2. Bovaid T. Public-private partnerships: From contested concepts to preliminary practice // International Review of Administrative Sciences. - 2004. - No. 2. -P. 199-215. Doi: 10.1177/0020852304044250.
3. Rukina S.N., Takmazyan A.S., Samoilova K.N., Gerasimova K.A. the Use of public-private partnership in the education system in Russia // Accounting and statistics. - No. 1. - 2018. - P. 96-104.
4. Rukina S.N., Takmazyan A.S., Samoilova K.N., Gerasimova K.A. Alternative sources of financing of the education
УДК 336.22
system // Economic analysis: theory and practice. - 2019. - Vol. 18. - Issue 1. -P. 136-150.
5. Makarov I.N., Gudovich G.K., Sokolov VP., Sintcev V.A. Since the Project and the concession as a financial model of public-private partnerships: fiscal control and accounting aspects of the functioning // Journal of Russian entrepreneur-ship. -2018. - Volume 19. - No. 7. -P. 2043-2054. Doi: 10.18334/gr.19.7.39276.
Додохян Т.М.
ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДОВ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ
Аннотация
В статье рассматриваются местные налоги как неотъемлемая часть формирования доходов местных бюджетов в контексте социально-экономического развития территорий. На основе данных УФНС РФ и основных показателей областного бюджета Ростовской области за 2014-2017 гг. автором проанализированы поступления налогов и сборов в местные бюджеты, их динамика, в том числе в разрезе федеральных и региональных поступлений, а также выявлены тенденции и закономерности в решении проблемы формирования доходов местных бюджетов. В контексте целевых финансовых потоков, пополняющих бюджеты территорий, рассмотрены дотации местным бюджетам, используемые на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований. Рассмотрена структура межбюджетных трансфертов областного бюджета Ростовской области, в том числе субвенции на предоставление мер социальной поддержки, на финансовое обеспечение деятельности муниципальных учреждений и органов местного самоуправления и иные межбюджетные трансферты. Сделан вывод о том, что налогово-правовым аспектам развития муниципальных образований уделяется недостаточно внимания, что делает затруднительным создание финансово состоятельной власти на местном уровне.
Ключевые слова
Налоги, доходы, расходы, дотации, регионы.
JEL: H21, H27
Dodokhyan T.M.
SOURCES OF LOCAL BUDGETS' REVENUES Annotation
The article touches upon the issues of local taxes as an integral part of local budgets' revenues in the context of the socio-economic development of territories. Basing on the data
of the Federal Tax Service of the Russian Federation and the key indicators of the regional budget of the Rostov region for 2014-2017. Author analyzed the revenues of taxes and fees in local budgets, their dynamics, including the context of federal and regional revenues, and revealed trends and patterns in solving the problem of formation of revenues of local budgets as well. Author considered subsidies to local budgets intended to equalize the budgetary security of municipalities in the context of targeted financial flows that supplement the budgets of the territories. The structure of intergovernmental transfers of the regional budget of the Rostov region, including subventions for the provision of measures of social support, for financial support of the activities of municipal institutions and local governments and other intergovernmental transfers is considered. Author concluded that poor attention is paid to the tax and legal aspects of the development of municipal entities, which makes it difficult creating a financially sound government at the local level.
Keywords
Taxes, income, expenses, subsidies, regions.
Введение. Эффективное развитие территорий позволяет им иметь достаточно высокие доходы, являющиеся источником финансирования самых необходимых расходов. В этом случае роль местных налогов неоценима с точки зрения их функционального назначения и прежде всего фискального.
Экономика местных территорий требует роста и развития, чтобы имели место доходы, более того, чтобы эти доходы росли. Доходный потенциал экономики является базовой основой формирующегося доходного потенциала местных бюджетов.
Следует подчеркнуть и ту характеристику, которая касается сбалансированности экономического развития местных территорий и региональных. В последующем это сказывается на кон-солидированности региональных бюджетов.
Налоговая политика на современном этапе строится правительством с учетом того обстоятельства, что в консолидации бюджетов регионов, как правило, происходит не только уточнение (в том числе и расчётное) потенциала налогов, но и «...согласование объемов реализуемых налоговых доходов под различные бюджетные цели и задачи. Эти вопросы сложные, но они необхо-
димы к учёту с точки зрения как определения бюджетных назначений, так и достоверности оценки потенциала каждого налога» [1].
Теория. Проблема бюджетного федерализма не нашла своего решения даже за последние 20 лет реформирования бюджетной составляющей, а, наоборот, усугубилась.
Определенность и обоснованность потенциала местных налогов превращается в условия принятия дополнительных мер в бюджетной сбалансированности с одновременным получением информации о состоянии источников базы каждого налога, участвующего в процессе формирования доходов.
Объекты местных налогов - разные, но их доходные возможности определяемы налоговым потенциалом, который в нормах и правилах налогообложения согласовывается через ставки налогов.
Размерность устанавливаемых местных налогов не может быть произвольной величиной, исчисляемой без относительной оценки потенциала источника дохода. В таком контексте и возникает проблематика экономической сбалансированности принимаемых налоговых решений, в том числе и на местном уровне.
Исследование практического механизма формирования налоговых доходов местных бюджетов позволяет внести ряд предложений по его совершенствованию. Так, Шеварёва Л.В. и Мазий В.В. считают, что для пополнения бюджета необходимо предпринять ряд шагов, характерных для всех бюджетов муниципального уровня в целом.
Экономика местных территорий, если даже и не в полной мере определяет состояние налоговых нагрузок местных налогов, все равно остается «положительной» из активных возможностей, и это важно.
Одновременно же сами налоги оказывают обратное воздействие на экономическое развитие местных территорий. Так и выстроена современная налоговая система России в целом, в том числе её составная часть - налоговая система, функционирующая на уровне местных территориально-административных образований. Конкретные размеры местных налогов могут меняться (и меняются практически), но важно, чтобы такие изменения согласовывались в наибольшей степени с условиями социально-экономической жизни на местах. Практика подтверждает необходимость большей сбалансированности меняющихся условий, приводящих к изменениям по местным налогам.
Наблюдаются процессы, которые подтверждают, что бюджетные потребности на местах развиваются более быстрыми темпами, чем потенциал собственных доходов местных территорий.
Данные и методы. В абсолютном большинстве регионов Российской Федерации местные бюджеты являются глубоко дотационными (уровень дота-ционности варьирует в пределах от 47 до 73%). Дотационная поддержка местных бюджетов необходима не только по соображениям покрытия расходов, но и
по соображениям способствования развитию их экономик.
На основании данных УФНС РФ по Ростовской области за 2013-2017 гг. рассмотрим поступления налогов и сборов в местные бюджеты, за это время они значительно сократились в связи с тенденцией перегруппировки доходов бюджетов муниципального уровня в пользу федерального, что отрицательно сказалось на финансовом состоянии муниципальных образований. Используя при исследовании такие методы, как экономическую диагностику и мониторинг, экономико-статистические группировки, табличные и графические методы интерпретации данных анализа и их обобщения, мы выявим обоснованные тенденции, закономерности в решении проблемы формирования доходов местных бюджетов.
Модель. Аргументация комплекса мер, связанных с повышением действенности механизма формирования налоговых доходов местных бюджетов за счет закрепления за данным уровнем власти собственных и налогов вышестоящего уровня, возврата отдельных ранее отмененных бюджетообразующих местных налогов, отчислений от налога на добавленную стоимость, налога на прибыль, позволит конкретизировать состав и количество налогов, зачисляемых в местный бюджет и будет способствовать снижению сумм дополнительного финансирования территорий.
Полученные результаты. В результате структурного анализа были получены соотношения в видовом количестве налоговых платежей по трем территориям в 2017 году (рис. 1). Анализ показателей еще раз подтверждает необходимость закрепления за местными бюджетами стабильных налоговых источников, что должно положительно повлиять на их налоговую базу.
90 80 70 60 50 40 30 20 10 0
л РФ -I- ЮФО ^ РО
РО
фед. налоги
ЮФО
рег. налоги
местные налоги
налоги спец.налог. Режима
Рисунок 1 - Структурный состав налоговых доходов в 2017 году, % [3]
Большое значение имеют основные показатели областного бюджета Ростовской области за 2014-2017 годы. Анализ нижеприведенной статистики дает возможность определить за указанные периоды наличие дефицита или профицита по исследуемому региону.
При этом оцениваются не только налоговые и неналоговые доходы, но и безвозмездные поступления, определяемые вместе доходами региона.
Исполнение налоговых доходов в отчетном 2017 году составило 118,8 млрд рублей с ростом к уровню 2016 года на 0,6 млрд рублей, или на 0,5 процента (в сопоставимых условиях на 5,0 млрд рублей, или на 4,4 процента). Прогноз поступлений перевыполнен на 1,7 млрд рублей (исполнение - 101,4 процента) [3].
Графически динамика доходной части областного бюджета Ростовской области представлена на рисунке 2.
Налоговые и неналоговые доходы Безвозмездные поступления
Рисунок 2 - Динамика доходной части областного бюджета Ростовской области, млрд руб. [3]
О дефиците средств территорий можно судить по соотношению безвозмездных поступлений и общей суммы доходов областного бюджета Ростовской области. С 2014 года наблюдается снижение безвозмездных поступлений по причине роста налоговых и неналоговых доходов, то есть общего объема доходов.
В контексте целевых финансовых потоков, пополняющих бюджеты территорий, важно рассмотреть дотации местным бюджетам, используемые на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований.
Общий объем дотаций по исследуемому региону в 2017 году составил 6 208,0 млн рублей, что больше уровню 2016 года на 22,3%.
На эти цели в 2017 году выделено дотаций в сумме 6 208,0 млн рублей, что
выше уровня 2016 года на 1 133,3 млн рублей, или 122,3%, а дотации по муниципальным образованиям Ростовской области составили за этот же период 401,2 млн рублей.
Выделение этих дотаций в указанных размерах позволило обеспечить своевременное и в полном объеме исполнение первоочередных расходов местных бюджетов и отсутствие просроченной кредиторской задолженности на 01.01.2018.
Не менее важна ситуация и с субвенциями на переданные органам местного самоуправления государственные полномочия.
Графически структура межбюджетных трансфертов областного бюджета Ростовской области представлена на рисунке 3.
Рисунок 3 - Структура межбюджетных трансфертов областного бюджета
Ростовской области, % [4]
«В 2017 году местным бюджетам предоставлены 49 видов субвенций (с учетом средств федерального бюджета). В их числе:
- 24 субвенции на предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан (инвалидам, ветеранам, труженикам тыла, реабилитированным лицам, детям-сиротам, бере-
менным женам военнослужащих, семьям, имеющим детей, специалистам, работающим и проживающим в сельской местности, и другим) в общем объеме 19 629,0 млн рублей, или 37,4 процента от общего объема субвенций;
- 25 субвенций на финансовое обеспечение деятельности муниципальных учреждений и органов местного
самоуправления, связанной с осуществлением переданных полномочий, в общем объеме 32 863,0 млн рублей, или 62,6 процента от общего объема субвенций» [4].
Средства субсидий расходовались и по другим направлениям, таким как:
- строительство, реконструкция, капитальный ремонт, проектирование объектов транспортной инфраструктуры, реализация мероприятий по подготовке и проведению чемпионата мира по футболу в 2018 году в РФ, закупка пассажирских автобусов большой вместимости, ремонт и содержание автомобильных дорог - 6 551,9 млн рублей;
- строительство, реконструкция и капитальный ремонт объектов здравоохранения, культуры, образования, спортивных объектов - 2 450,7 млн рублей;
- реализация мероприятий по формированию современной городской среды в части благоустройства - 1 237,7 млн рублей;
- переселение граждан из аварийного жилищного фонда - 736,2 млн рублей и другие.
Иные межбюджетные трансферты выделены в 2017 году в объеме 4 392,0 млн рублей, из них за счет средств областного бюджета - 2 158,5 млн рублей. Кроме того, из резервного фонда Правительства Ростовской области в виде субсидий муниципальным образованиям для решения вопросов местного значения выделено 248,3 млн рублей.
Заключение. Следует разделить мнение тех авторов, кто считает, что в последние годы налогово-правовым аспектам развития муниципальных образований уделяется явно недостаточно внимания, что делает затруднительным создание финансово состоятельной власти на местном уровне.
Все вышеизложенное дает некоторое представление о механизме формирования доходов муниципальных образований от основных и дополнительных
источников на финансирование расходных полномочий.
Библиографический список
1. Основные направления налоговой политики на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// minfin.ru/.
2. Шеварёва Л.В., Мазий В.В. Проблемы формирования доходной базы местных бюджетов (на примере бюджета Аксайского района) // Интернет-журнал «Науковедение». - 2017. -№ 3 (40).
3. Формы статистической налоговой отчётности. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www. nаlоg.m/m61/relаted_аctivities/stаtistics_а nd_аnаlytics/fоrms/.
4. Пояснительные записки к проекту областного закона «Об исполнении областного бюджета за 20152017 годы» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.mmfm. donland.ru/p_1518692951.
5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть 1) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (в последней ред. ФЗ от 13.07.2015 № 214-ФЗ) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
6. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть 2) от 5 февраля 2000 г. № 117-ФЗ (в последней ред. ФЗ от 13.07.2015, 232-Ф3) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
7. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (в последней ред. ФЗ от 30.03.2016 № 71-ФЗ) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
8. Агузарова Ф.С. Роль региональных и местных налогов в формировании доходов консолидированных бюджетов субъектов России // Региональная экономика: теория и практика. -2018. - № 2. - С. 323-334. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://doi. Org/10.24891/re.16.2.525.
9. Алиев Б.Х., Казимагомедо-ва З.А. Местные налоги: действующая система и перспективы развития в Российской Федерации // Наука вчера, сегодня, завтра: теория и практика. -2015. - № 12. - С. 137-142.
10. Кириллова М.В. Межбюджетные отношения в условиях реформирования местного самоуправления: дисс. - М.: Всероссийский заочный финансово-экономический институт, 2015.
11. Мосин Е.Ф. Налогово-пра-вовые аспекты развития муниципальных образований // Право и практика. -№ 2 (17). - 2017. - С. 41-44.
12. Мудрова Н.В. Актуальные проблемы формирования доходов местных бюджетов // Финансы. - 2014. -№ 3. - С. 25-30
13. Фискальный федерализм. Проблемы и перспективы развития: монография для магистрантов / под ред. И.А. Майбурова, Ю.Б. Иванова. - М.: Юнити-Дана, 2015. - 415 с.
14. Официальный сайт УФНС по Ростовской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. nalog.ru/rn61.
15. Сайт Правительства Ростовской области [Электронный ресурс]. -Режим доступа: www.donland.ru.
Bibliographic list
1. The main directions of tax policy for 2016 and the planning period of 2017 and 2018 [Electronic resource]. -Access mode: http://minfin.ru/.
2. Shevaryova L.V., Maziy V.V. Problems of formation of the revenue base of local budgets (on the example of the budget of the Aksai district) // Internet journal «Naukovedenie». - 2017. - No. 3 (40).
3. Forms of statistical tax reporting [Electronic resource]. - Access mode: https: //www.nalоg.ru/m61/relаted_ аctivities/statistics_аnd_аnalytics/forms/.
4. Explanatory notes to the draft regional law «On the execution of the regional budget for 2015 - 2017» [Electronic resource]. - Access mode: http://www.minfin.donland.ru/p_15186929 51.
5. Tax Code of the Russian Federation (Part 1) of July 31, 1998. No. 146-03 (in the last edition of the Federal Law of July 13, 2015 No. 214-03) // Consultant Plus legal reference system.
6. Tax Code of the Russian Federation (Part 2) of February 5, 2000. No. 117-03 (in the last edition of the Federal Law of July 13, 2015, 232-03) // Consultant Plus Reference and Legal System.
7. Budget Code of the Russian Federation dated July 31, 1998. No. 14503 (in the last edition of the Federal Law of March 30, 2016 No. 71-03) // Consultant Plus Legal Information System.
8. Aguzarova F.S. The role of regional and local taxes in the formation of revenues of the consolidated budgets of the subjects of Russia // Regional economy: theory and practice. - 2018. - No. 2. -P. 323-334 [Electronic resource]. - Access mode: https://doi.0rg/10.24891/re.16.2.525.
9. Aliyev B.Kh., Kazimagome-dova Z.A. Local taxes: the current system and development prospects in the Russian Federation // Science yesterday, today, tomorrow: theory and practice. - 2015. -No. 12. - P. 137-142.
10. Kirillova M. Interbudgetary relations in conditions of reforming local self-government: Thesis. - M.: All-Russian Correspondence Financial and Economic Institute, 2015.
11. Mosin E.F. Tax and legal aspects of the development of municipalities // Law and Practice. - No. 2 (17). - 2017. - P. 41-44.
12. Mudrova N.V. Actual problems of formation of revenues of local budgets // Finance. - 2014. - № 3. - P. 25-30.
13. Fiscal federalism. Problems and prospects of development: a
monograph for undergraduates / ed. I.A. Mayburova, Yu.B. Ivanova. - M.: Unity-Dana, 2015. - 415 p.
14. Official site of the Department of the Federal Tax Service of Russia in the
УДК 336.2
Rostov region [Electronic resource]. -Access mode: http://www.nalog.ru/rn61.
15. Site of the Government of the Rostov Region [Electronic resource]. -Access mode: www.donland.ru.
Гашенко И.В., Зима Ю.С., Оробинская И.В.
РАЗВИТИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ В КОНТЕКСТЕ НАЛОГОВЫХ РЕФОРМ РФ
Аннотация
Известно, что от уровня развития сельского хозяйства в экономике государства зависит продовольственное обеспечение населения и стратегическая безопасность страны. Обладая достаточным потенциалом природных и техногенных ресурсов для расширенного производства сельскохозяйственной продукции и полного внутреннего обеспечения продовольствием населения России, можно с уверенностью констатировать, что на современном этапе сельское хозяйство нуждается в государственной поддержке, налоговом стимулировании и росте инвестиций в развитие аграрного сектора экономики.
Особенно насущной является проблема импортозамещения в сельском хозяйстве, так как фактическое его производство реализуется только наполовину. Поэтому на первое место выдвигается необходимость развития и совершенствования налогообложения доходов сельхозтоваропроизводителей с учетом особенностей российского рынка, чему и посвящено данное исследование. Также раскрыта потребность в развитии механизма налогообложения доходов производителей сельхозпродукции с учетом его природы и специфики, а также обоснованы предложения по реформированию ЕСХН и использованию этого режима налогообложения для финансового обеспечения доходов бюджета и стимулирования развития аграрного сектора экономики.
Ключевые слова
Доходы, сельскохозяйственные товаропроизводители, налогообложение, единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН), механизм налогообложения, налог на добавленную стоимость (НДС), агарный сектор экономики, финансовая устойчивость, налоговое регулирование.
JEL Н2
Gashenko I.V., Zima Yu.S., Orobinskaya I.V.
DEVELOPMENT OF TAXATION OF INCOMES OF AGRICULTURAL PRODUCERS IN THE CONTEXT OF TAX RE-FORMS OF THE RUSSIAN FEDERATION
Annotation
It is known that the food supply of the population and the strategic security of the country depend on the level of development of agriculture in the state economy. Possessing sufficient potential of natural and man-made resources for the expansion of agricultural production and full domestic food supply for the population of Russia, it can be stated with confidence