Научная статья на тему 'Региональная практика управления налоговыми доходами'

Региональная практика управления налоговыми доходами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
127
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / МАЛЫЙ БИЗНЕС / НАЛОГОВЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ / НАЛОГОВЫЕ РАСХОДЫ / ОЦЕНКА НАЛОГОВЫХ РАСХОДОВ / РЕЕСТР НАЛОГОВЫХ РАСХОДОВ / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА / ASSESSMENT OF TAX EXPENDITURES / INVESTMENTS / INDEPENDENCE / REGISTER OF TAX EXPENDITURES / SMALL BUSINESS / SOCIAL SUPPORT / TAX AUTHORITY / TAX EXPENDITURES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рукина С. Н., Герасимова К. А., Такмазян А. С., Самойлова К. Н.

Рассмотрены дискуссионные вопросы формирования комплексной системы управления налоговыми доходами, включающей налоговую и бюджетную составляющие, в Ростовской области. Сделан вывод о приоритете налоговой составляющей, которая базируется на законодательно установленных налоговых полномочиях субфедеральных органов власти в отношении региональных налогов, налога на прибыль организаций, упрощенной системыналогообложения и патентной системы налогообложения. Указанные системы характеризуются нестабильностью и ограниченностью. Анализ содержания налоговых полномочий субъектов Российской Федерации и их взаимодействия с налоговыми расходами, обеспечивающими взаимосвязь с целями государственных программ, позволил обосновать предложения о расширении налоговой самостоятельности субъектов Российской Федерации на период реализации национальных целей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL PRACTICE OF TAX REVENUE MANAGEMENT

The debatable issues of forming a comprehensive system of tax revenue management, including tax and budget components in the Rostov region have been considered. It has been concluded about the priority of the tax component, which is based on the legally established tax powers of sub-Federal authorities in relation to regional taxes, corporate income tax, simplified taxation system and patent taxation system. Specified systems are characterized by instability and limitation. The analysis of the content of the tax authorities of the Russian Federation subjects and their interaction with tax expenditures, which provide a relationship with the goals of state programs, allowed us to substantiate proposals to expand the tax independence of the Russian Federation subjects for the period of implementation of national goals.

Текст научной работы на тему «Региональная практика управления налоговыми доходами»

УДК 336.5

JEL H25, H61, H71

Рукина Светлана Николаевна

канд. экон. наук, ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)», г Ростов-на-Дону, Российская Федерация ORCID: 0000-0003-4534-1143 e-mail: [email protected]

Герасимова Кристина Александровна

ст. преп., ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)», г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация ORCID: 0000-0001-5421-5937 e-mail: [email protected]

Такмазян Аида Самвеловна

канд. экон. наук, ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)», г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация ORCID: 0000-0002-7486-7112 e-mail: [email protected]

Самойлова Карина Николаевна

канд. экон. наук, ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)», г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация ORCID: 0000-0002-3483-3866 e-mail: karina. samoylova2015@mail. ru

Rukina Svetlana

Candidate of Economic Sciences, Rostov State University of Economics, Rostov-on-Don, Russia ORCID: 0000-0003-4534-1143 e-mail: [email protected]

Gerasimova Kristina

Senior Lecturer, Rostov State University of Economics, Rostov-on-Don, Russia ORCID: 0000-0001-5421-5937 e-mail: [email protected]

Takmazyan Aida

Candidate of Economic Sciences, Rostov State University of Economics, Rostov-on-Don, Russia ORCID: 0000-0002-7486-7112 e-mail: [email protected]

Samoilova Karina

Candidate of Economic Sciences, Rostov State University of Economics, Rostov-on-Don, Russia ORCID: 0000-0002-3483-3866 e-mail: karina. samoylova2015@mail. ru

DOI 10.26425/1816-4277-2020-6-109-116

РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ НАЛОГОВЫМИ ДОХОДАМИ

Аннотация. Рассмотрены дискуссионные вопросы формирования комплексной системы управления налоговыми доходами, включающей налоговую и бюджетную составляющие, в Ростовской области. Сделан вывод о приоритете налоговой составляющей, которая базируется на законодательно установленных налоговых полномочиях субфедеральных органов власти в отношении региональных налогов, налога на прибыль организаций, упрощенной системы налогообложения и патентной системы налогообложения. Указанные системы характеризуются нестабильностью и ограниченностью. Анализ содержания налоговых полномочий субъектов Российской Федерации и их взаимодействия с налоговыми расходами, обеспечивающими взаимосвязь с целями государственных программ, позволил обосновать предложения о расширении налоговой самостоятельности субъектов Российской Федерации на период реализации национальных целей.

Ключевые слова: инвестиции, малый бизнес, налоговые полномочия, налоговые расходы, оценка налоговых расходов, реестр налоговых расходов, самостоятельность, социальная поддержка.

Цитирование: Рукина С.Н., Герасимова К.А., Такмазян А.С., Самойлова К.Н. Региональная практика управления налоговыми доходами//Вестник университета. 2020. № 6. С. 109-116.

REGIONAL PRACTICE OF TAX REVENUE MANAGEMENT

Abstract. The debatable issues offorming a comprehensive system of tax revenue management, including tax and budget components in the Rostov region have been considered. It has been concluded about the priority of the tax component, which is based on the legally established tax powers of sub-Federal authorities in relation to regional taxes, corporate income tax, simplified taxation system and patent taxation system. Specified systems are characterized by instability and limitation. The analysis of the content of the tax authorities of the Russian Federation subjects and their interaction with tax expenditures, which provide a relationship with the goals of state programs, allowed us to substantiate proposals to expand the tax independence of the Russian Federation subjects for the period of implementation of national goals.

Keywords: assessment of tax expenditures, investments, independence, register of tax expenditures, small business, social support, tax authority, tax expenditures.

For citation: Rukina S.N., Gerasimova K.A., Takmazyan A.S., Samoilova K.N. (2020) Regional practice of tax revenue management. Vestnik universiteta. I. 6, pp. 109-116. DOI: 10.26425/1816-4277-2020-6-109-116

Правительство Российской Федерации (далее - РФ) проводит консервативную бюджетную политику, учитывающую сложную геополитическую ситуацию и необходимость избежания рисков при ее дальнейшем ухудшении. Обоснованием проводимого курса явилось ожидание нового циклического кризиса в мировой

© Рукина С.Н., Герасимова К.А., Такмазян А.С., Самойлова К.Н., 2020. Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

The Author(s), 2020. This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

экономике [7]. В результате предпринятых мер обеспечены формирование устойчивой макроэкономической среды, постепенное снижение влияния на федеральный бюджет динамики нефтяных цен, сохранение темпов роста валового внутреннего продукта и промышленного производства, а также предпосылки для предсказуемости экономических, финансовых и фискальных условий. Все это положительным образом отражается на состоянии государственных финансов: федеральный бюджет в течение 2018-2019 гг. исполнялся с профицитом, значительно пополнены доходы Фонда национального благосостояния, золотовалютные резервы.

Бюджетная политика федерального центра способствовала также сбалансированному развитию российских регионов через совершенствование межбюджетных отношений и налогообложения (реструктуризация задолженности по бюджетным кредитам, централизация 1 % налога на прибыль организаций, грантовая поддержка, урегулирование порядка предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, повышение налоговой ставки по НДС с 18 % до 20 %, др.). В результате произошло оздоровление региональных финансов, консолидированные бюджеты субъектов РФ исполнены с профицитом в объеме 510 млрд руб. в 2018 г. и 5,0 млрд руб. в 2019 г., их государственный долг снизился [11].

Финансирование текущих бюджетных расходов и реализация масштабных национальных целей развития, связаны, с одной стороны, с формированием сбалансированного бюджетного фонда, с другой стороны, с использованием налоговых льгот (выпадающие доходы бюджета), стимулирующих привлечение инвестиций как драйвера экономического роста в регионах, и следовательно, социального благополучия их жителей [13].

Субъекты РФ могут управлять налоговыми доходами, но в рамках действующего законодательства о налогах и сборах, изменяя отдельные элементы налогов, в основном налоговые льготы, с учетом социально-экономической и фискальной ситуации в регионе. При составлении проектов бюджетов не учитывались объемы поддержки отдельных отраслей, категорий физических и юридических лиц, отсутствовали единая методика оценки эффективности налоговых льгот и их реестр. Все это актуализировало процесс создания комплексной системы управления налоговыми доходами, включающей налоговую и бюджетную составляющие.

Цель исследования заключается в том, чтобы рассмотрев предоставленные субъектам РФ законодательством о налогах и сборах полномочия, выявить проблемы в формировании системы управлении налоговыми доходами и предложить комплекс мер по их устранению, обеспечивающих достижение экономических и социальных целей развития.

Информационной базой выполненного исследования стали открытые данные Министерства финансов РФ и Правительства Ростовской области, размещенные на официальных сайтах в сети «Интернет».

Для достижения поставленной цели выполнены следующие задачи:

- рассмотрено состояние доходной базы консолидированных бюджетов субъектов РФ;

- проанализированы тенденции изменения налоговых доходов областного бюджета Ростовской области;

- дана оценка использованию налоговых полномочий в части налоговых льгот региональными органами власти Ростовской области;

- раскрыто содержание новаций бюджетного законодательства по созданию системы управления налоговыми расходами в регионах;

- обоснованы предложения по предоставлению реальной самостоятельности субфедеральной власти в рамках формирующейся системы управления налоговыми доходами.

Открытые данные Министерства финансов РФ, представленные в таблице 1, свидетельствуют об увеличении поступлений в консолидированные бюджеты субъектов РФ на 136,7 %, с 9 923,8 млрд руб. в 2016 г. до 13 568,0 млрд руб. в 2019 г. При этом безвозмездные поступления из федерального бюджета росли более высокими темпами (155,3 %), по сравнению с их собственными налоговыми и неналоговыми доходами (131,7 %) за рассматриваемый период, что связано с масштабной реализацией национальных проектов с 2019 г., предусматривающих достижение устойчивого экономического роста и повышение уровня благосостояния россиян. Финансирование национальных проектов осуществляется в основном за счет средств федерального бюджета. Субъектам РФ выделяют на эти цели целевые межбюджетные трансферты, а именно субсидии, предопределяя осуществление государственного контроля за достижением поставленных целей и полученных результатов. Начиная с 2018 г. действуют единые для всех субсидий, рассчитанные на форматизированной основе, предельные уровни софинансирования расходных обязательств субъектов РФ из федерального бюджета в размере 95-99 %. Однако эти пропорции могут измениться вследствие

финансирования содержания построенного объекта [6]. Следовательно, регионам потребуются дополнительные собственные доходы.

Таблица 1

Динамика доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации за 2016-2019 гг.

Показатели Поступления, млрд руб. Уд. вес в совокупных доходах,%

2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г.

Доходы бюджета, всего 9 923,8 10 758,1 12 392,4 13 568,0 100,0 100,0 100,0 100,0

В том числе: безвозмездные поступления 1 578,1 1 703,0 2 085,2 2 450,7 15,9 15,8 16,8 18,1

Собственные доходы 8 345,7 9 055,1 10 307,2 10 990,9 84,1 84,2 83,2 81,9

Из них: налог на прибыль организаций 2 279,3 2 527,7 3 104,7 3 358,1 23,0 23,5 25,1 24,8

НДФЛ 3 018,5 3 252,3 3 654,2 3 955,2 30,0 30,2 29,5 29,2

Источник: [11]

Бюджетобразующими налоговыми доходами областного бюджета Ростовской области выступают НДФЛ, налог на прибыль организаций, налоги на имущество (региональные налоги - налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог). Их доля в доходах областного бюджета составила 60,2 % в 2017 г., 61,0 % в 2018 г., 59,2 % в 2019 г., а в налоговых и неналоговых доходах - 78 %, 77,6 %, 76,2 % соответственно [12].

Налоговыми доходами субъект РФ может управлять, поскольку налоговое законодательство наделило его законодательные органы налоговыми полномочиями в отношении региональных налогов, налога на прибыль организаций, упрощенной системы налогообложения (далее - УСН) и патентной системы налогообложения (далее - ПСН) [9].

К сожалению, налоговые полномочия нестабильны и ограничены в условиях, когда субъектам РФ необходимы финансовые ресурсы для финансирования текущих затрат, капитальных вложений, инноваций, региональных программ, национальных проектов [13]. Следует обратить внимание на различный состав налоговых полномочий, и следовательно, их разный объем. Например, по региональным налогам законодательные органы власти субъектов РФ имеют право вводить их на своей территории, устанавливать по ним конкретные налоговые ставки в ограниченных федеральным законодательством пределах, порядок и сроки уплаты, дополнительно к федеральным - собственные налоговые льготы; по налогу на прибыль организаций - понижать ставку налога, зачисляемого в региональный бюджет, и вводить инвестиционный налоговый вычет [1; 3]. Если до 2019 г. налоговая ставка могла быть понижена для любой категории плательщиков налога на прибыль, то с 2019 г. только « ... для предусмотренных ст. 284 Налогового кодекса РФ: резидентов особых экономических зон, участников особой экономической зоны в Магаданской области, участников, региональных инвестиционных проектов, участников свободной экономической зоны (Крым, Севастополь), резидентов территорий опережающего социально-экономического развития (далее - ТОР), резидентов свободного порта Владивосток» [8, с. 134]. Нам представляется, что возможности управления региональными налогами у субфедеральных властей ограничены из-за отсутствия права вводить собственные налоги, повышать ставки налогов сверх установленного Налоговым кодексом РФ уровня, отменять федеральные налоговые льготы по региональным налогам [9].

В областном законе «О региональных налогах и некоторых вопросах налогообложения в Ростовской области» реализованы предоставленные Законодательному собранию Ростовской области налоговые полномочия [5]. Коротко охарактеризуем их, обратив внимание на стимулирующий привлечение инвестиций в экономику Донского края характер. По налогу на прибыль организаций установлены пониженные ставки: а) в части сумм зачисляемых в областной бюджет Ростовской области в размере 13,5 % (снижена на 3,5 п. п. с 17,0 %) для инвесторов, общественных организаций инвалидов, организаций, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов; б) в размере 0 % для организаций - резидентов

территорий опережающего социально-экономического развития (функционируют 3 ТОР - «Гуково», «Зве-рево», «Донецк») и заключивших специальные инвестиционные контракты с участием РФ (с 2019 г. реализуются два специнвестконтракта, объекты обложения по которым находятся в процессе формирования).

По налогу на имущество организаций установлены: пониженная ставка в размере 1,1 % (ограничения не выше 2,2 %) в отношении вновь созданного (приобретенного) имущества в рамках инвестиционного проекта, и освобождения от уплаты в отношении вновь созданного имущества организаций - резидентов ТОР, а также на территории индустриального парка. Налоговые льготы по налогу на имущество и налогу на прибыль для резидентов ТОР введены в регионе с 2016 г.

С 1 июля 2015 г. в регионе действуют «налоговые каникулы» для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной или научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению, применяющих УСН и ПСН. Данные льготы способствуют переходу из теневого бизнеса в сферу легальной деятельности. С 2016 г. субъектам малого бизнеса, применяющим УСН, которые осуществляют инвестиции, была понижена ставка по объекту обложения «доходы» с 6 % до 5 % [5]. Налогоплательщики заинтересованность к ней не проявили, поэтому с 2019 г. ее отменили.

В течение 2012-2018 г. оценка эффективности установленных налоговых льгот проводилась согласно региональным документам. С 2015 г. такая оценка проводится в рамках обязательств, принятых Ростовской областью в соответствии с заключенным с Министерством финансов РФ Соглашением о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов Ростовской области. Изучение регионального законодательства о налоговых льготах и результатов их предоставления позволило действующие налоговые льготы сгруппировать по трем направлениям:

1) целям;

2) налогам;

3) критериям эффективности:

- экономической: улучшение финансово-экономических результатов деятельности налогоплательщиков, применяющих налоговую льготу;

- социальной: создание новых рабочих мест, увеличение заработной платы, формирование благоприятных условий труда.

К третьему направлению не относятся льготы социальной направленности, предоставляемые отдельным категориям физических лиц по транспортному налогу с целью их социальной поддержки, - многодетным семьям, «чернобыльцам», инвалидам и др. (табл. 2).

Таблица 2

Налоговые льготы (налоговые расходы), установленные законодательством Ростовской области в 2017-2018 гг.

Показатель 2017 г. 2018 г. Темп изм., %

В разрезе налогов, всего В том числе: 2 702,7 5 126,3 189,7

Налог на прибыль организаций 157,3 166,2 105,7

Налог на имущество организаций 1 504,2 2 082,7 138,5

Транспортный налог 55,6 67,9 122,1

Упрощенная система налогообложения 982,9 2 774,9 282,3

Патентная система налогообложения 2,7 34,6 12,8

Доля в налоговых доходах областного бюджета Ростовской области, % 2,3 3,7 -

По целям:

Стимулирование привлечения инвестиций 1 586,7 2 193,9 138,3

Стимулирование развития малого бизнеса 985,6 2 809,5 285,1

Окончание табл. 2

Показатель 2017 г. 2018 г. Темп изм., %

Стимулирование отдельных видов экономической деятельности 130,4 122,9 94,2

Поддержка некоммерческих организаций, оказывающих соц. услуги, а также граждан, нуждающихся в соцзащите

Источник: [10]

Как следует из приведенных в таблице 2 данных, объем региональных налоговых льгот составил 2 702,7 млн руб. в 2017 г. и 5 126,3 млн руб. в 2018 г., увеличившись в 1,9 раза. При этом его доля в налоговых доходах областного бюджета Ростовской области, по нашему мнению, остается незначительной: 2,3 % и 3,7 % соответственно. Обращает на себя внимание изменение структуры предоставленных налоговых льгот. Если в 2017 г. наибольший объем льгот предназначался для поддержки инвесторов (58,7% в общей сумме) по налогу на имущество и налогу на прибыль, то в 2018 г. - для поддержки малого предпринимательства (58,4 % в общей сумме) по УСН с объектом налога «доходы, уменьшенные на величину расходов» [10].

В 2017 г. региональными налоговыми льготами воспользовались 45 крупных инвесторов в рамках реализации 72 инвестиционных проектов; они перечислили в консолидированный бюджет Ростовской области 14,6 млрд руб. платежей (10 руб. на 1 руб. льготы), создали и сохранили рабочие места, повысили зарплату сотрудникам. По итогам 2018 г. 50 крупных инвесторов в рамках 75-ти инвестиционных договоров воспользовались преимущественно льготами по налогу на имущество организаций. Льготой по налогу на прибыль в виде пониженной ставки воспользовались налогоплательщики по 23-м инвестиционным договорам (30,7 % от общего количества договоров). В 2018 г. организациями, получившими инвестиционную поддержку, в консолидированный бюджет Ростовской области перечислено 7,05 млрд руб. платежей (3 руб. на 1 руб. льготы). Таким образом, можно отметить снижение эффективности инвестиционной поддержки при льготном налогообложении организаций, по сравнению с 2017 г.

Как показал анализ использования преференций, востребованной льготой у малого бизнеса является пониженная на 5 п. п. налоговая ставка по УСН с объектом налогообложения «Доходы, уменьшенные на величину расходов» до 10 %. Сумма этой льготы возросла в 2,9 раз, с 985,6 млн руб. до 2 809,5 млн руб. Безусловно, данная льгота, а также «налоговые каникулы» для вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей по УСН и ПСН способствуют развитию малого предпринимательства и стимулируют предпринимательскую активность населения Ростовской области.

Учитывая отмену с 2021 г. единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД), считаем целесообразным продлить действие «налоговых каникул» до 2024 г. на период реализации национальных проектов. Налоговым органам субъекта РФ необходимо проводить разъяснительную работу, чтобы помочь индивидуальным предпринимателям выбрать один из трех специальных налоговых режимов - УСН, ПСН или налог на профессиональный доход (новый специальный налоговый режим, действующий с 2020 г. в Ростовской области, далее - НПД). Напомним, что с 2019 г. НПД в порядке эксперимента был введен в четырех субъектах РФ, с 2020 г. к нему присоединились еще 19 субъектов РФ.

Положительные характеристики рассматриваемого специального налогового режима (дистанционное взаимодействие, неприменение контрольно-кассовой техники, освобождение от уплаты страховых взносов и подачи налоговой декларации и др.) способствовали его востребованности среди самозанятых граждан, о чем свидетельствуют следующие показатели статистической налоговой отчетности: за 2019 г. зарегистрировалось более 330 тыс. налогоплательщиков, из них 67 % ранее вообще не декларировали свои доходы. Доходы региональных бюджетов пополнились более, чем на 1 млрд руб. Следовательно, развитие НПД окажет позитивное влияние на сокращение теневого сектора и пополнение доходной базы региональных бюджетов.

С 2020 г. в Ростовской области действует для организаций - плательщиков налога на прибыль инвестиционный налоговый вычет (далее - ИНВ), право введения которого законодательные органы субъектов РФ получили с 2018 г., исходя из ожидаемого экономического эффекта и выпадающих доходов региональных бюджетов. Его суть заключается в том, что организации вправе уменьшить суммы исчисленного налога

на прибыль на расходы, связанные с: приобретением или модернизацией основных средств; пожертвованиями государственным и муниципальным учреждениям культуры; финансированием создания на территории субъекта РФ и в прилегающей к нему акватории объектов инфраструктуры, которые могут находиться исключительно в федеральной собственности [3].

В течение двух лет ИНВ на своих территориях ввели более 20 субъектов РФ. Можно предположить, что идея ИНВ оказалась неинтересной регионам ввиду сложного механизма с многочисленными ограничениями и нюансами, на которые авторы обратили внимание в статье «Налоговая поддержка частных инвестиций в образование» [8].

С целью повышения операционной эффективности бюджетных расходов в условиях ограниченных финансовых ресурсов Министерство финансов РФ изменяет подходы к управлению налоговыми льготами в регионах. С 2019 г. налоговые льготы, предоставленные физическим и юридическим лицам, рассматриваются в качестве налоговых расходов, которые выступают элементом процесса составления проекта бюджета. Отметим следующие существенные новации бюджетного законодательства:

- во-первых, законодательное введение понятия «налоговые расходы». Основываясь на положениях ст. 6 Бюджетного кодекса РФ и изложенном выше анализе налоговой практики, дадим следующее определение. Налоговые расходы субъекта РФ - это выпадающие доходы его бюджета, обусловленные налоговыми льготами по налогам и специальным налоговым режимам, предусмотренными в качестве мер государственной поддержки в соответствии с целями государственных программ и социально-экономической политики субъекта РФ [2]. Следовательно, нельзя поставить знак равенства между налоговыми расходами и налоговыми льготами. Налоговые расходы - это часть налоговых льгот, цели предоставления которых могут быть достигнуты альтернативными способами - через предоставление субсидий или осуществление иных прямых бюджетных расходов. Обеспечение взаимосвязи налоговых расходов с целями государственных программ и социально-экономической политики реализуется посредством включения их объемов в финансирование государственных программ;

- во-вторых, ежегодное проведение в соответствии со ст. 174.3 Бюджетного кодекса РФ оценки налоговых расходов, основанной на единых методологических подходах для всех субъектов РФ [2]. Согласно Постановлению Правительства РФ «Об общих требованиях и оценке налоговых расходов субъектов РФ и муниципальных образований» финансовыми органами субъектов РФ будет проводиться оценка налоговых расходов по четырем критериям: 1) целесообразности; 2) результативности; 3) бюджетной эффективности; 4) совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) для стимулирующих налоговых расходов [4];

- в-третьих, составление реестра налоговых расходов финансовым органом региона, включающего перечень налоговых льгот и их основания, сведения об объемах налоговых расходов и результатах их оценки. В рамках обеспечения прозрачности данных налоговых расходов они размещаются в открытых данных, в том числе в Бюджете для граждан.

Таким образом, можно говорить о формирующейся комплексной системе управления налоговыми доходами в регионах, базирующейся на налоговых полномочиях субфедеральных властей, закрепленных Налоговым кодексом РФ. Их использование региональными органами власти приводит к образованию налоговых расходов, регулируемых положениями Бюджетного кодекса РФ, которые призваны совместно с другими финансовыми инструментами обеспечить достижение целей социально-экономического развития субъектов РФ. По нашему мнению, комплексная система управления налоговыми доходами включает налоговую и бюджетную составляющие, причем ее базой выступает первая. Последовательность действий можно представить так: налоговое законодательства РФ ^ налоговые полномочия субъектов РФ ^ налоговое льготы и региональное законодательство ^ налоговые расходы ^ бюджетное законодательство (оценка, реестр, распределение по государственным программам субъектов РФ).

Нам представляется, что создаваемая система управления налоговыми доходами ограничивает налоговую самостоятельность субфедеральных властей, для которых финансирование текущих расходов, в том числе содержание новых инфраструктурных объектов, построенных в рамках национальных проектов, приобретает первоочередное значение. Решение этого вопроса видится в обеспечении стабильности налогового законодательства, упрощении механизма инвестиционного налогового вычета, продлении «налоговых каникул» по упрощенной и патентной системам налогообложения, развитии налога на профессиональный доход, восстановлении налогового полномочия в части снижения ставки налога на прибыль

организаций, зачисляемого в региональный бюджет для всех категорий плательщиков, установление лимита налоговых расходов для субфедеральных властей в диапазоне от 3 % до 8 % в налоговых доходах регионального бюджета взамен сложной системы оценок налоговых расходов по 4 критериям, что повысит уровень самообеспечения регионов, создаст условия для развития налоговой конкуренции и формирования благоприятного делового климата.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Библиографический список

1. ФЗ «Налоговый кодекс Российской Федерации, часть 1» от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ (в ред. от 28.01.2020 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2020 г.) // СПС «Консультант Плюс». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_19671/ (дата обращения: 03.03.2020).

2. ФЗ «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 г. № 116-ФЗ (в ред. от 27.12.2019 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020 г.) // СПС «Консультант Плюс». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_19702/ (дата обращения: 03.03.2020).

3. ФЗ «Налоговый кодекс Российской Федерации, часть 2» от 05.08.2000 г. №117-ФЗ (в ред. от 06.02.2020 г.) (с изм. и доп., вспуп. в силу с 03.03.2020 г.) // СПС «Консультант Плюс». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_28165/ (дата обращения: 03.03.2020).

4. Постановление Правительства РФ «Об общих требованиях к оценке налоговых расходов субъектов РФ и муниципальных образований» от 22.06.2019 г. № 796 (вступ. в силу с 01.01.2020 г.) // СПС «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_327498/ (дата обращения: 03.03.2020).

5. Областной закон «О региональных налогах и некоторых вопросах налогообложения в Ростовской области» от 10.05.2012 г. №843-3С (ред. от 01.08.2019 г.) (с изм. и доп., вступ. с 01.01.2020 г.) // Официальный портал Правительства Ростовской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.donland.ru/documents/2159/ (дата обращения: 15.02.2020).

6. Гнатенко, Д.Н. Разговор не о победах // Бюджет. - 2019. - №10. - С. 38-39.

7. Мау, В.А. Национальные цели и модель экономического роста: новое в социально-экономической политике России в 2018-2019 гг. // Вопросы экономики. - 2019. - №3. - С. 5-28.

8. Рукина С. Н., Герасимова К. А., Такмазян А. С., Самойлова К. Н. Налоговая поддержка частных инвестиций в образование // Вестник университета. - 2019. - № 11. - С. 132-139. DOI 10.26425/1816-4277-2019-11-132-139.

9. Экономика и управление в условиях риска и неопределенности: монография/Под общ. ред. Г. Ю. Гуляева. - Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». - 2019. - 118 с.

10. Информация о результатах оценки эффективности налоговых льгот, установленных законодательством Ростовской области о налогах и сборах // Официальный портал Правительства Ростовской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.donland.ru/result-report/3939 (дата обращения: 28.02.2020).

11. Краткая информация об исполнении консолидированных бюджетов субъектов РФ. Статистика. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.minfin.ru/ru/statistics/conbud/execute/ (дата обращения: 3.03.2020).

12. Экономика. Бюджет. Исполнение областного бюджета Ростовской области // Официальный портал Правительства Ростовской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.donland.ru/result-report/554/ (дата обращения: 3.03.2020).

13. Takmazyan, A. S., Rukina, S. N., Samoylova, K. N., Gerasimova, K. A. Public private partnership as a tool for the development of educational infrastructure // International Journal of Economics and Business Administration. 2019. - Vol. VII. - Special Issue 1.- pp. 535-545.

References

1. Federal'nyi zakon ot 31.07.1998 № 146-FZ (red. ot 28.01.2020) "Nalogovyi kodeks Rossiiskoi Federatsii, chast' 1" [Federal law "Tax code of the Russian Federation, part 1" No. 146-FZ, dated on July 31, 1998 (as amended, dated on January 28, 2020) № 146-FZZ]. Legal reference system "ConsultantPlus". Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/ (accessed 03.03.2020).

2. Federal'nyj zakon ot 31.07.1998 № 116-FZ (red. ot 27.12.2019) "Byudzhetnyi kodeks Rossiiskoi Federatsii" [Federal law "Budget code of the Russian Federation" No. 116-FZ, dated on July 31, 1998 (as amended, dated on December 27, 2019)]. Legal reference system "ConsultantPlus". Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/ (accessed 03.03.2020).

3. Federal'nyj zakon ot 05.08.2000 № 117-FZ (red. ot 06.02.2020) "Nalogovyi kodeks Rossiiskoi Federatsii, chast' 2" [Federal law "Tax code of the Russian Federation, part 2" No. 117-FZ, dated on August 5, 2000 (as amended, dated on February 6,2020)].

BecmuuK yuueepcumema № 6, 2020

Legal reference system "ConsultantPlus". Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/ (accessed 03.03.2020).

4. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 22.06.2019 g. №796 "Ob obshchikh trebovaniyakh k otsenke nalogovykh raskhodov sub"ek-tov RF i munitsipal'nykh obrazovanii" [Resolution of the Government of the Russian Federation "On General Requirements for Assessing Tax Expenditures of the Subjects of the Russian Federation and Municipalities" № 796, dated on June 22, 2019]. Legal reference system "ConsultantPlus". Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_327498 (accessed 03.03.2020).

5. Oblastnoi zakon ot 10.05.2012 g. № 843-ZS (red. ot 01.08.2019) "O regional'nykh nalogakh i nekotorykh voprosakh nalo-gooblozheniya v Rostovskoi oblasti" [Regional law "On Regional Taxes and Certain Taxation Issues in the Rostov Region" No. 843 -FZ, dated on May 10, 2012 (as amended, dated on August 1, .2019)]. Ofitsial'nyi portal Pravitel'stva Rostovskoi oblasti [Officialportal of the government of the Rostov region]. Available at: https://www.donland.ru/documents/2159/ (accessed 03.03.2020).

6. Gnatenko D. N. Razgovor ne o pobedakh [Talk not about victories]. Byudzhet, 2019 no. 10, pp. 38-39.

7. Mau V A. Natsional'nye tseli i model' ekonomicheskogo rosta: novoe v sotsial'no-ekonomicheskoi politiki Rossii v 2018-2019

gg. [National goals and model of economic growth: new aspects in socio-economic policy of Russia in 2018-2019]. Voprosy Ekonomiki, 2019, no. 3, pp. 5-28.

8. Rukina S. N., Gerasimova K. A., Takmazyan A.S., Samoylova K.N. Nalogovaya podderzhka chastnykh investitsii v obrazovanie [Tax support of private investments in education]. Vestnik Universiteta, 2019. no.11, pp. 132-139. DOI 10.26425/1816-42772019-11-132-139.

9. Ekonomika i upravlenie v usloviyakh riska i neopredelennosti: monografiya [Economics and management in conditions of risk and uncertainty: monograph]. Penza, MTsNS "Nauka i Prosveshchenie", 2019. 118 p.

10. Informatsiya o rezul'tatakh otsenki effektivnosti nalogovykh l'got, ustanovlennykh zakonodatel'stvom Rostovskoi oblasti o nalogakh i sborakh [Information about the results of evaluating the effectiveness of tax incentives (reduced tax rates) established by the legislation of the Rostov region on taxes andfees]. Ofitsial'nyi portal Pravitel'stva Rostovskoi oblasti [Official portal of the government of the Rostov region]. Available at: http://www. donland.ru/result-report/3939 (accessed 28.02.2020).

11. Kratkaya informatsiya ob ispolnenii konsolidirovannykh byudzhetov sub"ektov RF. Statistika [Brief information about the execution of consolidated budgets of constituent entities of the Russian Federation. Statistics]. Available at: https://www.minfin. ru/ru/statistics/conbud/execute/ (accessed 03.03.2020).

12. Ekonomika. Byudzhet. Ispolnenie oblastnogo byudzheta Rostovskoi oblasti [Economy. Budget. Execution of the regional budget of the Rostov region]. Ofitsial'nyi portal Pravitel'stva Rostovskoi oblasti [Official portal of the government of the Rostov region]. Available at: https: //www.donland.ru/result-report/554/ (accessed 03.03.2020).

13. Takmazyan A. S., Rukina S. N., Samoylova K. N., Gerasimova K. A. Public private partnership as a tool for the development of educational infrastructure. International Journal of Economics and Business Administration, vol. VII, Special Issue 1, 2019, pp. 535-545.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.