Научная статья на тему 'Методика совершенствования координационных способностей лыжников-гонщиков в переходный период'

Методика совершенствования координационных способностей лыжников-гонщиков в переходный период Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
776
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРСАНТЫ / CADETS / ЛЫЖНЫЕ ГОНКИ / КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / COORDINATION ABILITIES / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ / SKI RACES / METHODICAL APPROACHES OF TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Аксенова Анна Николаевна, Пичугин Максим Борисович

В статье рассматриваются методические особенности совершенствования координационных способностей курсантов, посещающих группу спортивного совершенствования по лыжным гонкам. Авторами проведена качественная и количественная оценка показателей способностей курсантов к статическому и динамическому равновесию и способности к реагированию, ориентации в пространстве и к перестроению двигательных действий. Доказана необходимость применения в переходном (бесснежном) периоде средств и методов по совершенствованию координационных способностей лыжников-гонщиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Method of improving the coordinating abilities of skiers in the transition period

The article deals with methodological features of improving the coordination abilities of cadets who attend a group of sports improvement in cross-country skiing. The authors carried out a qualitative and quantitative assessment of the cadets' abilities to static and dynamic equilibrium and ability to respond, orientation in space and to rebuilding motor activities. The need to use in the transition (snowless) period means and methods for improving the coordination abilities of skiers-riders is proved.

Текст научной работы на тему «Методика совершенствования координационных способностей лыжников-гонщиков в переходный период»

ПЕДАГОГИКА

Pedagogics

УДК 796.015

© Аксенова А. Н., Пичугин М. Б., 2018

МЕТОДИКА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД

В статье рассматриваются методические особенности совершенствования координационных способностей курсантов, посещающих группу спортивного совершенствования по лыжным гонкам. Авторами проведена качественная и количественная оценка показателей способностей курсантов к статическому и динамическому равновесию и способности к реагированию, ориентации в пространстве и к перестроению двигательных действий. Доказана необходимость применения в переходном (бесснежном) периоде средств и методов по совершенствованию координационных способностей лыжников-гонщиков.

Ключевые слова: курсанты; лыжные гонки; координационные способности; методика обучения.

© Aksenova A. N., Pichugin M. B., 2018

METHOD OF IMPROVING THE COORDINATING ABILITIES OF SKIERS IN THE TRANSITION PERIOD

The article deals with methodological features of improving the coordination abilities of cadets who attend a group of sports improvement in cross-country skiing. The authors carried out a qualitative and quantitative assessment of the cadets' abilities to static and dynamic equilibrium and ability to respond, orientation in space and to rebuilding motor activities. The need to use in the transition (snowless) period means and methods for improving the coordination abilities of skiers-riders is proved.

Keywords: cadets; ski races; coordination abilities; methodical approaches of training.

Лыжные гонки относятся к видам няющуюся обстановку и принимать вер-

спорта со сложной технико-тактической ное решение, уметь преодолевать внезап-

деятельностью, требующей высокого но возникающие препятствия в гонке с

уровня развития координационных спо- масс-старта, уметь реагировать на резкое

собностей. Это объясняется тем, что изменение направления и скорости дви-

спортсмен на высокой скорости должен жения соперников в спринтерской гонке,

быстро и точно оценивать постоянно ме- правильно проходить в группе соперни-

ков виражи, повороты, развороты. Все вышеперечисленные умения и навыки формируются на основе координационных способностей. Однако в настоящее время в тренировке лыжников, как правило, не планируется проведение отдельных занятий, развивающих координационные способности. Это возможно в переходном периоде подготовки спортсменов (бесснежном), когда не применяют больших физических нагрузок, направленных на общую и специальную выносливость, быстроту и силу [ 1].

Координацию движений определяют как комплекс двигательных навыков, необходимых для высокого качества выполнения того или иного движения. Сила, скорость, гибкость и выносливость представляют собой основу для формирования двигательных навыков, а хорошая координация необходима для развития и совершенствования двигательных способностей спортсмена. Спортсмен с хорошо развитой координацией движений всегда быстрее осваивает соответствующий двигательный навык и способен выполнять его качественно и стабильно, расходуя при этом меньше энергии. Следовательно, хорошо развитые координационные качества приводят к формированию ловкости и достижению большей эффективности движений. И, соответственно, чем выше уровень координации движений, тем легче обучаться новым и совершенствовать все более сложные технические навыки [1; 2].

В. И. Лях к наиболее важным специфическим координационным способностям относит:

- способность к ориентированию в пространстве;

- способность к равновесию;

- способность к ритму;

- способность к воспроизведению, дифференцированию, оценке и отмериванию пространственных, временных и силовых параметров движений;

- способность к реагированию;

- способность к перестроению двигательной деятельности;

- способность к согласованию движений;

- способность к произвольному мышечному напряжению и расслаблению;

- способность к статокинетической устойчивости [2].

Объединяя целый ряд способностей, относящихся к координации движений, их можно в определенной мере разбить на три группы.

Первая группа — способности точно соизмерять и регулировать пространственные, временные и динамические параметры движений. Координационные способности зависят от «чувства пространства», «чувства времени» и «мышечного чувства», т. е. чувства прилагаемого усилия.

Вторая группа — способности поддерживать статическое и динамическое равновесие. Координационные способности зависят от способности удерживать устойчивое положение тела, равновесие, заключающееся в устойчивости позы в статических положениях и ее балансировке во время перемещений.

Третья группа — способности выполнять двигательные действия без излишней мышечной напряженности

(скованности). Координационные способности, относящиеся к третьей группе, можно разделить на управление тонической напряженностью и координационной напряженностью. Первая характеризуется чрезмерным напряжением мышц, обеспечивающих поддержание позы. Вторая выражается в скованности, закре-пощенности движений, связанных с излишней активностью мышечных сокращений, излишним включением в действие различных мышечных групп, в частности, мышц-антагонистов, неполным выходом мышц из фазы сокращения в фазу расслабления, что препятствует формированию совершенной техники [2].

Проявление координационных способностей зависит от целого ряда факторов:

1) способности человека к точному анализу движений;

2) деятельности анализаторов;

3) сложности двигательного задания;

4) уровня развития других физических способностей — скоростных способностей, динамической силы, гибкости и т. д.);

5) смелости и решительности;

6) возраста;

7) общей психологической подготовленности.

В настоящее время существуют различные взгляды на развитие координационных способностей в процессе подготовки спортсменов лыжников. Одни авторы предлагают интегрировано осуществлять развитие их в ходе технической подготовки. Другие считают, что воздействие на координационные способности не сводится ни к одной из сто-

рон подготовки, а составляют одну из стержневых основ ее содержания. Третьи продолжают рассматривать место координационной тренировки через призму развития ловкости в системе физической подготовки. Наконец, ряд ученых и тренеров убеждены в необходимости выделения координационной подготовки в качестве самостоятельного и важнейшего раздела подготовки спортсмена, которому присущи определенные задачи, средства и методы развития координационных способностей в том или ином виде спорта [1; 3; 4].

В подготовке спортсменов лыжников выделяют три периода — период соревновательной деятельности, переходный период, подготовительный период. Каждый период включает свои цели, задачи, методы и средства тренировки.

Анализ специфики соревновательной деятельности лыжников, который включал педагогические наблюдения, опрос тренеров и спортсменов, позволил выявить наиболее значимые координационные способности: способность к реагированию, ориентации в пространстве, способность к перестроению двигательных действий, способность к равновесию.

В подготовительном периоде наблюдалась преимущественная направленность средств и методов спортивной тренировки на объем и интенсивность (имитация лыжных ходов, кросс по пересеченной местности, упражнения с отягощениями, передвижение на лыжероллерах).

Анализ переходного периода в спортивной тренировке выявил преобладание активного отдыха (использование спортивных игр, упражнений других видов

спорта) и пассивный отдых. Именно в этот период мы сочли возможным разработать программу по совершенствованию координационных способностей, причем именно тех, которые будут необходимы при подготовке лыжников в соревновательном периоде.

Для того, чтобы разработать наиболее эффективную программу совершенствования координационных способностей, необходимо провести качественную и количественную оценку координационных способностей лыжников. В исследовании приняли участие курсанты Кузбасского института ФСИН России — лыжники-гонщики, включенные в группу спортивного совершенствования.

Для оценки способности к реагированию, к ориентации в пространстве и способности к перестроению двигательных действий нами был выбран комплексный тест «Челночный бег 10*10 м, сек. ». Тест хорошо знаком курсантам, так как используется при оценке физической подготовленности на зачете.

Для оценки статического равновесия был выбран тест Ромберга «Аист». Процедура тестирования: испытуемый занимает исходное положение — стойка на одной ноге, другая согнута в колене и максимально развернута кнаружи. Ее пятка касается подколенной чашечки опорной ноги. Руки на поясе, голова прямо. По команде «Готов» испытуемый закрывает глаза, руки вперед, а экспериментатор включает секундомер. Результат — показатель времени удержания позы в секундах.

Для оценки динамического равновесия были выбраны сложные координационные тесты.

1. Балансирование на гимнастической скамье (П. Хиртц).

Процедура тестирования. На расстоянии 150 см от стартовой линии находится перевернутая гимнастическая скамейка. В конце скамейки лежит набивной мяч. Испытуемый пальцами левой руки под правой рукой берется за правое ухо; на ладони правой руки лежит волейбольный мяч. В этом положении по команде «Марш!» курсант бежит по узкой поверхности скамейки до набивного мяча, сталкивает его стопой, поворачивается и бежит обратно по узкой поверхности скамейки. Результат — время бега (в секундах) от линии старта до пересечения с линией финиша.

2. Повороты на гимнастической скамейке (П. Хиртц).

Процедура тестирования. Испытуемый должен выполнить на узкой поверхности гимнастической скамейки 4 поворота (влево и вправо), не падая. Поворот закончен, когда испытуемый вернется в исходное положение. Результат — время выполнения четырех поворотов (с точностью до 0,1 секунды).

Результаты тестирования. После проведения процедуры тестирования было выявлено следующее.

1. Наиболее низкие результаты показали курсанты в тесте Ромберга «Аист». Только один спортсмен показал высший результат в тестировании — 1 мин. Средний показатель по группе — 4,2 сек.

2. Высокий результат был показан в тесте «Челночный бег 10*10 м, сек.». Все

спортсмены выполнили тест на «отлично». Средний показатель по группе — 26,2 сек. Это объясняется тем, что тест является комплексным показателем уровня развития координационных способностей (ориентации в пространстве, способность к реагированию и к перестроению двигательной деятельности), скоростных способностей и уровня развития специальной выносливости. Тренировка этих способностей происходит в течение всего периода спортивной подготовки лыжников-гонщиков. Кроме того, тест часто включается на учебных занятиях и в оценке физической подготовленности на зачете.

3. Средний и выше среднего результат показали курсанты по тесту «Повороты на гимнастической скамейке» — средний показатель по группе 10,8 сек., и по тесту «Балансирование на гимнастической скамье» — средний результат 8,2 сек.

При этом необходимо уточнить, что оценка результатов тестирования координационных способностей лыжников-гонщиков требует дальнейшего изучения.

На данном этапе исследования мы видим, что необходимо включать упражнения на динамическое и статическое равновесие в спортивную тренировку лыжников-гонщиков.

При разработке методики совершенствования координационных способностей у лыжников-гонщиков мы руководствовались следующими положениями

[1; 3].

1. При воспитании координационных способностей используются следующие основные методические подходы:

1) обучение новым разнообразным движениям с постепенным увеличением их координационной сложности;

2) воспитание способности перестраивать двигательную деятельность в условиях внезапно меняющейся обстановки;

3) повышение пространственной, временной и силовой точности движений на основе улучшения двигательных ощущений и восприятий;

4) преодоление нерациональной мышечной напряженности.

2. Используются основные методы:

1) стандартно-повторного упражнения;

2) вариативного упражнения.

3. При разучивании новых достаточно сложных двигательных действий применяют стандартно-повторный метод, так как овладеть такими движениями можно только после большого количества повторений их в относительно стандартных условиях. Метод вариативного упражнения с его многими разновидностями имеет более широкое применение. Его подразделяют на два подметода — со строгой и нестрогой регламентацией вариативности действий и условий выполнения. К первому относятся следующие разновидности методических приемов:

- строго заданное варьирование отдельных характеристик или всего освоенного двигательного действия (изменение силовых параметров, например, прыжки в длину или вверх с места в полную силу, вполсилы; изменение скорости по предварительному заданию и внезапному сигналу темпа движений и пр.);

- изменение исходных и конечных положений (бег из положения приседа,

11

упора лежа; выполнение упражнений с мячом из исходного положения: стоя, сидя, в приседе; варьирование конечных положений — бросок мяча вверх из исходного положения стоя — ловля сидя и наоборот);

- изменение способов выполнения действия (бег лицом вперед, спиной, боком по направлению движения), прыжки в длину или глубину, стоя спиной или боком по направлению прыжка и т. п.);

- «зеркальное» выполнение упражнений (смена толчковой и маховой ноги в прыжках в высоту и длину с разбега, метание спортивных снарядов «неведущей» рукой и т. п.);

- выполнение освоенных двигательных действий после воздействия на вестибулярный аппарат (например, упражнения в равновесии сразу после вращений, кувырков);

- выполнение упражнений с исключением зрительного контроля — в специальных очках или с закрытыми глазами (например, упражнения в равновесии, ведение мяча и броски в кольцо).

Эти приемы носят общий характер и применяются при выполнении различных координационных способностей.

4. Средства для совершенствования статического и динамического равновесия:

1) для статического равновесия:

упражнения с удлинением времени сохранения позы, с исключением зрительного анализатора, с уменьшением площади опоры, с увеличением высоты опорной поверхности, с введением неустойчивой опоры, с введением сопут-

ствующих движений и созданием противодействия (упражнения в парах);

2) для динамического равновесия:

упражнения с изменяющимися

внешними условиями (рельеф, грунт, трасса, покрытие, погода), упражнения с использованием инвентаря (качели, лонжи, центрифуги, координационные лестницы);

3) для сочетанного воздействия на развитие динамического и статического равновесия.

В большом объеме применяются также специальные упражнения на развитие этого качества и совершенствование функций вестибулярного аппарата: наклоны головы вперед, назад, вправо, влево с последующим принятием статических поз; кружение и повороты головы (2 движения в 1 с), быстрые движения головой в различных положениях (2-3 движения в 1 с); прыжки, повороты на 180 и 360° на месте и в движении; наклоны и круговые движения туловищем, кувырки вперед, назад в стороны, то же многократно с последующим выпрыгиванием вверх и с поворотами на 90-180° в прыжке и другие упражнения вращательного характера; сочетание бега, прыжков, кувырков и статических поз с закрытыми глазами. Кроме этого, применяются разного ряда тренажеры (на неустойчивой, вращательной, качающейся, катящейся опоре) как развивающие равновесие, так и укрепляющие суставы.

5. Практические рекомендации:

1) необходимо соблюдать принцип систематичности — при неоправданном перерыве между занятиями происходит потеря мышечных ощущений и их тонких

дифференцировок при напряжении и расслаблении;

2) тренировку необходимо проводить в хорошем психофизическом состоянии;

3) нельзя допускать значительного утомления (физического, психического), так как в этом состоянии снижается четкость мышечных ощущений;

4) упражнения на совершенствование статического и динамического равнове-

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Гусева, Н. А. Совершенствование координационных способностей квалифицированных лыжниц-гонщиц в переходном и подготовительном периоде спортивной тренировки // Физическая культура, спорт — наука и практика. — 2012. — № 2. — С. 5-9.

2. Лях, В. И. О классификации координационных способностей // Теория и практика физической культуры. — 2007. — № 7. — С. 28-30.

3. Назаренко, Л. Д. Средства и методы развития двигательных координаций. — М.: Теория и практика физической культуры, 2003. — 259 с.

4. Шишкина, А. В. Лыжные гонки XXI века: специальная физическая подготовка квалифицированных лыжников-гонщиков. — Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2008. — 347 с.

Сведения об авторах

Аксенова Анна Николаевна: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк, Российская Федерация), доцент кафедры боевой, тактико-специальной и физической подготовки, кандидат педагогических наук. E-mail: [email protected] Пичугин Максим Борисович: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк, Российская Федерация), преподаватель кафедры боевой, тактико-специальной и физической подготовки. E-mail: [email protected]

Information about authors

Aksenova Anna Nikolaevna: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk, Russia), associate professor of the Chair of Combat, Tactical-Special and Physical Training, candidate of pedagogical sciences. E-mail: [email protected] Pichugin Maxim Borisovich: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk, Russia), lecturer of the Department of Combat, Tactical-Special and Physical Training. E-mail: [email protected]

сия необходимо включать в начале основной части занятия. Интервалы между повторениями отдельных упражнений должны быть достаточными для восстановления работоспособности;

5) воспитание координационных способностей должно происходить в тесной связи с развитием других двигательных способностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.