МУНИЦИПАЛИТЕТ: ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ
УПРАВЛЕНИЕ СБАЛАНСИРОВАННОСТЬЮ БЮДЖЕТОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНОВ
Воронина Л. П.
кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики и управления Уральского института управления -филиала, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Россия), 620990, Россия, г. Екатеринбург, ул. 8 марта, 66, [email protected]
УДК 336.14:352(470.54)
ББК 65.261.783(2Рос-4Све)
Цель. Обоснование основных направлений обеспечения сбалансированности бюджетов муниципальных районов.
Методы. Обобщен опыт муниципальных районов, расположенных на территории Свердловской области, по обеспечению сбалансированности местных бюджетов; повышению качества управления бюджетным процессом, долговыми обязательствами, администрирования налоговых и неналоговых доходов, подлежащих зачислению в местные бюджеты. Проанализированы переданные муниципальным районам государственные полномочия по расчету и предоставлению бюджетам поселений дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений, которые перечисляются за счет средств областного бюджета. Проведен сравнительный анализ основных показателей бюджетов муниципальных районов.
Результаты. На основе проведенного анализа установлено, что оценка качества сбалансированности местных бюджетов муниципальных районов Свердловской области, зависит не только от состояния экономического развития территории, но и от сложившейся практики оказания им финансовой помощи из областного бюджета. Для реализации принципа сбалансированности необходимо повышать роль налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов. Установлено, что оптимальное распределение налогов между бюджетами бюджетной системы РФ должно гарантировать закрепленную Конституцией РФ самостоятельность местного самоуправления.
Научная новизна. Научная новизна состоит в обосновании сложившейся ситуации по реализации принципа сбалансированности бюджетов и исследовании его влияния на выполнение публичных полномочий, дальнейшего совершенствования показателей по оценке качества сбалансированности бюджетов муниципальных районов.
Ключевые слова: муниципальные районы, сбалансированность бюджетов, показатели качества управления бюджетным процессом, межбюджетные трансферты.
MANAGING BALANCING OF BUDGETS OF MUNICIPAL AREAS
Voronina L. P.
Candidate of economic sciences, associate professor, associate professor of the Department of Economics and Management of Ural Institute of Management-branch, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russia), 620990,
Russia, Yekaterinburg, March 8 str., 66, [email protected] g
см
£
Purpose. Substantiation of the basic directions of maintenance of balance of budgets of municipal areas. ^
CO
Methods. The experience of municipal districts located on the territory of the Sverdlovsk region is summarized, to g ensure the balance of local budgets; improving the quality of management of the budget process, debt obligations, admin- о istration of tax and non-tax revenues to be credited to local budgets. The state powers transferred to municipal districts ¡§ for calculating and granting subsidies to the budgets of settlements for equalizing the budgetary security of settlements, ©
Воронина Л. П.
which are transferred at the expense of the regional budget, are analyzed. A comparative analysis of the main indicators of the budgets of municipal districts was carried out.
Results. Based on the analysis, it is established that the assessment of the quality of the balance of local budgets in the municipal districts of the Sverdlovsk region depends not only on the state of the economic development of the territory, but also on the established practice of providing them with financial assistance from the regional budget. To implement the principle of balance, it is necessary to increase the role of tax and non-tax revenues of local budgets. It was established that the optimal distribution of taxes between budgets of the budgetary system of the Russian Federation should guarantee the independence of local self-government enshrined in the Constitution of the Russian Federation.
Scientific novelty. Scientific novelty consists in justifying the current situation in the implementation of the principle of balanced budgets and examining its impact on the performance of public authorities, further improving the indicators for assessing the quality of the balanced budgets of municipal districts.
Key words: municipal districts, the balance of budgets, indicators of the quality of management of the budgetary process, interbudgetary transfers.
Сбалансированность бюджетов бюджетной системы РФ - важное условие для выполнения публично-правовыми образованиями возложенных на них полномочий. Деятельность органов местного самоуправления по реализации своих полномочий должна отвечать принципам бюджетной системы.
Автор уже обобщал опыт применения одного из принципов бюджетной системы - самостоятельности [1], не менее важным показателем для перспективного социально-экономического развития территории является принцип сбалансированности. При сбалансированном бюджете все запланированные расходные обязательства обеспечиваются за счет доходов и источников финансирования дефицита местного бюджета. Несбалансированность бюджета ведет к невыполнению расходных обязательств, нарушению ритмичности предоставления средств бюджетополучателем и влечет за собой снижение качества предоставляемых муниципальных услуг. Реализация принципа сбалансированности бюджета, минимизация дефицита и стремление к бюджетному равновесию являются прочной основой функционирования всей бюджетной системы РФ. Однако в настоящее время достигнуть сбалансированности местных бюджетов не удается, поэтому она остается одной из основных проблемой местных финансов в РФ.
Содержание принципа сбалансированности бюджета установлено Бюджетным кодексом РФ и за время его применения уточнялось только один раз [2, ст. 33] (таблица 1).
Превышение расходов над доходами, которое обеспечивается за счет поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, позволяет обеспечивать выполнение публично-правовыми образованиями своих расходных обязательств, защищать права бюджетополучателей. Выделяют два вида несбалансированности бюджетов - профицитый и дефицитный бюджеты.
В статье анализируется опыт управления сбалансированностью бюджетов муниципальных районов, хотя на территории Свердловской области преобладающими
являются городские округа, что связано с процессом урбанизации. Однако муниципальные районы на практике уполномочены решать большую часть вопросов местного значения, определенных федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления» [3, ст. 15].
В результате реформы местного самоуправления количество муниципальных образований в РФ увеличилось. Свердловская область тоже не стала исключением и на 1 января 2017 г. в области функционирует 94 муниципалитета, в том числе: городских округов -68; городских поселений - 5; сельских поселений - 16, муниципальных районов - 5 (таблица 2).
Таблица 1. Сравнительный анализ содержания принципа «сбалансированности бюджета»
Сущность принципа в редакции федеральных законов
от 31 июля 1998 года № 145-ФЗ от 26 апреля 2007 года № 63-Ф3
Объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита
При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета. уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов.
Воронина Л. П.
Большая часть доходов бюджетов муниципальных районов формируется за счет отчислений от федеральных налогов (таблица 3). Более 70 % в структуре налоговых и неналоговых доходов занимает федеральный налог на доходы физических лиц, а доля местных налогов - налога на имущество физических лиц и земельного налога, составляет от 1 % в Таборинском районе до 5 % в Нижнесергинском районе.
Для обеспечения сбалансированности местных бюджетов, повышения качества администрирования налоговых и неналоговых доходов, которые подлежат зачислению в местные бюджеты, изыскания резервов для увеличения доходного потенциала муниципальных образований разработаны «дорожные карты», регулярно подводятся итоги их выполнения (таблица 4).
Таблица 3. Налоговые и неналоговые доходы бюджетов муниципальных районов в 2017 году, тыс. руб.
Наименование дохода Название муниципального района
Байкаловский МО Камышловский Нижнесергинский Слободо-Туринский Таборинский
Налог на доходы физических лиц 150 272 300 772 382 727 91 615 29 036
Акцизы по подакцизным товарам (продукции), произведенным на территории РФ 14 411 13890 26145 9470 2146
УСН 2156 2690 6760 2660 608
ЕНВД 6078 2727 11 819 4024 689
Единый сельскохозяйственный налог 599 3262 610 221 29
Налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения - 71 207 66 -
Налог на имущество физических лиц 2177 2238 12 003 2186 225
Земельный налог 8874 3490 13 952 5026 372
Государтсвенная пошлина 908 26 3764 1078 2755
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности 5380 7810 24490 45 2209
Плата за негативное воздействие на окружающую среду 307 232 729 90 13
Доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства 18 833 27919 16 921 13 743 1681
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов 1738 11225 6110 2479 541
Штрафы, санкции, возмещение ущерба 2293 189 4154 1593 280
Итого налоговых и неналоговых доходов 214 026 366 546 510 391 137 006 37 874
Таблица 2. Характеристика муниципальных районов, расположенных на территории Свердловской области на 01.01.2017
Название муниципального района Численность населения, чел. Количество муниципальных образований на территории МР
Байкаловский 15252 3
МО Камышловский 28960 5
Нижнесергинский 41047 6
Слабодо-Туринский 15091 5
Таборинский 3265 3
Всего 103615 22
::::::::::::::::::: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ::::::::::::::::• ::::::::::::::::::: РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ :::::::::::::::::
Воронина Л. П.
Таблица 4. Сводный рейтинг эффективности работы муниципальных районов по повышению доходного потенциала за 9 месяцев 2017 года (занимаемое место)
Направление деятельности Название муниципального района
Байкаловский Камышловский Нижне-сергинский Слободо-Туринский Таборинский
Работа межведомственной комиссии 48 43 59 10 49
Работа «мобильных групп» 56 13 4 49 22
Работа административной комиссии 61 70 55 48 34
Привлечение иногородних (ино-странных)организаций-подрядчиков к постановке на налоговый учет на территории МО 46 58 36 58 58
Исполнение бюджета МО 38 3 45 17 22
Сводный рейтинг МО: суммарное значение 50,40 38,65 41,65 33,65 37,90
Место 63 44 51 30 40
Наилучшие показатели по повышению доходного потенциала за 9 месяцев 2017 года имеет Слабодо-Туринский район, а самый низкий уровень у Байкаловского района.
Эффективному управлению сбалансированно -сти местных бюджетов способствует оценка качества управления бюджетным процессом. С этой целью Министерством финансов Свердловской области проводится мониторинг оценки качества [4]. По его итогам в 2016 году 11 муниципальных образований были признаны с высоким качеством управления бюджетным процессом; 49 муниципальных образований, в том числе 3 района - с надлежащим качеством и 13 муниципальных образований, в том числе 2 района - с ненадлежащим качеством (таблица 5).
Качество управления бюджетным процессом в муниципальных районах характеризуется следующими показателями (таблица 6).
Проблемы обеспечения сбалансированности местных бюджетов взаимосвязаны с совершенствованием межбюджетных отношений и развитием доходной базы бюджетов муниципальных образований. На
Таблица 5. Перечень муниципальных районов по качеству управления бюджетным процессом
Название муниципального района
с надлежащим качеством управления бюджетным процессом с ненадлежащим качеством управления бюджетным процессом
1. Байкаловский 2. МО Камышловский 3. Таборинский 1. Нижнесергинский 2. Слободо-Туринский
территории Свердловской области эти вопросы решаются путем постоянного изменения механизма предоставления межбюджетных трансфертов, который учитывает показатели эффективности деятельности публичных органов власти. Стимулируются муниципальные образования, на территориях которых возрастает поступление доходов от местных налогов.
Увеличение межбюджетных трансфертов на 3,7 млрд. рублей или на 5,1 % свидетельствует о том, что муниципальные образования без помощи из регионального бюджета не могут выполнять возложенные на них полномочия (таблица 7).
Для более объективного расчета объема межбюджетных трансфертов определяется налоговый потенциал территории. Величина налогового потенциала муниципальных районов колеблется от 155,7 млн. рублей в Нижнесергинском районе до 9,6 млн. руб. в Таборинском районе (таблица 8).
На величину налогового потенциала влияют различные внешние и внутренние факторы. Среди внешних можно выделить такие факторы, которые регулируются федеральными и региональными механизмами, как НДФЛ, акцизы на нефтепродукты и специальные налоговые режимы: ЕНВД, ЕСХН, НИФЛ, УСН, патент. Однако органы местного самоуправления не могут оказывать влияние на их величину и изменение, поэтому сбалансированность местного бюджета во многом зависит от процесса перераспределения средств на региональном уровне (Таблица 9).
На внутренние факторы оказывают воздействие муниципальные органы власти, поэтому их деятельность концентрируется на таких факторах как реализация «дорожных карт» по увеличению доходов
Воронина Л. П.
Таблица 6. Показатели качества управления бюджетным процессом
Наименование показателя Название муниципального района
Байкаловский Камышловский Нижне-сергинский Слободо-Туринский Таборинский
Исполнение бюджета МО по доходам без учета безвозмездных поступлений к первоначально утвержденному уровню 0,1833 0,1689 0,0818 0,0832 0,0445
Представление в представительный орган МО ежегодной оценки эффективности предоставляемых налоговых льгот и ставок налогов, установленных представительным органом МО осуществляется
Соотношение недополученных доходов по местным налогам в результате действия налоговых льгот к общему объему поступивших местных налогов 0,0195 1,5189 0,5661 0,1349 1,095
Наличие результатов мониторинга эффективности реализации муниципальных программ имеется - - - имеется
Объем планируемых к привлечению бюджетных кредитов от других бюджетов бюджетной системы, предусмотренных в качестве источника финансирования дефицита местного бюджета, за исключением бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах местных бюджетов, тыс. руб. 9 000 - - - -
в местный бюджет, повышение эффективности бюджетных расходов. Вместе с тем на внутренне факторы могут оказывать влияние федеральные и региональной власти. Это находит свое выражение в налоговой политики РФ и Свердловской области. Именно она влияет на объем доходов местных бюджетов через изменение налоговых ставок и введение различных льгот.
Одной из задач налоговой политики Свердловской области является обеспечение сбалансированности прогнозов местных бюджетов, создание стимулов для максимального использования налогового потенциала [5].
Взвешенная и грамотная бюджетно-налоговая политика позволит увеличить бюджетные доходы и сокращать дотационность местных бюджетов. В области ежегодно утверждается перечень муниципальных образований, в бюджетах которых удельный вес дотаций и налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности, замененной дополнительными нормативами отчислений, в течение двух из трех последних отчетных лет превышает 5, 20 и 50 % [6].
Некоторые специалисты считают, что в условиях постоянного изменения бюджетно-налогового законодательства и законодательства, регулирующего разграничение полномочий, выделение дотаций на обеспечение сбалансированности бюджетов является необходимым
и оправданным. С нашей точки зрения, дотация в настоящее время является вынужденной мерой. Необходимо изменить механизм формирования доходов местных бюджетов, чтобы у муниципалитетов было достаточно средств для выполнения своих полномочий без дотаций.
Чтобы решить задачу сбалансированности местных бюджетов Свердловская область ввела некоторые нововведения в бюджетный процесс. Например, муниципальным районам передано государственное полномочие по расчету и предоставлению бюджетам поселений дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений, которые перечисляются за счет средств областного
Таблица 7. Динамика межбюджетных трансфертов из областного бюджета бюджетам муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, млрд руб.
Наименование межбюджетных трансфертов 2015 г. 2016 г.
Субсидии 29,3 21,3
Субвенции 36,5 45,6
Дотации 4,7 5,8
Иные межбюджетные трансферты 2,3 3,9
Всего 72,8 76,5
::::::::::::::::::: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ::::::::::::::: ::::::::::::::::::: РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ :::::::::::::::
Воронина Л. П.
Таблица 8. Налоговый потенциал для определения межбюджетных трансфертов из областного бюджета бюджетам муниципальных районов, тыс. руб.
Название муниципального района Налоговый потенциал на 2017 г.
НДФЛ (закрепленные 15 % ГО + 5 % МР с ГП + 13 % МР с СП + 10 % ГП + 2 % СП + единые 1 %) Акцизы на нефтепродукты Платежи за землю (земельный налог + аренда земли) Остальные налоговые доходы (ЕНВД + ЕСХН + НИФЛ + госпошлина + УСН 15 %+ патент) ВСЕГО налоговый потенциал по МР
Байкаловский 26 032 14 411 10 838 9 258 60 539
МО Камышловский 53 882 13 890 6 206 15 088 89 066
Нижнесергинский 80 014 26 145 23 552 26 006 155 717
Слободо-Туринский 17 817 9470 7 798 6 432 41 517
Таборинский 5 536 2146 419 1 495 9 596
Таблица 9. Дотации из областного бюджета на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов на 2017 год и дополнительные нормативы отчислений в бюджеты муниципальных районов от НДФЛ, заменяющие дотации из областного бюджета на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов на 2017 г.
Наименование муниципального района Размер дотаций, тыс. руб. Дополнительные нормативы отчислений от НДФЛ, заменяющие дотации, % Размер дотаций за исключением дотаций, заменяемых дополнительными нормативами отчислений, тыс. руб. Предоставлено, %
Байкаловский 242530 83 117764 75
МО Камышловский 381932 83 132261 66,7
Нижнесергинский 451761 71 142384 25
Слободо-Туринский 227318 83 151240 75
Таборинский 101094 83 76914 66,7
бюджета. Средства выделяются в форме субвенций, носят целевой характер, не могут использоваться на иные цели, средства зачисляются в доходы местных бюджетов и расходуются на предоставление дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений. В случае нецелевого использования бюджетных средств применяются меры ответственности, предусмотренные бюджетным, административным и уголовным законодательством [7]. За 9 месяцев 2017 года муниципальным районам предоставлено субвенций свыше 34 млн. руб. или 64,5 % от распределенного объема. (таблица 10).
Кроме этого на выравнивание обеспеченности муниципальных образований по реализации ими отдельных расходных обязательств выделяются субсидии. Размер субсидий колеблется от 81,8 млн. руб. в Байкаловском районе до 148,8 млн. руб. в МО Камышловский муниципальный район (таблица 11).
Межбюджетные трансферты муниципальным районам предоставляются с учетом показателей
эффективности их деятельности. Постоянно совершенствуется методика применяемых для расчета межбюджетных трансфертов из областного бюджета [8].
Важным инструментом обеспечения сбалансированности бюджетов является управление размером дефицита, который является неотъемлемой частью муниципальных финансов и требует профессионального управления со стороны органов местного самоуправления. Накапливаясь со временем, дефицит увеличивает муниципальный долг и расходы на его обслуживание. Сущность категории «управление муниципальным долгом» в законодательстве Российской Федерации не раскрывается. В научной литературе рассматриваются различные трактовки. Автор под управлением муниципальным долгом понимает финансово-бюджетную деятельность исполнительно-распорядительных и представительных органов местного самоуправления и уполномоченных ими организаций по финансово-бюджетному прогнозированию,
Воронина Л. П.
Таблица 10. Субвенции на осуществление государственного полномочия Свердловской области по расчету и предоставлению дотаций бюджетам поселений за счет средств областного бюджета за 9 месяцев 2017 г.
Название муниципального района Сумма
распределено, тыс. руб. предоставлено
тыс. руб. %
Байкаловский 7 433 5 571 74,9
МО Камышловский 12 698 7 406 58,3
Нижнесергинский 4 589 1 146 25,0
Слободо-Туринский 14 373 10 782 75,0
Таборинский 14 312 9 544 66,7
Всего 53 405 34 449 64,5
планированию, проведению финансовых долговых операций, бухгалтерскому учету и контролю муниципального долга, направленную на финансирование дефицита местного бюджета, погашение существующей задолженности и минимизации расходов на обслуживание муниципального долга.
Объем муниципального долга сокращается (таблица 12). Однако несмотря на снижение доли муниципальных гарантий, их удельный вес является преобладающим и превышает 44 %.
Камышловский, Нижнесергинский и Таборинский районы имеют самые высокие показатели качества управления долговыми обязательствами (таблица 13).
Для достижения сбалансированности местных бюджетов и ликвидации бюджетного дефицита, по нашему мнению, целесообразно более полно использовать принцип прозрачности (открытости) бюджетов, который позволит населению муниципального района принимать активное участие в бюджетном процессе. В 2016 году впервые был сформирован рейтинг муниципальных
образований по уровню открытости бюджетных данных. Байкаловский МР и МО Камышловский МР выполняют все пять показателей, характеризующих прозрачность бюджетного процесса. (таблица 14).
Для обеспечения сбалансированности местных бюджетов, расположенных на территории области, на постоянной основе проводится работа по выполнению плана мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики. Основными мероприятиями по обеспечению сбалансированности местных бюджетов являются:
1) адресная работа с предприятиями путем заслушивания их руководителей на соответствующих комиссиях, межведомственных совещаниях, на которых вырабатываются рекомендации по легализации заработной платы и смешанных доходов ненаблюдаемых прямыми статистическими методами, по погашению задолженности по налогам и сборам, зачисляемым в местные бюджеты;
2) организация взаимодействия с ФНС по снижению недоимки в местные бюджеты;
3) взаимодействие органов местного самоуправления с областным правительством по реализации
Таблица 11. Субсидии на выравнивание обеспеченности муниципальных образований по реализации ими их отдельных расходных обязательств за 9 месяцев 2017 г
Название муниципального района Сумма
распределено, тыс. руб. предоставлено
тыс. руб. %
Байкаловский 81 818 61 362 75
МО Камышловский 148 883 74 442 50
Нижнесергинский 131 598 0 0
Слободо-Туринский 112 912 94 090 83,3
Таборинский 75 766 50 512 66,7
Таблица 12. Объём муниципального долга муниципальных образований Свердловской области, тыс. рублей
Вид долгового обязательства на 1 января на 01.10.2017
2015 г. 2016 г. 2017 г.
Бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ 1 106 466,2 1 457 807,7 1 510 306,2 1 459 722,3
Кредиты, полученные от кредитных организаций 1 745 165,9 2 161 971,2 2 236 225,0 1 496 836,9
Государственные и муниципальные гарантии 2 607 625,4 3 456 626,5 2 721 764,6 2 348 062,7
Ценные бумаги 0 0 0 0
Всего 5 459 257,5 7 076 405,4 6 468 295,8 5 304 621,9
Воронина Л. П.
Таблица 13. Качество управления долговыми обязательствами
Название муниципального района
Наименование показателя Байкаловский Камышловский Нижнесергинский Слободо-Туринский Таборинский
Просроченная задолженность по долговым обязательствам муниципального образования, тыс. рублей 0 0 0 384,5 0
Соотношение объема выплат по муниципальным гарантиям к общему объёму предоставленных муниципальным образованием муниципальных гарантий 0 0 0 71,222 0
Уровень долговой нагрузки на местный бюджет 0,0019 0 0 0,0817 0
Доля краткосрочных обязательств в общем объёме муниципального долга 0 0 0 1 0
Таблица 14. Степень прозрачности бюджетного процесса
Наименование показателя Название муниципального района
Байкаловский Камышловский Нижнесергинский Слободо-Туринский Таборинский
Размещение на официальных сайтах органов местного самоуправления муниципального образования решения о бюджете на отчетный финансовый год - осуществляется осуществляется осуществляется осуществляется
Размещение на официальных сайтах органов местного самоуправления муниципального образования годового отчета об исполнении бюджета и ежеквартальных сведений о ходе исполнения бюджета муниципального образования в отчетном финансовом году осуществляется осуществляется осуществляется - осуществляется
Размещение на официальных сайтах органов местного самоуправления муниципального образования публикаций «Бюджета для граждан» осуществляется осуществляется осуществляется - осуществляется
Размещение на официальных сайтах органов местного самоуправления муниципального образования результатов мониторинга качества управления финансами главных распорядителей бюджетных средств осуществляется осуществляется - осуществляется осуществляется
Размещение на официальных сайтах органов местного самоуправления муниципального образования результатов мониторинга оказания муниципальных услуг осуществляется осуществляется - - -
Воронина Л. П.
Таблица 15. Качество оказания муниципальных услуг
Наименование показателя Название муниципального района
Байкаловский Камышловский Нижне-сергинский Слободо-Туринский й ск = и р о б а Т
Наличие муниципальной программы повышения эффективности управления муниципальными финансами разработана - разработана разработана разработана
Доля муниципальных учреждений, для которых устанавливается муниципальное задание 0,9167 0,902 0,3594 0,2 0,2273
Удельный вес муниципальных учреждений, выполнивших муниципальное задание на 100 процентов, в общем количестве муниципальных учреждений, которым установлены муниципальные задания 1 1 1 0,75 1
Наличие результатов мониторинга качества предоставления муниципальных услуг в соответствии с муниципальным правовым актом, устанавливающим порядок его проведения имеется - - - имеется
мероприятий, направленных на увеличение доходов местных бюджетов;
4) внедрение механизма нормативно-подушевого финансирования с целью сокращения расходов на государственное и муниципальное задание.
Сбалансированность местных бюджетов может быть достигнута не только за счет увеличения доходов, но и путем повышения эффективности бюджетных расходов. Поскольку на 2018 год установлен коэффициент оптимизации к суммарной оценке расходных полномочий муниципальных районов в размере 0,9 (исключение составляют расходы на заработную плату работников муниципальных учреждений), это потребует дальнейшей оптимизации структуры бюджетной сети путем изменения организационно-правовых форм учреждений, оказывающих услуги на платной основе [9].
Важным направлением повышения эффективности бюджетных средств и обеспечение сбалансированности бюджетов можно считать повышение эффективности оказания муниципальных услуг (таблица 15).
С 2018 года в Свердловской области государственные и муниципальные задания будут формироваться на основе перечня услуг и работ, что позволит обеспечить
Литература:
1. Воронина Л. П. Практика реализации принципа самостоятельности бюджетов: проблемы и пути их решения // Государство, политика, социум: вызовы и стратегические приоритеты развития международная научно-практическая конференция Екатеринбург. 22 ноября 2017 г. Екатеринбург, 2017.
своевременное установление заданий по предоставлению услуг и работ высокого качества и в полном объеме.
Муниципалитетам рекомендовано разработать и обеспечить в 2018 году выполнение плана мероприятий по увеличению доходов, оптимизации расходов и совершенствование долговой политики. Ежеквартально муниципалитеты в Минфин Свердловской области будут предоставлять информацию о ходе выполнения Плана мероприятий [10].
Правительству Свердловской области целесообразно продолжить оказывать содействие в обеспечении сбалансированности местных бюджетов. Предлагается расширить практику предоставления бюджетных кредитов муниципальным образованиям, которые испытывают трудности с исполнением бюджетных обязательств; необходимо и дальше совершенствовать порядок предоставления, использования и возврата муниципалитетами бюджетных кредитов, которые они получают из областного бюджета; совершенствовать порядок заключения соглашений о реструктуризации муниципального долга в части долговых обязательств по бюджетным кредитам.
References:
1. Voronina L. P. The practice of implementing the principle of independence of budgets: problems and ways to solve them / / State, politics, society: challenges and strategic development priorities international scientific and practical conference Yekaterinburg. 22 November 2017. Yekaterinburg, 2017.
Воронина Л. П.
Литература:
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31 июля 1998 года № 145-ФЗ (ред. от 27.11.2017). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3. Об общих принципах организации местного самоуправления: Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ (ред. от 05.12.2017). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
4. Об утверждении порядка осуществления мониторинга и оценки качества управления бюджетным процессом в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области: Постановление Правительства Свердловской области от 25 мая 2011 года № 596-ПП (ред. от 02.03.2017). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
5. Основные направления бюджетной и налоговой политики Свердловской области на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов: Утв. Указом Губернатора Свердловской области от 30 октября 2017 года № 544-УГ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
6. Об утверждении на 2018 год перечней муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, в целях реализации статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации: Приказ Минфина Свердловской области от 14 ноября 2017 года № 490. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
7. О реализации Закона Свердловской области от 19 ноября 2008 года № Ю3-О3 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, расположенных на территории Свердловской области, государственным полномочием Свердловской области по расчету и предоставлению за счет средств областного бюджета бюджетам городских, сельских поселений дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений»: Постановление Правительства Свердловской области от 28 июня 2017 года № 460-ПП. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
8. Об утверждении методик, применяемых для расчета межбюджетных трансфертов из областного бюджета местным бюджетам, на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов: Постановление Правительства Свердловской области от 14 сентября 2017 года № 664-ПП. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
9. Об установлении коэффициента оптимизации к суммарной оценке расходных полномочий поселений, муниципальных районов (городских округов), расположенных на территории Свердловской области, на 2018 год: Приказ Минфина Свердловской области 27 ноября 2017 года № 508. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
10. Об утверждении плана мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики Свердловской области на 2017-2019 годы: Распоряжение Правительства Свердловской области от 12 апреля 2017 года № 360-РП [Электронный ресурс]. иРК:М1р://%'%глг.ттйп.ги (дата обращения 18.12.2017).
References:
2. Budget Code of the Russian Federation: Federal Law № 145-FL of 31 July 1998 (as amended on 27 November 2017). Access from the ref.-legal system "ConsultantPlus"
3. On the general principles of the organization of local self-government: Federal Law № 131-FL of 6 October 2003 (as amended on 12 December 2017). Access from the ref.-legal system "ConsultantPlus".
4. On approval of the procedure for monitoring and assessing the quality of budgetary management in municipalities located on the territory of the Sverdlovsk Region: Resolution of the Government of the Sverdlovsk Region of 25 May 2011 № 596-RG (as amended on 2 March 2017). Access from the ref.-legal system "ConsultantPlus».
5. The main directions of the budget and tax policy of the Sverdlovsk region for 2018 and the planning period 2019 and 2020: Approved. Decree of the Governor of the Sverdlovsk Region of 30 October 2017 № 544-DG. Access from the ref.-legal system "ConsultantPlus».
6. On approval of the lists of municipal entities located on the territory of the Sverdlovsk Region for the purposes of implementing Article 136 of the Budget Code of the Russian Federation for 2018: Order № 490 of the Ministry of Finance of the Sverdlovsk Region of 14 November 2017. Access from the consultative ref.-legal system ConsultantPlus.
7. On the implementation of the Law of the Sverdlovsk region of 19 November 2008 № 103-0L, "On the allocation of local self-government bodies of municipal districts located in the Sverdlovsk Region, the state authority of the Sverdlovsk Region to calculate and provide, at the expense of the regional budget, budgets of urban, rural settlements, subsidies to equalize the budgetary security of settlements ": Resolution of the Government of the Sverdlovsk Region of 28 June 2017 № 460-RG. Access from the ref.-legal system "ConsultantPlus".
8. On the approval of the methodologies used to calculate intergovernmental transfers from the regional budget to local budgets for 2018 and the planning period 2019 and 2020: Resolution of the Government of the Sverdlovsk Region of 14 September 2017 № 664-RG. Access from the ref.-legal system "ConsultantPlus".
9. On the establishment of the optimization factor for the total assessment of the expenditure powers of settlements, municipal districts (urban okrugs) located in the Sverdlovsk Region for 2018: Order of the Ministry of Finance of the Sverdlovsk Region on 27 November 2017 № 508. Access from the ref.-legal consultant system "ConsultantPlus".
10. On approval of the plan of measures to increase incomes, optimize expenditures and improve the debt policy of the Sverdlovsk region for 2017-2019: Order of the Government of the Sverdlovsk region of 12 April 2017 № 360-OG [e-resource] .URL: http: // www.minfin.ru (date of reference 18.12.2017).