Научная статья на тему 'Педагогический потенциал физкультурно-спортивной среды образовательного учреждения'

Педагогический потенциал физкультурно-спортивной среды образовательного учреждения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
543
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Манжелей И. В.

В статье рассматривается проблема педагогического потенциала физкультурно-спортивнои среды образовательного учреждения, которая может обладать различной модальностью в зависимости от созданных в ней условий и возможностей для физкультурно-спортивного развития и саморазвития субъектов физического воспитания

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогический потенциал физкультурно-спортивной среды образовательного учреждения»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

И. В. Манжелей

Тюменский государственный университет, г. Тюмень

В статье рассматривается проблема педагогического потенциала физкультурно-спортивной среды образовательного учреждения, которая может обладать различной модальностью в зависимости от созданных в ней условий и возможностей для физкультурно-спортивного развития и саморазвития субъектов физического воспитания.

В условиях неблагоприятной экологической обстановки, социально-экономических трудностей, размытости нравственных ценностей, усугубляющих тенденцию снижения уровня здоровья россиян, особая роль в подготовке физически и духовно здоровой, социально и профессионально компетентной, творчески активной и мобильной, ответственной и толерантной личности отводится физическому воспитанию студенческой молодежи.

Анализ состояния теории и практики современного физического воспитания показал, что достижение его цели «формирование физической культуры личности» невозможно только в рамках освоения обучающимися содержания дисциплины «Физическая культура», а требует интеграции учебной и внеучебной работы по физическому воспитанию и построения открытой, сложной, гетерогенной, гибкой и когерентной задачам целостного развития личности физкультурно-спортивной среды образовательного учреждения.

Таким образом, проблема актуализации педагогического потенциала физкультурно-спортивной среды образовательного учреждения попадает в три смысловых контекста современной педагогики: формирование физически и нравственно здоровой личности, формирование физической культуры личности и становление физкультурно-спортивного стиля жизни детей и молодежи.

Интерес к педагогическому потенциалу среды проявился на рубеже Х1Х-ХХ веков в связи с проблемами воспитательного пространства, которое рассматривалось через культурную среду, генерирующую образ жизни, ориентированный на развитие личности (А. Буземан, А. Вольф, С.Т. Шацкий).

Сегодня проблемы образовательной среды за рубежом решаются в русле эко-психологических исследований Р. Баркером, Е. Виллемсом, Дж. Гибсоном, О. Дунканом, Л. Шноре и др. В России

Н.Б. Крыловой, М.М. Князевой, В.А. Петровским, В.И. Слободчиковым и др. активно разрабатываются философские аспекты понятия «образовательная среда» и технологии ее проектирования; Ю.Г. Абрамовой, Г.Д. Ковалевым, Д.И. Фельдштейном и др. - теоретические и прикладные проблемы психологии среды, источники и направления ее развития. В применении к практике обуче-

ния и воспитания вопросы конструирования образовательной среды отражены в работах О.С. Газ-мана, В.М. Дрофы, М.В. Кларина, И.Д. Фрумина, В.А. Левина и др.

Под физкультурно-спортивной средой образовательного учреждения (ФССОУ) мы понимаем совокупность различных условий и возможностей физического и духовного формирования и саморазвития личности, содержащихся в пространственно-предметном и социальном окружении.

Педагогический потенциал физкультурноспортивной среды - это интегральное понятие, определяющееся физкультурно-спортивными ценностями и комплексом наличных в данной среде условий и возможностей для целостного развития и саморазвития личности.

В структуре физкультурно-спортивной среды, согласно эко-психологическому подходу О. Дункана, Л. Шноре [8], В.А. Левина [6], мы выделяем субъектов (педагоги, учащиеся и др.), пространственно-предметный (физическое окружение), социально-коммуникативный (социальные взаимодействия) и содержательно-технологический (вос-питательно-образователъный процесс) компоненты.

В нашем понимании актуализация педагогического потенциала физкультурно-спортивной среды предполагает его целенаправленное выявление, обогащение и реализацию.

В связи с этим, во-первых, следует обратить особое внимание на постулаты эко-бихевиораль-ных идей Р. Баркера [7] и Е. Виллемса [9]: окружающая среда является не пассивной, а активной; формы поведения в совокупности с неодушевленными предметами и внешними условиями образуют организованные и самоподдерживающиеся паттерны, которые изменяются с изменением внешних условий. Во-вторых, согласно теории возможностей Дж. Гибсона [2], возможность представляет собой особое единство свойств среды и активности субъекта, являясь в равной мере как фактором среды, так и поведенческим фактором субъекта. В-третьих, взаимодействуя со средой, субъект не только осваивает среду, функционирует как носитель и выразитель ее ценностей, но и создает среду, будучи ее активным ядром, причем в процессе созидательной деятельности преобра-

зуется его индивидуальность. В-четвертых, исходной позицией для обогащения физкультурноспортивной среды служат выдвинутые Л.С. Выготским [1] положения о динамическом соотношении процессов обучения и развития: «то обучение является хорошим, которое забегает вперед развития», поскольку в процессе сотрудничества с субъектами образовательного процесса учащийся может достигнуть большего, чем то, что входит в пределы его возможностей.

Физкультурно-спортивная среда образовательного учреждения создается субъектами физического воспитания и составляет диалектическое единство взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов, где каждый субъект осуществляет свою деятельность, используя программы и технологии, пространственно-предметные элементы, в контексте сложившихся социальных отношений.

Анализ работ В.И. Жукова [3], А.Н. Свиридова [4], Г.Ю. Семыгина [5] показал, что если применительно к человеку понятие «потенциал» во многом совпадает с содержанием его физических и психических ресурсов, то применительно к внешним по отношению к человеку социальным объектам и явлениям оно характеризуется признаками ценностей, целей, источников, средств, резервов общества для удовлетворения потребностей человека и его всестороннего развития.

В связи с этим педагогический потенциал локальной физкультурно-спортивной среды образовательного учреждения обусловлен содержанием пространственно-предметного компонента данной

среды (современная архитектура и дизайн спортивных залов, столовой, здравпункта; наличие душевых и рекреаций на свежем воздухе; оснащенность качественным оборудованием и инвентарем; насыщенность физкультурно-спортивными символами; соответствующие санитарно-гигиенические условия и др.); содержанием социальных отношений в ней (доброжелательные взаимоотношения между педагогами и обучающимися; благоприятный климат внутригрупповых взаимоотношений в коллективе и др.) и, что особенно важно, содержанием воспитательно-образовательного процесса как ее содержательно-технологического компонента (высокий уровень его программно-методического обеспечения; эффективность использования образовательных ресурсов для решения комплекса задач; направленность на раскрытие личностного потенциала каждого субъекта; способность удовлетворить спектр физкультурно-спортивных потребностей и сформировать у обучающихся систему ценностей) и характером взаимодействия указанных компонентов ФССОУ.

В русле идеи В.А. Ясвина [6] модальность ФССОУ как ее качественно-содержательная характеристика была рассмотрена нами с помощью методики векторного моделирования через соотношение в среде естественно-природных и социокультурных факторов и наличия условий для развития активности личности (рисунок).

В адаптирующей ФССОУ создаются благоприятные условия для повышения адаптационных возможностей организма обучающихся и развития их физических кондиций. В ней используют пре-

АКТИВНОСТЬ

ПАССИВНОСТЬ

Модальность физкультурно-спортивной среды ОУ

Психолого-педагогические аспекты физической культуры и спорта

имущественно тренирующие эффекты через биологическую адаптацию молодых людей к параметрам среды и формирование паттернов адекватного поведения в стандартных условиях поведенческого сеттинга после многоразового повторения однородных форм деятельности. Основной проблемой адаптирующих сред в учреждениях образования является низкая субъектная активность занимающихся, проявляющаяся в основном как реакция тренирующего характера, связанная с временным и недостаточно устойчивым био-педагоги-ческим эффектом.

В формирующей среде создаются благоприятные условия для освоения обучающимися физкультурных знаний, двигательных умений и навыков и развития физических кондиций, соответствующих нормативным требованиям учебных программ. Данная среда способствует в основном формированию мотивационного (мотив «долженствования») и операционального компонентов физкультурно-спортивной деятельности через организованную систему директивных педагогических воздействий в процессе урочной и внеурочной спортивно-массовой работы. Она ориентирована на получение эффекта в форме широких, не привязанных к конкретным видам профессиональной деятельности устойчивых адаптивных изменений в двигательной сфере обучаемого и паттернов социально значимого поведения. Главная проблема формирующей среды связана с невысокой субъектной активностью обучающихся, которая обеспечивается включением их в поведенческий сеттинг и стимулируется педагогом через систему поощрений и наказаний, отсутствие которой проявляется в утрате активности.

В развивающей ФССОУ создаются благоприятные условия и предоставляются возможности для целостного физкультурно-спортивного саморазвития личности. Педагогическая организация развивающей среды характеризуется оптимальной системой связей между всеми ее компонентами, постоянным обогащением и рациональным использованием образовательных ресурсов, конструктивностью педагогического взаимодействия и творческой активностью учащихся. В данной среде эффективно используются возможности урочной и внеурочной физкультурно-спортивной работы, широк спектр дополнительных услуг и физкультурно-спортивных связей с другими образовательными учреждениями. Развивающая среда ориентирована на получение эффекта в форме субъектной физкультурно-спортивной активности и готовности учащегося (мотивационной, операциональной, рефлексивной) к физкультурно-спортивному самосовершенствованию. Данная среда предполагает предоставление обучаемому альтернативных возможностей самоопределения в мире задач, элементы которого присущи в той или иной степени многим социокультурным средам. Главные проблемы развивающих сред связаны с под-

держанием осознанной, значимой и действенной мотивации занятий физической культурой и спортом, что в тренирующей и формирующей среде осуществляется через организованную систему поощрений, наказаний и стимулов за результат.

В творческой ФССОУ создаются благоприятные условия, и предоставляется спектр разнообразных возможностей для физкультурно-спортив-ного саморазвития и самовыражения личности. Педагогическая организация творческой среды характеризуется системностью связей между ее компонентами, обогащением среды за счет ресурсов дополнительного образования, конструктивностью педагогического взаимодействия и личност-но значимой активностью обучающихся, поддерживающейся на основе спортивно-игровой деятельности и создания спортивно регламентированных отношений между субъектами. Данная среда обладает высоким мотивирующим, хотя и сложным, влиянием, поскольку позволяет длительное время поддерживать интерес и сохранять активность обучаемого на основе игровой деятельности за счет взаимодействия и взаимопроникновения внешней (физкультурно-спортивная среда) и внутренней (организм) по отношению к субъекту сред (чувство легкости и свободы, мышечной радости в сочетании с азартом, наслаждением от преодоления себя, победы, гордости за команду и др.). Творческая среда ориентирована на получение эффекта в форме устойчивой потребности в физкультурно-спортивной деятельности и физкультурном самосовершенствовании и самовыражении. Она предоставляет обучаемому возможность самоопределения в различных социокультурных средах. Основные проблемы при создании подобной среды связаны с трудоемкостью ее конструирования и недостаточностью ресурсного обеспечения.

Очевидно, что большим педагогическим потенциалом обладают развивающая и творческая физкультурно-спортивные среды. Причем даже при хорошем ресурсном обеспечении (достаточность спортсооружений, оборудования, инвентаря, наличие квалифицированных кадров и современных информационных каналов, технологий) физкультурно-спортивная среда может не быть развивающей и творческой, поскольку эффективность реализации ее ресурсов, во-первых, зависит от того, кто, с какой целью и как их использует, т.е. от направленности ее субъектов и содержания воспитательно-образовательного процесса, во-вторых, определяется в конечном итоге позитивной динамикой свойств и качеств личности обучающихся.

Анализ деятельности 32 образовательных учреждений Тюменской области показал, что в системе общего среднего образования преобладают формирующие (58 %) и тренирующие (21 %) по модальности локальные физкультурно-спортивные среды; в системе среднего и высшего профессио-

нального образования - формирующие (38 %), развивающие (24 %) и творческие (24 %) физкультурно-спортивные среды; в системе дополнительного образования - творческие (35 %), развивающие (27 %) и тренирующие (27 %).

В процессе исследования нами выявлено, что в силу довольно широкого диапазона индивидуальных различий обучающихся и многообразия воспитательно-образовательных задач, наибольшим педагогическим потенциалом обладает открытая, когерентная, сложная, гетерогенная, гибкая интегративно-динамическая ФССОУ, состоящая из множества микросред разной модальности (дисциплины «Физическая культура», элективных курсов, спортивных секций, спортивно-массовых мероприятий и др.), решающих специфические задачи в контексте целостного развития личности и выполняющих функции «зон ближайшего развития» для каждого субъекта учебно-воспитатель-ного процесса, исходя из его особенностей.

Таким образом, интегративным критерием реализации педагогического потенциала локальной физкультурно-спортивной среды образовательного учреждения является соответствие созданных в ней условий и возможностей спектру развитых физ-культурно-спортивных потребностей обучающихся и эффективному решению оздоровительных, образовательных, развивающих и воспитательных задач.

Обогащение физкультурно-спортивной среды образовательного учреждения осуществляется, во-первых, в соответствие с логикой преобразования среды жизнедеятельности человека (от природной к социокультурной и от взаимодействия отдельных компонентов среды к взаимодействию всех компонентов), во-вторых, в соответствие с логикой развития потребностно-мотивационной сферы

человека (от витальных к духовным физкультурноспортивным потребностям), в-третьих, в соответствие с развитием активности обучающегося инициируемой сначала извне (управление - пассивность), затем изнутри (самоуправление-активность).

Литература

1. Выготский J1.C. Педагогическая психология. -М., 1991. - С. 386-390.

2. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. - М.,1988. - С. 23-89.

3. Жуков В.И. Потенциал человека: индекс социального развития россиян. - М., 1995. - С. 5-36.

4. Свиридов А.Н. Педагогический потенциал социализации: Монография. - Барнаул: Изд-во БГПУ, 2004. - 264 с.

5. Социологическая энциклопедия. Т.2. / Под ред. Г.Ю. Семыгина. - М.: Мысль, 2003. - 863 с.

6. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М., 2001. -365 с.

7. Barker, Roger G.I 978. Stream of individual behavior. In Habitats, Environments, and Human Behavior: Studies in Ecological Psychology and Eco-Behavioral Science from the Midwest Psychological Field Station, 1947-1972, Roger C. Barker and Associates. - San Francisco: Jossey-Bass. - P. 34-48.

8. Duncan O.D., Schnore L.F. Cultural, behavioral and ecological perspectives in the study of social organization // Amer. J. Sociology. - 1969. -Vol. 65, №2. -P. 132-136.

9. Willems E.P. Behavioral Ecology and Experimental dialysis: Courtship Is Not Enough // J.R. Nesselroade & H. W.Reese (Eds.), Lifespan developmental psychologe. - New York: Academic Press, 1973.-P. 195-217.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.