Научная статья на тему 'Методика развития физического качества гибкости у курсантов-юношей Кузбасского института ФСИН России'

Методика развития физического качества гибкости у курсантов-юношей Кузбасского института ФСИН России Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
111
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРСАНТЫ / CADETS / ФИЗИЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО ГИБКОСТЬ / PHYSICAL QUALITY FLEXIBILITY / ТЕСТИРОВАНИЕ / TESTING / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / PHYSICAL READINESS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Аксенова Анна Николаевна

В статье рассматривается проблема развития гибкости у юношей как одного из наиболее проблемного качества физической подготовленности курсантов Кузбасского института ФСИН России. Недостаточное развитие гибкости у курсантов-юношей приводит к многочисленным травмам на занятиях по физической культуре, невозможности освоения новых сложно координированных упражнений прикладной гимнастики, боевых приемов борьбы, затрудняет преодоление полосы препятствий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Аксенова Анна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Method of development of physical quality of flexibility in cadets of young people of Kuzbass Institute of the FPS of Russia

In the article the problem of development of flexibility in boys, as one of the most problematic quality of physical preparedness of cadets of KI of the FPS of Russia. The lack of development of flexibility of students boys leads to many injuries in the classroom for physical education, inability to develop new complex coordinated exercises applied exercises, fighting methods of fight, overcoming the obstacle.

Текст научной работы на тему «Методика развития физического качества гибкости у курсантов-юношей Кузбасского института ФСИН России»

ПЕДАГОГИКА

Pedagogics

УДК 378.016: 796.011.3

© Аксенова А. Н., 2018

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОГО КАЧЕСТВА ГИБКОСТИ У КУРСАНТОВ-ЮНОШЕЙ КУЗБАССКОГО ИНСТИТУТА

ФСИН РОССИИ

В статье рассматривается проблема развития гибкости у юношей как одного из наиболее проблемного качества физической подготовленности курсантов Кузбасского института ФСИН России. Недостаточное развитие гибкости у курсантов-юношей приводит к многочисленным травмам на занятиях по физической культуре, невозможности освоения новых сложно координированных упражнений прикладной гимнастики, боевых приемов борьбы, затрудняет преодоление полосы препятствий.

Ключевые слова: курсанты, физическое качество гибкость, тестирование, физическая подготовленность.

© A. N. Aksenova, 2018

METHOD OF DEVELOPMENT OF PHYSICAL QUALITY OF FLEXIBILITY IN CADETS OF YOUNG PEOPLE OF KUZBASS INSTITUTE OF THE FPS OF RUSSIA

In the article the problem of development of flexibility in boys, as one of the most problematic quality ofphysical preparedness of cadets of KI of the FPS of Russia. The lack of development of flexibility of students boys leads to many injuries in the classroom for physical education, inability to develop new complex coordinated exercises applied exercises, fighting methods of fight, overcoming the obstacle.

Key words: cadets, physical quality flexibility, testing, physical readiness.

Как отмечают авторы, развитие гибкости в совершенствовании физической подготовки у курсантов военнослужащих имеет особое значение. Военнослужащие с хорошо развитой гибкостью выполняют поставленные задачи по их боевому предназначению быстро и качественно в постоянно меняющейся современной обстановке. Гибкость играет важную роль и при выработке военно-прикладных навыков: она необходима для успешного

освоения приемов рукопашного боя, при преодолении препятствий, при передвижениях на лыжах, метании гранаты, в военно-прикладном плавании [1 ].

Хорошо развитая гибкость обеспечивает большую амплитуду, быстроту и экономичность движений, увеличивает путь эффективного приложения усилий при выполнении физических упражнений. Более эластичные мышцы уменьшают сопротивление в мышечных

волокнах, увеличивают приток крови и питательных веществ к мышечным тканям, влияют на работу центральной нервной системы. В то время как недостаточный уровень развития гибкости влечет малую подвижность в суставах, вследствие чего нарушается техника движений в беге, прыжках и особо сложных координированных действиях — прикладной гимнастике и боевых приемах борьбы. При недостаточной гибкости тяжелее дается освоение новых технических упражнений, увеличивается вероятность получения травм при выполнении упражнений с предельными нагрузками или на максимальной скорости [2 ].

Сенситивным (наиболее благоприятным) периодом для развития гибкости, согласно многочисленным исследованиям, считается младший и средний школьный возраст. Поэтому, как правило, в старшем возрасте развитию гибкости не уделяется должного внимания. Особенно парадоксальная ситуация складывается с гендерными особенностями развития гибкости. Наиболее гибкими, пластичными считаются девушки, а юноши значительно отстают в развитии этого качества. При анализе занятий по прикладной физической подготовке и элективным дисциплинам по физической культуре и спорту у курсантов было выявлено, что при совершенствовании физической подготовленности наибольшее внимание уделяется развитию таких качеств как выносливость, быстрота, сила, скоростно-силовые качества. Курсанты, как правило, не понимают важность вы-

полнения упражнений на растягивание и, соответственно, не любят выполнять их. Юношам курсантам упражнения на гибкость даются очень тяжело, поэтому упражнения включаются в занятие не в должном объеме или не включаются совсем. При тестировании физической подготовленности тест на гибкость не предусмотрен.

Таким образом, мы считаем, что необходимо включать упражнения на гибкость в каждое занятие по физической культуре, используя следующие методические приемы.

1. Выполняя упражнения на гибкость амплитуду движений нужно увеличивать постепенно. Темп движений с небольшой амплитудой (например, махи ногами, рывки руками) составляет примерно 60 раз в минуту. Другие упражнения (наклоны туловища) выполняют примерно 40-45 раз в минуту. После выполнения упражнений на гибкость необходимо включать упражнения на расслабление, которые обеспечивают прирост подвижности связочного аппарата суставов и мышц.

2. Упражнения на растягивание необходимо выполнять до легкого болезненного ощущения. Наибольший эффект достигается при ежедневном выполнении упражнений на растягивание в утренней гимнастике, при самоподготовке. Используя 2-3 раза в неделю комплекс упражнений на гибкость можно добиться значительных результатов.

3. Активные упражнения в целом более эффективны, чем пассивные. Гибкость следует развивать до степени,

которая обеспечивает беспрепятственное выполнение необходимых движений и действий. При этом диапазон гибкости должен превосходить ту максимальную амплитуду, с которой выполняется движение — создание так называемого запаса гибкости.

4. Необходимо применять метод совмещенного развития силы и гибкости в течение одного учебно-тренировочного занятия. Комплексы упражнений стрет-чинга включать в разминку и заминку на каждом занятии, используя следующие параметры тренировки — удержание позы статического упражнения от 15 до 60 секунд, количество повторений одного упражнения от 2 до 6 раз, с интервалом отдыха 10-20 сек., количество упражнений от 4 до 10 в каждом комплексе, суммарная деятельность всей нагрузки от 10 до 45 мин. в зависимости от целей и за-

Литература

1. Сидоренко, А. С. Развитие физического качества гибкости у студентов юношей, одного из наиболее проблемных звеньев общей физической подготовленности // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта : научно-теоретический журнал. — СПб., 2018. — № 2 (156). — 347 с.

2. Развитие гибкости у курсантов военных факультетов [и др.] // Совершенствование системы подготовки военных кадров на военном факультете : материалы V Меж-дунар. науч. конф., Гродно, 17-19 октября 2012 г. — Гродно: ГрГМУ, 2012. — С.198-203.

Сведения об авторе

Аксенова Анна Николаевна: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк, Российская Федерация), доцент кафедры боевой, тактико-специальной и физической подготовки, кандидат педагогических наук. E-mail: aksen-anna71@rambler. ru

дач учебно-тренировочного занятия. Характер отдыха — либо полное расслабление, либо активный отдых — бег трусцой, ходьба и т. д.

Вывод. Только целенаправленное, планомерное использование средств и методов развития и совершенствования гибкости может способствовать значительному улучшению показателей этого качества у курсантов юношей. Повышение показателей качества гибкости, в свою очередь, будет способствовать профилактике травматизма у курсантов на занятиях по прикладной физической подготовке и элективным дисциплинам по физической культуре и спорту. Большее внимание необходимо уделять юношам курсантам, так как как наиболее слабому звену в развитии физического качества гибкости.

Information about authors

Aksenova Anna Nikolaevna: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk, Russia), associate professor of the Chair of Combat, Tactical-Special and Physical Training, candidate of pedagogical sciences. E-mail: [email protected]

УДК 303.214.3 + 355.541.12

© Варинов В. В., Витушкин А. В., 2018

К ВОПРОСУ О ВАЛИДНОСТИ МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТА В ПЕРВОМ УПРАЖНЕНИИ УЧЕБНЫХ СТРЕЛЬБ ИЗ ПИСТОЛЕТА МАКАРОВА ДЛЯ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

В исследовании сравниваются результаты оценивания стрельбы из боевого оружия с помощью методов оценки, предложенной курсом стрельб и те же результаты с помощью U-критерия Манна Уитни и коэффициента корреляции Спирмена. В ходе исследования получены противоречивые выводы. По методики оценивания из курса стрельб в результате педагогического эксперимента данные качественно улучшились, а при использовании методов математической статистики отличия носят недостоверный характер.

Ключевые слова: курсанты, стрельба из боевого оружия, методы математической статистики, курс стрельб.

© Varinov V. V., Vitushkin A. V.

TO A QUESTION OF VALIDITY OF A TECHNIQUE OF ASSESSMENT OF RESULT IN THE FIRST EXERCISE OF EDUCATIONAL FIRING PRACTICE FROM A MAKAROV PISTOL FOR EMPLOYEES OF A PENAL CORRECTION SYSTEM

In a research results of estimation offiring from a military weapon by means of methods of assessment offered by a course offiring practice and the same results by means of Mann Whitney's U-criterion and coefficient of correlation of Spirmen are compared. During the research contradictory conclusions are received. On estimation techniques from a course offir-ing practice as a result of a pedagogical experiment data have qualitatively improved, and when using methods of mathematical statistics of difference have not reliable character.

Keywords: cadets, firing from a military weapon, methods of mathematical statistics, a course of firing practice.

Служба сотрудника УИС предпола- чаях определенных законом [1, с. 19]. В гает применение боевого оружия в слу- этой связи обучение лиц рядового и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.