Научная статья на тему 'Федеральные налоги и сборы Российской Федерации: проблемы и перспективы развития'

Федеральные налоги и сборы Российской Федерации: проблемы и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5945
576
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вопросы управления
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / НАЛОГОВЫЙ МЕХАНИЗМ / БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА / НАЛОГОВЫЙ МЕНТАЛИТЕТ / НАЛОГОВАЯ КУЛЬТУРА / FEDERAL TAXES AND LEVIES / FEDERAL BUDGET / TAX MECHANISM / BUDGETARY SYSTEM / TAX MENTALITY AND CULTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Агузарова Ф. С.

Предмет. Предметом исследования является оценка современного состояния федеральных налогов и сборов в Российской Федерации, выявление имеющихся проблем и определение возможных путей решения в области рассматриваемой темы. Цель. Отслеживание особенностей и специфики федеральных налогов и сборов по их классификационным признакам. Метод и методология. В ходе исследования применялись такие методы, как поисковый метод, метод системного анализа, сравнительный метод, метод обобщения и другие методы. С помощью использования указанных методов собран и обработан теоретический и практический материал необходимый для исследования. В частности, проанализирован российский опыт формирования налоговых доходов федерального бюджета, приведены показатели исполнения исследуемых налогов и сборов, определена доля каждого федерального налога и сбора. Кроме того, разработаны предложения по устранению выявленных проблем, направленные на повышение их значимости. Результаты. Федеральные налоги и сборы являются основным источником доходов государства, которое заинтересовано в правильном подходе к формированию налоговой политики. Автор отмечает, что если налог или сбор имеет федеральный статус, то это обозначает, что он регулируется федеральным налоговым законодательством, но может распространяться между бюджетами бюджетной системы, как, например, акцизы. Цель работы заключается в разработке предложений и мер по укреплению налоговой составляющей федерального бюджета. Автором доказывается целесообразность совершенствования налогового законодательства относительно исследуемых налогов. Выявлены возможности для увеличения поступлений по федеральным налогам и сборам в федеральный бюджет. В действующей налоговой практике в числе федеральных налогов и сборов на формирование федерального бюджета наибольшее значение оказывают два налога: налог на добавленную стоимость и налог на добычу полезных ископаемых, поскольку составляют примерно 85% в сумме всех налоговых поступлений. Все остальные федеральные налоги и сборы менее значительны. Рост налогового потенциала за счет других федеральных налогов и сборов возможен путем исключения циклических колебаний в экономике, присутствия высокой налоговой культуры в стране, грамотно проведенной работы налоговых органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Federal taxes and levies of the Russian Federation: problems and perspectives of development

Subject. The subject of the research is the assessment of the status of federal taxes and levies in the Russian Federation, identification of the existing problems and possible solutions in the area of the discussed topic. Purpose. Tracking of features and specificity of federal taxes and levies according to their classification criteria. Method and methodology. In the study, the author applied such techniques as an exploratory method, system analysis method, comparative method, method of consolidation and other methods. By using these methods, the author assembled and processed the necessary theoretical and practical material for the study. In particular, the author analyzed the Russian experience of formation of tax revenues of the federal budget, introduced performance indicators of the studied taxes and levies, identified a share for each federal tax and levy. In addition, proposals for solution of the identified problems, aimed at enhancing their relevance were developed. Results. Federal taxes and levies are a major source of the State revenue, which is interested in the correct approach to the formation of tax policy. The author notes that if the tax or levy has federal status, then this indicates that it is governed by federal tax laws, but may be distributed among the budgets of the budget system, such as excise tax. The aim of this work is to develop proposals and measures to strengthen the tax component of the federal budget. The author proves the feasibility of improving tax legislation regarding the examined taxes. Opportunities to increase income from federal taxes and levies in the federal budget are identified. The current tax practice among federal taxes and levies for the formation of the federal budget, the largest value is assisted by two taxes: value-added tax and a tax on mineral extraction, because the 85% is approximately the sum of all tax revenues. All other federal taxes and charges are less significant. Growth tax potential at the expense of other federal taxes and levies is possible by removing the cyclical fluctuations in the economy, the presence of a high tax culture in the country, competently conducted work of tax authorities.

Текст научной работы на тему «Федеральные налоги и сборы Российской Федерации: проблемы и перспективы развития»

ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ

УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ И МУНИЦИПАЛВНЫМИ ФИНАНСАМИ

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Агузарова Ф. С.

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Бухгалтерский учет и налогообложение», Северо-Осетинский государственный университет им. К. Л. Хетагурова (Россия), 362025, Россия, г. Владикавказ, ул. Ватутина, д. 44, кв. 46,

[email protected]

УДК 336.22:354(470) ББК 65.261.4(2Рос)

Предмет. Предметом исследования является оценка современного состояния федеральных налогов и сборов в Российской Федерации, выявление имеющихся проблем и определение возможных путей решения в области рассматриваемой темы.

Цель. Отслеживание особенностей и специфики федеральных налогов и сборов по их классификационным признакам.

Метод и методология. В ходе исследования применялись такие методы, как поисковый метод, метод системного анализа, сравнительный метод, метод обобщения и другие методы. С помощью использования указанных методов собран и обработан теоретический и практический материал необходимый для исследования. В частности, проанализирован российский опыт формирования налоговых доходов федерального бюджета, приведены показатели исполнения исследуемых налогов и сборов, определена доля каждого федерального налога и сбора. Кроме того, разработаны предложения по устранению выявленных проблем, направленные на повышение их значимости.

Результаты. Федеральные налоги и сборы являются основным источником доходов государства, которое заинтересовано в правильном подходе к формированию налоговой политики. Автор отмечает, что если налог или сбор имеет федеральный статус, то это обозначает, что он регулируется федеральным налоговым законодательством, но может распространяться между бюджетами бюджетной системы, как, например, акцизы. Цель работы заключается в разработке предложений и мер по укреплению налоговой составляющей федерального бюджета. Автором доказывается целесообразность совершенствования налогового законодательства относительно исследуемых налогов. Выявлены возможности для увеличения поступлений по федеральным налогам и сборам в федеральный бюджет. В действующей налоговой практике в числе федеральных налогов и сборов на формирование федерального бюджета наибольшее значение оказывают два налога: налог ^ на добавленную стоимость и налог на добычу полезных ископаемых, поскольку составляют примерно 85 % в сумме всех налоговых поступлений. Все остальные федеральные налоги и сборы менее значительны. Рост ° налогового потенциала за счет других федеральных налогов и сборов возможен путем исключения цикли-^ ческих колебаний в экономике, присутствия высокой налоговой культуры в стране, грамотно проведенной

о работы налоговых органов.

2,

^ Ключевые слова: федеральные налоги и сборы, федеральный бюджет, налоговый механизм, бюджетная © система, налоговый менталитет, налоговая культура.

Azyaapoea 0. C.

FEDERAL TAXES AND LEVIES OF THE RUSSIAN FEDERATION: PROBLEMS AND PERSPECTIVES OF DEVELOPMENT

Aguzarova F. S.

Candidate of Science (Economics), Associate Professor, Associate Professor of the "Accounting and Taxation" department, Khetagurov North-Ossetian State University (Russia), app. 46, 44 Vatutina str., Vladikavkaz, Russia, 362025, [email protected]

Subject. The subject of the research is the assessment of the status of federal taxes and levies in the Russian Federation, identification of the existing problems and possible solutions in the area of the discussed topic.

Purpose. Tracking of features and specificity of federal taxes and levies according to their classification criteria.

Method and methodology. In the study, the author applied such techniques as an exploratory method, system analysis method, comparative method, method of consolidation and other methods. By using these methods, the author assembled and processed the necessary theoretical and practical material for the study. In particular, the author analyzed the Russian experience of formation of tax revenues of the federal budget, introduced performance indicators of the studied taxes and levies, identified a share for each federal tax and levy. In addition, proposals for solution of the identified problems, aimed at enhancing their relevance were developed.

Results. Federal taxes and levies are a major source of the State revenue, which is interested in the correct approach to the formation of tax policy. The author notes that if the tax or levy has federal status, then this indicates that it is governed by federal tax laws, but may be distributed among the budgets of the budget system, such as excise tax. The aim of this work is to develop proposals and measures to strengthen the tax component of the federal budget. The author proves the feasibility of improving tax legislation regarding the examined taxes. Opportunities to increase income from federal taxes and levies in the federal budget are identified. The current tax practice among federal taxes and levies for the formation of the federal budget, the largest value is assisted by two taxes: value-added tax and a tax on mineral extraction, because the 85 % is approximately the sum of all tax revenues. All other federal taxes and charges are less significant. Growth tax potential at the expense of other federal taxes and levies is possible by removing the cyclical fluctuations in the economy, the presence of a high tax culture in the country, competently conducted work of tax authorities.

Key words: federal taxes and levies, federal budget, tax mechanism, budgetary system, tax mentality and culture.

Налоговые поступления имеют важное значение как в системе доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в целом, так и в системе доходов федерального бюджета в частности. Доходы федерального бюджета представляют собой экономические отношения, которые возникают у государства с организациями, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами в ходе образования фондов денежных средств и поступающие в распоряжение соответствующих органов государственной власти. Согласно бюджетному законодательству Российской Федерации в состав доходов федерального бюджета включаются налоговые доходы, неналоговые доходы, а также безвозмездные поступления [1, ст. 41]. Основным направлением мобилизации средств в бюджетную систему, безусловно, являются именно налоговые платежи. К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. Так, федеральные налоги и сборы устанавливаются и регулируются на федеральном уровне Налоговым кодексом Российской Федерации, а также федеральными законами

о федеральных налогах и сборах Российской Федерации. Федеральные налоги и сборы действуют на территории всей страны и регулируются общероссийским законодательством, формируя основу доходной части федерального бюджета.

К федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы физических лиц;

4) налог на прибыль организаций;

5) налог на добычу полезных ископаемых.

6) водный налог;

7) сборы за право пользования объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;

8) государственная пошлина.

Наличие статуса федерального налога не означает, что он полностью зачисляется в федеральный бюджет. В законе о федеральном бюджете на соответствующий год могут быть установлены нормативы отчислений федеральных налогов и сборов в бюджеты субфедерального уровня: региональный и местный (табл. 1).

Агузарова Ф. С.

Табл. 1. Распределение федеральных налогов и сборов ме^ду уровнями бюджетной системы Российской Федерации за 2012-2014 гг.

Вид налога/сбора Всего, в том числе: ФБ РБ МБ

Налог на добавленную стоимость 100

акцизы на спирт этиловый из пищевого сырья 50 50 -

акцизы на спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением пищевого 100

акцизы на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов, за исключением пива, вин, фруктовых вин, игристых вин (шампанских), винных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и винного дистиллята, и фруктового дистиллята 60 40

акцизы на табачную продукцию 100

акцизов на автомобили легковые и мотоциклы 100

акцизы по подакцизным товарам и продукции, ввозимым на территорию Российской Федерации 100

акцизы на спиртосодержащую продукцию 50 50 -

Акцизы акцизы на автомобильный бензин, прямошнный бензин, ДТ, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей 100 -

акцизы на топливо печное бытовое, вырабатываемое из дизельных фракций прямой перегонки и вторичного происхождения, кипящих в интервале температур от 280 до 360 градусов Цельсия, производимое на территории Российской Федерации 100 -

акцизы на топливо печное бытовое, вырабатываемое из дизельных фракций прямой перегонки и вторичного происхождения, кипящих в интервале температур от 280 до 360 градусов Цельсия, производимое на территории Российской Федерации 100

акцизы на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов, включающую пиво, вина, фруктовые вина, игристые вина (шампанские), винные напитки, изготавливаемые без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и винного дистиллята, и фруктового дистиллята 100

акцизы на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта до 9 процентов включительно 100

из расчета 100 % 85 15 (10/5)

Налог на доходы НДФЛ, уплачиваемого иностранными гражданами в виде фиксированного авансового платежа при осуществлении ими на территории Российской Федерации трудовой деятельности на основании патента 100

физических лиц НДФЛ, взимаемого на территориях сельских поселений муниципальных районах 13

НДФЛ, взимаемого на межселенных территориях 15

НДФЛ, взимаемого на территориях сельских поселений 2

Налог на прибыль НПО по ставке, установленной для зачисления указанного налога в федеральный бюджет (2 %) 100

организаций НПО по ставке, установленной для зачисления указанного налога в бюджет субъекта (18 %) 100

Агузарова Ф. С.

Табл. 1. Распределение федеральных налогов и сборов ме^ду уровнями бюджетной системы Российской Федерации за 2012-2014 гг. (продолжение)

Вид налога/сбора Всего, в том числе: ФБ РБ МБ

Налог на прибыль организаций НПО при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 1995 года N 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» и не предусматривающих специальных налоговых ставок для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации 20 80 -

НПО в части доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство, а также в части доходов, полученных в виде дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам) 100

Налог на добычу полезных ископаемых НДПИ в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) 100

НДПИ в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) 100

НДПИ (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, природных алмазов и общераспространенных полезных ископаемых) 40 60

НДПИ на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации 100

регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) 100

регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) 95 5

регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации при выполнении соглашений о разделе продукции 100

налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых 100

налога на добычу полезных ископаемых в виде природных алмазов 100

Водный налог 100

Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) 20 80 -

сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам) 20 80 -

Сбор за пользование объектами животного мира 100

Го сударственная пошлина государственная пошлина за исключением государственной пошлины за совершение юридически значимых действий, указанных в статьях 56, 61, 61.1, 61.2, 61.3, 61.4 и 61.5 НКРФ 100

государственная пошлина подлежащей зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов 100

государственная пошлина за совершение нотариальных действий должностными лицами органов местного самоуправления городского поселения, уполномоченными в соответствии с законодательными актами Российской Федерации на совершение нотариальных действий, за выдачу органом местного самоуправления городского поселения специального разрешения на движение по автомобильной дороге транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и крупногабаритных грузов 100

Составлено автором по [1]

Агузарова Ф. С.

Табл. 2. Состав и структура налоговых доходов федерального бюджета Российской Федерации за 2012-2014 гг.

Наименование показателя 2012 г. 2013 г. 2014 г.

Факт, млрд руб. Уд. вес, % Факт, млрд руб. Уд. вес, % Факт, млрд руб. Уд. вес, %

Федеральные налоги и сборы в том числе: 6853,2 100,0 7063,8 100,0 7912,0 100,0

Налоги на прибыль организаций 375,9 5,5 352,2 5,0 411,4 5,2

Налог на добавленную стоимость 3545,8 51,7 3539,0 50,1 3931,6 49,7

Акцизы 395,3 5,8 524,4 7,4 592,4 7,5

Государственная пошлина 92,1 1,3 92,2 1,3 90,7 1,1

Налог на добычу полезных ископаемых 2420,6 35,3 2535,2 35,9 2858,1 36,1

Сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов 0,4 0,006 0,4 0,006 0,4 0,005

Прочие платежи за природопользование 19,1 0,3 16,7 0,2 24,0 0,3

Водный налог 2,8 0,04 2,5 0,04 2,2 0,03

Задолженность по отмененным налогам и иным платежам 1,2 0,02 1,2 0,02 1,2 0,02

Составлено автором по [11]

В числе действующих федеральных налогов и сборов в федеральный бюджет не поступает налог на доходы физических лиц, а также сборы за пользование объектами животного мира. Последние полностью закреплены за бюджетами субъектов РФ. Что касается налога на доходы физических лиц, то здесь поступления распределяются между региональными бюджетами по нормативу 85 % и местными бюджетами. Местные бюджеты, как известно, представлены двумя уровнями: 1. бюджеты городских округов и бюджеты муниципальных районов; 2. бюджеты городских округов с внутригородским делением и бюджеты городских и сельских поселений [4, с. 39-41]. Так, в бюджеты городских округов с внутригородским делением налог на доходы физических лиц поступает по нормативу 15 %, в бюджеты городских поселений по нормативу 10 %, в бюджеты муниципальных районов по нормативу 5 %. Налог на доходы физических лиц на меж-селенных территориях взимается по нормативу 15 %. Важно отметить, что наиболее значимый по объему поступлений косвенный налог на добавленную стоимость полностью зачисляется в федеральный бюджет. Так же полностью в федеральный бюджет поступают доходы от уплаты водного налога. Что касается налога на прибыль организаций, налога на добычу полезных ископаемых, акцизов, сборов за пользование объектами водных биологических ресурсов, то поступления от них распределяются между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ. В числе налоговых доходов федерального бюджета наибольший удельный

вес отмечается по налогу на добавленную стоимость и налогу на добычу полезных ископаемых (таблица 2).

За 2012-2014 гг. поступления по федеральным налогам и сборам увеличиваются. Прирост составил 1058,8 млрд.руб. Наиболее значителен по объему поступлений налог на добавленную стоимость [2, с. 512]. Этот налог вырос на 385, млрд.руб. Удельный вес этого налога высок, хотя и сокращается: 51,7 %; 50,1 %; 49,7 % соответственно. Сокращению налога способствует процедура возмещения. На втором месте по объему поступлений стоит налог на добычу полезных ископаемых. Поступления по данному налогу имеют тенденцию к повышению. Налог увеличился на 437,5 млрд. руб. В общей сумме поступлений исследуемых налогов и сборов федерального бюджета налог на добычу полезных ископаемых занял: 35,3 %; 35,9 %; 36,1 % соответственно. Менее значительны по объему поступления по акцизам: 5,8 %; 7,4 %; 7,5 % соответственно. Поступления по налогу на прибыль организаций нестабильны. Удельный вес налога на прибыль организаций примерно соразмерен удельному весу акцизов: 5,5 %; 5,0 %; 5,2 % соответственно. Остальные федеральные налоговые платежи незначительны по объему поступлений и занимают до 1,3 % в структуре федеральных налогов и сборов федерального бюджета Российской Федерации.

Динамика поступлений федеральных налогов и сборов федерального бюджета Российской Федерации имеет тенденцию к повышению. Исключение составляет водный налог. Поступления по нему падают (рис. 1).

Агузарова Ф. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Итак, бюджетообразующими налогами федерального бюджета Российской Федерации за 2012-2014 гг. являются два налога: налог на добавленную стоимость и налог на добычу полезных ископаемых [9, с. 83]. Значительны по объему поступлений акцизы и налог на прибыль организаций. Все остальные федеральные налоги и сборы менее значительны.

Кроме того, проведенный анализ современного состояния федеральных налогов и сборов в Российской Федерации выявил нестабильную ситуацию, как в теории налогообложения, так и в практике их применения. Так, в теории налогообложения нестабильная ситуация проявляется в ежегодном изменении норм налогового законодательства, изменении отдельных

элементов налогов и сборов, чаще всего изменяются ставки и льготы налогов. В практической деятельности также наблюдаются бесконечные ежегодные изменения. В частности, корректируется порядок исчисления налогов, устанавливаются новые сроки уплаты налогов и сборов.

Неустойчивое поступление отдельных федеральных налогов и сборов: налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, налог на добавленную стоимость, государственная пошлина, водный налог (табл. 2), - обусловлено колебаниями в экономике, например, спад производства, низкая инвестиционная активность в отдельных субъектах федерации. На показатели формирования федеральных налогов

12000

10000

8000

6000

4000

2012 г. ■ 2013 г. 2014 г.

2000

3931,6

'Л/У/, 92,1

НДС

2858,1 ¿395^

524,4 _ 592,4

НДПИ НПО Акцизы

0,4

92,2 0,4

90,7 0,4

14Г . Г.

2,8

2,5

2,2 иг

Гос- Сборы за Водный

пошлина пользование налог объектами ЖМ и ВБР

Рис. 1. Динамика поступления федеральных налогов и сборов федерального бюджета Российской Федерации за 20122014 гг. (млрд руб.) (составлено автором по [11])

0

Агузарова Ф. С.

и сборов, оказывает влияние развитие малого и среднего бизнеса, поскольку данная категория плательщиков переходит на специальные налоговые режимы, что не предполагает уплату таких федеральных налогов, как налог на добавленную стоимость, налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц. Отметим, что уровень безработицы в стране оказывает прямое влияние на показатель собираемости налога на доходы физических лиц, потому что этот налог платит вся трудоспособная часть населения. Кроме того, в практической деятельности, можно столкнуться с «неоформленными» сотрудниками организаций, что также сокращает собираемость налога на доходы физических лиц. В данном случае, такие организации уклоняются от уплаты налога, обойдя налоговое законодательство.

На сегодняшний день важной задачей является динамичное поступление федеральных налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации. Решение данной задачи будет содействовать экономическому подъему в стране [6, с. 897]. При этом следует учитывать саму природу каждого отдельного налога. Не может быть собран, например, налог на доходы физических лиц и акцизы в одинаковом размере, так как налогоплательщики, налоговая база, налоговые ставки и другие элементы налогов различные. Поэтому следует учитывать специфику отдельного налога, сбора. Другое дело, когда не выполняются плановые показатели (бюджетные назначения) федерального бюджета. Такая ситуация, в первую очередь, складывается по причине низкой налоговой культуры плательщиков, а также отсутствия налоговой дисциплины, сформировавшаяся в современных условиях. Сегодня важно значение имеет формирование добросовестного и законопослушного налогоплательщика. Необходимо менять менталитет налогоплательщика. Говоря о налоговом менталитете, имеется виду совокупность отношений, которые указывают на поведение и действие, как налоговых органов, так и плательщиков, то есть, взаимоотношение между налогоплательщиками и налоговыми органами по поводу полноты и своевременности уплаты налогов и сборов. Важно учесть, что любые нарушения одной из сторон приводят к нестабильности всей экономической системы и неэффективности применяемых мер. Субъект налогообложения абсолютно сознательно должен исполнять свои обязательства перед налоговым законодательством. К сожалению, добросовестное исполнение своих обязательств перед государством в поведении многих налогоплательщиков не наблюдается, как показывает практический опыт. Приходится сталкиваться с массовым уклонением от уплаты налоговых платежей. В этой связи задача повышения уровня налоговой культуры достаточно сложна, так как такая система

налогообложения теоретически требует грамотно организованной службы отслеживания и контроля за уплатой налогов и сборов, а также высокого уровня зако-нопослушания. Налоговая культура выступает важным элементом совершенствования налоговой системы Российской Федерации, а также серьезным инструментом роста не только федеральных налогов и сборов, но и налоговых поступлений в целом.

Не менее важной проблемой выступает сложный механизм взимания некоторых федеральных налогов и сборов [3, с. 49]. Речь идет, в первую очередь, об исчислении налога на добавленную стоимость, налога на прибыль организаций, налога на добычу полезных ископаемых. На наш взгляд, основными источниками повышения доходного потенциала взимаемых налогов может стать упрощение правил исчисления и уплаты отдельных федеральных налогов, изменение их элементов. Зачастую сложное построение налогов и неоднозначное истолкование законодательства приводит к «серым» схемам (возврат, вычет, возмещение) и, как правило, неуплате налогов. Все это дестабилизирует экономику, способствует выпадению части федеральных налоговых поступлений из бюджетной системы Российской Федерации и развитию теневой экономике.

Литература:

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (в ред. от 23.05.2016) [электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Агузарова Л. А. Налог на добавленную стоимость: проблемы и перспективы возмещения из бюджета // Налоги и налогообложение. 2014. № 5. С. 509-515.

3. Агузарова Ф. С. Об изменениях российского налогового законодательства // Финансы и кредит. 2014. № 21. С. 46-51.

4. Васюнина М. Л. Совершенствование управления доходами бюджетов в Российской Федерации // Финансы и кредит. 2015. № 9 (633). С. 37-45.

5. Пансков В. Г. Налоги в системе методов финансового регулирования экономики // Экономика. Налоги. Право. 2015. № 1. С. 114-120.

6. Тадтаева В. В. Совершенствование отдельных федеральных налогов и сборов в Российской Федерации // Налоги и налогообложение. 2014. № 10. С. 894-900.

7. Тиникашвили Т. Ш. Налоги в системе государственного регулирования денежного хозяйства//Финансы и кредит. 2007. № 39. С. 52-56.

8. Цаллагова Л. М., Икаева 3. С. Качество жизни населения: Состояние и перспективы в Северо-Кавказском федеральном округе // Регион: экономика и финансы: международная научно-практическая конференция,

Агузарова Ф. С.

посвященная 10-летию Академии социального управления, 20 мая 2014 г. / Под ред. А. 3. Дадашева, Ф. М. Урумовой. М., 2014. С. 97-104.

9. Шакирова Р. К., Шакирова Л. И., Новоселова О. Н. Динамика поступлений федеральных налогов за 20062014 гг. по республике Марий Эл//Современные тенденции развития науки и технологий. 2015. № 6-9. С. 81-85.

10. Официальный сайт Федеральной налоговой службы [электронный ресурс]. URL: www.nalog.ru (дата обращения 15.04.2016).

11. Официальный сайт Казначейства России [электронный ресурс]. URL: www.roskazna.ru (дата обращения 15.04.2016).

Reference:

1. The Budget Code of the Russian Federation: Federal law of July 31, 1998 № 145-FZ (ed. by 23.05.2016) [e-resource]. Access from the ref.-legal system «KonsultantPlus».

2. Aguzarova L. A. Value-added tax: problems and prospects of reimbursement from the budget // Nalogi I nalogoob-lozheniye. 2014. № 5. P. 509-515.

3. Aguzarova F. S. On changes in the Russian tax law // 2014. № 21. P. 46-51.

4. Vasyunina M. L. Improving administration of revenue budgets in the Russian Federation // Finance and credit. 2015. No. 9 (633). P. 37-45.

5. Panskov V. G. Taxes within the system of financial regulation methods of the economy // Ekonomika. Nalogi. Pravo. 2015. № 1. P. 114-120.

6. Tadtaeva V. V. Improvement of individual federal taxes and fees in the Russian Federation // Nalogi I nalogoob-lozheniye. 2014 № 10. P. 894-900.

7. Tinikashvili T. Sh. Taxes in the system of State regulation of the monetary economy // Finansy I kredit. 2007. № 39. P. 52-56.

8. Tsallagova L. M., Ikaeva Z. S. Life quality of the population: status and prospects in the North Caucasus Federal District // Region: Economy and finances: international scientific-practical conference devoted to the 10th anniversary of the Academy of social management, May 20, 2014 / Ed. by A. Z. Dadashev, F. M. Urumova. M., 2014. P. 97-104.

9. Shakirova R. K., Shakirova L. I., Novoselova O. N. Dynamics of federal tax revenues for 2006-2014 in the Republic of Mari El // Sovremenniye tendentsiyi nauki I tekhnologiy. 2015. № 6-9. P. 81-85.

10. Official website of the Federal tax service [e-resource]. URL: www.nalog.ru (date of reference 15.04.2016).

11. Official Website of the Treasury of Russia [e-resource]. www.roskazna.ru (date of reference 15.04.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.