УДК 378
В. В. Варинов, А. В. Карпов, Д. С. Долгим, М. Б. Пичугин ВЛИЯНИЕ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В КУЗБАССКОМ ИНСТИТУТЕ ФСИН РОССИИ НА ФИЗИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ КУРСАНТОВ ПЕРВОГО КУРСА
V. V. Varinov, A. V. Karpov, D. S. Dolgin, M. B. Pichugin EFFECT OF PHYSICAL EDUCATION IN THE KUZBASS INSTITUTE OF THE FPS OF RUSSIA ON THE PHYSICAL FITNESS OF STUDENTS
OF THE FIRST COURSE
В статье проводится анализ влияния системы физического воспитания на общую физическую подготовленность курсантов за первый год их обучения на факультете правоохранительной деятельности в Кузбасском институте ФСИН России.
The paper analyzes the impact of physical education on general physical preparedness of students in the first year of their studies in the Faculty of Law Enforcement in the Kuzbass Institute of the FPS of Russia.
Ключевые слова: Кузбасский институт ФСИН России, физическая подготовленность, тренировочный эффект, успеваемость по физической подготовке, курсанты факультета правоохранительной деятельности.
Keywords: Kuzbass Institute of the FPS of Russia, physical fitness, training effect, progress in physical training, the students of the Faculty of Law Enforcement.
Актуальность
Аналитический обзор результатов оперативно-служебной деятельности отделов безопасности и состояния режима в учреждениях УИС показывает, что агрессивность осуждённых в отношении сотрудников нисколько не уменьшается. Продолжают иметь место факты нападений на представителей администрации.
В непредвиденных ситуациях, сотрудникам исправительных учреждений, в основном, приходится рассчитывать на свою физическую подготовку. При этом всего 30 % сотрудников способны обеспечить себе надежную защиту от нападений1.
Значительную часть личного состава УИС составляют выпускники образовательных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации, 90 % из которых поступают туда сразу после окончания средней общеобразовательной школы . В исследованиях последних лет
1 Москвичёв М.А. Методика специальной физической подготовки работников уголовно-исполнительной системы : автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1998. 21 с.; Пацакула И. И. Психология профессиональной безопасности сотрудников спецподразделений правоохранительных органов в экстремальных условиях деятельности: На материале исследования индивидуальной профессиональной безопасности : автореф. дис. ... канд. псих наук. Рязань, 2001. 21 с.; Пузыревский Р. В. Формирование профессиональной готовности курсантов (слушателей) образовательных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста России к действиям в экстремальных ситуациях : дис. ... канд. пед. наук. Рязань, 2002. 192 с.
2 Логинов А. В. Интенсификация физической подготовки курсантов и слушателей вузов уголовно-исполнительной системы Минюста России : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Рязань, 2004. С. 2.
регистрируется ухудшение здоровья детей школьного возраста1. Эта проблема сказывается и на качестве набора курсантов в образовательные учреждения уголовно-исполнительной системы. В результате проведения входного контроля у курсантов Кузбасского института Федеральной службы исполнения наказаний (КИФСИН) набора 2014 г. 14,1 % от общего числа поступивших получили неудовлетворительную отметку за бег на 100 метров, 8,3 % - за силовые показатели, 56,8 % - в кроссе. Похожая ситуация была зафиксирована и с набором 2013 г.
Эти данные вызывают опасения, поскольку нормы по физической подготовке для абитуриентов значительно ниже, чем для курсантов3. Кроме того, без высокого изначального уровня физической подготовленности невозможно осваивать служебно-прикладные упражнения. В этой ситуации необходимо понимать, насколько существующая система физического воспитания, включая учебные занятия, спортивно-массовую и физкультурно-оздоровительную работу способна влиять на уровень развития физических качеств курсантов. В том случае, если тренировочный эффект несущественный, тогда необходимо увеличивать тренировочные воздействия на общую физическую подготовленность либо за счёт повышения интенсивности работы, либо за счёт её объема. Если увеличивать интенсивность тренировочного воздействия, то неподготовленный человек может оказаться в состоянии перенапряжения. Если увеличивать объём работы, тогда придётся пожертвовать временем, отведённым на освоение профессионально-прикладными навыками, что может негативно отразится на качестве их усвоения. Эти противоречия определили цель нашего исследования.
Цель исследования - изучить влияние системы физического воспитания в КИФСИН на физическую подготовленность курсантов первого курса факультета правоохранительной деятельности.
Задачи
а) Оценить суммарный долговременный отставленный тренировочный эффект от воздействия системы физического воспитания за один учебный год на курсантов первого курса в Кузбасском институте ФСИН России.
б) Отследить влияние кумулятивного долговременного отставленного тренировочного эффекта от воздействия системы физического воспитания за один учебный год на успеваемость по физической подготовке у курсантов первого курса в Кузбасском институте ФСИН России.
1 Левина И. Л. Школьная адаптация и её нарушения : монография. Новокузнецк: ИПК, 2002. 142 с.
2 Карпов А. В., Силенков В. И. Проблемы, негативно влияющие на уровень физической подготовленности сотрудников уголовно-исполнительной системы// Вестник Кузбасского института. 2014. № 3 (19). С. 178-182.
3 Приказ Министерства юстиции РФ от 12 ноября 2001 г. № 301 «Об утверждении наставления по физической подготовке (НФП-201) сотрудников уголовно-исполнительной системы».
Организация и методы исследования
В исследовании приняли участие 175 курсантов очной формы обучения факультета правоохранительной деятельности Кузбасского института Федеральной службы исполнения наказаний.
В экспериментальной части исследования были использованы: педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
При проведении педагогического тестирования были использованы следующие контрольные физические упражнения.
1. Бег на дистанцию 100 метров.
2. Сгибание-разгибание рук в висе на высокой перекладине.
3. Комплексное силовое упражнение № 1 для женщин.
4. Бег на 3000 метров.
5. Бег на 1000 метров.
Педагогический эксперимент заключался в проведении занятий по тематическому плану, физкультурно-оздоровительная работа в соответствии с режимом дня курсанта, и спортивно-массовая работа, которая представляет собой подготовку и проведение внутренней спартакиады Кузбасского института ФСИН России и участие в спартакиаде ФСИН России.
Для осуществления математико-статистической обработки данных были использованы такие показатели, как среднее статистическое, стандартное отклонение, ^критерий Стьюдента1.
Исследование проходило в три этапа. Первый этап проходил в августе 2013 г., второй этапе - в сентябре 2013 - мае 2014 г., третий этап - в июне-июле 2014 г, четвёртый этап - в сентябре 2014 г. На первом и втором этапе проводилось тестирование курсантов по всем контрольным упражнениям. На третьем этапе проводилась математико-статистическая обработка данных и их интерпретация.
Результаты исследования
Результаты исследования общей физической подготовленности у курсантов набора 2013 г. представлены в таблице 1.
Из данных, представленных в таблице 1, видно, что средний показатель в беге на 100 м у юношей на первом этапе составил 13,98+0,09 сек., а на третьем этапе - 13,91 ±0,32 сек. Различия между этими результатами недостоверны. Оба эти показателя соответствуют отметке «отлично». У девушек на первом этапе результаты в беге на 100 м составили 16,94+0,17 сек., на третьем этапе - 16,85+0,15 сек. Изменения составляют всего 0,09 сек. и носят недостоверный характер. Результаты на первом этапе соответствуют отметке «отлично», а на третьем этапе - «хорошо». Это можно объяснить тем, что требования к абитуриентам ниже, чем требования к курсантам, оканчивающим первый курс.
1 Глинский В. В., Ионин В. Г., Статистический анализ : учеб. пособие. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1998. 264 с.
Таблица 1
Результаты исследования общей физической подготовленности у курсантов набора 2013 г.
Название Результаты Результаты Достоверность
контрольного упражнения тестирования 1 этапа, тестирования 3 этапа, различий, достоверно/не
Хср+т Хср+т достоверно
Юноши
Бег на 100 м. 13,98+0,09 13,91+0,32 Не достоверно
Подтягивание 12,11+0,59 12,40+0,32 Не достоверно
Бег на 3 000 м. 12,38+0,13 12,00+0,09 Достоверно
Девушки
Бег на 100 м. 16,94+0,17 16,85+0,15 Не достоверно
КСУ 35,18+0,96 36,55+1,2 Не достоверно
Бег на 1 000 м. 4,26 4,11+0,04 Тенденция
Примечание: Хср - среднее арифметическое; т - стандартное отклонение; КСУ- комплексное силовое упражнение.
Результаты в «подтягивании» у юношей на первом этапе составили 12,11+0,59 сек., на третьем этапе - 12,40+0,32. Различия между этими результатами недостоверны. Первый показатель соответствует отметке «отлично», второй показатель - отметке «хорошо». Это связано с тем, что требования к первокурсникам значительно выше, чем к абитуриентам.
При проведении КСУ у девушек на первом этапе результаты составили 35,18+0,96 раз, на третьем этапе - 36,55+1,2 раз. Различия средне-групповых показателей составляют 1,37 раз, но носят недостоверный характер. Возможно, это связано с тем, что девушки-курсантки не имеют мотивации превышать свои показатели выше отметки «отлично».
Среднегрупповые результаты в беге на 3 000 м у юношей на первом этапе составили 12,38+0,13 мин., на третьем этапе -12,00+0,09 мин. Различия между этими результатами носят достоверный характер. Несмотря на достоверное улучшение результатов, средние показатели на обеих этапах соответствуют отметке «хорошо». Это связано с тем, что требования к первокурсникам значительно выше, чем к абитуриентам.
Результаты девушек в беге на 1 000 м улучшились с 4,26+0,08 мин. до 4,11+0,04 с тенденцией к достоверным изменениям. Результаты 1 этапа соответствуют отметке «отлично», а результаты 3 этапа на одну секунду хуже, чем того требует отметка «отлично». Это объясняется тем, что требования к абитуриентам на целых 25 сек. ниже, чем требования к курсантам, оканчивающим первый курс.
Система оценивания физической подготовленности подразделений в УИС имеет свои отличительные особенности по сравнению с общепринятыми методами описательной статистики. Отметка подразделению по физической подготовке слагается из итоговых отметок за индивидуальную физическую подготовленность сотрудников и определяется следующим образом. Отметка подразделению «отлично» выставляется в том случае, если у его сотрудников 90 % положительных итоговых отметок, при этом более половины получили отметку «отлично». Отметка «хорошо» подразделению выставляется в том случае, если у его сотрудников 80 % положительных отметок, при этом более половины сотрудников должны получить отметку не ниже «хорошо». Отметка подразделению «удовлетворительно» выставляется в том случае, если его сотрудниками получено более 70 % положительных итоговых отметок.
Оценка индивидуальной физической подготовленности сотрудника складывается из оценок, полученных им за выполнение установленных нормативов, включая оценку по боевым приёмам борьбы, и определяется следующим образом. Итоговая отметка «отлично» ставится в том случае, если более половины отметок «отлично», а остальные - «хорошо». Итоговая отметка «хорошо» выставляется в том случае, если более половины отметок не ниже «хорошо», а остальные -«удовлетворительно». Итоговая отметка «удовлетворительно» выставляется в том случае, если все отметки «удовлетворительно» или если одна отметка «неудовлетворительно» при наличии положительных отметок за выполнение служебно-прикладных упражнений (в том числе не менее одной из них не ниже «хорошо»). Итоговая отметка «неудовлетворительно» ставится во всех остальных случаях (приказ Минюста России от 12 ноября 2001 г. № 301).
Учитывая особенности системы оценивания физической подготовленности подразделений важно понимать расклад по отметкам за все виды испытаний.
Данные о количестве неудовлетворительных отметок в контрольных упражнениях по физической подготовке у курсантов Кузбасского института ФСИН набора 2013 года представлены в таблице 2.
Таблица 2
Количество неудовлетворительных отметок в контрольных упражнениях по физической подготовке у курсантов Кузбасского института ФСИН набора 2013 г.
Контрольные упражнения 1 этап 3 этап
Бег на 100 м 20 13
Подтягивание 10 13
КСУ 1 0
Кросс 23 5
Количество итоговых человек с итоговой 43 0
отметкой «2»
Таблица 3
Показатели успеваемости по физической подготовленности у курсантов Кузбасского института ФСИН набора 2013 г.
Показатели 1 этап 3 этап
% положительных отметок 75 78,86
% отметок не ниже отметки «5» 38 10,56
% отметок не ниже отметки «4» 28,73 54,47
Итоговая отметка подразделению Удовл. Удовл.
Из данных, представленных в таблицах 2, 3, видно, что у курсантов набора 2013 г. доля положительных отметок улучшилась с 75 % до 78,86 %. Для того, чтобы процент положительных отметок соответствовал отметке «хорошо», в исследуемой группе недостаёт всего 1,14 %. Кроме того, на третьем этапе значительно выросла доля отметок не ниже «4» и составила 54,47 %, что выше требований для итоговой отметки «4».
Для полного понимания ситуации из числа курсантов условно была выделена группа неуспевающих по каким-либо контрольным упражнениям. Затем мы проанализировали влияние существующей системы физического воспитания на физическую подготовленность курсантов в тех контрольных упражнениях, по которым в ходе итогового контроля была получена неудовлетворительная отметка.
Результаты исследования влияния системы физического воспитания на неуспевающих курсантов представлены в таблице 4.
Таблица 4
Результаты исследования влияния системы физического воспитания на неуспевающих по физической подготовке курсантов
Контрольные 3 этап
упражнения 1 этап Результат Средняя
отметка
юноши
100 м 15,46+0,42 14,92+0,41 тенденция 3,00+0,00
Подтягивание 3,83+1,72 7,8+1,1 достоверно 2,00+0,00
Бег на 3 000 м 13,73+0,55 12,53+0,8 достоверно 3,78+0,97
девушки
100 м 18,50+0,27 17,78+0,72 достоверно 2,33+0,81
Бег на 1 000 м 5,2+0,06 4,24+0,12 достоверно 3,5+0,71
Из данных, представленных в таблице 4, видно, что в беге на 100 м среднегрупповой показатель у юношей, изначально неуспевающих в этом контрольном упражнении, за год обучения в институте улучшился на 0,52 сек. Эти изменения положительно отразились на средней групповой отметке, которая составила 3,00+0,00. У неуспевающих в беге
на 100 м девушек результаты улучшились на 0,72 сек., однако этих изменений недостаточно, чтобы получить положительную отметку.
В «подтягиваниях на перекладине» изначально неуспевающие в этом контрольном упражнении юноши за год обучения в институте улучшили свои результаты в среднем на 4 раза. Однако даже этого прироста было недостаточно, чтобы улучшить отметку. Это можно объяснить тем, что требования к курсантам-первокурсникам выше, чем к абитуриентам, на 3 раза.
В беге на 3 000 м у изначально неуспевающих в этом контрольном упражнении юношей за год обучения в институте результаты улучшились более чем на одну минуту. Этих изменений было достаточно для того, чтобы среднегрупповая отметка выросла до значения 3,78±0,97 баллов.
В беге на 1 000 м у изначально неуспевающих в этом упражнении девушек результат улучшился почти на одну минуту. Этих изменений было достаточно, чтобы средняя групповая отметка выросла до значения 3,5±0,71 баллов.
Выводы
За год обучения в Кузбасском институте ФСИН России курсанты 1 курса имеют достоверные улучшения результатов в беге на 100 м, «подтягиваниях», «комплексном силовом упражнении», и юноши - в беге на средние дистанции . В беге на средние дистанции у девушек наблюдается тенденция к достоверным улучшениям.
У курсантов, имеющих неудовлетворительную отметку за какие-либо контрольные физические упражнения на входном контроле, после года обучения все результаты, за исключением результатов в беге на 100 м у юношей, достоверно улучшились. В беге на 100 м у юношей наблюдается тенденция к достоверным улучшениям.
За один год обучения у курсантов 1 курса увеличились проценты положительных отметок и отметок не ниже «4», однако этих изменений недостаточно, чтобы повысить итоговую отметку всему курсу.
Полученные в ходе исследования данные позволяют сделать прогноз, что успеваемость по физической подготовке у курсантов набора 2014 г. по итогам летней сессии 2015 г. будет иметь положительную отметку. Вместе с тем, факт неспособности системы физического воспитания повышать итоговую отметку первому курсу до следующего уровня является стимулом для активизации поисков повышения её эффективности.
Литература
1. Об утверждении наставления по физической подготовке (НФП-201) сотрудников уголовно-исполнительной системы : приказ Минюста России от 12 ноября 2001 г. № 301.
2. Глинский В. В., Ионин В. Г. Статистический анализ : учеб. пособие. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1998. - 264 с.
3. Карпов А. В., Силенков В. И. Проблемы, негативно влияющие на уровень физической подготовленности сотрудников уголовно-исполнительной системы // Вестник Кузбасского института. - 2014. -№ 3(19). - С. 178-182.
4. Левина И. Л. Школьная адаптация и её нарушения : монография. -Новокузнецк: ИПК, 2002. - 142 с.
5. Логинов А. В. Интенсификация физической подготовки курсантов и слушателей вузов уголовно-исполнительной системы Минюста России : автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Рязань, 2004. - 21 с.
6. Москвичёв М. А. Методика специальной физической подготовки работников уголовно-исполнительной системы : автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1998. - 21 с.
7. Пацакула И. И. Психология профессиональной безопасности сотрудников спецподразделений правоохранительных органов в экстремальных условиях деятельности: на материале исследования индивидуальной профессиональной безопасности : автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Рязань, 2001. - 21 с.
8. Пузыревский Р. В. Формирование профессиональной готовности курсантов (слушателей) образовательных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста России к действиям в экстремальных ситуациях : автореф. дис. ... канд. пед. наук. -Рязань, 2002. - 22 с.