Научная статья на тему 'Направления повышения и эффективного использования налогового потенциала России'

Направления повышения и эффективного использования налогового потенциала России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
419
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ / БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ / НАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ / НАЛОГОВАЯ ДИСЦИПЛИНА / НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ / TAX POTENTIAL / CONSOLIDATED BUDGET / BUDGET SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION / TAX REVENUES / TAX DISCIPLINE / TAX LEGISLATION / ECONOMIC DEVELOPMENT / TAX POLICY / TAX INCOME

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Минаева Елена Вячеславовна, Чевычелов Валерий Александрович

В статье представлен мониторинг структуры доходов консолидированного бюджета, в том числе в разрезе федеральных округов РФ. На этой основе были выявлены основные причины, препятствующие увеличению налоговых поступлений в бюджет. Проведенное исследование позволило сформулировать основные направления, способствующие повышению и эффективному использованию налогового потенциала страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Минаева Елена Вячеславовна, Чевычелов Валерий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIRECTIONS OF INCREASING AND EFFICIENT USE OF TAX POTENTIAL OF RUSSIA

The article presents the monitoring of the structure of revenues of the consolidated budget, including in the context of federal districts of the Russian Federation. On this basis, the main reasons preventing the increase in tax revenues to the budget were identified. The study allowed us to formulate the main directions that contribute to the increase and effective use of the tax potential of the country.

Текст научной работы на тему «Направления повышения и эффективного использования налогового потенциала России»

УДК 336.221.262 DOI: 10.22394/2079-1690-2018-1-4-102-106

НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ И ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАЛОГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА РОССИИ

доктор экономических наук, профессор кафедры экономики, Российский государственный университет правосудия (117418, Россия, г. Москва, ул. Новочерёмушкинская, 69). E-mail: [email protected] доктор экономических наук, профессор кафедры экономики, Российский государственный университет правосудия (117418, Россия, г. Москва, ул. Новочерёмушкинская, 69). E-mail: [email protected]

Аннотация

В статье представлен мониторинг структуры доходов консолидированного бюджета, в том числе в разрезе федеральных округов РФ. На этой основе были выявлены основные причины, препятствующие увеличению налоговых поступлений в бюджет. Проведенное исследование позволило сформулировать основные направления, способствующие повышению и эффективному использованию налогового потенциала страны.

Ключевые слова налоговый потенциал, консолидированный бюджет, бюджетная система РФ, налоговые поступления, налоговая дисциплина, налоговое законодательство, экономическое развитие, налоговая политика, налоговые доходы.

Российская Федерация, включаясь в глобальный процесс перехода к устойчивому развитию, должна сделать акцент на решении внутренних проблем и гармонизации социальной структуры общества. Только государство способно концентрировать в себе все многообразие экономических интересов, регулируя явления жизни через призму «общеобязательности». Именно в этом качестве государство играет особую роль в экономической системе, придавая ей своего рода целостность и устойчивость. Именно государство призвано выполнять основной объем деятельности по управлению, пользуясь ресурсами общества и упорядочивая его жизнедеятельность [6].

Социально-экономическое развитие Российской Федерации во многом определяется уровнем налоговых поступлений в бюджетную систему и внебюджетные фонды, которые в свою очередь зависят от существующей налоговой базы и, соответственно, имеющегося налогового потенциала.

Стратегически важным направлением является использование внутренних резервов страны, а именно повышение внутренней инвестиционной активности, посредством стимулирования предприимчивости отечественного бизнеса. Реализация этих магистральных направлений экономического развития возможна только при осуществлении комплекса мер на государственном и региональном уровнях [5].

Сумма налогов, собираемая на территории Российской Федерации, в первую очередь зависит от состава налогов, налоговых ставок, налоговой базы. Объём налоговых поступлений зависит также от масштабов применения льгот и изменения их перечня. Таким образом, основную статью доходов консолидированных и федерального бюджетов Российской Федерации составляют именно налоговые доходы, а, следовательно, налоговая политика является исключительно важным направлением государственной деятельности.

Для более полного анализа динамики налоговых доходов рассмотрим консолидированный бюджет Российской Федерации по налоговым поступлениям за период с 2014 г. по 2016 г. (табл. 1)

В консолидированный бюджет Российской Федерации в 2014, 2015 и 2016 гг. налоговые поступления составили 12 670,2 млрд. руб., 13 788,3 млрд. руб. и 14 482,9 млрд. руб. соответственно. В целом можно говорить о росте налоговых доходов Бюджетной системы Российской Федерации, который носит нестабильный характер: в 2015 г. налоговых поступлений поступило на 1567,8 млрд. руб. больше, чем в 2014 г., а в 2016 г. на 694,6 млрд. руб. больше, чем в 2015 г. Как можно заметить, формирование налоговых доходов в консолидированный бюджет РФ на 80% обеспечено традиционно за счет поступления следующих налогов: налога на прибыль, НДС, НДФЛ, а также налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). На каждый из указанных видов налога приходится примерно 20% от суммарного дохода консолидированного бюджета РФ.

Темп роста по всем налогам, кроме НДПИ, в целом увеличился. Уменьшение темпа роста НДПИ можно объяснить санкционными мерами, направленными против Российской Федерации. В качестве таких мер могут являться пониженный спрос на нефтепродукты российского производства, а также повышение курса рубля к доллару и евро.

Основной статьёй дохода, который нивелирует понижение темпа роста НДПИ, оказались акцизы, показавшие рост на 30%. На втором месте стоит НДС. Рост поступлений в бюджетную систему РФ можно связать с вводом в эксплуатацию нового программного обеспечения для налоговых органов АСК НДС. Третье место занимает налог на имущество физических лиц и организаций. Рост поступлений указанного налога возник после введения нового порядка его исчисления и обещает непрерывное увеличение до 2020 года, когда будет осуществлено последнее повышение этого налога.

Минаева Елена

Вячеславовна Чевычелов Валерий Александрович

Таблица 1

Состав и структура налоговых поступлений в бюджетной системе РФ

Виды 2014г. 2015г. 2016г.

налогов млрд руб. в % к объему поступлений в бюджет РФ млрд руб. в % к объему поступлений в бюджет РФ млрд руб. в % к объему поступлений в бюджет РФ темп роста в % к 2014 г. Темп роста в % к 2015 г.

Всего по- 12 220,4 100,0 13788,3 100,0 14482,9 100,0 119 105

ступило доходов, из них:

Налог на прибыль 2 372,8 19,4 2 598,9 18,8 2 770,2 19,1 117 107

НДС 2 300,7 18,8 2 590,1 18,8 2 808,2 19,4 122 108

НДФЛ 2 688,7 22,0 2 806,5 20,3 3 017,3 20,8 112 108

Акцизы 999,0 8,2 1 014,4 7,4 1 293,9 8,9 130 128

НДПИ 2 904,2 23,8 3 226,8 23,4 2 929,4 20,2 101 91

Имущественные 955,1 7,8 1 068,4 7,8 1 116,9 7,7 117 105

налоги

Остальные налоги и сборы 449,8 3,7 483,2 3,5 547,0 3,8 122 113

Подобные тенденции понижения НДПИ и повышения НДС связаны с влиянием макроэкономических факторов.

В 2015 г. темп роста поступлений составил 112,8%, в 2016 г. - 105%. При этом доля нефтегазовых доходов в структуре налоговых поступлений снижалась с 23% в 2015 г. до 20% в 2016 г.

Устойчивый рост ненефтегазовых доходов в 2016 году, прежде всего НДС - на 8,5%, налога на прибыль - на 6,6% и НДФЛ - на 7,5%, - позволили полностью компенсировать снижение НДПИ на 9,2%. Таким образом, ненефтегазовые налоги продолжают расти темпами, значительно опережающими экономику.

Динамика налоговых поступлений на макроуровне зависит от трех ключевых групп факторов: изменения налогового законодательства, влияния экономических факторов и налогового администрирования.

Фактор изменений налогового законодательства остается на достаточно стабильном уровне в общем приросте налоговых поступлений и достигается, в частности, за счет индексации ставок по акцизам и постепенного перехода на кадастровую оценку объектов имущества в целях налогообложения.

Влияние экономического фактора сокращается. Данная тенденция обусловлена последовательным сокращением давления инфляционного фактора. Если в 2015 г. инфляция составила рекордный показатель в 12,9%, то уже в 2016 г. снизилась до 5,4% и составила 26% от прироста налоговых поступлений.

Основную поддержку экономическому фактору оказывает рост фонда заработной платы (повышение на 6,3% по итогам 2015 г. и на 5,5% 2016 г.), который вносит вклад в динамику поступлений НДФЛ (рост на 7,5% по итогам 2015 г. и на 4,2% за 2016 г.).

Кроме того, общими факторами экономического роста признаны совершенствование законодательной базы, развитие финансовой, кредитно-денежной системы, таможенной и налоговой политики, снижение уровня безработицы и показателей инфляции, введение государственных стандартов, обеспечивающих выработку идентичной продукции с едиными показателями качества, ограничение теневого бизнеса [2].

С учетом изменения влияния экономического и законодательного факторов на рост налоговых поступлений все более определяющее влияние оказывает налоговое администрирование. Если в 2015 году за счет налогового администрирования было обеспечено около 20% прироста налоговых поступлений, то в 2016 году прирост составил уже около 30%. Это почти 200 млрд. рублей дополнительных поступлений без учета НДПИ. Причем значительную роль здесь сыграли налог на прибыль и НДС, т.е. налоги, наиболее сложные для администрирования, так как они зависят от изменений в экономике.

Вместе с тем, распределение налоговых поступлений основных налогов среди федеральных округов Российской Федерации происходит не равномерно. Поступления в Бюджетную систему Российской Федерации налога на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц и налог на добавленную стоимость из Центрального федерального округа составляют 40% от поступлений основных налогов и 25% от всех налоговых поступлений. Напомним, что в соответствии со ст. 174, 229 и 287

Налогового кодекса РФ уплата налога производится по месту регистрации налогоплательщика или налогового агента, на которого установлена обязанность исчислять, удерживать и уплачивать налог в Бюджетную систему РФ.

Действительно Центральный федеральный округ имеет самый высокий показатель плотности населения 60,3 чел./км2, а, следовательно, отсюда наличие множества юридических лиц с обособленным имуществом. Но в первую очередь физические лица получают доход и уплачивают налог с него. Существование большого количества организаций увеличивает не только добавленную стоимость и налог с него, но и способствует возникновению прибыли. Отрицательная сторона высокоразвитых территорий - это наличие более высокой инфляции по стране. Тем не менее, суммы налога на добавленную стоимость равномерно увеличиваются с 933,7 млрд руб. до 1 160,5 млрд руб.

Также стоит отметить наличие в составе Центрального федерального округа такого города федерального уровня как Москва. Однако, в связи с тем, что каких-либо крупных предприятий по добыче полезных ископаемых на территории Москвы нет, то налоговые поступления по налогу на добычу природных ископаемых самый маленький из всех федеральных округов - 3,1 млрд руб. Можно заключить, что этот федеральный округ играет исключительную роль в государственных финансовых отношениях.

Самые высокие показатели собираемости налога на добычу природных ископаемых были зафиксированы в 2015 г. в Уральском федеральном округе в размере 2 031,7 млрд руб., что составило 63% от общих поступлений от данного налога в федеральный бюджет РФ. К сожалению, этот показатель уже в 2016 году снизился на 10% и составил 1 837,4 млрд руб. В след за падением собираемости налога на добычу полезных ископаемых понизился налог на добавленную стоимость: с 511,8 млрд руб. в 2015 г. до 473,1 млрд руб. в 2016 г. Налог на прибыль и налог на доходы физических лиц в Уральском федеральном округе имеет тенденцию к постепенному росту.

Дальневосточный, Сибирский и Приволжский округа имеют схожие заурядные показатели по четырём основным источникам налоговых доходов за исключением одного случая. Дальневосточный округ имеет низкие показатели собираемости налога на добавленную стоимость, и в 2016 г. этот показатель самый наименьший среди всех федеральных округов. Эту специфику можно объяснить тем, что зачастую работники нанимаются там вахтовым методом и полученные средства тратить на этой территории не собираются.

Среди всех федеральных округов с наименьшими налоговыми поступлениями можно выделить Южный и Северо-Кавказский федеральный округ. Напомним, что указом Президента Российской Федерации Крымский федеральный округ был упразднён и включён в состав Южного федерального округа. Включение в состав такого крупного и стратегически важного региона не могло не отразиться на налоговых поступлениях Южного федерального округа. В результате произошло увеличение налога на прибыль организаций в 5,6 раза. Три остальных основных налога были повышены на четверть.

Северо-Кавказский федеральный округ традиционно занимает самое последнее место среди всех федеральных округов по сбору налоговых отчислений. Удельный вес в налоговых поступлениях в Бюджетную систему Российской Федерации этого округа составляет 1,1%.

Одна из серьезных проблем для регионов в настоящее время - это значительные суммы внутреннего долга. В 2014-2016 гг. большинство регионов активно погашали ранее осуществлённые заимствования путем недофинансирования расходных статей бюджета. Однако, региональные власти большинства субъектов федерации оказались перед непростой дилеммой: либо отказаться от исполнения существенной части обязательств и тем самым сохранить приемлемый уровень дефицита бюджета и достигнутый уровень долга, либо не делать этого.

Высокая долговая нагрузка заставляет регионы значительную часть ресурсов направлять на погашение и обслуживание долга, а это отвлекает их от решения своих текущих задач. Стоит отдельно отметить наметившиеся положительные тенденции в укреплении доходной базы регионов с 2018 г., которые могут привести к сокращению дифференциации субъектов Российской Федерации по уровню экономического и социального развития.

Основываясь на проведенном исследовании, представляется возможным выявить основные причины, препятствующие увеличению налоговых поступлений в бюджет. На наш взгляд, на собираемость налогов влияет не только размер налоговых ставок, но и факторы, влияющие на формирование предпринимательской среды.

В-первую очередь, следует выделить уровень налоговой (платежной) дисциплины. Около половины налогоплательщиков осуществляют свою деятельность "в тени" или платят налоги не в полном объеме, путем сознательного искажения данных хозяйственной деятельности. По оценкам различных ведомств, теневой сектор в экономике составляет от 25 до 40% ВВП. В таких условиях страдают добросовестные налогоплательщики.

Во-вторых, в условиях низкой платежной дисциплины неуклонно растет задолженность по налогам, которую следует учитывать при более точной оценке налоговой нагрузки на экономику. Задолженность по налогам делится на два вида: недоимка и отсроченные платежи. Их анализ необходим с целью выявления безнадежной задолженности перед бюджетом (более трех лет).

Еще одной важной составляющей финансового механизма является бюджетно-налоговая политика. Верное использование того или иного вида бюджетно-налоговой политики позволяет достичь следующих целей: борьба с инфляцией, ликвидация безработицы, стабилизация или стимулирование экономического роста, антициклическое регулирование экономики, достижение внешнеторгового баланса.

В-третьих, необходимо учитывать среду, в которой налогоплательщики осуществляют уплату налогов. Неразвитость рыночных отношений, нестабильность налогового законодательства не позволяют плательщикам сделать долговременный прогноз финансово-хозяйственной деятельности и налоговых платежей. Особенно болезненно кризисные явления в экономике сказываются на мелких и средних производителях.

Несмотря на все проблемы, с которыми приходится сталкиваться малым предприятиям и организациям, существует и ряд преимуществ, благодаря которым малый бизнес занимает важнейшее положение в экономике развитых стран: гибкость, экономичность, развитие региональных рынков, узкая специализация [1]. Поэтому проведение налоговой политики налогоплательщиками сводится к минимизации налоговых обязательств с помощью законных и незаконных схем.

В-четвертых, неоднородность экономического развития отдельных отраслей и регионов, также искажает показатель налоговой нагрузки в целом по стране. Различные режимы налогообложения ставят налогоплательщиков в неравные условия.

Устранение данных негативных явлений требует времени и глубокой проработки этих вопросов на законодательном уровне. В краткосрочной перспективе наибольшего эффекта можно достигнуть за счет регулирования налоговых ставок, усиления контроля над кредиторской задолженностью по налогам в бюджет, проведения разъяснительной работы с налогоплательщиками и др.

Таким образом, проведенное исследование позволило сформулировать основные направления повышения налогового потенциала, представленные наглядно на рис. 1. Следует отметить взаимосвязь этих направлений. Так, например, активное использование реструктуризации кредиторской задолженности по налоговым платежам в бюджет, будет способствовать повышению экономической эффективности работы реального сектора экономики, а совокупное использование инструментов Закона «О несостоятельности (банкротстве)» будет способствовать восстановлению платежеспособности предприятий и сохранению их, как самостоятельных хозяйствующих субъектов.

НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ НАЛОГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА

1 г г

Формирование благоприятных условий для бизнеса Перераспределение налогового бремени Усиление налогового администрирования

1__________ _______I ________ ________1......

' 4 -создание современной инфраструктуры для бизнеса; -совершенствование работы государственных органов власти (борьба с бюрократией); -активное применение инвестиций, дотаций, субсидий, и льготного кредитования из средств бюджета / \ - совершенствование законодательства о налогах и сборах; - отмена и/или перераспределе- ние налоговых льгот; - изменение налоговых ставок; - изменение и/или уменьшение реестра объектов и/или субъектов налогообложения, которые не облагаются налогом ч / N _ - повышение квалификации сотрудников налоговых органов; - совершенствование системы программно-информационного обеспечения 1 \

Рис. 1. Направления повышения налогового потенциала

Огромный потенциал заложен в совершенствовании подходов к увеличению уровня собираемости налогов. Этот показатель характеризует эффективность работы налоговых органов и влияет на изменение налогового потенциала. Для снижения задолженности к недоимщикам необходимо применять весь комплекс принудительных мер, предусмотренных действующим налоговым законодательством, включая блокировку расчетных счетов, принятие постановлений об обращении взыскания на имущество и его арест, инициирование процедуры банкротства.

Также увеличить собираемость налогов позволит усиление контроля за предприятиями-экспортерами, предотвращение схем ухода от налогов, необоснованного возмещения НДС по "фиктивным" экспортным операциям. В данном случае более действенный и оперативный контроль возможен при взаимодействии налоговых органов с правоохранительными и таможенными органами.

Необходимо продумать меры по укреплению налоговой дисциплины налогоплательщиков. Для этого требуется активизировать работу налоговых органов по вытеснению бартерных расчетов между предприятиями, неуклонно вести борьбу с экономическими преступлениями, уклонением от налогов, теневой деятельностью. В тоже время создание благоприятных условий и налоговые льготы для бизнеса будут способствовать привлечению как отечественных, так и зарубежных инвесторов. Кроме того, значительный потенциал заложен в организации информационно-разъяснительной работы с налогоплательщиками, который является залогом достоверного и полного формирования налогов и обеспечения их собираемости.

Таким образом, использование широкого спектра мер, направленных на повышение эффективности использования имеющегося налогового потенциала, будет способствовать росту налоговых поступлений в доходную часть бюджета РФ.

Литература

1. Александрова М.В., Минаева Е.В. Инновационное развитие как приоритетное направление повышения конкурентоспособности региона // Экономика и предпринимательство. 2018. № 8 (97). С. 503-507.

2. Минаева Е.В., Чижик А.С. Зависимость экономического роста страны от системы факторов и механизмов различных горизонтов управления / / Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал). 2016. № 8. С. 78-86.

3. Проскурина З.Б., Макарова Е.Е. Доверительное управление имущественным комплексом как фактор инновационного развития экономики // Экономика и предпринимательство. 2018. № 8 (97). С. 584-589.

4. Российский статистический ежегодник, 2016. - М.: Росстат, 2016. 729 с.

5. Рябова Т.Ф., Маслюкова Е.А., Юткина О.В. Внутренние резервы роста экономики страны // Экономика и предпринимательство. 2018. № 8 (97). С. 1310-1313.

6. Рябова Т.Ф. Теоретическая целесообразность реформирования методов государственного регулирования // Экономические науки. 2011.№9(82). С.131-134.

7. Шепелева А.И., Аношина Ю.Ф. Особенности налоговой оптимизации как способ снижения налоговой нагрузки предприятия // Вестник Российского государственного аграрного заочного университета. 2010. № 9 (14). С. 288-292.

8. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики www.gks.ru

9. Официальный сайт Федеральной налоговой службы России www.nalog.ru

10. Официальный сайт Министерства финансов России www.minfin.ru

Minaeva Elena Vyacheslavovna, Doctor of Economics, Professor of the Department of Economics, Russian State University of Justice (69, Novocheremushkinskaya Str., Moscow, 117418, Russian Federation). E-mail: [email protected]

Chevychelov Valery Alexandrovich, Doctor of Economics, Professor of the Department of Economics, Russian State University of Justice (69, Novocheremushkinskaya Str., Moscow, 117418, Russian Federation). E-mail: [email protected]

DIRECTIONS OF INCREASING AND EFFICIENT USE OF TAX POTENTIAL OF RUSSIA

Abstract

The article presents the monitoring of the structure of revenues of the consolidated budget, including in the context of federal districts of the Russian Federation. On this basis, the main reasons preventing the increase in tax revenues to the budget were identified. The study allowed us to formulate the main directions that contribute to the increase and effective use of the tax potential of the country.

Keywords: tax potential, consolidated budget, budget system of the Russian Federation, tax revenues, tax discipline, tax legislation, economic development, tax policy, tax income.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.