Вестник Томского государственного университета. 2019. № 441. С. 196-205. DOI: 10.17223/15617793/441/26
ПЕДАГОГИКА
УДК 372.881.161.1
Т.В. Никитина
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ДЛЯ МОНИТОРИНГА СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ ФСИН РОССИИ
Конкретизирована структура профессиональной коммуникативной компетенции и предложен инструмент для измерения уровня сформированности данной компетенции у курсантов. Проведены мониторинг уровня сформированности профессиональной коммуникативной компетенции с использованием методов статистического анализа, проанализированы полученные результаты, доказана эффективность разработанных условий.
Ключевые слова: компетенция; профессиональная коммуникативная компетенция; методика оценки; уровень сформированности компетенции; сотрудник уголовно-исполнительной системы.
К уровню подготовки сотрудника правоохранительных органов в целом и уголовно-исполнительной системы (УИС) в частности предъявляются особые требования, так как от эффективности выполнения должностных обязанностей и профессионализма во многом зависит общественное спокойствие и укрепление государственной власти. Но, как показывает практика, уровень коммуникативной подготовки многих сотрудников УИС не отвечает современным требованиям, предъявляемым к деятельности учреждений и органов ФСИН России.
Основной причиной сложившейся ситуации, на наш взгляд, является противоречие между возрастающей потребностью в специалистах, имеющих высокий уровень владения профессиональной коммуникацией, и отсутствием приемлемой методической системы формирования и развития профессиональной коммуникативной компетенции будущих офицеров УИС, а также оценки уровня ее сформированности.
К изучению проблем формирования коммуникативной компетенции обращались Ф.И. Буслаев, В.В. Виноградов, Г.О. Винокур, В.Г. Костомаров, М.В. Ломоносов, А.М. Пешковский, А.А. Шахматов, Л.В. Щерба и др. В последние годы возрос интерес к проблематике формирования профессиональной коммуникативной компетенции (Ch. Brumfit [1], W. Little-wood [2], М.В. Бернавская [3], Н.В. Бокарева [4] и др.), коммуникативной компетенции сотрудников силовых структур (А.А. Бикбулатова [5], Т.А. Кукарцева [6], Т.Г. Лукова [7]), культуры речи сотрудников УИС (Г.А. Гиренок [8], Н.П. Тюменева [9]), коммуникативной компетенции юристов (О.В. Климова [10] и др.), коммуникативной компетенцией кинологов не занимался никто.
Анализ методологических исследований позволил констатировать, что единая методическая система формирования коммуникативной компетенции курсантов в ведомственном вузе в них не представлена, как нет и диагностической обеспеченности, что свидетельствует о недостаточной изученности данного вопроса.
Под профессиональной коммуникативной компетенцией курсантов мы понимаем заданную результативную характеристику курсанта, которая достигается
в процессе его профессиональной подготовки в ведомственном вузе и определяет готовность и способность использовать сформированные у него базовые, профессионально ориентированные и профессионально-специализированные коммуникативные знания, умения и способы деятельности для осуществления эффективной профессиональной коммуникации (как письменной, так и устной) в соответствии с моделью методической системы формирования профессиональной коммуникативной компетенции курсантов вузов ФСИН России [11. С. 112].
Мы полагаем, что профессиональная коммуникативная компетенция курсантов состоит из трех блоков:
- базовая коммуникативная компетенция курсанта отвечает за его способность к успешной коммуникации в стандартных ситуациях;
- профессионально ориентированная коммуникативная компетенция отвечает за способность к успешной коммуникации в ситуациях профессионально ориентированного характера, помогая осуществлению основных видов профессиональной деятельности;
- профессионально-специализированная коммуникативная компетенция отвечает за способность к успешной коммуникации в ситуациях профессионально-специализированного характера (как сотрудника отдела охраны (конвоирования) / безопасности (режима) / кинологического отделения (группы) УИС). Данная компетенция необходима для осуществления конкретного вида профессиональной деятельности [Там же].
Таким образом, профессиональная коммуникативная компетенция - это степень освоения совокупности базовой, профессионально ориентированной и профессионально-специализированной коммуникативных компетенций. Она выражается в синтезе теоретических знаний и готовности применения практических коммуникативных умений и навыков и проявлении личных качеств для успешной профессиональной деятельности.
Мы полагаем, что профессиональную коммуникативную компетенцию недостаточно формировать только в рамках изучения дисциплины «Русский язык и культура речи». К данному процессу необходимо обращаться на протяжении реализации всей основной образователь-
ной программы: при изучении общепрофессиональных, профессиональных и специальных дисциплин, в процессе прохождения практик и самостоятельной работы по саморазвитию коммуникативных умений. Не вызывает сомнения, что овладение знаниями, умениями и навы-
ками, их практическое закрепление и профессиональное применение должны происходить поэтапно. Организационная структура процесса поэтапного формирования профессиональной коммуникативной компетенции курсантов вузов ФСИН России представлена на рис. 1.
Период формирования профессиональной коммуникативной компетенции
Первый
X
Второй
X
Третий
Курсы обучения
Первый
Ж
Второй
Ж.
Третий и четвертый
Этапы формирования
Гуманитарные и
социально-экономические дисциплины
г-N
Про фессиональ-ные дисциплины
<->
Учебная практика
Дисциплины специализации
Факультатив
Производственная практика
Самообучение
I
17
Базовая коммуникативная компетенция
"7"
Профессионально ориентированная коммуникативная компетенция
I
Профессионально-специализированная коммуникативная компетенция
Профессиональная коммуникативная компетенция
Рис. 1. Организационная структура процесса поэтапного формирования профессиональной коммуникативной компетенции
курсантов вузов ФСИН России
В 2013/17 учебных годах на базе Пермского института ФСИН России осуществлялось комплексное внедрение методической системы формирования профессиональной коммуникативной компетенции курсантов вузов Федеральной службы исполнения наказаний в практику обучения курсантов ведомственного вуза. В основном эксперименте приняли участие шесть групп курсантов Пермского института ФСИН России одного курса, обучающихся по направлениям подготовки Юриспруденция (4 группы) и Зоотехния (2 группы), в количестве 145 курсантов.
Эксперимент начинался с первого курса и продолжался вплоть до четвертого, так как комплексная программа формирования профессиональной коммуникативной компетенции курсантов рассчитана на весь период обучения в вузе. При этом на третьем курсе за группами курсантов закреплялись специализации. Следовательно, курсанты, обучающиеся по направлению подготовки Юриспруденция, делились на два профиля: «Организация охраны и конвоирования в УИС» и «Организация режима в УИС»; за курсантами, обучающимися по направлению подготовки Зоотехния, был закреплен профиль «Кинология».
В экспериментальную группу (ЭГ) - 72 человека -с первого курса вошли три параллельные группы курсантов: две группы курсантов, обучающихся по направлению подготовки Юриспруденция, и одна группа, обучающаяся по направлению подготовки Зоотехния. На третьем курсе за этими ЭГ обучающихся были закреплены специализации.
В контрольную группу (НКГ) - 73 человека - с первого курса вошли три параллельные группы курсантов: одна группа курсантов, обучающаяся по направлению подготовки Зоотехния, и две группы, обучающиеся по направлению подготовки Юриспруденция, которые на третьем курсе разделены на специализации.
Достоверность получаемых выводов на основе используемых методик обеспечивалась сопоставлением данных, полученных каждой отдельной методикой, с результатами других, успеваемостью курсантов. В целом были применены методы исследования, адекватные предмету исследования.
Оценка уровня сформированности профессиональной коммуникативной компетенции осуществлялась по следующим критериям:
- личностно-мотивационному (наличие мотивов, ценностных ориентаций, установок и потребностей будущего сотрудника УИС в профессиональной коммуникативной компетенции);
Показатели самооценки профессиональной
- когнитивному (сформированность профессиональных коммуникативных знаний, согласно ФГОС ВО и квалификационных требований, предъявляемых к сотрудникам УИС);
- деятельностно-рефлексивному (владение практическими умениями и способностью к осуществлению эффективной профессиональной коммуникации, самооценке личностных качеств).
Для определения уровня сформированности профессиональной коммуникативной компетенции курсантов вузов ФСИН России мы использовали авторскую методику самооценки уровня сформированно-сти профессиональной коммуникативной компетенции курсантов вузов ФСИН России и контрольно-измерительные материалы (КИМ).
Данные по уровням сформированности профессиональной коммуникативной компетенции по результатам самооценки покритериально (личностно-мотивационный, когнитивный и деятельностно-рефлексивный) до педагогического эксперимента представлены в табл. 1.
Кроме того, уровень сформированности профессиональной коммуникативной компетенции курсантов на констатирующем этапе был определен с помощью специально разработанных КИМов [13] (результаты представлены в табл. 2).
Т а б л и ц а 1
коммуникативной компетенции курсантов
Составляющие коммуникативной компетенции Уровень сформированности До эксперимента После эксперимента
КГ | ЭГ КГ | ЭГ
БКК (первый период) Ли чностно-мотивационный критерий
Продвинутый 13 (17,8%) 16 (22,2%) 18 (24,7%) 31 (43%)
Достаточный 28 (38,4%) 28(38,9%) 22 (30,1%) 36 (50%)
Элементарный 32 (43,8%) 28 (38,9%) 33 (45,2%) 5 (6,9%)
Когнитивный критерий
Продвинутый 9 (12,4%) 12 (16,7%) 11 (15%) 26 (36,1%)
Достаточный 32 (43,8%) 33 (45,8%) 29 (39,7%) 37 (51,4%)
Элементарный 32 (43,8%) 27 (37,5%) 33 (45,2%) 9 (12,5%)
Деятельностно-рефлексивный критерий
Продвинутый 11 (15%) 11 (15,3%) 13 (17,8%) 28 (37,5%)
Достаточный 24 (32,9%) 26 (36,1%) 21 (28,8%) 38 (52,8%)
Элементарный 38 (52,1%) 35 (48,6%) 39 (53,4%) 7 (9,7%)
ПОКК (второй период) Ли чностно-мотивационный критерий
Продвинутый 16 (21,9%) 13 (18,1%) 17 (23,2%) 33 (45,8%)
Достаточный 31 (42,5%) 34 (47,2%) 28 (38,4%) 29 (40,3%)
Элементарный 26 (35,6%) 25 (34,7%) 28 (38,4%) 10 (13,9%)
Когнитивный критерий
Продвинутый 12 (16,4%) 11 (15,3%) 15 (20,5%) 28 (38,9%)
Достаточный 30 (41,1%) 33 (45,8%) 30 (41,1%) 29 (40,3%)
Элементарный 31 (42,5%) 28 (38,9%) 28 (38,4%) 15 (20,8%)
Деятельностно-рефлексивный критерий
Продвинутый 14 (19,2%) 12 (16,7%) 16 (21,9%) 29 (40,3%)
Достаточный 26 (35,6%) 29 (40,3%) 23 (31,5%) 29 (40,3%)
Элементарный 33 (45,2%) 31 (43%) 34 (46,6%) 14 (19,4%)
ПСКК (третий период) Деятельностно-рефлексивный критерий
Продвинутый 0 (0%) 1 (1,4%) 7 (9,6%) 27 (37,5%)
Достаточный 11 (15,1%) 6 (8,3%) 25 (34,2%) 34 (47,2%)
Элементарный 62 (84,9%) 65 (90,3%) 41 (56,2%) 11 (15,3%)
Так, в начале первого курса до реализации педагогического эксперимента (в начале изучения дисциплины «Русский язык и культура речи») для оценки уровня сформированности когнитивного критерия базовой коммуникативной компетенции курсантов был проведен входной контроль в форме теста. Для оценки лич-
ностно-мотивационного критерия курсантам было предложено написать эссе «Каким я вижу свое профессиональное будущее?». Данная тематика была предложена курсантам КГ и ЭГ, обучающимся как по направлению подготовки Юриспруденция, так и Зоотехния. Для оценки деятельностно-рефлексив-ного критерия
базовой коммуникативной компетенции курсантам ЭГ и КГ было дано задание: подготовить публичное выступление на тему «Я - курсант вуза ФСИН». Результаты представлены в табл. 2. В начале второго курса до реализации второго периода формирования профессиональной коммуникативной компетенции в рамках педагогического эксперимента для оценки уровня сформированности профессионально ориентированной коммуникативной компетенции курсантам было дано следующее задание: Вы - курсант 2-го курса, несете службу способом патрулирования и заметили, как курсант 1-го курса пытался покинуть территорию института без разрешения (через забор). Составить рапорт о случившемся и акт по применению физической силы. Результаты представлены в табл. 2.
В начале третьего курса до реализации третьего периода формирования профессиональной коммуникативной компетенции в рамках педагогического эксперимента до начала изучения специальных дисциплин курсантам всех профилей подготовки для оценки уровня сфор-мированности профессионально-специализированной коммуникативной компетенции было дано следующее задание: в рамках ролевой игры «Сотрудник отдела охраны (конвоирования) / отдела безопасности (режима) / кинологического отделения (группы)» (в зависимости
от профиля подготовки), которая была организована в начале изучения специальных дисциплин, необходимо составить план-конспект проведения инструктивного занятия. Результаты представлены в табл. 2.
Достоверность совпадений или различий статистических характеристик ЭГ и КГ до педагогического эксперимента проверена с помощью критерия Хи-квадрат (см. табл. 3). Из табл. 3 и диаграммы 1, видно, что характеристики сравниваемых выборок ниже уровня значимости 0,05 (х2эмпир < Х2крит), что свидетельствует о том, что статистических различий в выборках не выявлено (распределение курсантов по уровням было одинаковым).
Для самооценки уровня сформированности профессиональной коммуникативной компетенции курсантов после педагогического эксперимента также использовалась авторская методика измерения уровня сформированности профессиональной коммуникативной компетенции курсантов вузов ФСИН России. Полученные результаты представлены в табл. 1.
Кроме того, уровень сформированности профессиональной коммуникативной компетенции курсантов на контрольном этапе определялся по результатам выполнения КИМов [14].
Т а б л и ц а 2
Составляющие ком- Уровень сформированности До эксперимента После эксперимента
муникативной компетенции КГ ЭГ КГ ЭГ
Личностно-мотивационный критерий
Продвинутый 13 (17,8%) 16 (22,2%) 17 (23,3%) 35 (48,6%)
Достаточный 28 (38,4%) 28(38,9%) 27 (37%) 29 (40,3%)
Элементарный 32 (43,8%) 28 (38,9%) 29 (39,7%) 8 (11,1%)
Когнитивный критерий
БКК Продвинутый 9 (12,4%) 12 (16,7%) 9 (12,3%) 21 (29,2%)
(первый период) Достаточный 32 (43,8%) 33 (45,8%) 30 (41,1%) 41 (56,9%)
Элементарный 32 (43,8%) 27 (37,5%) 34 (46,6%) 10 (13,9%)
Деятельностно-рефлексивный критерий
Продвинутый 11 (15%) 11 (15,3%) 12 (16,4%) 28 (38,9%)
Достаточный 24 (32,9%) 26 (36,1%) 23 (31,5%) 36 (50%)
Элементарный 38 (52,1%) 35 (48,6%) 38 (52,1%) 8 (11,1%)
Личностно-мотивационный критерий
Продвинутый 16 (21,9%) 13 (18,1%)
Достаточный 31 (42,5%) 34 (47,2%)
Элементарный 26 (35,6%) 25 (34,7%)
Когнитивный критерий
ПОКК Продвинутый 12 (16,4%) 11 (15,3%) 9 (12,3%) 26 (36,1%)
(второй период) Достаточный 30 (41,1%) 33 (45,8%) 24 (32,9%) 28 (38,9%)
Элементарный 31 (42,5%) 28 (38,9%) 40 (54,8%) 18 (25%)
Деятельностно-рефлексивный критерий
Продвинутый 14 (19,2%) 12 (16,7%) 10 (13,7%) 25 (34,7%)
Достаточный 26 (35,6%) 29 (40,3%) 27 (37%) 35 (48,6%)
Элементарный 33 (45,2%) 31 (43%) 36 (49,3%) 12 (16,7%)
Деятельностно-рефлексивный критерий ПСКК-1
Продвинутый 0 (0%) 1 (1,4%) 8 (11%) 29 (40,3%)
Достаточный 11 (15,1%) 6 (8,3%) 22 (30,1%) 31 (43,1%)
Элементарный 62 (84,9%) 65 (90,3%) 43 (58,9%) 13 (18,1%)
Деятельностно-рефлексивный критерий ПСКК-2
ПСКК Продвинутый 4 (5,5%) 30 (41,7%)
(третий период) Достаточный 19 (26%) 28 (38,9%)
Элементарный 50 (68,5%) 14 (19,4%)
Деятельностно-рефлексивный критерий ПСКК-3
Продвинутый 8 (11%) 30 (41,7%)
Достаточный 22 (30,1%) 31 (43%)
Элементарный 43 (58,9%) 11 (15,3%)
Показатели сформированности профессиональной коммуникативной компетенции курсантов по результатам КИМ
Т а б л и ц а 3
Эмпирическое значение критерия Хи-квадрат для профессиональной коммуникативной компетенции курсантов вузов
ФСИН России до педагогического эксперимента
Период формирования Составляющие ПКК Критерий х2
Л-М 1 К 1 Д-Р
По результатам самооценки
Первый БКК 0,58 0,87 0,2
Второй ПОКК 0,48 0,34 0,38
Третий ПСКК 2,54
Итого: 0,15 0,38 0,3
По результатам КИМ
Первый БКК 0,07 0,3 0,11
Второй ПОКК 1,18
Третий ПСКК 1,03
Итого: 0,07 0,54 0,74
Полученные данные отразим на диаграмме 1:
6 5 4 3 2 1 0
х2крит=5,99 БКК ПОКК ПСКК
Диаграмма 1. Хи-квадрат для профессиональной коммуникативной компетенции курсантов вузов ФСИН России до эксперимента
Так, на первом этапе исследования для оценки когнитивного критерия проводился компетентностно-ориентированный тест, который включал в себя следующие задания:
1) позволяющие курсантам продемонстрировать свою коммуникативную грамотность (владение всеми видами речевой деятельности; способность воспринимать чужую речь (устную, письменную) и самостоятельно выражать свои мысли в устной и письменной форме);
2) предполагающие включение курсанта в различные коммуникативные ситуации, приближенные к профессиональной деятельности.
Данные задания относятся к разному уровню сложности и включают в себя задания с выбором с выбором верных ответов (одного или нескольких), задания на установление соответствия, на установление правильной последовательности, на ранжирование, открытые задания (на дополнение и задания на подстановку). Результаты представлены в табл. 2.
Для оценки уровня сформированности деятель-ностно-рефлексивного критерия базовых коммуникативных компетенций курсантам была предложена ролевая игра «Судебное заседание». Для этого курсантам во время самостоятельной подготовки было необходимо подготовить обвинительную / защитительную речь (в зависимости от роли); определиться с
темой для дискуссии, выбрать оппонента, собрать и систематизировать материал. Темой для обсуждения может быть как абстрактное понятие, так и конкретное «преступление». Один курсант выступает в роли защитника, другой - обвинителя. Доклад представляет собой судебную речь обвинительного или защитительного характера и должна учитывать характерные особенности данного вида высказывания.
После выступления каждой пары в процессе ролевой игры организуется последующее подробное коллективное обсуждение с анализом речевых ошибок. Для каждого адвоката и прокурора должен быть выбран судья, который будет регулировать процесс спора и подводить итоги по делу. Все остальные - присяжные заседатели. Они тоже имеют право высказывать свое мнение и исправлять ошибки (речевые или фактические), допущенные ораторами. Выступающий должен отстоять свою точку зрения, склонить других к ее принятию, убедить в виновности или невиновности конкретного человека либо высказать все «за» и «против» какого-либо понятия. Результаты представлены в табл. 2.
На втором этапе исследования изучался уровень сформированности профессионально ориентированных коммуникативных компетенций курсантов. Для оценки личностно-мотивационного критерия профессиональной коммуникатгивной компетенции курсан-
там было предложено написать эссе «Нужны ли элементарная орфографическая и пунктуационная грамотность и культура речи в моей профессиональной деятельности?». Результаты представлены в табл. 2.
Для оценки уровня сформированности деятель-ностно-рефлексивного критерия профессионально ориентированной коммуникативной компетенции курсантам была предложена разработка проекта «Экскурсия по подразделению исправительного учреждения». Для этого во время прохождения учебной практики курсантам было предложено провести экскурсию по подразделению исправительного учреждения, в котором они проходят практику: отдел охраны / управление по конвоированию / отдел безопасности (режима), кинологическое отделение. В качестве экскурсантов могут выступать курсанты, прибывшие в данное исправительное учреждение с ознакомительной целью в рамках изучения профильной учебной дисциплины.
В ходе экскурсии курсантом должны быть освещены следующие вопросы: структура отдела, выполняемые задачи, функциональные обязанности сотрудников, штатная структура и т.д. Для проведения экскурсии курсанту необходимо составить план и подготовить подробный конспект. Результаты представлены в табл. 2.
Для оценки уровня сформированности когнитивного критерия профессионально ориентированной и профессионально-специализированной коммуникативной компетенции курсантам было предложено выполнение компетентностно-ориентированного теста, который включал в себя задания:
1) позволяющие курсантам продемонстрировать знание основ современной речевой коммуникации, основных критериев хорошей речи, особенностей, видов и стилей общения; владение приемами поведения в конфликтных ситуациях, основами мастерства публичного выступления, аргументации, анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии, деловым общением;
2) предполагающие включение курсанта в различные коммуникативные ситуации, приближенные к профессиональной деятельности.
Данные задания предполагали разный уровень сложности и включали в себя закрытые (одиночного и множественного выбора, соотнесения вариантов, определения последовательности) и открытые вопросы. Результаты представлены в табл. 2.
На третьем этапе исследования изучался уровень сформированности профессионально-специализированных коммуникативных компетенций курсантов.
Для оценки уровня сформированности деятель-ностно-рефлексивного критерия профессионально-специализированной коммуникативной компетенции курсантам была предложена ролевая игра «Сотрудник отдела охраны (конвоирования) / отдела безопасности (режима) / кинологического отделения (группы)» (в зависимости от профиля подготовки), которая была организована в ходе изучения специальных дисциплин. Остановимся подробнее на описании ролей и их функций.
Профиль подготовки «Организация охраны и конвоирования в УИС»
При изучении дисциплины Организация охраны в рамках ролевой игры курсанты по очереди проигрывают следующие роли:
1) начальник караула, которому необходимо выполнить следующие действия:
- поставить задачу караульным перед заступлением на пост;
- оценить сотрудников караула по результатам несения службы;
2) в качестве инспектора отдела охраны курсанту необходимо выполнить следующие действия:
- подготовить и оформить планирующую и отчетную служебную документацию отдела охраны;
- оформить решение начальника учреждения по организации охраны на квартал, заместителя начальника учреждения по охране на месяц и на сутки;
- провести инструктаж и инструктивное занятие с личным составом перед заступлением на службу;
- организовать и провести занятие с личным составом отдела в системе служебно-боевой подготовки;
- проверить службу караула;
- организовать провести воспитательные мероприятия с сотрудниками отдела охраны;
- провести служебное и оперативное совещание, учебно-методические сборы.
При изучении дисциплины Организация конвоирования курсанты, участвуя в ролевых играх, выполняют обязанности:
1) начальника караула отделения по конвоированию отдела по конвоированию, которому необходимо выполнить следующие действия:
- поставить задачи караульным перед заступлением на посты в составе караула по конвоированию;
- оценить сотрудников караула по результатам несения службы;
2) в качестве инспектора отдела организации службы конвоирования управления по конвоированию курсантам необходимо выполнить следующие действия:
- подготовить и оформить планирующую и отчетную служебную документацию отдела по конвоированию;
- подготовить суточный приказ по конвоированию;
- провести инструктаж и инструктивное занятие с личным составом;
- организовать и провести занятие с личным составом отдела в системе служебно-боевой подготовки;
- проверить служебную деятельность караула по конвоированию;
- организовать и провести мероприятие по воспитательной работе с личным составом отдела;
- провести служебное и оперативное совещание, учебно-методические сборы.
Профиль подготовки «Организация режима в УИС»
При изучении специальных дисциплин Правовое регулирование и организация режима, Правовое регулирование и организация надзора в рамках ролевой игры курсанты по очереди проигрывают следующие роли:
Дежурный помощник начальника колонии / дежурный помощник начальника следственного изоля-
тора / дежурный помощник начальника тюрьмы, которым необходимо выполнить следующие действия:
- поставить задачи личному составу перед заступлением на службу;
- осуществить объектовый надзор;
- осуществить руководство действиями при происшествиях;
- провести инструктаж и инструктивное занятие с личным составом;
- организовать и провести мероприятие по воспитательной работе с личным составом отдела.
В качестве инспектора отдела безопасности (режима) курсантам необходимо выполнить следующие действия:
- организовать службу дежурной (дневной) смены;
- подготовить и оформить служебную документацию дежурной смены;
- осуществить делопроизводство отдела безопасности (отдела режима) с учетом режима секретности на основании требований нормативных документов;
- составить план работы отдела безопасности (режима) исправительного учреждения (следственного изолятора);
- подготовить и оформить планирующую и отчетную служебную документацию отдела безопасности (режима);
- спланировать деятельности по обеспечению надзора;
- осуществить руководство личным составом отдела безопасности (режима);
- организовать выполнение личным составом отдела безопасности (режима) поставленных задач;
- провести инструктаж и инструктивное занятие с личным составом;
- организовать и провести занятие в системе слу-жебно-боевой подготовки с инспекторами, младшими инспекторами отдела безопасности (режима);
- организовать и провести мероприятие по воспитательной работе с личным составом отдела;
- провести служебное и оперативное совещание, учебно-методические сборы.
Профиль подготовки «Кинология»
При изучении дисциплины Организация кинологической деятельности ФСИН России в рамках ролевой игры курсанты по очереди проигрывают роль начальника кинологического отделения отдела охраны, которому необходимо выполнить следующие действия:
- подготовить и оформить планирующую и отчетную документацию кинологического подразделения отдела охраны;
- организовать руководство личным составом кинологического подразделения;
- провести занятие со специалистами-кинологами в системе служебно-боевой и специальной подготовки;
- организовать и провести мероприятие по воспитательной работе с личным составом кинологического подразделения.
- провести служебное и оперативное совещание, учебно-методические сборы.
Результаты представлены в табл. 2 (см. ПСКК-1).
Кроме того, для оценки уровня сформированности деятельностно-рефлексивного критерия (письменной)
профессионально-специализированной коммуникативной компетенции (в зависимости от профиля подготовки) курсантами предоставляются следующие документы, оформленные во время преддипломной практики:
- планы-конспекты проведения занятий по служебной подготовке;
- планы проведения инструктивных занятий;
- планы подведения итогов несения службы;
- копии служебных документов, подготовленных и оформленных курсантами во время прохождения практики.
Результаты представлены в табл. 2 (см. ПСКК-2).
Для оценки уровня сформированности деятель-ностно-рефлексивного критерия (устной) профессионально-специализированной коммуникативной компетенции (в зависимости от профиля подготовки) на одно из занятий по служебной подготовке, на одно из инструктивных занятий и одно из подведений итогов несения службы, которые проводит курсант-практикант во время преддипломной практики, приглашается преподаватель-филолог (либо занятие записывается на видео и сдается на кафедру гуманитарных и социально-экономических дисциплин института). Результаты представлены в табл. 2 (см. ПСКК-3).
Достоверность совпадений или различий статистических характеристик ЭГ и КГ после педагогического эксперимента проверена с помощью критерия Хи-квадрат (табл. 4).
Из табл. 4 и диаграммы 2, видно, что характеристики сравниваемых выборок превосходят критическое значение критерия Пирсона (х2эмпир > х2крит), что свидетельствует о наличии статистических различий и доказывает влияние изучаемого воздействия на образовательный процесс в ЭГ.
Анализ данных, полученных по результатам самооценки и в ходе выполнения курсантами КИМов, подтвердил, что применение разработанной методической системы обеспечивает объективное и достоверное оценивание уровня сформированности профессиональной коммуникативной компетенции курсантов вузов ФСИН России.
До внедрения методической системы формирования профессиональной коммуникативной компетенции распределение курсантов КГ и ЭГ по уровням было одинаковым (т.е. статистических различий в выборках не было выявлено), а после проведения педагогического эксперимента оно стало различным, т.е. появились статистические различия, поэтому следует признать доказанность влияния изучаемого воздействия на образовательный процесс в ЭГ курсантов.
Сравним полученное эмпирическое значение с критическим, которое приведено в таблице критических точек распределения Пирсона (хи-квадрат). Из этой таблицы для / = 2 и уровня значимости 0,05 критическое значение составляет 5,99, а для уровня значимости 0,01 оно равно 9,21.
В нашем случае и для того, и для другого уровня значимости х2эмп > х2крит, поэтому можно сделать вывод о наличии статистических различий в выборках, т.е. нулевая гипотеза отклоняется, а альтернативная принимается (с вероятностью 99%). Коэффициент
корреляции Пирсона соответствует коэффициенту надежности.
Т а б л и ц а 4
Эмпирическое значение критерия Хи-квадрат для профессиональной коммуникативной компетенции курсантов вузов
ФСИН России после педагогического эксперимента
Период формирования Составляющие ПКК Критерий х2
Л-М 1 К 1 Д-Р
По результатам самооценки
Первый БКК 27,46 20,77 32,65
Второй ПОКК 13,66 7,88 12,78
Третий ПСКК 30,45
Итого: 19,15 13,15 22,97
По результатам КИМов
Первый БКК 18,22 19,6 28,83
Второй ПОКК 16,9 19,46
Третий ПСКК-1 29,52
ПСКК-2 41,86
ПСКК-3 33,23
Итого: 18,22 17,76 29,37
Полученные данные отразим на диаграмме 2:
Основной Основной Основной Основной Основной Основной Основной Основной Основной Основной
БКК
ПОКК
ПСКК-1
ПСКК-2
ПСКК-3
х2крит=5,99
Диаграмма 2. Хи-квадрат для профессиональной коммуникативной компетенции курсантов вузов ФСИН России после эксперимента
Для обеспечения полного доказательства валидности произведем конвергентную валидизацию [15]. Для измерения уровня сформированности профессиональной коммуникативной компетенции курсантов мы использовали несколько методик. Сравнив полученные результаты, мы можем говорить о конструктной валидности, так как экспериментальные данные, полученные от разных методик, имеют высокую корреляцию.
Результаты, полученные в ходе реализации авторской методики измерения уровня профессио-
нальной коммуникативной компетенции курсантов вузов ФСИН России, в сравнении с результатами, полученными в ходе использования контрольно-измери-тельных материалов, дают полный охват исследуемой проблемы, позволяют целостно оценить уровень сформированности данной компетенции у курсантов и доказывают действенность внедрения модели формирования профессиональной коммуникативной компетенции курсантов вузов ФСИН России [16].
ЛИТЕРАТУРА
1. Brumfit Ch. Communicative Methodology in language teaching. Cambridge : Cambridge University Press, 1984. Р. 154.
2. Littlewood W. Communicative Language Teaching. Cambridge : Cambridge University Press, 1994. P. 90.
3. Бернавская М.В. Формирование профессиональной коммуникативной компетентности при подготовке инженеров-программистов :
дис. ... канд. пед. наук. Владивосток, 2007. 216 с.
4. Бокарева Н.В. Конструирование деловой игры как формы обучения студентов профессиональным коммуникативным компетенциям в
образовательном процессе туристского вуза : дис. ... канд. пед. наук. М., 2011. 197 с.
5. Бикбулатова А.А., Карплюк А.В., Паршин Г.Н., Джафар-Заде Д.А., Серебряков А.Г. Методика выявления профориентационных интере-
сов и склонностей у старшеклассников с инвалидностью // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23, № 2. С. 50-58. DOI: 10.17759/ pse.2018230206.
6. Кукарцева Т.А. Формирование профессионально-коммуникативной компетентности будущих специалистов военно-экономического
профиля в иноязычном образовательном процессе : дис. ... канд. пед. наук. Ульяновск, 2011. 206 с.
7. Лукова Т.Г. Формирование профессионально-коммуникативной культуры у слушателей вузов МВД России : дис. ... канд. пед. наук.
СПб., 2002. 146 с.
8. Гиренок Г.А. Формирование коммуникативной компетенции будущих сотрудников УИС в высшей профессиональной школе : дис. ...
канд. пед. наук. Самара, 2013. 198 с.
9. Тюменева Н.П. Формирование коммуникативных способностей курсантов и слушателей вузов ФСИН России при изучении русского
языка и культуры речи : дис. ... канд. пед. наук. Рязань, 2007. 184 с.
10. Климова О.В. Формирование профессиональной коммуникативной компетенции у студентов юридических специальностей в процессе изучения психолого-педагогических дисциплин : дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2009. 166 с.
11. Никитина Т.В. Профессиональная коммуникативная компетенция курсантов вузов ФСИН России: структура и содержательное наполнение // Гуманитарно-педагогическое образование. 2018. Т. 4, № 1. С. 111-117.
12. Кашицын А.С., Еремин С.В. Методы статистической обработки результатов педагогического эксперимента. Шуя : Из-во ФГБОУ ВПО «ШГПУ», 2012. 43 с.
13. Никитина Т.В. Формирование профессиональной коммуникативной компетенции курсантов вузов ФСИН России // Гуманитарные науки (г. Ялта). 2017. № 3 (39). С. 134-138.
14. Никитина Т.В. Диагностика сформированности профессиональной коммуникативной компетенции курсантов вузов Федеральной службы исполнения наказаний // Педагогический имидж. 2018. № 1 (38). С. 125-134.
15. Гессманн Х.-В., Шеронов Е.А. Валидность психологического теста // Современная зарубежная психология. 2013. № 4. С. 20-31.
16. Никитина Т.В. Модель формирования профессиональной коммуникативной компетенции курсантов вузов Федеральной службы исполнения наказаний России // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2018. № 1 (18). С. 134-138.
Статья представлена научной редакцией «Педагогика» 4 февраля 2019 г.
A Diagnostic Tool for Monitoring the Formation of Professional Communicative Competence of Cadets of Universities of the Federal Penitentiary Service of Russia
Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta — Tomsk State University Journal, 2019, 441, 196-205. DOI: 10.17223/15617793/441/26
Tatyana V. Nikitina, Perm Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia (Perm, Russian Federation). E-mail: [email protected]
Keywords: competence; professional communicative competence; assessment methodology; level of formation of competence; penal officers.
The article is devoted to the problem of the formation of professional communicative competence of cadets of universities of the Federal Penitentiary Service of the Russian Federation. The aim of the article is to describe the diagnostic tool for assessing the formation of this competence in cadets. The author proves the effectiveness of the implementation of the methodological system of forming professional communicative competence of cadets. The novelty of the research lies in the fact that the author defines the concept of "professional communicative competence of students of the Federal Penitentiary Service of the Russian Federation", identifies its components (basic communicative competence, professionally-oriented communicative competence and professionally-specialized communicative competence). The structure of professional communicative competence is specified, and a tool for measuring the level of the development of this competence in cadets is proposed. To reach the aim, the following methods of research were used: analysis and generalization of pedagogical, methodological literature on the problem; questionnaire; monitoring; generalization of pedagogical experience. The author offers to form professional communicative competence of cadets in a departmental university in stages and in a comprehensive manner throughout the training. Six groups of cadets of the same course of study majoring in jurisprudence (4 groups) and zootechnics (2 groups), 145 people in total, took part in an experiment. The experiment lasted the entire period of training of cadets at the university (4 years). In the third year, students started specialized training ("Organization of Guard and Escort in the Penal System", "Organization of the Regime in the Penal System" and "Cynology"). 72 cadets of the experimental group and 73 cadets of the control group participated in the assessment. The level of the development of professional communicative competence based on the results of self-assessment and test materials before and after the pedagogical experiment has been measured; the empirical data have been processed and analyzed using modern statistical methods. The obtained results have been analyzed. Through Pearson's criterion, the impact of the influence under study on the educational process in the experimental group of cadets is proved. Statistical differences in the samples indicate that the null hypothesis is rejected, and the alternative hypothesis is accepted with a probability of 99%. The effectiveness of the developed conditions is proved.
REFERENCES
1. Brumfit, Ch. (1984) Communicative Methodology in language teaching. Cambridge: Cambridge University Press.
2. Littlewood, W. (1994) Communicative Language Teaching. Cambridge: Cambridge University Press.
3. Bernavskaya, M.V. (2007) Formirovanie professional'noy kommunikativnoy kompetentnosti pri podgotovke inzhenerov-programmistov [Formation of professional communicative competence in the training of software engineers]. Pedagogy Cand. Diss. Vladivostok.
4. Bokareva, N.V. (2011) Konstruirovanie delovoy igry kak formy obucheniya studentov professional'nym kommunikativnym kompetentsiyam v obrazovatel 'nom protsesse turistskogo vuza [Designing a business game as a form of teaching students professional communicative competences in the educational process of a tourist university]. Pedagogy Cand. Diss. Moscow.
5. Bikbulatova, A.A. et al. (2018) Technique for Measuring Vocational Interests and Inclinations in High-School Students with Disabilities. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie — Psychological Science and Education. 23 (2). pp. 50-58. (In Russian). DOI: 10.17759/ pse.2018230206
6. Kukartseva, T.A. (2011) Formirovanie professional'no-kommunikativnoy kompetentnosti budushchikh spetsialistov voenno-ekonomicheskogo profilya v inoyazychnom obrazovatel'nomprotsesse [Formation of professional and communicative competence of future specialists of the military-economic profile in the foreign language educational process]. Pedagogy Cand. Diss. Ulyanovsk.
7. Lukova, T.G. (2002) Formirovanie professional'no-kommunikativnoy kul'tury u slushateley vuzov MVD Rossii [Formation of professional communicative culture among students of universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. Pedagogy Cand. Diss. St. Petersburg.
8. Girenok, G.A. (2013) Formirovanie kommunikativnoy kompetentsii budushchikh sotrudnikov UIS v vysshey professional'noy shkole [Formation of the communicative competence of future employees of the penitentiary system in higher vocational school]. Pedagogy Cand. Diss. Samara.
9. Tyumeneva, N.P. (2007) Formirovanie kommunikativnykh sposobnostey kursantov i slushateley vuzov FSIN Rossii pri izuchenii russkogo yazyka i kul 'tury rechi [Formation of communicative abilities of cadets and students of higher education institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia in the study of the Russian language and culture of speech]. Pedagogy Cand. Diss. Ryazan.
10. Klimova, O.V. (2009) Formirovanie professional'noy kommunikativnoy kompetentsii u studentov yuridicheskikh spetsial'nostey v protsesse izucheniya psikhologo-pedagogicheskikh distsiplin [Formation of professional communicative competence in law students in the process of studying psychological and pedagogical disciplines]. Pedagogy Cand. Diss. Chelyabinsk.
11. Nikitina, T.V. (2018) Professional'naya kommunikativnaya kompetentsiya kursantov vuzov FSIN Rossii: struktura i soderzhatel'noe na-polnenie [Professional communicative competence of cadets of higher education institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia: structure and content]. Gumanitarno-pedagogicheskoe obrazovanie. 4 (1). pp. 111-117.
12. Kashitsyn, A.S. & Eremin, S.V. (2012)Metody statisticheskoy obrabotki rezul'tatovpedagogicheskogo eksperimenta [Methods of statistical processing of the results of a pedagogical experiment]. Shuya: Shuya State Pedagogical University.
13. Nikitina, T.V. (2017) Formirovanie professional'noy kommunikativnoy kompetentsii kursantov vuzov FSIN Rossii [Formation of professional communicative competence of cadets of higher education institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia]. Gumanitarnye nauki. 3 (39). pp. 134-138.
14. Nikitina, T.V. (2018) Testing the professional communicative competence of cadets in the universities of the Federal Penal Service. Pedagog-icheskiy IMIDZH. 1 (38). pp. 125-134. (In Russian).
15. Gessmann, H.W. & Sheronov, E.A. (2013) Psychological Test Validity. Sovremennaya zarubezhnayapsikhologiya - Journal of Modern Foreign Psychology. 4. pp. 20-31. (In Russian).
16. Nikitina, T.V. (2018) The model of formation of professional communicative competence of cadets in universities of the Federal Penitentiary Service of Russia. Vestnik Omskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Gumanitarnye issledovaniya. 1 (18). pp. 134-138. (In Russian).
Received: 04 February 2019