Самойлова К.Н.,
к.э.н., доцент, доцент кафедры «Финансы», РГЭУ (РИНХ) г. Ростов-на-Дону, Россия E-mail: karina.samoylova2015@mail.ru Рукина С.Н.,
к.э.н., доцент, доцент кафедры «Финансы», РГЭУ (РИНХ) г. Ростов-на-Дону, Россия E-mail: ya.svetlana-41@ya.ru Герасимова К.А., старший преподаватель кафедры «Финансы», РГЭУ (РИНХ) г. Ростов-на-Дону, Россия E-mail: h_kristina@bk.ru Такмазян А.С.,
к.э.н., доцент, доцент кафедры «Финансы», РГЭУ (РИНХ) г. Ростов-на-Дону, Россия E-mail: aida.takmazyan@yandex.ru
ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ НАЛОГОВЫМИ РАСХОДАМИ В РЕГИОНЕ
JEL classification H25, H61, H71
Аннотация
Цель. Исследование компонентов формирующейся системы управления налоговыми расходами в субъекте РФ с акцентом на налоговую составляющую.
Структура / Методология / Подход. Для исследования формирования системы управления налоговыми расходами необходимо: проанализировать динамику налоговых доходов бюджета субъекта РФ; раскрыть содержание налоговых полномочий его органов власти; оценить изменения структуры налоговых льгот; рассмотреть сущность налоговых расходов, их взаимосвязь с налоговыми льготами и государственными программами. Методологическую основу исследования составили общенаучные методы познания.
Результаты. Анализ содержания налоговых полномочий и их взаимодействия с налоговыми расходами, обеспечивающими взаимосвязь с целями государственных программ, позволил обосновать предложения о расширении налоговой са-
мостоятельности субъектов РФ - хотя бы на период реализации национальных целей развития.
Практические последствия. Результаты исследования могут использоваться органами законодательной и исполнительной власти при разработке предложений по совершенствованию налогового законодательства.
Оригинальность / Значение. Научное значение состоит в приращении знаний в теории бюджетных и налоговых отношений. Практическая значимость исследования заключается в использовании комплекса предложенных мер для развития налоговой самостоятельности субфедеральных властей, способствующих достижению экономических и социальных целей развития.
Ключевые слова: налоговые полномочия, налоговые льготы, инвестиции, малый бизнес, социальная поддержка, реестр налоговых расходов, оценка налоговых расходов, самостоятельность.
K.N. Samoylova, S.N. Rukina, K.A. Gerasimova, A.S. Takmazyan
FORMATION OF A SYSTEM FOR MANAGING TAX EXPENDITURES IN THE REGION
Goal. Conducting research on the components of the emerging tax expenditure management system in the Russian Federation with an emphasis on the tax component.
Structure / Methodology / Approach. To study the formation of a tax expenditure management system, it is necessary to: analyze the dynamics of tax revenues of the budget of a constituent entity of the Russian Federation; disclose the content of the tax powers of its authorities; evaluate changes in the structure of tax benefits; consider the essence of tax expenditures, their relationship with tax benefits and state programs. The methodological basis of the research is based on General scientific methods of cognition.
Results. The analysis of the content of tax authorities and their interaction with tax expenditures, which provide a relationship with the goals of state programs, allowed us
to justify proposals to expand the tax independence of the subjects of the Russian Federation at least for the period of implementation of national development goals.
Practical consequences. The results of the research can be used by legislative and Executive authorities in developing proposals for improving tax legislation.
Originality / Value. The scientific significance consists in the increment of knowledge in the theory of budget and tax relations. The practical significance of the research lies in the use of a set of proposed measures for the development of tax independence of sub-Federal authorities, contributing to the achievement of economic and social development goals.
Keywords: tax authorities, tax benefits, investments, small business, social support, register of tax expenditures, assessment of tax expenditures, self-sufficiency.
Введение
Налоговые расходы относятся к новым инструментам, которые внедряются в бюджетную практику в соответствии с «Концепцией повышения эффективности бюджетных расходов на 2019-2024 гг.» [4]. Они обусловлены предоставлением многочисленных налоговых льгот, преференций и освобождений по налогам, сборам, страховым взносам, таможенным пошлинам, которые необходимо законодательно разграничить [8]. Министерством финансов РФ планируется формирование системы управления налоговыми расходами с целью создания единого реестра (каталога) всех видов налоговых расходов, образующихся на федеральном, региональном и муниципальном уровнях бюджетной системы РФ, учета их объема, отмены неэффективных налоговых расходов, внедрения механизмов, стимулирующих регионы к расширению собственной налоговой базы.
В Послании Президента РФ «О бюджетной политике в 2010-2012 гг.», напомним, обращалось внимание на то, что создание системы оценки выпадающих бюджетных доходов в результате предоставления налоговых льгот позволит решить вопросы об их отмене или продле-
нии. Необходимость внедрения современной системы в бюджетный процесс связана с отсутствием в российской практике единой методологической базы оценки эффективности налоговых расходов, невозможностью оценить объемы государственной и муниципальной поддержки отдельных категорий налогоплательщиков -юридических и физических лиц, установлением налоговых льгот без ограничения сроков действия, без обоснованности и целесообразности.
2019 год явился подготовительным этапом к повсеместному внедрению системы управления налоговыми расходами:
1) законодательно введено понятие «налоговые расходы», их учет и оценка в соответствии с ФЗ от 25.12.2019 г. № 494-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации»;
2) создана правовая база для проведения оценки эффективности налоговых расходов на всех уровнях бюджетной системы РФ, приняты два постановления Правительства РФ: «Об утверждении Правил формирования перечня налоговых расходов РФ и оценке налоговых расходов РФ» от 12.04.2019 г. № 439; «Об общих требованиях к оценке налоговых расходов субъектов РФ и муниципальных образований» от 22.06.2019 г. № 796;
3) урегулированы вопросы централизованного сбора, обработки, учета информации о налоговых льготах, предоставленных на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, включая объемы недополученных бюджетных доходов вследствие их предоставления [2, 5].
Каталогизация налоговых расходов во всех публично-правовых образованиях обеспечивает прозрачность бюджетного процесса. Отметим, что по результатам оценки прозрачности в налогово-бюджетной сфере, проведенной МВФ в 2019 г., Россия вошла в тройку лучших европейских стран наравне с Финляндией и Литвой благодаря расширению охвата и углублению детализации бюджетной отчетности, включающей ежегодно публикуемый отчет о налоговых расходах федерального бюджета.
Формирование системы управления налоговыми расходами на региональном уровне представляется поиском компромисса между фискальной и регулирующей функциями налога. Финансирование преимущественно текущих бюджетных расходов (доля капитальных расходов в совокупных расходах консолидированных бюджетов субъектов РФ составила 11,3% в 2019 г.) и реализация масштабных целей, поставленных Президентом РФ в Указе «О национальных целях и стратегических задачах развития на период до 2024 года» от 07.05.2018 г. и Послании Федеральному Собранию РФ 15.01.2020 г., связаны, с одной стороны, с формированием сбалансированного бюджетного фонда, с другой стороны, с использованием налоговых льгот, стимулирующих привлечение инвестиций как драйвера экономического роста в регионе и, следовательно, социального благополучия его жителей [9].
Цель проведенного исследования заключается в уточнении отдельных теоретических и практических аспектов, связанных с построением системы управления налоговыми расходами на субфедеральном уровне на основе анализа ее составляющих - налоговой и бюджетной. Причем авторы считают налоговую составляющую приоритетной (базовой) в создаваемой системе.
Материалы и методы исследования
Информационной базой выполненного исследования явились открытые данные
Правительства Ростовской области, размещенные на его официальном портале в сети Интернет. В качестве методологической основы исследования использовались общенаучные методы познания: системный логико-смысловой анализ, сравнение, синтез теоретических и практических материалов, позволившие охарактеризовать составляющие региональной системы управления налоговыми расходами, показать дискуссионные вопросы ее организации, обосновать комплекс мероприятий по расширению налоговой самостоятельности субфедеральных властей.
Результаты
Открытые данные Правительства Ростовской области, представленные в таблице 1, свидетельствуют о положительной динамике доходов областного бюджета Ростовской области в течение трехлетнего периода. Они увеличились на 117,0%, с 156 090,9 млн руб. до 182 598,7 млн руб. Налоговые и неналоговые доходы в абсолютном выражении ежегодно росли, а в относительном выражении наблюдается разнонаправленная тенденция: рост с 77,2% в 2017 г. до 78,5% в 2018 г., и снижение до 77,6% в 2019 г., но в целом за рассматриваемый период доля налоговых и неналоговых доходов в областном бюджете Ростовской области выросла на 0,4 п.п. - с 77,2% до 77,6%.
Показатели 2017 г. 2018 г. 2019 г.
млн руб. доля, % млн руб. доля, % млн руб. доля, %
Доходы бюджета, всего 156 090,9 100,0 178 748,8 100,0 182 598,7 100,00
из них:
налоговые и неналоговые дохо- 120 451,9 77,2 140 331,1 78,5 141 695,7 77,6
ды, в том числе:
налог на прибыль организаций 34 903,9 22,4 43 567,9 24,4 41 972,2 23,0
НДФЛ 40 587,8 26,0 43 956,2 24,6 46 195,8 25,3
налоги на совокупный доход 9 453,1 6,1 11 237,1 6,3 12 635,0 6,9
налоги на имущество 18 475,8 11,8 21 427,1 12,0 19 839,4 10,9
налоги на товары (работы, 14 774,3 9,5 15 836,2 8,9 18 175,8 9,9
услуги), реализуемые на тер-
ритории РФ
налоги, сборы и регулярные 369,5 0,24 361,8 0,2 440,8 0,24
платежи за пользование при-
родными ресурсами
гос. пошлина 222,8 0,15 243,1 0,14 218,8 0,12
Составлена авторами по [10].
Таблица 1 - Динамика доходов областного бюджета Ростовской области в 2017-2019 гг.
Основным видом доходов областного бюджета, как следует из таблицы 1, являются налоговые доходы, что характеризует Ростовскую область как динамично развивающийся, инвестиционно активный субъект РФ. Ведущее место в экономике региона принадлежит промышленному производству, которое остается основным сектором, создающим материальные блага, товарную и денежную массу, новые рабочие места. Обеспечение социального благополучия населения и экономического роста рассматривается в качестве основных приоритетов государственной политики Ростовской области.
Бюджетообразующими доходами областного бюджета Ростовской области выступают НДФЛ, налог на прибыль организаций, налоги на имущество (региональные налоги). На них приходится значительная доля всех поступлений: 60,2% в 2017 г., 61,0% в 2018 г., 59,2% в 2019 г. В налоговых и неналоговых доходах регионального бюджета их удельный вес еще выше - 78%, 77,6%, 76,2% соответственно.
Согласно законодательству о налогах и сборах субъекты РФ могут управлять налогами, поскольку их законодательные органы наделены полномочиями в отношении региональных налогов (транспортного налога, налога на имущество организаций, налога на игорный бизнес), налога на прибыль организаций, упрощенной системы налогообложения (УСН) и патентной системы налогообложения (ПСН) [13]. Управление связано с изменениями отдельных элементов налогов, в основном налоговых льгот, с учетом социально-экономической и фискальной ситуации в регионе.
К сожалению, налоговые полномочия нестабильны и ограничены в условиях, когда субъектам РФ необходимы финансовые ресурсы для финансирования текущих затрат, капитальных вложений, инноваций, региональных программ, национальных проектов [11]. Следует обратить внимание на различный состав налоговых полномочий и их разный объем. Например, по региональным налогам законодательные органы власти субъектов РФ имеют право
вводить их на своей территории, устанавливать по ним конкретные налоговые ставки в ограниченных федеральным законодательством пределах, порядок и сроки уплаты, дополнительно к федеральным -собственные налоговые льготы; по налогу на прибыль организаций - понижать ставку налога, зачисляемого в региональный бюджет, и вводить инвестиционный налоговый вычет [13, 2]. Если до 2019 г. налоговая ставка могла быть понижена для любой категории плательщиков налога на прибыль, то с 2019 г. только «.. .для предусмотренных ст. 284 Налогового кодекса РФ: резидентов особых экономических зон, участников особой экономической зоны в Магаданской области, участников, региональных инвестиционных проектов, участников свободной экономической зоны (Крым, Севастополь), резидентов территорий опережающего социально-экономического развития (ТОР), резидентов свободного порта Владивосток» [12]. Нам представляется, что возможности управления региональными налогами у субфедеральных властей ограничены из-за отсутствия права вводить собственные налоги, повышать ставки налогов сверх установленного Налоговым кодексом РФ уровня, отменять федеральные налоговые льготы по региональным налогам [13].
Обсуждение
В областном законе «О региональных налогах и некоторых вопросах налогообложения в Ростовской области» реализованы предоставленные Законодательному собранию Ростовской области налоговые полномочия. Коротко охарактеризуем их, обратив внимание на стимулирующий привлечение инвестиций в экономику Донского края характер. По налогу на прибыль организаций установлены пониженные ставки: а) в части сумм, зачисляемых в областной бюджет Ростовской области в размере 13,5% (снижена на 3,5 п.п. с 17,0%) для инвесторов, общественных организаций, инвалидов, организаций, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов; б) в размере 0% для организаций - резидентов территорий
опережающего социально-
экономического развития (функционируют 3 ТОР - «Гуково», «Зверево», «Донецк»), заключивших специальные инвестиционные контракты с участием РФ (с 2019 г. реализуются два специнвесткон-тракта, объекты обложения по которым находятся в процессе формирования).
По налогу на имущество организаций установлены: пониженная ставка в размере 1,1% (федеральные ограничения не выше 2,2%) в отношении вновь созданного (приобретенного) имущества в рамках инвестиционного проекта и освобождения от уплаты в отношении вновь созданного имущества организаций - резидентов ТОР и вновь созданного имущества на территории индустриального парка. Налоговые льготы по налогу на имущество организаций и налогу на прибыль организаций для юридических лиц - резидентов ТОР действуют в регионе с 2016 г.
С 1 июля 2015 г. в регионе действуют «налоговые каникулы» для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной или научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению, применяющих УСН и ПСН. Данные льготы способствуют переходу из теневого бизнеса в сферу легальной деятельности. С 2016 г. субъектам малого бизнеса, осуществляющим инвестиции, была понижена налоговая ставка с 6% до 5% по УСН с объектом обложения «доходы» [6]. Налогоплательщики заинтересованность к ней не проявили, поэтому с 2019 г. пониженную налоговую ставку отменили.
В течение 2012-2018 гг. оценка эффективности налоговых льгот, установленных региональным законодательством, проводилась в соответствии с Постановление Правительства Ростовской области от 30.08.2012 г. «О порядке оценки эффективности налоговых льгот, установленных законодательством Ростовской области о
налогах». С 2015 г. такая оценка проводится в рамках обязательств, принятых Ростовской областью в соответствии с заключенным с Министерством финансов РФ «Соглашением о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов Ростовской области».
Изучение регионального законодательства о налоговых льготах и результатов их предоставления позволило действующие налоговые льготы сгруппировать по трем видам:
1) по направлениям:
- стимулирование привлечения инвестиций;
- стимулирование развития малого бизнеса;
- стимулирование отдельных видов деятельности;
- поддержка НКО, оказывающих социальные услуги, а также граждан, нуждающихся в социальной защите государства;
2) по налогам:
- по налогу на прибыль организаций;
- по региональным налогам: налогу на имущество организаций и транспортному налогу;
- по специальным налоговым режимам: УСН и ПСН;
3) по критериям эффективности:
- экономической эффективности: улучшение финансово-экономических результатов деятельности налогоплательщиков, применяющих налоговую льготу;
- социальной эффективности: повышение оплаты труда, создание новых рабочих мест, формирование благоприятных условий труда.
К третьему виду не относятся социальные налоговые льготы, предоставляемые отдельным категориям физических лиц по транспортному налогу - многодетным семьям, чернобыльцам, инвалидам и др. (табл. 2).
Таблица 2 - Налоговые льготы (налоговые расходы), установленные законодательством
Ростовской области в 2017-2018 гг., млн руб.
Показатель 2017 г. 2018 г. Темп изм., %
1. В разрезе налогов, всего в том числе: 2702,7 5126,3 189,7
1.1. Налог на прибыль организаций 157,3 166,2 105,7
1.2. Налог на имущество организаций 1504,2 2082,7 138,5
1.3. Транспортный налог 55,6 67,9 122,1
1.4. УСН 982,9 2774,9 282,3
1.5. ПСН 2,7 34,6 12,8
1.6. Доля в налоговых доходах областного бюджета Ростовской области,% 2,3 3,7
2.По направлениям поддержки:
2.1. Стимулирование привлечения инвестиций 1586,7 2193,9 138,3
2.2. Стимулирование развития малого бизнеса 985,6 2809,5 285,1
2.3. Стимулирование отдельных видов экономической деятельности 130,4 122,9 94,2
2.4. Поддержка НКО, оказывающих соц. услуги, а также граждан, нуждающихся в соц. защите
Составлена авторами по [14].
Как следует из приведенных в таблице 2 данных, объем региональных налоговых льгот составил 2702,7 млн руб. в 2017 г. и 5126,3 млн руб. в 2018 г., увеличившись таким образом в 1,9 раза. При этом его доля в налоговых доходах областного бюджета Ростовской области, по нашему мнению, остается незначительной - 2,3% и 3,7% соответственно. Обращает на себя внимание изменение структуры предоставленных налоговых льгот. Если в 2017 г. наибольший объем льгот был направлен на поддержку инвесторов (58,7% в общей сумме) по налогу на имущество организаций и налогу на прибыль организаций, то в 2018 г. - на поддержку малого предпринимательства (58,4% в общей сумме) по УСН с объектом налога «доходы, уменьшенные на величину расходов» [14].
В 2017 г. региональными налоговыми льготами воспользовались 45 крупных инвесторов в рамках реализации 72 инвестиционных проектов; они перечислили в консолидированный бюджет Ростовской области 14,6 млрд руб. платежей (10 руб. на 1 руб. льготы), создали и сохранили рабочие места, повысили зарплату сотрудникам. По итогам 2018 г. 50 крупных инвесторов в рамках 75 инвестиционных договоров воспользовались преимущественно льготами по налогу на имущество органи-
заций. Льготой по налогу на прибыль организаций в виде пониженной ставки воспользовалась налогоплательщики по 23 инвестиционным договорам (30,7% от общего количества договоров). Получившие инвестиционную поддержку организации в 2018 г. перечислили в консолидированный бюджет Ростовской области 7,05 млрд руб. платежей (3 руб. на 1 руб. льготы). Таким образом, в 2018 г. наблюдалось снижение эффективности инвестиционной поддержки организаций при льготном налогообложении по сравнению с предыдущим годом.
Как показал анализ, востребованной льготой у малого бизнеса является пониженная на 5 п.п. налоговая ставка по УСН с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов» до 10%. Сумма этой льготы возросла в 2,9 раз, с 985,6 млн руб. до 2809,5 млн руб. Безусловно, данная льгота, а также налоговые каникулы для вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей по УСН и ПСН способствуют развитию малого предпринимательства и стимулируют предпринимательскую активность населения Ростовской области [15].
Учитывая упразднение с 2021 г. единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД), а также современное экономическое состоя-
ние, считаем целесообразным продлить действие налоговых каникул до 2024 г. (они отменяются с 2021 г.), на период реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Налоговым органам субъекта РФ необходимо проводить разъяснительную работу, чтобы помочь индивидуальным предпринимателям выбрать один из трех специальных налоговых режимов -УСН, ПСН или НПД (налог на профессиональный доход - новый специальный налоговый режим, действующий с 2020 г. в Ростовской области). Напомним, что с 2019 г. НПД в порядке эксперимента был введен в четырех субъектах РФ - Москве, Московской и Калужской областях, Республике Татарстан, а с 2020 г. к нему присоединились еще 19 субъектов РФ. Под профессиональным доходом понимается полученный физическим лицом доход:
а) от деятельности, при ведении которой оно не имеет работодателя и не привлекает наемных работников по трудовым договорам;
б) от использования имущества.
Предельный размер дохода для целей
применения нового специального налогового режима ограничен - не более 2,4 млн руб. в год, он сохранится в течение десяти лет проведения эксперимента. Отметим следующие преимущества НПД:
- отсутствие необходимости личного общения индивидуального предпринимателя со специалистами налогового органа, оно происходит дистанционно;
- администрирование с помощью мобильного приложения «Мой налог» или веб-кабинета, размещенного на официальном сайте ФНС России;
- освобождения от подачи налоговой декларации, от уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды;
- неприменение ККТ;
- неведение книги учета полученных доходов.
Очевидно, положительные характеристики рассматриваемого специального налогового режима способствовали его востребованности среди самозанятых
граждан, о чем свидетельствуют следующие показатели статистической налоговой отчетности: за 2019 г. зарегистрировалось более 330 тыс. налогоплательщиков, из них 67% ранее вообще не декларировали свои доходы. Доходы региональных бюджетов пополнились более чем на 1 млрд руб., следовательно, развитие НПД окажет позитивное влияние на сокращение теневого сектора и пополнение доходной базы региональных бюджетов.
С 2020 г. в Ростовской области действует для организаций - плательщиков налога на прибыль инвестиционный налоговый вычет (ИНВ), право введения которого законодательные органы субъектов РФ получили с 2018 г. исходя из ожидаемого экономического эффекта и выпадающих доходов региональных бюджетов. Его суть заключается в том, что организации вправе уменьшить суммы исчисленного налога на прибыль на расходы, связанные с приобретением или модернизацией основных средств; с пожертвованиями государственным и муниципальным учреждениям культуры; финансированием создания на территории субъекта РФ и в прилегающей к нему акватории объектов инфраструктуры, которые могут находиться исключительно в федеральной собственности [3].
В течение двух лет ИНВ на своих территориях ввели более 20 субъектов РФ. Можно предположить, что идея ИНВ оказалась неинтересной регионам ввиду его сложного механизма с многочисленными ограничениями и нюансами, на которые авторы обратили внимание в статье «Налоговая поддержка частных инвестиций в образование» [12].
Основываясь на вышеизложенном анализе налоговой практики и положениях ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, дадим следующее определение: налоговые расходы субъекта РФ - это выпадающие доходы бюджета субъекта РФ, обусловленные налоговыми льготами по налогам и специальным налоговым режимам, предусмотренными в качестве мер государственной поддержки в соответствии с целями государственных программ субъекта РФ и целями социально-экономической политики субъекта РФ [2].
На наш взгляд, нельзя поставить знак равенства между налоговыми расходами и налоговыми льготами. Налоговые расходы - это часть налоговых льгот, цели предоставления которых могут быть достигнуты путем осуществления прямых бюджетных расходов или предоставления субсидий, то есть альтернативными способами.
Обеспечение взаимосвязи налоговых расходов с целями государственных программ и целями социально-экономической политики реализуется посредством включения их объемов в финансирование государственных программ после ежегодного проведения в соответствие со ст. 174.3 Бюджетного кодекса РФ оценки налоговых расходов, основанной на единых методологических подходах для всех субъектов РФ [2]. Согласно Постановлению Правительства РФ «Об общих требованиях к оценке налоговых расходов субъектов РФ и муниципальных образований» финансовые органы субъектов РФ с 2020 г. будут проводить оценку налоговых расходов по четырем критериям: 1) целесообразность; 2) результативность; 3) бюджетная эффективность; 4) совокупный бюджетный эффект (самоокупаемость) для стимулирующих налоговых расходов [5].
В Ростовской области на основании Постановления Правительства Ростовской области от 07.11.2019 г. «Об утверждении Порядка формирования перечня налоговых расходов Ростовской области и оценки налоговых расходов Ростовской области» кураторами налоговых расходов составляются паспорта налоговых расходов, включающие их нормативные, целевые и фискальные характеристики [7]. Эти документы являются основанием для составления реестра (каталога) налоговых расходов Министерством финансов Ростовской области, включающего перечень налоговых льгот и их основания, сведения об объемах налоговых расходов, результатах их оценки, распределении по государственным программам. Например, в государственную программу Ростовской области «Экономическое развитие и инновационная экономика» включены налоговые льготы, предоставленные в целях поддержки инвестиционной
деятельности и развития малого предпринимательства. В рамках обеспечения прозрачности информация о налоговых расходах размещается в открытых данных, в том числе в Бюджете для граждан.
Заключение
Таким образом, можно говорить о формирующейся комплексной системе управления налоговыми расходами регионах, базирующейся на налоговых полномочиях субфедеральных властей, закрепленных Налоговым кодексом РФ. Их использование региональными органами власти приводит к образованию налоговых расходов, регулируемых положениями Бюджетного кодекса РФ, которые призваны совместно с другими финансовыми инструментами обеспечить достижение целей социально-экономического развития субъектов РФ. По нашему мнению, комплексная система управления налоговыми доходами включает налоговую и бюджетную составляющие, причем ее базой выступает первая (рис. 1).
Проведенное исследование показало, что создаваемая система управления налоговыми доходами ограничивает налоговую самостоятельность субфедеральных властей, для которых финансирование текущих расходов, в том числе содержание новых инфраструктурных объектов, построенных в рамках национальных проектов, приобретает первоочередное значение [11]. Решение этого вопроса видится: в обеспечении стабильности налогового законодательства, упрощении механизма ИНВ, восстановлении налогового полномочия в части снижения ставки налога на прибыль организаций, зачисляемого в региональный бюджет для всех категорий плательщиков, продлении налоговых каникул по УСН и ПСН, развитии НПД, установлении лимита налоговых расходов для субфедеральных властей в диапазоне от 3% до 8% в налоговых доходах регионального бюджета взамен сложной системы оценки эффективности налоговых расходов по 4 критериям, что повысит уровень самообеспечения регионов, создаст условия для развития налоговой конкуренции и формирования благоприятного делового климата.
Рисунок 1 - Системное представление о механизме управления налоговыми расходами региона
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. ФЗ «Налоговый кодекс Российской Федерации, часть 1» от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ (в ред. от 28.01.2020 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc _LAW_19671/ (дата обращения 3.03.2020).
2. ФЗ «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 г. № 116-ФЗ (в ред. от 27.12.2019 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc _LAW_19702/ (дата обращения 3.03.2020).
3. ФЗ «Налоговый кодекс Российской Федерации, часть 2» от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ (в ред. от 06.02.2020 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc _LAW_28165/ (дата обращения 03.03.2020).
4. Распоряжение Правительства РФ «Концепция повышения эффективности бюджетных расходов в 2019-2024 годах» от 31.01.2019 г. № 117-р [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.minfin.ru
5. Постановление Правительства РФ «Об общих требованиях к оценке налоговых расходов субъектов РФ и муниципальных образований» от 22.06.2019 г. № 796 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_327498/ (дата обращения 3.03.2020).
6. Областной закон «О региональных налогах и некоторых вопросах налогообложения в Ростовской области» от 10.05.2012 г. № 843-3с (ред. от 01.08.2019 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.donland.ru/ documents/2159/ (дата обращения: 17.02.2020).
7. Постановление Правительства Ростовской области «Об утверждении Порядка формирования перечня налоговых расходов Ростовской области и оценки налоговых расходов Ростовской области» от 07.11.2019 г. № 795 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.donland.ru/documents/10920/ (дата обращения: 15.02.2020).
8. Тютюрюков Н.Н., Тютюрю-ков В.Н., Тернопольская Г.Б. Налоговые льготы: варианты нового определения // Финансы. - 2017. - № 10. - С. 32-36.
9. Popova G.V., Nerovnyu Yu.V., Ter-enteva V.V., Shirshov V.Yu. Financial Policy under the Russian Economy Stabilization // European Reseach Studies Journal, Volume XXI, Special Issue 1, 2018.
10. Экономика. Бюджет. Исполнение областного бюджета Ростовской области. Портал Правительства Ростовской области [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.donland.ru/result-report/554/ (дата обращения 03.03.2020).
11. Takmazyan A.S., Rukina S.N., Samoylova K.N., Gerasimova K.A. Public private partnership as a tool for the development of educational infrastruc-ture//International Journal of economics and business Administration. Volume VII, Special Issue 1, 2019. - P. 535-545.
12. Рукина С.Н., Герасимова К.А., Такмазян А.С., Самойлова К.Н. Налоговая поддержка частных инвестиций в образование/вестник университета (Государственный университет управления). -2019. - № 11. - С. 132-139.
13. Рукина С.Н. Управление налоговыми доходами региональных бюджетов // Финансовые исследования. - 2019. -№ 2 (63). - С. 76-84.
14. Информация о результатах оценки эффективности налоговых льгот (пониженных ставок по налогам), установленных законодательством Ростовской области о налогах и сборах. Официальный портал Правительства Ростовской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. donland.ru/result-report/3939 (дата обращения 28.02.2020).
15. Кузнецов Н.Г., Макаренко Е.Н., Поролло Е.В. Активизация цифровых технологий в практике налогового администрирования региональных и местных налогов // Финансовые исследования. -2019. - № 2 (63). - С. 59-66.
BIBLIOGRAPHIC LIST
1. Federal law "Tax code of the Russian Federation, part 1" of 31.07.1998 № 146-FZ (as amended) from 28.01.2020 [Electronic
resource]. - Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc _LAW_19671/ (accessed 3.03.2020).
2. Federal law "Budget code of the Russian Federation" dated 31.07.1998 No. 116-FZ (in the ed. from 27.12.2019) [Electronic resource]. - Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc _LAW_19702/ (accessed 3.03.2020).
3. Federal law "Tax code of the Russian Federation, part 2" dated 05.08.2000, no. 117-FZ (in ed. from 06.02.2020) [Electronic resource]. - Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc _LAW_28165/ (accessed 3.03.2020).
4. Decree of the Government of the Russian Federation "Concept of improving the efficiency of budget expenditures in 20192024" dated 31.01.2019 №117-p. [Electronic resource]. - Mode of access: https://www.minfin.ru
5. Resolution of the Government of the Russian Federation "on General requirements for assessing tax expenditures of the subjects of the Russian Federation and municipalities" dated 22.06.2019, No. 796 [Electronic resource]. - Access mode: http://www.consultant.ru/document /cons_doc_LAW_327498/ (accessed 3.03.2020).
6. Regional law "on regional taxes and some tax issues in the Rostov region" from 10.05.2012, no. 843-3C (ed. from 01.08.2019). [Electronic resource]. - Access mode: https://www.donland.ru/documents/ 2159/ (accessed: 17.02.2020).
7. Resolution Of the government of the Rostov region "on approval of the Procedure for forming a list of tax expenditures of the Rostov region and evaluating tax expenditures of the Rostov region" dated 7.11.2019, No. 795. [Electronic resource]. - Access mode: https://www.donland.ru/documents/ 10920/ (accessed: 15.02.2020).
8. Tyutyuryukov N. N., Tyutyuryukov V. N., Ternopolskaya G. B. Tax benefits: options for a new definition / / Finance. - 2017. - №10. - P. 32-36.
9. Popova G.V., Nerovnyu Yu.V., Ter-enteva V.V., Shirshov V.Yu. Financial Policy under the Russian Economy Stabilization //
European research Studies Journal, Volume XXI, Special Issue 1, 2018.
10. Economy. Budget. Execution of the regional budget of the Rostov region. Portal of The government of the Rostov region [Electronic resource]. Access mode: https://www.donland.ru/result-report/554/ (accessed 03.03.2020).
11. Takmazyan A.S., Rukina S.N., Samoylova K.N., Gerasimova K.A. Public private partnership as a tool for the development of educational infrastructure // International Journal of economics and business Administration. Volume VII, Special Issue 1, 2019. - P. 535-545.
12. Rukina S.N., Gerasimova K.A., Takmazyan A.S., Samoilova K.N. Tax support for private investment in education // Bulletin of the University (State University of management). - 2019. - № 11. - P. 132-139.
13. Rukina S.N. Management of tax revenues of regional budgets // Financial research. - 2019. - № 2 (63). - P. 76-84.
14. Information on the results of evaluating the effectiveness of tax incentives (reduced tax rates) established by the legislation of the Rostov region on taxes and fees. Official portal of the government of the Rostov region. [Electronic resource]. - Mode of access: http://www. donland.ru/result-report/3939 (accessed 28.02.2020).
15. Kuznetsov N.G., Makarenko E.N., Porollo E.V. Activation of digital technologies in the practice of tax administration of regional and local taxes // Financial research. - 2019. - № 2 (63). - P. 59-66.