Научная статья на тему 'Некоторые проблемы реализации воспитательной работы сотрудников УИС'

Некоторые проблемы реализации воспитательной работы сотрудников УИС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
185
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЦЕСС ВОСПИТАНИЯ / PROCESS EDUCATION / РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА / SPEECH CULTURE / СОТРУДНИК УИС / AN EMPLOYEE OF UIS / ФГОС ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ / FSES OF THE THIRD GENERATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Долгин Дмитрий Сергеевич

В данной статье автор рассматривает некоторые проблемы, связанные с процессом воспитания сотрудников УИС, выявленные в ходе изучения нормативно-правовых документов, регламентирующих данную сферу образовательной деятельности. Особого внимания заслуживают вопросы речевой культуры сотрудников УИС, рассматриваемой автором в качестве интегрированного свойства личности в целом, выявляющего уровень ее развитости, образованности и воспитанности. Автором предлагаются некоторые предложения, касающиеся отражения данной проблемы в имеющихся нормативно-правовых документах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some Problems of realization of educational work of the prison staff

In this article the author considers some problems related to the process of education of the prison staff identified in the course of studying of normative legal documents regulating this sphere of educational activity. Particularly noteworthy are the issues of speech culture of the prison staff, considered by the author as the integrated properties of the whole person, revealing the level of development, education and education. The author offers some suggestions regarding the reflection of this problem in existing legal documents.

Текст научной работы на тему «Некоторые проблемы реализации воспитательной работы сотрудников УИС»

Педагогика

УДК 376.1

преподаватель Долгин Дмитрий Сергеевич

Кузбасский институт федеральной службы исполнения наказаний (г. Новокузнецк) НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СОТРУДНИКОВ УИС

Аннотация. В данной статье автор рассматривает некоторые проблемы, связанные с процессом воспитания сотрудников УИС, выявленные в ходе изучения нормативно-правовых документов, регламентирующих данную сферу образовательной деятельности. Особого внимания заслуживают вопросы речевой культуры сотрудников УИС, рассматриваемой автором в качестве интегрированного свойства личности в целом, выявляющего уровень ее развитости, образованности и воспитанности. Автором предлагаются некоторые предложения, касающиеся отражения данной проблемы в имеющихся нормативно-правовых документах.

Ключевые слова: процесс воспитания, речевая культура, сотрудник УИС, ФГОС третьего поколения.

Annotation. In this article the author considers some problems related to the process of education of the prison staff identified in the course of studying of normative legal documents regulating this sphere of educational activity. Particularly noteworthy are the issues of speech culture of the prison staff, considered by the author as the integrated properties of the whole person, revealing the level of development, education and education. The author offers some suggestions regarding the reflection of this problem in existing legal documents.

Keywords: process education, speech culture, an employee of UIS, FSES of the third generation.

Введение. В рамках современного времени, характеризующегося далеко не однозначными процессами, происходящими в политической, экономической, правовой и других сферах жизни, назрела насущная необходимость выработки новых организационно-методических и педагогических подходов к воспитательной работе сотрудников УИС. При этом необходимо учитывать новые реалии в организационно-штатной структуре ФСИН России и подчиненных подразделений. В силу сказанного одним из приоритетных направлений в реализации данного вида деятельности является нравственное воспитание, чему, в частности, и посвящена данная статья.

Формулировка цели статьи. Как отмечает В.А. Уткин, знание основных нравственных принципов является основой морального сознания сотрудника учреждений, исполняющих наказания [7, с. 88]. Однако преобразование этих знаний в убеждения и принципы, безупречное соблюдение законов морали в служебной деятельности зависит от общего уровня культуры сотрудника, его постоянного стремления к самосовершенствованию, противостоянию негативным воздействиям профессиональной среды. По нашему мнению, ключевой здесь представляется фраза общий уровень культуры, составной частью которой является культура речи - такой набор и такая организация речевых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач [4, с. 13]. Из данного определения вытекает, что только овладение этикой общения и общепринятыми языковыми нормами будет способствовать эффективному решению поставленных коммуникативных задач в той либо иной области человеческих отношений (в том числе и профессиональных). Подробным образом нами были рассмотрены правовые нормативные документы, касающиеся данного вопроса, позволяющие говорить о том, что в них не поставлена задача, направленная на формирование такой важнейшей составляющей личности сотрудника УИС, как культура речи, языковая культура. Вместе с тем именно высокий уровень языковой культуры способствует накоплению и сохранению языкового опыта, а правильное и уместное использование языковых единиц различных уровней - качественной реализации поставленных перед сотрудником УИС задач, связанных с выполнением профессионального долга и возложенных на него обществом и государством обязанностей. Таким образом, речевая культура, на наш взгляд, является неотъемлемой частью коммуникативной культуры в целом.

Изложение основного материала статьи. Языковая культура сотрудника УИС, который представляет специфическую среду конкретного профессионального сообщества, должна воспитываться и формироваться посредством применения ряда комплексных педагогических приемов и методов, внедряемых как с помощью общеобразовательных средств дисциплин гуманитарного цикла, так и в процессе непосредственной систематической воспитательной работы. Основу такого комплексного процесса должно составлять согласованное единение языковой компетенции с общей культурой личности. Эту гармонию возможно достичь посредством углубления гуманистического направления процесса образования, чему способствует формирование гуманитарной среды специализированного вуза, а также реализация в процессе обучения программ элективных курсов, направленных на повышение общего культурного и языкового уровня и расширяющих кругозор будущих профессионалов УИС. Работа подобного рода может реализовываться в группах, проектной деятельности, ролевых и деловых играх, различных дискуссиях, диспутах, способствующих развитию активной коммуникативной среды, способствующей формированию и воспитанию культуры языковой личности. Такая коллективная работа способствует тому, что каждый курсант выполняет ряд определенных ролей, функций, способствующих реализации общей цели посредством общения с другими членами коллектива. Кроме того, данная работа содействует усвоению норм, правил, принципов деловой коммуникации, а также личному «их принятию, присвоению и отношению к ним, как к собственным»[2, с. 196]. Ряд ученых среди причин недостаточной успешности в профессиональной деятельности называют слабое владение специфическими навыками общения (неумение контролировать свою речь, мимику, жесты и т. д.), а также неспособность выстраивать отношения с другими членами служебного коллектива. Этот факт подтверждают и различные коммуникативные ошибки в порождении высказывания - неверное употребление слов, слабая аргументация (убедительность), нелогичность, сложность высказывания (несоответствие уровню мышления и словарному запасу партнера по коммуникации); профессиональная коммуникативная деформация, употребление жаргонизмов и бранной лексики и др. С целью иллюстрации сказанного представим некоторые данные, полученные в рамках осуществленного нами эксперимента, состоящего из нескольких этапов. Так, нами было проведено анкетирование курсантов 1-го, 3-го, 4-го и 5-го курсов ФКОУ ВО Кузбасского института ФСИН России

очной формы обучения, в ходе которого респондентам предлагалось ответить на следующий вопрос, выбрав один из ответов:

1) употребляете ли Вы в своей речи жаргонные слова и выражения?

А. Да, постоянно. Б. Иногда. В. Никогда.

Курсанты 1-го года обучения следующим образом ответили на поставленный вопрос: Да, постоянно -41 человек, или 82 %; второй вариант выбрали 6 курсантов, или 12 % и лишь 3 человека (6 %) ответили, что никогда не используют в своей речи жаргонных слов и выражений.

Курсанты 3 года обучения показали следующие результаты. На первый вопрос менее половины респондентов (24 человека, т.е. 48 %) выбрали в качестве ответа вариант А, т.е. жаргонная лексика используется ими в речи регулярно; 11 курсантов (22 %) иногда используют данную группу лексики и лишь 9 человек (18 %) из числа опрашиваемых отрицательно ответили на поставленный вопрос.

Среди курсантов 4-го года обучения вырисовалась следующая картина: 14 человек выбрали в качестве ответа первый вариант, или 28 %; 8 человек предпочли второй вариант ответа - иногда, что составило 16 %, и 28 курсантов (56 %) на поставленный вопрос ответили отрицательно.

Наконец, представим результаты, полученные при анкетировании курсантов 5-го, выпускного курса. Вариант А. Да, постоянно выбрали лишь 4 курсанта, т.е. 8 %, 5 курсантов ответили, выбрав вариант Б. Иногда (10 %), 29 человек на поставленный вопрос ответили отрицательно (т.е. 82 %).

На задание продолжить предложение: Сквернословие - это ... были выявлены практически одинаковые реакции как у курсантов 1-го, так и 4-го курсов, в большинстве своем оценивающим данное явление как негативное. Однако ответы по содержанию и семантической наполняемости различны. Приведем некоторые ассоциаты, возникшие у курсантов 1-го года обучения: бранная лексика (5), нецензурная лексика (10), грубая лексика (12), бесстыдная лексика (1), древний пласт исконно русских слов (1), это грех (1), так говорят некультурные люди (2), это плохо (2). Отметим также, что встречаются и положительное отношение к сквернословию: это невинная привычка (2) выражение эмоционального состояния (3), эмоциональные высказывания, необходимые в современной жизни (3), то, без чего невозможна русская речь (3), то, что помогает самоутвердиться (2), проявление независимости (2), способность быть независимым, не подчиняться общепринятым запретам (2).

Курсанты старшего курса представили следующие понимания сквернословия: нарушение этического кодекса российского офицера (12), нарушение речевой нормы и этических правил, принятых в современном обществе (6), нарушение границ норм и приличий (8), проявление антикультуры (11), то, что вредит физическому и душевному здоровью (9), оружие людей, неуверенных в себе (4).

При проведении заключительного этапа исследования нами была использована типология стилей общения, разработанная А.Н. Суховым и В.М. Поздняковым еще в 1993 году. В качестве реципиентов были привлечены курсанты 1-го и 5-го годов очной формы обучения общей численностью 120 человек. Реципиентам предлагалось ответить на следующий вопрос: Какой стиль общения Вы считаете наиболее приемлемым в своей профессиональной деятельности:

1) жесткий, не терпящий возражения;

2) мягкий, требовательный, справедливый.

Результаты следующие: 65 % опрашиваемых в качестве ответа выбрали 1 вариант (т.е. 78 чел.) и 35 % (42 чел.) считают наиболее продуктивным 2-й стиль общения. Считаем важным отметить, что по курсам данный показатель представлен следующим процентным соотношением: 20 % курсантов - выпускников отметили жесткий, не терпящий возражения стиль общения, оставшиеся 45 % приходятся на младших курсантов.

Столь высокий показатель у курсантов старших курсов говорит о соответствующем уровне речевых умений, что способствует грамотному и ясному выражению мысли, достижению смысловой полноты и целостности высказывания, логичному, связному, содержательному и продуктивному ее построению, служит более полной реализации личности в профессиональной сфере. Кроме того, характерной чертой речевой деятельности сотрудников УИС выступает ее доказательная база с обязательной опорой на факты, информационные источники. В соответствии с требованием современного времени сотрудник УИС должен владеть достаточными знаниями и сформированными навыками и умениями взаимодействовать с коллегами. В свете представленных результатов считаем важным разрабатывать методики, опирающиеся на ассоциативно-рефлекторную концепцию обучения, в основе которых лежат общедидактические принципы, а также выделенные И.М. Сеченовым и И.П. Павловым «закономерности условно-рефлекторной деятельности головного мозга человека; именно в мозге происходит постоянный процесс образования условно-рефлекторных связей - ассоциаций. Они представляют собой своеобразный опыт, жизненный багаж индивидуума. От того, какие ассоциации будут устойчивыми и закрепятся в сознании, зависит индивидуальность каждой личности»[9, с. 83].

Как было отмечено выше, в имеющихся на сегодняшний день нормативных документах отсутствуют строгие требования к содержанию, структуре и качеству воспитательной работы курсантов, прописаны лишь общие положения, ни в каких подотчетных показателях не упоминается воспитательная деятельность. Однако она является одним из показателей, подлежащих анализу и оцениванию работу вуза при его аттестации и аккредитации. В структуре Министерства юстиции отсутствуют подразделения, курирующие воспитательный блок работы в подведомственных образовательных учреждениях. ФГОС нового поколения отмечают, что при разработке основных образовательных программ (ООП) необходимо исходить из возможностей конкретного вуза в воспитании социально личностных компетенций выпускников. Для достижения поставленных целей и получения ожидаемых результатов при реализации ООП необходимо решить задачу организации системы учебно-воспитательной работы, касающейся формированию общекультурных компетенций будущих сотрудников УИС. При этом сама сформированная социогуманитарная среда вуза рассматривается как совокупность элементов, влияющих на сложный процесс образования, включающий обучение и воспитание и создающий необходимые условия для самоактуализации студентов. Разумеется, воспитательный процесс в вузе должен включать разнообразные приемы и методы, базироваться на определенных принципах и технологиях, соответствующих особенностям студенческого возраста. Реалии сегодняшнего дня диктуют необходимость разработки в каждом специализированном вузе, осуществляющим подготовку сотрудников для УИС, концепции воспитания, базирующейся на общих нормативных документах, что будет способствовать организации многообразной и эффективной

воспитательной деятельности в отдельно взятом учреждении. Такая концепция должна включать сущностные характеристики воспитательного процесса (цели, задачи, содержание), базироваться на определенных гуманистических основах, принципах и установках, отражать средства реализации процесса воспитания (т.е. учебно-воспитательные технологии), механизмы воспитания и критерии достижения результатов. В основу воспитательной работы сотрудников УИС необходимо положить принцип верифицируемости, на базе которого должны разрабатываться объективные диагностически заданные критерии эффективности воспитательной деятельности образовательного учреждения. Конфессиональная открытость процесса воспитания способствует участию в нем различных светских и официальных религиозных организаций, накопивших многовековой опыт воспитательной деятельности, базирующийся на непреходящих человеческих ценностях. Педагогика, основанная на личностно ориентированном подходе, учитывает возникновение в учебном и внеучебном процессе различных конфликтных ситуаций, в результате которых субъекты воспитания поставлены в ситуации, диктующие необходимость совершения определенных поступков, затрагивающих эмоционально-чувственную сферу курсанта и ставящие его в ситуацию нравственного выбора, диктующего необходимость проявления лучших личностных качеств, активной гражданской и профессиональной позиции, гуманизм, т.е. то, что ученые называют ситуационно-событийным механизмом.

Отметим, что в Федеральном казенном образовательном учреждении высшего образования «Кузбасский институт Федеральной службы исполнения наказаний» в 2016 году разработана и активно внедряется в практическую деятельность Программа развития вуза на период до 2020 года, где четко представлено содержание мероприятий по реализации поставленных стратегических задач по вопросам образования и воспитания, включающих те материальные ресурсы, о которых говорилось выше. Это не только способствует качественному достижению воспитательных целей, поставленных перед вузами, но и переход данного вида деятельности на качественно новый, планомерный и последовательно реализуемый уровень. В основу Программы положены системный, социокультурный и компетентностный подходы. Не вдаваясь в подробности каждого из обозначенных подходов, отметим, что основополагающим считаем первый, системный подход, на базе которого формируются социологический и компетентностный. Именно он способствует пониманию термина образовательная система.

В связи со сказанным представляется важным подчеркнуть, что воспитание понимается профессорско-преподавательским составом института как органичная составляющая профессионального образовательного процесса, теснейшим образом связанная с обучением и научной деятельностью. Первостепенным принципом воспитательной работы в вузе является принцип профессионально ориентированного воспитания, из которого вытекает ряд важнейших задач: 1) развитие профессионального мотивирования; 2) формирование общей и профессиональной культуры; 3) социализация и всестороннее развитие личности; 4) воспитание гражданственности и патриотизма.

Современные тенденции развития общества, а также новые педагогические технологии образовательного процесса диктуют необходимость обращения к личности специалиста, его мотивационной, смыслообразующей и целеполагающей сферах, учета того бесспорного обстоятельства, что понятия личность и специалист следует рассматривать как неразделимые, в их органическом единстве. Бесспорным является и тот факт, что 10 % учебного времени, отведенные на блок гуманитарных и социально-экономических дисциплин, не способны сформировать общекультурные компетенции, отраженные в стандарте третьего поколения. В связи с этим представляется необходимой актуализация всех ресурсов внеучебной деятельности. Немаловажные модификации наблюдаются и в педагогических подходах и методах, которые характеризуются активным переходом от авторитарных методов и методик общения участников образовательного процесса к свободному партнерству и сотрудничеству в учебно-воспитательной сфере.

Считаем важным отметить, что образовательный процесс сотрудников УИС вписывается в рамки общероссийской образовательной концепции. В 2011 году начался постепенный переход на ФГОСы третьего поколения, выработанные в полном соответствии с Комплексом мероприятий по реализации приоритетных направлений развития системы образования Российской Федерации на период до 2010 года и Планом мероприятий по реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации на 2005-2010 годы, продиктованные теми социально-экономическими преобразованиями, которые происходили в нашей стране, равно как и во всем мире. В концепции модернизации российского образования подчеркивается необходимость подготовки на рынок труда конкурентноспособного специалиста, готового к плодотворной деятельности на уровне мировых стандартов, стремящегося к постоянному профессиональному росту, социально и профессионально мобильному. Согласно Болонскому соглашению, во всех образовательных программах в странах-участницах выработаны единые требования к уровню сформированности профессиональных компетенций, а также единое понимание их содержания. В документальных материалах ЮНЕСКО рассматривается целый комплекс компетенций, формирующих желательный результат образования. Так, в докладе международной миссии по образованию для XXI века «Образование: сокрытое сокровище» Жак Делор озвучил четыре основополагающих принципа, на которых базируется образовательный процесс: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить [1, с. 121]. «Этим были, по сути, определены основные, глобальные компетентности» [8, с. 230]. На наш взгляд, выделенные принципы подчеркивают, что образование и воспитание следует рассматривать как единый процесс, направленный на развитие всесторонне развитой личности.

В свете сказанного одним из важных и злободневных направлений педагогических исследований является изучение языковой личности выпускника высшего учебного заведения в рамках компетентностного подхода в противовес знаниевой парадигмы, сформировавшейся в отечественной образовательной системе. Что касается системы подготовки всесторонне развитых специалистов для УИС, то компетентностный подход в этой области дает свои положительные результаты. Это объясняется тем, что в отличие от традиционной образовательной системы, характеризующейся поддерживающим, адаптационным характером, новый, компетентностный подход к обучению и воспитанию представляется более фундаментальным, носящим деятельностный характер и направленным на всестороннее профессиональное развитие будущего специалиста, в которых так нуждается сегодня УИС. Курсанты как будущие сотрудники УИС обязаны уметь объяснять свои конкретные действия и поступки, выполнять поставленные перед ними задачи, а также, опираясь на собственный опыт, оценивать результаты своей деятельности. Рассматривая процесс образования именно с такой позиции, важным представляется выделить принцип комплектности,

представляющийся нам одним из основополагающих. Именно он управляет процессами генерирования «системы знаний, взглядов и убеждений современного человека»[3, с. 11]. Применение данного принципа в дидактике способствует не только планомерному отбору и структуризации учебного материала, актуализации методов и форм обучения, но и нацеливает преподавателя на поиск и использование комплексных форм организации обучения, способствуя тем самым единству учебного и воспитательного процессов, что, в свою очередь, направлено на вырабатывание и совершенствование современного стиля мышления обучающихся.

Таким образом, в результате всего сказанного выше можно сделать следующие выводы.

Выводы. Вопросы планомерного воспитательного процесса, реализующегося в системе УИС, вписываются в общеобразовательную парадигму, являясь неотъемлемой ее частью. Реорганизация и развитие учебно-воспитательной системы в современной российской педагогике ставят перед ней вопросы, на которые необходимо представить научно обоснованные ответы. Вместе с тем существующие знания не могут этого сделать. Возможно лишь говорить о том факте, что современная педагогическая система характеризуется повышенным вниманием к человеческому фактору. Из этого следует, что увеличение требований подобного рода на всех ступенях образовательного процесса не должно быть оторванным от жизни, что приведет к недооцениванию эмоциональной, эстетической составляющих личности, ее воли и желаний. Таким образом, целью современного образования в целом (в том числе и при подготовке высококвалифицированных специалистов для УИС) является воспитание культурной личности, что в итоге способствует развитию всех ее сторон, становясь своеобразным стартом для дальнейшего самосовершенствования профессионала. Это, в свою очередь, будет содействовать реализации собственной индивидуальности, успешному взаимодействию с другими людьми в социуме.

На современном этапе развития высшего образования воспитание сотрудников УИС как сложной, органической системы приобретает все большую значимость, становясь одним из важнейших компонентов профессиональной подготовки специалистов для УИС в условиях активно расширяющихся технологий. В связи со сказанным организацию воспитательной работы следует отнести к числу приоритетных направлений работы специализированных вузов. Кроме того, рассматриваемое направление деятельности вузов ФСИН является эффективным способом формирования у курсантов творческой и профессиональной мотивации, ответственности за выполняемую работу, активной позиции, а также общекультурных и профессиональных компетенций.

Имеющиеся на сегодняшний день нормативно-правовые акты, касающиеся организации воспитательной работы в вузах, готовящих специалистов для работы в УИС, позволяют говорить о том, что в них отражены лишь вопросы правового регулирования. В то же время приходится, к сожалению, говорить об отсутствии подходов к реализации интересующего нас направления с позиций опыта, накопленного педагогической мыслью в целом.

В связи со сказанным считаем необходимым отдельным пунктом в имеющихся законодательных актах отразить вопросы повышения уровня речевой культуры курсантов и сотрудников УИС. Именно она представляется нам в качестве интегрированного свойства личности в целом, выявляющего уровень ее развитости, образованности и воспитанности. Актуальность выделения данного аспекта в отдельное направление продиктована современными культурологическими процессами, роль которых возрастает вместе с развитием человеческой цивилизации, т.к. сама по себе «... цивилизация является лишь совокупностью всех технологий, призванных обеспечивать культурное развитие всех типов социумов.» [1, с. 121]. Правоту сказанного подтвердим высказыванием Д.С. Лихачева, отметившему, что «когда в обществе высокий уровень культуры во всех смыслах, то легче решаются экономические задачи, повышается дисциплина. Без культуры резко понижается уровень самосознания, человек перестает вообще отдавать себе отчет, что он делает, поддается инстинкту» [5, с. 220].

Литература:

1. Жак Д. Организация и контроль работы с проектами // Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению: сб. по дидактике высш. шк. Белорус. гос. ун-т. - Минск: Пропилен, 2001. - С. 121.

2. Красникова Е.А. Этика и психология профессиональной деятельности: учебник. М.: Форум: Инфра-М,

2005, с. 196.

3. Кудашова Е.И. Роль принципа комплексности в современной дидактике // Формирование и развитие научных знаний студентов и школьников с опорой на комплексный системный подход: Материалы IV Международной научно-практической конференции. - Горно-Алтайск (13-15 июля), 2017. - С. 11.

4. Культура русской речи и эффективность общения. - М., 1996. - С. 13.

5. Лихачев Д.С. Избранное: мысли о жизни, истории, культуре / Д.С. Лихачев. - М.: Рос. фонд культуры,

2006. - 336 с. - С. 220.

6. Массовая культура и массовое искусство. «За» и «против». - М.: Гуманитарий. Академия гуманитарных исследований, 2003. - С. 6.

7. Теория и методика профессиональной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы: Материалы межрегиональной научно-практической конференции / Под ред. Заслуженного юриста РФ, д.ю.н., профессора В.А. Уткина. - Томск: Изд-во «ДИВО», 2006. - С. 88.

8. Терехина Н.Н., Усынин В.В. Компетентностный подход как методологическая основа современных образовательных технологий // Методология педагогики: педагогическая наука и педагогическая практика как единая система: Материалы международной научно-практической конференции. - Ч. 1., Челябинск, 2012. - С. 228-239. - С. 230.

9. Фахурдинов Р.Р., Кононова Т.А. Роль и значение военно-профессиональной мотивации курсантов в учебном процессе военного вуза // Формирование и развитие научных знаний студентов и школьник4ов с порой на комплексный системный подход: Материалы IV Международной научно-практической конференции. Горно-Алтайск (13-15 июля), 2017. - С. 83.

Педагогика

УДК: 378

кандидат филологических наук, доцент Евстигнеева Марина Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург); аспирант 3 курса Косырева Наталья Ивановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИНГВОКОММУНИКАТИВНОЙ

КУЛЬТУРЫ

Аннотация. В статье рассматривается процесс формирования лингвокоммуникативной культуры как формирование осознанного отношения студентов к повышению своего уровня лингвокоммуникативной культуры, совокупности знаний студентов по данной проблеме в комплексе коммуникативных умений и навыков в различных сферах общения.

Ключевые слова. Коммуникативные умения, лингвокоммуникативная культура, функции лингвокоммуникативной культуры.

Annotation. The article deals with the process of formation of linguo-communicative culture as the formation of the students' conscious attitude towards raising their level of linguo-communicative culture, the knowledge of the students on this problem in the complex of communicative skills and skills in various spheres of general knowledge.

Keywords. Communicative skills, linguo-communicative culture, functions of linguo-communicative culture.

Введение. При формировании лингвокоммуникативной культуры важное место занимают также знания и представления коммуникантов. Коммуникативное взаимодействие будет успешным в том случае, когда партнеры обладают максимально общим знанием. Коммуникативные знания - это обобщенный опыт человечества в коммуникативной деятельности, отражение в сознании людей коммуникативных ситуаций в их причинно-следственных связях и отношениях.

Формулирование цели статьи. Целью работы является определить процесс формирования лингвокоммуникативной культуры, основной структурной единицей которой являются коммуникативные умения, которым уделяется особое внимание в процессе формирования исследуемого качества. Развитие коммуникативных умений представляет собой развитие личности в контексте прошлого и настоящего опыта и основу коммуникативного сотрудничества личностных содержаний. Результатом развития коммуникативных умений является реально достигаемый высокий уровень интеграции совместной деятельности.

Коммуникативные знания включают в себя знания таких понятий как «коммуникация», «коммуникативная культура», «лингвокоммуникативная культура»; а также знания норм вербального и невербального поведения в родной и иноязычной культуре; знание лексики различной тематической обусловленности.

Коммуникативные умения иностранного языка представляют собой осознанные коммуникативные действия на иностранном языке, при помощи которых появляется дополнительная возможность быстрого и точного отражения ситуаций, которые обеспечивают успешность восприятие и понимания объективной действительности. Это и обеспечивает результативность и эффективность коммуникации.

Таким образом, формирование лингвокоммуникативной культуры предполагает:

- совершенствование коммуникативных умений и навыков;

- формирование коммуникативно-речевой культуры;

- развитие психических функций способностей, связанных с речевым общением;

- акцентирование воспитательного аспекта.

Изложение основного материала статьи. Специфика процесса формирования лингвокоммуникативной культуры в содержании, функциях, связях лингвокоммуникативной культуры связана с другими сторонами педагогического процесса и развития личности. Лингвокоммуникативная культура включает все базовые функции коммуникативной культуры, но они также приобретают свою специфику. Это коммуникативная, регулятивная, креативная, аксиологическая функции и функция интеркультурной коммуникации.

Коммуникативная функция включает в себя потребность человека в общении с себе подобными и вызвана биологическими и социокультурными условиями. Большинство ученых сходятся во мнении, что коммуникативная культура является одним из компонентов общей культуры личности и представляет собой совокупность таких знаний, умений, навыков, которые позволяют ей результативно использовать свои психические, физические, личностные качества для эффективного решения коммуникативных задач.

Регулятивная функция лингвокоммуникативной культуры регулирует поведение личности, что имеет ряд своих определенных особенностей. Психика человека представляет собой неоднородное поле взаимодействующих сил биологического и социального происхождения. Способность лингвокоммуникативной культуры преодолевать возникающие противоречия является признаком ее зрелости, и именно этой цели служит регулятивная функция.

Креативная функция предполагает развитие творческих способностей и определяет творческий характер совместной деятельности преподавателя и студента в образовательном процессе.

Аксиологическая функция связана с системой ценностей. Появление ценностей есть результат деятельности человека, его взаимодействия с миром, с другими людьми. Уровень лингвокоммуникативной культуры студента будет высоким в том случае, если студент способен усвоить определённую общественно необходимую систему ценностей.

Функция интеркультурной коммуникации обеспечивает диалоговое взаимодействие, предполагающее ориентацию речевого поведения коммуникантов на особенности лингвокоммуникативной культуры и способствующее адекватному взаимопониманию и духовному взаимообогащению представителей различных лингвокультурных общностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.