экономические науки
Смородина Елена Анатольевна ОЦЕНКА БЮДЖЕТНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ...
УДК 336.2/336.02
DOI: 10.26140/anie-2020-0901-0077
ОЦЕНКА БЮДЖЕТНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ И ПРЕФЕРЕНЦИЙ
© 2020
SPIN-код: 4276-9146 AuthorID: 438979
Смородина Елена Анатольевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансов, денежного обращения и кредита» Уральский Федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (620002, Россия, Екатеринбург, ул. Мира,19, e-mail: [email protected]) Аннотация. Актуальность и цели. Налоговые льготы и преференции являются не обязательным, но важным элементом налогового регулирования социально-экономических процессов. С одной стороны, наличие налоговых льгот связаны с получением экономической выгоды для хозяйствующих субъектов а, с другой стороны, появлением у государства дополнительных налоговых расходов бюджета, связанных с их введением. Актуальность исследования заключалась в необходимости определения методологии налоговых расходов и анализе существующих методов оценки их эффективности. Целью проведенного исследования явилось изучение нормативной базы, реализации и результативности налоговых льгот и преференций в соответствии с законодательством Свердловской области. В соответствии с поставленной целью решены следующие задачи: изучены концепции налоговых расходов (льгот), определена роль налоговых льгот и освобождений в системе региональной налоговой политики Свердловской области, проанализирована методика оценки эффективности налоговых льгот. Методология статьи включает общенаучные методы исследования, методы системного анализа и синтеза, методы анализа статистических данных. Результаты. На основе систематизации и анализа бюджетной эффективности налоговых льгот и преференций были выявлены недостатки и достоинства существующей методики. Выводы: На основе полученных результатов сделаны выводы об актуальности совершенствования методики оценки эффективности налоговых льгот и освобождений в Свердловской области и проводить взвешенную налоговую политику.
Ключевые слова: налоговые льготы, налоговые расходы, оценка, бюджетная эффективность.
ASSESSMENT OF BUDGET EFFICIENCY OF REGIONAL TAX BENEFITS AND PREFERENCES
© 2020
Smorodina Elena Anatolievna, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Department of Finances, Money Circulation and Credit Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin (620002, Russia, Ekaterinburg, Mira street, 19, е-mail: [email protected]) Abstract. Relevance and goals. Tax benefits and preferences are not mandatory, but an important element of tax regulation of socio-economic processes. On the one hand, the availability of tax benefits are associated with obtaining economic benefits for economic entities and, on the other hand, the appearance of additional tax expenditures of the state budget associated with their introduction. The relevance of the study was the need to determine the methodology of tax expenditures and the analysis of existing methods for assessing their effectiveness. The purpose of the study was to study the regulatory framework, implementation and effectiveness of tax benefits and preferences in accordance with the legislation of the Sverdlovsk region. In accordance with this goal, the following tasks were solved: the concepts of tax expenditures (benefits) were studied, the role of tax benefits and exemptions in the system of regional tax policy of the Sverdlovsk region was determined, the methodology for assessing the effectiveness of tax benefits was analyzed. The methodology of the article includes General scientific research methods, methods of system analysis and synthesis, methods of statistical data analysis. Results. On the basis of systematization and analysis of budget efficiency of tax benefits and preferences, the shortcomings and advantages of the existing methodology were revealed. Conclusions: based on the results obtained, conclusions are drawn about the relevance of improving the methodology for assessing the effectiveness of tax benefits and exemptions in the Sverdlovsk region and to conduct a balanced tax policy.
Keywords: tax benefits, tax expenditures, assessment, budget efficiency.
Введение. В долгосрочной перспективе результативность налогообложения определяется наличием налоговых стимулов для достижения социально-экономического развития государства. Опыт разных стран показывает, что при разработке налоговой политики, направленной на создание системы налоговых льгот необходимо учитывать не только положительные, но и негативные последствия их введения. Безусловно, налоговые льготы рассматриваются хозяйственными субъектами как получение ими определенной экономической выгоды, позволяющей минимизировать расходы и максимизировать прибыль, а государству позволяет достичь социально-экономических целей на каждом этапе своего развития.
Вместе с тем, налоговые стимулы должны носить точечный и избирательный характер, чтобы исключить возможность их применения налогоплательщиками с целью сокращения своих налоговых обязательств, и государство получит отрицательный эффект от их применения. Кроме того, за счет введения налоговых льгот и преференций государство получает налоговые расходы, так как бюджет теряет значительные денежные средства от их предоставления. В связи с этим на региональном уровне необходимо оценить социальные, экономиче-
ские и фискальные последствия применения действующих налоговых льгот и преференций, что обусловило актуальность выбранной темы.
Методология. Многие зарубежные и российские ученые исследуют концепцию налоговых расходов бюджета, выделяют проблемы мониторинга налоговых льгот и анализируют существующие методы оценки их эффективности.
В свое время концепция налоговых расходов была описана С. Сюрреем в его книге «пути к налоговой реформе», где впервые проанализированы все «расходные» аспекты налогового законодательства, с указанием их суммы и последствий для страны [1].
Дж. Стиглиц в своих трудах исследовал экономическую эффективность налоговой системы, практические проблемы оптимизации налогообложения, путей избежания налогов, реализации налоговых реформ [2].
В настоящее время в экономической литературе уделяется большое внимание определения методологии налоговых расходов, их оценке и эффективности налоговых льгот и преференций. Т. Малинина провела всесторонний анализ определений налоговых расходов бюджета, используемых в зарубежных стран и на основе
Smorodina Elena Anatolievna economic
ASSESSMENT OF BUDGET EFFICIENCY ... sceinces
данного анализа она «выделяет следующие характерные признаки налоговых расходов:
1) представляют собой упущенные налоговые доходы, то есть ведут к снижению доходов бюджета;
2) возникают из установленных налоговых льгот и освобождений относительно базовой (нормативной) структуры налогов;
3) служат для реализации целей государственной социально-экономической политики;
4) являются альтернативой прямым государственным расходам» [3, с. 40].
И.А. Майбурова считает, что «первые два признака видятся действительно необходимыми для идентификации налоговых расходов, последние же два - избыточными. Но требуется еще один - дополнительный признак - создание каких-либо преимуществ для определенных видов деятельности или групп налогоплательщиков. Это очень важный признак, поскольку позволяет рассматривать базовую структуру налогов как такую, которая изначально не содержит каких-либо преимуществ для определенных видов деятельности или групп налогоплательщиков, представляя собой некую идеальную теоретическую конструкцию налога» [4, с. 75].
М.Р. Пинская «обозначила подходы к трактовке взаимосвязанных между собой понятий: выпадающие доходы, налоговые льготы, выпадающие налоговые доходы бюджетов, налоговые расходы» [5].
В зарубежных публикациях налоговое стимулирование рассматривается «важным элементом налогообложения, используемым для достижения различных целей. С одной стороны, налоговые льготы формируют налоговые расходы и тем самым снижают доходы бюджета. С другой стороны, они влияют на поведение физических и юридических лиц и могут иметь положительный или отрицательный социально-экономический эффект» [6]. Исследование количественной оценки отдельных экономических детерминант корпоративного налогообложения показало влияние на эффективную налоговую ставку и косвенно влияют на решение компаний о размещении бизнеса в Европейском Союзе [7].
Методы и подходы по оценке эффективности налоговых льгот широко освещаются в российских публикациях [8, 9, 10] и др. Как правило, эффективности региональных налоговых льгот основана на трех критериев оценки: бюджетной, социальной и экономической, которые приняты и изложены в российских нормативных актах в различных регионах.
В настоящее время Налоговый кодекс РФ позволяет органам власти по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджет субъекта РФ, региональным налогам и специальным налоговым режимам вводить пониженные ставки и дополнительные льготы. Анализ законодательства Свердловской области на текущий момент показал, что в области принята достаточно широкая система налоговых льгот и освобождений, предусмотренных для организаций, деятельность которых направлена на создание новых рабочих мест, осуществляющих социальную поддержку населения и привлекающие инвестиции или для социально значимых граждан.
Нормативное регулирование вопросов оценки налоговых расходов устанавливает Бюджетный Кодекс, в котором рассматривается определение налоговых расходов, установление полномочий РФ, субъектов РФ и муниципалитетов по утверждению порядков формирования перечней налоговых расходов и их оценки; использованию результатов оценки налоговых расходов в основных направлениях бюджетной и налоговой политики [11].
Кроме того, Правительство Российской Федерации утверждены перечень и оценка налоговых расходов[12], которая проводится на основе бюджетной, социальной и экономической их эффективности и Региональным и местным органам власти предложен единый подход по оценке эффективности налоговых расходов начиная с 1 314
января 2020 года, включающей в себя несколько этапов:
1) оценку целесообразности налоговых расходов;
2) оценка результативности налоговых расходов [13].
На основе вышеперечисленных постановлений
Министерство финансов России сделало информацию по всем субъектам РФ, включающую перечень налоговых льгот по региональным налогам и провело оценку налоговых расходов в связи с предоставлением данных льгот и преференций с целью повышения прозрачности бюджетной и налоговой политики, повышения результативности мер социально-экономической политики субъектов РФ.
В настоящее время многие регионы разработали методики по оценке налоговых льгот и преференций, Свердловская область не стала исключением [14]. Методика включает определение бюджетной эффективности (КБ), эффективности (КС) и экономической эффективности (КЭ). В данной статье мы определяем только бюджетную эффективность (КБ), которая рассчитывается путем делением объема поступлений налогов в консолидированный бюджет Свердловской области от субъектов льготной категории за отчетный (планируемый) год на объем налоговых льгот за отчетный (планируемый) год. Бюджетная эффективность налоговой льготы признается достаточной при значении КБ >= 1,0. При значении КБ меньше 1,0 бюджетная эффективность налоговых льгот признается недостаточной.
Результаты. Оценка эффективности региональных налогов и специальных налоговых режимов (УСН, ПСН) в Свердловской области включает в себя анализ целевой категории налогоплательщиков, количество налоговых льгот и определение объемов выпадающих доходов бюджетов (см. табл. 2).
Таблица 2 - Анализ количества налоговых льгот и налоговых расходов консолидированного бюджета Свердловской области бюджета в связи с предоставлением региональных налоговых льгот [15].
Вид налога и специального режима 2017 2018 2019 2020 2021 2022
Количество налоговых льгот, ед. всего: 57 57 55 55 51 50
Налог на прибыль всего: S S 8 S S S
- освобождение /пониженная стаБка 7 1 7 1 7 1 7 1 7 1 7 1
Налог на имущество всего: - пониженная ставка. - освобождение - вычет налоговой базы 29 7 22 0 29 б 22 1 27 6 20 1 27 6 20 1 25 5 20 0 24 5 19 0
Транспортный налог -пониженная ставка - освобождение 15 Ъ 12 15 3 12 15 3 12 15 3 12 15 3 12 15 3 12
УСН всего: 4 4 4 4 2 2
пен 1 1 1 1 1 1
Налоговые расходы, в тыс. в том числе: 8912900 16903699 14527049 14822532 16792311 17163890
Социальная поддержка 719 760 846 650 784 136 S46 750 883 174 927 114
Стимулирующие 7991614 15794264 13467764 13693883 15609922 15916283
Технические 201 526 262 785 275 149 281 899 299 215 320 493
Налог на прибыль всего: 287 817 2 673 492 3 094 747 3 222 239 3 474 568 3 501 944
Социальная поддержка 6 635 22 337 24 168 25 377 26 722 2S0S5
Стимулирующие 281 182 2 651 155 3 070 579 3 196 862 3 447 846 3 473 859
Налог на имущество организаций всего: 2 209 277 б 403 526 3184137 3 271961 3 418 735 3 3795 44
Социальная поддержка 449 203 541 S90 477 545 53S950 574 029 616 606
Стимулирующие 1 577 097 5 614 364 2 446 956 2 466 625 2 561 004 2 457 958
Технические 182 977 247 272 259 636 266386 283 702 304 980
Транспортный налог всего: 284 858 300 147 300 347 300 447 300 747 300 747
Социальная поддержка 263 922 282 423 282 423 282423 282 423 282 423
Стимулирующие 2 387 2211 2311 2 511 2 811 2 811
Технические 18 549 15513 15 513 15 513 15513 15 513
УСН всего: в том числе: 6 119 795 7 509 958 7 930 513 8 009 819 9 579 743 9 962 933
Стимулирующие 6 119 795 7 509 958 7 930 513 S009S19 9 579 743 9 962 933
ПСН всего: 11 153 16 576 17 405 18 066 18 518 18 722
Стимулирующие И 153 16 576 17 405 18 066 1S51S 18 722
Информация, представленная в таблице 2, показывает, что на территории Свердловской области в прогнозируемом периоде в 2022 году наблюдается сокращение налоговых льгот и освобождений 12, 28%. В тоже время при сокращении льгот темп прироста налоговых расходов составит 92,57% по отношению к 2017 году._
Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2020. Т. 9. № 1(30)
экономические науки
Смородина Елена Анатольевна
ОЦЕНКА БЮДЖЕТНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ...
Целевая категория налоговых расходов распределяется по трем направлениям и достигается в период с 2017 г. по 2022 г. за счет введения пониженных ставок или освобождения от уплаты налога:
- социальные налоговые расходы (обеспечение социальной защиты (поддержки) населения) - средний удельный вес составляет в среднем 5,62%;
- стимулирующие налоговые расходы (стимулирование экономической активности субъектов предпринимательской деятельности и последующее увеличение доходов бюджетов) - средний удельный вес составляет в среднем 92,54%;
- технические налоговые расходы (уменьшение расходов плательщиков, воспользовавшихся льготами, финансовое обеспечение которых осуществляется в полном объеме или частично за счет бюджета) - средний удельный вес составляет 1,84%.
На основе представленных официальных данных по объему поступлений региональных налогов и специальных режимов и по размерам налоговых расходов в консолидированный бюджет Свердловской области проведем оценку бюджетной эффективности налоговых льгот за 2017-2018 гг. (см. табл. 3).
Таблица 3 - Оценка бюджетной эффективности региональных налоговых льгот и освобождений в Свердловской области, в тыс. руб. [16].
Пехваатгеотн 231" 2313 (снижения),
1. Hi-о г oil:: доходы всего: 216 329809 249 313 57" 115,25
в том тале:
1.1 Налог на ттр ilu ь сргаииввщии 68 «22 563 85 642 333 124,3
1.2 Oiратональных налоговых иьгот (налоговых расходов) по налогу на прнбьпь отгагпвшш: зачисляемого ь шнсопшшрозяннын бтсджег субъекта РФ 496 551 2 903 013 584,59
1. 3. БтсргЕэтнаааффеьтипностьналоговонльготы о обшнх налоговых доходах (стр. 1 стр. 1.2). каю: 435,63 85,SS 13,71
1.4 Бкпжэтная а ффаьтнЕность нал оговой льготы по постутгл?ниямпо налогу на цриоьпь(стр. 1.1 стр. 1.2). всего: 133,19 23,5 21,35
2.1 Налог на icr-шество организации 27 "97 471 30 365 715 109,24
2.2 Объем р атональных налоговых льгот (налоговых расходов) по налdгv на им^тпестЕО органнятшн 3 !Ш 393 И 450 387 114,73
2.3 Бтодьетнаяаффаьтикностъналоговий льготы в обшнх налоговых доходах (стр. 1 стр. 2.2). всего: 21,63 21,77 100,41
2.4 Бктткетняя а ффаьтпвность нал оговон льг тпы по поступлениям по налогу на имущество (стр. 2 1 /стр. 2.2), всего: 2, 2,65 94,33
3.1 Транспортный нал от 2 435 705 2 513605 133,08
3.2 Объем р атональных налоговых льгот (налоговых расходов) по транспортному налогу 336 553 331 768 33,76
3.3 Бтодьетная а ффаьтикносгъ нал оговон льготы в обшнх налоговых доходах (стр. 1 стр. 3.2). всего: 559,(4 653,04 106,69
3.4 Еавдкетнях а ффзьтпвность нал оговон льг тпы по поступлениям по транспортному налогу (стр. 3.1 стр. 3.2), всего: 6,3 6,58 100,44
4.1 Упрощенная система "т"""'1 -.-.дстд^ 1 [1 634 925 12 323 063 121,52
4.2 Объемрэпгонахьньл: налоговых льгот (налоговых расходов) по УСН 132 750 139 121 76,13
4.3 Бкдяетнаяз^феьтненость нал оговой льготы в обшнх налоговых доходам (стр. 1 стр. 4.2), всего: 1 133,"5 1 792,04 151 39
4.4 бкдвсеотеяяаффовтивность нал оговой льготы но поступи зниям по УСН (стр. 4.1 стр 4 2), всего: 53,13 92,33 159,63
5.1 Патентная система налог о обложения 275 305 294 363 13",22
5.2 Объемрзтонахьньл: налоговых льгот (налоговых расходов) по пен 11 153 16 577 148,63
5.3 БкпяетнаязффеьтнЕность нал оговой льготы в обшнх налоговых доходах (стр 1 стр. 4 2). всего: 19 336,56 1 5 333,55 "54
5.4 Бкпг:етЕаяаффаьтнпностьнал оговой льготы но поступлениям по ПСН(стр. 5.1 стр. 5.2). всего: 24,66 Г,73 "2,14
6. Обшая сумма на." ог оных лоходовпор егиональным на." огам (стр. 1.1 - стр .2.1- стр .3.1— стр .4.1 —5.1) 1 33 765 674 131 736 629 123 32
7. Обитав сумма нал от оных расходов по региональным налогам (стр. 1.2 — стр .2.2— стр .3.2— стр .4.2— стр .5.3) 11 357 443 14 S91 371 134,67
3. Совокупная бюпжетпаязффеглнвность региональных налоговых льгот в обшнх налоговых доходах (стр. 1 стр.7} 13,56 16,74 35,53
9. Совокупная окдегатная а ффаьтнвность налоговых льгот в обшнх тфетупл зныях по региональным напогаш (стр. б . стр.7) 9,33 3,84 39,02
Анализ представленных данных в таблице 3 показывает, что в Свердловской области наблюдается положительная динамика по налоговым доходам, поступающих в консолидированный бюджет. Прирост налоговых поступлений составил 15,25%. Наибольший прирост по региональным налогам отмечается по налогу на прибыль 24,8% и УСН 21,5%. В тоже время прирост региональных налоговых расходов составил 34,67% против прироста на 20,02% налоговых доходов по всем региональным налогам и специальным налоговых режимов, что свидетельствует об увеличении выпадающих доходов консолидированного бюджета.
Бюджетная эффективность налоговых льгот (налоговых расходов) в Свердловской области признается достаточной, поскольку данный показатель по всем региональным налогам и специальным режимам имеет значение больше единицы. Несмотря на снижения данного показателя в 2018 году на 14,42% в общей величине всех налоговых поступлений, а на 10,98% в величине региональных налогов и специальных режимов.
В свою очередь бюджетная эффективность налоговой льготы в совокупных налоговых доходах консолидированного бюджета Свердловской области увеличилась в 2018 году до 22,35. Безусловно, мы провели лишь расчет одного показателя, характеризующего бюджетной эффективности налоговых льгот по налогу на имущество. Интегральная оценка должна включать и оценку социальной и экономической эффективности налоговых льгот, что позволит не только оценить выпадающие доходы бюджета, но и учесть влияние налоговых стимулов на развитие социально-экономических процессов в регионе.
Выводы. В результате исследований методологии определения налоговых расходов и проведенного анализа используемой в Свердловской области методики оценки налоговых льгот, которая представлена системой трех показателей бюджетной, социальной и экономической эффективности (аналогичные подходы приняты и в других регионах [17, 18]), мы пришли к следующим выводам:
1. Концепция налоговых расходов (льгот) рассматривается государством как альтернатива прямых расходов (субсидий). Оценка прямых расходов бюджета более понятна, тогда как налоговые расходы проявляются иначе в бюджетной политики и статистики. Оценить потери доходы бюджета в результате предоставления налоговых льгот сложнее и проблематично, поскольку льгота может оказывать косвенное влияние на конечные экономические результаты деятельности хозяйствующих субъектов, таких как снижение расходов, на увеличение заработной платы работников и т.д. Отсутствие единой методики оценки эффективности налоговых расходов (льгот) на региональном уровне не способствует решению данной задачи. Существуют и другие точки зрения, которые считают, что «методологически неверным отождествление налоговых льгот, налоговых расходов и выпадающих налоговых доходов» [10, с.28].
2. Статистически мы не увидели большой разницы между подходов по расчету коэффициентов оценки эффективности бюджетной, социальной и экономической, используемых в различных регионах. Проведенные расчеты по оценке бюджетной эффективности по региональным налогам и специальным налоговым режимам, выявил лишь математическую зависимость между поступлением налогов в бюджет за определенный период времени и изменением соответствующих налоговых расходов. Согласно методики коэффициент бюджетной эффективности в Свердловской области больше единицы, следовательно региональные налоговые льготы считаются эффективными. Проведенный анализ методики оценки эффективности налоговых льгот в Свердловской области показал, что данный подход можно проводить только в отношении таких льгот, по которым предусматриваются освобождение в виде уменьшения налоговой базы и снижения налоговой ставки, что является недостатком. Данная методика не учитывает во внимание долговременный период предоставления налоговых льгот, которые на начальном этапе устанавливают налоговую ставку 0%, а в дальнейшем ее поэтапное увеличение, предоставляют рассрочку (отсрочку) налоговых платежей, инвестиционный налоговый кредит.
Считаем, что при расчете бюджетной эффективности налоговых льгот необходимо учитывать прирост налоговых поступлений в региональный бюджет в текущем (планируемом) периоде в связи с расширением налоговой базы по соответствующим налогам, с учетом роста
Smorodina Elena Anatolievna ASSESSMENT OF BUDGET EFFICIENCY ..
economic sceinces
численности налогоплательщиков и иными факторами, с суммой потерь доходов регионального бюджета от предоставления налоговой льготы. Ряд специалистов предполагают, что при расчете эффективности налоговых расходов (льгот) целесообразно использовать интегральный «показатель бюджетной эффективности должен иметь смысл конечного критериального показателя, по положительному значению которого выносится суждение об эффективности соответствующей льготы» [4, с. 91].
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что нам не удалось подтвердить или опровергнуть существующие подходы по оценке эффективности региональных налоговых льгот, основанных на наших данных, скорее всего, результаты анализа указывают на несовершенство имеющих методик, и дает интересную основу для размышлений о продолжении исследований по данной теме.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Surrey S. Pathways to Tax Reform. Harvard University Press, 1973.
2. Стиглиц Дж. Ю. Экономика государственного сектора / пер. с англ. — М.: Издательство МГУ: ИНФРА-М, 1997. - 720 с., гл. 20.
3. Малинина Т. Оценка налоговых льгот и освобождений: зарубежный опыт и российская практика. М.: ИЭПП, 2010. 212 с. — URL: https://www.iep.ru/files/text/working_papers/146.pdf
4. Майбуров И. А. Оценка налоговых расходов и эффективности налоговых льгот: методология решения задачи // Общество и экономика. 2013. № 4. С. 75 — 91.
5. Пинская М.Р. Интеграция налоговых расходов в бюджетный процесс как инструмент повышения эффективности оценки влияния налоговых льгот и преференций на доходы бюджетов / Материалы к круглому столу» Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на тему: «Налоговые льготы и преференции: их влияние на доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» 21 июня 2016года. — URL: http://council.gov.ru/media/files/ gGWgWtX9ltqaIYQEw5jApE2QzAEaLCJR.pdf
6. Bikas E., Subaciene R., Astrauskaite I., Keliuotyte-Staniuleniene G. Evaluation of social, economic and fiscal impact on incentives ofpersonal taxation in Lithuania (2014). Journal of Security and Sustainability Issues. Vol. 4 (1). Pp. 79 — 95.
7. Andrejovska A. Effective tax rate in the context of the economic determinants (2019). Montenegrin Journal of Economics. Vol. 15 (2). Pp. 31 — 40.
8. Троянская М.А. Ключевые положения налоговых льгот // Известия УрГЭУ. 2015. № 2 (58). С. 67 — 72.
9. Савина О.В. Подходы к оценке эффективности налоговых льгот: действующая практика и проблемы реализации // Научные известия.. 2016. № 4. С. 38 — 47.
10. Пинская М.Р. Оценка эффективности налоговых льгот: анализ имеющихся подходов // Налоговая политика и практика. 2014. № 8 (140). С. 24 — 28.
11. Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 04.11.2019, с изм. от 12.11.2019) — URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/
12. Постановление Правительства РФ от 12.04.2019 N 439 «Об утверждении Правил формирования перечня налоговых расходов Российской Федерации и оценки налоговых расходов Российской Федерации» / Правительство РФ. — URL: http://government.ru/docs/ all/116109/
13. Постановление Правительства РФ от 22.06.2019 N 796 «Об общих требованиях к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» / Правительство РФ. — URL: http://government.ru/docs/all/122500/
14. Постановление Правительства Свердловской области от 18.01.2018 № 11-П «По порядку рассмотрения обращений о возможности установления (пролонгации) налоговых льгот и оценке эффективности установленных (планируемых к установлению (пролонгации)) налоговых льгот» /Министерство экономики и территориального развития Свердловской области. — URL: http://economy.midural. ru/content/postanovlenie-pravitelstva-sverdlovskoy-oblasti-ot-18012018-no-11-pp
15. Информация о налоговых расходах субъектов Российской Федерации (сформирована на основе сведений, представленных финансовыми органами субъектов Российской Федерации в соответствии с постановлением Российской Федерации от 22.06.2019 № 796 «Об общих требованиях к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований») /Министерство финансов России. — URL: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/budget/policy/
16. Отчет о начислении и поступлении налогов, сборов, страховых взносов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации. Отчет о налоговой базе и структуре начислений по налогу на имущество организаций / Федеральной налоговой службы. Статистика и аналитика. Данные по формам статистической налоговой отчётности. — [URL: https://www.nalog.ru/rn66/ related_activities/statistics_and_analytics/forms/
17. Киселева О.В., Мокроусов А.С. Комплексная оценка эффективности налоговых льгот для субъектов инновационной деятельности //
Бизнес. Образование. Право. 2018. № 4 (45). С. 130 - 138.
18. Мандрощенко О.В. Основные подходы к оценке эффективности налоговых льгот // Финансовая аналитика: проблемы и решения.. 2016. № 39 (321). С. 45 - 60.
Статья поступила в редакцию 02.12.2019 Статья принята к публикации 27.02.2020
316
Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2020. Т. 9. № 1(30)