Научная статья на тему 'Управление равновесием как один из факторов успешного владения боевыми приемами борьбы'

Управление равновесием как один из факторов успешного владения боевыми приемами борьбы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
257
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ФУНКЦИЕЙ РАВНОВЕСИЯ / КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / ВЫСШИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ МВД РОССИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / STABLE BALANCE / FIGHTING SKILLS / PROFESSIONAL APPLICATION PHYSICAL TRAINING / COORDINATION ABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Овчинников Владимир Александрович

На основе многолетних педагогических исследований впервые исследована взаимосвязь между показателями владения устойчивым равновесием, техническим владением боевыми приемами борьбы и спортивным результатом в спортивных единоборствах курсантов высших образовательных учреждений МВД России. Предлагаемая методика позволяет оперативно вносить коррективы в педагогический процесс подготовки сотрудников органов внутренних дел, что существенно повышает её эффективность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Овчинников Владимир Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Management of balance as one of factors of successful possession of fighting receptions IN wrestling

For the first time on the basis of long-term pedagogical researches interrelation between parameters of possession of stable balance at technical possession of fighting skills and results in combat sports have been investigated for cadets of the higher Ministry of Internal Affairs of Russia. The offered technique allows bringing efficiently corrective amendments in pedagogical process of training employees of above mentioned institutes, that raises essentially there its efficiency.

Текст научной работы на тему «Управление равновесием как один из факторов успешного владения боевыми приемами борьбы»

УПРАВЛЕНИЕ РАВНОВЕСИЕМ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ УСПЕШНОГО ВЛАДЕНИЯ БОЕВЫМИ ПРИЕМАМИ БОРЬБЫ

Владимир Александрович Овчинников, кандидат педагогических наук, старший преподаватель,

Волгоградская академия МВД России

Аннотация

На основе многолетних педагогических исследований впервые исследована взаимосвязь между показателями владения устойчивым равновесием, техническим владением боевыми приемами борьбы и спортивным результатом в спортивных единоборствах курсантов высших образовательных учреждений МВД России. Предлагаемая методика позволяет оперативно вносить коррективы в педагогический процесс подготовки сотрудников органов внутренних дел, что существенно повышает её эффективность.

Ключевые слова: управление функцией равновесия, координационные способности, высшие образовательные учреждения МВД России, профессионально-прикладная физическая подготовка.

MANAGEMENT OF BALANCE AS ONE OF FACTORS OF SUCCESSFUL POSSESSION OF FIGHTING RECEPTIONS IN WRESTLING

Vladimir Aleksandrovich Ovchinnikov, candidate of pedagogical sciences,

senior teacher,

Volgograd Academy of Ministry Internal Affairs of Russia

Abstract

For the first time on the basis of long-term pedagogical researches interrelation between parameters of possession of stable balance at technical possession of fighting skills and results in combat sports have been investigated for cadets of the higher Ministry of Internal Affairs of Russia. The offered technique allows bringing efficiently corrective amendments in pedagogical process of training employees of above mentioned institutes, that raises essentially there its efficiency.

Key words: stable balance, fighting skills, professional application physical training, coordination abilities.

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях сотрудникам органов внутренних дел (ОВД) России приходится осуществлять большой объем деятельности в вероятностных и неожиданно возникающих ситуациях. В процессе поиска, преследования и силового задержания правонарушителей сотрудники выполняют различные сложнокоординационные двигательные действия. Все это требует от них проявления находчивости, быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, пространственной, временной, динамической точности движений и их биомеханической рациональности [7]. Все эти качества относятся к проявлению координационных способностей (КС). А высокий уровень функционального состояния координационных способностей - важнейший фактор, способствующий выполнению сотрудником милиции служебных задач оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности [4, 6].

Одним из важнейших видов КС сотрудника ОВД является высокая степень управления равновесием. Даже простейшие повседневные действия, такие как стояние или ходьба, могут производиться успешно только в том случае, когда равновесие постоянно регулируется. И чем больше человек уделяет внимания управлению равновесием, тем меньше у него возможности для выполнения других действий [2, 3]. Владение устойчивым равновесием лежит в основе всей двигательной деятельности курсантов высших учебных заведений МВД России при ведении, как спортивных единоборств, так и противоборства и применении боевых приемов борьбы против правонарушителей. Практически невозможно в противоборстве провести ни одного контролируемого боевого приема борьбы, не обеспечив собственное равновесие и не нарушив его у противника [3]. В спортивных единоборствах, которые составляют основу про-

so

фессионально-прикладной физической подготовки курсантов, способность ориентироваться в пространстве и времени в значительной степени зависит от достигнутого уровня равновесия [5, 8].

Тем не менее, при столь важнейшем значении данной способности для всей профессиональной деятельности сотрудника ОВД двигательных тестов и функциональных проб по ее оценке в высших образовательных учреждениях МВД России не проводится.

Целью нашего исследования являлось определение степени влияния функции равновесия на успешность владения техническими действиями при выполнении боевых приемов борьбы и ведении единоборств курсантами высших учебных заведений МВД России.

МЕТОДИКА

На протяжении пяти лет на базе Волгоградской академии МВД России обследовалось пятнадцать курсантов. Нами были взяты данные с периодичностью в два года: 2001-02, 2003-04, 2006-07 учебные годы.

Для оценки уровня развития функции равновесия нами использовались четыре теста. В протокол заносился лучший из результатов, показанный курсантом в начале первого, третьего и пятого годов обучения. Для определения статического равновесия мы использовали следующий тест. Испытуемый выполнял 10 предварительных вращений головой за 10 секунд и выполнял усложненную пробу Ромберга: испытуемый стоит на одной ноге, а стопа другой прикладывается к коленной чашке опорной ноги, глаза закрыты, руки вперед - в стороны, пальцы разведены [1]. Определялось время устойчивости в данной позе в секундах. Предоставлялось две попытки, результаты лучшей заносились в протокол. Критерии оценки были следующие: 5 баллов - от 15 секунд и больше; 4 балла - от 10 до 14 секунд; 3 балла - от 5 до 9 секунд; 2 балла - от

2 до 4 секунд; 1 балл - от 0 до 1 секунды.

Для определения динамического равновесия мы использовали следующий тест. Испытуемый выполнял 10 предварительных вращений головой за 10 секунд и продвигался с закрытыми глазами по коридору шириной 50 см и длиной 20 м. Предоставлялась одна попытка, фиксировалось отклонение в сантиметрах от границ коридора. Критерии оценки: 5 баллов - без отклонения; 4 балла - отклонение от 50 см до 100 см;

3 балла - отклонение от 100 см до 150 см; 2 балла - отклонение от 150 см до 200 см; 1 балл - отклонение более 200 см.

Для определения устойчивости тела после действий, связанных с прямолинейным и угловым ускорением, были использованы два теста.

Испытуемый выполнял пять кувырков вперед за 10 секунд и после этого с закрытыми глазами принимал исходное положение - основная стойка (пятки вместе, носки врозь, руки вниз и прижаты к ногам). Оценочный критерий был следующим: 5 -баллов, идеальное сохранение позы в течение пяти секунд; 4 балла - сохранение позы в течение пяти секунд с небольшими покачиваниями; 3 балла - сохранение позы в течение пяти секунд с использованием одного шага; 2 балла - сохранение позы в течение пяти секунд с использованием двух шагов; 1 балл - невозможность сохранения устойчивой позы в течение пяти секунд. Это же упражнение выполнялось после пяти кувырков назад. Данные представлены в таблице 1.

Для оценки уровня развития технической подготовленности в боевых приемах борьбы (БПБ) нами были взяты данные рубежного контроля после первого, третьего и пятого годов обучения. Оценка за техническую подготовленность выставлялась как среднеарифметическое значение оценок, полученных курсантами за выполнение от трех до шести контрольных заданий по боевым приемам борьбы, в зависимости от года обучения.

Таблица 1

Результаты тестирования функции равновесия

№ п/п Испытуемые Контрольные упражнения Х Равновесия Ср. кв.

Поза Ромберга Отклонение от прямой Пять кувырков вперед Пять кувырков назад

1. А-ов 3 3 4 5 3,75 0,83

2. А-ев 1 3 2 3 2,25 0,83

3. А-ев 5 5 5 5 5,00 0

4. Б-ев 2 2 3 3 2,50 0,5

5. В-ко 1 1 1 2 1,25 0,43

6. Д-ов 4 5 5 5 4,75 0,43

7. Д-ев 3 4 4 4 3,75 0,43

8. Д-ев 2 2 3 4 2,75 0,83

9. З-ин 2 3 3 4 3,00 0,71

10. К-ов 1 2 2 2 1,75 0,43

11. К-ин 2 3 3 3 2,75 0,43

12. М-ов 3 4 3 4 3,50 0,5

13. М-ев 3 3 3 3 3,00 0

14. М-ов 2 4 4 5 3,75 1,09

15. П-ов 4 5 4 5 4,50 0,5

Также мы учитывали данные выступлений в межгрупповых соревнованиях по борьбе самбо - на первом году обучения, боксу - на третьем году обучения и рукопашному бою - на пятом году обучения. Критерии оценок: 5 баллов - выиграл от 70% до 100% поединков, в которых участвовал; 4 балла - выиграл от 50% до 70% поединков, в которых участвовал; 3 балла - выиграл от 30% до 50% поединков, в которых участвовал; 2 балла - выиграл от 10% до 30% поединков, в которых участвовал; 1 балл - выиграл от 0% до 10% поединков, в которых участвовал. Данные представлены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты тестирования технической подготовленности

Испыт. Курс Оценка за БПБ Х БПБ Ср. кв. Учебные поединки Х Един. Ср. кв.

Самбо Бокс Рук. бой

А-ов 1 3 5

3 5 4,33 0,943 5 5,00 0,01

5 5 5

А-ев 1 2 1

3 2 2,33 0,471 2 1,67 0,471

5 3 2

А-ев 1 5 5

3 5 5,00 0,01 5 5,00 0,01

5 5 5

Б-ев 1 2 1

3 3 2,67 0,471 2 2,00 0,816

5 3 3

В-ко 1 2 1

3 2 2,00 0,01 1 1,00 0,01

5 2 1

Д-ов 1 5 4

3 5 5,00 0,01 5 4,67 0,471

5 5 5

Д-ев 1 4 4 0,471

3 5 4,67 0,471 4 4,67 0,471

5 5 5

Д-ев 1 3 1

3 3 3,00 0 3 2,33 0,943

5 3 3

Таблица 2. Продолжение

Испыт. Курс Оценка за БПБ Х БПБ Ср. кв. Учебные поединки Х Един. Ср. кв.

Самбо Бокс Рук. бой

З-ин 1 3 3 0,471

3 4 3,33 0,471 4 3,33 0,01

5 3 3

К-ов 1 2 1

3 2 2,33 0,471 2 1,33 0,471

5 3 1

К-ин 1 2 2

3 3 3,00 0,861 3 3,00 0,816

5 4 4

М-ов 1 4 3

3 4 4,33 0,471 4 4,00 0,816

5 5 5

М-ев 1 3 3

3 3 3,00 0 3 3,00 0,01

5 3 3

М-ов 1 5 5

3 5 5,00 0 5 5,00 0,01

5 5 5

П-ов 1 4 4

3 5 4,67 0,471 5 4,67 0,471

5 5 5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Среднеарифметические значения результатов выполнения курсантами тестов, определяющих уровень развития функции равновесия, технической подготовленности при выполнении боевых приемов борьбы и ведения единоборств, представлены в таблице 3.

Таблица 3

Сравнительный анализ результатов, показанных курсантами

№ п/п Испытуемые Х Равновесия Х БПБ Х Единоборств

1. А-ов 3,75 4,33 5,00

2. А-ев 2,25 2,33 1,67

3. А-ев 5,00 5,00 5,00

4. Б-ев 2,50 2,67 2,00

5. В-ко 1,25 2,00 1,00

6. Д-ов 4,75 5,00 4,67

7. Д-ев 3,75 4,67 4,67

8. Д-ев 2,75 3,00 2,33

9. З-ин 3,00 3,33 3,33

10. К-ов 1,75 2,33 1,33

11. К-ин 2,75 3,00 3,00

12. М-ов 3,50 4,33 4,00

13. М-ев 3,00 3,00 3,00

14. М-ов 3,75 5,00 5,00

15. П-ов 4,50 4,67 4,67

Как видно из таблицы 3, между оцениваемыми показателями наблюдается нелинейная корреляционная взаимосвязь. Для определения степени этой взаимосвязи нами был рассчитан коэффициент множественной корреляции. Коэффициент множественной корреляции между степенью владения устойчивым равновесием, техникой выполнения БПБ и уровнем владения единоборствами оказался равен 0,90. Для оценки достоверности полученного значения был рассчитан фактический критерий Стьюден-та. Он оказался равен 9,75, значительно больше граничного значения (^ = 9,75 > Ц = 2,18 при Р < 0,05). Поэтому, можно говорить о статистической значимости полученно-

го коэффициента множественной корреляции. Полученный коэффициент указывает на существенную тесноту корреляции.

ВЫВОДЫ

1. Курсанты, не владеющие устойчивым равновесием, как правило, показывают низкие результаты и при освоении боевых приемов борьбы. Эти трудности они имеют на протяжении всего периода обучения.

2. Показатели, характеризующие уровень владения устойчивым равновесием, находятся в тесной и сильной нелинейной корреляционной зависимости от результатов, показанных в техническом владении БПБ и ведении спортивных единоборств.

3. На вступительных экзаменах при поступлении в высшие образовательные учреждения МВД России необходимо оценивать функцию равновесия абитуриентов. Она является важнейшим из координационных способностей, влияющих на техническую подготовленность сотрудника органов внутренних дел России на протяжении всего периода служебной деятельности.

4. Полученные результаты курсантов высших учебных заведений МВД России, позволяющие оценить уровень владения устойчивым равновесием, необходимо учитывать в их дальнейшей подготовке. Особое внимание уделять координационной подготовке курсантов, имеющих низкие показатели в степени владения данным качеством.

ЛИТЕРАТУРА

1. Граевская, Н.Д. Спортивная медицина : курс лекций и практические занятия : учеб. пособие : в 2 ч. Часть 2 / Н.Д. Граевская, Т.И. Долматова. - М. : Советский спорт, 2004. - 358 с. : ил.

2. Лях, В. И. Развитие координационных способностей у детей школьного возраста : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / Лях В.И. - М., 1990. - 513 с.

3. Назаренко, Л.Д. Содержание и структура равновесия как двигательнокоординационного качества // Теория и практика физ. культуры. - 2000. - № 1. - С. 5458.

4. Непомнящий, С.В. Проблемы профессионально-прикладной физической подготовки работников ОВД : автореф. дис. . канд. пед. наук / Непомнящий С.В. -М., 1987. - 24 с.

5. Садовски, Е.А. Теоретико-методические основы тренировки и контроля координационных способностей в восточных единоборствах (на примере таэквондо и кикбоксинга) : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Садовски Е.А. - М., 2000. - 39 с.

6. Сидоров, С.Г. Формирование служебно-прикладной физической подготовленности слушателей (курсантов) вузов МВД России : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Сидоров С.Г. - Челябинск, 1998. - 23 с.

7. Физическая подготовка : учебное пособие. - М. : ИМЦ ГУК МВД России, 2003. - 120 с.

8. Hirtz, P. Koordinative Fahigkeiten // Trainingswissenschaft. - Berlin : Sportver-lag, 1994. - S. 137-145.

ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ КУРСАНТОВ ВЫСШИХ ВОЕННЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В РАЗЛИЧНЫХ УСЛОВИЯХ ВЫПОЛНЕНИЯ

УПРАЖНЕНИЙ

Александр Георгиевич Попов, старший преподаватель, Нижегородское высшее инженерно-командное училище,

Арсен Эдуардович Бабашев, кандидат педагогических наук, преподаватель, Волгоградская государственная академия физической культуры

Аннотация

Изучено влияние сбивающих факторов на результативность двигательных возможностей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.