УДК 378 ББК 74
СЛУЖЕБНО-ПРИКЛАДНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ УТРЕННЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ЗАРЯДКИ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МВД РОССИИ
ВАДИМ АНАТОЛЬЕВИЧ ХРОМОВ,
доцент кафедры физической подготовки учебно-научного комплекса специальной подготовки Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, мастер спорта СССР
E-mail: [email protected]; АНДРЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ ШАРОНОВ, старший преподаватель кафедры физической подготовки учебно-научного комплекса специальной подготовки Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, мастер спорта СССР
E-mail: [email protected]; ОЛЕГ НИКОЛАЕВИЧ ЮРТАЕВ, преподаватель кафедры физической подготовки учебно-научного комплекса специальной подготовки
Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя E-mail: [email protected]
Научная специальность 13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Обосновывается эффективность утренней физической подготовки как формы служебно-прикладной физической подготовки в учебных организациях МВД России. Описаны цели и задачи утренней физической зарядки, основы подготовки и методики проведения утренней физической зарядки.
Ключевые слова: утренняя физическая зарядка, служебно-прикладная физическая подготовка, курсанты, слушатели, скорость, выносливость, сила, вузы МВД России, спортивно-массовая работа.
Abstract. Substantiates the effectiveness of the morning physical training as a form of service-applied physical training in educational organizations, the Russian Interior Ministry. Describes the goals and objectives of morning physical exercise, the basis for training and methods of conducting morning physical exercises.
Keywords: Morning physical exercises, office and applied physical training, cadets, listeners, speed, endurance, force, higher education institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia, sports and mass work.
Утренняя физическая зарядка (УФЗ) в учебных организациях МВД России проводится в целях систематической физической тренировки курсантов и слушателей. Она способствует быстрому приведения организма после сна в бодрое состояние, является обязательным элементом распорядка дня, проводится через десять минут после подъема ежедневно, кроме выходных и праздничных дней в течении тридцати минут.
Специальные задачи УФЗ обуславливаются спецификой профессионально-прикладной дея-
тельности будущих полицейских, решение которых определяет специальную направленность физической подготовки вузов МВД России с учетом их служебного предназначения. Специальными задачами утренней физической зарядки для курсантов вузов МВД России являются:
• преимущественное развитие общей, силовой и скоростной выносливости, силы, быстроты и ловкости.
• овладение в индивидуальных и коллективных действиях прикладными навыками при пере-
движении по пересеченной местности с преодолением отдельных естественных и искусственных препятствий. • формирование готовности к применению силового задержания.
Специальная направленность утренней физической зарядки обеспечивается — преимущественным применением комплексного варианта зарядки с включением упражнений, направленных на развитие наиболее важных физических качеств и служеб-но-прикладных двигательных навыков.
Утренняя физическая зарядка в вузе проводится по вариантам, которые разрабатываются профессорско-преподавательским составом кафедры физической подготовки, с учетом решения общих и специальных задач физической подготовки, возможностей материальной базы и особенностей учебной подготовки личного состава.
Проведя анализ расчета времени всех форм физической подготовки (учебные занятия, спортивно-массовая работа, утренняя физическая зарядка, инструктажи перед заступление в наряд или службу по охране общественного порядка) в вузе с уверенностью можно сказать, что утренняя физическая зарядка занимает 120 часов в год и является второй по объему после спортивно-массовой работы среди всех форм физической подготовки, за счет чего позволяет продуктивно совершенствовать физические качества и служебно-прикладные двигательные навыки у курсантов и слушателей.
Вместе с тем, в настоящее время существует проблема развития и совершенствования основных физических качеств и служебно-прикладных двигательных навыков у отдельных курсантов учебного заведения, которые стандартном режиме не могут по объективным причинам показывать требуемые результаты.
По нашему мнению, решить данное противоречие между требованиями к физической подготовленности курсантов вузов МВД России и реальным состоянием дел, может индивидуализация УФЗ курсантов, при которой должны учитываться индивидуальные особенности каждого курсанта, иными словами уровень их физического развития.
Примерный план организации утренней физической зарядки с учетом индивидуальных особенностей физического развития отдельных курсантов,
отстающих по предмету физическая подготовка нам представляется таким образом:
• должен быть определен списочный состав групп по отдельно отстающим курсантам в том или ином служебно-прикладном упражнении.
• распределить отстающих курсантов по группам для проведения утренней физической зарядки с учетом невыполнения требуемых нормативов.
• организовать на постоянной основе с периодичностью не реже одного раза в месяц инструк-торско-методические занятия с лицами из числа курсовых офицеров или ответственными согласно приказа начальника вуза.
• периодически не реже одного раза в неделю осуществлять контроль за организацией и методикой проведения УФЗ в подразделениях.
• путем правильной организации занятий добиваться от курсантов выполнения запланированной индивидуальной нагрузки в полном объеме.
Прежде чем приступить к целенаправленным занятиям на утренней физической зарядке, курсанты должны знать свои максимальные результаты на данный момент. Подготовительная часть занятия должна начинаться в группах и проводиться в течении 3—5 мин. Основная часть занятия должна проводиться в форме учебно-тренировочного занятия по совершенствованию курсантами отстающих упражнений в течении 25 мин. И в течении 3—5 мин. заключительная часть.
В конце хотелось бы отметить, что организация утренней физической зарядки в учебной организации МВД России с развитием ее служебно-при-кладной направленности, поможет также творческой педагогической деятельности профессорско-преподавательскому составу кафедры физической подготовки, активирует деятельность курсантов и слушателей вузов и как следствие приведет к совершенствованию специальных и физических качеств, а также служебно-прикладных двигательных навыков.
Методически правильная направленность утренней физической зарядки в учебной организации МВД России с учетом индивидуальных особенностей курсантов и слушателей будет помогать эффективности по несению службы и выполнению служебных обязанностей будущих стражей закона.
176
Вестник экономической безопасности
№ 3/2017
Литература
1. Жевлакович С.С., Химичева О.В., Карда-шевский В.В., Потапенкова И.В, Кушнаренко И.А., Ковшевацкий В.И., Шестопалова Е.В., Шаров Д.В., Сысоев А.А., Хромов В.А., Питомцев М.Н., Разни-цын В.А., Ермолов П.С., Сойников С.А., Дмитрен-ко А.П., Кисин В.Р. и др. Основы профессиональной деятельности. учебное пособие / М., 2016.
2. Зайцев А.А., Хромов В.А. Скоростные способности курсантов мужского и женского пола образовательных учреждений МВД России. В сборнике: Дети. Здоровье. Спорт Межрегиональный сборник научных трудов по проблемам интегративной и
спортивной антропологии — Под общей редакцией Р.Н. Дорохова. Смоленск, 2014. С. 153—156.
3. Хромов В.А., Платонов Д.А., Чехранов Ю.В. Особенности физической подготовки курсантов и слушателей вузов МВД России в современных условиях. Вестник Московского университета МВД России. 2013. № 8. С. 220—222.
4. Физическая культура и физическая подготовка: учебник для студентов вузов, курсантов и слушателей образовательных учреждений высшего профессионального образования МВД России / под ред. В.Я. Кикотя, И.С. Барчукова. М.: ЮНИТИ-ДА-НА, 2013.
Актуальные проблемы конституционного права России: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция». Гриф НИИ образования и науки. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». (Серия «Magister»). / Под ред. Б.С. Эбзеева. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. 479 с.
Рассмотрены проблемные вопросы, относящиеся к предмету науки конституционного права. Цель учебника — раскрыть теоретическое содержание актуальных проблем основных разделов предмета, основы конституционного законодательства и правоприменительной практики по важнейшим проблемам государственного строительства в России.
Для студентов, магистрантов, адъюнктов и аспирантов юридических вузов.
Оперативно-розыскная деятельность: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» / [И.А. Климов и др.]; под ред. И.А. Климова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИ-ТИ-ДАНА, 2017. 431 с.
Оперативно-розыскная
деятельность
УЧЕБНИК
ТРЕТЬЕ ИЗДАНИЕ
Изложены базовые положения оперативно-розыскной деятельности (ОРД) в Российской Федерации. Приведены материалы, касающиеся оперативно-розыскной тактики, агентурного метода ОРД, финансового обеспечения, тактических особенностей деятельности различных субъектов ОРД по выявлению конкретных преступлений и других вопросов, составляющих государственную тайну.
В основе учебника — Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 5 июля 1995 г. (с последующими многочисленными изменениями и дополнениями).
Для студентов, слушателей и курсантов учебных заведений системы
правоохранительных органов Российской Федерации.