Научная статья на тему 'Характеристика авторской методики самооценки профессиональной коммуникативной компетенции курсантов вузов ФСИН России'

Характеристика авторской методики самооценки профессиональной коммуникативной компетенции курсантов вузов ФСИН России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
111
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / САМООЦЕНКА / МЕТОДИКА ОЦЕНКИ / МЕТОД СУБЪЕКТИВНОГО ШКАЛИРОВАНИЯ / УРОВЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никитина Т.В.

Исходя из содержания и структуры профессиональной коммуникативной компетенции, определены категории для парного сравнения, тем самым получен инструмент для измерения уровня сформированности данной компетенции у курсантов. Проведен мониторинг уровня сформированности профессиональной коммуникативной компетенции до и после педагогического эксперимента. Проанализированы полученные результаты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никитина Т.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Характеристика авторской методики самооценки профессиональной коммуникативной компетенции курсантов вузов ФСИН России»

YAK 378.14.014.13 ББК 74.489.0

T.B. НИКИТИНА

T.V. NIKITINA

ХАРАКТЕРИСТИКА АВТОРСКОЙ МЕТОДИКИ САМООиЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕН0ИИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ ФСИН РОССИИ

CHARACTERISTIC OF THE AUTHOR'S TECHNIQUES OF SELF-ASSESSMEN OF PROFESSIONAL COMMUNICATIVE COMPETENCE OF CADETS OF UNIVERSITIES OF THE FEDERAL PENAL SERVICE

Исходя из содержания и структуры профессиональной коммуникативной компетенции, определены категории для парного сравнения, тем самым получен инструмент для измерения уровня сформированности данной компетенции у курсантов. Проведен мониторинг уровня сформированности профессиональной коммуникативной компетенции до и после педагогического эксперимента. Проанализированы полученные результаты.

Based on the contents and structure of the professional communicative competence, the categories for pair comparison are determined, thus a tool for measuring the level of formation of this competence in cadets is obtained. The level of professional communicative competence formation before and after pedagogical experiment is monitored. The obtained results are analyzed.

Ключевые слова: компетенция; профессиональная коммуникативная компетенция; самооценка; методика оценки; метод субъективного шкалирования; уровень сфор-мированности компетенции.

Key words: competence; professional communicative competence; self-assessment; evaluation methodology; subjective scaling method; the level of formation of competence.

К уровню подготовки сотрудника правоохранительных органов в целом и уголовно-исполнительной системы (далее УИС) в частности предъявляются особые требования, так как от эффективности выполнения должностных обязанностей и профессионализма во многом зависит общественное спокойствие и укрепление государственной власти. Но, как показывает практика, уровень коммуникативной подготовки многих сотрудников УИС не отвечает современным требованиям, предъявляемым к деятельности учреждений и органов ФСИН России.

Основной причиной сложившейся ситуации, на наш взгляд, является имеющееся противоречие между возрастающей потребностью в специалистах, имеющих высокий уровень владения профессиональной коммуникацией, и отсутствием приемлемой методической системы формирования и развития профессиональной коммуникативной компетенции будущих офицеров УИС.

К изучению проблем формирования речевой культуры обращались Ф.И. Буслаев, В.В. Виноградов, Г.О. Винокур, В.Г. Костомаров, М.В. Ломоносов, А.М. Пешковский, А.А. Шахматов, Л.В. Щерба и др. В последние годы возрос интерес к проблематике формирования профессиональной коммуникативной компетенции (Ch. Brumfit [14], W. Littlewood [15], М.В. Бернавская [1], Н.В. Бокарева [2] и др.), коммуникативной компетенции сотрудников силовых структур (Т.А. Кукарцева [7], Т.Г. Лукова [8], Д.И. Новоселецкая [12]), культуры речи сотрудников УИС (Г.А. Гиренок [4], Н.П. Тюменева [13]), коммуникативной компетенции юристов (А.А. Воробьев [3], О.В. Климова [6] и др.), коммуникативной компетенцией кинологов не занимался никто.

Анализ методологических исследований позволил констатировать, что единая методическая система формирования коммуникативной компетенции курсантов в ведомственном вузе в них не представлена, что свидетельствует о недостаточной изученности данного вопроса.

Под профессиональной коммуникативной компетенцией курсантов мы понимаем заданную результативную характеристику курсанта, которая достигается в процессе его профессиональной подготовки в ведомственном вузе и определяет готовность и способность использовать сформированные у него знания, умения и способы деятельности для осуществления эффективной профессиональной коммуникации (как письменной, так и устной) в соответствии с нормами профессионального взаимодействия, присущими данной социокультурной среде в конкретных условиях коммуникации.

В 2013-2017 учебных годах на базе Пермского института ФСИН России осуществлялось комплексное внедрение методической системы формирования профессиональной коммуникативной компетенции курсантов вузов ФСИН России в практику обучения курсантов ведомственного вуза (основной эксперимент). В эксперименте приняли участие шесть групп курсантов одного курса, обучающихся по направлениям подготовки Юриспруденция (4 группы) и Зоотехния (2 группы), в количестве 142 человека (табл. 1).

Таблица 1

Распределение курсантов на контрольные и экспериментальные группы в зависимости от направления и профиля подготовки

Курс Распределение курсантов

1-2 курс Направление подготовки

Зоотехния Юриспруденция

КГ ЭГ 2 КГ 2 ЭГ

3-4 курс Профиль подготовки

Кинология Организация охраны и конвоирования в УИС Организация режима в УИС

КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ

Эксперимент начинался с первого курса и продолжался вплоть до четвертого, так как комплексная программа формирования профессиональной коммуникативной компетенции курсантов рассчитана на весь период обучения в вузе. При этом на третьем курсе за группами курсантов закреплялись специализации. Следовательно, курсанты, обучающиеся по направлению подготовки «Юриспруденция», делились на два профиля: «Организация охраны и конвоирования в УИС» и «Организация режима в УИС»; за курсантами, обучающимися по направлению подготовки «Зоотехния», был закреплен профиль «Кинология».

В экспериментальную группу (далее ЭГ) в количестве 70 человек -с первого курса вошли три параллельные группы курсантов: 2 группы курсантов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция», и 1 группа, обучающаяся по направлению подготовки «Зоотехния». На третьем курсе за этими ЭГ обучающимися были закреплены специализации.

В контрольную группу (далее КГ) в количестве 72 человека - с первого курса также вошли три параллельные группы курсантов: 1 группа курсантов, обучающаяся по направлению подготовки «Зоотехния» и 2 группы, обучающиеся по направлению подготовки «Юриспруденция», - которые на третьем курсе разделены на специализации.

В связи с тем, что в диагностике участвовали 70 курсантов ЭГ и 72 курсанта КГ, для удобства сопоставления результатов мы представили их в процентном выражении от общего количества испытуемых.

На формирующем этапе эксперимента в процессе изучения дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла (в том числе «Русского языка и культуры речи»), профессиональных и профильных дисциплин, факультативного курса «Коммуникация в профессиональной деятельности», прохождения различного рода практик (внеучебной, учебной и производственной, в том числе преддипломной), организации самообразования курсантов (в рамках самоподготовки, в том числе с использование электронных УМК), научно-исследовательской работы, встреч с практическими работниками и часа чтения) осуществлялась реализация комплексной программы формирования профессиональной коммуникативной компетенции курсантов.

Во время формирующего педагогического эксперимента проводились промежуточный контроль, тестирование и анкетирование. На основании их результатов вносились изменения в программно-методическое обеспечение реализации модели формирования профессиональной коммуникативной компетенции курсантов вузов ФСИН России [10].

В конце опытно-экспериментальной работы была проведена контрольная диагностика, основанная на сравнении результатов исследования до проведения эксперимента и после него.

Мониторинг сформированности профессиональной коммуникативной компетенции курсантов вузов ФСИН России включал в себя три этапа:

1) мониторинг уровня сформированности базовой коммуникативной компетенции (первый этап);

2) мониторинг уровня сформированности профессионально-ориентированной коммуникативной компетенции (второй этап);

3) мониторинг уровня сформированности профессионально-специализированной коммуникативной компетенции (третий этап).

Для определения уровня сформированности профессиональной коммуникативной компетенции курсантов нами были разработаны диагностические методики: метод самооценки курсантов и контрольно-измерительные материалы (КИМ).

Так, для контроля результатов обучения курсантов, т.е. для оценивания уровня знаний и умений по дисциплине «Русский язык и культура речи» и спецкурсу «Коммуникация в профессиональной деятельности сотрудника УИС», разработаны КИМы в форме компетентностно-ориентированных тестов. В связи с тем, что знания и умения формируются отдельными дисциплинами, а владение чаще всего носит междисциплинарный интегральный характер, для контроля уровня сформированности владений нами разработаны задания в виде эссе «Нужны ли элементарная орфографическая и пунктуационная грамотность и культура речи в моей профессиональной деятельности?», проекта «Экскурсия по подразделению исправительного учреждения», ролевых игр «Судебное заседание» и «Сотрудник отдела охраны (конвоирования) / отдела безопасности (режима) / кинологического отделения (группы)», проведения занятия по служебной подготовке, инструктивного занятия и подведения итогов несения службы. Результаты, полученные при анализе выполнения курсантами данных КИМов, представлены в статье Никитиной Т.В. «Диагностика сформированности профессиональной коммуникативной компетенции курсантов вузов Федеральной службы исполнения наказаний» [9].

В данной статье остановимся на описании авторской методики измерения уровня сформированности профессиональной коммуникативной компетенции курсантов вузов ФСИН России, которая использовалась для самооценки уровня сформированности профессиональной коммуникативной компетенции курсантов.

Мониторинг осуществлялся методом субъективного шкалирования, лежащем в основе нашей методики. Причем данная методика применялась как для самооценки сформированности данной компетенции у курсантов, так и для оценки уровня сформированности их профессиональной коммуникатив-

ной компетенции профессорско-преподавательским составом. Шкалирование использовалось с целью перевода качественных характеристик (эмпирических данных, полученных с помощью самооценки) в некоторую количественную переменную [5, с. 102].

Исходя из содержания и структуры профессиональной коммуникативной компетенции [11], мы определили категории для парного сравнения, тем самым получив инструмент для измерения уровня сформированности данной компетенции у курсантов. Разработанные шкалы представляют собой интервальные симметричные шкалы с заданными противоположными по смыслу формулировками.

Для определения общего уровня сформированности профессиональной коммуникативной компетенции курсантов вузов ФСИН по результатам самооценки на контрольном этапе мы оценили каждый из ее компонентов (базовая, профессионально-ориентированная и профессионально-специализированная) по отдельности, а затем рассчитали уровень профессиональной коммуникативной компетенции в целом.

Для определения уровня сформированности профессиональной коммуникативной компетенции курсантов мы использовали 9-балльную шкалу. При самоанализе максимально высокий балл (9) курсантами присваивался тем суждениям, которые соответствовали наиболее ярко выраженному способу действия профессиональной коммуникативной компетенции, самый низкий балл (1) соответствовал менее выраженному способу действия.

На первом этапе исследования изучался уровень сформированности базовых коммуникативных компетенций курсантов.

Опросный бланк-1

Прочитайте каждую пару суждений и оцените себя по 9-бальной шкале, определив у себя уровень сформированности профессиональной коммуникативной компетенции на основе выставления себе баллов, характеризующих владение способами действия профессиональной коммуникативной компетенции. Оценка, поставленная Вами ближе к суждению со знаком «9», означает более высокую степень проявления действия, ближе к «1» - более низкую. Сделайте выводы.

Считаю, что коммуникативная компетенция важна для моей дальнейшей успешной профессиональной деятельности 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Считаю, что коммуникативная компетенция не важна для моей дальнейшей успешной профессиональной деятельности

Знаю литературные нормы русского языка 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Не знаю литературные нормы русского языка

Знаю систему функциональных стилей русского языка и основные языковые черты каждого из стилей 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Не знаю систему функциональных стилей русского языка и основные языковые черты каждого из стилей

Знаю нормы письменной формы официально-делового стиля речи 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Не знаю нормы письменной формы официально-делового стиля речи

Знаю основы публичной речи, правила подготовки и проведения публичного выступления 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Не знаю основы публичной речи, правила подготовки и проведения публичного выступления

Умею логически верно и стилистически точно строить монологическую речь 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Не умею логически верно и стилистически точно строить монологическую речь

Умею выступать публично, отстаивать и обосновывать свою позицию 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Не умею выступать публично, отстаивать и обосновывать свою позицию

Умею расспрашивать собеседника, задавать вопросы и отвечать на них, высказывать свое мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника (принятие предложения или отказ) 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Не умею расспрашивать собеседника, задавать вопросы и отвечать на них, высказывать свое мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника (принятие предложения или отказ)

Умею правильно (логично) оформить мысли в письменной и устной речи 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Не умею правильно (логично) оформить мысли в письменной и устной речи

Умею строить коммуникацию в соответствии с языковыми и речевыми нормами 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Не умею строить коммуникацию в соответствии с языковыми и речевыми нормами

Умею контролировать точность, логичность и выразительность речи 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Не умею контролировать точность, логичность и выразительность речи

Умею определять цель общения и понимать коммуникативную ситуацию 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Не умею определять цель общения и понимать коммуникативную ситуацию

Умею учитывать черты личности собеседника как социальные, так и индивидуальные 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Не умею учитывать черты личности собеседника как социальные, так и индивидуальные

Умею создать и поддерживать доброжелательную атмосферу в процессе коммуникации 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Не умею создать и поддерживать доброжелательную атмосферу в процессе коммуникации

Умею контролировать эмоциональное состояние 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Не умею контролировать эмоциональное состояние

Умею слушать и слышать собеседника 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Не умею слушать и слышать собеседника

Умею осознавать собственные коммуникативные намерения и строить в соответствии с этим эффективную коммуникацию 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Не умею осознавать собственные коммуникативные намерения и строить в соответствии с этим эффективную коммуникацию

Умею правильно (успешно и эффективно) взаимодействовать с окружающими 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Не умею правильно (успешно и эффективно) взаимодействовать с окружающими

Владею всеми видами речевой деятельности 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Не владею всеми видами речевой деятельности

Владею способностью к устной и письменной коммуникации на родном языке 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Не владею способностью к устной и письменной коммуникации на родном языке

Владею основами культуры устной и письменной речи 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Не владею основами культуры устной и письменной речи

Владею нормами и правилами диалогического общения и реализовываю их в беседе, дискуссии, споре 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Не владею нормами и правилами диалогического общения и не реализовываю их в беседе, дискуссии, споре

Владею средствами речевого воздействия 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Не владею средствами речевого воздействия

Владею стратегиями восприятия, анализа, создания устных и письменных текстов разных типов и жанров 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Не владею стратегиями восприятия, анализа, создания устных и письменных текстов разных типов и жанров

Владею навыками оформления и редактирования официально-делового текста с использованием современных информационных технологий 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Не владею навыками оформления и редактирования официально-делового текста с использованием современных информационных технологий

Владею навыками прогнозирования реакции собеседника и развертывания диалога 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Не владею навыками прогнозирования реакции собеседника и развертывания диалога

Владею культурой взаимодействия с помощью вербальных, невербальных и паралингвистических средств 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Не владею культурой взаимодействия с помощью вербальных, невербальных и паралингвистических средств

Владею способностью к эмпатии 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Не владею способностью к эмпатии

Владею способностью к самоконтролю (умею регулировать свое поведение) 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Не владею способностью к самоконтролю (не умею регулировать свое поведение)

Правильно оцениваю свои коммуникативные возможности и способности 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Не могу оценить свои коммуникативные возможности и способности

Для оценки использовались следующие критерии:

от 67 до 135 - элементарный уровень;

от 136 до 202 - достаточный уровень;

от 203 до 270 - продвинутый уровень.

До проведения педагогического эксперимента нами были получены следующие результаты (табл. 2):

- элементарный уровень сформированности базовой коммуникативной компетенции наблюдается у 42% курсантов ЭГ и 47% курсантов КГ;

- достаточный уровень был выявлен у 40% курсантов ЭГ и 38% курсантов КГ;

- продвинутый уровень у 18% и 15% курсантов ЭГ и КГ соответственно.

После внедрения методического сопровождения модели формирования профессиональной коммуникативной компетенции курсантов вузов ФСИН России в процесс изучения «Русского языка и культуры речи» и дисциплин гуманитарного и социально-экономического цикла, изучив и проанализировав данные проведенного опроса, мы получили следующие результаты (табл. 2):

- элементарный уровень сформированности базовой коммуникативной компетенции наблюдается у 10% курсантов ЭГ и 48% курсантов КГ;

- достаточный уровень был выявлен у 51% курсантов ЭГ и 33% курсантов КГ;

- продвинутый уровень у 39% и 19% курсантов ЭГ и КГ соответственно.

Таблица 2

Динамика самооценки базовой коммуникативной компетенции курсантов до и после первого периода педагогического эксперимента

Контрольная группа Экспериментальная группа

Уровень До После До После

эксперимента эксперимента эксперимента эксперимента

Продвинутый 15% 19% 18% 39%

Достаточный 38% 33% 40% 51%

Элементарный 47% 48% 42% 10%

Полученные данные отразим на рисунке 1.

■ Продвинутый Достаточный Элементарный

КГ до эксперимента КГ после ЭГ до эксперимента ЭГ после

эксперимента эксперимента

Рис. 1. Уровни сформированности базовой коммуникативной компетенции курсантов вузов ФСИН России до и после педагогического эксперимента

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

по результатам самооценки

На втором этапе исследования изучался уровень сформированности профессионально-ориентированных коммуникативных компетенций курсантов.

Опросный бланк-2

Прочитайте каждую пару суждений и оцените себя по 9-бальной шкале, определив у себя уровень сформированности профессиональной коммуникативной компетенции на основе выставления себе баллов, характеризующих владение способами действия профессиональной коммуникативной компетенции. Оценка, поставленная Вами ближе к суждению со знаком «9», означает более высокую степень проявления действия, ближе к «1» - более низкую. Сделайте выводы.

Стремлюсь к овладению профессиональной коммуникативной компетенцией, правилами взаимоотношений между сотрудниками, установленными в рамках дисциплинарных уставов, норм, личностных стремлений, интересов и установок, и к дальнейшему самосовершенствованию своих коммуникативных навыков 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Не стремлюсь к овладению профессиональной коммуникативной компетенцией, правилами взаимоотношений между сотрудниками, установленными в рамках дисциплинарных уставов, норм, личностных стремлений, интересов и установок, и к дальнейшему самосовершенствованию своих коммуникативных навыков

Знаю правила языкового оформления основных официально-деловых документов сотрудника УИС 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Не знаю правила языкового оформления основных официально-деловых документов сотрудника УИС

Знаю основы служебной коммуникации, способствующие развитию общей культуры и социализации личности 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Не знаю основы служебной коммуникации, способствующие развитию общей культуры и социализации личности

Знаю нормы этики и служебного поведения сотрудника УИС 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Не знаю нормы этики и служебного поведения сотрудника УИС

Умею вести диалог с учетом целей профессиональной деятельности 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Не умею вести диалог с учетом целей профессиональной деятельности

Умею устно и письменно общаться в процессе служебной деятельности 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Не умею устно и письменно общаться в процессе служебной деятельности

Умею предотвращать и разрешать конфликтные ситуации 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Не умею предотвращать и разрешать конфликтные ситуации

Умею моделировать и регулировать свое поведение и поведение собеседника в различных служебных ситуациях 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Не умею моделировать и регулировать свое поведение и поведение собеседника в различных служебных ситуациях

Умею как руководитель - четко ставить служебные задачи и формулировать приказы; как подчиненный - четко понимать команды и адекватно на них реагировать 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Не умею как руководитель - четко ставить служебные задачи и формулировать приказы; как подчиненный -четко понимать команды и адекватно на них реагировать

Умею выстраивать конструктивные взаимоотношения с руководящим и подчиненным личным составом 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Не умею выстраивать конструктивные взаимоотношения с руководящим и подчиненным личным составом

Владею профессиональной терминологией 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Не владею профессиональной терминологией

Владею стилем профессиональной речи 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Не владею стилем профессиональной речи

Владею навыками эффективного взаимодействия в следующих повседневных (неформальных) формах служебной коммуникации: Не владею навыками эффективного взаимодействия в следующих повседневных (неформальных) формах служебной коммуникации:

1) встречи, беседы 9 8 7 6 5 4 3 2 1 1) встречи, беседы

2) прием граждан по различным вопросам 9 8 7 6 5 4 3 2 1 2) прием граждан по различным вопросам

3) взаимодействие с различными сторонними организациями и учреждениями 9 8 7 6 5 4 3 2 1 3) взаимодействие с различными сторонними организациями и учреждениями

4) проверка жилищно-бытовых условий подчиненных 9 8 7 6 5 4 3 2 1 4) проверка жилищно-бытовых условий подчиненных

5) посещение культурно-массовых мероприятий 9 8 7 6 5 4 3 2 1 5) посещение культурно-массовых мероприятий

Владею навыками эффективного взаимодействия в следующих специфических (формальных) формах служебной коммуникации: Не владею навыками эффективного взаимодействия в следующих специфических (формальных) формах служебной коммуникации:

1) в служебном коллективе: а) субординационное 9 8 7 6 5 4 3 2 1 1) в служебном коллективе: а) субординационное

б) между коллегами 9 8 7 6 5 4 3 2 1 б) между коллегами

2) с использованием телетайпа и радиосвязи 9 8 7 6 5 4 3 2 1 2) с использованием телетайпа и радиосвязи

Владею навыками эффективного взаимодействия в следующих экстремальных формах служебной коммуникации: Не владею навыками эффективного взаимодействия в следующих экстремальных формах служебной коммуникации:

1) в условиях конфликтной ситуации между сотрудниками 9 8 7 6 5 4 3 2 1 1) в условиях конфликтной ситуации между сотрудниками

2) при разрешении чрезвычайных обстоятельств (захват заложников, групповые неповиновения и массовые беспорядки, чрезвычайные обстоятельства природного и техногенного характера, побег из-под охраны) 9 8 7 6 5 4 3 2 1 2) при разрешении чрезвычайных обстоятельств (захват заложников, групповые неповиновения и массовые беспорядки, чрезвычайные обстоятельства природного и техногенного характера, побег из-под охраны)

3) с задержанными, совершившими правонарушение (переброс, пронос запрещенных предметов) 9 8 7 6 5 4 3 2 1 3) с задержанными, совершившими правонарушение (переброс, пронос запрещенных предметов).

4) со спецконтингентом 9 8 7 6 5 4 3 2 1 4) со спецконтингентом

Владею навыками эффективного взаимодействия в следующих неспецифических формах служебной коммуникации: Не владею навыками эффективного взаимодействия в следующих неспецифических формах служебной коммуникации:

1) публичные контакты со средствами массовой информации (выступления по радио, телевидению, в печати) 9 8 7 6 5 4 3 2 1 1) публичные контакты со средствами массовой информации (выступления по радио, телевидению, в печати)

2) деловая переписка со сторонними организациями, резолюции 9 8 7 6 5 4 3 2 1 2) деловая переписка со сторонними организациями, резолюции

3) использование телефонной и факсимильной связи 9 8 7 6 5 4 3 2 1 3) использование телефонной и факсимильной связи

Анализирую результаты своей коммуникативной деятельности 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Не анализирую результаты своей коммуникативной деятельности

Для оценки использовались следующие критерии: от 38 до 76 - элементарный уровень; от 77 до 114 - достаточный уровень; от 115 до 153 - продвинутый уровень.

В начале второго курса до реализации второго периода формирования профессиональной коммуникативной компетенции в рамках педагогического эксперимента курсанты оценили уровень сформированности своей профессионально-ориентированной коммуникативной компетенции следующим образом (табл. 3):

- элементарный уровень сформированности профессионально-ориентированной коммуникативной компетенции наблюдается у 39% курсантов ЭГ и 41% курсантов КГ;

- достаточный уровень был выявлен у 44% курсантов ЭГ и 40% курсантов КГ;

- продвинутый уровень у 17% и 19% курсантов ЭГ и КГ соответственно.

После внедрения методического сопровождения модели формирования

профессиональной коммуникативной компетенции курсантов вузов ФСИН

России в процесс изучения дисциплин профессионального цикла и программу учебной практики курсанты, изучив и проанализировав данные проведенного опроса, мы получили следующие результаты (табл. 3):

- элементарный уровень сформированности профессионально-ориентированной коммуникативной компетенции наблюдается у 19% курсантов ЭГ и 41% курсантов КГ;

- достаточный уровень был выявлен у 40% курсантов ЭГ и 37% курсантов КГ;

- продвинутый уровень у 41% и 22% курсантов ЭГ и КГ соответственно.

Таблица 3

Динамика самооценки профессионально-ориентированной коммуникативной компетенции курсантов до и после второго периода педагогического

эксперимента

Контрольная группа Экспериментальная группа

Уровень До После До После

эксперимента эксперимента эксперимента эксперимента

Продвинутый 19% 22% 17% 41%

Достаточный 40% 37% 44% 40%

Элементарный 41% 41% 39% 19%

Полученные данные отразим на рисунке 2:

Рис. 2. Уровни сформированности профессионально-ориентированной

коммуникативной компетенции курсантов вузов ФСИН России до и после педагогического эксперимента по результатам самооценки

На третьем этапе исследования изучался уровень сформированности профессионально-специализированных коммуникативных компетенций курсантов.

Опросный бланк-3

Прочитайте каждую пару суждений и оцените себя по 9-бальной шкале, определив у себя уровень сформированности профессиональной коммуникативной компетенции на основе выставления себе баллов, характеризующих владение способами действия профессиональной коммуникативной компетенции. Оценка, поставленная Вами ближе к суждению со знаком «9», означает более высокую степень проявления действия, ближе к «1» - более низкую. Сделайте выводы.

Профиль подготовки «Организация охраны и конвоирования в УИС»

Стремлюсь к реализации своего коммуникативного потенциала для развития личности 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Не стремлюсь к реализации своего коммуникативного потенциала для развития личности

Умею ставить задачи караульным перед заступлением на пост 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Не умею ставить задачи караульным перед заступлением на пост

Умею оценивать сотрудников караула по результатам несения службы 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Не умею оценивать сотрудников караула по результатам несения службы

Умею вести планирующую и отчетную служебную документацию отдела охраны и отдела по конвоированию 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Не умею вести планирующую и отчетную служебную документацию отдела охраны и отдела по конвоированию

Умею оформлять решение на квартал, месяц и на сутки по охране учреждений УИС и их объектов, по конвоированию осужденных и лиц, содержащихся под стражей 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Не умею оформлять решение на квартал, месяц и на сутки по охране учреждений УИС и их объектов, по конвоированию осужденных и лиц, содержащихся под стражей

Владею практическими навыками проведения инструктажа и инструктивных занятий с личным составом 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Не владею практическими навыками проведения инструктажа и инструктивных занятий с личным составом

Владею практическими навыками организации и проведения занятий с личным составом отдела в системе служебно-боевой подготовки 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Не владею практическими навыками организации и проведения занятий с личным составом отдела в системе служебно-боевой подготовки

Владею практическими навыками проверки службы караулов 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Не владею практическими навыками проверки службы караулов

Владею практическими навыками организации и проведения воспитательной работы с личным составом отдела 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Не владею практическими навыками организации и проведения воспитательной работы с личным составом отдела

Владею практическими навыками проведения служебных и оперативных совещаний, учебно-методических сборов 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Не владею практическими навыками проведения служебных и оперативных совещаний, учебно-методических сборов

Стремлюсь к самосовершенствованию на основе анализа собственной профессиональной деятельности 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Не стремлюсь к самосовершенствованию на основе анализа собственной профессиональной деятельности

Для оценки использовались следующие критерии: от 24 до 49 - элементарный уровень; от 50 до 74 - достаточный уровень; от 75 до 99 - продвинутый уровень. Профиль подготовки «Организация режима в УИС»

Стремлюсь к реализации своего коммуникативного потенциала для развития личности 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Не стремлюсь к реализации своего коммуникативного потенциала для развития личности

Умею ставить задачи личному составу перед заступлением на службу 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Не умею ставить задачи личному составу перед заступлением на службу

Умею организовывать службу дежурной (дневной) смены 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Не умею организовывать службу дежурной (дневной) смены

Умею вести служебную документацию дежурной смены 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Не умею вести служебную документацию дежурной смены

Умею вести планирующую и отчетную служебную документацию отдела безопасности (режима) 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Не умею вести планирующую и отчетную служебную документацию отдела безопасности (режима)

Умею осуществлять объектовый надзор 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Не умею осуществлять объектовый надзор

Владею практическими навыками планирования деятельности по обеспечению надзора 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Не владею практическими навыками планирования деятельности по обеспечению надзора

Владею практическими навыками руководства личным составом отдела безопасности (режима) 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Не владею практическими навыками руководства личным составом отдела безопасности (режима)

Владею практическими навыками организации выполнения личным составом отдела безопасности (режима) поставленных задач 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Не владею практическими навыками организации выполнения личным составом отдела безопасности (режима) поставленных задач

Владею практическими навыками руководства действиями при происшествиях 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Не владею практическими навыками руководства действиями при происшествиях

Владею практическими навыками проведения инструктажа и инструктивных занятий с личным составом 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Не владею практическими навыками проведения инструктажа и инструктивных занятий с личным составом

Владею практическими навыками организации и проведения занятий с личным составом отдела в системе служебно-боевой подготовки 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Не владею практическими навыками организации и проведения занятий с личным составом отдела в системе служебно-боевой подготовки

Владею практическими навыками организации и проведения воспитательной работы с личным составом отдела 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Не владею практическими навыками организации и проведения воспитательной работы с личным составом отдела

Владею практическими навыками проведения служебных и оперативных совещаний, учебно-методических сборов 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Не владею практическими навыками проведения служебных и оперативных совещаний, учебно-методических сборов

Стремлюсь к самосовершенствованию на основе анализа собственной профессиональной деятельности 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Не стремлюсь к самосовершенствованию на основе анализа собственной профессиональной деятельности

Для оценки использовались следующие критерии: от 33 до 67 - элементарный уровень; от 68 до 100 - достаточный уровень; от 101 до 135 - продвинутый уровень. Профиль подготовки «Кинология»

Стремлюсь к дальнейшему самосовершенствованию своей профессиональной коммуникативной компетенции 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Не стремлюсь к дальнейшему самосовершенствованию своей профессиональной коммуникативной компетенции

Умею вести планирующую и отчетную документацию кинологических подразделений отдела охраны 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Не умею вести планирующую и отчетную документацию кинологических подразделений отдела охраны

Владею практическими навыками по организации руководства личным составом кинологических подразделений 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Не владею практическими навыками по организации руководства личным составом кинологических подразделений

Владею практическими навыками проведения занятий со специалистами-кинологами в системе служебно-боевой и специальной подготовки 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Не владею практическими навыками проведения занятий со специалистами-кинологами в системе служебно-боевой и специальной подготовки

Владею практическими навыками проведения служебных и оперативных совещаний, учебно-методических сборов 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Не владею практическими навыками проведения служебных и оперативных совещаний, учебно-методических сборов

Владею практическими навыками организации и проведения воспитательной работы с личным составом кинологических подразделений 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Не владею практическими навыками организации и проведения воспитательной работы с личным составом кинологических подразделений

Стремлюсь к самосовершенствованию на основе анализа собственной профессиональной деятельности 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Не стремлюсь к самосовершенствованию на основе анализа собственной профессиональной деятельности

Для оценки использовались следующие критерии: от 15 до 31 - элементарный уровень; от 32 до 47 - достаточный уровень; от 48 до 63 - продвинутый уровень.

В начале третьего курса до реализации третьего периода формирования профессиональной коммуникативной компетенции в рамках педагогического эксперимента курсанты так оценили уровень сформированности своей профессионально-специализированной коммуникативной компетенции в зависимости от профиля подготовки (табл. 4).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 4

Динамика самооценки профессионально-специализированной коммуникативной компетенции курсантов до и после третьего периода педагогического эксперимента

Контрольная группа Экспериментальная группа

Уровень До После До После

эксперимента эксперимента эксперимента эксперимента

Профиль подготовки «Организация охраны и конвоирования в УИС»

Продвинутый 0% 20% 0% 39%

Достаточный 14% 40% 12% 46%

Элементарный 86% 40% 88% 15%

Профиль подготовки «Организация режима в УИС»

Продвинутый 0% 18% 0% 38%

Достаточный 11% 39% 9% 45%

Элементарный 89% 43% 91% 17%

Профиль подготовки «Кинология»

Продвинутый 0% 17% 0% 36%

Достаточный 12% 41% 10% 45%

Элементарный 88% 42% 90% 19%

Профиль подготовки «Организация охраны и конвоирования в УИС»:

- элементарный уровень сформированности профессионально-специализированной коммуникативной компетенции наблюдается у 42% курсантов ЭГ и 38% курсантов КГ;

- достаточный уровень был выявлен у 39% курсантов ЭГ и 44% курсантов КГ;

- продвинутый уровень не был выявлен ни у кого.

Профиль подготовки «Организация режима в УИС»:

- элементарный уровень сформированности профессионально-специализированной коммуникативной компетенции наблюдается у 91% курсантов ЭГ и 89% курсантов КГ;

- достаточный уровень был выявлен у 9% курсантов ЭГ и 11% курсантов КГ;

- продвинутый уровень не был выявлен ни у кого.

Профиль подготовки «Кинология»:

- лементарный уровень сформированности профессионально-специализированной коммуникативной компетенции наблюдается у 90% курсантов ЭГ и 88% курсантов КГ;

- достаточный уровень был выявлен у 10% курсантов ЭГ и 12% курсантов КГ;

- продвинутый уровень не был выявлен ни у кого.

Мы полагаем, что продвинутый уровень сформированности профессионально-специализированной коммуникативной компетенции не был выявлен курсантами в результате самодиагностики в связи с тем, что специаль-

ные дисциплины ими еще не изучались, и поэтому виды деятельности, перечисленные в опросном листе, вызывают у них затруднения.

После внедрения методического сопровождения модели формирования профессиональной коммуникативной компетенции курсантов вузов ФСИН России в процесс изучения специальных дисциплин, спецкурса «Коммуникация в профессиональной деятельности сотрудника УИС», программы прохождения производственной (в том числе преддипломной) практики, изучив и проанализировав данные проведенного опроса, мы получили следующие результаты в зависимости от профиля подготовки (табл. 4).

Профиль подготовки «Организация охраны и конвоирования в УИС»:

- элементарный уровень сформированности профессионально-специализированной коммуникативной компетенции наблюдается у 88% курсантов ЭГ и 86% курсантов КГ;

- достаточный уровень был выявлен у 12% курсантов ЭГ и 14% курсантов КГ;

- продвинутый уровень у 39% и 20% курсантов ЭГ и КГ соответственно.

Профиль подготовки «Организация режима в УИС»:

- элементарный уровень сформированности профессионально-специализированной коммуникативной компетенции наблюдается у 17% курсантов ЭГ и 43% курсантов КГ;

- достаточный уровень был выявлен у 45% курсантов ЭГ и 39% курсантов КГ;

- продвинутый уровень у 38% и 28% курсантов ЭГ и КГ соответственно.

Профиль подготовки «Кинология»:

- элементарный уровень сформированности профессионально-специализированной коммуникативной компетенции наблюдается у 19% курсантов ЭГ и 42% курсантов КГ;

- достаточный уровень был выявлен у 45% курсантов ЭГ и 41% курсантов КГ;

- продвинутый уровень у 36% и 17% курсантов ЭГ и КГ соответственно.

Полученные данные отразим на рисунке 3.

Рис. 3. Уровни сформированности профессионально-специализированной коммуникативной компетенции курсантов вузов ФСИН России до и после педагогического эксперимента по результатам самооценки

Для подтверждения эффективности проведенной нами работы, а именно внедрения модели формирования профессиональной коммуникативной компетенции курсантов вузов ФСИН России представим данные по уровням сформированности профессиональной коммуникативной компетенции экспериментальной группы на констатирующем и контрольном этапах эксперимента в таблице 5.

Таблица 5

Данные по уровням сформированности профессиональной коммуникативной компетенции на констатирующем и контрольном этапах эксперимента по результатам самооценки курсантов

Контрольная группа Экспериментальная группа

Уровень До После До После

эксперимента эксперимента эксперимента эксперимента

Продвинутый 11,3% 19,8% 11,7% 39,2%

Достаточный 30,1% 36,7% 31,4% 45,4%

Элементарный 58,6% 43,5% 56,9% 15,4%

Полученные данные отразим на рисунке 4:

I Продвинутый Достаточный Элементарный

КГ до эксперимента КГ после ЭГ до эксперимента ЭГ после

эксперимента эксперимента

Рис. 4. Уровни сформированности профессиональной коммуникативной компетенции на констатирующем и контрольном этапах эксперимента по результатам самооценки курсантов

Итак, как видно из таблицы 5, уровни сформированности профессиональной коммуникативной компетенции курсантов вузов ФСИН России ЭГ на контрольном и констатирующем этапе эксперимента убедительно свидетельствуют об эффективности проведенной нами работы:

- продвинутый уровень профессиональной коммуникативной компетенции курсантов после внедрения модели увеличился на 27,5% (с 11,7 до 39,2%);

- достаточный уровень стал больше на 14% (с 31,4 до 45,4%);

- элементарный уровень снизился на 41,5% (с 56,9 до 15,4%).

Тогда как результаты, полученные в контрольной группе, не столь значительны, хотя тоже демонстрируют положительную динамику:

- продвинутый уровень профессиональной коммуникативной компетенции курсантов после внедрения модели увеличился на 8,5% (с 11,3 до 19,8 %);

- достаточный уровень стал больше на 6,6% (с 30,1 до 36,7%);

- элементарный уровень снизился на 15,1% (с 58,6 до 43,5%).

Таким образом, представленные выше данные, полученные в результате реализации авторской методики измерения уровня профессиональной коммуникативной компетенции курсантов вузов ФСИН России, доказывают действенность внедрения модели формирования профессиональной коммуникативной данной компетенции.

Литература

1. Бернавская, М.В. Формирование профессиональной коммуникативной компетентности при подготовке инженеров-программистов [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / М.В. Бернавская. - Владивосток, 2007. - 216 с.

2. Бокарева, Н.В. Конструирование деловой игры как формы обучения студентов профессиональным коммуникативным компетенциям в образовательном процессе туристского вуза [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / Н.В. Бока-рева. - М., 2011. - 197 с.

3. Воробьев, А.А. Развитие профессиональных коммуникативных умений будущих переводчиков сферы юриспруденции на основе проблемно-модульной технологии [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / А.А. Воробьев. -Курск, 2012. - 170 с.

4. Гиренок, Г.А. Формирование коммуникативной компетенции будущих сотрудников УИС в высшей профессиональной школе [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / Г.А. Гиренок. - Самара, 2013. - 198 с.

5. Зорина, О.С. Формирование коммуникативной компетенции будущих инженеров [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / О.С. Зорина. - Нижний Новгород, 2016. - 235 с.

6. Климова, О.В. Формирование профессиональной коммуникативной компетенции у студентов юридических специальностей в процессе изучения психолого-педагогических дисциплин [Текст] : дис. канд. пед. наук / О.В. Климова. - Челябинск, 2009. - 166 с.

7. Кукарцева, Т.А. Формирование профессионально-коммуникативной компетентности будущих специалистов военно-экономического профиля в иноязычном образовательном процессе [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / Т.А. Кукарцева. - Ульяновск, 2011. - 206 с.

8. Лукова, Т.Г. Формирование профессионально-коммуникативной культуры у слушателей вузов МВД России [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / Т.Г. Лукова. - СПб., 2002. - 146 с.

9. Никитина, Т.В. Диагностика сформированности профессиональной коммуникативной компетенции курсантов вузов Федеральной службы исполнения наказаний [Текст] / Т.В. Никитина // Педагогический имидж. - 2018. -№ 1 (38). - С. 125-134.

10. Никитина, Т.В. Модель формирования профессиональной коммуникативной компетенции курсантов вузов Федеральной службы исполнения наказаний России [Текст] / Т.В. Никитина // Вестник Омск. гос. пед. ун-та. Гуманитарные исследования. - 2018. - № 1 (18). - С. 134-138.

11. Никитина, Т.В. Профессиональная коммуникативная компетенция курсантов вузов ФСИН России: структура и содержательное наполнение [Текст] / Т.В. Никитина // Гуманитарно-педагогическое образование. - 2018. -Т. 4. - № 1. - С. 111-117.

12. Новоселецкая, Д.И. Педагогическое проектирование формирования профессионально-коммуникативной компетенции у курсантов военных вузов [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / Д.И. Новоселецкая. - Краснодар, 2012. -203 с.

13. Тюменева, Н.П. Формирование коммуникативных способностей курсантов и слушателей вузов ФСИН России при изучении русского языка и культуры речи [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / Н.П. Тюменева. - Рязань, 2007. - 184 с.

14. Brumfit, Ch. Communicative Methodology in language teaching / Ch. Brumfit . -Cambridge : Cambridge University Press, 1984. - 154 p.

15. Littlewood, W. Communicative Language Teaching / W. Littlewood. - Cambridge : Cambridge University Press, 1994. - 90 p.

References

1. Bernovskaya M.V The Formation of professional communicative competence in the preparation of software engineers. Ph.D. (Education) Thesis. Vladivostok, 2007. 216 p.

2. Bokareva, N. V Construction of a business game as a form of teaching students professional communicative competence in the educational process of tourist University. Ph.D. (Education) Thesis. Moscow, 2011. 197 p.

3. Vorob'ev A.A. The Development of professional communicative skills of future translators in the sphere of jurisprudence-based problem-modular technology. Ph.D. (Education) Thesis. Kursk, 2012. 170 p.

4. Girenok G.A. The formation of the future of the communicative competence of the staff of the higher professional school. Ph.D. (Education) Thesis. Samara, 2013. 198 p.

5. Zorina O.S. Formation of communicative competence of future engineers. Ph.D. (Education) Thesis. Nizhny Novgorod, 2016. 235 p.

6. Klimova O.V. Formation of professional communicative competence of students of legal specialties in the study of psychological and pedagogical disciplines. Ph.D. (Education) Thesis. Chelyabinsk, 2009. 166 p.

7. Kukartseva T.A. Formation of professional and communicative competence of future specialists in the field of foreign language education. Ph.D. (Education) Thesis. Ulyanovsk, 2011. 206 p.

8. Lukova T.G. Formation of professional and communicative culture among students of universities of the Ministry of internal Affairs of Russia. Ph.D. (Education) Thesis. SPb., 2002, 146 p.

9. Nikitina T.V Diagnostics of formation of professional communicative competence of cadets of higher education institutions of Federal penitentiary service. Pedagogical image, 2018, N 1 (38), pp. 125-134.

10. Nikitina T.V Model of formation of professional communicative competence of cadets of higher education institutions of Federal penitentiary service of Russia. Bulletin of Omsk state pedagogical University. Humanitarian research, 2018, N 1 (18), pp. 134-138.

11. Nikitina T.V. Professional communicative competence of cadets of higher education institutions of FSIN of Russia: structure and content, Humanities and pedagogical education, 2018, Vol. 4, N 1, pp. 111-117.

12. Novoseletskaya D.I. Pedagogical design of formation of professional and communicative competence of cadets of military universities. Ph.D. (Education) Thesis. Krasnodar, 2012. 203 p.

13. Tyumeneva N.P. Formation of communicative abilities of cadets and students of universities of the FSIN of Russia in the study of Russian language and culture of speech. Ph.D. (Education) Thesis. Ryazan, 2007. 184 p.

14. Brumfit Ch. Communicative Methodology in language teaching. Cambridge: Cambridge University Press, 1984, p. 154.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Littlewood W. Communicative Language Teaching. Cambridge : Cambridge University Press, 1994. p. 90.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.