УДК 378
ВОЗМОЖНОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУППАХ
Валерий Анатольевич Лопатин
Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, старший преподаватель кафедры физической культуры, тел. (383)361-01-80, e-mail: [email protected]
Ольга Владимировна Лопатина
Новосибирский государственный медицинский университет, 630091, Россия, г. Новосибирск, Красный пр., 52, доцент кафедры физического воспитания, тел. (913)904-21-62, e-mail: [email protected]
В статье рассмотрена актуальная тема роста числа студентов с различными отклонениями в здоровье. И предложены некоторые возможности в преподавании в специальных медицинских группах для формирования у студентов общекультурных и профессиональных компетенций предусмотренных федеральным государственным образовательным стандартом.
Ключевые слова: специальная медицинская группа, студент, физическая культура, федеральный государственный образовательный стандарт.
POSSIBILITIES OF TEACHING PHYSICAL EDUCATION IN SPECIAL MEDICAL GROUPS
Valery A. Lopatin
Siberian State University of Geosystems and Technologies, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., senior teacher of the Department of Physical Culture, tel. (383)361-01-80, e-mail: [email protected]
Olga V. Lopatina
Novosibirsk State Medical University, 630091, Russia, Novosibirsk, Krasny Avenue, 52, associate professor of the Department of Physical Culture, tel. (913)904-21-62, e-mail: [email protected]
The article deals with the urgent problem of a rise in the number of students with different types of health disabilities. Some teaching opportunities to develop students' cultural and professional competences provided by the Federal State Educational Standard in special medical groups are offered.
Key words: special medical group, physical education, cultural and professional competences.
Всем известна пословица А.С. Пушкина в Капитанской дочке: «Береги платье снову, а честь смолоду». В древние времена во все тексты вкладывался более глубокий смысл и в данном случае «платье» - это наше физическое тело, одежда души. Здесь мы можем прочитать, как - «Береги здоровье смолоду». Здоровье, как и честь, надо беречь смолоду. Таким образом, через пословицы и поговорки наши предки завещали нам бережно относиться к своему здоро-
вью[1]. В условиях современного жизнеустройства физическая культура - основной помощник в этом важном деле.
Физическая культура - это не просто прикладной аспект образования, помогающий добиться высокого качества здоровья человека и приобрести компетенции в профессиональном спорте, но и наука о способахи технологиях достижения гармонии личностного развития, обеспечивающих успешную подготовку к работе по выбранной специальности [2].
Федеральный государственный образовательный стандарт последнего поколения предлагает высшим учебным заведениям дисциплины (модули) по физической культуре и спорту в рамках базовой части и элективных дисциплин [3]. Элективные курсы разрабатываются в каждом вузе исходя из спортивной инфраструктуры, специфики учебного заведения и квалификации преподавателей.
В Новосибирском медицинском государственном университете, ограниченном в площадках для занятий физической культурой и спортом, студентам предлагается пять направлений физической активности. Будущие доктора могут выбрать занятия по лёгкой атлетике, лыжным гонкам, общефизической подготовке, спортивным играм, а студенты, имеющие проблемы в здоровье, по результатам медосмотра отправляются на занятия в специальныемедицинские группына лечебную физическую культуру (ЛФК). Три медицинские группы: «А», «Б» и «Б» - реферативная, в которую отправляют инвалидов и ребят после операций и других серьёзных изменений в здоровье.
Наблюдающаяся тенденция роста количества студентов с отклонениями в здоровье, а в этом учебном году это около 27% от общего числа поступивших, требует ответственного отношения к данному контингенту со стороны университета. Преподаватели с полноценным образованием, имеющие разрешение на работу со специальными медицинскими группами, пополняющие свои знания на повышении квалификации, частично решают задачу поддержания здоровья студенческой молодёжи. Благодаря повышению информированности отдельно взятого студента в его проблеме и возможности сохранения и улучшение здоровья с помощью активного образа жизни и лечебной физической культуры в течение трёх лет, когда преподаётся этот жизненно необходимый предмет.
На первых занятиях преподаватель собирает медицинские справки, выявляет проблемы каждого студента для понимания возможностей и ограничений в выполнении упражнений, в интенсивности движений, в амплитуде и количестве повторений.
По итогам медицинского осмотра, анализ проблем со здоровьем у студентов (для исследования взят контингент одного преподавателя - тристачеловек) первого и второго курсов показал, что58 % имеют проблемы с опорно-двигательным аппаратом, 37% - сердечно - сосудистые патологии, у 20% проблемы со зрением, 11% имеютпатологиивнутренних органов, 7% больны аст-мой,у 2% сахарный диабет. 16 % ребят имеют в анамнезе по два и более отклонения в здоровье. Студенты часто болеют, больничный лист с медицинским отводом от занятий физической культурой в среднем составляет 18% учебного времени в одном учебном году на одного студента.
Студенты с ослабленным здоровьем во многом неадекватно относятся к его сохранению и развитию, что выражается в недостаточной заботе об этом и романтическим упованием на его исправления другими (родителями, врачами, педагогами, товарищами)[.
Начало семестра - это пояснение студентам специальной медицинской группы техники безопасности на занятиях физической культурой, необходимой, для исключения несчастных случаев из-за опасного поведения занимающихся в спортивном зале, неподходящей для двигательной активности одежды и обуви, обилия габаритных украшений, неприбранных волос, а главное плохого самочувствия (обострение болезни, повышения давления и т.п.)
Беседы преподавателя о возможности коррекции своего самочувствия в значительной мере мотивируют студентов на посещение занятий по физической культуре,повышая уровень взаимодействия между преподавателем и обучающимся. Осознание расширения возможностей в будущей профессии, прикладное значение вдумчивых занятий физической культурой, позволяет сделать дисциплину «Физическая культура» значительно привлекательнее. Студент, получающий информацию во время занятия о том, из каких частей оно состоит, какими упражнениями может быть наполнена каждая из этих частей, вникая и заучивая комплексы упражнений для разминки, основной и заключительной частей занятия, самостоятельно сможет использовать эти знания для себя, своей семьи и пациентов. Короткие сообщения о здоровом образе жизни на 3-5 минут, подготовленные студентами, позволяют им задуматься о том, что мы едим и пьём, из каких тканей сшита наша одежда, и обувь, как влияют на нас продукты химической, электронной промышленности, как воздействует рок и поп - музыка.И как можно выбирая для себя чистые продукты, структурированную воду и классическую и народную музыку, значительно улучшить своё здоровье.Подобные информационные находки, безусловно, повышают качество жизни и поднимают общий уровень культуры выпускника медицинского университета.Способствуют выполнению требований федерального образовательного стандарта по формированию у обучающихся общекультурных и профессиональных компетенций.
Таким образом, использование разнообразных находок в построении и наполнении занятий преподаватель вербально и не вербально предлагает студентам вникнуть в причины и последствия своих проблем со здоровьем.
Задуматься о физиологии процесса и совместно с преподавателем начать поиск поддержания и коррекции здоровья с помощью упражнений, правильного питания и полноценного отдыха.
Для последующего улучшения качества преподавания в набирающие «популярность» специальные медицинские группы, чрезвычайно актуальные на современном этапе жизни нашего общества, требуют значительного улучшения условий для преподавания. Остановимся на необходимости постоянного повышения квалификации преподавателей, причём не только в рамках российской системы дополнительного образования, но и за рубежом, что непременно влечёт за собой вложение средств. Не секрет, что традиционная система повыше-
ния квалификации, ориентированная на обучение преподавателей не соответствует современным требованиям[4]. Гигиена помещений, инвентарь, наличие возможности восстанавливать здоровье студентов в бассейне, малочисленный состав групп, увеличение количества часов в программе, для накопительного эффекта занятий - всё это даст улучшение качества жизни студенчеств и обеспечит наше будущее физически культурными специалистами, способными своим здоровым образом жизни обеспечить здоровье последующих поколений.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Лопатин В. А. Осознанный подход студенческой молодёжи к здоровому образу жизни как гаранту долголетия XII Международная научная конференция «Современные тенденции повышения качества непрерывного образования»: сборник материалов 2 т. Т. 2. -Новосибирск : СГУГиТ, 2016. - С. 132-137.
2.Казначеев С. В., Страхова И. Б., Лопатина О. В. Физическая культура и её роль в воспитании студентов нефизкультурного вуза. - 2015. - № 3. - С. 156-164.
3. ФГОС, направление подготовки 34.03.01. Сестринское дело.
4. Страхова И. Б. // Интерэкспо ГЕ0-Сибирь-2014. Х Междунар. науч. конгр. : Между-нар. науч. конф. «Глобальные процессы в региональном измерении: опыт истории и современность» : сб. материалов в 2 т. (Новосибирск, 8-18 апреля 2014 г.). - Новосибирск : СГГА, 2014. Т. 2. - С. 176-178.
5. Ковалёва М. И. К вопросу о профессионализме преподавателя иностранного языка в вузе // Инновации в науке. - 2014. - № 38. - С. 109-113.
© В. А. Лопатин, О. В. Лопатина, 2017