Научная статья на тему 'Воспитывающая физкультурно-спортивная среда'

Воспитывающая физкультурно-спортивная среда Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
426
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТЫВАЮЩАЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ СРЕДА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / МОДАЛЬНОСТЬ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ СРЕДЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Патрикеев Георгий Вячеславович, Дуркин Петр Калистратович

В статье с теоретических позиций рассматривается структура и содержание, а также педагогический потенциал физкультурно-спортивной среды в деле воспитания активно-положительного отношения к здоровому стилю жизни у старшеклассников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educative Sports Environment

The article presents a theoretical study of the structure and content as well as pedagogic potential of sports environment in the process of forming positive attitude of senior pupils towards healthy lifestyle.

Текст научной работы на тему «Воспитывающая физкультурно-спортивная среда»

УДК 371.311.5

пАтРикЕЕв Георгий вячеславович, старший преподаватель кафедры теоретических основ физической культуры Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 6 научных публикаций

ДуРкин петр калистратович, доктор пе-дагогических наук, профессор кафедры физической культуры Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 150 научных публикаций, в т. ч. 4 учебных пособий

воспитывающая физкультурно-спортивная среда

В статье с теоретических позиций рассматривается структура и содержание, а также педагогический потенциал физкультурно-спортивной среды в деле воспитания активно-положительного отношения к здоровому стилю жизни у старшеклассников.

ключевые слова: воспитывающая физкультурно-спортивная среда, педагогический потенциал, модальность физкультурно-спортивной среды.

Воспитание активно-положительного отношения к здоровому стилю жизни у старшеклассников не может быть успешным без создания воспитывающей физкультурно-спортивной среды.

Интерес к педагогическому потенциалу среды появился на рубеже Х1Х-ХХ веков в связи с проблемами воспитательного пространства, которое рассматривалось через культурную среду, генерирующую образ жизни, ориентированный на развитие личности (А. Буземан,

A. Вольф, С.Т Шацкий).

Сегодня проблемы образовательной среды за рубежом разрабатываются в трудах Р Баркера, Е. Виллемса, Дж. Гибсона, О. Дункана, Л. Шно-ре; в России им посвящены работы О.С. Газмана, М.В. Кларина, Н.Б. Крыловой, Ю.С. Мануйлова,

B.А. Петровского, В.И. Слободчикова, И.Д. Фру-мина, В.А. Ясвина и др.

© Патрикеев Г.В., Дуркин П.К., 2012

Под физкультурно-спортивной средой образовательного учреждения (ФССОУ) мы понимаем совокупность различных условий и возможностей физического и духовного формирования и саморазвития личности, содержащихся в пространственно-предметном и социальном окружении.

В структуре физкультурно-спортивной среды, согласно эко-психологическому подходу1, мы выделяем субъектов (педагогов, учащихся и др.) и следующие компоненты: пространственно-предметный (физическое окружение), социально-коммуникативный (ценностные ориентации и социальные взаимодействия) и содержательно-технологический (программы, технологии, методики).

На основе известных работ2 можно сказать, что педагогический потенциал физкультурноспортивной среды - это интегральное понятие,

определяющееся физкультурно-спортивными ценностями и комплексом наличных в данной среде условий и возможностей для целостного развития и саморазвития личности.

С позиции встроенности и взаимопроникновения Дж. Гибсона3 характер влияния локальной физкультурно-спортивной среды на личность зависит от богатства физкультурно-спортивной среды мирового человеческого сообщества, государства, региона, а также от субъективной активности личности по освоению и преумножению ее ценностей. В то же время управляющее воздействие на основные компоненты физкультурно-спортивной среды позволит опосредованно развивать физкультурно-спортивные потребности детей и молодежи, вовлекать их в значимую физкультурно-спортивную деятельность, что, в свою очередь, будет способствовать их целостному физическому и духовному становлению, в т. ч. воспитанию активно-положительного отношения к здоровому стилю жизни.

В связи с этим, во-первых, следует обратить особое внимание на постулаты эко-би-хевиоральных идей Р Баркера и Е. Виллемса: окружающая среда является не пассивной, а активной; формы поведения в совокупности с неодушевленными предметами и внешними условиями образуют организованные и самопод-держивающиеся паттерны, которые изменяются с изменением внешних условий. Под системой условий физкультурно-спортивной среды мы, согласно взглядам И.В. Манжелей4, понимаем совокупность требований к организации ее содержательно-технологического, социально-коммуникативного и пространственно-предметного компонентов, обеспечивающих эффективное решение комплекса оздоровительных, образовательных, развивающих и воспитательных задач.

Во-вторых, согласно теории возможностей Дж. Гибсона под системой возможностей среды следует понимать то, что эта среда предоставляет субъекту, чем его обеспечивает и что ему предлагает. При этом принципиально важно, что возможность представляет собой особое единство свойств среды и активности субъекта, являясь в равной мере как фактором среды,

так и поведенческим фактором субъекта. В этом случае возможности среды, соответствующие потребностям обучающихся, мотивируют активность и ставят его в позицию субъекта своего собственного развития, а не объекта влияния среды5.

В-третьих, взаимодействуя со средой, субъект не только ее осваивает, функционирует как носитель и выразитель ее ценностей, но и участвует в ее формировании, будучи активным ядром этой среды, причем в процессе созидательной деятельности преобразуется его самость.

ФССОУ создается субъектами физического воспитания и составляет диалектическое единство взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов, где каждый субъект осуществляет свою деятельность, используя программы и технологии, пространственно-предметные элементы в контексте превалирующих в среде ценностей и сложившихся социальных отношений.

В ходе исследований выявлено, что педагогический потенциал физкультурно-спортивной среды в зависимости от направленности на реализацию биосоциальных и социокультурных задач и степени активности субъектов может иметь различную модальность.

В русле идей В.А. Ясвина7 модальность ФССОУ как ее качественно-содержательная характеристика рассматривается с помощью методики векторного моделирования через соотношение в среде естественно-природных и социокультурных факторов, в разной мере способствующих проявлению активности личности (см. рисунок).

В адаптирующей ФССОУ создаются благоприятные условия для повышения адаптационных возможностей организма обучающихся и развития их физических кондиций. В ней используют преимущественно тренирующие эффекты через биологическую адаптацию воспитанников к параметрам среды и формированию паттернов адекватного поведения в стандартных условиях поведенческого сеттинга после многоразового повторения однородных форм деятельности. Субъективная активность занимающихся проявляется в основном как

Модальность физкультурно-спортивной среды

реакция тренирующего характера, связанная с временным и недостаточно устойчивым био-педагогическим эффектом.

В формирующей среде создаются благоприятные условия для освоения обучающимися физкультурных знаний, двигательных умений и навыков и развития физических кондиций, соответствующих нормативным требованиям учебных программ. Данная среда способствует в основном воспитанию мотивов долженствования и операциональных компонентов физкультурноспортивной деятельности в процессе учебной и внеурочной спортивно-массовой работы. Субъективная активность обучающихся обеспечивается (стимулируется) педагогом через систему поощрений и наказаний, а также включением учащихся в поведенческий сеттинг.

В развивающей ФССОУ создаются благоприятные условия и предоставляются возможности для целостного физкультурно-спортивного саморазвития личности. Педагогическая организация развивающей среды характеризу-

ется оптимальной системой связей между всеми ее компонентами, постоянным обогащением и рациональным использованием образовательных ресурсов, конструктивностью педагогического взаимодействия и творческой активности учащихся. В данной среде эффективно используются возможности урочной и внеурочной физкультурно-спортивной работы. Развивающая среда ориентирована на получение эффекта в форме субъективной физкультурно-спортивной активности и готовности учащегося к физкультурно-спортивному самосовершенствованию. Данная среда предполагает предоставление обучаемому альтернативных возможностей сомоопределения в мире задач, элементы которых присущи многим социокультурным средам. Главные проблемы развивающих сред связаны с поддержанием мотивации занятий физической культурой и спортом.

В творческой ФССОУ создаются благоприятные условия и предоставляется спектр разнообразных возможностей для физкультурно-

спортивного саморазвития и самовыражения личности. Педагогическая организация творческой среды характеризуется системностью связей между ее компонентами, обогащением среды ресурсами дополнительного образования, конструктивностью педагогического взаимодействия и личностно значимой активностью обучающихся, поддерживающейся на основе спортивно-игровой деятельности и регламентированных правилами отношений между субъектами (чувство мышечной радости в сочетании с азартом, наслаждением от преодоления себя, победы, гордости за команду и др.). Творческая среда предоставляет обучаемому возможность самоопределения в различных социокультурных средах. Основные проблемы при создании подобной среды связаны с трудностями ее конструирования и недостаточностью ресурсного обеспечения.

Очевидно, что наибольшим педагогическим потенциалом для воспитания активно-положительного отношения к здоровому стилю жизни у старшеклассников обладают развивающая и творческая среда. Следует отметить, что главным критерием реализации педагогического потенциала локальной физкультурноспортивной среды образовательного учреждения является соответствие созданных в ней условий и возможностей спектру развитых физкультурно-спортивных потребностей обучающихся и эффективному решению оздоровительных, образовательных, развивающих и воспитательных задач. Эффективность реализации ресурсов ФССОУ зависит, во-первых, от того, кто, с какой целью и как их использует, т. е. от направленности ее субъектов и содержания воспитательно-образовательного процесса; во-вторых, определяется в конечном итоге позитивной динамикой свойств и качеств личности обучающихся.

Исследованиями выявлено, что в силу довольно широкого диапазона индивидуальных различий обучающихся и многообразия воспитательно-образовательных задач наибольшим педагогическим потенциалом обладает открытая, когерентная, сложная, гетерогенная,

гибкая интегративно-динамичная ФССОУ, состоящая из множества микросред разной модальности (дисциплины «физическая культура», элективных курсов, спортивных секций, и клубов, декад здоровья и спортивно-массовых мероприятий). Для успешного воспитания активно-положительного отношения к здоровому стилю жизни у старшеклассников большое значение имеют воспитательно-образовательные мероприятия (лекции, беседы) с валеологической направленностью, с позициями жизнеобеспечения, сохранения здоровья, материнства. Такая же работа должна проводиться с родителями старшеклассников, в т. ч. отдельно с папами и мамами. Должна вестись активная пропаганда рационального питания, отказа от курения, употребления алкоголя, наркотиков. Для этого должны привлекаться высококвалифицированные специалисты.

Такое множество микросред разной модальности способствуют решению сложных специфических задач в контексте целостного развития личности, в т. ч. воспитания активноположительного отношения к здоровому стилю жизни и выполнения функции «зон ближайшего развития» для каждого субъекта учебно-воспитательного процесса, исходя из его потребностей и особенностей.

Обогащение ФССОУ осуществляется в соответствии, во-первых, с логикой среды жизнедеятельности человека (от природной к социокультурной) и взаимодействия отдельных компонентов среды; во-вторых, с логикой развития потребностно-мотивационной сферы человека (от витальных потребностей - к духовным физкультурно-спортивным потребностям); в-третьих, с развитием активности ее субъектов, инициируемой сначала извне (управление - пассивность), а затем изнутри (самоуправление -активность).

В заключение следует особо отметить, что педагогический потенциал физкультурно-спортивной среды зависит не только от насыщенности ее компонентов (спортивных сооружений, инвентаря, технологий, методов, количества мероприятий, форм работы), но и от степени

их использования, связей между ними, от качества каждого мероприятия, компонента среды, от научной обоснованности организационных форм, средств, методов, методик, технологий.

Тем самым подчеркивается значение субъективности участников процесса воспитания активно-положительного отношения к здоровому стилю жизни у старшеклассников.

Примечания

'Социологическая энциклопедия / под ред. Г Ю. Семыгина. Т. 2. М., 2003.

2Свиридов А.Н. Педагогический потенциал социализации: моногр. Барнаул, 2004.

3Смит Н. Современные системы психологии: пер. с англ. / под общ. ред. А.А. Алексеева. СПб., 2003.

С. 192-208, 325-330.

Манжелей И.В. Педагогический потенциал физкультурно-спортивной среды // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2010. № 4. С. 2-5.

5Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М., 2001.

6Жуков В.И. Потенциал человека: индекс социального развития россиян. М., 1995. С. 5-36.

1Ясвин В.А. Указ. соч.

Patrikeev Georgy Vyacheslavovich

Northern (Arctic) Federal University, Institute of Physical Education, Sport and Health

Durkin Petr Kalistratovich

Northern (Arctic) Federal University, Institute of Physical Education, Sport and Health

educative sports environment

The article presents a theoretical study of the structure and content as well as pedagogic potential of sports environment in the process of forming positive attitude of senior pupils towards healthy lifestyle.

Key words: educative sports environment, pedagogic potential, modality of sports environment.

Контактная информация: Дуркин Пётр Калистратович e-mail: refreshpopov@yandex.ru Патрикеев Георгий Вячеславович e-mail: Georgii-p@bk.ru

Рецензент - Буторина Т.С., доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики, психологии и профессионального обучения института педагогики и психологии, директор НОЦ «Ломоносовский институт» Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.