ВЫВОДЫ. Таким образом, можем констатировать наличие профессиональной специфичности семантических описаний на предъявленные стимулы у спортсменов высокой квалификации в сравнении со студентами - менеджерами. Это дает основания для более глубокого и детального изучения знаково-символической системы спорта и особенностей личностного развития спортсменов в различных видах спорта.
ЛИТЕРАТУРА
1. Винник, В. А. Спорт и молодежные субкультуры / В. А. Винник, Т. Ю. Федорова // Наука о спорте: энциклопедия систем жизнеобеспечения / [ЮНЕСКО и др.]. - М., 2011. - С. 849866.
2. Егоров, А.Г. Фэйер Плей в современном спорте : учеб. пособие / А.Г. Егоров, М.А. Захаров. - Смоленск : [б. и.], 2006. - 186 с.
3. Сакмаров, И. Теннисисты. Первая спортивная субкультура «новой России» - Спортивные субкультуры - блоги [Электронный ресурс] // Режим доступа: http:// Sports.ru. - Дата обращения : 26.01.2014.
4. Серкин, В.П. Методы психологии субъективной семантики и психосемантики : учебное пособие для вузов / В.П. Серкин. - М. : Издательство ПЧЕЛА, 2008. -382 с.
5. Соколов, Н.Г. Студенческий баскетбол как средство корпоративного воспитания учащейся молодёжи / Н.Г. Соколов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 11 (45). - С. 91-94.
6. Щепанская, Т.Б. Антропология профессий / Т.Б. Щепанская // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2003. - Т. VI. - № 1. - С. 142.
REFERENCES
1. Vinnik, V.A. and Fedorova, T.Yu. (2011), Sport and youth subcultures: Sports encyclopedia, publishing house Yunesko, Moscow.
2. Egorov, A.G. and Zakharov, M.A. (2006), Fire play in modern sports: Textbook, Smolensk.
3. Sakmarov, I. Tennis players. The first sports subculture of "new - Russia " - Sports subcultures - blogs, available at: http://Sports.ru.
4. Serkin, V.P. (2008), Methods of subjective semantics psychology and psychosemantic: Textbook for higher schools, publishing house PCHELA, Moscow.
5. Sokolov, N.G. (2008), "Student's basketball as means of corporate education of a studying youth", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol 45, No. 11, pp. 91-94.
6. Shchepanskya, T.B. (2003), "Anthropology of professions", Journal of sociology and social anthropology, Vol. VI, No. 1, pp. 142.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 23.12.2015
УДК 796.011.3
ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ЗАНЯТИЙ ФИЗКУЛЬТУРОЙ В
ВУЗАХ УКРАИНЫ
Сергей Иванович Белых, кандидат педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой, Заслуженный тренер Украины, Донецкий национальный университет, Донецк, Украина
Аннотация
Предложено тестировать все пять физических качеств. В статье рассмотрены вопросы привлечения студентов к систематическим занятиям физкультурой и приобщением к здоровому образу жизни. А также зависимость оценки по предмету физвоспитание от физической подготовленности студентов. Работа посвящена поискам наиболее доступных и оптимальных форм оценивания результатов занятий физкультурой.
Ключевые слова: здоровье, резервные возможности организма, физическая нагрузка, тесты, бег, оценка.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.12.130.p47-54
PROBLEM OF EVALUATION OF THE PHYSICAL ACTIVITIES RESULTS IN UNIVERSITIES OF THE UKRAINE
Sergey Ivanovich Belykh, the candidate of pedagogical sciences, professor, Department chairman, Honored trainer of Ukraine, Donetsk National University, Donetsk, Ukraine
Annotation
The author proposed to test all five physical qualities. The article deals with the issues of attracting the students to the systematic physical training and familiarizing with a healthy lifestyle. As well as the dependence of the physical activity subject grade on the physical fitness of the students. The work is dedicated to finding the most affordable and the best forms of the results assessment for physical training.
Keywords: health, reserve forces of organism, physical load, tests, running, estimation.
ВВЕДЕНИЕ
Начало третьего тысячелетия, в котором нам суждено жить волею судьбы, поскольку «времена не выбирают, в них живут и умирают», ознаменовалось возрастанием общественной потребности в накоплении и систематизации знаний о Человеке. Стремительность компьютеризации, информатизации, глобализации, нарастание кризисных явлений в мире побуждают к углублению человекознания. Одной из центральных позиций человекознания является понятие «здоровье».
Здоровье - многоуровневое научное понятие. Сформулировано более ста определений понятия «здоровье». Наиболее распространенным является определение, данное Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ) в 1946 году: «Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». В настоящее время это определение устарело. На основании современных представлений (Ростовцев В.Н., 2002) здоровье можно определить следующим образом: «Здоровье - это норма и гармония генетического, психологического, социально культурного и духовного состояния и развития индивида, рода и народа».
Здоровье - сокровище, которым обладает каждый студент в большей или меньшей степени. Только тогда, когда расходы начинают превышать сумму вклада, человек получает предупреждение. Оно появляется в виде инфекций, дегенеративных изменений, повышенной утомляемости, отдышки и общей слабости. Студенческая молодежь, должна думать о вкладе в свое здоровье не менее серьезно, чем о вкладе в какой-нибудь вид бизнеса. Студенческая молодежь не задумывается о своем здоровье. Об этом свидетельствует состояние здоровья поступающей молодежи на первые курсы в университет и направление их в специальные медицинские группы. Научно доказано, что здоровье человека только на 10% зависит от деятельности учреждения здравоохранения, на 20% - от генетических факторов, на 20% от окружающей среды, и на 50% от условий и образа жизни.
Работа посвящена поискам наиболее доступных и оптимальных форм оценивания результатов занятий физкультурой и в силу этого образа повседневной жизни учащихся и студентов, которые укрепляют и повышают резервные возможности организма, тем самым обеспечивая успешную реализацию поставленных перед молодым поколением социальных и профессиональных задач [2, 4]
Молодые люди о здоровье не думают и не заботятся. Чем старше становится человек, тем больше начинает понимать, что здоровье - это благо и начинает ценить его. Но, что важно, эта оценка, как правило, запаздывает.
Физиолог И.П. Павлов говорил о том, что человек мог бы жить до 100 лет и больше, если бы он свой невоздержанностью, своей беспорядочностью, своим безобразным отношением к собственному организму не сводил этот нормальный срок до значительно меньшей цифры. Только в молодости здоровье дается «даром». В зрелом возрасте здоро-
вье надо заслужить, принимая меры к его сохранению и укреплению заблаговременно, не дожидаясь заболевания. Эти положения актуальны еще и потому, что с середины ХХ века отмечается значительное уменьшение двигательной активности человека. 100 лет назад в жизни человека 96% трудовых операций выполнялись за счет мышечных усилий. В настоящее время - 99% с помощью различных механизмов и компьютерной техники. Отмечается своеобразное противоречие: эволюционное формирование человека проходило на фоне высокой физической активности, в то время как в современных условиях эти качества оказываются недостаточно применимыми. Наступает ситуация, при которой многие функции, органы и системы человеческого организма утрачивают свои качества [3, 5].
Цель работы. Найти соответствие между физической подготовленностью студента и оценкой по физвоспитанию.
В спортивной теории принято различать пять физических качеств: силу, быстроту, выносливость, гибкость, ловкость. Их проявление зависит от возможностей функциональных систем организма. Физическое воспитание выполняет 3 основные задачи -оздоровительную, образовательную и воспитательную, что лежит в основе становления общественно активной личности. Целью системы физической культуры является формирование физической культуры человека как неотъемлемого компонента всесторонне развитой личности.
Формирование умений и навыков развивает у человека способности к овладению двигательными действиями, необходимыми в трудовой, оборонной или спортивной деятельности. Чем большим багажом двигательных умений и навыков обладает человек, тем легче осваиваются им новые формы движений. Приобретение знаний влияет на повышение физкультурной грамотности, образованности, эрудиции в области физической культуры, что позволяет заниматься физическим самосовершенствованием на протяжении всей жизни.
Физические качества (способности) являются главным комплексным фактором двигательных возможностей человека, от которых зависит общий уровень физической подготовленности. Развитие физических качеств важно для совершенствования телосложения, формированию осанки, которые отражают в какой-то мере совершенство функций организма, подчеркивая красоту телесности, а в связи с этим представляют эстетическую ценность.
Решение оздоровительных задач должно обеспечить повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды, сохранение работоспособности человека в различных сферах деятельности, продлить творческое долголетие.
Важность воспитательных задач состоит в формировании мировоззрений, убеждений, установок, мотивов, интересов, ценностных ориентаций, нравственных, эстетических, волевых и иных свойств и качеств, осознанного отношения к активному здоровому образу жизни.
Физическая культура личности - это социально-детерминированная область общей культуры человека, представляющая собой качественное, системное, динамическое состояние, характеризующееся определенным уровнем специальной образованности, физического совершенства, мотивационно-ценностных ориентаций и социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и интегрированных в физкультурно-спортивной деятельности, культуре образа жизни, духовности и психофизическом здоровье [1].
Государственные программы должны иметь набор тестов для оценивания всех пяти физических качеств, а именно: сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость. Спортивная классификация корректируется каждый олимпийский цикл, и уж конечно не в сторону снижения требований, т.к. для победы необходимо показывать всё более высокие результаты, так как конкуренция очень высока.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Почти все специалисты, занимающиеся проблемами физического воспитания, после анализа статистических материалов о состоянии физического здоровья школьников и студентов отмечают ухудшение этого здоровья из года в год. Аналогичная картина наблюдается и у нас, в Донецком национальном университете (ДонНУ), после анализа результатов ежегодных медицинских осмотров, количество студентов направленных в специальные медицинские группы и в группы лечебной физкультуры (ЛФК) увеличивается с каждым годом. Составлена диаграмма заболеваемости, которая показывает, что с каждым годом приходит учиться всё меньше и меньше здоровых детей.
Правда последние 2-3 года наметилась некая стабильность по заболеваниям и даже незначительное улучшение состояния, но не на всех факультетах. По распространённости I место на протяжении 10-15 лет занимают сердечно-сосудистые болезни - 7, 7% от прошедших медосмотр. На II месте в течение 8 лет занимают болезни опорно-двигательного аппарата (ОДА) - 4,5%, на III месте последние 5 лет - глазные болезни -3,4%. На IV и V месте - болезни желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) - 1,5% и неврология - 0,8%.
В результате после медосмотра, 20% от поступивших в ДонНУ абитуриентов были определены в медицинские группы, а это каждый пятый студент. Ещё 5% к ним прибывает после дообследования, и к концу учебного года их число пополняется ещё на 5% из тех, которые скрыли свои болезни и были направлены в основные группы, но не смогли справиться с предложенной нагрузкой и легализовались. В итоге к II курсу 30%, а на некоторых факультетах до 40% от поступивших, оказываются в медицинских группах.
Но, несмотря на разнообразие заболеваний, основная причина у них одна - снижение двигательной активности ниже уровня, который можно считать минимальным для сохранения индивидуального «генотипа здоровья». Дальнейшее его снижение - это опасная зона, которая не сможет обеспечить нормальную жизнедеятельность организма учащейся молодёжи. Часто ссылками на внешнюю экологию - неблагоприятные условия среды обитания, объясняют рост заболеваемости населения, особенно среди молодых людей, хотя причина лежит на поверхности - отсутствие полноценного двигательного образа жизни. И если ребята это примут и осознают, их ещё можно будет вернуть в « общий строй», если нет, то будут постепенно «стареть» дальше - этакие «молодые старички» - по физическим возможностям.
Конечно, систем оценивания существует великое множество, каждая из них имеет сильные и слабые стороны, но любая из них должна правильно отражать реальное состояние. Диагностика в той или иной форме присутствует во всех сферах человеческой деятельности, в том числе, и в такой специфической сфере, как физическая культура и спорт. Посредством широкого спектра тестов, методик, функциональных проб и опросников измеряют и оценивают все: от двигательных способностей до психоэмоциональных состояний.
При всей неоднозначности и различной диагностической ценности этих программ их преимущество заключается в единой системе оценивания результатов тестирования. Так программа «Государственные тесты», выступая в качестве нормативной базы оценки двигательной подготовленности студентов, позволяет одновременно определять и индивидуальный уровень этой подготовленности. Такой подход позволяет избирательно управлять развитием двигательных функций в процессе физической подготовки. Конечно, одно занятие в неделю это очень мало. Наблюдая в ходе занятий за учащимися, преподаватель обращает внимание на их поведение, проявление интереса, степень внимания, внешние признаки реакции на физическую нагрузку (изменение дыхания, цвета и выражения лица, координации движений, увеличение потливости и др.) выявляя слабые места в подготовке, преподаватель рекомендует задание на дом. И если студент их выполняет, а это, как правило, 2-3 самостоятельных занятия в неделю, кроме обязательного занятия
по физвоспитанию, то через 3-4 месяца уже будут заметны первые результаты. Так тестирование физического развития позволяет получить объективные данные о степени тренированности и уровня физической подготовленности занимающихся. Они очень показательны и на их основе делают соответствующие выводы и корректировки в занятиях и заданиях на дом. И если необходимо, то пересматривают содержание, методику занятий, физические нагрузки, при этом, не забывая напомнить о режиме питания. Молодые люди легко воспринимают тренировочные нагрузки, изменения в их организме проходят значительно быстрее, они более выражены. Больший прирост двигательных качеств у них достигается при меньшем количестве занятий, а темпы снижения достигнутого уровня (в случае вынужденного перерыва) более умеренные в сравнении со старшими людьми. Возраст является не единственным фактором, определяющим динамику результатов, причем темпы достижения заданного эффекта находятся в обратной зависимости от исходного уровня развития физических возможностей (входной контроль). Чем ниже этот уровень, тем раньше и больше выражен тренировочный эффект. Причем надо быть готовым к тому, что одинаковые тренировочные воздействия по разному сказываются на развитие двигательных функций студентов - представителей различных конституциональных типов. Поэтому, для достижения заданного тренировочного эффекта необходимо учитывать конституциональные особенности студента, опираться на его задатки и сформированные способности. Не стоит навязывать организму несвойственные ему решения сравнение результатов в предварительном, текущем и итоговом контроле, а также сопоставление их с требованиями программы физического воспитания позволяют судить о степени решения соответствующих учебных задач, о сдвигах в физической подготовленности занимающихся за определенный период. А это облегчает выбор средств и методов физического воспитания и повышает объективность результатов учебной работы.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Настораживает то, что почти совсем из занятий убрали бег. Дети перестали бегать. Как без бега на длинные дистанции заниматься физической культурой? Мы утверждаем, и думаем, что многие с нами согласятся, что бегать детям нужно больше. Длительный бег закладывает фундамент крепкого здоровья, без этого фундамента никакая физкультура вообще не возможна. Ведь еще до нашей эры в Греции говорили: «Хочешь быть сильным - бегай, хочешь быть ловким - бегай, хочешь быть умным - бегай». Почему тогда знали, а сейчас забыли? Сократ говорил, что мудрость - это знание простых истин. Но сегодня управленцы от образования и спорта так и не усвоили эту простую истину. Поэтому весь бег и все тесты по бегу на длинные дистанции из программы обучения попросту убрали. Говорят, дети погибают на уроках физкультуры (не от физкультуры!!!), но и после других тоже - на переменах. Почему? На этот вопрос, очевидно, пытались ответить родители, медики, спортсмены, министр. Но внятного ответа, очевидно не было. Потом несколько трагических случаев среди спортсменов профессионалов - футбол, хоккей, бокс, велоспорт. Почему? Может ответ лежит на поверхности - что погибают не тренированные, но и перетренированные. Поэтому родители, которые разрешают своим детям заниматься сразу в нескольких спортивных секциях - безрассудны. Попросту организм не выдерживает. Своих студентов я оцениваю по их умению на оптимальном пульсе в равномерном темпе пробегать ту или иную дистанцию. Студент привыкает бегать и нарабатывает базу для активных занятий и другими видами спорта, т.е. бегает с умом, осмысленно, вырабатывает самоконтроль. Нормативы в беге отменили, но осталась спартакиада студентов. Вопрос чисто риторический, а как готовили студентов преподаватели к участию в соревнованиях на протяжении всего учебного года? Ответ - да никак. Если проанализировать средние оценки по учебным группам, то получим оценку «хорошо» «В», реже «С». Так, что же основная масса наших студентов так быстро оздоровилась, а куда подевалась та «армия» ребят, которые имели медицинские справки, ограничиваю-
щие их возможности и нагрузку и тем самым утверждая их ограниченную пригодность далеко не на все специальности в жизни?
Может это произошло потому, что со снижением физического здоровья, а с этим уже никто не спорит, мы снизили требования к высшим оценкам настолько, что теперь любой может с «листа» выполнить практически каждый норматив если не на «отлично», то уж на «хорошо» это точно. Студент уже не спрашивает, какой результат необходим для зачёта, а интересуется сразу: «А сколько нужно на «5», часто при этом по своей профильной дисциплине имея «3». На вопрос, а почему не «5» или «4», ответ: «Так это ж трудно». И это притом, что каждый из них перед поступлением в ВУЗ, учась в школе, не один год дополнительно занимался с преподавателем по профильному предмету. Поэтому, мы убеждены, что необходимо вернуться к прежней системе оценивания в дисциплине физвоспитания, т.е. оценки «5» и «4» должны быть труднодостижимыми, а для некоторых может даже и никогда, если они не начнут системно и регулярно работать над собой.
Рассмотрим две тестовые программы, где оценки «4» и «5» достаточно труднодостижимы в одной из них, а «3», «2» и «1» практически сравнимы в каждой. Как правило, результаты студентов соответствуют оценкам «3» или «2», редко «1». Мы убеждены, что это соответствует реальному состоянию физической подготовленности основной студенческой массы. Оценки 4 имеют примерно 25% студентов, а «5» - не более 5^8%.
Сейчас же, картина искажена «5» и «4» имеют 70^85% студентов, правда сюда попали и те, которые, по определению не могут иметь «5» - лица с ограниченными физическими возможностями, что подтверждается их медицинской справкой - это ЛФК, специальные медицинские группы и освобождённые.
По шкале оценок, так называемого педагогического контроля, 5 баллов можно получить за результат, который по шкале Государственных тестов соответствует «3», реже «4». Различие составляет 12^20%. Много это или мало? На первый взгляд отличия не очень значительны, но когда попробуешь выполнить более высокий уровень требований, то сразу почувствуешь разницу. Например, разве можно сравнивать результаты в прыжках в длину с места у мужчин 260 см и 240 см, на 240 см прыгнут 40^50% тестируемых, т.е. каждый второй, а вот на 260 см единицы - 5^10%. А у девушек результат 210 см и 180 см, 180 см - это обычный рядовой результат, а вот 210 см - это уже выдающийся результат. И сразу видно, где проводили свободное время эти дети. Такая же картина наблюдается и в других жизненно определяющих показателях, особенно для молодёжи, как сила и её разновидности - подъем туловища в сед за 1 мин. на количество раз. Ну не заслуживает студент 5 баллов за результат 40 раз у женщин и 50 - у мужчин, он должен быть 47^48 раз у женщин и 55^58 - у мужчин. Хотя именно по этому показателю у студентов самые низкие результаты. Может быть, стоит ввести альтернативный тест, как в других странах - подъем туловища в сед за 3 минуты?
И до тех пор, пока мы не перестанем называть «5», то, что соответствует «3», молодёжь не задумается, так что же я: «Троечник и даже по физкультуре». А ведь сейчас модно быть сильным и здоровым. Снизить нормативы подтягиваний с 16 до 14, это для чего? Что, 16 раз подтянуться опасно для жизни, а 14 - нет? Или тест «гибкость» - наклон вперед - 19 см. вместо 24 см. Что студентка от этого краше станет? Или это заказ стратегического противника?
И ещё один аспект одновременно радует и печалит. Если на обязательное занятие по физвоспитанию, они, как правило, один раз в неделю на протяжении семи-восьми семестров, студенты ходят чаще по принуждению, чем по убеждению, то на III, чаще на IV курсе, многие ищут возможности в дополнительных занятиях, некоторые приходят и после окончания вуза, и с улыбкой говорят, что вот теперь и сами (или жизнь заставила) поняли необходимость в регулярных занятиях. И это радует, значит, наконец - то услышали преподавателя, а то, что поздновато, так это все равно лучше, чем никогда.
Достаточно сложный вопрос с оцениванием студентов из специальных медицинских групп лечебной физкультуры (ЛФК), т.к. в сводной ведомости группы по оценкам не видно отличия, это основная группа (условно здоровы) или студенты с ограничением двигательной активности - ЛФК, специальные медицинские группы или освобождённые. «Будем здоровы теоретически» - реферативная форма. Уже по этому диагнозу - «ограничение» у этих детей оценки «5» быть не может. Это жестко, но это их здоровье и это требование рынка рабочей силы. Но есть ещё одно компромиссное решение. Никто не спорит, что при выполнении нагрузки они должны быть разделены, объём и интенсивность работы, разные в основной группе и специальной медицинской или ЛФК, а вот оценки одинаковы, как быть? Может быть, следует при написании оценки отражать эти самые отличия и ставить, например «3Б», «4Б» или «5Б». Буква «Б» будет показывать, что у её владельца есть слабые места. Это будет более соответствовать реалиям жизни, а работодателю поможет определиться с выбором сотрудника.
ВЫВОДЫ
1. Необходимо вернуться к системе оценивания результатов, при котором оценка «5» - «превосходно» соответствовала бы превосходному результату. В настоящее время эти показатели сильно занижены и поэтому не имеют стимулирующего значения - (а зачем заниматься, если я и так могу выполнить все тесты на «5», т.е. я уже достиг «совершенства»).
2. Обязательно включить в батарею тестов бег на длинную дистанцию, с регулярной подготовкой. Ведь физических качеств пять, а мы оцениваем только четыре. Тогда и max балл должен быть не «5» а «4». А ведь «выносливость» - это способность противостоять утомлению. Что может быть главнее для жизни?
3. Необходимо контингент студентов, освобожденных от практических занятий привлекать сначала к ходьбе, затем к спортивной ходьбе, и наиболее подготовленных - к легкому бегу.
4. При оценивании контингента студентов освобождённых от занятий по физвос-питанию по состоянию здоровья, занимающихся в группах ЛФК и специальном медицинском отделении оценка, в обозначении, должна отличаться от обозначения оценки основного отделения. Тем самым показывая, кто есть кто. Например: «3Б», «4Б», «5Б».
Это будет справедливо по отношению к ребятам из основной группы. Вот уж и в самом деле - здоровье наше богатство.
ЛИТЕРАТУРА
1. Виленский, М.Я. Основные сущностные характеристики педагогической технологии формирования физической культуры личности / М. Я. Виленский, Г.М. Соловьёв // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2001. - № 3. - С. 2-8.
2. Купчинов, Р.И. Формирование здорового образа жизни студенческой молодежи / Р.И. Купчинов. - М. : УП «ИВЦМинфина», 2004. - 210 с.
3. Романенко, В.А. Диагностика двигательных способностей / В.А. Романенко. - Донецк : Изд-во Донецкого национального университета, 2005, - 290 с.
4. Фурманов, А.Г. Оздоровительная физическая культура / А.Г. Фурманов, Т.В. Юспа. -М. : Тесей, 2004. - 516 с.
5. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М. : Издательский центр «Академия», 2001. - 480 с.
REFERENCES
1. Vilenskiy, M.Ya. and Solovyov, G. M. (2001), "Main intrinsic characteristics of pedagogical technology of formation of physical culture of the personality", Physical culture: education, education, training, No. 3, pp. 2-8.
2. Kupchinov, R. I. (2004), Formation of a healthy lifestyle of student's youth, Ivtsminfina Unitary Enterprise, Moscow.
3. Romanenko, V.A. (2005), Diagnostics of motor abilities, Donetsk National University, Donetsk, Ukraine.
4. Furmanov, A.G. and Yuspa, T.V. (2004), Therapeutic physical culture, publishing house "Tesey", Moscow.
5. Kholodov Zh. and Kuznetsov C. (2001), Theory and Methodology of Physical Education and Sport, The publishing center "Academy", Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 20.12.2015
УДК 796.011.3
ИССЛЕДОВАНИЕ ВРЕМЕННЫХ И ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА УРОКАХ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Наталия Александровна Бойко, кандидат педагогических наук, доцент, Иван Александрович Киласьев, студент, Сургутский государственный педагогический университет, Сургут
Аннотация
Статья посвящена проблеме коррекции нарушений временных и пространственных представлений у учащихся с задержкой психического развития. Полученные результаты исследования дают возможность оценить уровень психофизического состояния данной категории школьников. Представленные специальные упражнения будут способствовать процессу коррекции пространственно-временного восприятия учащихся с задержкой психического развития, а так же ускоренной адаптации к определённым нагрузкам, а в будущем и полному восстановлению двигательной и умственной активности.
Ключевые слова: временные и пространственные представления, учащиеся с задержкой психического развития, урок физической культуры, специальные упражнения.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.12.130.p54-58
THE RESEARCH OF TEMPORAL AND SPATIAL CONCEPTIONS OF PUPILS WITH MENTAL RETARDATION AT PHYSICAL EDUCATION LESSONS
Natalia Aleksandrovna Boyko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Ivan Aleksandrovich Kilasiev, the student,
Surgut State Pedagogical University, Surgut
Annotation
The article is dedicated to the problem of correction of the temporal and spatial conception transgression among the pupils with the mental retardation. The obtained results of the research enable to estimate the level of psychophysical state of the given category of pupils. The represented specific exercises will promote the process of correction of the temporal and spatial perception of the pupils with mental retardation, and also the rapid adaptation to the certain load, and in the future to the complete renovation of the motor and mental activity.
Keyword: temporal and spatial conceptions, pupils with mental retardation, physical education lesson, specific exercises.
ВВЕДЕНИЕ
С каждым годом увеличивается количество детей имеющих нервно-соматические заболевания. Это одна из главных проблем современного общества. Причиной нервно-соматических заболеваний являются различные неблагоприятные факторы, способствующие появлению многих заболеваний, которые влияют на нервную систему, общее состояние и развитие детей. Доказано, что кроме нервно-соматических заболеваний, суще-