от взаимодействия отдельных компонентов среды к взаимодействию всех компонентов); во-вторых, в соответствии с логикой развития потребностно-мотивационной сферы человека (от витальных к духовным физкультурно-спортивным потребностям); в-третьих, в соответствии с развитием активности обучающегося, инициируемой сначала извне (управление - пассивность), затем изнутри (самоуправление - активность).

Разработка вариативной педагогической системы физического воспитания на основе конструирования воспитательно-образовательного процесса и физкультурно-спортивной среды образовательного учреждения может быть

представлена как система сменяющих друг друга локальных сред разных ступеней, выполняющих функции адаптации (начальная школа: ведущая модальность среды - тренирующая), социализации (средняя школа: ведущая модальность среды - формирующая), индивидуализации (старшая школа: ведущая модальность среды - развивающая) и инкультурации (профессиональная школа: ведущая модальность среды - творческая) с учетом возможностей их взаимодействия и взаимопроникновения.

Литература

1. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. - М., 1988.- С. 23-89.

2. Крылова Н. Б. Новые ценности образования: Тезаурус для учителей и школьных психологов. - М., 1995. - Вып.1. - С. 91-95.

3. Лесгафт П. Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста. Ч. 1 / П. Ф. Лесгафт. Собр. пед. соч. - М., 1951. - Т. 1.

4. Маркович Д. Ж. Социальная экология. - М., 1991. - 176 с.

5. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М., 2001. - 365 с.

6. Barker, Roger G. Stream of individual behavior. In Habitats, Environments, and Human Behavior: Studies in Ecological Psychology and Eco-Behavioral Science from the Midwest Psychological Field Station, 1947-1972, Roger C. Barker and Associates. San Francisco: Jossey - Bass. P. 34-48.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.