Научная статья на тему 'Дополнительные занятия физической подготовкой на основе каратэ-до и кобудо для учащихся кадетских классов как средство укрепления здоровья и улучшения физической подготовленности'

Дополнительные занятия физической подготовкой на основе каратэ-до и кобудо для учащихся кадетских классов как средство укрепления здоровья и улучшения физической подготовленности Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
248
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / КАДЕТЫ / КАДЕТСКИЕ КЛАССЫ / КАРАТЭ-ДО / КОБУДО / ЗДОРОВЬЕ / PHYSICAL FITNESS / CADETS / CADET CLASSES / KARATE / KOBUDO / HEALTH

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Звягинцев Максим Валерьевич, Обыденников Геннадий Александрович

Служить своей Родине одна из самых благородных целей на свете. Эффективно служить родине может только сильный, здоровый гражданин, который обладает достаточным спектром компетенций для этого. И вопрос физической подготовленности здесь играет одну из главенствующих ролей. В данной статье рассматривается влияние дополнительных занятий каратэ-до и кобудо на здоровье и физическую подготовленность учащихся кадетских классов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Звягинцев Максим Валерьевич, Обыденников Геннадий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADDITIONAL PHYSICAL TRAINING ON THE BASIS OF KARATE-DO AND KOBUDO FOR STUDENTS OF CADET CLASSES AS A MEANS OF IMPROVING HEALTH AND IMPROVING PHYSICAL FITNESS

Serving one's homeland is one of the most noble goals in the world. Only a strong, healthy citizen who has a sufficient range of competencies for this can effectively serve his homeland. And the question of physical fitness here plays one of the dominant roles. This article discusses the impact of additional classes of karate and кobudo on the health and physical fitness of students of cadet classes.

Текст научной работы на тему «Дополнительные занятия физической подготовкой на основе каратэ-до и кобудо для учащихся кадетских классов как средство укрепления здоровья и улучшения физической подготовленности»

Педагогика

УДК 37.047

кандидат педагогических наук Звягинцев Максим Валерьевич

Кузбасский институт Федеральной Службы Исполнения Наказаний России (Новокузнецк); старший преподаватель Обыденников Геннадий Александрович

Новокузнецкий Филиал-Институт Кемеровского Государственного Университета (Новокузнецк)

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКОЙ НА ОСНОВЕ КАРАТЭ-ДО И КОБУДО ДЛЯ УЧАЩИХСЯ КАДЕТСКИХ КЛАССОВ КАК СРЕДСТВО УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ И УЛУЧШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ

Аннотация. Служить своей Родине одна из самых благородных целей на свете. Эффективно служить родине может только сильный, здоровый гражданин, который обладает достаточным спектром компетенций для этого. И вопрос физической подготовленности здесь играет одну из главенствующих ролей. В данной статье рассматривается влияние дополнительных занятий каратэ-до и кобудо на здоровье и физическую подготовленность учащихся кадетских классов.

Ключевые слова: физическая подготовленность, кадеты, кадетские классы, каратэ-до, кобудо, здоровье.

Annotation. Serving one's homeland is one of the most noble goals in the world. Only a strong, healthy citizen who has a sufficient range of competencies for this can effectively serve his homeland. And the question of physical fitness here plays one of the dominant roles. This article discusses the impact of additional classes of karate and rabudo on the health and physical fitness of students of cadet classes.

Keywords: physical fitness, cadets, cadet classes, karate, kobudo, health.

Введение. Цель современного образования - воспитание духовной, высоконравственной личности, которая способна не только защитить свою Родину, но и служить ей, на благо своего народа. Данные характеристики личности не могут быть достигнуты людям с ослабленным физическим и психическим здоровьем. Занятия физической культурой и спортом это наиболее оптимальный способ подготовить себя к различного рода деятельности. По мнению ряда исследователей, одним из эффективных средств физической подготовки являются занятия спортивными единоборствами [5;7;11;14;15].

Основными двигательными качествами у занимающихся единоборствами исследователи считают ловкость, гибкость, быстроту движений и реакции, различные проявления мышечной силы, а также силовую выносливость [3;4;6;13]. В структуре физической (двигательной) подготовленности у лиц, занимающихся различными видами единоборств, доминируют скоростно - силовые качества, сила, силовая выносливость [9].

Двигательные действия во время единоборств - это нестандартные движения, выполняемые с различной интенсивностью [2]. Указанный режим работы позволяет существенно влиять на показатели силы мышц, окружности грудной клетки, частоты сердечных сокращений. У школьников, занимающихся единоборствами, увеличивается физическая работоспособность [2;10].

Упражнения каратэ-до обладают ярко выраженной прикладной направленностью. Эта направленность отвечает решению коллегии Минобразования России, Минздрава России, Госкомспорта России «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации» от 23 мая 2002 года. Среди прочих направлений в совершенствовании процесса физической культуры выделено: физическая культура должна подготавливать к укреплению собственного здоровья, подготавливать к службе в армии, физическая культура должна использоваться для профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата и сердечно-сосудистой системы. Обучение приемам каратэ-до, и обучение прикладному разделу, позволяет даже «хрупкой» девушке противостоять вооруженному нападению или нападению нескольких человек. Прикладная направленность данных средств физической подготовки позволяет избежать многих проблем не только в данный момент времени, но и в дальнейшей жизнедеятельности [11; 14].

Всё вышесказанное актуально для кадетских классов. Дети в кадетских классах с раннего возраста готовят себя к службе на благо родины, вне зависимости от ведомственной принадлежности.

Формулировка цели статьи. В связи с вышеизложенным можно сформулировать цель данной работы разработать программу дополнительных занятий по физическому воспитанию для учащихся X - XI классов на основе упражнений каратэ-до, которые будут способствовать укреплению здоровья, физическому воспитанию учащихся кадетских классов.

Поставленная цель позволяет выделить задачи стоящие перед нами:

1. Разработать программу дополнительных занятий по физическому воспитанию для учащихся X - XI классов.

2. Отобрать практический материал для обучения учащихся из упражнений каратэ-до и кобудо.

3. Экспериментально проверить разработанную нами программу на практике.

Изложение основного материала статьи. Физическое воспитание кадетов направленно на развитие основных физических качеств и обучению основным двигательным умениям и навыкам. В этом возрасте необходимо завершить формирование двигательной базы, для того чтобы выпускник-кадет мог реализовать себя в дальнейшей деятельности не важно продолжит он обучение в профильных ВУЗах или сменит сферу деятельности. Как правило, после обучения в кадетских классах воспитанники поступают в учебные заведения Министерства Обороны Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также Министерства Юстиции Российской Федерации. Воспитанники кадетских школ, кадетских классов охотно поступают в учебные заведения ФСИН России, что подтверждается результатами работы приёмных комиссий. Прекрасно понимая, что данные ВУЗы очень сильно отличаются от гражданских учебных заведений и в них большое внимание уделяется физическому воспитанию курсантов, в таких ВУЗах помимо хорошо знакомых им видов физической активности будут присутствовать и специфические. К специфическим относятся боевые приёмы борьбы (БПБ). БПБ это не просто приёмы рукопашного боя, взятые из спортивных единоборств, а это специфическое средство, которое позволяет, применив технику, ловкость и

силу справиться с противником, который может оказаться сильнее, выше, больше сотрудника. Поэтому в кадетских классах, школах очень популярны занятия спортивными единоборствами.

Как мы уже отмечали выше, занятия спортивными единоборствами очень хороши для физического развития подростков и молодых людей. Занятия единоборствами развивают: скорость, силу, реакцию, помогают уверенно чувствовать себя, адекватно оценивать свои силы, учат преодолевать себя. Однако, как показывает практика, не всегда спортивные единоборства могут положительно сказываться на обучении БПБ. Это происходит из-за специфики самих спортивных единоборств, например, в киокусинкае (стиль каратэ-до) правилами поединка запрещено наносить удары руками в голову, и спортсмены в реальных схватках «на улице» очень часто пропускают такие удары, и таких примеров масса. Также занятия спортивными единоборствами не учат противостоять «вооружённому» противнику, а если и учат, то подразумевается, что защищающийся будет вооружён аналогично. Есть и такой важный момент, само преподавание не унифицировано и каждый преподаватель обучает так, как учили его в своё время.

Выходом из сложившейся ситуации может стать преподавание в таких классах восточных единоборств в частности каратэ-до и кобудо. Это два японских единоборства, которые дополняют друг друга и действительно если каратэ-до (дословный перевод «путь пустой руки») учит противостоять противнику с помощью своих рук и ног, то кобудо (дословный перевод «древнее боевое искусство») учит применять в бою различные хозяйственные инструменты и холодной оружие. Каратэ-до изначально было единоборством, которое было адаптировано для обучения школьников, т.е. были убраны самые опасные и эффективные приёмы, созданы специальные формы тренировок, в кобудо этот процесс прошёл значительно позднее, поэтому преподавать эти две дисциплины вполне возможно в практике кадетских образовательных учреждений. Все методики унифицированы, детально разработаны и отвечают всем требованиям современной теории спортивной тренировки. Большим плюсом для занятий является то, что не требуется специальный инвентарь, достаточно чистого спортивного зала несколько боксёрских «лап», щитов, а также палки различной длины, верёвки, муляжи холодного оружия [8;12].

Исходя из целей нашего исследования мы разработали программ дополнительных занятий каратэ-до и кобудо для кадетских классов. Это были выпускные классы X - XI класс. В X классе преимущественно время было отведено на занятия каратэ-до, а в XI классе м ы к совершенствованию приёмов каратэ-до добавили упражнения кобудо. За основу обучения каратэ-до нами был взят стиль Сётокан. Для изучения были отобраны следующие технические действия [8;12]:

1. Положения тела (стойки): передняя, задняя, фронтальная, широкая фронтальная, ритуальная, полумесяца, боевая а также все перемещения в этих стойках и переходы из стойки в стойку.

2. Удары руками: прямой, боковой, снизу, сверху, наотмашь, ребром ладони, основанием ладони, запястьем, локтем.

3. Удары ногами: прямой, в сторону, круговой, назад, обратный, обратный с разворота.

4. Поединки: учебные, полусвободные и свободные (спортивные).

5. Комплексы (ката): все учебные и усложнённые.

В кобудо изучалась техника работы с шестом, средней палкой, короткой палкой, верёвкой, серпом. Изученные техники сводились в комбинации, а затем в комплексы (ката).

Основной формой занятий по нашей программе является учебно-тренировочное занятия. Учебно-тренировочные занятия носят образовательный, воспитательный, развивающий характер и имеют высокий организационный и методический уровень. Во время учебно-тренировочного процесса достигаются познавательные цели, происходит удовлетворение двигательных потребностей, развивается самостоятельность, воспитывается нравственность. С учетом индивидуальных способностей, занимающихся подбираются оптимальные средства тренировки и методические приемы. Учебно-тренировочные занятия проводились на базе школы-интерната № 74 г. Новокузнецка, три раза в неделю в течении двух учебных лет.

Для определения эффективности разработанной нами программы были проведены: тестовые испытания в начале и конце педагогического эксперимента. Все испытуемые находились под постоянным наблюдением врача. Все испытуемые были практически здоровы и не занимались систематически каким-либо видом спорта.

Главным методом исследования был преобразующий педагогический эксперимент [1]. В нашей работе он использовался для проверки эффективности применения средств каратэ-до и кобудо для физического развития, развития физических качеств кадетов. Были созданы две группы, одна из которых посещала уроки физической культуры и занималась по разработанной нами методике - экспериментальная группа (Э), друга контрольная группа (К) посещала только уроки физической культуры. Обе группы состояли из юношей 16 -17 лет, которые были физически здоровы.

Проведенный в течение двух лет преобразующий педагогический эксперимент, позволил получить данные о влиянии занятий каратэ-до и кобудо, на физическое развитие, развитие физических качеств кадетов.

Под физическим развитием человека понимают комплекс морфофункциональных свойств организма, которые и определяют его физическое развитие. В понятие физическое развитие входят: антропометрические данные, функциональные пробы, нагрузочные тесты.

Уровень физического развития определяют совокупность методов, основанных на измерениях морфологических и функциональных признаков. К морфологическим показателям относят: рост, массу, ЖЕЛ, динамометрию. К функциональным пробам относят: пробы Штанге и Генче, частота сердечных сокращений, индекс Рюффье.

В экспериментальной группе были получены следующие результаты (таблица 1).

Рост, стоя, в экспериментальной группе и в контрольной изменились примерно одинаково.

Масса тела суммарно выражает уровень развития костно-мышечного аппарата, жирового слоя и внутренних органов. Масса тела за период преобразующего педагогического эксперимента также значительно не изменилась.

Жизненная емкость легких, мы считаем изменилась существенно, как у контрольной группы на 210 мл, так и в экспериментальной на 500 мл. Мы связываем это непосредственно с характером физических нагрузок, что и повлекло увеличение ЖЕЛ.

Динамометрия правой кисти в контрольной группе изменилась не значительно. Прирост по данному показателю у юношей экспериментальной группы оказался более значительным и составил 9 кг.

Таблица 1

Показатели физического развития и функциональной подготовленности кадет 16 - 17 лет экспериментальной (Э) и контрольной (К) групп до и после проведения педагогического эксперимента

Показатели Группа Обследование Разница

Исходное Конечное

Рост стоя в см К Э 168 ± 7.4 172 ± 8.4 174 ± 8.2 179 ± 7.4 6 7

Масса тела в кг К Э 61.4 ± 4.6 64.2 ± 5.4 64.5 ± 4.2 67.1 ± 4.4 3.1 2.9

ЖЕЛ (мл.) К 2640+430 2850+340 210

Э 2730+220 3230+160 500

Динамометрия правой кисти в кг К Э 36+7.2 34+5.6 41+4.5 43+3.7 5 9

Частота сердечных сокращений уд/мин К Э 88+5.8 87+4.6 86+3.6 82+2.4 -2 -5

Проба Штанге в сек. К 54+8.2 62+7.8 8

Э 58+4.2 70+3.4 12

Проба Генче в сек. К 12+3.4 14+3.6 4

Э 14+2.2 22+2.1 8

Индекс Рюффье К Э 12.4+2.4 12+3.4 9+1.9 6.2+2.3 - 3.4 - 5.8

Частота сердечных сокращений в контрольной группе значительно не изменилась. Среднегрупповое урежение ритма составило 2 удара. В экспериментальной группе произошло более значительное изменение данного показателя. Урежение частоты сердечных сокращений составило в среднем по группе 5 ударов.

Задержка дыхания на вдохе (проба Штанге) в обеих группах изменилась по-разному. В контрольной группе увеличение произошло в среднем на 8 сек., а в группе экспериментальной изменение более существенно в среднем на 12 сек.

Задержка дыхания на выдохе (проба Генче) изменилась в контрольной группе на 4 секунды, а в экспериментальной группе на 8 секунд.

Индекс Рюффье, который отражает степень тренированности сердечно-сосудистой системы, изменился в обеих группах. В контрольной группе уменьшение индекса составило 3.4 единицы. В экспериментальной группе изменение составило 5.8 единицы.

Таким образом, приведенные результаты физического развития и функциональной подготовленности у кадетов 16 - 17 лет демонстрируют, что занятия каратэ-до и кобудо благотворно влияют на морфофункциональное развитие. И как следствие способствуют гармоничному развитию личности. Полученные результаты также свидетельствуют и о том, что занятия каратэ-до и кобудо не несут отрицательного воздействия на организм кадетов, так как не выявлено отрицательных сдвигов в физическом развитии.

Проведенный в течение двух лет преобразующий педагогический эксперимент позволил получить данные о влиянии занятий каратэ-до и кобудо, на уровень специальной подготовленности отраженный в "тестах по физической подготовленности", т.е. на уровень двигательной подготовленности.

В контрольной и экспериментальной группах кадетов были получены следующие результаты (табл. 2).

Таблица 2

Показатели уровня физической подготовленности кадет 16 - 17 лет экспериментальной (Э) и контрольной (К) групп до и после проведения педагогического эксперимента

Показатели Группы Обследование Разница

Исходное Конечное

Сгибание-разгибание рук в висе на перекладине К Э 8.2+5.4 7.6+2.6 10.4+6.2 8.9+5.5 2.2 1.3

Прыжок в длину с места в см К Э 208.5+10.4 204.2+23.4 218.4+15.2 231.6+12.1 9.9 27.4

Подъём туловища из положения лёжа за 30 сек. К Э 23.5+3.6 21.2+4.5 25.2+2.4 26.4+3.9 1.7 5.2

Бег 1000 метров, в секундах К Э 248.4+15.4 240.2+23.4 216.4+9.4 204+15.4 - 32 - 36.2

Уровень развития собственно-силовых способностей юношей определялся тестом сгибание-разгибание рук на перекладине. Среднегрупповой прирост у юношей контрольной группы составил 2.2 раза, у экспериментальной 1.3.

Прыжок в длину с места на дальность. Позволяет судить о развитии скоростно-силовых качествах мышц ног. В контрольной группе прирост результата составляет 9.9 сантиметра. В экспериментальной группе увеличение результата произошло на 27.4 сантиметра.

Уровень развития скоростной выносливости определялся тестом подъём туловища из положения лёжа на спине. В контрольной группе прирост результата составил 1.7 раза, в экспериментальной группе изменение составило 5.2 раза.

Уровень развития выносливости определялся по результату бега 1000 метров. В контрольной группе улучшение результата произошло в среднем на 32 секунды, в экспериментальной группе прирост результата составил 36.2 секунды.

Таким образом, можно заключить, что показатели двигательной подготовленности у кадетов, которые занимались дополнительными занятиями по физической подготовке значительно улучшились.

Полученные данные требуют дополнительного изучения и объяснения, но они свидетельствуют, что разработанная нами программа дополнительных занятий физической подготовкой на основе каратэ-до и кобудо является очень перспективной в физическом воспитании кадетов. Занятия по нашей программе положительно влияют не только на уровень развития физических качеств, но и на уровень морфофункционального развития.

Выводы:

1. Нами разработана программа дополнительных занятий по физическому воспитанию которая соотнесена со следующим требованиям: массовости; свободному выбору воспитанниками, вида занятий; связь с учебной работой. Это помогает углубленному изучению области физической культуры и спорта через доступность и привлекательность занятий, через соответствие содержания и методики разнообразных форм занятий уровню развития и подготовленности воспитанников.

2. Отобранный нами материал для дополнительных занятий по физическому воспитанию на основе каратэ-до и кобудо доступен для обучающихся. Он позволяет разнообразить занятия, расширить двигательный опыт занимающихся, более успешно развивать физические качества.

3. Проведённый педагогический эксперимент показал, что разработанная нами программа успешно решает поставленные задачи, а именно улучшает физическое развитие и развитие физических качеств, что благоприятно скажется на дальнейшей учёбе кадетов.

4. Конечно, полученные нами данные, требуют дополнительно изучения и объяснения, что будет проведено в дальнейших наших исследованиях.

Литература:

1. Ашмарин Б.А. Теория и методики физического воспитания. - М.: Просвещение, 1990. - 287 с.

2. Геселевич, В.А. Борьба. Медицинский справочник тренера. [Текст] / В.А. Геселевич - М.: Ф. и С. 1981, - С. 65-67.

3. Гуков, Л.К. Спортивное единоборство. [Текст] / Л.К. Гуков. - Мн.: Ураджай, 2000. - 303 с.

4. Иванов, А. Кикбоксинг. [Текст] / А. Иванов. - Киев: Перун, 1995, - 310 с.

5. Кано, Д. Кодокан дзюдо. [Текст] /Д. Кано. - Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс» - 2000. - 448 с.

6. Карамов, С.К. Кэмпо. Сто вопросов. [Текст] / С.К. Карамов. - М.: Тера-Спорт, 1999. - 304 с.

7. Копылов, Ю.А. Джиу-джитсу для девочек [Текст] / Ю.А. Копылов. // Физическая культура в школе, 1993, - №5 - с. 17-18.

8. Маряшин, Ю.Е. Современное каратэ. [Текст] / Ю.Е. Маряшин. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2002. - 186 с.

9. Мороз, А.В. Эффективность выполнения технических действий на основании повышения специальной скоростно - силовой подготовленности борцов: Автореф. дис.... канд. пед. Наук [Текст] / А.В. Мороз. - М., 1983, - 24 с.

10. Прокудин К.Б. Технология построения тренировочного процесса юных каратистов на этапе предварительной подготовки. Автореф. дис.канд. пед. наук. [Текст] / К.Б. Прокудин. - Москва, 2000. - 17 с.

11. Савилов, В.А. Кэндо - путь к мужеству и благородству: Кн. для учащихся старших классов. [Текст] / В.А. Савилов. -М.: Просвещение, 1992, - 144 с.

12. Сарваков, В.А. Комплексная оценка валидности тестов в борьбе самбо. [Текст] В.А. Сарваков. // Теория и практика физической культуры, 1979, - №10. - С. 10-13.

13. Степанов, С.В. и др. Физическая подготовка каратистов 12 - 15 лет (исторические, научные и методические аспекты). [Текст] / Степанов С.В. Дворкин Л.С. - Краснодар: КГАФК, 2002. - 167 с.

14. Фомин, В. Максимум пользы: Восточные единоборства. [Текст] / В. Фомин // Физкультура и спорт. 1989, - №11 - С. 25 - 26.

15. So, D. What is Shorinji Kempo? - Tokyo, 1973. - 260 р.

Педагогика

УДК 796.01

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

кандидат педагогических наук Звягинцев Максим Валерьевич

Кузбасский институт Федеральной Службы Исполнения Наказаний России (Новокузнецк); старший преподаватель Студеникина Светлана Александровна

Новокузнецкий Филиал-Институт Кемеровского Государственного Университета (Новокузнецк)

АНАЛИЗ ТЕСТОВ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СОТРУДНИКОВ ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ

СИСТЕМ РАЗЛИЧНЫХ СТРАН

Аннотация. Эффективная деятельность сотрудников пенитенциарной системы зависит от многих факторов, в том числе и от уровня физической подготовленности. Поэтому, вопрос физической подготовленности является одним из наиболее актуальных. Одним из вопросов является оценка физической подготовленности сотрудников в том числе и то какими средствами она определяется. В данной работе проведён анализ опыта оценки физической подготовленности сотрудников разных стран.

Ключевые слова: физическая подготовленность, пенитенциарная система, оценка физической подготовленности, тесты физической подготовленности.

Annotation. The effective activity of the penitentiary system staff depends on many factors, including the level of physical fitness. Therefore, the issue of physical fitness is one of the most pressing. One of the questions is the assessment of the physical fitness of employees, including the means by which it is determined. In this paper, we analyzed the experience of assessing the physical fitness of employees from different countries.

Keywords: physical fitness, penitentiary system, physical fitness assessment, physical fitness tests.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.