УДК 378
© Позднякова Н. А., Тресвятский Л. А., 2018
СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОСТИ КУРСАНТОВ
ВЕДОМСТВЕННЫХ ВУЗОВ
Современная подготовка курсантов института направлена на формирование нового кадрового состава уголовно-исполнительной системы. Основной целью подготовки является осуществление образовательной и научной деятельности на уровне новейших достижений для удовлетворения потребности пенитенциарной системы. В процессе подготовки особое внимание уделяется формированию ряда качеств личности, лежащих в основе профессиональных компетенций будущего специалиста УИС: духовно-нравственные, психологические, педагогические и волевые качества. В правоохранительной деятельности имеют особо ценное, специальное значение духовно-нравственные нормы.
Содержательный, эмотивный и деятельностные компоненты входят в структуру процесса формирования нравственности курсантов как качества личности. В ходе осуществления процесса формирования нравственности курсантов в институте используются следующие методы: формирование гражданского сознания, организация коллективной общественно полезной деятельности, стимулирование нравственного поведения и гуманистических отношений; самовоспитание профессионально значимых качеств.
Процесс формирования нравственности курсантов УИС будет эффективным при соблюдении ряда положений: научно обоснованное педагогическое руководство процессом обеспечивается с учетом его специфики; стимулируется повышение уровня педагогической компетенции и нравственной культуры курсантов; планомерно и активно применяются методы, технологии, формы нравственного воспитания слушателей как наиболее оптимальные способы решения образовательных задач и некоторые другие положения.
Ключевые слова: нравственность; воспитание; образование; курсант; исполнение наказания.
© Pozdnyakova N. A., Tresviatsky L. A., 2018
SYSTEM OF MORALITY FORMATION OF CADETS IN KUZBASS INSTITUTE OF THE FEDERAL PENAL SERVICE OF RUSSIA
Modern training of cadets of institute is directed to formation of new personnel structure of a penal correction system. A main objective ofpreparation is implementation of educational and scientific activity at the level of the latest developments, for satisfaction of requirement of penal system. In the course of preparation special attention is paid to formation of a number of the qualities of the personality which are the cornerstone of professional competences
of future expert of the penal correction system: spiritual and moral, psychological, pedagogical and strong-willed qualities. In law-enforcement activity spiritual ethical standards have especially valuable, special value.
Substantial, emotive and activity components enter structure of process of morality formation for cadets as qualities of the personality. During implementation of formation process of morality for cadets at the institute are used following methods: formation of civil consciousness, organization of collective socially useful activity, stimulation of moral behavior and humanistic relations, self-education of professionally significant qualities.
Morality formation of cadets in penal correction system will be effective at observance of a number of provisions: the evidence-based pedagogical leadership in process is provided taking into account its specifics; increase in level pedagogical competence and moral culture of cadets is stimulated; methods, technologies of a form for moral education of listeners as the most optimum ways the solution of educational tasks and some other provisions are systematically and actively applied.
Keywords: morality; education; cadet; execution of the punishment.
В соответствии с Концепцией разви- в процессе профессиональной деятельно-
тия ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России на 2016-2020 годы современная подготовка курсантов направлена на формирование нового кадрового состава уголовно-исполнительной системы (УИС). Основной целью подготовки является осуществление образовательной и научной деятельности на уровне новейших достижений, для удовлетворения потребности пенитенциарной системы в специалистах, готовых по своим профессиональным и личностным качествам к службе в УИС [7].
Какое-то время духовно-нравственный аспект в уголовно-исполнительной системе оставался не востребованным в связи со спецификой профессиональной деятельности и организацией форм взаимоотношений между сотрудниками и осужденными, хотя нравственная культура неразрывно связана с различными формами общественного сознания и особенно с системой права. Сотрудник УИС
сти должен уметь организовать профилактику и предупреждение правонарушений, об этом свидетельствуе содержание ряда профессиональных и общепрофессиональных компетенций (ОК12, ПК36, ПК37), описанных в государственном стандарте по специальности 400502 «Правоохранительная деятельность» [7]. А поэтому для осужденных и совершивших правонарушения граждан сотрудник УИС должен оставаться образцом право-послушного и нравственного человека. Таким образом, сотрудник УИС обязан владеть, кроме специальных знаний, компетенций, еще и высоким уровнем нравственной культуры. В связи с этим актуальным остается вопрос формирования нравственности курсантов вузов ФСИН России, обучающихся по специальности «Правоохранительная деятельность».
Вопросы нравственности и нравственного поведения сегодня исследуют
ряд наук: педагогика, психология, культурология, деонтология и нравология. Вопросы нравственности, нравственного и морального поведения изучает этика. А вопросами профессионального применения нравственных норм и ценностей в соответствии со спецификой трудовой деятельности занимается профессиональная этика.
Основными вопросами этики являются процессы возникновения нравственности и морали. Определением понятия «нравственность» занимались Л. М. Архангельский, В. С. Библер, Б. М. Бим-Бад, О. С. Богданова, Б. С. Братусь, А. М. Герасимов, А. А. Гусейнов, О. Г. Дробницкий, Г. М. Код-жаспирова, В. С. Олейников, Л. П. Крив-шенко и др., проблемами нравственного воспитания — А. С. Макаренко, И. П. Подласый, А. В. Сухомлинский, К. Д. Ушинский. Особенностями методики нравственного развития студентов Н. А. Коваль, Т. Г. Мирошникова,
С. Б. Рябчикова. Вопросами развития профессионального образования и совершенствованием нравственных качеств курсантов ведомственных учреждений России занимались С. И. Афанасьев, Л. Г. Бородавко, А. В. Грунин, А. Ю. Ефремов, Н. В Ерошенков, Е. И. Ерошенко-ва, А. Д. Кузнецова, Е. А. Тимофеев и др.
Проанализировав работы исследователей, определим понятия «нравы», «нравственность», «нравственное образование». В педагогике нравы определяются как обычаи, имеющие нравственное значение. Понятие нравы характеризует все формы поведения людей, которые прияты в данном обществе и могут быть
подвергнуты нравственной оценке [8, с. 423]. Чаще под словом «нравы» подразумевается «нравственность» как внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами [8, с. 423].
В работах Л. С. Выготского,
A. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна нравственность выступает этической категорией и представлена как внутренний субъективный план отражения общественной деятельности, а в работах Л. И. Божович, А. А. Гусейнова,
B. С. Олейникова, В. И. Хальзова — как регулятор поведения личности в социуме.
Если под моралью мы понимаем совокупность норм и ценностей общества, то нравственность отражает принятие в реальности данных ценностей и реализацию их в своей повседневной и профессиональной деятельности, что характеризует социальную сущность человека в обществе. Нравственная подготовка личности осуществляется в процессе его нравственного образования.
Нравственное образование понимается как процесс усвоения системы знаний, умений и навыков в области этики и этикета и связанное с ним формирование профессионально-нравственных качеств, развитие нравственного сознания. Нравственное образование тесно взаимодействует с нравственным воспитанием. Изучением вопросов нравственного воспитания занимались педагоги И. А. Ильин, Я. А. Коменский, Д. Локк, И. Т. Пе-сталоцци, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский и др. , вопросами нравственного воспитания в области общей,
профессиональной, военной и юридической педагогики — С. П. Безносов,
A. Т. Иваницкий, А. Д. Кузнецова, И. Н. Мирошниченко, А. В. Найбауэр,
B. С. Олейников, В. П. Сальников, Н. Н. Силкин, В. Я. Слепов, А. М. Столя-ренко, В. И. Хальзов, А. В. Щеглов и др.
Проанализировав подходы исследователей к определению нравственного воспитания, мы рассматриваем его как целенаправленный процесс развития нравственного сознания, нравственных чувств и выработку навыков нравственного поведения, основанного на выборе волевых действий в пользу моральных норм, в процессе самоопределения и самоуправления в соответствии с ними, на преодоление и разрешение жизненных противоречий, проблем, конфликтов и столкновений.
Под формированием мы понимаем социально-нравственное, профессиональное становление личности обучающегося, приобщение их к совокупности устойчивых знаний, навыков, умений, личностных качеств, определяющих его общую нравственно-правовую культуру в ходе обучения, воспитания и в процессе повседневной жизни.
Формирование профессиональных качеств личности — это целенаправленный процесс включения обучающегося в систему учебно-деятельностных отношений.
В процессе подготовки в ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России особое внимание уделяется формированию ряда качеств личности, лежащих в основе профессиональных компетенций будущего специалиста системы УИС; это качества:
- духовно-нравственные (чувства чести и достоинства, чувства гражданского долга и патриотизма, беспристрастность, нетерпимости злу, верности присяге, толерантности, ответственности за совершенные поступки и т. д.);
- психологические (способности переносить тяготы службы, не терять самообладания в экстремальной ситуации и т. д.);
- педагогические (готовность к воспитанию личного состава, способность осуществлять педагогическую деятельность в сфере публичной и частной жизни и т. д.);
- волевые (целеустремленность, решительность, настойчивость в достижении цели, выдержка, самообладание);
- физические (способность преодолевать физические нагрузки, сохранять работоспособность и т. д.).
В правоохранительной деятельности имеют особо ценное, специальное значение духовно-нравственные нормы, перечисленные выше. Эти нормы можно разделить на: нормы служебного этикета при обращении к гражданам, обращении граждан к сотруднику, приеме населения, общении с гражданами, общении с коллегами, с начальником, телефонных переговорах и др.; профессионально-деонтологические нормы, регламентирующие действия и поступки сотрудников УИС. Перечисленные нормы отражены в служебных документах — уставах, положениях, наставлениях, директивах, инструкциях и т. п. Н. В. Ерошенков выделяет специфические для будущей профессиональной деятельности курсантов нравственные нормы, которые он разде-
ляет на три группы: нормы-запреты, нормы-рамки и нормы-образцы [3].
Нормы-запреты не позволяют курсанту, сотруднику УИС нарушать субординацию, дисциплину, унижать достоинство гражданина, относиться к осужденному только как к преступнику, занимать пассивную позицию в обществе. «Нормы-рамки определяют пределы допустимости свободного действия курсантов и активизируют их деятельность. Так, если нормы-запреты выполняют принудительную функцию, то нормы-рамки — побудительную функцию долга. Нормы-рамки (будь честен, справедлив, почитай достоинство граждан, не делай зла и т. д.) преимущественно воплощены в нравственных заповедях, кодексах, уставах и т. п.» [3, с. 137]. Нормы-образцы опираются на общественный авторитет, самосознание курсанта. Они являются своеобразной моделью будущего поведения, который реализуется в повседневной жизни. Воплощение в практический опыт нормы-образца и является конечной целью профессионально-нравственной подготовки курсантов, по мнению Н. В. Ерошенкова [3, с. 138].
Используя представленную выше классификацию нравственных норм, внесем их в построенную нами модель формирования нравственного воспитания курсантов вузов ФСИН России, обучающихся по специальности «Правоохранительная деятельность».
Анализ теоретических исследований, посвященных нравственному воспитанию и формированию профессиональных качеств личности, позволил выделить осо-
бенности процесса формирования нравственного воспитании курсантов УИС:
- преднамеренность и сознательность действий (включает целенаправленное обучение и воспитание, осуществляемое во взаимодействии с коллективом курсантов и педагогами образовательной организации);
- комплексность и взаимосвязь элементов (учебная и воспитательная работа образовательного учреждения ориентирована на формирование тех качеств личности, которые включает в себя нравственность);
- нелинейность (становление убеждений, воспитание чувств, формирование привычек не строится в порядке простой последовательности, так как развитие личности индивидуально). Становление нравственной культуры личности в вузе тесно связано с развитием внутреннего мира курсанта. Развитие внутреннего мира курсанта зависит от воспитания, полученного в детстве, условий жизни до поступления в вуз, культурного уровня развития, от психологических и физиологических черт, наклонностей;
- социальная обусловленность (отношение личности к установленной системе правил, установок, запретов УИС).
В ходе работы с курсантами вузов ФСИН России были выделены сущность и содержание нравственного воспитания, а также структурные компоненты данного процесса (содержательный, эмотивный и деятельностный). Содержательный компонент характеризуется совокупностью знаний, понятий, оценок, представлений о нравственности, нравственном поведении, нормах и правилах морали,
ценностных установках, правовой ответственности, регламентирующих деятельность правоохранительной системы. Содержательный компонент проявляется также в осознанном восприятии нравственных и правовых норм, принятых в обществе, выражается в стремлении курсанта всегда действовать в соответствии с заданными нормами. Именно на основе знаний данных норм и правил происходит формирование регуляторной стороны нравственной личности, а далее — и нравственного поведения курсанта.
Содержательный компонент неразрывно связан с эмотивным, который включает в себя чувства, переживания, эмоционально-чувственное осознание курсантами усвоенных нравственных качеств личности.
Деятельностный компонент выражается в виде действий, направленных на осознанное проявление нравственного поведения при прохождении практики, при решении практических, правовых задач требующих моральную оценку.
Определяя измерители для каждого компонента, нами был разработан критериально-оценочный аппарат сформи-рованности нравственных качеств личности, в который вошли когнитивно-нормативный, мотивационно-ценностный, эмоциональный, волевой и рефлексивный критерии.
Когнетивно-нормативный критерий характеризует понимание нравственности как необходимой черты личности сотрудника УИС, ориентирует на изучение нормативно-правовых основ правоохранительной деятельности и осознание необходимости регуляции собственного
поведения в профессиональной сфере в соответствии с изученными нормативными документами. Данный критерий включает знание этики, правил служебного этикета, умение анализировать собственное поведение, стремление к повышению образовательного уровня.
Мотивационно-ценностный предполагает наличие мотивов профессиональной деятельности с позиции нравственного отношения к осужденным и гражданам, совершившим правонарушения, убежденность в правильности выбора профессии сотрудника УИС, внутренняя готовность к исполнению приказов. Ценностная составляющая эмотивного компонента включает в себя такие категории нравственности, как доброта, честность, справедливость, искренность, долг перед страной, гражданами, которые представляют собой отношение курсанта к профессии с осознанием таких понятий, как «благо», «честь», «совесть», «долг» и т. д. Таким образом, ценности являются содержательной стороной профессиональной деятельности курсанта правоохранительной системы. Ценности невозможно познать рационально, они могут быть приняты курсантом в системе создания в образовательном учреждении атмосферы доверия, эмоциональной включенности, удовлетворенности коллективом, в котором находится курсант. Ценности, таким образом, выступают как регулятор отношений с окружающей действительностью, взаимодействия с другими. Индивидуальная система ценностей создается и реализуется опытом деятельности курсанта, которая рождается во взаимодействии с коллективом, педагогами и т. д.
Эмоциональный критерий включает в себя положительное восприятие воспитательного воздействия, способность к эмпатии, устойчивость переживаний, наличие чувства собственного достоинства, проявление эмоций, чувства долга, сопереживания, чувств патриотизма, гражданственности, эмоциональной отзывчивости в реализации профессиональной деятельности.
Волевой критерий предполагает наличие проявлений настойчивости, усердия, сознательности в реализации приказов, распоряжений при выполнении профессионального долга. Воля проявляется в установке на преодоление трудностей, самостоятельном решении проблемных задач, прогнозировании последствий, промежуточных и конкретных результатов деятельности. Борьба мотивов и выбор решений личностью, обладающей сильной волей, происходит быстро и аргументированно. Проявление самоконтроля в экстремальных ситуациях, выполнение поставленных руководством профессиональных задач — необходимые элементы профессиональной деятельности сотрудника УИС.
Рефлексивный критерий. Умение оценивать результаты осуществленной деятельности, обосновывая собственную позицию. Адекватность самооценки себя, своего поведения. Адекватность самооценки в свою очередь влияет на практическую деятельность курсанта и уровень его нравственной ответственности. С самооценкой связаны удовлетворенность и неудовлетворенность курсанта (сотрудника), возникающие в результате достижения успехов и неудач. Соотношение
самооценки с нормативно-правовой базой правоохранительной деятельности. Самоанализ действий и умение оценивать и анализировать собственное поведение в образовательной и будущей трудовой деятельности. Самоконтроль помогает отслеживать ход выполнения действий, сравнивать полученные результаты корректировать собственную деятельность курсантов [6].
Рефлексия оценочной деятельности проходит ряд стадий:
- до начала действий — как способ прогнозирования ее хода и результатов;
- в процессе выполнения нравственно ответственных действий по отношению к осужденным — как способ регуляции;
- в результате деятельности на основе сопоставления собственного ответственного поведения с нормами и правилами, имеющимися в УИС.
Итак, содержательный, эмотивный и деятельностные компоненты входят в структуру процесса формирования нравственности курсантов как качества личности. Внутренне стремление к нравственному поведению связано в первую очередь с отношением курсантов к содержанию нравственного поведения, а также с уровнем сформированности таких качеств, как чувство долга, нравственной ответственности, дисциплинированности, исполнительности, настойчивости, гражданской позиции, патриотизма. Поэтому можно говорить о формировании нравственности у курсантов вузов ФСИН России лишь при условии наличия у них осознанной деятельности, проявлении эмоционально-волевых
усилий, адекватной самооценки и навыков самоконтроля.
В качестве средств измерения сфор-мированности когнитивно-нормативного, мотивационно-ценностного, эмоционального, волевого и рефлексивных критериев у курсантов УИС можно использовать следующие диагностики: опросник А. А. Реана; опросник В. Л. Марищука «Социально полезные и нравственные качества личности»; анкету Б. Баса «Направленность личности»; тест-анкету Б. И. Додонова «Эмоциональная направленность»; методики Е. Ф. Бажина, Е. А. Голыгина, направленные на выявление уровня субъективного контроля и др.
Процесс нравственного образования курсантов ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России целенаправленно осуществляется в процессе изучения следующих специальных и общих дисциплин: «Профессиональная этика и служебный этикет», «Психология», «История государства и права», «Обеспечение прав человека в деятельности правоохранительных органов», «Воспитательная работа с осужденными», «Пенитенциарная педагогика», «Антикоррупционная деятельность УИС».
В процессе формирования нравственности возможно применение следующих организационных форм работы: индивидуальные (личные беседы, выполнение индивидуальных курсовых работ, заданий, поручений), социально-коллективные (общие собрания, мероприятия, присяга, другие торжественные ритуалы, празднования памятных дат, про-
хождение учений, научно-практические конференции); общественно-массовые.
В процессе осуществления процесса формирования нравственности курсантов в вузе используются методы формирования гражданского сознания; организации коллективной общественно полезной деятельности; стимулирования нравственного поведения и гуманистических отношений; самовоспитания профессионально значимых качеств.
Эффективность воспитания нравственного поведения, по мнению Н. В. Ерошенкова, достигается путем «организации и самоорганизации воспитательного коллектива, повседневного общения, взаимодействия, самодеятельности и педагогического воздействия (коллективной игры, коллективного самоуправления, коллективного самообслуживания, единых требований); методов повседневного систематического целенаправленного общения, товарищеского, доверительного взаимодействия в обыденных и экстремальных ситуациях (социальной защиты, уважения, педагогического требования, убеждения, предупреждения, осуждения, доверия, сочувствия, принятия решений, проблемных ситуаций); методов личностной самодеятельности методов педагогического и психологического сопровождения педагогом личности курсанта в целях коррекции его сознания и поведения, стимулирования или торможения его деятельности, обращения к личности в жизненных ситуациях (разъяснения, создания ситуации успеха, актуализации мечты, упражнения, поощрения, наказания) и др.» [4, с. 38].
Технологии, которые применяются в - стимулируется повышение уровня
системе нравственного воспитания кур- педагогической компетенции и нрав-
сантов ФСИН России — это дискуссии ственной культуры курсантов;
по проблемным вопросам, технологии - планомерно и активно применя-
решения конкретных ситуаций (case- ются методы, технологии, формы нрав-
study), имитационные игровые техноло- ственного воспитания слушателей как
гии, проектная деятельность. наиболее оптимальные способы решения
В заключение хотелось бы отметить, образовательных задач [1];
что, на наш взгляд, процесс формирова- - максимально используются воспи-
ния нравственности курсантов уИС бу- тательные возможности учебной группы
дет эффективным при соблюдении ряда как коллектива, педагогическая деятель-
положений: ность которого организуется на основе
- научно обоснованное педагогиче- нравственных ценностей и отношений
ское руководство процессом обеспечива- [1];
ется с учетом его специфики и при реали- - усиление направленности содер-
зации принципов как основополагающих жания учебного материала осуществляет-
требований; ся с позиций значимости нравственного
воздействия на курсантов.
Литература
1. Афанасьева, С. И. Нравственное воспитание слушателей учебных центров ФСИН России и педагогические условия его совершенствования : автореф. дис. ... канд. пед. наук. — Рязань, 2011.
2. Бим-Бад, Б. М. Педагогический энциклопедический словарь. — М.: Большая российская энциклопедия, 2002.
3. Ерошенков, Н. В., Ерошенкова, Е. И. Сущность и специфика профессиональной нравственности курсантов вузов МВД России // Научные ведомости БелГУ. Серия: Гуманитарные науки. — 2015. — № 24 (221).
4. Ерошенков, Н. В. Воспитание профессиональной нравственности курсантов в вузе МВД России // Вестник БелЮИ МВД России. — 2015. — № 1.
5. Ерошенков, Н. В. Моделирование процесса профессионально-нравственной подготовки будущих полицейских в вузе МВД России // Научные ведомости БелГУ. Серия: Гуманитарные науки. — 2013. — № 27 (170).
6. Ивашко, Н. Н. Адаптация курсантов к образовательной среде вуза ФСИН России : автореф. дис. ... канд. пед. наук. — Новокузнецк, 2009.
7. Концепция развития ФКОУ ВПО Кузбасский институт ФСИН России на 2016-2020 годы — Режим доступа: http://ki.fsin.su/upload/territory/Ki/upload/koncep_ inst_2020.pdf (дата обращения: 05.12.2017).
8. Ожегов, С. И., Шведова, Н. Ю. Толковый словарь русского языка. — М.: Азбуковник, 1999.
Сведения об авторах
Позднякова Наталья Анатольевна: Сибирский государственный индустриальный университет (г. Новокузнецк, Российская Федерация), доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин, кандидат педагогических наук. E-mail: [email protected] Тресвятский Лев Алексеевич: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк, Российская Федерация), доцент кафедры пенитенциарной психологии и пенитенциарной педагогики, доктор культурологии, доцент. E-mail: [email protected]
Information about the authors
Tresvyatsky Lev Alekseevich: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk, Russia), associate professor of the Department of Penal Psychology and Penal Pedagogics, doctor of œlturology, assistant professor. E-mail: [email protected] Pozdnyakova Natalya Anatolyevna: Siberian State Industrial University (Novokuznetsk, Russia), associate professor of Social and Humanitarian Disciplines, candidate of pedagogical sciences. E-mail: [email protected]
УДК 81: 37.016
© Пушкарева И. А., 2018
РЕАЛИЗАЦИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
В статье рассматривается использование межкультурного подхода в методике преподавания иностранного языка. Актуальной задачей на практических занятиях по иностранному языку становится обучение учащихся юридической терминологии как средству вербализации нового знания, формирование межкультурной компетенции и развития умения работать с различными источниками информации.
В статье обсуждается взаимосвязь между автором и читателем как необходимое условие для успешной межкультурной коммуникации. Подчеркнуто, что межкультурный подход актуализирует образовательную и воспитательную функции обучения.
Ключевые слова: межкультурный подход; межкультурная компетенция; юридическая терминология; источники информации; язык; межкультурная коммуникация; языковая ситуация.