УДК 377.44 В.М. Фатькин
ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ-ГОРНЯКОВ
Разработаны тесты для оценки физических и психофизиологических качеств студентов-горняков, а также разработаны оздоровительные комплексы, упражнения, виды спорта и гигиенические мероприятия профессиональноприкладной физической культуры.
Ключевые слова: горная промышленность, физическая подготовка, производственная деятельность, физкультурные группы.
'Ґ'Йе смотря на то, что главной тенденцией развития совре-
.жИменного горного производства является увеличение уровня механизации и автоматизации технологических процессов, условия работы персонала характеризуется свойствами в части формирования физических и психических нагрузок на организм человека.
Труд человека на горном производстве определяется служебными обязанностями и условиями труда.
В соответствии с действующими в РФ нормативами, горные предприятия, осуществляя формирование собственного кадрового потенциала, обязано проводить специальный профессиональный отбор кандидатов по критерию, определяющему состояние здоровья человека.
Особенную значимость эта процедур приобретает при приёме людей для работы в особо опасных условиях, при проведении подземных горных работ.
Под воздействием производственной среды, образа жизни, времени состояние здоровья человека, его способность выполнять качественную трудовую деятельность, преодолевать утомление снижается. Это явление характерно для всех видов производств, но горные производства, являясь наиболее «агрессивными» по отношению к физиологии и психике человека, в значительной степени ускоряет эти процессы.
Прогрессивные руководители горной промышленности хорошо знакомы с этой проблемой, выделяют значительные средства
для создания физкультурно-оздоровительных и санаторных комплексов, что позволяет улучшить состояние здоровья инженернотехнического персонала. В то же время работники горного производства должны владеть набором знаний в области оздоровления, профилактики профзаболеваний средствами физической культуры, укрепления своего здоровья, умения бороться с производственным утомлением. Всё это должно быть отражено в образовательной программе по физическому воспитанию.
Целью нашей работы является обучение будущих специали-стов-горняков умениям и навыкам в области профессиональноприкладной физической подготовки, нами разработаны тесты для оценки физических и психофизиологических качеств студентов-горняков, а также разработаны оздоровительные комплексы, упражнения, виды спорта и гигиенические мероприятия профессионально-прикладной физической культуры.
Занятия физкультурой и спортом в высших учебных заведениях в значительной степени содействует подготовке студентов к будущей профессиональной деятельности.
Коллектив кафедры физвоспитания МГГУ всегда серьёзно работал как в области достижения высоких спортивных результатов, так и в области массового оздоровления студентов, их профессионально-прикладной физической подготовки к будущей производственной деятельности.
Особенно надо отметить высокие достижения боксёров нашего университета. Студенты-боксёры МГГУ являются многократными чемпионами первенства вузов г. Москвы, чемпионами России среди вузов 2005 года, победителями первенств Европы и мира среди молодёжи, а студент факультета ГМ Марат Храчёв стал бронзовым призёром Олимпийских игр в Афинах. Этих результатов наши боксёры добились под руководством заведующего кафедры физвоспи-тания профессора З.М. Хусяйнова, профессора А.И. Гаракяна.
Студент специальности ТПУ И. Стогов стал чемпионом мира по академической гребле 2005 года. Высоких достижений добиваются также настольные теннисисты МГГУ, волейболистки, легкоатлеты, становящиеся чемпионами вузов г. Москвы, призёрами всероссийских соревнований, выполняющими нормативы мастеров и кандидатов в мастера спорта России.
Все эти соревнования были бы невозможны без помощи ректора и администрации университета. Университет располагает хо-
рошей спортивной базой, в прошлом году были закуплены новые тренажёры, оборудован тренажёрный зал в общежитии, полностью произведён ремонт спортивного комплекса. Студенты и сотрудники МГГУ с большим удовольствием ежедневно занимаются спортом и физкультурой с 8 утра до 10 вечера.
Всё же главная задача всей системы физвоспитания - это всемерно способствовать укреплению здоровья, быть надёжным средством профилактики профессиональных заболеваний, повышать работоспособность и производительность труда, формировать важные физические, психические и нравственные качества. Коллектив кафедры физвоспитания МГГУ, который представляет содружество опытных и молодых преподавателей, средний возраст сотрудников кафедры 48 лет, всегда серьёзно работал над внедрением профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) в учебный процесс.
Пионером в этой области среди горняков является доцент кафедры физвоспитания, старейший работник нашего университета Н.Н. Шабалкин. Его работы в дальнейшем развил и внедрил в учебный процесс профессор кафедры физвоспитания Ю.А. Сабиров. Новый вклад в развитие ППФП горняков внёс доцент Санкт-Петербургского горного университета Г.В. Руденко. Интерес представляют также работы С.А. Полиевского и Р.Т. Раевского в области ППФП молодёжи.
Выпускник горного вуза должен знать наиболее рациональные средства ППФП, уметь организовывать и проводить занятия физическими упражнениями, знать основные оздоровительный методики.
Учёными доказано что внедрение ППФП ведёт к сокращению сроков адаптации к профессии, снижению заболеваемости в среднем на 32%, снижению травматизма на 7%, повышению производительности труда на 3-5% (С.А. Полиевский, 1989 г.)
Президент России и правительство в последние годы уделяет развитию физкультуры и спорта всё большее внимание. Так на развитие физкультуры и спорта до 2012 года выделено 147миллиардов рублей, это значительная сумма. Предусматривается развитие массовой физкультуры, строительство недорогих физкультурнооздоровительных центров, оснащённых игровыми, тренажёрными залами, бассейнами, саунами и другими средствами восстановления здоровья.
К сожалению наблюдения последних 10 лет говорит о том, что уровень здоровья абитуриентов МГГУ постоянно снижается. Это связано как с ухудшением экологии, особенно в Москве, так и со сложными социальными проблемами в России. Растёт число сердечно-сосудистых и бронхо-лёгочных заболеваний, заболеваний желудочно-кишечного тракта, опорно-двигательного аппарата, органов зрения. Как показали данные медосмотра студентов-первокурсников общая заболеваемость составила 43,1%! То есть почти половина студентов имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. В прошлом 2008-2009 учебном году заболеваемость была чуть меньше 42,7%. Заболеваемость в 2007-08 году была ещё ниже 39,2%! То есть налицо за последние 3 года наблюдений мы видим падение уровня здоровья студентов, поступивших на учёбу. Посмотрим как распределяется контингент студентов по физкультурным группам: в этом году к основной физкультурной группе из 912 человек отнесено 720 человек, к подготовительной - 150 человек, к группе ЛФК - 42 человека. По сравнению с прошлым годом возросла заболеваемость сердечно-сосудистой системы на 20%, миопия средней и высокой степени в среднем на 15-20%. Резко возросла хирургическая патология: особенно плоскостопие на 85%, сколиоз на 80%. Все вышесказанные заболевания результат гиподинамии, малоподвижного образа жизни, увлечения компьютером. Какие меры принимаются на кафедре физвоспитания к улучшению состояния здоровья студентов. На кафедре разработана комплексная программа коррекции здоровья средствами физической и лечебной физической культуры. Студенты, отнесённые к группе ЛФК, занимаются 2 раза в неделю в кабинете ЛФК 1-ой городской больницы. Студенты подготовительного отделения прослушивают цикл лекций на кафедре физвоспитания и занимаются по специальной программе со сдачей более сниженных нормативов физической подготовки. Студенты основной медицинской группы занимаются по полной программе, со сдачей нормативов как общей, так и профессионально-прикладной физической подготовке. Снижается и уровень физических качеств, меньше абитуриентов стало заниматься в спортивных секциях, чем 15 лет назад.
Если посмотреть график зависимости состояния здоровья в баллах от времени обучения, то мы видим следующую картину (рис. 1).
Такая картина связанна с тем, что на 1-2 курсах занятия 2-х разовые, кроме того, студенты занимаются в спортивных секциях, на 3-ем курсе занятия одноразовые и картина состояния здоровья несколько падает. Кроме того, многие начинают работать, меньше заниматься в секциях. Чтобы поддержать состояние здоровья студентов на достаточном уровне надо просить руководство сохранить 2-х разовые занятия на протяжении 4-х лет обучения, и на 5-ом курсе в виде факультативных занятий с получением зачёта. К сожалению, материальная база не позволяет сейчас качественно организовать 2-х разовые занятия в течении 4-х лет обучения.
Основной задачей в работе нашей кафедры мы считаем укрепление здоровья студентов и сотрудников МГГУ средствами физкультуры, развитие физических качеств, закаливания и профессиональноприкладную физическую подготовку (ППФП). Совершенствовать ППФП возможно лишь на основе общего укрепления здоровья. Лучшее развитие какого-либо профессионально значимого физического и психологического качеств происходит при условии одновременного развития других качеств. Как показало анкетирование студентов, аспирантов и сотрудников МГГУ, наиболее профессио-
нально значимым качеством инженеров и рабочих-горняков является общая выносливость. Как показали результаты профессио-грамм для подземных специальностей ТПУ, СП, ТБ, ТПР, ГМП, ГФ, труд инженера, горного мастера относится к одной из самых тяжёлых категорий труда. Он характеризуется большим объёмом двигательной активности, ходьба по измененному рельефу, в гору, под гору, причём на расстояния от 8 до 12 км и более за смену. Работа связана с большой стрессовой нагрузкой, опасностью, ответственностью за жизнь подчинённых. Работа происходит в тяжёлых санитарно-гигиенических условиях, пыль, недостаточная видимость, загазованность, сильный шум, с частым изменением рабочих поз в неблагоприятных микроклиматических условиях, требуются часто значительные физические усилия при ремонте горной техники, её установки в шахте, тоннелях, рудниках. Инженеры-горняки и особенно горнорабочие страдают заболеваниями, в первую очередь силикозом лёгких, пневмокониозом, заболеваниями суставов, виброболезнью и т.д. зачастую в течении нескольких часов пульс шахтёра может составлять 100-120 ударов в минуту и более. Неумение правильно дышать и слаборазвитая дыхательная система иногда вынуждает горняков снимать респиратор, что ускоряет развитие силикоза лёгких и пневмокониоза. Для более объективной оценки значимости профессионально важных качеств горняков использовался метод экспертных оценок. В качестве экспертов привлекались преподаватели и сотрудники, работавшие на различных должностях на шахтах и строительстве подземных сооружений. Всего было опрошено 38 экспертов.
В результате изучения условий труда и опроса экспертов было отобрано 9 дифференциальных и 16 единичных показателей, определяющих профессионально важные качества специалиста горного профиля. При этом отобранные показатели рассматривались не как произвольный набор, а как некая классификационная система, имеющая иерархическую структуру. Каждому эксперту предлагалось определить значимость перечисленных в анкете шестнадцати показателей отдельных качеств. Показателю, который является по мнению эксперта наиболее значимым в профессиональной деятельности присваивался ранг 1. Далее 2, 3, 4 и т.д. С помощью математической обработки результатов опроса были определены средневзвешенные значения рангов. Все показатели в зависимости от величины весомости были разделены на главные, основные и
вспомогательные. По результатам ранжирования главными и основными профессионально важными качествами специалиста горного предприятия являются:
- физические - общая выносливость (ранг 1,81), ловкость (4,9), динамическая сила (6,0), силовая выносливость (8,2), устойчивость к к неблагоприятным воздействиям производства (9,3), быстрота движений (10,25), взрывная сила (11,92);
- психические и психомоторные - скорость реакции (3,2), волевые качества (2,2), переключение и распределение внимания (3,8), оперативность мышления (7,0), концентрация и устойчивость внимания (12,2), пространственная ориентировка (14,1).
Данные анализа результатов расчётов категории тяжести труда специалистов горного профиля и математическая обработка результатов опроса экспертов подтверждают достоверность ранжирования профессионально-значимых качеств, проведённых методом экспертных оценок Kendall, 1955.
Согласованность мнений экспертов (формула Конкордации)
m2(п3 -п)
где W - коэффициент конкордации (общий коэффициент ранговой корреляции); т - число экспертов; п - число показателей; S - сумма квадратов разностей (отклонений); Хі - ранг j-го фактора
Мы рекомендуем развитие общей выносливости в сочетании с закаливающими мероприятиями проходящими в форме круглогодичных занятий на свежем воздухе. Это прежде всего бег на 5-10 км (темп 5-6 мин/км), лыжная прогулка на 1,5-2 часа, различные спортивные игры на воздухе, в лесу, на площадках в общежитии как с тренером так и самостоятельно
Развитию ловкости в первую очередь способствуют занятия игровыми видами спорта, особенно футбол, волейбол, баскетбол, гимнастика.
Динамическая сила развивается на занятиях в тренажёрном зале, штангой, гирями, в единоборствах (борьба, бокс и т.п.).
Быстрота движений развивается на занятиях по лёгкой атлетике (спринт), различных играх, спортивных эстафетах.
Скорость реакции вырабатывается прежде всего на занятиях настольным теннисом, теннисом, боксом, играми и т.д.
Волевые качества, смелость, развиваются на занятиях боксом, гимнастикой, лёгкой атлетикой, штангой, борьбой.
Спортивное ориентирование также очень важный прикладной вид спорта для горняков, особенно маркшейдеров, проходчиков, технологов. Горный туризм и скалолазание способствуют выработке как смелости, воли, целеустремленности, так и высокой функциональной подготовки систем организма. Все вышеперечисленные спортивные виды успешно функционируют в МГГУ.
Чисто прикладными навыками, которые помогают в работе, являются: лазание по канату, по наклонной плоскости вверх и вниз, на четвереньках, с грузом, с преодолением препятствий, различные прыжки, ходьба в полуприседе, в приседе, бег по пересечённой местности, по сыпучему песку, воде и т.д.
В процессе физического воспитания студентов горных вузов необходимо особо обратить внимание на совершенствование деятельности дыхательного аппарата. Многие горняки не умеют правильно дышать: делают слабый короткий выдох, вследствие чего в лёгких увеличивается количество остаточного воздуха. Многие дышат через рот, ограничивая вентиляцию лёгких. Воздух же, попадая через нос, согревается, увлажняется и очищается, что очень важно для шахтёров, работающих в запылённой среде.
Развитию дыхательного аппарата способствует дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой, дыхание по К.П. Бутейко, что важно для работающих под землёй, где порой умение надолго задерживать дыхание жизненно необходимо.
Большое значение следует придавать средствам восстановления здоровья, правильному питанию, закаливанию и гигиеническим мероприятиям.
Для горняков важны занятия спортом на воздухе, воздействие солнца, зимой желательно посещать солярий, чтобы восстановить синтез кальция в костях, обязательные циклические упражнения, особенно лыжный спорт, плавание, что способствует профилактике силикоза лёгких.
В питании следует избегать приёма жирной, тяжелоусваивае-мой пищи, надо употреблять больше фруктов, овощей, орехов, сухофруктов, для профилактики сердечно-сосудистых заболеваний. Очень хорошо восстанавливает организм приём свежевыжатых со-
ков, особенно морковного и яблочного, приём препаратов селена и йода. Особенно важно в северных районах России принимать препараты кремния в виде таблеток под названием «Долголет». Кремний участвует в проведении нервных импульсов, а также способствует укреплению костей, что важно в условиях полярной ночи. Большое значение в питании следует уделять употреблению воды. Обязательно надо пользоваться очистительными фильтрами типа «Барьер», «Родничок», которые поглощают до 90% тяжёлых металлов и 100% соединений хлора.
Ранжирование профессионально - значимых физических качеств инженеров горняков:
1- Общая выносливость - 1,88 (Главный); 2 - Ловкость - 4,95 (Главный); 3 - Динамическая сила - 6,0 (основной); 4 - Силовая выносливость - 8,27 ( Основной ); 5 - Устойчивость к параметрам микроклимата - 9,2 ( основной ); 6 - Взрывная сила - 10,1 ( основной ); 7 - Устойчивость к неблагоприятным факторам пр-ва - 10,8 ( основной ); 8 - Быстрота движения - 11,1 ( вспомогательный ); 9 - Гибкость -11,8 ( вспомогательный )
Ранжирование профессионально - значимыгх психических качеств инженеров
- горняков:
1 - Скорость реакции - 2,28 ( главный ); 2 - Волевые качества - 3,1 ( главный ); 3
- Переключение внимания - 3,8 ( главный ); 4 - Оперативность мышления - 6,95 ( основной ); 5 - Пространственная ориентировка - 12,2 ( основной ); 6 - Психическая уравновешенность - 12,8 ( основной ); 7 - Концентрация внимания - 13,4 ( основной ); 8 - Глазомер -14,8 ( вспомогательный ); 9 - Темперамент - 15,6 ( вспомогательный )
Все вышеприведенные мероприятия помогут избежать преждевременного старения, профессиональных заболеваний, производственного травматизма.
Вот что сказал старейший работник МГГУ, профессор кафедры ТПУ Ю.Н. Кузнецов: «Если бы не занятия спортом, вряд ли бы мне удалось избежать аварийных ситуаций в шахте, спорт и быстрая реакция просто спасли меня от верной смерти, причём неоднократно».
Пожилым людям пенсионного возраста и женщинам следует уменьшить рекомендуемую нагрузку на 20%, как в ходьбе, так и в беге. А молодым людям, моложе 30 лет, увеличить на 20%.
Таблица 1
Программа оздоровительной ходьбы по неделям
Неделя Дистанция Время Частота занятий в неделю
1 3 34-35' 3
2 3,5 38-40' 4
3 3,5 37-38' 4
4 4 40' 4
5 4 '8 3 5
6 4 '6 3 5
7 5 '7 4 4
8 5 '6 4 4
9 5 '5 4 4
10 6 55' 4
Таблица 2
Программа бега по неделям
Неделя Дистанция Время Частота занятий в неделю
1 3,2 32 3
2 3,2 32 3
3 3,2 30 3
4 3,2 28 3
5 3,5 28 3
6 3,5 26 3
7 4,0 25 3
8 4,0 23 3
9 4,5 25 3-4
10 5 27 3-4
Далее после адаптации ходить надо ежедневно на 5-6 км. После 8-10 недель оздоровительной ходьбы, можно приступить к программе оздоровительного бега.
Важно приобрести современную обувь, кроссовки с супинаторами и толстой мягкой подошвой. Иначе от ударных нагрузок пострадает позвоночник и суставы ног.
Вначале следует сочетать ходьбу с пробежками, постепенно уменьшая отрезки ходьбы и увеличивая длину пробежек. Рекомендуется дыхание через нос, как более физиологичное, особенно если холодная погода. Ваш пульс не должен превышать пульса по формуле 180-возраст.
При освоении объёма однородной нагрузки наступают периоды, когда совсем не хочется заниматься. Прислушайтесь к своему организму, не занимайтесь через «не могу». Особенно, если возникли боли, аритмии в сердце, боли в суставах ног, если вы хуже засыпаете, долго не восстанавливается до нормы пульс после нагрузки. Мышечные боли, боли в области печени, селезёнки это обычное, допустимое явление, т.к кровь, хранящаяся в «депо», начинает поступать в русло.
Если в это время снизить нагрузку, сделать несколько глубоких вдохов-выдохов, обычно боли проходят.
Ещё несколько рекомендаций. Кушать надо за 2-3 часа до занятий, иначе переваренная пища будет той «гирей», которая перегрузит ваше сердце. Боли в мышцах, суставах устраняются с помощью бани, массажа, различных мазей.
Желательно заниматься не одному, а в группе, поддерживая друг друга морально и подзаряжаясь энергией группы единомышленников.
Через 6-12 месяцев занятий у молодых людей пульс во время бега может достигать 160-170 уд/мин в течение 30-40 мин и более. После бега обязательно надо принять душ, но не холодный, как рекомендуют в целях закаливания, а тёплый, затем прохладный. Если резко облиться холодной водой после пробежки, можно нарушить ритм сердечных сокращений. Поэтому закаливающие процедуры надо проводить отдельно, лучше утром, после сна.
В заключении ещё раз о мосте проведения занятий. Нежелательно, если вы будете проводить ходьбу вблизи автотрассы. Вместо пользы вы получите существенное ухудшения здоровья, насыщая организм ядами. Для тестирования здоровых, подготовленных людей предлагается: Гарвардский степ-тест. Разработан специалистами Гарвардского университета для тестирования новобранцев, студентов.
Физическая нагрузка задаётся в виде восхождения на ступеньку высотой 50 см для мужчин и 43 см для женщин. Время восхождения - 5 мин., частота подъёмов - 30 раз в минуту. Если испытуемый не в состоянии выполнять работу на протяжении 5 минут, фиксируется время выполнения работы.
187
Таблица 3
Оценки уровня ППФП
Баллы Бег, мин. Челночный бег, сек. Силовая выносливость, раз Ходьба в приседе на 20 м, сек.
М Ж М Ж М Ж М Ж
5 км 2 км Подтяг. Пресс
1 >30 >14 >24 >27 <3 <15 >9 >11
2 27-29 12,5-14 23-24 26-27 3-5 15-25 9-8,6 11-10,5
3 25-27 11,5-12,5 22-23 25-26 5-7 25-30 8,6-8,1 10,4-10
4 23-25 10,5-11,5 21-22 24-25 7-9 30-35 8-7,6 9,5-9
5 22-23 10-11,5 20-21 23-24 10-12 35-40 7,5-7 8,9-8,4
6 21-22 9,5-10 19-20 22-23 12-14 40-43 6,9-6 8,3-7,8
7 <20 <9 <19 <22 >14 >43 <6 <7,8
Окончание таблицы 3
Баллы Приседания, с собств. весом (М), «пистолетик» (Ж) Гарвардский степ-тест, баллы Задержка дыхания на выдохе, сек.
М Ж М Ж М Ж
1 <2 <2 <50 <45 >30 >20
2 2-4 2-3 50-55 45-50 30-35 20-25
3 5-7 4-5 56-60 51-55 36-40 26-30
4 8-10 6-7 61-65 56-60 41-45 31-35
5 11-13 8-9 66-70 61-65 46-50 36-40
6 14-16 9-10 71-80 66-70 51-55 41-45
7 >16 >10 >80 >70 >55 >45
Если испытуемый не успевает за ритмом работы, то тест прекращается. Темп восхождения задаётся метрономом.
Функциональная готовность человека оценивается подсчётом ЧСС. Пульс измеряется в положении сидя на 2,3,4 минутах восстановления.
Подсчитывается суммарный пульс за первые 30 сек. каждой минуты. Результаты выражается в виде индекса Гарвардского степ-теста (ИГСТ)
tx100
ИГСТ = ---------------
(fl+f2+fз)x2
где t - время восхождения на ступеньку в секундах, ^, f2, ^ - сумма пульса за первые 30 сек. На 2,3,4 минутах восстановления.
Тест выражается в условных единицах, чем меньше индекс, тем хуже физическая подготовка.
Результаты Степ-теста
Индекс теста Оценка
менее 55 Плохая
55-64 Ниже средней
65-79 Средняя
80-89 Хорошая
90 и более отличная
Гарвардский степ-тест является серьёзной нагрузкой. Его не рекомендуется проводить с пожилыми людьми и имеющими нарушения сердечно-сосудистой системы (см. табл. 3).
Уровень ППФП определяется по среднему количеству баллов.
5 5,0 и более - очень высокий 4 4,0 - 4,9 - высокий
3 3,9 - 3,0 - средний
2 2,9 - 2,0 - низкий
1 1,9 - 1,0 - очень низкий
1. Шабалкин Н.Н. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов-горняков. В.Ш., 1971 г.
2. Сабиров Ю.А. Методология профессионально-прикладной физической подготовки студентов-горняков. М., 1989 г.
3. Ильинич В.И. Физическая культура работников умственного труда. - М.: Знание, 1987.
4. Оплавин С.М. Физкультура в жизни человека. - Л.: Знание. 1986.
5. Полиевский С.А. «Физкультура и профессия». - М., ФиС 1988.
6. Раевский С.Н. «Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов-политехников» О., В.Ш. 1988.
7. Мартекс Р. Социальная психология и спорт. - М., ФиС 1979.
8. Кабачков В.А. Профессионально-прикладная подготовка учащихся в средних учебных заведениях. - М., В.Ш. 1982.
9. Фатъкин В.М. Оздоровительная физкультура в вузе. - М., 2005. 115 Ы=]
КОРОТКО ОБ АВТОРЕ
Фатькин В.М. - кафедра физического воспитания и спорта, Московский государственный горный университет, Moscow State Mining University, Russia, [email protected]