Научная статья на тему 'Речевая культура курсантов вузов Федеральной службы исполнения наказаний'

Речевая культура курсантов вузов Федеральной службы исполнения наказаний Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
185
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА / SPEECH CULTURE OF CADETS / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ГОСУДАРСТВЕННОМ ЯЗЫКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" / ВУЗЫ ФСИН РОССИИ / THE FEDERAL PENAL SERVICE HIGH SCHOOLS / НОРМЫ УДАРЕНИЯ / ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ / LEXICAL RULES / ГРАММАТИЧЕСКИЕ НОРМЫ / GRAMMAR RULES / ИНВЕКТИВНАЯ ЛЕКСИКА / VOCABULARY INVECTIVE / ОБСЦЕННАЯ ЛЕКСИКА / OBSCENE WORDS / СИТУАЦИИ ОБЩЕНИЯ / СПЕЦИАЛИСТ УИС / PENAL SYSTEM SPECIALIST / ВЛАДЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНОЙ НОРМОЙ / POSSESSION OF LITERARY NORM / THE LAW "ON THE STATE LANGUAGE OF THE RUSSIAN FEDERATION" / THE RULES OF STRESS / COMMUNICATIVE SITUATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Тюменева Наталья Петровна

профессия предъявляет к будущему специалисту УИС высокие требования. Его личность определяют не только универсальные правовые знания, профессионализм, коммуникативная компетентность, но и способность к ясному изложению материала в устной речи и письменных текстах, уровень интеллекта и культуры. Важнейшей частью культуры является речь. Современный уровень речевой культуры в обществе вызывает тревогу, о чем пишут как филологи, так и деятели науки. Не является исключением и уровень речевой культуры курсантов. Анализ устной речи курсантов на практических занятиях и во внеаудиторное время, а также письменных работ позволяет выявить некоторые типичные ошибки. Прежде всего это ошибки, связанные с искажением звукового облика слов: учреждение, чрезвычайный, интриганы, инцидент, компрометировать, констатировать, конкурентоспособный, прецедент и др. Предметом особого беспокойства являются нормы ударения, которые часто нарушаются в словах позвонишь, осуждённый, возбуждено, средства, правы, ходатайствовать, договор. Несоблюдение лексических норм связано, в частности, с неправильным использованием паронимов: исполнительный лист, но исполнительская дисциплина; командированный специалист, но командировочное удостоверение. Определенную трудность вызывает употребление числительных. К типичным грамматическим ошибкам следует отнести нарушение норм предложного управления: согласно договору, вопреки предписанию, по окончании. Соблюдение языковых норм и правил предполагает также умение партнеров строить свое речевое поведение с соблюдением норм этики правил речевого поведения. По мнению многих лингвистов, все социально-экономические изменения отражаются на состоянии языка. Для современного речевого общения характерно использование слов, находящихся за пределами литературного языка. На публичное употребление этой небольшой группы слов накладывается табу. Профессиональная речь будущего специалиста УИС не должна представлять собой сочетание нецензурных выражений, жаргонизмов и других элементов криминальной субкультуры в общении с коллегами и гражданами. Результаты анкетирования позволяют утверждать, что в ситуациях официального общения курсанты соблюдают речевой этикет (100 %). Вместе с тем 92 % респондентов утверждают, что в неофициальном общении они могут употреблять молодежный сленг, 36 % «воровской жаргон», 28 % слова, близкие к обсценной лексике. Нарушение Федерального закона от 1 июня 2005 г. № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации, однако не менее важно, чтобы у каждого курсанта, будущего специалиста УИС, был еще и свой внутренний цензор. В целях повышения уровня речевой культуры курсантов в вузах ФСИН России Государственными образовательными стандартами введено изучение дисциплин «Русский язык и культура речи», «Русский язык в деловой документации», «Русский язык в деловой коммуникации», содержание которых ориентировано на практическое владение современным русским литературным языком. От констатации падения уровня речевой культуры и справедливых утверждений о социально-культурном значении языка в жизни курсантов необходимо переходить к формированию и развитию их речевой культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPEECH CULTURE OF HIGH SCHOOLS CADETS OF THE FEDERAL PENAL SERVICE OF RUSSIA

it`s common knowledge that a specialist occupied in the Penal Service System must meet certain professional requirements. His identity is determined not only by the universal legal knowledge, professionalism, communicative competence, but also the ability to clear presentation of the material in speech and writing, the level of intelligence and culture. The way of speaking and expressing oneself is truly considered to be one of most important part of the culture. Philologists and men of science and culture believe the present level of speech culture to be worrying. And speech culture of cadets is no exception. Studying cadets` oral speech, as well as written works in practical classes and in extracurricular time made it possible to reveal some common mistakes. First of all, these are errors associated with the distortion of the sound image of words, such as establishment, emergency, mischief incident, compromise, state, competitive, precedent and others. The rules of stress, which are often violated in the words «Call, convicted, energized, the right to, solicit, contract» are of particular concern... it`s common knowledge that a specialist occupied in the Penal Service System must meet certain professional requirements. His identity is determined not only by the universal legal knowledge, professionalism, communicative competence, but also the ability to clear presentation of the material in speech and writing, the level of intelligence and culture. The way of speaking and expressing oneself is truly considered to be one of most important part of the culture. Philologists and men of science and culture believe the present level of speech culture to be worrying. And speech culture of cadets is no exception. Studying cadets` oral speech, as well as written works in practical classes and in extracurricular time made it possible to reveal some common mistakes. First of all, these are errors associated with the distortion of the sound image of words, such as establishment, emergency, mischief incident, compromise, state, competitive, precedent and others. The rules of stress, which are often violated in the words «Call, convicted, energized, the right to, solicit, contract» are of particular concern. Not following lexical rules, in particular, is caused by to misusing of paronyms: «writ of execution, but performance discipline; seconded expert, but traveling certificate». The use of numerals also makes a difficulty. Typical grammatical errors should include violation of prepositional control: according to the contract, contrary to regulations, at the end of the contract. Compliance with linguistic rules and regulations and also involves the ability of partners to build their verbal behavior in accordance with ethical standards rules of verbal behavior. Many linguists consider all socioeconomic changes to be naturally reflected in language. Modern verbal communication is characterized by the use of words having nothing to do with literary language. This small group of words can`t be used in public. Professional speech of a future specialist of Penal System should be void of foul language, jargons, and other elements of the criminal subculture in communicating with colleagues and citizens. The results of the questionnaire survey suggest that cadets observe speech norms in official communication (100 %). However, 92 % of respondents say that they can use youth slang in informal communication, 36 % the thieves' jargon, 28 % the words that are close to obscene language. Violation of the law «On the state language of the Russian Federation» shall entail liability under the legislation of the Russian Federation, but it is equally important for each cadet to possess his or her personal inner «censor». According to educational standards in Russia such disciplines as «Russian language and culture of speech», «Russian language in business documents», «Russian language in business communication» were introduced in order to improve speech culture of cadets in the Federal Penal Service high schools. The content of these disciplines is focused on practical knowledge of modern Russian literature language. To crown it all, we shouldn`t just speak about the problem, we should act rapidly in order to improve: that is to try hard in order to develop cadets` speech. function show_eabstract() { $('#eabstract1').hide(); $('#eabstract2').show(); $('#eabstract_expand').hide(); } ▼Показать полностью

Текст научной работы на тему «Речевая культура курсантов вузов Федеральной службы исполнения наказаний»

УДК 811.161.1' 271 ББК 81.411.2-006 Т98

Наталья Петровна Тюменева, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков (Академия ФСИН России) Е-таП: Nataly.Tyum@yandex.ru

РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА КУРСАНТОВ ВУЗОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

Реферат: профессия предъявляет к будущему специалисту УИС высокие требования. Его личность определяют не только универсальные правовые знания, профессионализм, коммуникативная компетентность, но и способность к ясному изложению материала в устной речи и письменных текстах, уровень интеллекта и культуры.

Важнейшей частью культуры является речь. Современный уровень речевой культуры в обществе вызывает тревогу, о чем пишут как филологи, так и деятели науки. Не является исключением и уровень речевой культуры курсантов.

Анализ устной речи курсантов на практических занятиях и во внеаудиторное время, а также письменных работ позволяет выявить некоторые типичные ошибки. Прежде всего это ошибки, связанные с искажением звукового облика слов: учреждение, чрезвычайный, интриганы, инцидент, компрометировать, констатировать, конкурентоспособный, прецедент и др.

Предметом особого беспокойства являются нормы ударения, которые часто нарушаются в словах позвонишь, осуждённый, возбуждено, средства, правы, ходатайствовать, договор.

Несоблюдение лексических норм связано, в частности, с неправильным использованием паронимов: исполнительный лист, но исполнительская дисциплина; командированный специалист, но командировочное удостоверение.

Определенную трудность вызывает употребление числительных.

К типичным грамматическим ошибкам следует отнести нарушение норм предложного управления: согласно договору, вопреки предписанию, по окончании.

Соблюдение языковых норм и правил предполагает также умение партнеров строить свое речевое поведение с соблюдением норм этики - правил речевого поведения.

По мнению многих лингвистов, все социально-экономические изменения отражаются на состоянии языка. Для современного речевого общения характерно использование слов, находящихся за пределами литературного языка. На публичное употребление этой небольшой группы слов накладывается табу. Профессиональная речь будущего специалиста УИС не должна представлять собой сочетание нецензурных выражений, жаргонизмов и других элементов криминальной субкультуры в общении с коллегами и гражданами. Результаты анкетирования позволяют утверждать, что в ситуациях официального общения курсанты соблюдают речевой этикет (100 %). Вместе с тем 92 % респондентов утверждают, что в неофициальном общении они могут употреблять молодежный сленг, 36 % - «воровской жаргон», 28 % -слова, близкие к обсценной лексике.

Нарушение Федерального закона от 1 июня 2005 г. № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации, однако не менее важно, чтобы у каждого курсанта, будущего специалиста УИС, был еще и свой внутренний цензор.

В целях повышения уровня речевой культуры курсантов в вузах ФСИН России Государственными образовательными стандартами введено изучение дисциплин «Русский язык и культура речи», «Русский язык в деловой документации», «Русский язык в деловой коммуникации», содержание которых ориентировано на практическое владение современным русским литературным языком.

От констатации падения уровня речевой культуры и справедливых утверждений о социально-культурном значении языка в жизни курсантов необходимо переходить к формированию и развитию их речевой культуры.

Ключевые слова: речевая культура, вузы ФСИН России, нормы ударения, лексические нормы, грамматические нормы, инвективная лексика, обсценная лексика, ситуации общения, специалист УИС, владение литературной нормой, Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации».

Профессия предъявляет к будущему специалисту УИС высокие требования. Кроме обладания универсальными правовыми знаниями, его личность определяют коммуникативная компетентность, способность к ясному изложению материала в устной речи и письменных текстах, уровень интеллекта и культуры.

Существует множество определений культуры. Одно из самых распространенных: культура - это совокупность ценностей, которые созданы и продолжают создаваться человечеством; они накапливаются в произведениях литературы, искусства, в самых разнообразных творениях человека. Естественно, что накопление всех знаний и представлений человечества о мире осуществляется прежде всего с помощью языка.

Важнейшей частью культуры является речь. Высокая культура речи предполагает и достаточно высокий уровень общей культуры человека, его сознательную любовь к языку, культуру мышления, а также соблюдение правил речевого поведения. Но современный уровень речевой культуры в обществе вызывает тревогу, о чем пишут как филологи, так и деятели науки и искусства, представители негуманитарной области знания. По мнению академика В. Г. Костомарова, современный русский язык «... отражает дремучую неграмотность и грубость некоторых парламентариев, сознательную ставку на «блатную музыку» многих газет, бездарность популистской фразеологии и рекламного языка, а также уродливое подражание части молодежи зарубежному сленгу, а деловых людей - речи иностранных бизнесменов». Речевое поведение курсантов вузов ФСИН России в этом смысле не является исключением.

Общеизвестно, что будущим специалистам УИС значительную часть своего времени придется заниматься деловыми бумагами и служебными документами. Причем эта сфера деятельности не ограничивается только знанием основ делопроизводства. Можно хорошо знать нормативы оформления и составления документов, изо дня в день заниматься делопроизводством, но не владеть в достаточной степени навыками написания деловых бумаг и документов, не представлять отличий языка документа от других разновидностей современного русского литературного языка, редактировать деловые бумаги, не уметь общаться с коллегами, иными словами, не владеть культурой деловой письменной и устной речи. А низкая речевая культура не только свидетельствует о недостаточном уровне коммуникативной компетентности специалиста, но и соответствующим образом влияет на репутацию того учреждения, которое он представляет.

Во многих странах Запада и Востока вопрос оценки персонала и продвижения по службе уже давно поставлен в зависимость от его умения готовить разного рода документы и материалы. Сотрудникам периодически предлагают выполнять языковые тесты, писать диктанты или сочинения с целью проверки их знаний родного языка и умений грамотно излагать свои мысли на бумаге. У нас до сих пор существовал ряд заблуждений, касающихся этой сферы профессиональной деятельности сотрудника. Считалось, что языку документов и умению писать документы, общаться с людьми и добиваться успеха в процессе коммуникации можно не обучать, так как это не столь сложный вид деятельности: если умеешь говорить и писать по-русски, так почему бы не написать распоряжение, докладную записку или не выступить перед аудиторией. На самом деле каждый сотрудник ежедневно оказывается в самых разных ситуациях и порой вынужден учиться речевой культуре самостоятельно, а это длительный и сложный процесс. О трудностях в построении письменной и устной речи свидетельствуют результаты анкетирования курсантов, проведенного с целью определения уровня их речевой культуры. Так, 72 % респондентов констатируют наличие в своей речи «лишних слов», 36 % - говорят об ошибках в произношении, ударении, 28 % - о проблемах в соблюдении лексических и грамматических норм.

Анализ выступлений на практических занятиях и во внеаудиторное время, а также письменных работ курсантов позволяет выявить некоторые типичные ошибки в их речи. Прежде всего это ошибки, связанные с искажением звукового облика слов, в которых часто произносят и пишут «лишнюю» букву или не произносят и не пишут соответствующую букву там, где это необходимо: учреждение, чрезвычайный, чрезмерный, дерматин, интриганы, инцидент, компрометировать, констатировать, конкурентоспособный, одышка, поскользнуться, почерк, почтамт, прецедент, светопреставление.

Предметом особого беспокойства являются нормы ударения, которые часто нарушаются в словах позвонишь, осуждённый, возбуждено, средства, правы, ходатайствовать, красивее, туфля, феномен, обеспечение, валовой, оптовый, жалюзи, договор.

Несоблюдение лексических норм, или норм словоупотребления, в речи курсантов связано, в частности, с неправильным использованием паронимов. Имея различное значение, в тексте они сочетаются с разными словами: исполнительный лист, но исполнительская дисциплина; командиро-

ванный специалист, но командировочное удостоверение. Смешение паронимов приводит к искажению смысла высказывания, порождает двусмысленность: «Он объяснил, что совершил преступление из-за неправильного понятия закона» (правильно: из-за неправильного понимания); или: «Истец просит оплатить ему 12 000 рублей» (правильно: уплатить).

Ошибки встречаются и при употреблении плеонастических сочетаний, содержащих иноязычные слова, семантика которых недостаточно хорошо известна обучающимся: хронометраж времени (хронометраж - измерение затрат времени на что-либо), прейскурант цен (прейскурант - текущие цены), странный парадокс (парадокс - странное мнение, расходящееся с общепринятыми), ландшафт местности (ландшафт - общий вид местности).

Нежелательна в речи будущих специалистов УИС и тавтология - «неоправданная избыточность выражения» [1, с. 467]: <(Автор пытается доказать свою правоту бездоказательными доказательствами».

Тавтология в предложении неизбежна, если в языке нет другого равнозначного слова (следственные органы расследовали, словарь иностранных слов, сослужить службу).

Определенную трудность у курсантов вызывает употребление числительных. В выступлениях, интервью, докладах встречается форма около пяти-ста, шестиста, семиста вместо около пятисот, шестисот, семисот.

К типичным грамматическим ошибкам следует отнести нарушение норм предложного управления: согласно договора, вопреки предписания, по приезду, по окончанию вместо согласно договору, вопреки предписанию, по приезде, по окончании.

Соблюдение языковых норм и правил - важное, но не единственное условие речевой культуры. Оно предполагает также умение партнеров строить свое речевое поведение с соблюдением норм этики - правил речевого поведения, основанных на нормах морали, национально-культурных традициях.

По мнению многих лингвистов, все социально-экономические изменения отражаются на состоянии языка. Для современного речевого общения характерно использование слов, находящихся за пределами литературного языка. Это инвективная [2, с. 300] и обсценная лексика. На публичное употребление этой небольшой группы слов накладывается табу. Профессиональная речь будущего специалиста УИС не должна представлять собой сочетание нецензурных выражений, жаргонизмов и других элементов криминальной субкультуры в общении с коллегами и гражданами. Результаты

анкетирования позволяют утверждать, что в ситуациях официального общения курсанты соблюдают речевой этикет (100 %). Вместе с тем 92 % респондентов утверждают, что в ситуациях неофициального общения они могут употреблять молодежный сленг, 36 % - «воровской жаргон», 28 % - слова, близкие к обсценной лексике.

Считается плохим тоном исправлять в речи собеседника ошибки, связанные с нарушением норм современного русского литературного языка, хотя, безусловно, такие ошибки не украшают говорящего. Думается, что на нарушение этических норм служебного общения, в первую очередь официального, публичного, нельзя не обращать внимания.

В ч. 6 ст. 1 Закона «О государственном языке Российской Федерации» подчеркивается: «При использовании русского языка как государственного языка Российской Федерации не допускается использование слов и выражений, не соответствующих нормам современного русского литературного языка, за исключением иностранных слов, не имеющих общеупотребительных аналогов в русском языке» [3]. Нарушение Закона влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. Однако не менее важно, чтобы у каждого курсанта, будущего специалиста УИС, был еще и свой внутренний цензор.

Проблема формирования речевой культуры стоит в одном ряду с фундаментальными проблемами педагогики. Сегодня образование ориентируется на утверждение личностного начала в человеке. Понимание того, что язык является одним из главных инструментов развития личности, приводит к поиску эффективных подходов к преподаванию.

В целях повышения уровня речевой культуры курсантов в вузах ФСИН России государственными образовательными стандартами введено изучение дисциплин «Русский язык и культура речи», «Русский язык в деловой документации», «Русский язык в деловой коммуникации», содержание которых ориентировано на практическое владение современным русским литературным языком, что включает в себя:

- владение литературной нормой на разных уровнях языка в устной и письменной речи: умение пользоваться лексическими, фразеологическими, фонетико-интонационными, графическими и грамматическими ресурсами русского литературного языка;

- навыки ориентировки в различных коммуникативных ситуациях, способность находить наиболее эффективные приемы речевого взаимодействия;

- знание основ эффективного речевого общения -основ риторики;

- знание этических и этикетных норм;

- потребность в самосовершенствовании - развитии собственных коммуникативных способностей, совершенствовании умений, приобретенных навыков использования средств русского литературного языка.

От констатации падения уровня речевой культуры и справедливых утверждений о социально-культурном значении языка в жизни курсантов

необходимо переходить к формированию и развитию их речевой культуры. Педагогов, работающих с данной категорией обучающихся, объединяет понимание того, что пришло время воспитывать личность, способную к речевой коммуникации в различных сферах деятельности, умеющую говорить, думать и поступать в соответствии со своими убеждениями.

Список литературы

1. Словарь лингвистических терминов / сост. О. С. Ахманова. 2-е изд. М., 1969. 608 с.

2. Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца XX столетия / сост. Г. Н. Скляревская. М., 2001. 944 с.

3. О государственном языке Российской Федерации : федер. закон от 1 июня 2005 г. № 53-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2005. № 23. Ст. 2199.

Natalya Petrovna Tyumeneva, Ph.D., Associate Professor Foreign Languages Department,

the Academy of the FPS of Russia Е-mail: Nataly.Tyum@yandex.ru

SPEECH CULTURE OF HIGH SCHOOLS CADETS OF THE FEDERAL PENAL SERVICE OF RUSSIA

The abstract: it's common knowledge that a specialist occupied in the Penal Service System must meet certain professional requirements. His identity is determined not only by the universal legal knowledge, professionalism, communicative competence, but also the ability to clear presentation of the material in speech and writing, the level of intelligence and culture. The way of speaking and expressing oneself is truly considered to be one of most important part of the culture. Philologists and men of science and culture believe the present level of speech culture to be worrying. And speech culture of cadets is no exception. Studying cadets' oral speech, as well as written works in practical classes and in extracurricular time made it possible to reveal some common mistakes.

First of all, these are errors associated with the distortion of the sound image of words, such as establishment, emergency, mischief incident, compromise, state, competitive, precedent and others.

The rules of stress, which are often violated in the words «Call, convicted, energized, the right to, solicit, contract» are of particular concern. Not following lexical rules, in particular, is caused by to misusing of paronyms: «writ of execution, but performance discipline; seconded expert, but traveling certificate».

The use of numerals also makes a difficulty. Typical grammatical errors should include violation of prepositional control: according to the contract, contrary to regulations, at the end of the contract.

Compliance with linguistic rules and regulations and also involves the ability of partners to build their verbal behavior in accordance with ethical standards - rules of verbal behavior. Many linguists consider all socioeconomic changes to be naturally reflected in language.

Modern verbal communication is characterized by the use of words having nothing to do with literary language.

This small group of words can't be used in public.

Professional speech of a future specialist of Penal System should be void of foul language, jargons, and other elements of the criminal subculture in communicating with colleagues and citizens.

The results of the questionnaire survey suggest that cadets observe speech norms in official communication (100 %).

However, 92 % - of respondents say that they can use youth slang in informal communication, 36 % - the thieves' jargon, 28 % - the words that are close to obscene language.

Violation of the law «On the state language of the Russian Federation» shall entail liability under the legislation of the Russian Federation, but it is equally important for each cadet to possess his or her personal inner «censor». According to educational standards in Russia such disciplines as «Russian language and culture of

speech», «Russian language in business documents», «Russian language in business communication» were introduced in order to improve speech culture of cadets in the Federal Penal Service high schools. The content of these disciplines is focused on practical knowledge of modern Russian literature language.

To crown it all, we shouldn't just speak about the problem, we should act rapidly in order to improve: that is to try hard in order to develop cadets' speech.

Key words: Speech culture of cadets, the Federal Penal Service high schools, the rules of stress, lexical rules, grammar rules, vocabulary invective, obscene words, communicative situation, Penal System Specialist, possession of literary norm, the law «On the state language of the Russian Federation».

References

1. Slovar' lingvisticheskikh terminov/ sost. O.S. Akhmanova [Dictionary of linguistic terms / comp. O.S. Akhmanova]. Moscow, Owls. Encyclopedia Publ., 1969, 608 р.

2. Tolkovyi slovar' sovremennogo russkogo yazyka. Yazykovye izveneniya kontsa XX stoletiya / sost. G.N. Sklyarevskaya [Explanatory dictionary of modern Russian. Language changes the end of XX century / ed. GN Sklyarevskaya.]. Moscow, Astrel Publ., 2001, 944 р.

3. Federal'nyi zakon ot 1 iyunya 2005 g. №53-FZ «O gosudarstvennom yazyke» [The federal low from June, 01th, 2005, №53-FL «About State Language» ]. Coll. Ros legislation. Federation, 2005, no. 23, Art. 2199.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.