Научная статья на тему 'Создание в России системы учета налоговых расходов при бюджетном планировании и оценке эффективности бюджетных расходов'

Создание в России системы учета налоговых расходов при бюджетном планировании и оценке эффективности бюджетных расходов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
299
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЕ РАСХОДЫ / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ / БЮДЖЕТНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / BUDGET PLANNING / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / EFFICIENCY / БЮДЖЕТНЫЕ РАСХОДЫ / TAX EXPENDITURES / TAX BREAKS / BUDGETARY EXPENSES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Богачева О. В.

В настоящее время в России система оценки и учета налоговых расходов при бюджетном планировании только формируется, что не позволяет оценить не только эффективность мер налогового стимулирования, но и обеспечить эффективное использование общественных финансов, их направление (в том числе в виде доходов, недополученных от предоставления налоговых льгот) на решение поставленных задач. Целью статьи является формирование научно обоснованных подходов к созданию в России системы оценки и учета налоговых расходов при бюджетном планировании и оценке эффективности бюджетных расходов. На основе методов сравнения и аналогии проведен анализ российской и международной практики применения налоговых льгот и представлены практические подходы для совершенствования учета налоговых расходов в России. Автор предлагает подход к внедрению в России системы учета налоговых расходов при бюджетном планировании и оценке эффективности бюджетных расходов. Предлагаются и обосновываются необходимые поправки в бюджетное законодательство Российской Федерации, а также даны рекомендации по разработке и внедрению классификации налоговых расходов как составной части бюджетной классификации. В России накоплен большой опыт применения налоговых льгот и преференций, однако нормативное регулирование налоговых расходов в настоящее время отсутствует и не применяется сама концепция налоговых расходов. Введение в бюджетную практику этой концепции требует в первую очередь законодательного закрепления термина «налоговые расходы». Учитывая значимость налоговых расходов в достижении целей социально-экономической политики, необходимости учета налоговых расходов в совокупности государственных ресурсов, направляемых на реализацию государственных программ, необходимо разработать и внедрить классификацию налоговых расходов как составную часть бюджетной классификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Creating an accounting system for tax expenditures in Russia under budget planning and budget expenditures effectiveness evaluation

Importance At present, the system of tax expenditure evaluation and accounting in the Russian budgetary planning is only under formation. This fact does not allow to evaluate not only the effectiveness of tax incentives, but also to ensure the efficient use of public finances, their allocation (including in the form of lost revenues as a result of granting tax benefits) to the solution of assigned tasks. Objectives The paper aims to develop science-based approaches to creating tax expenditure evaluation and accounting systems in Russia in conditions of budget planning and budget expenditures effectiveness evaluation. Methods On the basis of comparison and analogy methods, I have analyzed the Russian and international practices of tax benefits application and presented practical approaches to improve tax expenditure accounting in Russia. I propose to introduce in Russia the system of tax expenditure accounting under budgetary planning and budgetary expenditure effectiveness evaluation. I propose and substantiate necessary amendments to the Russian Federation budgetary legislation, and also provide recommendations on developing and implementing a classification of tax expenditures as a component of budgetary classification. The Russian Federation has accumulated vast experience in applying tax preferences and benefits, however, today the statutory regulation of tax expenditures is not available, and the concept of tax expenditures is not applicable. Results To introduce this concept to the budgetary practices it is necessary, first of all, to provide a legislative framework for the term “tax expenditures”. Conclusions and Relevance Taking into account the significance of tax expenditures in achieving the goals of economic and social policies, the requirement to account for tax expenses in the public resources, which are directed to State programs implementation, I stress the need to develop and implement a classification of tax expenditure as part of the budgetary classification.

Текст научной работы на тему «Создание в России системы учета налоговых расходов при бюджетном планировании и оценке эффективности бюджетных расходов»

Государственное регулирование

финансовой сферы

УДК 336.02

СОЗДАНИЕ В РОССИИ СИСТЕМЫ УЧЕТА НАЛОГОВЫХ РАСХОДОВ ПРИ БЮДЖЕТНОМ ПЛАНИРОВАНИИ И ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ

О.В. БОГАЧЕВА,

кандидат экономических наук, руководитель центра бюджетной политики E-mail: bogacheva@nifl.ru Научно-исследовательский финансовый институт

Минфина России

В настоящее время в России система оценки и учета налоговых расходов при бюджетном планировании только формируется, что не позволяет оценить не только эффективность мер налогового стимулирования, но и обеспечить эффективное использование общественных финансов, их направление (в том числе в виде доходов, недополученных от предоставления налоговых льгот) на решение поставленных задач.

Целью статьи является формирование научно обоснованных подходов к созданию в России системы оценки и учета налоговых расходов при бюджетном планировании и оценке эффективности бюджетных расходов.

На основе методов сравнения и аналогии проведен анализ российской и международной практики применения налоговых льгот и представлены практические подходы для совершенствования учета налоговых расходов в России.

Автор предлагает подход к внедрению в России системы учета налоговых расходов при бюджетном планировании и оценке эффективности бюджетных расходов. Предлагаются и обосновываются необходимые поправки в бюджетное законодательство

Российской Федерации, а также даны рекомендации по разработке и внедрению классификации налоговых расходов как составной части бюджетной классификации.

В России накоплен большой опыт применения налоговых льгот и преференций, однако нормативное регулирование налоговых расходов в настоящее время отсутствует и не применяется сама концепция налоговых расходов. Введение в бюджетную практику этой концепции требует в первую очередь законодательного закрепления термина «налоговые расходы».

Учитывая значимость налоговых расходов в достижении целей социально-экономической политики, необходимости учета налоговых расходов в совокупности государственных ресурсов, направляемых на реализацию государственных программ, необходимо разработать и внедрить классификацию налоговых расходов как составную часть бюджетной классификации.

Ключевые слова: налоговые расходы, налоговые льготы, бюджетное планирование, эффективность, бюджетные расходы

В странах ОЭСР применение налоговых расходов, их учет и оценка успешно осуществляются с начала 1970-х гг.

В предыдущей статье1 автором был представлен обзор опыта зарубежных стран, который позволил сделать определенные выводы. В частности, было отмечено, что включение оценки налоговых расходов в документы, представляемые в парламент вместе с проектом государственного бюджета на очередной год, является стандартом международной бюджетной практики. При этом важным считается не только оценка величины налоговых расходов в сопоставлении с планируемыми бюджетными доходами, но также проведение сопоставлений с аналогичными по целям программными расходами и оценка результативности и эффективности налоговых расходов.

В России система такой оценки только формируется, что не позволяет в полной мере оценивать эффективность мер налогового стимулирования и масштабы потерь от недополученных бюджетных доходов от предоставления налоговых льгот.

Задача по созданию системы учета налоговых расходов при бюджетном планировании и оценке эффективности бюджетных расходов поставлена в распоряжении Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 2593-р 2.

В статье сформулированы предложения по созданию в России системы учета налоговых расходов при бюджетном планировании и оценке эффективности бюджетных расходов, предлагаются и обосновываются необходимые поправки в бюджетное законодательство Российской Федерации, а также даны рекомендации по разработке и внедрению классификации налоговых расходов как составной части бюджетной классификации.

Концепция налоговых расходов - законодательное закрепление понятия «налоговые расходы». В России накоплен большой опыт применения налоговых льгот и преференций (в настоящее время используется более 240 налоговых льгот), однако нормативное регулирование налоговых расходов в настоящее время отсутствует и не применяется сама концепция налоговых расходов.

1 Богачева О.В., Фокина Т.В. Антикризисное бюджетное регулирование - опыт стран ОЭСР // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2014. № 41.

2 Об утверждении Программы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 2593-р.

-44 (230)

ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА: проблемы и решения

Введение в бюджетную практику данной концепции требует в первую очередь законодательного закрепления термина «налоговые расходы».

В определенном смысле эта терминологическая конструкция является неудачной. Не следует искать какой-либо юридической трактовки этого термина или пытаться привязывать его по смыслу к налоговым доходам и бюджетным расходам. В то же время этот термин прочно закрепился в международной бюджетной практике и непросто найти ему адекватную замену. Закрепление вместо него понятий «недополученные доходы бюджетов» или «выпадающие налоговые доходы бюджетов» не будут отражать введения качественно новой бюджетной категории и может привести к дополнительной путанице с другими случаями возникновения выпадающих доходов.

В международной бюджетной практике налоговые расходы определяются как недополученные доходы бюджета, обусловленные налоговыми льготами и преференциями, размер которых определяется отклонением от базовой структуры налогов.

Таким образом, представляется целесообразным закрепить в Бюджетном кодексе Российской Федерации следующее общее определение налоговых расходов как недополученные (упущенные, выпадающие) доходы бюджета, обусловленные применением пониженных налоговых ставок, освобождений, исключений, установленных законодательством о налогах и сборах, используемые в целях реализации социально-экономической политики государства.

Помимо самого определения налоговых расходов в нормативной базе необходимо закрепить понятие «размер налоговых расходов», который определяется отклонением от базовой структуры налогов. Это определение, по мнению автора, может быть отражено в методике оценки налоговых расходов.

В случае закрепления данных понятий в российском бюджетном законодательстве потребуется определенная корректировка (приведение в соответствие) положений Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).

Так, в частности в ст. 172 «Сведения, необходимые для составления проектов бюджетов» БК РФ целесообразно будет включить положение, согласно которому составление проекта бюджета должно основываться и на прогнозе налоговых расходов (вариант - на оценках налоговых расходов).

- 2014-

FINANCIAL ANALYTICS science and experience

Учитывая, что одним из стандартов открытости бюджета является включение в документы по проекту бюджета материалов по оценке налоговых расходов, в перечень сведений, необходимых для составления проектов бюджетов, предлагается также включить прогноз налоговых расходов (вариант - оценку налоговых расходов). Этот прогноз (оценка) необходим для оценки потерь бюджетов от предоставленных налоговых льгот и преференций, и анализа эффективности этих мер.

В связи с этим целесообразно дополнить БК РФ статьей «Прогноз налоговых расходов» (вариант -«Оценки налоговых расходов»), устанавливающей, что прогноз (оценка) налоговых расходов Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования разрабатывается на период не менее трех лет (вариант - за два предыдущих и текущий год) соответственно по федеральным, региональным и местным налогам в целях оценки недополученных доходов бюджетов, обусловленных применением пониженных налоговых ставок, освобождений, исключений, установленных законодательством о налогах и сборах, законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, а также оценки общего объема государственных (муниципальных) ресурсов, используемых на решение социально-экономических задач, оценки эффективности налоговых мер в сопоставлении с аналогичными по целям бюджетными расходами.

Методика оценки налоговых расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации утверждается Министерством финансов Российской Федерации. Прогноз (оценка) налоговых расходов осуществляется в соответствии с методикой оценки налоговых расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в порядке, устанавливаемом соответствующим финансовым органом.

Также автор предлагает ввести в БК РФ новую статью «Прогноз (оценки) налоговых расходов», а не включать эти вопросы в ст. 174.1 «Прогнозирование доходов бюджета», так как прогноз налоговых расходов не имеет своей целью прогнозирование доходов бюджета.

Помимо прочего следует дополнить бюджетные полномочия Министерства финансов Российской Федерации (ст. 165 БК РФ) методологическим руководством по оценке налоговых расходов. Также полномочия главного распорядителя (распорядите-

ля) бюджетных средств (ст. 158 БК РФ) необходимо дополнить п. 4: «Осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета и оценку налоговых расходов, составляет обоснования бюджетных ассигнований».

В соответствии с этим полномочием главные распорядители (распорядители) бюджетных средств будут обязаны проводить оценку налоговых расходов в рамках соответствующих государственных (муниципальных) программ, подпрограмм в целях определения объема налоговых льгот и преференций и сопоставления с аналогичными по целям бюджетными расходами на этапе подготовки программ и отчетов по их реализации.

Внесение предлагаемых дополнений в БК РФ потребует доработки проекта Методики оценки налоговых расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (письмо Минфина России от 23.12.2013 г. 01-02-01.03-56778)3, а также внесения следующих изменений и дополнений в Порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации4 и методические указания5:

- при подготовке государственных программ в дополнительные и обосновывающие материалы должны быть включены прогнозные оценки налоговых расходов, подготовленные в соответствии с Методикой оценки налоговых расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной Минфином России;

- годовой отчет должен содержать в том числе оценку фактических налоговых расходов и оценку их эффективности и результативности. Создание классификации налоговых расходов. Учитывая значимость налоговых расходов в достижении целей социально-экономической политики, необходимости учета налоговых расходов в совокупности государственных ресурсов, направляемых на реализацию государственных программ, рекомендуется разработать и внедрить

3 С учетом замечаний Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации от 11.02.2014 № 01-11/02.

4 Постановление Правительства РФ от 02.08.2010 № 588 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации».

5 Приказ Министерства экономического развития РФ от 20.11.2013 № 690 «Об утверждении Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации».

-44 (230) - 2014-

ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА: FINANCIAL ANALYTICS

проблемы и решения science and experience

классификацию налоговых расходов как составной части бюджетной классификации, в основе которой лежат виды налогов, по которым установлены налоговые льготы, и целевое назначение налоговых расходов.

При разработке рекомендаций по классификации налоговых расходов автор исходит из того, что Министерством финансов Российской Федерации будет определен перечень налоговых льгот и преференций, обусловливающих потери бюджета в налоговых доходах (налоговые расходы). Налоговые льготы и преференции, входящие в этот перечень, образуют первичные элементы классификации налоговых расходов. Они могут быть сгруппированы по следующим типам налоговых льгот и преференций:

- освобождение от налогообложения (доходы, не включаемые в налоговую базу);

- вычеты из налогооблагаемой базы расходов;

- льготы по амортизации;

- пониженные ставки налога, применяемые к отдельным категориям налогоплательщиков или налогооблагаемых сделок;

- отсрочка выплаты налога;

- налоговый кредит.

Эти типы налоговых льгот и преференций, применимые к разным видам налогов, могут рассматриваться как группы налоговых расходов (второй уровень классификации).

Автор также основывается на том, что согласно проекту Методики оценки налоговых расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, оценка налоговых расходов будет осуществляться по следующим видам налогов:

а) федеральные налоги:

- налог на добавленную стоимость;

- налог на прибыль организаций;

- налог на доходы физических лиц;

- налог на добычу полезных ископаемых;

б) региональные и местные налоги:

- транспортный налог;

- налог на имущество организаций;

- налог на имущество физических лиц;

- земельный налог.

Для оценки потерь налоговых доходов вследствие налоговых льгот и иных преференций по соответствующим налогам классификация налоговых расходов должна обеспечить их связь с видами налогов (т.е. налоговые расходы должны классифицироваться по видам налогов).

Учитывая, что налоговые расходы применяются для решения задач государственной социально-экономической политики, в классификации налоговых расходов должна быть выражена их целевая направленность.

На основе анализа международного опыта оценки налоговых расходов и российской практики применения налоговых льгот были определены следующие основные сферы применения налоговых расходов в Российской Федерации:

- социальная политика;

- содействие населению в получении образования;

- содействие населению в лечении и укреплении здоровья;

- содействие населению в жилищном строительстве;

- содействие общеэкономическому развитию (включая государственный сектор) и инвестициям;

- содействие НИОКР;

- поддержка отдельных отраслей и секторов экономики;

- содействие территориальному развитию.

В соответствии со сферами применения автором были определены следующие виды налоговых расходов (по налогу на доходы физических лиц и налогу на прибыль):

- налоговые расходы на социальное обеспечение;

- налоговые расходы, связанные с трудовыми доходами населения;

- налоговые расходы, способствующие повышению доходов населения от имущества;

- налоговые расходы по содействию населению в получении образования;

- налоговые расходы по содействию населения в получении медицинских услуг и оздоровления;

- налоговые расходы на поддержку жилищного строительства;

- налоговые расходы общего характера на поддержку отраслей и секторов;

- налоговые расходы на поддержку казенных учреждений;

- налоговые расходы на поддержку бюджетных и автономных учреждений;

- налоговые расходы на поддержку государственных корпораций;

- налоговые расходы по НИОКР;

- налоговые расходы на поддержку отдельных отраслей и секторов;

- налоговые расходы на поддержку территориального развития.

В рамках каждого вида налоговых расходов производится их группировка по подвидам, конк-

Пример группировк

ретизирующим целевую направленность налоговых расходов.

Пример группировки налоговых расходов представлен в табл. 1.

Задача повышения эффективности бюджетных расходов предполагает учет всех ресурсов, исполь-

Таблица 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

налоговых расходов

Сфера Налоговые расходы Налоговая льгота в составе

применения перечня налоговых льгот

налоговых Вид Подвид Группа (преференций), относимых

расходов к налоговым расходам

Налог на доходы физических лиц

Социальная Налоговые расходы Социальные выплаты- Освобождение от Пенсии, стипендии, материнский

политика на социальное обес- освобождения налогообложения (до- капитал, материальная помощь,

печение ходы, не включаемые в налоговую базу) доходы детей-сирот, льготы инвалидам, ветеранам ВОВ и др. аналогичные выплаты

Налоговые расходы, Вознаграждение за Освобождение от Вознаграждение за труд, доходы

связанные с тру- труд, доходы от реали- налогообложения (до- от реализации продукции

довыми доходами зации продукции ходы, не включаемые

населения в налоговую базу)

Налоговые расходы, Поддержка доходов Освобождение от Дивиденды, проценты, страховые

способствующие граждан от операций с налогообложения (до- выплаты, сдача в аренду, реализа-

повышению дохо- имуществом ходы, не включаемые ция имущества

дов населения от в налоговую базу)

имущества

Содействие Налоговые расходы Компенсация работода- Освобождение от Плата работодателей за обучение

населению по содействию насе- телям расходов на об- налогообложения налогоплательщика

в получении лению в получении разование работников

образования образования Компенсации работ- Вычет расходов на Социальный налоговый вычет по

никам по расходам на обучение расходам на обучение

образование

Содействие Налоговые расходы Оплата путевок в сана- Освобождение от Оплата путевок в санатории,

населению по содействию насе- тории, лечения налогообложения лечения

в лечении и ления в получении Компенсации работ- Социальный налого- Социальный налоговый вычет по

укреплении медицинских услуг никам по расходам на вый вычет расходам на лечение

здоровья и оздоровления лечение

Содействие Поддержка жилищ- Имущественный Налоговый вычет Имущественный налоговый

населению в ного строительства налоговый вычет по вычет по расходам на строитель-

жилищном расходам на жилье ство или приобретение объектов

строительстве недвижимости, на погашение процентов по кредитам на указанные цели

Налог на прибыль

Содействие Поддержка отраслей Налоговые льготы Освобождения и -

общеэконо- и секторов общего характера вычеты, механизм

мическому развитию (включая государственный сектор)и ускоренной амортизации и амортизационная премия, снижение ставки налога на прибыль, инвести-

Поддержка казенных учреждений Налоговые льготы для казенных учреждений

Поддержка бюджетных и автономных Налоговые льготы для бюджетных и автоном-

инвестициям учреждений ных учреждений ционный налоговый

Поддержка госу- Налоговые льготы кредит, отсрочки

дарственных корпо- для государственной платежа

раций корпорации

Окончание табл. 1

Сфера применения налоговых расходов Налоговые расходы Налоговая льгота в составе перечня налоговых льгот (преференций), относимых к налоговым расходам

Вид Подвид Группа

Содействие НИОКР Налоговые расходы по НИОКР Льготы по НИОКР - —

Поддержка отдельных отраслей и секторов Налоговые расходы на поддержку отдельных отраслей и секторов

Содействие территориальному развитию Налоговые расходы на поддержку территориального развития Налоговые льготы организациям — резидентам особых экономических зон Калининградской области, Магаданской области, Крайнего Севера, Дальнего Востока и Байкальского региона

зуемых в рамках государственных программ, включая налоговые расходы. В связи с этим классификация налоговых расходов должна обеспечить связь предоставляемых налоговых льгот и преференций с соответствующими государственными программами и их структурными элементами.

Пример связи налоговых расходов с государственными программами и видами бюджетных

Связь налогов с государственными прогр

ассигнований в целях проведения сопоставления налоговых расходов с аналогичными по целям расходами приведен в табл. 2.

Таким образом, при формировании классификации налоговых расходов должны быть учтены главные распорядители (распорядители) бюджетных средств, осуществляющие оценку налоговых расходов в рамках соответствующих государствен-

Таблица 2

мами и видами бюджетных ассигнований

Сфера применения налоговых расходов Вид налоговых расходов Подвид налоговых расходов Государственная программа Вид бюджетных ассигнований

Налог на доходы физических лиц

Социальная политика Налоговые расходы на социальное обеспечение Социальные выплаты-освобождения Го сударственная поддержка граждан Социальное обеспечение населения

Налоговые расходы, связанные с трудовыми доходами населения Вознаграждение за труд, доходы от реализации продукции

Налоговые расходы, способствующие повышению доходов населения от имущества Поддержка доходов граждан от операций с имуществом

Содействие населению в получении образования Налоговые расходы по содействию населению в получении образования Компенсация работодателям расходов на образование работников. Компенсации работникам по расходам на образование Развитие образования Оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ)

Содействие населению в лечении и укреплении здоровья Налоговые расходы по содействию населения в получении медицинских услуг и оздоровления Оплата путевок в санатории, лечения. Компенсации работникам по расходам на лечение Развитие здравоохранения Оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ)

Содействие населению в жилищном строительстве Поддержка жилищного строительства Имущественный налоговый вычет по расходам на жилье Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения России Предоставление субсидий физическим лицам

■44 (230) - 2014

ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА: FINANCIAL ANALYTICS

проблемы и решения science and experience

Окончание табл. 2

Сфера применения налоговых расходов Вид налоговых расходов Подвид налоговых расходов Государственная программа Вид бюджетных ассигнований

Налог на прибыль

Содействие общеэкономическому развитию (включая государственный сектор) и инвестициям Поддержка отраслей и секторов Налоговые льготы общего характера Экономическое развитие и инновационная экономика, отраслевые государственные программы Предоставление субсидий на иные цели, капитальные расходы, бюджетные инвестиции

Поддержка казенных учреждений Налоговые льготы для бюджетных и автономных учреждений Обеспечение выполнения функций казенных учреждений, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг (выполнению работ) физическим и (или) юридическим лицам

Поддержка бюджетных и автономных учреждений Налоговые льготы для казенных учреждений Предоставление субсидий на выполнение государственного задания

Поддержка государственных корпораций Налоговые льготы для государственной корпорации Субсидии юридическим лицам, кроме государственных учреждений

Содействие НИОКР Налоговые расходы по НИОКР Льготы по НИОКР Государственные программы в части НИОКР Субсидии на выполнение государственного задания на НИОКР, др. бюджетные ассигнования

Поддержка отдельных отраслей и секторов Налоговые расходы на поддержку отдельных отраслей и секторов Отраслевые государственные программы Субсидии из бюджета

Содействие территориальному развитию Налоговые расходы на поддержку территориального развития Государственные программы блока с балансированно-го регионального развития

ных программ, виды, подвиды и группы налоговых расходов, налоговые льготы и иные преференции, входящие в перечень налоговых льгот, по которым рассчитываются налоговые расходы, а также государственные программы и подпрограммы, в рамках которых осуществляются налоговые льготы и иные преференции.

Такая классификация налоговых расходов позволит проводить их оценку и учет в рамках государственных (муниципальных) программ (т.е. на всех уровнях бюджетной системы), проводить оценку эффективности и результативности налоговых расходов с учетом задач и целей соответствующих государственных программ и подпрограмм, сопоставлять налоговые расходы с аналогичными по

целям бюджетными расходами для выбора наиболее эффективных инструментов налогово-бюджетной политики.

Создание в России системы учета налоговых расходов при бюджетном планировании и оценке эффективности бюджетных расходов станет залогом эффективного использования общественных финансов, их направление (в том числе в виде доходов, недополученных от предоставления налоговых льгот) на решение поставленных задач.

Список литературы 1. Горский И.В. Обоснованность стимулирующей роли налоговых льгот // Финансовый журнал. 2013. № 4. С. 167—170.

2. Малинина Т. Оценка налоговых льгот и освобождений. М.: Ин-т экономической политики им. Е.Т. Гайдара. Научные труды № 146Р, 2010. 212 с.

3. Малис Н.И. Налоговая политика в противодействие теневой экономике: повышение собираемости налогов // Финансовый журнал. 2014. № 1. С.81-90.

4. Малис Н.И. Совершенствование элементов налогового механизма - реальный путь повышения доходов бюджета // Финансовый журнал. 2013. № 3. С. 89-96.

5. Рыкова И.Н., Уткин В.С. Оценка эффективности налоговых льгот: систематизация инвестиционных проектов и мер поддержки // Финансовый журнал. 2013. № 4. С. 31-38.

6. Смородина Е.А. Налоговое стимулирование инвестиций в основной капитал России // Финансовый журнал. 2013. № 4. С. 157-166.

7. Dirk-Jan Kraan. Off-budget and Tax Expenditures // OECD Journal on Budgeting. 2004. Vol. 4. № 1. P. 131.

8. Schick Allen Off-budget Expenditure: An Economic and Political Framework // OECD Journal on Budgeting. 2007. Vol. 7. № 3.

9. The Legal Framework for Budget Systems. An international Comparison // OECD, Journal on Budgeting. 2004. Vol. 4. № 3. Р. 144-145.

10. Tax Expenditures in OECD Countries. OECD 2010.

Financial analytics: science and experience Government regulation of financial sector

ISSN 2311-8768 (Online) ISSN 2073-4484 (Print)

CREATING AN ACCOUNTING SYSTEM FOR TAX EXPENDITURES IN RUSSIA UNDER BUDGET PLANNING AND BUDGET EXPENDITURES EFFECTIVENESS EVALUATION

Ol'ga V. BOGACHEVA

Abstract

Importance At present, the system of tax expenditure evaluation and accounting in the Russian budgetary planning is only under formation. This fact does not allow to evaluate not only the effectiveness of tax incentives, but also to ensure the efficient use of public finances, their allocation (including in the form of lost revenues as a result of granting tax benefits) to the solution of assigned tasks.

Objectives The paper aims to develop science-based approaches to creating tax expenditure evaluation and accounting systems in Russia in conditions of budget planning and budget expenditures effectiveness evaluation.

Methods On the basis of comparison and analogy methods, I have analyzed the Russian and international practices of tax benefits application and presented practical approaches to improve tax expenditure accounting in Russia. I propose to introduce in Russia the system of tax expenditure accounting under budgetary planning and budgetary expenditure effectiveness evaluation. I propose and substantiate necessary

amendments to the Russian Federation budgetary legislation, and also provide recommendations on developing and implementing a classification of tax expenditures as a component of budgetary classification. The Russian Federation has accumulated vast experience in applying tax preferences and benefits, however, today the statutory regulation of tax expenditures is not available, and the concept of tax expenditures is not applicable.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Results To introduce this concept to the budgetary practices it is necessary, first of all, to provide a legislative framework for the term "tax expenditures". Conclusions and Relevance Taking into account the significance of tax expenditures in achieving the goals of economic and social policies, the requirement to account for tax expenses in the public resources, which are directed to State programs implementation, I stress the need to develop and implement a classification of tax expenditure as part of the budgetary classification.

Keywords: tax expenditures, tax breaks, budget planning, efficiency, budgetary expenses

References

1. Gorskii I.V. Obosnovannost' stimuliruyushchei roli nalogovykh l'got [Validity of a stimulating role of tax incentives]. Finansovyi zhurnal - Financial journal, 2013, no. 4, pp. 167-170.

2. Malinina T. Otsenka nalogovykh l'got i os-vobozhdenii [Evaluation of tax privileges and exemptions]. Moscow, Gaidar Institute for Economic Policy, Scientific papers, 2010, no. 146R, 212 p.

3. Malis N.I. Nalogovaya politika v protivodeistvie tenevoi ekonomike: povyshenie sobiraemosti nalogov [A taxation policy in combatting the shadow economy: improving tax collection]. Finansovyi zhurnal - Financial journal, 2014, no. 1, pp. 81-90.

4. Malis N.I. Sovershenstvovanie elementov nal-ogovogo mekhanizma - real'nyi put' povysheniya dokhodov byudzheta [Improving tax mechanism elements as a realistic way to increase budget revenues]. Finansovyi zhurnal - Financial journal, 2013, no. 3, pp. 89-96.

5. Rykova I.N., Utkin V.S. Otsenka effektivnosti nalogovykh l'got: sistematizatsiya investitsionnykh proektov i mer podderzhki [Evaluating tax incentives' effectiveness: a systematization of investment projects

and support measures]. Finansovyi zhurnal - Financial journal, 2013, no. 4, pp. 31-38.

6. Smorodina E.A. Nalogovoe stimulirovanie in-vestitsii v osnovnoi kapital Rossii [Tax incentives for investment in fixed capital of Russia]. Finansovyi zhurnal - Financial journal, 2013, no. 4, pp. 157-166.

7. Dirk-Jan Kraan. Off-budget and Tax Expenditures. OECD Journal on Budgeting, 2004, vol. 4, no 1, 131 p.

8. Schick Allen. Off-budget Expenditure: An Economic and Political Framework. OECD Journal on Budgeting, 2007, vol. 7, no. 3.

9. The Legal Framework for Budget Systems. An International Comparison. OECD, Journal on Budgeting, 2004, vol. 4, no. 3, pp. 144-145.

10. Tax Expenditures in OECD Countries. OECD, 2010.

Ol'ga V. BOGACHEVA

Research Financial Institute of Ministry of Finance of Russian Federation, Moscow, Russian Federation bogacheva@nifi.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.