Научная статья на тему 'Формирование профессиональной коммуникативной компетенции курсантов вузов ФСИН России'

Формирование профессиональной коммуникативной компетенции курсантов вузов ФСИН России Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
91
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / PROFESSIONAL COMMUNICATIVE COMPETENCE / ВЕДОМСТВЕННЫЙ ВУЗ / DEPARTMENTAL UNIVERSITY / КУРСАНТ / CADET / АНКЕТИРОВАНИЕ / QUESTIONNAIRE SURVEY / КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / ASCERTAINING EXPERIMENT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Никитина Татьяна Васильевна

Данная статья посвящена проблеме формирования профессиональной коммуникативной компетентности курсантов в ведомственном вузе. Цель работы определить уровень сформированности профессиональной коммуникативной компетенции курсантов вузов ФСИН России на основе интерпретации данных констатирующего эксперимента. Для реализации исследовательских задач использовались следующие методы исследования: анализ и обобщение педагогической и воспитательной деятельности, анкетирование, обобщение педагогического опыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Никитина Татьяна Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of Professional Communicative Competence of Cadets of Institutes of Higher Education of the Federal Penal Service of Russia

This article deals with the problem of formation of professional communicative competence of cadets in the departmental institution. The aim of this work is to determine the level of formation of professional communicative competence of cadets of universities of the Federal Penal Service on the basis of data interpretation of an experiment. For realization of research tasks the following methods of research were used: the analysis and generalization of pedagogical and educational activities, survey and the synthesis of pedagogical experience.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональной коммуникативной компетенции курсантов вузов ФСИН России»

Т. В. Никитина

УДК 372.881.161.1

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ ФСИН РОССИИ

1С уровню подготовки сотрудника правоохранительных органов в целом и уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) в частности предъявляются особые требования, так как от эффективности выполнения должностных обязанностей и профессионализма во многом зависит общественное спокойствие и укрепление государственной власти.

Для сотрудников УИС важной составляющей профессиональной подготовки является коммуникативная компетенция, так как от них, помимо знаний закона, нормативно-правовой документации требуются еще и определенные коммуникативные способности: умение убеждать, заинтересовать, учитывать индивидуально-психологические особенности собеседника. Но, как показывает практика, уровень коммуникативной подготовки многих сотрудников УИС не отвечает современным требованиям, предъявляемым к деятельности учреждений и органов ФСИН России.

Основной причиной сложившейся ситуации, на наш взгляд, является имеющееся противоречие между возрастающей потребностью в специалистах, имеющих высокий уровень владения профессиональной коммуникацией, и отсутствием приемлемой методической системы формирования и развития профессиональной коммуникативной компетенции будущих офицеров УИС.

Цель исследования - определить уровень сформированности профессиональной коммуникативной компетенции курсантов вузов ФСИН России на основе интерпретации данных констатирующего эксперимента.

Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

- провести анкетирование курсантов и профессорско-преподавательского состава;

- проанализировать наблюдения и беседы курсантов и преподавателей;

- определить уровень коммуникативных и организаторских склонностей курсантов;

- оценить уровень сформированности профессиональной коммуникативной компетенции, используя метод самооценки курсантов.

Для определения уровня сформирован-ности профессиональной коммуникативной компетенции курсантов вузов ФСИН России мы использовали несколько взаимодополняющих методик: авторскую анкету для курсантов, авторскую анкету для преподавателей, анализ наблюдений и бесед курсантов и профессорско-преподавательского состава; методику «Самооценка профессиональной коммуникативной компетенции», методику оценки коммуникативных и организаторских склонностей (В. В. Синявский, Б. А. Федорищин).

Достоверность получаемых выводов на основе используемых методик обеспечивалась сопоставлением данных, полученных каждой отдельной методикой, с результатами других, успеваемостью курсантов [5, с. 117]. В целом были применены методы исследования, адекватные предмету исследования.

Так, нами было проведено анкетирование, в котором приняли участие 408 курсантов 1-4 курсов. При составлении анкеты была выбрана открытая форма по неструктурированному типу, предоставляющая респонденту максимальную свободу в выборе ответа и полузакрытые вопросы.

Заканчивая определение «коммуникативная компетенция - это...», 40,2 % опрошенных привели следующее определение: готовность к взаимодействию для достижения определенной цели; 17,6 % - процесс общения посредством языка; 14,7 % - хорошее владение русским языком; 9,8 % - искусное использование языка в качестве средства общения; 6,9 % - умение излагать свои мысли; 4,9 % - вид коммуникативного способа обще-

20///.3

ния; 3,9 % - способность к передаче и обмену информацией; 1,9 % курсантов затруднились дать определение.

При перечислении известных видов речевой деятельности курсантами были названы слушание - 53,9 %, чтение - 51,9 %, письмо -48 %, говорение - 41 %, письменная - 17,6 % устная - 15,7 %, монолог, диалог - 13,7 % профессиональная - 6,9 %, мышление - 5,9 %, перевод - 4,9 %, повседневная - 2,9 %, жестами - 2 %, выступления перед аудиторией - 1 %.

Из них вызывают особые затруднения следующие виды: у 19,3 % опрошенных затруднение вызывает письмо, т. к. допускается большое количество ошибок. Прежде всего, это может быть связано с тем, что некоторые курсанты имеют низкий уровень школьных знаний по русскому языку или русский язык является для курсанта неродным, что вызывает определенные сложности. Чтение и говорение вызывают затруднения у 12,5 % респондентов, в основном, как следствие врожденных особенностей. У 11,5 % курсантов затруднение вызывает слушание, т. к. они отвлекаются и, в силу своих возрастных особенностей, не могут надолго сконцентрировать свое внимание. Перевод, как следствие незнания иностранного языка, вызывает затруднения у 4,9 % курсантов. Затруднений не имеется у 1 % опрошенных, так как данные курсанты отметили, что русский язык является для них родным. 51 % опрошенных воздержались от ответа, так как считают, что затруднений не имеют, что спорно, поскольку можно сделать вывод о том, что данные курсанты не разграничивают виды речевой деятельности (говорение, чтение, слушание, письмо) и ее формы (устная, письменная, диалог, монолог и т. д.).

На вопрос «Какие умения, с Вашей точки зрения, должны обеспечивать успешную коммуникацию в самых разных ситуациях?» были получены следующие ответы: умение слушать - 31,4 %, грамотность - 30,1 %, коммуникабельность - 25,9 %, начитанность (большой словарный запас) - 16,9 %, красноречие -16,4 %, жестикуляция - 15,7 %, тактичность -

11,7 %, эмоциональность - 10,5 %, культура речи - 10,3 %, ораторское мастерство - 5,6 %, искренность - 5,4 %, развитая мимика - 4,6 %, чистота речи - 2,9 %, разносторонность развития - 1,9 %, чувство юмора - 1,2 %, хладнокровие - 1 %, логика - 0,7 %.

При этом респонденты считают, что в их речи достаточно хорошо развиты следующие характеристики, способствующие успешной коммуникации: грамотность - 20 %, эмоциональность - 18,6 %, тактичность - 15,2 %, простота речи - 14,4 %, юмор - 13 %, дикция -

12.2 %, правильная интонация - 9,3 %, умение слушать - 8,8 %, конкретность - 7,8 %, постановка голоса - 6,6 %, чистота речи -6,6 %, владение русским языком - 1 %.

В качестве недостатков собственной речи были указаны низкий уровень грамотности -23,5 %, слова-паразиты - 20,3 %, маленький словарный запас, тавтология - 19,4 %, неправильная постановка ударения - 15,2 %, дефекты речи (заикание, картавость, шепелявость) и очень быстрое произношение - по

10.3 %, употребление нецензурной лексики -8,8 %, и, по мнению 5 % опрошенных, у них нет недостатков.

В числе личностных качеств, мешающих успешному овладению речью, были перечислены следующие: лень - 27,45 %, трудно быстро сформулировать мысль в устной речи - 25 %, волнение - 24,3 %, неусидчивость - 18,6 %, нет таких качеств - 18,4%, плохая память - 15,7 %, вспыльчивость -8,08 %.

Таким образом, большинству курсантов лень мешает совершенствовать свою речевую деятельность и, как следствие, вызывает трудности при формулировании своих мыслей.

На вопрос «Хотите ли Вы совершенствовать свою коммуникативную компетенцию? Почему?» курсанты ответили следующим образом: совершенству нет предела - 25 %, повысить культурный уровень - 23 %, чтобы правильно выражать свои мысли - 13,7 %, для карьерного роста - 10,8 %, чтобы пополнить словарный запас -10 %, чтобы убеждать людей в правильности принимаемых решений - 6,1 %; нет, так как русский язык мой родной - 15 %; может быть - 5,6 %.

Формулируя, каким с коммуникативной точки зрения должен быть идеальный сотрудник УИС, были получены следующие ответы: коммуникабельным - 33,5 %, психически устойчивым - 31,3 %, грамотным -27,7 %, тактичным - 20,3 %, компетентным -18,6 %, обладать чувством юмора - 18,4 %, убедительным - 17,9 %, хорошо владеть русским и знать иностранный язык - 17,4 %, должен уметь слушать - 16,2 %, прямолинейным - 14,7 %, соблюдать закон - 12,7 %, воспитанным - 12, 5%, знать Конституцию РФ - 3,6 %.

Судя по ответам курсантов на данный вопрос, не все из них понимают значение понятия «коммуникативный», так как некоторые указали качества, не связанные с ним (спортивный, знающий закон, Конституцию РФ и др.).

Таким образом, анализ данных, полученных с помощью анкетирования курсантов, позволил установить, что большинство опрошенных понимает, что такое коммуникативная компетенция, и дает описательное определение соответствующему понятию. Около 50 % опрошенных верно, но не всегда полно указывают виды речевой деятельности. Недостатки собственной речи курсанты связывают с низким уровнем грамотности и словарного запаса, использованием слов-паразитов и нецензурной лексики, дефектами речи.

Среди умений, обеспечивающих успешную коммуникацию, курсанты называют умение слушать, грамотность, коммуникабельность, большой словарный запас, красноречие. Отмечается критическое отношение курсантов к собственной речи: в 95 % анкет указаны не только ее недостатки, но и личностные качества, мешающие успешному овладению речью (лень, волнение, плохая память, неумение быстро сформулировать высказывание). 80 % опрошенных хотели бы совершенствовать свою речь для повышения своего культурного уровня и успешности в карьере.

Кроме анкетирования курсантов для определения уровня сформированности коммуникативной компетенции на этапе констатирующего эксперимента совместно с сотруд-

никами психологической службы отделения по работе с личным составом было проведено исследование с использованием методики оценки коммуникативных и организаторских способностей личности В. В. Синявского и Б. А. Федорищина [6].

Анализ результатов показал, что из 408 человек низкий уровень сформированности определен у 54 %; средний - у 39 %; высокий -у 7 % курсантов.

На основе требований ФГОС ВО к результатам освоения программы бакалавриата нами была разработана методика «Самооценки профессиональной коммуникативной компетенции курсантов» (в зависимости от направления подготовки, по которому обучаются курсанты: 40.03.01 - Юриспруденция и 36.03.02 - Зоотехния), согласно которой курсанту было необходимо оценить себя по де-вятибальной шкале и определить уровень сформированности у себя профессиональной коммуникативной компетенции на основе выставления себе баллов, характеризующих владение способами действия профессиональной коммуникативной компетенции. Наименьший балл на основе самооценки курсантов был выставлен следующим способам действия профессиональной коммуникативной компетенции: способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5); курсантами, обучающимися по направлению подготовки Юриспруденция, -способность владеть необходимыми навыками профессионального общения на иностранном языке (ОПК-7).

Данные самооценки в анкетах в сопоставлении с данными самооценки профессиональной коммуникативной компетенции свидетельствуют о том, что они имеют достаточно низкий уровень организаторских и коммуникативных умений, слабо владеют навыками профессионального общения на русском и иностранном языках, не в полной мере стремятся развивать у себя качества, необходимые для успешной коммуникации.

Кроме вышеперечисленных методик, нами был проведен анализ наблюдений и бесед

20///.3

курсантов и профессорско-преподавательского состава.

Преподаватели отметили, что зачастую в межличностном общении курсанты испытывают трудности, проявляющиеся в неумении установить контакт с собеседником, выслушать, понять его позицию, найти необходимые языковые средства для ясного и точного выражения мысли. Курсанты (особенно младших курсов) чувствуют себя скованно в ходе публичного выступления, редко вступают в диалог, как правило, взаимодействие с однокурсниками носит шаблонный, формальный характер «на бытовом уровне» [2, с. 121].

Кроме того, профессорско-преподавательский состав отмечает, что существуют речевые ошибки, связанные с нарушением норм современного русского языка, которые начинают проявляться на 2 и последующих курсах обучения. Так, например, встречаются случаи нарушения курсантами орфоэпических норм, т. е. неправильно произносят слова и ставят ударения. Из наиболее часто встречающихся были названы: ходатАйство, прИбыть, дОговор, осУжденный, спецсредствА, описЕй.

Также стоит заметить, что в речи кур-сайтов встречаются нарушения морфологических норм, например, употребление слова в неправильном роде и падеже. В частности, при употреблении слов, называющих профессии, род деятельности и звания можно услышать: заведующая, курсантка и др. Также неправильно используют форму множественного числа: рапортА, кителЯ, приговорА, лекторА, выговорА, отпускИ и др. Еще одним нарушением морфологических норм является смешение степеней сравнения прилагательных. Например, нередко можно услышать такие выражения, как более красивее, более правильнее и др.

Также курсанты допускают нарушение синтаксических норм. В качестве примера были приведены следующие выражения: оплатить за проезд, отзыв на книгу, повлекло к затратам, свойственный для животного и др.

Кроме того, было отмечено, что в устной речи у курсантов нередко присутствуют сло-

ва-паразиты, такие как ну, как бы, это, вот, короче, эээ, так и др., что свидетельствует о недостаточном словарном запасе обучающихся.

Несмотря на то, что дисциплина «Русский язык и культура речи» изучается курсантами на первом курсе, по истечении небольшого количества времени нарушения норм в речи курсантов возникают вновь. Возможно, свой отпечаток накладывает языковая среда, в которой они постоянно находятся, впитывая речевые ошибки окружающих. В связи с этим необходимо выработать у курсантов своего рода языковой иммунитет, то есть способность индивида противостоять речевой деструктивности среды, сохраняя свою идентичность на основе духовно-нравственной целостности [1, с. 94]. А для этого необходим высокий уровень не только коммуникативной, но и общей культуры.

Опрос преподавателей на предмет того, должна ли, по их мнению, преподаваемая ими дисциплина формировать профессиональную коммуникативную компетенцию курсантов, показал, что 30 % респондентов ответили отрицательно, 70 % - «да, так как будущая профессия предполагает общение с личным составом, взаимодействие с должностными лицами учреждений».

Подводя итог проведенной в ходе нашего исследования диагностики сформированно-сти коммуникативной компетенции курсантов, мы получили объективные данные, свидетельствующие о том, что их коммуникативная компетенция недостаточно развита для будущей профессиональной деятельности.

Анализ результатов диагностики, проведенной разными методами на разных материалах, позволил сделать следующие выводы. Кроме формирования профессиональной коммуникативной компетенции курсантов в рамках изучения дисциплины «Русский язык и культура речи», необходимо включение коммуникативных блоков профильной направленности в циклы общепрофессиональных и профессиональных дисциплин, а также в программы практик в рамках реализации образовательной программы [3, с. 89]. Данную работу необходимо проводить всем участникам

учебно-воспитательного процесса: профессорско-преподавательскому и командному составу института, практическим сотрудникам УИС, курсантам. Кроме того, необходимо создать для курсантов условия, которые будут способствовать их самостоятельной работе по формирования профессиональной коммуникативной компетенции [4, с. 96].

АННОТАЦИЯ

Данная статья посвящена проблеме формирования профессиональной коммуникативной компетентности курсантов в ведомственном вузе. Цель работы - определить уровень сформированности профессиональной коммуникативной компетенции курсантов вузов ФСИН России на основе интерпретации данных констатирующего эксперимента. Для реализации исследовательских задач использовались следующие методы исследования: анализ и обобщение педагогической и воспитательной деятельности, анкетирование, обобщение педагогического опыта.

Ключевые слова: профессиональная коммуникативная компетенция, ведомственный вуз, курсант, анкетирование, констатирующий эксперимент.

SUMMARY

This article deals with the problem of formation of professional communicative competence of cadets in the departmental institution. The aim of this work is to determine the level of formation of professional communicative competence of cadets of universities of the Federal Penal Service on the basis of data interpretation of an experiment. For realization of research tasks the following methods of research were used: the analysis and generalization of pedagogical and educational activities, survey and the synthesis of pedagogical experience.

Key words: professional communicative competence, departmental University, cadet, questionnaire survey, ascertaining experiment.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дерябина Н. А. Развитие языковой личности студентов в процессе изучения иностранного языка в вузе: дис. ... канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2013. - 235 с.

2. Зорина О. С. Формирование коммуникативной компетенции будущих инженеров: дис. ... канд. пед. наук. - Нижний Новгород, 2016. - 240 с.

3. Никитина Т. В. Профессиональная коммуникативная деформация сотрудников уголовно-исполнительной системы // Юридическая психология. - 2017. - № 1.

4. Никитина Т. В., Никитин П. И. Учет специфики профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы при разработке модели подготовки выпускника юридического профиля в Пермском институте ФСИН России // Проблемы правоохранительной деятельности. - 2016. - № 3. -С. 90-96.

5. Рябухина Е. А. Моделирование дифференцированного обучения речевой деятельности в старших классах на основе компе-тентностного подхода: дис. ... д-ра пед. наук. -Москва, 2013. - 537 с.

6. Синявский В. В., Федорошин В. А. Коммуникативные и организаторские склонности [Электронный ресурс]. - URL: http://testoteka. narod.ru/lichn/1/17.html.

И. А. Сафонов

УДК 355.232.6

АКТИВНЫЕ ФОРМЫ

ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ

В ПРОЦЕССЕ

ФОРМИРОВАНИЯ

ПРОЕКТНО-

ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРЫ

ысокие требования к профессиональной подготовке офицерского состава - залог успешного функционирования любой воен-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.