УДК 378:796
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ВУЗЕ - ПУТЬ К АКТИВНОМУ ДОЛГОЛЕТИЮ
Сергей Влаильевич Казначеев
Сибирский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, 630102, Россия, г. Новосибирск, ул. Нижегородская, 6, доктор медицинских наук, профессор кафедры физического образования и рекреации, тел. (383)350-22-03, e-mail: [email protected]
Ольга Владимировна Лопатина
Новосибирский государственный медицинский университет, 630091, Россия, г. Новосибирск, ул. Красный проспект, 52, доцент кафедры физического воспитания, тел. (913)904-21-62, e-mail: [email protected]
Цель статьи показать уровень осознания пролонгированного отношения современной студенческой молодёжи к здоровому образу жизни с помощью средств физической культуры для достижения активного долголетия.
Ключевые слова: активное долголетие, физическая культура, здоровье, здоровый образ жизни, студенты.
PHYSICAL CULTURE IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION AS THE WAY TO ACTIVE LONGEVITY
Sergey V. Kaznacheev
The Siberian Institute of Management - the branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, 630102, Russia, Novosibirsk, Nizhegorodskaya St., 6, Doctor of Medical Sciences, Professor of the Department of Physical Education and Recreation, tel. (383)350-22-03, e-mail: [email protected]
Olga V. Lopatina
Novosibirsk State Medical University, 630091, Russia, Novosibirsk, Red Avenue, 52, Associate Professor of the Department of Physical Education, tel. (913)904-21-62, e-mail: [email protected]
The purpose of the article is to show the level of understanding of the prolonged attitudes of modern student's youth to a healthy lifestyle for the achievement of active longevity with the help of physical culture.
Key words: active longevity, physical culture, health, healthy lifestyle, students.
Спортивная активность и тяга к физической деятельности возникает в жизни человека практически всегда, уже в самые первые месяцы его жизни. По наблюдению многих воспитателей, родителей любые навыки физической активности у маленьких детей подвергаются «самоанализу», воспроизводству и закреплению в их сознании. Примерно с 2 - 3 летнего возраста, когда ребенок начинает осознавать свои действия и отдавать отчет своим поступкам он начинает самостоятельно строить режим дня, с обязательным включением в свой распорядок физическую деятельность. В этом отношении, детей можно назы-
вать условно «генеративными». Основные движения тела развиваются при ходьбе, беге, прыжках, лазании, метании[1]. Освоив основные движения тела, в 4-5 летнем возрасте, ребёнок начинает опираться на них в развитии рефлексии, коммуникационных навыков, способов знакомства и познания предметов и явлений окружающего мира. Далее, условия жизни, в которых протекает пребывание детей дома, в соответствующем учебном заведении, становятся стержнем, формирующим его отношения к занятиям физической культурой и спортом.
Таким образом, «корень» понимания студентом значимости для его личностного роста и индивидуального развития, закладывается ещё в раннем детстве и, именно, его структуру необходимо изучать для правильного включения современного студента в мир физической культуры. По данным комплексных социологических исследований мотивация и заинтересованность занятиями спортом, дают далеко не идеальную картину, которую хотели бы видеть население и управленческие структуры страны.
Вот, как по указанным статистическим данным, интерес к физической культуре проявляют студенты вузов:
5% респондентов, читают спортивные газеты и журналы;
46% смотрят спортивные передачи;
24% посещают спортивные мероприятия;
25% ничем не интересуются [2].
Исследование причин подобного отношения, проведенные другими исследователями, выявляет несколько, наиболее значимых:
- недостаточное осознание подлинного уровня своего физического развития и необходимость его совершенствования [3]
- отсутствие спортивных объектов, пропаганды здорового образа жизни, высокая стоимость услуг, представляемых сферой физической культуры;
- малоподвижный образ жизни, связанный с увеличением учебной нагрузки, относительно свободной студенческой жизнью, проблемами в социальном и межличностном общении, отсутствием сформированной потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями[4].
В определении потребностей в занятиях физической культурой, как указывают перечисленные выше авторы, их можно условно разделить на объективные и субъективные. Среди объективных факторов, ведущее место занимают: содержание занятий, состояние спортивного инвентаря, направленность и содержание учебного процесса по физической культуре, методика её преподавания, уровень требований учебной программы, личность преподавателя, эмоциональная окраска проведения занятий. При обсуждении роли субъективных факторов, негативно влияющих на посещение студентами профильных занятий, прежде всего, говорится о личной значимости их для студента, возможном мотиве, интересе для их посещения, их ценностной ориентации, об оценке студентами уровня своего здоровья и физической подготовленности, удовлетворении занятиями и, наконец, духовном обогащении их личности.
Особое место, в решении проблемы повышения популярности занятий физической культурой для учащихся гуманитарных учебных заведений, является
неправильное понимание педагогами смысла, который они вкладывают, говоря о значимости для них подобных занятий. По мнению Паначева В.Д основная масса студентов (особенного первокурсников) склонна посещать занятия по физической культуре с желанием не иметь неприятностей от преподавателя, а также для того, чтобы в более свободной атмосфере пообщаться с товарищами. Преподаватель же, в действиях студентов видит реализацию потребности в движении, спортивной деятельности, в стремлении быть здоровым, сильным, выносливым, ловким. К сожалению, перечисленные потребности, по данным анкетирования, занимают в их сознании лишь 4-ое место. Альтернативой сказанному, является вера других преподавателей в то, что студенты посещают занятия по физкультуре лишь для того, чтобы получить зачёт. Несмотря на это убеждение, у большинства студентов этот мотив прихода на физкультуру занимает почти последнее место. Паначев В.Д. указывает на то, что сходство в видении значения занятий по физической культуре ограничивается тем, что студенты и преподаватели рассматривают физкультуру значимым фактором для получения стройности тела, хорошего телосложения и возможности лишний раз активно подвигаться. Этот объединяющий мотив, рождает в среде преподавателей (98%) иллюзию того, что студенты довольны уроками физической культуры. Однако, среди этих студентов, 13% опрошенных отзываются об уроках физической культуры отрицательно, треть из которых думает об их посещении крайне отрицательно[5].
Ещё одной из серьёзных причин не любви студентов к посещению занятий физкультурой является приравнивание их к обычному варианту проведения досуга, не имеющего прямого отношения к усовершенствованию их профессиональных знаний, умений и навыков. Для них это такие занятия, которые, помогают им приятно проводить свободное от учёбы время и интересно так же как общение с различными гаджетами (мобильными телефонами, смартфоны, компьютеры и др.), посещение дискотек, кафе, прогулки и общение с друзьями и т.д. Следовательно, с этой точки зрения они могут выбирать тот вид отдыха, который в данный момент соответствует их желанию. Любое обязательное посещение занятий по физической культуре часто рассматривается в качестве ограничения свободы выбора.
Принимая во внимание перечень проблем с посещением студентами занятий по физической культуре в гуманитарных вузах, необходимо срочно искать способы и методы повышения их интереса к посещению обязательной программной дисциплины, как физическая культура. По данным научной литературы этому могут способствовать:
- целенаправленное формирование социальных и индивидуальных мотивов посещения занятий по физкультуре, представляющих личную заинтересованность в них или их особую общественную значимость;
- присутствие в содержании занятий профессиональной направленности физического воспитания студентов;
- поддержание имеющихся и обнаружение новых физкультурно-спортивных интересов;
- индивидуальный, личностно-ориентированный и дифференцированный подход к включению студентов в проводимые учебные занятия по физической культуре.
Работу по разработке, поисков тем для формирования положительного мотива студента на физкультурные занятия целесообразно начинать с оценки типа его конституциональной организации и личностного профиля его развития.
Для выяснения отношения студенческой молодёжи к физической культуре, к различным аспектам, входящим в полноценный набор здорового образа жизни, к их отношению к здоровому долголетию нами было проведено анкетирование. На вопросы ответило около пятисот студентов с первого по третий курс Новосибирского государственного медицинского университета (НГМУ).
Зная, о том, что генетика только на 25% влияет на качество жизни человека, а все остальные проценты приходятся на организацию жизненного пространства внутри и снаружи человека мы поинтересовались о наличии долгожителей в семьях студентов. Выяснилось, что 34% благодаря благоприятной наследственности имеют шанс прожить свыше 90 лет, при условии, если они будут жить здоровой, позитивной жизнью.
Правильным семейным укладом, который включает в себя наличие добрых отношений в доме, любовь и заботу о детях, правильное пищевое поведение, режим дня, личный пример родителей, занимающихся двигательной активностью, наличие в семье спортивного инвентаря и стимуляция детей заниматься физической культурой и спортом, поделиться может далеко не каждый. И в нашем случае, только 24% студентов отметили наличие большинства вышеперечисленных условий в своей жизни. Около 14% ребят самостоятельно, без помощи родителей занимались физической культурой и спортом со школьной скамьи, имеют двигательные умения и навыки, привычку и желание активно жить.
Ежедневные усилия, направленные на построение насыщенного полезными событиями дня, такие как: занятия физической культурой, прогулки в парковой зоне, полноценный сон, правильное питание предпринимают 38 % студентов. Тем не менее, ребята, не попавшие в это число, часто задумываются о поиске нужных приоритетов в жизни. Причинами своей нездоровой жизни называют отсутствие знаний по физической культуре и опасных явлениях в стремительно изменяющемся мире.
О никотиновой зависимости, употреблении алкоголя, заявило 54% респондентов. Студенты отмечают, что один, встречаются случаи, когда оба родителя в семье курят. Алкоголь (по праздникам) употребляют в 82% семей. Данные факты являются основной причиной снижения количества прожитых лет.
Зависимости от современных технических средств наносят большой урон молодёжи: часто и долго разговаривают по телефону 44%, сидят в социальных сетях 68%.
Носят в карманах мобильные устройства 78% ребят, не осознавая ущерба здоровью от радиоволн.
Всего 21% студенческой молодёжи регулярно занимается физической культурой, стремится соблюдать режим дня, не имеет пагубных привычек, читают литературу, имеют хобби, жизнерадостны, собираются создать полноценную семью, нацелены на долголетнюю активную жизнь.
Таким образом, современные студенты, на данном промежутке жизни, в своём большинстве 75 % задумываются о здоровом образе жизни. Но ставят низкую планку и лишь 38 % опрошенных намерены прожить до 70 лет.
Последним образовательным звеном, в решении задачи по увеличению продолжительности жизни наших сограждан является дисциплина «физическая культура» преподаваемая в вузе. При удобных, оборудованных всем необходимым местах занятий и грамотных преподавателях, вырастает мотивация обучающихся, заниматься физической культурой. За время учёбы в вузе студенты овладевают знаниями о двигательной активности, теоретическими основами, умением самостоятельно выстроить собственное занятие. Могут использовать знания в будущем для своей семьи и друзей. Пользоваться инструментами физической культуры в своей профессиональной деятельности.
Для роста продолжительности жизни необходим синергетический эффект, который позволит собрать воедино все необходимые факторы, одним из которых, значительным и весомым, является физическая культура.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Холодок Л. Г. , Костюк Р. Г. Организация двигательной активности ребёнка в семье // Медработник дошкольного образовательного учреждения. 2015. № 8. С. 31-35.
2. Заливан Д. О., Савчук А. Н. Отношение студентов средних специальных учебных заведений к самостоятельным занятиям физической культурой // Вестник КГПУ им. В. П. астафьева. - 2012. - Выпуск 2.- С. 67 - 71.
3. Реан А. А. и др. О ценностно-мотвационной сфере студентов университетов / А. А. Реан, Т. В. Андреева, Н. П. Киреева, Н. JL Москвичева // Ананьевские чтения-99: тезисы на-уч,-практич. конф.. СПб., 1999. С.42 - 48.
4. Новикова Е. О., Бебко М. И. Формирование потребности к занятиям физической культурой студентов гуманитарного профиля // III Всероссийская научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых по естественно-научному, экономическому, и юридическому, и социогуманитарному направлениям. НФИ КемГУ (Новокузнецк, 4 апреля 2013 г.) - Новокузнецк: НФИ КемГУ, 2013 - Т. 1, С. 35 - 37.
5. Паначев В. Д.// Анализ отношения студентов к физической культуре. Совершенствование учебного и тренировочного процессов в системе образования: сборник научных трудов (Ульяновск, 2012г.). - Ульяновск: Ул ГТУ, 2011. - С. 124 - 128.
© С. В. Казначеев, О. В. Лопатина, 2016