УДК 378
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В НЕФИЗКУЛЬТУРНОМ ВУЗЕ -
ПОДХОД К ВОЗМОЖНОМУ РЕШЕНИЮ ЕЁ ЛУЧШЕГО ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ
Сергей Влаильевич Казначеев
Сибирский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, 630102, Россия, г. Новосибирск, ул. Нижегородская, 6, доктор медицинских наук, профессор кафедры физического образования и рекреации, тел. (383)350-22-03, e-mail: [email protected]
Ольга Владимировна Лопатина
Новосибирский государственный медицинский университет, 630091, Россия, г. Новосибирск, Красный пр., 52, доцент кафедры физического воспитания, тел. (913)904-21-62, e-mail: [email protected]
В статье обобщается опыт нефизкультурных вузов о мотивационной составляющей, в организации процесса преподавания дисциплины «Физическая культура».
Ключевые слова: мотивы, занятия по физической культуре, нефизкультурный вуз.
PLACE OF PHYSICAL EDUCATION IN NON-SPECIALIZED HIGHER SCHOOL: WAY OF IMPROVEMENT
Sergey V. Kaznacheyev
Siberian Institute of Management, Branch of Russian Academy of National Economy and State Service under the R.F. president, 630102, Russia, 6 Nizhegorodskaya St., Novosibirsk, Ph. D., Prof., Department of Physical Education and Recreation, tel. (383)350-22-03, e-mail: [email protected]
Olga V. Lopatina
Novosibirsk State Medical University, 630091, Russia, Novosibirsk, 52 Krasny Pr., Assoc. Prof., Department of Physical Education, tel. (913)904-21-62, e-mail: [email protected]
The experience of PE in non-specialized higher school is generalized as concerns motivation component of the education process.
Key words: motives, PE classes, non-specialized higher school.
Постоянно пополняющийся ряд признаков эволюционного развития физической культуры и спорта прошедшего столетия, к сожалению, не стал фактором способствующим внедрению в сознание большинства людей потребности в физических упражнениях. Недооценку вклада физической активности на жизнедеятельность каждого человека показали последние два десятилетия. Это обуславливает необходимость обращения самого пристального внимания на теоретико-методологические основы физической культуры и спорта, необходимость качественно новой стадии осмысления основ физической культуры и спорта и прежде всего с их влиянием на духовную сферу человека.
С созданием условий для освоения человеком комплекса ценностей физической культуры и спорта, который станет для него мощным стимулом самооп-
ределения и самореализации в современном мире, что актуализирует значение физкультурного образования. Организационные процессы по дисциплине «физическая культура» в нефизкультурном вузе ограничены и морально устарели. Они предопределяют недостаточную эффективность предмета в реализации важнейших жизненных задач, стоящих перед кафедрами физической культуры высшей школы. Рассматривая данную проблему с различных сторон, мы видим слабо развитую инфраструктуру. Она не позволяет полноценно, творчески, в современном ключе, оптимизировать физическую подготовленность, функциональное состояние студенческой молодёжи. Усложняет формирование по-требностно-мотивационной сферы студентов к регулярным занятиям физическими упражнениями. С другой стороны, принятый федеральный государственный стандарт высшего образования определяет четырёхсотчасовой объём учебной нагрузки по дисциплине[9]. Он ограничивает физической нагрузки на всём отрезке процесса обучения в вузе. Сложившаяся ситуация и предопределила объективную необходимость поиска новых путей дополнительных форм занятий физическими упражнениями, которые способствовали бы оптимальному удовлетворению физкультурно-спортивных интересов и потребностей студентов. Применению спортивно-ориентированных личностных технологий, как в структуре учебного расписания (в учебное время), так и в свободное от учебного труда время.
Таким образом, задачей нашего времени является оптимизация двигательной активности студенческого контингента с использованием различных форм организации учебного процесса по физической культуре. Поиски дополнительных мотивов студенчества к осмысленному пониманию необходимости физических упражнений в жизни человека. И дальнейшей разработке и внедрения данной проблемы на её концептуально-теоретическом, конструктивно-технологическом и методико-практическом уровнях.
Студенчество, особенно на начальном этапе обучения, является наиболее уязвимой частью молодежи, т.к. сталкивается с рядом трудностей, связанных с увеличением учебной нагрузки, невысокой двигательной активностью, относительной свободой студенческой жизни, проблемами в социальном и межличностном общении. Нынешние студенты - это основной трудовой резерв нашей страны, это будущие родители, и их здоровье и благополучие является залогом здоровья и благополучия всей нации. Именно поэтому повышение их мотивации на регулярные занятия физкультурой, привлекательность позиционирования дисциплины «Физическая культура», особенно в нефизкультурных вузах должны рассматриваться в качестве одной из важных задач организации и проведения учебного процесса в них.
Из анализа научной и учебно-методической литературы, опроса и анкетирования студентов различных специальностей и курсов нефизкультурных вузов выявлены основные группы мотивов к занятиям физической культурой: оздоровительные, двигательно-деятельностные, соревновательно-конкурентные, эстетические, коммуникативные, познавательно-развивающие, творческие, про-
фессионально-ориентированные, воспитательные, культурологические, статусные, административные и психолого-значимые [1, 2, 6, 9].
Сильной мотивацией молодежи к занятиям физическими упражнениями являются оздоровительные мотивы, дающие возможность укрепления своего здоровья и профилактика заболеваний.
Двигательно-деятельностные мотивация появляется у студенчества с пониманием необходимости смены умственного труда на физическую активность.
Стремление достичь определенного спортивного уровня, победить в состязаниях соперника - является одним из мощных регуляторов и значимым соревновательно-конкурентным мотивом.
Эстетическими мотивами вдохновляются студенты, стремящиеся к улучшению внешнего вида и впечатления, производимого на окружающих. Данная группа тесно связана с развитием «моды» на занятия физической культурой и спортом [9].
Совместные занятия физической культурой и спортом содействуют наличию коммуникативных мотивов между социальными и половыми группами.
Познавательно-развивающие мотивы заключаются в желании максимально использовать физические возможности своего организма, улучшить свое физическое состояние и повысить физическую подготовленность [2]. Творческие мотивы появляются у студентов, которые начинают искать новые возможности в своем духовном развитии. Профессионально-прикладная физическая подготовка содействует развитию психофизической готовности студента к будущей профессии [1].
Своевременная сдача зачета по дисциплине, отсутствие конфликта с преподавателем и администрацией учебного заведения, побуждают студентов заниматься физической культурой и являются административным мотивом.
Психолого - значимые мотивы зарождаются у студентов осознающих влияния физических упражнений на нейтрализацию отрицательных эмоций у человека.
Систематические занятия физическими упражнениями содействует развитию морально-волевой мотивации, а также воспитанию патриотизма и гражданственности [5, 9].
Статусные мотивы у студенчества при возникновении конфликтных ситуаций, разрешаемых в ходе физического воздействия на другую личность, а также увеличение потенциала жизнестойкости в экстремально-личностных конфликтах.
Культурологическая мотивация характеризуется влиянием на личность культурной среды, законов социума и законами «группы» [4].
Социологическое исследование учёных Глазовских институтов, на тему широты представленных выше студенческих мотивов занятий физической культурой, показали реальность её присутствия, и необходимость тестирования их до начала физкультурных занятий уже на первых курсах этих институтов. Итогом проведенной работы стало распределение студентов по особым группам, отличающихся друг от друга доминирующей там мотивации на занятия
физкультурой. Дифференцировка по группам заставила преподавателей выделить в занятиях физкультурой два блока: блок развития общих физических качеств, как базового стандарта организации и проведения этих занятий и блок развития физических и психических качеств студентов, с использованием возможностей управления педагогическим процессов, с учётом выбранной ими мотивации. Такая модернизация процесса обучения студентов основам физической культуры, значительно повысила численность групп регулярно посещающих занятия. Процент студентов посещающих ОФП и занятия физической культурой с профессионально-ориентированной мотивацией увеличился с 1 до 9. Также наблюдается увеличение числа студентов с доминирующими оздоровительными с 12 до 17 %, познавательно-развивающими с 4 до 7 %, соревновательно-конкурентными с 4 до 6 % и двигательно-деятельностными с 2 до 4 % мотивами. На 1 % увеличилось число студентов с воспитательными, эстетическими и коммуникативными мотивами к занятиям физической культурой. Студентов с административной мотивацией, количество которых преобладало перед началом внедрения экспериментальной программы, стало существенно меньше с 59 до 36 %.
Подобный опыт работы был достоянием не только указанных выше институтов. В Сибирском институте управления Новосибирска, была также сделана попытка усиления мотивации студентов на посещение занятий по физической культуре. В отличие от Глазовских институтов, здесь, линейка мотиваций была ориентирована на интерес и любопытство студентов к занятиям каким-либо конкретным видом спорта (фитнес, аэробика, волейбол, баскетбол, теннис, общая физическая подготовка, плавание и т.д.). Реализация на практике предложенного способа включения студентов в занятия физкультурой, осуществлялось после комплексной оценки качества и количества их здоровья в системе их первичного медицинского осмотра. По итогам обследования выделялись на первом этапе, прежде всего, группы практически здоровых молодых людей и девушек, группы общефизической подготовки, специализированные группы, для которых занятия спортом были частично или полностью запрещены. Группы здоровых, на втором этапе, делились на подгруппы спортивных специализаций по указанному мотивационному принципу. Остальные студенты включались в занятия, развивающие их здоровье, в том числе и те, кому практические занятия физкультурой были запрещены. Новация поиска удовлетворения от занятий физической культурой и спортом в Сибирском институте управления, позволила увеличить число студентов занимающихся физической культурой и спортом до 60%, от всех посещающих подобные занятия.
Таким образом, авторы данной статьи, своей практической работой по физическому воспитанию, выражают согласие с выводами исследований ппепода-вателей, создавшими авторскую программу в Глазовских институтах. Это согласие заключается в том, что влияние мотивации на смысл будущей жизни и работы студентов, достижение которых осуществляется с использованием сил и средств физической культуры, может значительно поднять интерес студентов к занятиям по этим дисциплинам. Внедрение в образовательный процесс по
физическому воспитанию программы модернизации занятий физической культурой в нефизкультурном вузе прямо влияет, прежде всего, на мотивационно-ценностное отношение к ней у обучающихся студентов. Обучение физической культуре по экспериментальной программе ориентирует студентов на выполнение оздоровительных, образовательных, воспитательных и профессионально-развивающей задач средствами физической культуры.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Виленский М.Я. Формирование физической культуры личности учителя в процессе его профессиональной подготовки: дис. ... д-ра пед. наук в форме науч. доклада. - М., 1990. -84 с.
2. Окуньков Ю.В. Физическое воспитание как фактор всесторонней подготовки специалиста (на примере технических вузов): автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1975. - 16 с.
3. Приказ Минобразования России «Об организации процесса физического воспитания в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования» от 01.12.99 № 1025.
4. Пятков В.В. Формирование мотивационно-ценностного отношение студентов к физической культуре: на материале педвузов: дис. ... канд. пед. наук. - Сургут, 1999. - 184 с.
5. Рогов М.Г. Ценности и мотивы личности в системе непрерывного профессионального образования: дис. ... д-ра псих.наук. - Казань: 1999. - 349 с.\
6. Сластенин В.А. Педагогика: учеб.пособие для студ. высш. учеб. завед. - М.: Академия, 2007. - 567 с.
7. Страхова И. Б. Валеологическое образование как фактор восстановления здоровья студентов // Интерэкспо ГЕ0-Сибирь-2014. Х Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Глобальные процессы в региональном измерении: опыт истории и современность» : сб. материалов в 2 т. (Новосибирск, 8-18 апреля 2014 г.). - Новосибирск: СГТА, 2014. Т. 2. -С.176-178.
8. Страхова И.Б. Социология личности : учеб. пособие. Новосибирск: НГУЭУ, 2010.
154с.
9. Ценностно-мотивационные ориентации студентов вузов в современной России : (К пробл. мониторинга качества образования): [Сб. ст.] / М-во образования Рос. Федерации, Исслед. центр пробл. качества подгот. специалистов; под науч. ред. проф. И. А. Зимней. - М., 2000. - 87 с.
© С. В. Казначеев, О. В. Лопатина, 2015