Научная статья на тему 'Осознанный подход студенческой молодежи к здоровому образу жизни как гаранту долголетия'

Осознанный подход студенческой молодежи к здоровому образу жизни как гаранту долголетия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ОСОЗНАНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СТУДЕНТ / HEALTH / UNDERSTANDING / PHYSICAL CULTURE / STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лопатин Валерий Анатольевич

В статье рассматриваются факторы, влияющие на здоровье студентов и предлагаются возможные подходы к повышению осознанного отношения молодёжи к высокому качеству жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENTS’ CONSCIOUS APPROACH TO HEALTHY LIFESTYLE AS TO A GUARANTOR OF LONGEVITY

The factors influencing student’s health are considered in the article; possible approaches to raise conscious attitudes of youth towards high quality of life are offered.

Текст научной работы на тему «Осознанный подход студенческой молодежи к здоровому образу жизни как гаранту долголетия»

УДК 378

ОСОЗНАННЫЙ ПОДХОД СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ КАК ГАРАНТУ ДОЛГОЛЕТИЯ

Валерий Анатольевич Лопатин

Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, старший преподаватель кафедры физической культуры, тел. (383)361-01-80, e-mail: lopatina_ov66@mail.ru

В статье рассматриваются факторы, влияющие на здоровье студентов и предлагаются возможные подходы к повышению осознанного отношения молодёжи к высокому качеству жизни.

Ключевые слова: здоровье, осознание, физическая культура, студент.

STUDENTS' CONSCIOUS APPROACH TO HEALTHY LIFESTYLE AS TO A GUARANTOR OF LONGEVITY

Valery A. Lopatin

Siberian State University of Geosystems and Technologies, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., Senior Teacher of the Department of Physical Culture, tel. (383)361-01-80, e-mail: lopatina_ov66@mail.ru

The factors influencing student's health are considered in the article; possible approaches to raise conscious attitudes of youth towards high quality of life are offered.

Key words: health, understanding, physical culture, student.

Всем известная пословица А.С. Пушкина в Капитанской дочке: «Береги платье снову, а честь смолоду» В древние времена во все тексты вкладывался более глубокий смысл и в данном случае «платье» - это наше физическое тело, одежда души. Здесь мы можем прочитать, как - «Береги здоровье смолоду». Здоровье, как и честь, надо беречь смолоду. Таким образом, через пословицы и поговорки наши предки завещали нам бережно относиться к своему здоровью.

Почему же это так важно и сегодня формировать знания о здоровом образе жизни молодёжи? В сфере физической культуры используются различные механизмы для сохранения здоровья. В детских садах одни, в школах (следует отметить, что формы внеурочных дел, и их содержание очень разнообразны) другие, в высших учебных заведениях в обязательной программе присутствуют теоретические и академические занятия, спортивно-массовые и оздоровительные мероприятия[1]. Эта научно обоснованная система работает многие десятилетия, многие страны взяли её на вооружение. И, несмотря на этот отлаженный механизм, нам приходится сталкиваться с поиском инновационных путей развития этой системы.

Чтобы найти новое, надо вспомнить забытое старое. Заглянув немного в наше прошлое, можно отследить основные факторы, которые помогают оставаться здоровым на протяжении всей жизни - это экология, чистый воздух, чистая вода, выращенные в своём регионе продукты питания, здоровый и полноценный сон. Отсутствие вредных привычек, таких, как алкоголь, курение, наркотические средства. Отсутствие пагубного, волнового облучения через гаджеты, электропроводку, СВЧ - приборы, телевышки и вышки сотовой связи. Таким образом, наши предки, находясь в экологически благоприятных условиях, жили в гармонии с природой. Без современных технологий были здоровы, обходились без аптек и фармацевтических услуг. Рожали здоровых детей дома, а не в родильных домах, которые изначально были задуманы для бездомных женщин. Дышали другим воздухом, и пили воду, не очищенную химикатами, как сегодня. Много двигались пешком, верхом на лошадях. Постоянно участвовали в народных играх, забавах и танцах. Питались не заморскими продуктами с нитратами и пестицидами, а чистыми овощами и фруктами со своего огорода. Жизнь по законам природы помогает сохранять здоровье на долгие - долгие годы.

Что же мы имеем на сегодняшний день? Полную картину перевёрнутого опыта наших предков с ног на голову.

Не нужно быть выдающимся экспертом, чтобы определить, каким грязным воздухом нам приходится дышать в городе. Достаточно посмотреть на непрерывно движущийся поток автотранспорта и почувствовать запах выхлопных газов. Воду нам приходится пить не из чистых, естественных источников, а бути-лированную, специально пропущенную через фильтры - мёртвую. Практически все продукты питания, включая детское питание продаваемые в супермаркетах, имеют в своём составе химические добавки. Живём не на земле, а между небом и землёй в общежитиях - многоэтажках. Мало двигаемся.

Физическая культура, как профилактическая ниша сохранения здоровья молодёжи остаётся не задействованной. Процент освобождённых от практических занятий студентов растёт год от года и равен уже 30 процентам от числа более-менее здоровых студентов. С такой прогрессией в ближайшем будущем назреет вопрос переименования кафедры физической культуры.

2016 год в СГУГиТ ознаменован появлением нового взгляда на процесс физического воспитания студентов, занятия будут проводиться один раз в неделю, четыре академических часа. Все годы существования вуза, академические занятия проходили по одной паре два раза в неделю. Мы можем проследить и положительные моменты таких изменений учебного процесса. В частности у преподавателя появляется больше возможности уделить внимание теоретическому разделу предмета «Физическая культура». Очень важно информировать студента, как овладеть навыками по укреплению здоровья. Привить привычку к самостоятельным, осознанным занятиям физической культурой. Рекомендовать ежедневно использовать утреннюю гимнастику, прогулки, массовые

катания на лыжах и коньках зимой, велосипеде и роликах летом. Всё это будет способствовать саморазвитию и самосовершенствованию личности. Используя такой подход к занятиям со студентами, можно достаточно быстро вызвать у них значительный подъём в уровне мотивации на посещение занятий по физической культуре и получение устойчивого желания заниматься физической культурой на протяжении всей последующей жизни [2].

Для того чтобы увидеть отношение молодёжи к высокому качеству жизни на этапе студенчества, мною было проведено исследование. Анкетирование проводилось в СГУГиТ, участие в нём приняли около трёхсот студентов первых трёх курсов.

Почти половина студенческой молодёжи (48%) курят, употребляют алкогольные напитки, питаются жирной пищей быстрого приготовления, пьют неочищенную воду.

Продолжительные разговоры по сотовому телефону и пребывание за компьютером наблюдается у 28% и 38%, соответственно. Не выходят из дома без наушников 63% , а пользуются СВЧ-печью 70% молодёжи.

Составные части здорового образа жизни, такие как прогулки (гуляют 42%), сон (спят от 7-8 и более часов - 60%), завтракают по утрам (62%) - позитивный аспект исследования.

В осеннем семестре 2015-2016 учебного года переболели различными инфекциями 69%, пропускают занятия по физической культуре 66%.

Перечисленные данные настораживают и свидетельствуют об отсутствии здорового отношения к жизни в семьях студентов. А так же малым уровнем осознания, влияния последствий от незаметно убивающего человека, различных факторов современности. Несистематическая забота о своём здоровье приводит к низкой эффективности действий по его укреплению [3].

Таким образом, расширяя кругозор студентов, давая им знания о здоровом образе жизни, повысится интерес, стремление оставаться здоровыми в любом возрасте. И в послевузовском периоде они смогут проявлять инициативу в заботе о своём здоровье, не надеясь, что кто-то другой заинтересован в их благополучии.

Надо понимать, что практические занятия физической культурой в вузе не гарантируют автоматически сохранение и укрепление здоровья. Необходима самоорганизация и самодисциплина, правильное питание, полноценный сон, отказ от вредных привычек, разумное использование гаджетов.

СГУГиТ предлагает студентам свободный выбор физкультурно-спортивных занятий, а это в свою очередь проявляется в виде осознанной и активной позиции в формировании личности, профессиональной деятельности и семейной жизни. Такая система направлена на физическое воспитание с учётом интересов каждого студента и способствует закладке интереса к потребностям своего организма для долгой плодотворной социальной активности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Ковалёва М.И. Гражданское воспитание как фактор социализации личности в современном обществе России и США // Философия образования. - 2011. - Т. 39. - № 6. -С.226-233.

2. Лопатина О.В., Лопатин В.А. Инновации в организации учебного процесса дисциплины «Физическая культура» // АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ. Ведущая роль современного университета в технологической и кадровой модернизации российской экономики : сб. материалов Международной научно-методической конференции, 16-20 февраля 2015 г., Новосибирск. В 3 ч. Ч. 2. - Новосибирск : СГУГиТ, 2015. - С. 251-254.

3. Казначеев С.В. Физическая культура и её роль в воспитании студентов нефизкультурного вуза / С.В. Казначеев, И.Б. Страхова, О.В. Лопатина // Образование и наука. -2015. - № 3. - С. 156-164.

© В. А. Лопатин, 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.