Научная статья на тему 'Социально-экономические последствия изменения налогового законодательства'

Социально-экономические последствия изменения налогового законодательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
265
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вопросы управления
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ / ВЫПАДАЮЩИЕ ДОХОДЫ / НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ СУБЪЕКТОВ УРАЛЬСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА / РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИКА / АНАЛИЗ / СОВОКУПНЫЙ БЮДЖЕТНЫЙ ЭФФЕКТ / TAX REVENUES / LOSS OF INCOME / TAX LEGISLATION / CONSOLIDATED BUDGET OF THE SUBJECTS OF THE URAL FEDERAL DISTRICT / RUSSIAN ECONOMY / ANALYSIS / TOTAL BUDGET EFFECT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воронина Лидия Петровна

В статье проанализировано влияние изменения налогового законодательства РФ и субъектов Уральского федерального округа на формирование налоговых доходов консолидированных региональных бюджетов; эффективность основных методов налогового регулирования, таких как перенесение сроков уплаты налогов отсрочки, рассрочки, инвестиционный налоговый кредит, льготы и специальные налоговые режимы. Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью изучения факторов, способных повлиять на увеличение темпов роста как российской экономики в целом, так и региональной экономики; повышение налоговых доходов региональных бюджетов без роста налоговой нагрузки на налогоплательщиков; увеличение бюджетной обеспеченности и налогового потенциала. Практическая значимость исследования связана с анализом влияния изменения в налоговом законодательстве на наполняемость бюджетов консолидированных бюджетов субъектов РФ, эффективности применения методов регулирования и предоставления налоговых расходов. Цель исследования анализ влияния изменения налогового законодательства на социально-экономическое развитие и выполнение социальных обязательств государства, обозначенных в Послании Президента РФ Федеральному Собранию. Новизна данного исследования состоит в том, что представлены аналитические показатели по консолидированным бюджетам Уральского федерального округа, на основании которых сделаны выводы о положительной совокупной бюджетной эффективности от применения методов налогового регулирования. По итогам проведённого исследования сделан вывод о действенных мерах по налоговому регулированию и положительного их влияния нарост экономики и доходов бюджетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-ECONOMIC CONSEQUENCES OF CHANGES IN TAX LEGISLATION

The article analyzes the impact of changes in the tax legislation of the Russian Federation and the subjects of the Ural Federal district on the formation of tax revenues of consolidated regional budgets; the effectiveness of the main methods of tax regulation, such as deferrals, installments, investment tax credit, benefits and special tax regimes. The relevance of the research topic is due to the need to study factors that can affect the growth rate of both the Russian economy as a whole and the regional economy; increase of tax revenues of regional budgets without increasing the tax burden on taxpayers; increase of budget security and tax potential. The practical significance of the research is related to the analysis of the impact of changes in tax legislation on the consolidated budget capacity of the Russian Federation, the effectiveness of the methods of regulation and provision of tax expenditures. The purpose of the research is to analyze the impact of changes in tax legislation on socio-economic development and the fulfillment of social obligations of the state, as outlined in the Message of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly. The novelty of this research consists in the fact that analytical indicators for the consolidated budgets of the Ural Federal district are presented, based on which conclusions are made about the positive overall budget efficiency from the use of tax regulation methods. Based on the results of the research, we concluded that effective measures for tax regulation and their positive impact on the growth of the economy and budget revenues.

Текст научной работы на тему «Социально-экономические последствия изменения налогового законодательства»

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИЗМЕНЕНИЯ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

УДК: 336.22:336.14(470.5) ГРНТИ: 06.73.15

ББК: 65.261.41(2Рос-15)-18 Код ВАК: 08.00.05

DOI: 10.22394/2304-3369-2020-2-85-94

Л.П.Воронина

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте

Российской Федерации, Екатеринбург, Россия

АННОТАЦИЯ:

В статье проанализировано влияние изменения налогового законодательства РФ и субъектов Уральского федерального округа на формирование налоговых доходов консолидированных региональных бюджетов; эффективность основных методов налогового регулирования, таких как перенесение сроков уплаты налогов - отсрочки, рассрочки, инвестиционный налоговый кредит, льготы и специальные налоговые режимы. Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью изучения факторов, способных повлиять на увеличение темпов роста как российской экономики в целом, так и региональной экономики; повышение налоговых доходов региональных бюджетов без роста налоговой нагрузки на налогоплательщиков; увеличение бюджетной обеспеченности и налогового потенциала.

Практическая значимость исследования связана с анализом влияния изменения в налоговом законодательстве на наполняемость бюджетов консолидированных бюджетов субъектов РФ, эффективности применения методов регулирования и предоставления налоговых расходов.

Цель исследования - анализ влияния изменения налогового законодательства на социально-экономическое развитие и выполнение социальных обязательств государства, обозначенных в Послании Президента РФ Федеральному Собранию.

Новизна данного исследования состоит в том, что представлены аналитические показатели по консолидированным бюджетам Уральского федерального округа, на основании которых сделаны выводы о положительной совокупной бюджетной эффективности от применения методов налогового регулирования. По итогам проведённого исследования сделан вывод о действенных мерах по налоговому регулированию и положительного их влияния на рост экономики и доходов бюджетов.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: налоговые доходы, выпадающие доходы, налоговое законодательство, консолидированный бюджет субъектов Уральского федерального округа, российская экономика, анализ, совокупный бюджетный эффект.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ:

Лидия Петровна Воронина, кандидат экономических наук, доцент, Уральский институт управле- ^ ния, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Рос- С1 сийской Федерации,

620144, Россия, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, 66, lidiya.voronina@ui.ranepa.ru §

я «

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Воронина Л.П. Социально-экономические последствия изменения налогово- л го законодательства // Вопросы управления. 2020. № 2 (63). С. 85-94. т

Налоги являются одним из важнейших элементов рыночной экономики и основным средством финансирования функций органов государственной власти и органов местного самоуправления посредством формирования доходов бюджетов бюджетной системы страны; используются государством как инструмент экономического воздействия на основные направления социально-экономического развития. Налоги влияют на темпы роста экономического развития, на процессы социального распределения и перераспределения государственных доходов и доходов домашних хозяйств. Актуальность данной темы обусловила постоянный интерес и внимание российских ученых к изменению налогового законодательства и анализу его влияния на налоговые доходы бюджетов бюджетной системы. Среди исследовательских работ последних лет можно выделить таких авторов, как Водопьянова В.А., Петрова В.С., Николаева А.Л., Мандро-щенко О.В. [1,2]. В их работах отражается влияние изменения налогового законодательства в основном на налоговые доходы бюджетов бюджетной системы. Однако анализу изменения в налоговом законодательстве и его влиянию на экономическую активность хозяйствующих субъектов, развитие малого и среднего бизнеса, индивидуальных предпринимателей внимания уделяется крайне недостаточно. Из числа опубликованных интересны работы таких авторов, как Бондаренко Н.О., Агеева А.С., Тимонова А.И. , Попова Г.Л. [3, 4, 5]. Поэтому мы предприняли попытку проанализировать влияние изменения налогового законодательства не только на уровень налоговых доходов бюджетов, но и на увеличение темпов роста экономики. В России налоговая система, отвечающая требованиям рыночной экономики, начала формироваться в 1990-е годы. Переход отечественной экономики от административно-командных методов к рыночным отношениям потребовал изменения налогового законодательства и по мере их развития оно продолжает совершенствовать-

ся. Изменения в налогообложении, которые планируется провести в 2020 году, неразрывно связаны с созданием условий устойчивого роста российской экономики, темпы роста которой в 2021 г. должны быть выше мировых [6]. В последние годы Правительство РФ уделяло серьезное внимание укреплению макроэкономической устойчивости, что позволило преодолеть спад в экономике (табл. 1).

В 2015 и 2016 годах темпы роста ВВП снижались, и только с 2017 года отмечено увеличение роста основного макроэкономического показателя. За последние 6 лет среднегодовой прирост ВВП оставался низким - на уровне 0,46 %. Чтобы ежегодно ВВП увеличивался на 3 %, необходимо активнее использовать регулирующую функцию налогов как инструмента воздействия государства на социально-экономическое развитие общества; мотивировать развитие отдельных регионов и отраслей экономики, изменить структуру производства и его размещение; обеспечить свободу товарному рынку, увеличить ежегодный прирост инвестиций до 5 %, а доля их в ВВП должна вырасти с текущего 21 % в 2020 году до 25 % в 2024 году [6]. Привлечение инвестиций позволит увеличить налоговый потенциал регионов, повысить занятость населения и доходы бюджетов бюджетной системы.

На региональном уровне основным показателем, характеризующим развитие экономики, является валовой региональный продукт. По данным налоговых паспортов субъектов Уральского федерального округа ВРП показал устойчивый рост. Наибольший рост ВРП в Ямало-Ненецком и Ханты- мансийском автономных округах (табл. 2).

Устойчивый рост региональной экономики оказывает положительное влияние на налоговый потенциал, который определяется Правительством РФ как сумма налоговых потенциалов субъекта РФ по налогу на прибыль организаций; налогу на доходы физических лиц; по налогу на имущество организаций;

Год 2014 2015 2016 2017 2018 2019

Изменение + 0,7 % - 2,5 % - 0,2 % +1,5 % + 2,3 % +1,3 %

Таблица 1 - Индексы изменения физического объема валового внутреннего продукта по отношению к

предыдущему году

Таблица 2 - Динамика валового регионального продукта

Наименование субъекта Уральского федерального округа ВРП 2018 г. к уровню 2017 г.

Курганская область + 5,8%

Свердловская область + 7,6%

Тюменская область +10,6 %

Челябинская область + 6,1%

Ханты-Мансийский АО - Югра +14,4 %

Ямало-Ненецкий АО + 21,5%

Таблица 3 - Индекс налогового потенциала субъектов Уральского федерального округа на 1 января

Наименование субъекта Уральского федерального округа 2019 г. 2020 г.

Курганская область 0,470 0,488

Свердловская область 0,922 0,922

Тюменская область 1,910 2,349

Челябинская область 0,733 0,784

Ханты-Мансийский АО - Югра 2,479 2,709

Ямало-Ненецкий АО 6,109 7,487

по акцизам; по налогу на добычу полезных ископаемых; по прочим налоговым доходам [7]. В расчете налогового потенциала не учитываются льготы, которые предоставляются субъектами РФ как стандартный инструмент привлечения инвестиций в соответствии со специальными налоговыми режимами. На основе величины налогового потенциала определяется другой очень важный показатель - индекс налогового потенциала, который дает относительную (по сравнению со средним по Российской Федерации уровнем) оценку налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта РФ. Индекс рассчитывается Министерством РФ и является относительной величиной, характеризующей налоговый потенциал субъекта РФ по сравнению со средним уровнем, сложившимся по стране (табл. 3) [8, 9].

В Курганской и Челябинской областях, несмотря на рост индекса налогового потенциала, он значительно ниже среднероссийского, в Свердловской области также остается на

прежнем уровне меньше, чем в среднем по РФ. В ЯНАО, несмотря на снижение в 2020 году к уровню 2019 года, значительно превышает среднероссийский уровень. В Тюменской области и ХМАО индекс налогового потенциала продолжает увеличиваться и превысит среднероссийский показатель более чем в 2 раза.

Рост налогового потенциала субъектов РФ положительно влияет на их доходы. В 2019 году к уровню 2014 года они выросли на 4662,3 млрд руб. или 52,3 % , то есть ежегодно увеличивались примерно на 8,8 % (табл. 4).

В свою очередь рост доходов консолидированного бюджета субъектов РФ способствует стабильному выделению средств на развитие национальной экономики и выполнению социальных обязательств перед гражданами. Положительная динамика увеличения налогового потенциала способствовала успешному исполнению консолидированных бюджетов субъектов Уральского федерального округа (табл. 5).

Таблица 4 - Динамика доходов консолидированного бюджета РФ, млрд руб.

Год 2014 2015 2016 2017 2018 2019

Региональные бюджеты 8 905,7 9 803,2 9 923,8 10 758,1 12 392,5 13 568,0

Таблица 5 - Исполнение консолидированных бюджетов субъектов Уральского федерального округа

на 1 января 2020 года, млн руб.

Наименование субъекта Доходы, Налоговые в том числе налог:

Уральского федерального всего доходы на прибыль на имущество НДФЛ

округа организации организаций

Уральский ФО 1 400 204 1 185 470 482 958 186 147 373 316

Курганская область 54 445 24 338 4 564 2 314 10 586

Свердловская область 313 423 268 692 84 179 21 165 108 922

Тюменская область 241 192 217 666 151 472 11 315 37 810

Челябинская область 215 264 167 845 49 241 12 306 73 313

Ханты-Мансийский АО - Югра 318 634 269 073 90 870 66 703 88 731

Ямало-Ненецкий АО 257 244 237 856 102 631 72 344 53 953

Таблица 6 - Анализ структуры налоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов Уральского

федерального округа на 1 января 2020 г.

Наименование субъекта Удельный вес нало- в том числе налог:

Уральского федерального говых доходов в налога на при- налога на имуще- НДФЛ

округа доходах, % быль организаций ство организаций

Уральский ФО 84,7 40,7 15,7 31,5

Курганская область 44,7 18,7 9,5 43,5

Свердловская область 85,7 31,3 7,9 40,5

Тюменская область 90,3 69,6 5,2 17,4

Челябинская область 78,0 29,3 7,3 43,7

Ханты-Мансийский АО - Югра 84,4 33,8 24,8 33,0

Ямало-Ненецкий АО 92,4 43,1 30,4 22,7

Доходы региональных бюджетов формируются из налоговых и неналоговых доходов, безвозмездных поступлений. Почти 85 % доходов консолидированных бюджетов субъектов Уральского федерального округа составляют налоговые доходы (пабл. 6). Это выше среднероссийского уровня, где доля не превышает 75 %. Удельный вес налоговых доходов выше среднего уровня по Уральскому федеральному округу в ЯНАО, Тюменской и Свердловской областях, а в Курганской, Челябинской областях и ХМАО-Югра - ниже.

Крупнейшими налогами, формирующими доходы консолидированных бюджетов субъектов РФ, являются федеральные налоги - налог на прибыль организаций и налог на доходы физических лиц (НДФЛ).

Налоговые доходы региональных бюджетов Уральского федерального округа формируются преимущественно из налога на прибыль организаций (удельный вес составил 40,7%) и НДФЛ (31,5%). В бюджетах Тюменской области и ЯНАО доля налога на прибыль организаций составила соответственно 69,6 % и 41,3%, а в бюджетах Курганской, Свердловской областях и ХМАО наибольший удельный вес составляют доходы от НДФЛ. Высо-кийудельный весв налоговыхдоходахвХМАО и ЯНАО приходится на налог на имущество организаций - 33,0 и 22,7 % соответственно.

Несмотря на то, что с 2017 года удельный вес налога на прибыль увеличился к зачислению в федеральный бюджет с 2 до 3 %, а в региональный бюджет снизился с 18 до 17% [10, п. 1, ст. 284], он продолжает оказывать существенное влияние на размер налоговых доходов. Изменение распределения между субъектами ставки налога на прибыль

Таблица 7 - Динамика налога на прибыль организаций

Наименование субъекта Уральского федерального округа Налог на прибыль организаций 2018 г. к уровню 2017 г.

Курганская область +18,4 %

Свердловская область - 1,2%

Тюменская область + 8,4%

Челябинская область - 3,4%

Ханты-Мансийский АО - Югра + 36,8 %

Ямало-Ненецкий АО + 32,7 %

организаций в пользу федерального бюджета не привело к сокращению налоговых доходов региональных бюджетов Уральского федерального округа, так как налог на прибыль организаций вырос в 4 субъектах и только в двух - снизился (табл. 7).

НДФЛ полностью передается к зачислению в консолидированные бюджеты субъектов РФ. Данный подход обусловлен необходимостью обеспечения единого механизма исчисления НДФЛ на всей территории страны. НДФЛ был введен в действие Налоговым кодексом РФ с 1 января 2000 года вместо подоходного налога, который применялся с 1992 года (с 1996 года по 1999 год включительно применялись прогрессивные дифференцированные ставки 12, 20 и 25 %).

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ НДФЛ зачисляется в региональный и местные бюджеты. Причем ставка зачисления меняется в пользу региональных бюджетов. С октября 2013 года в региональный бюджет зачислялось 80 %, а в местный - 20 %. С января 2020 года в региональный бюджет поступает 85 %, а в местный бюджет - 15% [11, ст. 56; 61.2]. Изменения в налоговом законодательстве, вве-

денные с 1 января 2019 года, увеличили долю федеральных налогов и сборов в доходах бюджетной системы. Введен налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья. Таким образом, число федеральных налогов увеличилось с 8 до 9. Повысились налоговые ставки по налогу на добавленную стоимость с 18 до 20 %, подакцизных товаров, ставки водного налога в 2019 году применялись с коэффициентом 2,01 вместо 1,75 в 2018 г., и в последующие годы коэффициент будет расти, достигнув в 2025 году 4,65.

Изменение налоговой политики по акцизам на автомобильный бензин и дизельному топливу в пользу доходов федерального бюджета привело к их росту в 5,6 и 6,9 раза соответственно, а доходы региональных бюджетов снизились на 25,3 и 4,9 % соответственно.

Субъекты Уральского федерального округа для роста доходов бюджетов и региональной экономики активно используют методы налогового регулирования, закрепленные в Налоговом кодексе РФ, к которым относится перенесение сроков уплаты налогов - отсрочки, рассрочки, инвестиционный налоговый кредит, льготы и специальные налоговые режимы. Перенесение сроков уплаты налогов позволяет налогоплательщикам изменить сроки уплаты налогов, если для этого есть основания, предусмотренные статьей 64 Налогового кодекса, на срок, не превышающий один год, с единовременной или поэтапной уплатой суммы задолженности. С нашей точки зрения, отсрочка для налогоплательщика более предпочтительна, так как предполагает более поздний срок уплаты всей суммы задолженности. В течение года налогоплательщик имеет право направить средства на расширение, модернизацию или реконструкцию производства. При рассрочке погашение задол-

женности и пеней производится поэтапно в течение определенного периода, при этом, с точки зрения автора, у налогоплательщика нет возможности вложения высвободившихся средств. С 1 января 2019 года в Бюджетный кодекс РФ введены новые термины - перечень и оценка налоговых расходов, то есть выпадающие доходы бюджетов бюджетной системы РФ, которые обусловлены установлением налоговых льгот, освобождениями и иными преференциями по налогам, сборам, таможенным платежам, страховым взносам на обязательное социальное страхование. Данные меры представляют собой государственную и муниципальную поддержку в соответствии принципами программно-целевого планирования расходов бюджетов бюджетной системы. Оценка налоговых расходов производится в соответствии с Правилами, утвержденными Правительством РФ [12].

Объёмы выпадающих доходов бюджетов субъектов Уральского округа по налоговым льготам и пониженным ставкам по налогу на прибыль и имущество организаций, установ-леным законодательством этих субъектов РФ, и имеющим положительный совокупный бюджетный эффект, представлены в таблицах 8, 9.

Выпадающие доходы по налогу на прибыль организаций в Тюменской и Свердловской областях увеличились в 5,5 и 3,5 раза соответственно, а в Челябинской области и в автономных округах снизились. Чтобы более широко использовать налоговый вычет по налогу на прибыль организаций и инвестиционный налоговый вычет, а региональные бюджеты не теряли поступления, предложено за счет средств федерального бюджета компенсировать регионам две трети их выпадающих доходов от применения инвестиционного налогового вычета [6].

Таблица 8 - Сумма выпадающего дохода по налогу на прибыль организаций в субъектах Уральского

федерального округа

Наименование субъекта Уральского федерального округа 2017 г. 2018 г. Изменения

тыс. руб. %

Курганская область 49 081 71812 + 22 731 + 46,3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Свердловская область 286 587 1 587 875 + 1301288 + 354,1

Тюменская область 167 008 1249 971 + 1082 963 + 548,4

Челябинская область 336 499 32 266 - 304233 - 90,4

Ханты-Мансийский АО - Югра 12 522110 3 084449 -9 437 661 - 75,4

Ямало-Ненецкий АО 4 647 396 8 623 315 + 3 975 019 + 85,5

Таблица 9 - Сумма выпадающего дохода по налогу на имущество организаций в субъектах Уральского

федерального округа

Наименование субъекта Уральского федерального округа 2017 г. 2018 г. Изменения

тыс. руб. %

Курганская область 18 362 45 416 - 12 946 - 70,5

Свердловская область 2 673 389 2 289 339 - 384050 - 14,4

Тюменская область 1232 383 2 655 580 + 1423 197 + 115,5

Челябинская область 281862 455 198 + 173 336 + 61,5

Ханты-Мансийский АО - Югра 37 035 102 3 735 373 -33 299 729 - 89,9

Ямало-Ненецкий АО 12 281 175 28 695 899 + 16 414 724 + 133,6

Таблица 10 - Динамика налогоплательщиков специальных налоговых режимов 2018 г. к 2017 г., %

Наименование субъекта Уральского федерального округа УСН ЕСХН ЕНВД Патентная система

Курганская область 101,4 104,5 102,7 97,7

Свердловская область 105,3 97,4 103,4 124,1

Тюменская область 88,4 96,7 97,3 149,9

Челябинская область 105,9 99,3 107,7 121,2

Ханты-Мансийский АО - Югра 105,3 91,5 98,4 99,7

Ямало-Ненецкий АО 105,8 85,7 106,3 119,3

Сократился объем выпадающих доходов по налогу на имущество организаций в Курганской, Свердловской областях и ХМАО, а в трех субъектах Уральского федерального округа Тюменской и Челябинской областях, ЯНАО -увеличился.

К эффективным методам налогового регулирования относятся специальные налоговые режимы, введенные Налоговым Кодексом РФ [10, ст. 18]. На 1 января 2020 года в России применялось 5 специальных налоговых режимов: единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН); упрощенная система налогообложения (УСН); единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕН-ВД); система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции; с середины 2012 года введена патентная система налогообложения. В порядке эксперимента с 1 января 2019 года введен налог на профессиональный доход в республике Татарстан, Москве, в Московской и Калужской областях. Пока налог на профессиональный доход будет применяться в 23 субъектах РФ.

Привлекательность данного налога состоит в низких ставках налогообложения - 4 и 6 %. При оказании услуг и продажи товаров физическим лицам ставка составляет 4 %, а для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - 6 %. Эксперимент рассчитан на

10 лет, поэтому предлагаем закрепление ставок на весь период эксперимента, то есть они не должны увеличиваться. Население должно быть уверено в стабильности налогового законодательства и активнее применять данный специальный налоговый режим. Федеральная налоговая служба разработала официальное приложение «Мой налог», которое оказывает помощь в регистрации и работе на данном налоговом режиме. При этом не требуется личное посещение налогового органа, так как всё взаимодействие осуществляется с использованием Приложения.

В субъектах Уральского федерального округа увеличивается количество налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы (табл. 10).

Анализ свидетельствует о целесообразности введения специальных налоговых режимов. Наилучшие темпы роста показывают упрощенная система налогообложения (УСН) и патентная система. УСН по сравнению сдру-гими специальными режимами обладает рядом преимуществ, например, по сравнению с общим налоговым режимом низкая налоговая ставка (15 или 6% в зависимости от выбранного объекта налогообложения); бухгалтерской учет можно вести по упрощенной форме. Предприятия и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, обеспечивают

дополнительный рост валового регионального продукта, доходов региональных бюджетов и домашних хозяйств, способствуют сокращению уровня безработицы и увеличению занятости населения.

Основной задачей остается повышение собираемости налогов без увеличения налоговой нагрузки на бизнес. Этому может способствовать дальнейшее расширение новых информационных технологий и постепенное формирование единого информационного пространства администрирования налогов и сборов. Чтобы не допустить замедления инвестиционной активности, необходимо создание мотивации к расширению инвестиционных корпоративных программ, с этой целью был введен инвестиционный налоговый вычет, который позволит налогоплательщикам уменьшать исчисленную сумму налога на прибыль организаций на сумму расходов, связан-

ных с приобретением (созданием) или модернизацией (реконструкцией) объектов основных средств. По нашему мнению, регионы должны получить право предоставления на своей территории налоговых льгот по налогу на имущество организаций в отношении движимого имущества и имущества, которое используется в настоящее время только при осуществлении деятельности по разработке морских месторождений углеводородного сырья в российском секторе Каспийского моря, но и при выходе на рынок с инновационными товарами, работами и услугами, то есть с новыми или подвергавшимися в течение последних трех лет разной степени технологическим изменениям товарами, работами и услугами. Данная мера позволит увеличить долю инновационных товаров, работ и услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг.

ЛИТЕРАТУРА

1. Водопьянова В.А., Петрова В.С. Влияние изменений налогового законодательства на поступления налоговых платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации // Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 39-42.

2. Николаева А.Л., Мандрощенко О.В. Влияние изменений налогового законодательства на бюджетную сферу Российской Федерацию // Актуальные проблемы налоговой политики. 2017. С. 37-39.

3. Бондаренко Н.О. Поиск стимулов роста российской экономики в рамках налоговой системы // Экономика. Бизнес. Финансы. 2019. № 3. С. 10-13.

4. Агеева А.С., Тимонова А.И. Влияние изменений в системе налогов и сборов на экономику Российской Федерации // Экономика. Бизнес. Финансы. 2019. № 3. С. 7-10.

5. Попова Г.Л. Налоговая нагрузка и налоговый потенциал региона: анализ взаимовлияния // Международный бухгалтерский учет. 2019. № 2. С. 205-223.

6. Послание Президента РФ Федеральному Собранию 15 января 2020 года [электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. URL: http://ww wxonsultant.ru/ (дата обращения: 20.02.2020).

7. О распределении дотаций на выравнива-

ние бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации (вместе с Методикой распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 22 ноября 2004 г. № 670 (ред. от 27.12.2019) [электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 18.02.2020).

8. Распределение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации на 2019 год и плановый период

2020 и 2021 годов [электронный ресурс] // URL: https://www.minfin.ru/ru/perfoman (дата о браще-ния: 20.02.2020).

9. Распределение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации на 2020 год и плановый период

2021 и 2022 годов [электронный ресурс] // URL: https://www.minfin.ru/ru/perfom (дата обращения: 20.02.2020).

10. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (ред. от 27.12.2019, с изм. от 28.01.2020) [электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 16.02.2020).

11. Бюджетный кодекс Российской Федера-

ции: Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 27.12.2019) [электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. URL: http://ww w.consultantru/ (дата обращения: 20.02.2020).

12. Об утверждении Правил формирования перечня налоговых расходов Российской Феде-

рации и оценки налоговых расходов Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 12 апреля 2019 г. № 439 (ред. от 27.12.2019) [электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 20.02.2020).

SOCIO-ECONOMIC CONSEQUENCES OF CHANGES

IN TAX LEGISLATION

L.P. Voronina

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration,

Ekaterinburg, Russia

ABSTRACT:

The article analyzes the impact of changes in the tax legislation of the Russian Federation and the subjects of the Ural Federal district on the formation of tax revenues of consolidated regional budgets; the effectiveness of the main methods of tax regulation, such as deferrals, installments, investment tax credit, benefits and special tax regimes. The relevance of the research topic is due to the need to study factors that can affect the growth rate of both the Russian economy as a whole and the regional economy; increase of tax revenues of regional budgets without increasing the tax burden on taxpayers; increase of budget security and tax potential.

The practical significance of the research is related to the analysis of the impact of changes in tax legislation on the consolidated budget capacity of the Russian Federation, the effectiveness of the methods of regulation and provision of tax expenditures.

The purpose of the research is to analyze the impact of changes in tax legislation on socio-economic development and the fulfillment of social obligations of the state, as outlined in the Message of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly.

The novelty of this research consists in the fact that analytical indicators for the consolidated budgets of the Ural Federal district are presented, based on which conclusions are made about the positive overall budget efficiency from the use of tax regulation methods. Based on the results of the research, we concluded that effective measures for tax regulation and their positive impact on the growth of the economy and budget revenues.

KEYWORDS: tax revenues, loss of income, tax legislation, consolidated budget of the subjects of the Ural Federal district, Russian economy, analysis, total budget effect.

AUTHORS' INFORMATION:

Lidiya P. Voronina, Cand. Sci. (Economical), Associate Professor, Ural Institute of Management, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, 66, 8 Marta Str., Ekaterinburg, 620144, Russia, lidiya.voronina@ui.ranepa.ru

FOR CITATION: Voronina L.P. Socio-economic consequences of changes in tax legislation // Management issues. 2020. № 2 (63). P. 85-94.

REFERENCES

1. Vodopyanova V.A., Petrova V.S. Influence of changes in tax legislation on receipts of tax payments to the consolidated budget of the Russian Federation // Karelian scientific journal. 2018. Vol. 7. No. 3 (24). Pp. 39-42. [Vodop'yanova V.A., Petrova V.S. Vliyanie izmeneniy nalogovogo zakonodatel'stva na postupleniya nalogovykh platezhey v konsolidiro-vannyy byudzhet Rossiyskoy Federatsii // Karel'skiy nauchnyy zhurnal. 2018. T. 7. № 3 (24). S. 39-42.] -(InRus.)

2. Nikolayeva A.L., Mandroshchenko O.V. Influence of changes in tax legislation on the budget sphere of the Russian Federation // Current problems of tax policy. 2017. Pp. 37-39. [Nikolaeva A.L., Mandroshchenko O.V. Vliyanie izmeneniy nalogo-vogo zakonodatel'stva na byudzhetnuyu sferu Ros-siyskoy Federatsiyu // Aktual'nye problemy nalogo-voy politiki. 2017. S. 37-39.] - (In Rus.)

3. Bondarenko N.O. Search for incentives for growth of the Russian economy within the tax system // Economy. Business. Finance. 2019. No. 3. Pp. 10-13. [Bondarenko N.O. Poisk stimulov rosta rossiyskoy ekonomiki v ramkakh nalogovoy siste-my // Ekonomika. Biznes. Finansy. 2019. № 3. S. 1013.] - (InRus.)

4. Ageyeva A.S., Timonova A.I. Influence of changes in the system of taxes and fees on the economy of the Russian Federation // Economy. Business. Finance. 2019. No. 3. Pp. 7-10. [Ageeva A.S., Timonova A.I. Vliyanie izmeneniy v sisteme nalo-gov i sborov na ekonomiku Rossiyskoy Federatsii // Ekonomika. Biznes. Finansy. 2019. № 3. S. 7-10.] -(InRus.)

5. Popova G.L. Tax burden and tax potential of the region: analysis of mutual influence // International financial accounting. 2019. No. 2. Pp. 205223. [Popova G.L. Nalogovaya nagruzka i nalogovyy potentsial regiona: analiz vzaimovliyaniya // Mezh-dunarodnyybukhgalterskiy uchet. 2019. № 2. S. 205223.] - (In Rus.)

6. Message of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly on January 15, 2020 [e-resource] // RLS ConsultantPlus. URL: http:// www.consultant.ru/ (date of reference: 20.02.2020). [Poslanie Prezidenta RF Federal'nomu Sobraniyu 15 yanvarya 2020 goda [elektronnyy resurs] // SPS Konsul'tantPlyus. URL: http://www.consultant.ru/ (data obrashcheniya: 20.02.2020).] - (In Rus.)

7. Distribution of subsidies for leveling the budget supply to constituent entities of the Russian Federation (together with the Method of distribution of

grants for leveling the budget supply to constituent entities of the Russian Federation: Decree of the RF Government dated 22 November 2004. No. 670 (as amended on 27.12.2019) [e-resource] // RLS ConsultantPlus. URL: http://www.consultant.ru/ (date of references: 18.02.2020). [O raspredelenii dota-tsiy na vyravnivanie byudzhetnoy obespechennosti sub'ektov Rossiyskoy Federatsii (vmeste s Metodi-koy raspredeleniya dotatsiy na vyravnivanie byudzhetnoy obespechennosti sub'ektov Rossiyskoy Federatsii: Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 22 noyab-rya 2004 g. № 670 (red. ot 27.12.2019) [elektronnyy resurs] // SPS Konsul'tantPlyus. URL: http://www. consultant.ru/ (data obrashcheniya: 18.02.2020).] -(InRus.)

8. Distribution of grants for equalization of budget security of the subjects of the Russian Federation for 2019 and the planning period of 2020 and 2021 [e-resource] // URL: https://www.mmfm .ru/ru/perfoman (date of reference: 20.02.2020). [Raspredelenie dotatsiy na vyravnivanie byudzhet-noy obespechennosti sub'ektov Rossiyskoy Federatsii na 2019 god i planovyy period 2020 i 2021 godov [elektronnyy resurs] // URL: https://www.minfin.r u/ru/perfoman (data obrashcheniya: 20.02.2020).] -(InRus.)

9. Distribution of grants for equalization of budget security of subjects of the Russian Federation for 2020 and the planning period of 2021 and 2022 [e-resource] // URL: https://www.minfin.ru/ru/per fom (date of reference: 20.02.2020). [Raspredelenie dotatsiy na vyravnivanie byudzhetnoy obespechen-nosti sub'ektov Rossiyskoy Federatsii na 2020 god i planovyy period 2021 i 2022 godov [elektronnyy resurs] // URL: https://www.minfin.ru/ru/perfom (data obrashcheniya: 20.02.2020).] - (In Rus.)

10. Tax code of the Russian Federation (part two): The Federal law dated August 5,2000 No. 117-FL (as amended on 27.12.2019, modified from 28.01.2020) [e-resource] // RLS ConsultantPlus. URL: http://www.consultant.ru/ (date of reference: 16.02.2020). [Nalogovyy kodeks Rossiyskoy Federatsii (chast'vtoraya): Federal'nyyzakon ot 5 av-gusta 2000 g. № 117-FZ (red. ot 27.12.2019, s izm. ot 28.01.2020) [elektronnyy resurs] // SPS Konsul'tantPlyus. URL: http://www.consultant.ru/ (data obrashcheniya: 16.02.2020).] - (In Rus.)

11. Budget code of the Russian Federation: Federal law dated July 31, 1998 No. 145-FL (ed. from 27.12.2019) [e-resource] // RLS ConsultantPlus. URL: http://www.consultant.ru/ (date of reference:

20.02.2020). [Byudzhetnyy kodeks Rossiyskoy Fede-ratsii: Federal'nyy zakon ot 31 iyulya 1998 g. № 145-FZ (red. ot 27.12.2019) [elektronnyy resurs] // SPS Konsul'tantPlyus. URL: http://www.consultant.ru/ (data obrashcheniya: 20.02.2020).] - (In Rus.)

12. On approval of the Rules for the developing the list of tax expenditures of the Russian Federation and evaluating tax expenditures of the Russian Federation: Decree of the Government of the Russian Federation of April 12, 2019. No. 439 (ed.

from 27.12.2019) [e-resource] // RLS Consultant-Plus. URL: http://www.consultant.ru/ (date of reference: 20.02.2020). [Ob utverzhdenii Pravil for-mirovaniya perechnya nalogovykh raskhodov Ros-siyskoy Federatsii i otsenki nalogovykh raskhodov Rossiyskoy Federatsii: Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 12 aprelya 2019 g. № 439 (red. ot 27.12.2019) [elektronnyy resurs] // SPS Konsul'tantPlyus. URL: http://www.consultant.ru/ (data obrashcheniya: 20.02.2020).] - (In Rus.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.