Научная статья на тему 'Проблемные аспекты физической культуры и спорта в вузе'

Проблемные аспекты физической культуры и спорта в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2144
605
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ / ВУЗ / PHYSICAL EDUCATION (PE) / SPORT / HIGHER SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лопатин Валерий Анатольевич

В статье рассматривается несколько проблемных зон современной физической культуры: социальное неравенство и смысловое наполнение термина физическая культура. Приводятся результаты анкетирования студентов и предлагаются способы улучшения пропаганды физической культуры и спорта в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HIGHER SCHOOL SPORTS AND PE CHALLENGES

Some problems of current physical education are considered, i.e. social inequality and the sense of PE concept. The results of students questionnaire poll are presented. The ways of PE and sports popularization in higher school are shown.

Текст научной работы на тему «Проблемные аспекты физической культуры и спорта в вузе»

УДК 378:796

ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ВУЗЕ

Валерий Анатольевич Лопатин

Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, старший преподаватель кафедры физической культуры, тел. (383)361-01-80, e-mail: lopatina_ov66@mail.ru

В статье рассматривается несколько проблемных зон современной физической культуры: социальное неравенство и смысловое наполнение термина физическая культура. Приводятся результаты анкетирования студентов и предлагаются способы улучшения пропаганды физической культуры и спорта в вузе.

Ключевые слова: физическая культура, спорт, вуз.

HIGHER SCHOOL SPORTS AND PE CHALLENGES

Valery A. Lopatin

Siberian State University of Geosystems and Technologies, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., Senior lecturer, Department of Physical Education, tel. (383)361-01-80, e-mail: lopatina_ov66@mail.ru

Some problems of current physical education are considered, i.e. social inequality and the sense of PE concept. The results of students questionnaire poll are presented. The ways of PE and sports popularization in higher school are shown.

Key words: physical education (PE), sport, higher school.

Физическая культура — сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности.

Физическая культура — часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития [4]. Термин «физическая культура» появился в Англии, но не нашел широкого употребления на Западе и в настоящее время практически исчез из обихода. В нашей стране, напротив, получил свое признание во всех высоких инстанциях и прочно вошел в научный и практический лексикон.

Физкультура в современном виде не может сформировать здоровый образ жизни у студента, т. к. не находит понимания сути в силу подросткового возраста, когда студент находится на пике своих резервов организма и всегда чувствует себя здоровым[1,2]. О здоровье задумываются только тогда, когда оно заканчивается. Как пример можно рассмотреть самую простую форму оздоров-

ления и восстановления, как массаж. Личный опыт занятий подобными практиками, показывает то, что для профилактики заболеваний люди студенческого возраста практически не пользуются этим методом поддержания и сохранения здоровья. А ведь массаж используется в комплексе с физкультурой многие тысячелетия. Такие виды, как спортивный, восстановительный массаж являются неотъемлемой частью спортивной тренировки. Интересно и то, какое значение вкладывают в это слово разные поколения. Взрослое население, получившее воспитание и образование в Советском Союзе - слово «массаж» ассоциируется с лечебной, оздоровительной процедурой. А у сегодняшнего студента, имеющего ограниченные знания, подобный термин вызывает неподдельно эротический окрас. Это говорит о том, что поколение молодежи, с которым мы работаем, пришли в вуз с совершенно иными ценностями. Но в одном все категории населения похожи. Накопившие массу заболеваний, в том числе из-за не соблюдения правил здорового образа жизни с удовольствием идут не в спортивный зал или парк, а к врачу. Они забывают слова Гиппократа: «Как суконщики чистят сукна, выбивая их от пыли, так гимнастика очищает организм». Физкультура проигрывает в информационной войне. Если вы смотрите телевизор, то там каждые десять минут, независимо от канала вы будете впитывать в свое подсознание информацию о чудодейственных лекарствах, которые в одну секунду решат все ваши проблемы. Так формируется сознание человека. Зачем прикладывать усилия, заставлять себя двигаться, когда есть решение - фармакология.

Влияние средств массовой информации не способствует увеличению любителей физической культуры. А ведь полноценную пропаганду физических упражнений можно сделать даже в отдельно взятом вузе. Было бы правильно, если бы в высших учебных заведениях появился собственный спортивный канал, освещающий учебно-тренировочные занятия, спортивные соревнования и праздники с участием наших спортсменов. А в местах, отведённых для курения, появилась наглядная информация, в том числе звуковая, разъясняющая о чудовищном вреде здоровью вредных привычек. Необходим такой мощный ресурс воспитания студента, как телевидение и интернет, для постоянного общения и в не учебное время. Иначе, попытки вернуть студентов в правильное русло малоэффективны.

Специалистам в области физической культуры и спорта нужно искать возможности положительного воздействия на оздоровление нравственно -духовного климата общества, пытаться стимулировать активность людей в их поисках путей и возможностей обрести здоровье.

Проведя исследование с помощью анкетирования, в котором приняло участие 214 студентов с целью узнать причину пропусков занятий по физкультуре, можно сделать вывод, что всему виной - социальное неравенство. Имущественные различия, разделение на богатых и бедных отразилось в нашем обществе и на студенческой среде [3]. Не секрет, что число миллионеров и миллиардеров в России ежегодно увеличивается, соответственно бедных становится всё больше. Это законы капитализма, хорошо описанные ещё К. Марксом и Ф. Эн-

гельсом. Получается, что дети финансово обеспеченных родителей, 17% опрошенных, предпочитают ходить заниматься в платные фитнес клубы, где им оказывают не столько профессиональную услугу, сколько уделяют повышенное внимание и подчеркивают их статус преуспевающего человека. Родители студентов из мало обеспеченных семей, 64% опрошенных, бюджетники, часто не могут оплачивать новомодные, разрекламированные клубы. Казалось бы, что эти студенты должны с радостью посещать бесплатные занятия по физической культуре, но информационная гонка заставляет их идти, устраиваться на работу, часто в ночную смену в ущерб своему здоровью. И затем нести заработанные деньги в те же фитнес клубы, чтобы не чувствовать себя ущемлёнными в современном обществе.

Часть студентов, которых родители или друзья приобщили к физическим упражнениям, таких всего 14% опрошенных, и в студенческие годы занимаются спортом.

Первоначальное значение английского слова «sport», как игры, забавы, развлечения. Спорт — составная часть физической культуры. Это собственно соревновательная деятельность и подготовка к ней. В нём ярко проявляется стремление к победе, достижению высоких результатов, мобилизация физических, психических и нравственных качеств человека.

Спорт высших достижений - это единственная модель деятельности, при которой у выдающихся рекордсменов функционирование почти всех систем организма может проявляться в зоне абсолютных физических и практических пределов здорового человека. Цель спорта высших достижений — это достижение максимально возможных спортивных результатов или побед на крупнейших спортивных соревнованиях. «Своим долголетием я обязан спорту. Я им никогда не занимался» - сказал Уинстон Черчилль и во многом был прав. Спорт высших достижений связан с губительными для здоровья последствиями. Это использование допинга, травмы и даже неожиданные смертельные случаи.

Массовый спорт или физическая культура даёт возможность миллионам людей совершенствовать свои физические качества и двигательные возможности, укреплять здоровье и продлевать творческое долголетие. И мы чаще можем слышать от студентов, что - я занимаюсь спортом, а не физкультурой, хотя у каждого из нас возникают ассоциации со спортом высших достижений. Как мы можем видеть значение слова спорт, имеет самые полярные трактовки и размывает границы между понятиями: спорт высших достижений, любительский спорт, массовый спорт или, по-другому, физическая культура.

С некоторых пор в нашей стране стало принято считать любителями физической культуры и спортивных болельщиков, которые присутствуя на спортивных мероприятиях в качестве зрителей, употребляют сидя на трибунах алкогольные напитки. Олимпийские игры и чемпионаты мира, проводимые нашей страной это конечно престижно для имиджа на мировой сцене, но хотелось бы видеть спортивные площадки и залитые хоккейные коробки во дворах жилых

домов. И естественно, спортивные комплексы, бассейны и стадионы в каждом вузе страны.

Таким образом, полноценная материальная база, пропаганда физической культуры и спорта внутри вуза станут благоприятной мотивационной составляющей для привлечения студенческой молодёжи к занятиям физическими упражнениями.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Казначеев С.В., Пузынин В.А. Физическая культура: курс лекций. - Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2008. - 147 с.

2. Казначеев С. В., Лопатина О. В., Боголюбова Ж. Ю. Опыт преподавания физической культуры в нефизкультурном вузе // Актуальные вопросы образования. Современные тенденции формирования образовательной среды технического университета: сб. материалов Международной научно-методической конференции, 3-7 февраля 2014 г., Новосибирск. В 3 ч. Ч. 3. - Новосибирск: СГГА, 2014. - С. 165-169.

3. Приказ Минобразования России «Об организации процесса физического воспитания в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования» от 01.12.99 № 1025.

4. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Госполитиздат, 1950. С. 162, 170.

© В. А. Лопатин, 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.