ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Theory and technique of professional education
УДК 355.23
В. В. Варинов
К ПРОБЛЕМЕ МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ НАВЫКОВ ВЛАДЕНИЯ БОЕВЫМИ ПРИЕМАМИ БОРЬБЫ У КУРСАНТОВ ВУЗОВ ФСИН РОССИИ
В статье предпринята попытка анализа имеющихся методик оценки техники боевых приемов борьбы у сотрудников правоохранительных органов и курсантов вузов ФСИН России. Доказана необходимость систематизации методик оценки владения навыками боевых приемов борьбы с определением их места в образовательном процессе вузов ФСИН России.
В статье проанализированы этапы многолетней подготовки спортсменов. Необходимость разделения процесса спортивной подготовки на этапы обусловлена специфичностью решаемых на них задач и различиями в критериях оценки.
В результате исследования сформированности навыков владения боевыми приемами борьбы у курсантов вузов ФСИН России авторами доказана информативность критерия оценки.
Ключевые слова: физическая подготовка; боевые приемы борьбы; методика оценки; соревновательная деятельность; техника безопасности; сотрудники правоохранительной системы.
V. V. Varinov
THE PROBLEM OF METHODOLOGY FOR ASSESSING THE SKILLS OF MARTIAL COMBAT TECHNIQUES TO THE STUDENTS OF THE UNIVERSITIES OF THE FEDERAL
PENAL SERVICE OF RUSSIA
In the article the attempt of analysis of available assessment techniques technique of combat wrestling techniques from law enforcement officers and students in the universities of the Federal penitentiary service of Russia. The necessity of systematization of techniques of an estimation ofproficiency offighting techniques of struggle with defining their place in the educational process is a challenge of the Federal penitentiary service of Russia.
The article analyzes the stages of many years training of athletes. The separation of the sports training process into stages is caused by the specificity of the solved tasks and the differences in evaluation criteria.
The study of formation of skills of martial fighting techniques to the students of the universities of the Federal Penal Service of Russia proved informative evaluation criteria.
Keywords: physical training; combat fighting techniques; methods of evaluation; competitive activity; safety; law enforcement system.
© Варинов В. В., 2017.
Актуальность. В вузах ФСИН России физическое воспитание курсантов имеет прикладную направленность. Основой содержания физического воспитания в таких вузах является обучение навыкам боевых приемов борьбы. В Наставлении по физической подготовке для сотрудников уголовно-исполнительной системы представлено описание техники боевых приемов борьбы и методика проведения занятий, а вот критерии оценки должны разрабатываться кафедрой боевой и физической подготовки (приказ Минюста РФ от 27.08.2012 № 169 «Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы»).
Анализ научной и методической литературы показал, что методик оценки навыков боевых приемов борьбы у сотрудников правоохранительных органов довольно много, но, на наш взгляд, ни одна из них не способна отразить все многообразие аспектов такого сложного вида деятельности, как рукопашный поединок.
Это определило цель нашего исследования — систематизировать методики оценки владения навыками боевых приемов борьбы с определением их места в образовательном процессе вузов ФСИН России.
Результаты исследования.
В соответствии с Наставлением по физической подготовке сотрудников УИС занятия по боевым приемам борьбы проводятся с целью формирования у курсантов способности осуществлять действия по силовому пресечению правонарушений, задержанию и сопровождению правонарушителей, психологической устойчивости в сложных и экстремальных условиях. Эти способности включены в перечень требований к освоению основной образовательной программы по направлению подготовки (специальности) 40.05.02 — Правоохранительная деятельность и должны контролироваться с помощью фонда оценочных средств (ФОС).
В Методических рекомендациях по формированию ФОС в образовательных учреждениях профессионального образования ФСИН России заявлено, что сфор-мированность тех или иных компетенций может осуществляться несколькими способами. В их числе стандартизированные тесты с вариантами ответов, традиционные оценочные средства и инновационные оценочные средства (портфолио, тесты практических умений, кейс-измерители).
При оценке навыков владения боевыми приемами борьбы в вузах ФСИН России, как правило, используют следующий способ. Преподаватель называет прием в соответствии с экзаменационным билетом, затем курсант его выполняет на своем ассистенте. После этого преподаватель оценивает выполненное двигательное действие по его соответствию с общепринятым эталоном. По своей сути это стандартизированные тесты, адаптированные к специфике физического воспитания.
Наиболее проработанная методика оценки подобного типа представлена в исследовании авторского коллектива под руководством Е. Е. Витютнева [6]. В этой методике все группы приемов специального раздела «Рукопашный бой» и специальных комплексных действий (СКД) распределены в 6 групп. В их числе боевые приемы стоя и сопровождение (9), СКД защиты от ударов невооруженного преступника (5), СКД от угрозы применения огнестрельного оружия и упреждающие действия при попытках его достать (12), СКД по освобождению от захватов, обхватов, удушений (11). Каждый прием или СКД оценивается с помощью относительной десятибалльной шкалы. Критериями начисления баллов являются качество отдельных элементов, внут-риструктурная последовательность, полнота выполнения элементов, темпорит-мовая структура. Для каждой группы приемов и СКД разработаны уровни сформированности навыков в соответствии с количеством набранных баллов. Кроме того, разработаны уровни суммарного показателя сформированности
навыков владения боевыми приемами борьбы.
Оригинальный способ оценивания владения навыками боевых приемов борьбы у курсантов вузов МВД России представлены в диссертационном исследовании В. В. Пужаева [12]. В основу контрольных нормативов для определения уровня тактико-технической подготовленности курсантов В. В. Пужаевым положены наиболее часто применяемые тактические подготавливающие действия и наиболее характерные БПБ, эффективно выполняемые после их применения. На основе эмпирических данных были определены модельные показатели среднего времени выполнения наиболее часто применяемых тактико-технических действий раздела БПБ.
Не уменьшая достоинств представленных выше методик, все же следует отметить, что среди специалистов по профессионально-прикладной физической подготовке сотрудников правоохранительных органов бытует мнение, что при таком способе контроля педагогический процесс сводится к механическому заучиванию набора отдельных приемов и действий без учета динамических характеристик реального рукопашного противоборства [11]. Учитывая это обстоятельство, В. А. Овчинниковым была разработана комплексная методика оценки владения навыками боевых приемов борьбы. Согласно этой методике на первом этапе обучающиеся сначала должны выполнить от трех до шести боевых приемов борьбы в стандартных условиях, а на втором этапе в зависимости от курса обучения (1 курс — самбо, 2 курс — бокс, 3 курс — рукопашный бой) принять участие в соревнованиях по единоборствам. На первом этапе за каждый прием выставляется оценка. Затем высчитывается среднее арифметическое этих оценок. Оценка за участие в соревнованиях выставляется следующим образом. В том случае, если обучающийся одержал победу в 70100 % поединков, ему выставляется отметка отлично, 50-70 % — хорошо, 3050 % — удовлетворительно, 10-30 % — неудовлетворительно [10]. В диссертаци-
онном исследовании А. Ф. Кузнецова участие курсанта в соревнованиях расценивается как своеобразный учебный проект, успешно активизирующий их познавательную деятельность [8]. Результаты участия в соревнованиях по единоборствам могут формировать своеобразное портфолио курсанта, а оно является инновационным оценочным средством.
Методику оценивания готовности курсанта к рукопашной схватке, разработанную В. А. Овчинниковым, довольно просто применить на практике. Вместе с тем следует отметить, что по результатам анкетирования, проведенного в Кузбасском институте ФСИН России, подавляющее большинство абитуриентов не имеет опыта систематических занятий спортивными единоборствами. Массовое участие курсантов в соревнованиях по единоборствам без учета уровня их спортивного мастерства приводит к большому количеству травм [5]. Это неприемлемо, поэтому в большинстве вузов ФСИН России количество соревнований по единоборствам минимизировано. Такая вынужденная мера является не решением проблемы объективной оценки владения навыками боевых приемов борьбы у курсантов, а скорее ее временной отсрочкой.
С проблемой травматизма в соревнованиях по единоборствам сталкиваются не только специалисты по физическому воспитанию вузов ФСИН России, но и учреждения дополнительного образования, осуществляющие спортивную подготовку. Чтобы минимизировать травматизм при занятиях единоборствами без ущерба для спортивного мастерства обучаемых, в федеральных стандартах спортивной подготовки и примерных программах спортивной подготовки разработаны определенные требования.
Идея заимствования научных разработок в практике физического воспитания вузов активно разрабатывается многими учеными [3]. Целесообразность такого заимствования обусловлена тем, что и в спорте, и в физическом воспитании объектом исследования является обучение двигательным навыкам и преобразование психических и физических качеств
человека средствами физической культуры. При этом соревновательный метод как специфический компонент спортивной деятельности позволяет ему развиваться с большей эффективностью, чем физическое воспитание.
Если придерживаться позиции, что в процессе подготовки курсантов к рукопашной схватке и тренировке спортсмена-единоборца имеется много общего, то имеет смысл подробно рассмотреть структуру программы спортивной подготовки.
В программах спортивной подготовки процесс формирования спортивного мастерства состоит из следующих этапов: этап начальной подготовки, тренировочный этап, этап совершенствования спортивного мастерства, этап высшего спортивного мастерства. Каждый этап должен сформировать определенный уровень спортивного мастерства. Для каждого этапа предусмотрены свои задачи, определена его продолжительность и требования к реализации [13].
Задачами этапа начальной подготовки являются: формирование устойчивого интереса к занятиям спортом; формирование широкого круга двигательных умений и навыков; освоение основ техники вида спорта; всестороннее гармоничное развитие физических качеств; укрепление здоровья спортсменов. Продолжительность этапа начальной подготовки в «спортивных школах» составляет 2 года. В программе по рукопашному бою для перехода с этапа начальной подготовки на учебно-тренировочный этап спортсмен должен соответствовать нормативам общей физической и специальной физической подготовки. К контрольным упражнениям по общей физической подготовке относятся бег на 60 м, челночный бег, прыжок в длинную с места, бег на 1000 м, сгибание-разгибание рук в упоре лежа, сгибание-разгибание рук в висе на высокой перекладине, поднимание туловища из положения лежа на спине (ноги согнуты). К контрольным упражнениям по специальной физической подготовке относятся 6 прямых ударов руками на
время, 6 боковых ударов ногами на время, 6 «входов» на время.
Помимо общей и специальной физической подготовленности обучаемый должен продемонстрировать владение техникой страховки при падении и навыки основных атакующих и защитных действий в стойке и борьбе лежа. Для оценки техники владения навыками боевых приемов борьбы используются правила первого тура соревнований по рукопашному бою. Демонстрируемые приемы оцениваются по десятибалльной шкале. После каждого продемонстрированного приема судьи выставляют баллы за каждую ошибку в соответствии с классификацией ошибок.
На первом году обучения не предполагается участие спортсмена в официальных соревнованиях, а на втором году обучения это необходимо сделать 1-2 раза.
Задачами учебно-тренировочного этапа являются: повышение уровня общей и специальной физической, технической, технико-тактической и психологической подготовки; приобретение опыта и достижение стабильности выступления на официальных спортивных соревнованиях формирование спортивной мотивации; укрепление здоровья спортсменов. Продолжительность этого этапа составляет 3 года.
Для изучения физической и технической подготовленности обучаемого используются те же контрольные упражнения, что и на этапе начальной подготовки. Под технико-тактической подготовленностью единоборца понимается способность применять навыки боевых приемов борьбы адекватно сложившейся ситуации. Для изучения этой способности в единоборствах используют множество методик. Содержание методики зависит от правил поединка. Обучение боевым приемам борьбы в системе физической подготовки правоохранительных органов чаще всего строится на основе рукопашного боя. В связи с этим в рамках темы данной статьи считаем целесообразным рассмотреть методику анализа поединка по правилам рукопашного боя.
В одной из наиболее проработанных методик при анализе поединка по правилам рукопашного боя исследуют 11 показателей, из них 7 показателей эффективности ударной техники и 4 показателя эффективности борьбы.
К показателям ударной техники относят: показатель ударной плотности, комплексный показатель эффективности, эффективность маневренной защиты, эффективность контактной защиты, вы-игрышность по баллам, техническая разносторонность, техническое разнообразие [4]. В борьбе оценивают показатель активности, показатель объема технического арсенала, количественный показатель эффективности, показатель технической разнонаправленности [7].
Не умаляя достоинств перечисленной выше методики, ни по одному из показателей не представлен эталон, по которому можно оценивать конкретного обучаемого, следовательно, и не выделены уровни готовности человека к рукопашной схватке. Это объясняется тем, что единоборства относятся к группе так называемых ситуативных видов спорта. Суть таких видов спорта заключается в том, что при прочих равных условиях спортсмен может продемонстрировать свое мастерство лишь настолько, насколько ему это позволяют сделать внешние условия. В единоборствах — это его противник и правила соревнований. Из-за высокой ситуативности соревновательной деятельности в единоборствах надежность повторных измерений технико-тактического мастерства обычно бывает очень низкой. Результаты исследования технико-тактической подготовленности обучающегося, продемонстрированные им в спарринге, могут дать преподавателю полезную информацию для оценки результатов обучения и планирования процесса на будущее, но не могут служить интегральной оценкой подготовленности обучающегося. Для этого необходимо использовать другие показатели. К примеру, в спорте таким показателем является результат участия спортсмена в официальных соревнованиях.
Повышенное внимание к спортивному конечному результату как системообразующему фактору соревновательной деятельности нашло свое выражение в стремлении к систематизации разнообразных знаний о них [2].
К показателям, призванным отражать результаты соревновательной деятельности, относятся представительность, надежность, стабильность, опыт, плотность, прогрессирование. Каждый из этих показателей призван отражать различные аспекты спортивного достижения, учет которых должен положительно отражаться на результатах подготовки. Использование только одного из шести показателей (чаще всего представительность) позволяет судить о примитивности в анализе, а следовательно, и в планировании подготовки.
Под представительностью спортивных достижений понимают уровень результатов, достигнутый спортсменом или командой в определенный момент времени. Стабильность спортивных результатов (в рамках годичной или многолетней подготовки) отражает их постоянство во времени. Надежность является характеристикой деятельности спортсмена в безотказном выступлении в соревнованиях соответствующего ранга с заданной границей результативности. Показатель про-грессирования отражает направления и интенсивности изменений в уровне спортивных достижений. Под опытом понимается количество официальных соревнований, в которых спортсмен принимает участие.
Из шести показателей соревновательной деятельности в требованиях федеральных стандартов спортивной подготовки по рукопашному бою отражены только три: представительность, стабильность и опыт. К окончанию учебно-тренировочного этапа обучающийся должен поучаствовать в определенном количестве соревнований различного ранга и выполнить требования кандидата в мастера спорта. Каким образом измерять стабильность спортивных достижений обучающегося, в программах спортивной подготовки не представлено.
Итак, многолетняя подготовка спортсменов состоит из этапов. Необходимость разделения процесса спортивной подготовки на этапы обусловлена специфичностью решаемых на них задач и различиями в критериях оценки. При переходе с одного этапа подготовки на другой возрастают требования к общей и специальной физической, а также к технической подготовленности спортсмена. В зависимости от года обучения спортсмен
сначала должен обладать только опытом участия в соревнованиях, а затем и добиться определенного результата.
Если придерживаться идеи спортиза-ции в физической подготовке курсантов вузов ФСИН России, то все многообразие критериев оценки навыков владения БПБ можно представить в виде комплекса, где каждому критерию определено свое место и назначение (см. табл.).
Таблица
Комплекс критериев и показателей владения навыками боевых приемов борьбы курсантами вузов ФСИН России
Виды Критерии владения навыками Показатели Курсы обучения
подго- боевыми приемами борьбы 1 2 3 4 5
товки
ТП качество отдельных элементов; внутриструктурная последовательность, полнота выполнения элементов, темпоритмовая структура Контрольно-практические задания (баллы): Болевые приемы стоя; СКД защиты от ударов невооруженного преступника; СКД от угрозы применения огнестрельного оружия и упреждающие действия при попытках его достать; СКД по освобождению от захватов, обхватов, удушений п п п п и
СФП Способность проявлять значительные волевые и мышечные усилия, выполнять движения быстро, вовремя расслаблять мышцы Время выполнения контрольных упражнений п п п и
ТТП Способность выполнять БПБ адекватно к сложившейся ситуа- показатели эффективности ударной техники т т т
ции показатели эффективности борьбы т т
СП Количество соревнований Опыт п п
Количество соревнований в Плотность п
учебном году
направления и интенсивности Прогрессирование п и
изменении в уровне спортивных
достижении
Уровень спортивных достижений Представительность и
Безотказность в выступлении в Надежность и
соревнованиях соответствующего
ранга с заданной границей ре-
зультативности
Примечание: ТП — техническая подготовка; СФП — специальная физическая подготовка; ТТП — технико-тактическая подготовка; СП — соревновательная подготовка; СКД — специальные комплексные действия; т — текущий контроль; п — промежуточный контроль; и — итоговый контроль.
Техническую и специальную физическую подготовленность необходимо оценивать в соответствии с тематическим планом обучения. В Кузбасском институте ФСИН России на первом году обучения курсанты осваивают удары, защиту от ударов и приемы задержания невооруженного нарушителя. На втором году обучения изучаются болевые и удушающие приемы и закрепляется материал первого года обучения. На третьем году обучения боевым приемам борьбы изучаются броски, освобождение от захватов и обхватов, защита от попыток обезоружить. На четвертом году обучения изучается защита от угрозы оружием и закрепляется материал, пройденный на предыдущих курсах. На пятом году обучения изучают способы помощи, способы наружного осмотра, способы связывания и надевания наручников, закрепляется материал предыдущих лет.
Технико-тактическую подготовленность необходимо оценивать по результатам учебных схваток. Соревновательную подготовленность необходимо оценивать по результатам соревнований по рукопашному бою, проводимому в рамках внутренней спартакиады образовательного учреждения. В этих соревнованиях желательно задействовать всех обучающихся 3-5 курса и желающих 1-2 курсов. Для этого соревнования необходимо проводить в два этапа: на первом этапе проводить первенство курсов, а на втором этапе — первенство института.
Для того, чтобы определить нормативы по каждому из представленных выше показателей, потребуется провести большую экспериментальную работу. Технология разработки нормативов предполагает следующие операции. Сначала проводится тестирование, затем расчет среднего арифметического и ошибки среднего для каждого показателя. При этом объем выборки должен обеспечить нормальное распределение. Далее на основе этих показателей высчитываются границы уровней. После того как эти данные будут получены, необходимо провести повторное тестирование и определить надежность тестов.
Справедливости ради следует отметить, что далеко не все специалисты рукопашного боя придерживаются идеи заимствования методик тренировок, используемых в спортивных единоборствах для обучения боевым приемам борьбы сотрудников правоохранительных органов [1]. В литературе, особенно в публицистической, довольно часто можно встретить мнение о том, что спортивные единоборства выглядят очень убедительно и привлекательно, но абсолютно не годятся для того, чтобы использовать их в качестве самообороны. Для обоснования этого тезиса используют следующие аргументы. В поединке с любым противником главным является психологический фактор. Для спортивного поединка — переиграть соперника в рамках установленных правил, а для реального поединка — «идти до конца любой ценой». Этот довод, возможно, и справедлив, но только не для сотрудников уголовно-исполнительной системы. По закону в случае необходимости они имеют право применять физическую силу в отношении осужденных и заключенных, но с наименьшим причинением вреда [14]. Это ограничение и следует рассматривать в качестве основного правила. Что касается возможности применения различных предметов со стороны осужденных и заключенных, то действия сотрудников в таких случаях являются обязательной технической программой в первом туре соревнований по рукопашному бою.
Следующим распространенным доводом о нецелесообразности использования опыта спортивных единоборств при обучении сотрудников правоохранительных органов является то, что в спортивных соревнованиях потенциальные различия в весе противников ограничены, а в служебной деятельности таких ограничений нет. При этом почему-то не принимается во внимание тот факт, что одним из эффективных и часто используемых методов подготовки спортсмена является усложнение внешней обстановки. В единоборствах этот метод реализуется в таких методических приемах, как
поединок спортсменов, имеющих существенные различия в весе либо росте. Целью применения этого методического приема является выработка вариативности технико-тактического мастерства спортсмена.
Еще одним аргументом в пользу неэффективности применения опыта спортивных единоборств в обучении сотрудников правоохранительных органов является то, что в их служебной деятельности могут происходить поединки не только с одним человеком, но и сразу с несколькими. На этот аргумент следует ответить, что основой тактики защиты сотрудника от нескольких нападающих является маскировка своих действий и маневрирование [14]. Под маскировкой понимается имитация атак защищающегося то на одного, то на другого нападающего с целью увеличения дистанции. В спортивных единоборствах имитация атак является разновидностью боя с условным противником. Такой бой является обязательным элементом технической подготовки любого единоборца. Под маневрированием при ведении поединка сотрудника с несколькими соперниками понимается его перемещение, совершаемое с целью изменения дистанции между ним и атакующими. Согласно программам спортивной подготовки в единоборствах обучение начинается именно с освоения стоек и перемещений. Таким образом, маневрирование и перемещение являются обязательными элементами подготовки в спортивных единоборствах.
В литературе по самообороне довольно часто отмечается, что в спортивных единоборствах арсенал технико-тактических действий ограничен, а в рукопашной схватке — нет. С этим утверждением можно согласиться, в то же время следует отметить, что характер ограничений зависит от вида спортивного
единоборства. Так, в боевом самбо запрещены только те действия, применение которых в служебной деятельности сотрудника правоохранительных органов может расцениваться как превышение пределов необходимой самообороны (см. приказ Минспорттуризма РФ от 31.03.2010 № 264 «Об утверждении правил вида спорта "самбо"»). Следует также отметить, что именно запреты на применение опасных для жизни и здоровья действий позволяют спортсменам и сотрудникам совершенствовать навыки боевых приемов борьбы относительно безопасно для своего здоровья. Соблюдение требований безопасности является важнейшим условием в организации занятий физическими упражнениями как эффективными средствами подготовки человека к трудовой и служебной деятельности
[9].
Итак, для исследования сформиро-ванности навыков владения боевыми приемами борьбы у курсантов вузов ФСИН России могут быть использованы следующие критерии оценки:
1. качество отдельных элементов, внутриструктурная последовательность, полнота выполнения элементов, темпо-ритмовая структура;
2. способность проявлять значительные волевые и мышечные усилия, выполнять движения быстро, вовремя расслаблять мышцы;
3. способность выполнять БПБ адекватно сложившейся ситуации;
4. количество соревнований, в которых курсант принял участие, направленность и интенсивность изменений в его спортивных достижениях, уровень его спортивных достижений, безотказность выступлении в соревнованиях соответствующего ранга с заданной границей результативности.
Литература
1. Агеевец, А. В. Прикладное применение спортивных единоборств: методические требования и важные аспекты комплексной безопасности : учебно-методическое пособие / А. В. Агеевец, Э. П. Теплов. — СПб.: ГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 2000. — 80 с.
2. Акмеология спортивных достижений: теоретические и прикладные аспекты : дис. ... д-ра пед. наук. — СПб., 2016. — 584 с.
3. Бальсевич, В. К. Спортивно ориентированное физическое воспитание: образовательный и социальный аспекты / В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева // ИВ ОСДЮСШОР «СПОРТВЕСТ». — 2007. — № 4. — С. 54-57.
4. Бушин, И. А. Формирование техники приемов борьбы у бойцов «спортивного рукопашного боя» на этапе начальной подготовки : дис. ... канд. пед. наук. — Краснодар, 2005. — 186 с.
5. Варинов, В. В. Анализ и профилактика физкультурно-спортивного травматизма в Кузбасском институте ФСИН России // Международная научно-практическая межведомственная конференции «Уголовно-исполнительная система на современном этапе: взаимодействие науки и практики» : сб. тезисов выступлений (Самара, 16-17 июня 2016 г.) — Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2016. — С. 121-124.
6. Витютнев, Е. Е. Методика педагогического контроля прикладной двигательной подготовленности курсантов и слушателей 4-5 курсов образовательных организаций МВД России / Витютнев Е. Е., Чернышенко К. Ю., Ахметов Р. С. // Физическая культура, спорт: наука и практика. — 2014. — № 4. — С. 43-49.
7. Джалилов, С. А. Показатели технико-тактической подготовленности начинающих борцов самбистов в условиях соревновательной деятельности // Ученые записки.
— 2010. — № 4 (62). — С. 27-28.
8. Кузнецов, А. Ф. Формирование профессионально-профилированной физической культуры у курсантов образовательных учреждений МВД России. — Омск, 2012.
— 157 с.
9. Матвеев, Л. П. Прикладность физической культуры: понятийные основы и их конкретизация в современных условиях / Л. П. Матвеев, В. П. Полянский // Теория и практика физической культуры. — М., 1996. — 267 с.
10. Овчинников, А. О. Управление равновесием как один из факторов успешного владения боевыми приемами борьбы // Ученые записки. — 2009. — № 1 (47). — С. 80-84.
11. Овчинников, В. А. Педагогический контроль физической подготовки в высших образовательных учреждения МВД России // Известия ВГПУ. — 2008. — С. 128131.
12. Пужаев, В. В. Методика обучения тактике самбо курсантов образовательных организаций МВД России : автореф. ... канд. юрид. наук. — М., 2016.
13. Рукопашный бой. Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва. — М.: Советский спорт, 2004.
14. Физическая подготовка в учреждениях высшего профессионального образования: учебное пособие. — Рязань, 2014. — 190 с.
Сведения об авторе
Варинов Владислав Владимирович: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк), начальник кафедры боевой, тактико-специальной и физической подготовки, кандидат педагогических наук, доцент. E-mail: [email protected]
Information about the author
Varinov Vladislav Vladimirovich: Kuzbass Institute of the Federal Penal Service of Russia (Novokuznetsk), head of the Department Btsapp, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor. E-mail: [email protected]